Ремонт рулевого управления эур

Все про ремонт рулевых реек с ЭУР

У рулевой рейки с электроусилителем перед гидравлическим усилителем есть явные преимущества, это меньший вес всего узла, а также отсутствие шлангов и необходимости менять масло в системе. Да и адаптировать рулевое управление можно к автоматической системе парковки. Вторая сторона медали — зачастую, больше проблемы, чем с ГУР, о которых и расскажу.

Немного теории

После запуска мотора проводится самодиагностика, где выявляется наличие возможных неисправностей. Когда рулевое колесо находится в исходном положении, весь узел находится в спящем режиме, ожидая поворота руля. При вращении рулевого колеса, датчик положения дает сигнал на блок управления ЭУР, в конечном итоге подается сигнал на электромотор, который помогает снизить усилие на руль. Так как ЭУР значительно облегчает управление, то на высокой скорости это становится опасно, поэтому в систему внедрен датчик скорости, по которому ЭБУ регулирует момент усилия электромотора.

Владельцы переднеприводных автомобилей ВАЗ знакомы с тем, что при резном старте автомобиль уводит в сторону. Обусловлено это разной длиной приводных валов. Как раз ЭУР, который имеет подруливающую функцию, поправляет это положение, что было замечено на автомобиле Lada Priora.

Типы ЭУР

Разделяют электроусилители на две группы: электромотор установлен на рулевом валу или непосредственно на рейке. Рассмотрим второй вариант. На рейке электромотор может быть интегрирован в общий корпус, либо стоять отдельно, а привод рейки может быть типа винт-гайка или шестеренчатый тип. Чтобы ЭУР понимал, когда нужно помогать водителю, блок управления получает сигналы с трех датчиков:

  • Крутящего момента.
  • Положение руля.
  • Датчик скорости.

Устройство

Рейка может быть выполнена в трех вариациях:

  • дополнительная шестерня;
  • параллельный привод;
  • прямой привод.

В каждой вариации есть достоинства и недостатки. Рейка с дополнительной шестерней имеет электромотор, вращающий червячным валом шестерню. Вал рейки при этом имеет две насечки. Недостатком является повышенное трение (особенности червячной передачи). Параллельный привод сделан так, что усилие от электромотора передается через ремень на винт-гайку. В роле винта — шток, с одной стороны которого резьба, а с другой — насечка. Между винтом и гайкой стоят шарики, передающие вращение. Прямой привод, это когда шток рейки проходит через статор электромотора.

О диагностике

Изначально при диагностике опираются на показания владельца автомобиля и его жалобы, это может быть: отсутствие усиления на руль, либо разница в усилии между левым и правым поворотом, а также закусывание руля. Далее рейка демонтируется и устанавливается на диагностический стенд, где компьютер покажет наличие ошибок по электронной части. Диагностика проводится на имитации работы рейки в разных режимах работы.

Механические неисправности

Проблемы в механической части будут одинаковы со всеми типами усиления. Зачастую неисправность рейки кроется в разрыве пыльников рулевых тяг, после чего во внутрь попадает вода и грязь. Если пара винт-гайка не смазывается должным образом, то рейка может как минимум закусываться, а максимум — заклинить в одном положении.

В механизме с параллельным приводом, если на ремень попала влага и другие посторонние предметы, то это приведет к его разрыву. При этом усилие на руль возрастет в значительной мере.

Электрическая часть

Если блок управления установлен возле рейки, то чаще всего его герметизация оставляет желать лучшего, а приводит это к механической поломке или окислению платы. Лечится только заменой ЭБУ.

Читайте также:  M4801 двигатель руководство по ремонту

Если выходит из строя датчик крутящего момента, то ЭБУ начинает теряться в решении, с какими усилием помогать вращать рейку. Данная неисправность может быть жизненно опасной, так как ЭБУ может дать команду на скорости 100 км/ч и выше работать на 100%.

Еще ЭБУ может дать команду вращать рейку влево, когда вы поворачиваете вправо.

Ремонт рейки

Любая механическая проблема не ремонтируется, а лишь лечится заменой неисправного элемента. Если шток не имеет износа, а изношена боковая втулка, либо зазор между зубьями выше нужного, то продлить жизнь рейке незначительно можно подтяжкой гайки, которая стоит прям на корпусе рейки.

Если ЭБУ стоит возле рейки, и на блоке образовалась трещина, то попадание грязи и воды вовнутрь заставят заменить всю рейку в сборе. В случае с рейкой, где привод прямой, попадание воды вовнутрь лечится промывкой внутренности бензином. Все датчики при неисправности не поддаются ремонту, а только замене.

Как видите, в рулевой рейке мало чего можно починить, не прибегая к полноценной замене деталей. Помните, что ремонт любой механической части, к примеру зубчатого вала, лишь ненадолго продлит срок службы рейки.

После ремонта

После сборки электрорейки ее устанавливают на автомобиль, после чего узел проходит адаптацию, это значит что ЭУР заново “учится” видеть все необходимые датчики. Если ЭУР не проходит адаптацию, то его электромотор начинает молотить во всю мощь, после чего всю рейку можно выбросить.

У ЭУР, как на автомобиле Lada Priora, блок управления меняется отдельно от ЭУР, а сам узел находится в салоне, значит усилитель защищен от внешних вредных воздействий. Очередным преимуществом является более дешевая стоимость такой системы, так как ЭУР это не одно целое с рейкой.

Кстати, у электрорейки есть явное преимущество перед ГУР — возможность удерживать рулевое колесо в крайнем положении долгое время. У гидроусилителя же при таком положении насос работает на максимум, а нагрузка на подшипник привода — критическая.

Несмотря на то, что рейка с электроусилителем не доставляет хлопот в эксплуатации, ввиду отсутствия потребности обслуживания, все же может доставить внезапных неприятностей при выходе из строя электрической системы. Если же обращать внимание на контрольную лампу, означающую неисправность ЭУР, то вы обезопасите себя от внеплановых финансовых трат и обеспечите безопасное движение автомобиля. Банальное слежение за тягами, наконечниками и пыльниками рейки, заставит рейку исправно служить весь срок эксплуатации автомобиля.

Источник

Неисправности рулевых колонок с ЭУР

24.06.2019 Автор: Мастер Сервис 4183

Казалось бы, что интересного может быть в рулевой колонке? Ну валы, ну руль со всякими переключателями на один из них прицеплен, а на другой — рулевой механизм, а между ними связующее звено еще.

А если усложнить эту конструкцию электроусилителем? Так интереснее? Конечно. И проблем сразу больше. Вот об этом и поговорим сегодня.

Рулевая колонка: механическая и с электроусилителем

Даже самая обычная современная рулевая колонка, без всяких наворотов, — не такой уж простой узел. Она состоит из:

  • Верхнего (рулевого) вала. С одной стороны к валу на резьбу крепится опорная гайка и руль, с другой — травмобезопасный вал через крестовину.
  • Травмобезопасного вала (он же рулевой карданчик, он же промежуточный, он же телескопический вал) — соединяется через крестовины с верхним валом и валом распределителя в машинах с ГУР или шлицевым валом рейки.
  • Крестовины соединяют валы между собой под углом до 15°, и благодаря этому освобождается подкапотное пространство.
  • Верхнего и нижнего кожухов — защищают узел от грязи, влаги и, соответственно, коррозии и коротких замыканий (если в колонку интегрирован EPS).
  • Замка и системы зажигания, подрулевых переключателей фар, дворников, поворотников и т.д.
Читайте также:  Xc90 ремонт топливного насоса

Вроде бы все элементарно, однако рулевая колонка не так проста, как кажется. Вы можете удивиться, но она относится к системе пассивной безопасности — благодаря травмобезопасному рулевому валу, но о нем как-нибудь в другой раз.

Механическая рулевая колонка

Если же автомобиль оснащен электроусилителем, конструкция рулевой колонки усложняется:

  • Верхний вал дополняется червячной передачей, которая передает усилие.
  • Исполнительный механизм — включает в себя электродвигатель с медной обмоткой, механическую передачу, управляющую плату, щеточный узел, датчик угла поворота руля и контактную группу с кабелями.

Рулевая колонка с электроусилителем

Датчики ЭУР, ошибки check — что ломается в рулевых колонках?

Рулевая колонка с электроусилителем — электромеханический узел, поэтому и неисправности делятся на три группы: механические, электрические и электронные.

Что ломается по механической части:

  • Изнашивается резьба на верхнем валу, куда крепится рулевое колесо. В большинстве случаев, это естественный процесс, хоть жизнь резьбы вполне может укоротить неумелый механик, установивший руль как попало. Руль при этом стучит и люфтит по оси (вперед-назад), в особо тяжелых случаях настолько ощутимо, что кажется практически неуправляемым.
  • Опорная втулка или подшипник — в этом случае руль люфтит радиально, а еще может скрежетать и хрустеть. Вал размещен в корпусе, положение вала фиксирует опорная втулка и подшипник, который, кроме того, позволяет валу вращаться. Втулка и подшипник изнашиваются от естественного износа или из-за ржавчины, подшипник часто разбивается, если водитель резко и сильно налетел на препятствие.
  • Заржавели крестовины, соединяющие валы агрегата. Вот эта неисправность уже пострашнее будет, потому что ржавые крестовины совершенно не способствуют передаче вращения от руля на валы. В совсем плохом случае руль не крутится вообще. В случаях попроще водитель просто слышит хруст где-то под торпедой, а руль хоть рывками, но вращается.
  • Заржавели шлицевые соединения травмобезопасного вала. Самое неприятное последствие этой неисправности — руль может замереть в любой момент. Хотя, конечно, это не случится внезапно — при ржавых крестовинах руль сначала хрустит и скрипит, люфтит и только потом становится неконтролируемым. Причина коррозии шлицов — сами водители. Добрая половина водителей не удосуживается оббить снег с обуви зимой или воду осень/весной. Вода пробирается под педали и со временем разрушает соединения.
  • Разболтались крепления кронштейнов агрегата или/и защитные кожухи. Это сложно назвать неисправностью, но противно скрипящий пластик невероятно раздражает.

Опорная втулка рулевого вала

Неисправности электроусилителя, встроенного в рулевую колонку

Электроусилитель руля состоит из механических, электрических и электронных узлов. Если руль стал тяжелым или странно ведет себя (например, крутится рывками или “проваливается”), колеса реагируют на руль с запозданием, значит ЭУР работает некорректно. Совсем недвусмысленно на это намекают значки ошибки check на приборной панели: желтый, если что-то сбоит, а красный — если усилитель не работает вообще.

Итак, электроусилитель на колонке расположен на верхнем валу и состоит из:

  • торсиона, встроенного между частями верхнего вала — он скручивается на определенный угол при повороте руля, а части вала смещаются относительно друг друга;
  • датчика крутящего момента — “нанизан” на торсион (может быть объединен с датчиком угла поворота руля). Считывает угол, направление и силу поворота торсиона и передает данные в ЭБУ;
  • ЭБУ обрабатывает информацию и рассчитывает силу и полярность тока, который нужно подать на электродвигатель усилителя;
  • электродвигатель передает строго дозированное усилие на силовую передачу — в случае ЭУРа, встроенного в колонку, это червячная передача. Червяк передает усилие шестерне, которая выступает частью верхнего вала колонки, и дальше усилие передается по валам на рулевой механизм;
  • кабелей питания и разъемов двигателя ЭУР и датчиков.
Читайте также:  Honda pilot ремонт двигателя

Что же ломается здесь?

В основном, неисправности касаются электроники. Датчик крутящего момента / угла поворота руля — очень точный и хрупкий элемент. Его слабые места — металлические детали и проводка. Показания датчика сбиваются, если не работает аккумулятор, смещен физический ноль, и т.д. Кроме того, датчик момента со временем “срабатывается” и начинает сбоить.

Датчик угла поворота руля в рулевой колонке

В большинстве случаев ремонт рулевой колонки с EPS сводится к:

  • Калибровке датчиков. Мастер проверяет, в каком состоянии элементы, контролирующие положение датчика, а также осматривает все контакты. Если с этими элементами все в порядке, датчик подключают к спецоборудованию и калибруют в ноль и до оптимальных показателей.
  • Замене датчиков электроусилителя — если проблему нельзя решить только калибровкой. В этом случае колонку разбирают, отключают питание, снимают двигатель ЭУРа. Новый датчик обязательно калибруют в ноль, при чем ноль физический должен соответствовать нулю программному. Программный ноль записывают в память ЭБУ.

Реже возникают проблемы с проводкой — окисляются контакты, появляется окалина и нагар, из-за чего проводка работает некорректно.

Проблемы с механическими узлами усилителя большая редкость. Дело в том, что ЭУР на рулевой колонке очень удачно расположен — под капотом, максимально далеко от дорожного покрытия с водой, снегом, грязью и реагентами. Поэтому коррозия и преждевременный механический износ ему не страшны. Нужно очень-очень постараться, чтобы развалить червячную передачу или вывести из строя электродвигатель.

Бонус: Мифы об электроусилителях на рулевых колонках

Главное заблуждение №1, которое мы часто слышим: EPS на рулевой колонке — самый дешевый из всех электроусилителей.

Рулевая колонка с ЭУР

Это неправда. Все усилители устроены +- одинаково и отличаются только:

  • местом расположения — колонка или рейка;
  • типом силовой передачи — червячная, с параллельным приводом, винт-шарики;
  • компоновкой элементов.

Месторасположение усилителя зависит исключительно от конструкции автомобиля, технических требований и других тонкостей и особенностей производства, а никак не от класса авто.

Рулевая рейка с ЭУР

Заблуждение №2: снять и расшифровать ошибку check, откалибровать датчики можно самостоятельно.

Теоретически можно. Но не нужно — что уже сотни раз доказано на практике. Даже если вы найдете ошибку с помощью спионеренного ПО и подручных средств, расшифровать и корректно сбросить ее не получится. Нет, опять же теоретически, ошибку check сбросить вполне реально. Но потом пеняйте на себя, потому что скупой платит дважды. И хорошо, если только деньгами.

Если заметили непорядок с колонкой или электроусилителем, езжайте на сервис, где есть электротехнический отдел. Потому что, чтобы корректно отремонтировать рулевую колонку EPS, мозгов и правильно растущих рук, к сожалению, недостаточно — нужно еще специальное оборудование и программное обеспечение.

Источник

Оцените статью