Ремонт рулевой колонки авто

Устранение неисправностей рулевой колонки

Введение

О свойствах и функциях рулевой колонки может не знать только начинающий автолюбитель, водители с опытом наверняка хорошо осведомлены о важности этого агрегата. Современное рулевое устройство, придуманное несколько десятилетий назад, обладает прекрасными информативными качествами, проявляет себя как надёжный и долговечный элемент, ввиду чего автопроизводители пока не собираются придумывать более совершенный метод, который бы мог помогать транспортному средству направляться по нужной траектории. Если из автомобиля исключить рулевой агрегат, управлять им станет невозможно, машина попросту потеряет свою актуальность.

Современная рулевая колонка — это устройство, не имеющее вида крупногабаритной системы, в составе которой можно насчитать десятки различных деталей. Устройство этого приспособления настолько простое, что с ним может разобраться обычный человек, не имеющий специального образования.

Однако, как и все остальные детали, рулевая колонка может со временем прийти в негодность, а знающий автовладелец может без труда определить неисправность и предпринять все необходимые меры для её устранения. Рассмотрим все возможные поломки, которым может подвергнуться агрегат с относительно простой конструкцией.

Принцип устройства важного механизма

Для того чтобы разобраться с какой-либо деталью автомобиля, для начала необходимо узнать о принципе её устройства. Одним из главнейших агрегатов, спрятанных под кузовом машины, является рулевой механизм, он выполняет немало функций, в частности, обеспечивает крепление самого руля (баранки), служит посредником в передаче усилий, приложенных к ведущим колёсам, «думает» о безопасности водителя во время неожиданного столкновения. Кроме того, рулевая колонка помогает управлять автомобилем и вращать вилку руля без особых усилий.

Принцип работы механизма состоит в том, что комплектованная валом, ведущей и ведомой шестерней рулевая колонка во время вращения руля передаёт усилие ведомой шестерне, при этом задействуя в процессе ведущую шестерёнку. Повернуть автовладелец может только в случае, когда ведомая шестерня, вплотную прикреплённая к сошке, в свою очередь, передаёт усилие на рычаг боковой тяги.

Регулировка рулевого механизма. Наиболее распространённые неисправности

Ремонт рулевой колонки нельзя назвать весьма трудоёмким процессом, стоит отметить, что эту процедуру при желании может воплотить в действие любой автовладелец, который хочет разобраться во всём самостоятельно. Отрегулировать положение рулевого устройства можно с помощью рычага определённого фиксатора. Этот элемент необходимо крепко зажать, потом установить баранку (руль) в удобное для водителя положение и отпустить рычаг. Эти несложные манипуляции помогут установить баранку в нужном положении.

Кроме ручного способа, избавиться от любой неисправности рулевой колонки можно с помощью автоматической регулировки. Такой вид устранения неполадок нуждается в наличии специального электронного устройства. До начала работы двигателя автомобиль «запоминает» настройки, и каждый раз, когда автовладелец садится за руль, в точности воссоздаёт их. Присутствие такого полезного устройства позволяет водителю свободно выходить и заново садиться в транспортное средство, так как «умный агрегат» автоматически отодвинет баранку. Единственное, о чём должен помнить автовладелец — о запрете любой регулировки во время движения авто. Необдуманные действия могут спровоцировать аварию, так как неправильная регулировка влияет на потерю управления транспортным средством. Устраняя эту неполадку посредством дополнительного электронного девайса, после установки руля в нужном положении нужно проверить надёжность закреплённого рычага.

Рулевая колонка, являясь простым механизмом, достаточно редко доставляет хлопоты своему владельцу. Количество поломок, связанных с нарушением её функционирования, не очень большое. Правда, отталкиваясь от ответственности, которую несёт во время движения авто этот узел, ни в коем случае нельзя оставлять без внимания признаки приближающейся или уже имеющейся неисправности.

Читайте также:  Сроки исполнения ремонта автомобиля

Первое, что должно насторожить владельца, у которого появились неисправности рулевой колонки, — наличие необычного стука в этом агрегате. Неприятный звук может быть следствием деформации внешней обшивки и прилегающих к ней облицовочных панелей или негодности некоторых частей блока переключателя. Люфт рулевого устройства в плоскости сигнализирует об ослаблении или полном износе элементов крепления. Свидетельствующим фактом ослабления и износа шлицевых соединений является осевой люфт.

Самостоятельный ремонт рулевого механизма

Полагаясь в ремонте собственного автомобиля исключительно на свои силы и знания, следует помнить о том, что поменять отдельные шлицевые соединения невозможно, эти элементы не восстанавливаются. Чтобы избавиться от такого рода неисправности рулевой колонки, придётся заменить весь агрегат. Предварительно нужно снять старый рулевой механизм. Во-первых, полностью отключается аккумуляторная батарея, во-вторых, снимается руль с внутренней стороны автомобиля и кожух агрегата. Впоследствии подлежат демонтажу замок зажигания и переключатель, который отвечает за управление всей рулевой системой.

Чтобы все делать уверенно, нужно изначально мысленно представлять, как отремонтировать рулевую колонку. После снятия всех элементов автовладелец должен открутить все имеющиеся болты, на которых держится крепление. При этом следует заранее запастись необходимым оборудованием, некоторые болты достать стандартным образом не получится, их придётся высверливать. Болт, который соединяет центральный агрегат со шлицевым соединением, также нуждается в откручивании. Последним снимается вал устройства, до его демонтажа нужно убрать весь нижний уплотнитель. После последующей установки новой рулевой колонки все детали необходимо поставить на свои места в обратном порядке, нежелательно путать порядок демонтируемых деталей. Для обеспечения удобства снятые элементы нужно последовательно выкладывать в ряд, что не позволит возникнуть неприятной путанице.

Неисправности рулевой колонки могут возникнуть неожиданно, одной из таких поломок может стать замена подшипника. Чтобы самостоятельно справиться с такой незадачей, нужно согласно с вышеописанной последовательностью снять старое крепление и вал. Установив конструкцию в тиски, владельцу транспортного средства придётся выбить вал из старого кронштейна и достать испорченный временем подшипник. После повторной установки вала нужно посредством молотка вынуть второй подшипник рулевого механизма. Установка новых подшипников производится узкими фланцами наружу. Дальнейшая запрессовка осуществляется с помощью оправки. Второй подшипник устанавливается идентичным способом после повторной фиксации вала.

Проблемы в функционировании крестовины рулевой колонки свидетельствуют о необходимости замены всего механизма.

Заключение

Рулевая колонка, являясь главным приспособлением, от которого зависит траектория движения всего автомобиля, подвергается поломкам и неисправностям крайне редко, однако, какого бы рода ни была существующая проблема, не стоит откладывать ремонт, лучше всё заменить вовремя, чтобы не подвергать себя и других участников движения опасности.

Источник

Ремонт деталей рулевого управления

Дефектами деталей рулевого управления являются:

  1. износ червяка и ролика;
  2. износ вала сошки и втулок;
  3. износ подшипников и мест их посадки;
  4. износ резьбовых отверстий картера;
  5. износ деталей шаровых соединений рулевых тяг и погнутость тяг;
  6. ослабление крепления рулевого колеса на валу.

Разборка рулевого механизма

Для разборки рулевого механизма (автомобили ГАЗ-51 и ЗИС-150), снятого с автомобиля, необходимо:

  1. снять кнопку сигнала, отвернуть гайку рулевого вала и снять рулевое колесо;
  2. отвернуть гайку и снять рулевую сошку;
  3. отвернуть болты, снять боковую крышку вместе с валом сошки и слить из картера смазку;
  4. отвернуть болты, снять нижнюю крышку и вынуть из картера рулевой вал с червяком и подшипниками.

Ремонт деталей рулевого механизма

Износ червяка и ролика в известных пределах компенсируется соответствующей регулировкой. При большом износе эти детали заменяют одновременно.

Читайте также:  Ремонт трещин лобового стекла автомобиля ювао

Изношенные опорные шейки вала сошки восстанавливают хромированием до номинального размера или шлифуют под ремонтный размер бронзовых втулок, устанавливаемых в картере. Смятую или сорванную резьбу на конце вала сошки полностью удаляют резцом, затем наплавляют сваркой металл (наплавку ведут отводя тепло от зоны сварки), протачивают под требуемый размер и нарезают новую резьбу.

Смятые и забитые шлицы на конце вала сошки исправляют трехгранным напильником. Резьбовые отверстия картера, имеющие повреждения, заваривают и просверливают, а затем в них нарезают новую резьбу.

Изношенные места посадки подшипников в картере рулевого механизма растачивают и запрессовывают в них стальные кольца под размер подшипников.

Ремонт деталей рулевого привода

В рулевом приводе наибольшему износу подвергаются шаровые пальцы (рулевой сошки и поворотных рычагов) и вкладыши шаровых пальцев. Кроме того, иногда разрабатываются отверстия на концах тяг, срывается резьба, ослабляются или ломаются пружины и гнутся тяги. Ослабевшие или сломанные пружины и изношенные вкладыши шаровых пальцев заменяют новыми. Разработанные отверстия на концах рулевых тяг заваривают и обрабатывают слесарными инструментами.

Погнутую рулевую тягу можно выправить в холодном состоянии или с местным нагревом до температуры 800°. В том и другом случае перед правкой тяги заполняют сухим мелким песком.

Рис. Установка шарового пальца при раздаче:
1 — матрица; 2 — шаровой палец; 3 — боек.

Изношенные шаровые пальцы ремонтируют двумя способами:

  1. На изношенную поверхность сваркой наплавляют слой металла. После этого поверхность обрабатывают на станке под требуемый размер. Вследствие трудоемкости и сложности процесса этот способ применяют очень редко.
  2. Шаровой палец нагревают до температуры 1000—1100°, устанавливают в специальную матрицу и ударами через боек производят раздачу пальца. Затем палец подвергают механической и термической обработке, предусмотренной при изготовлении пальца.

Сборка и регулировка рулевого механизма

Рис. Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-51:
1 — уплотняющее войлочное кольцо; 2 — нижняя крышка; 3 — пружина сальника; 4 — трубка провода звукового сигнала; 5 — регулировочные прокладки; 6 — кольцо нижнего подшипника червяка; 7 — сальник рулевого вала; 8 — червяк; 9 — пробка; 10 — конический роликовый подшипник; 11 — верхняя крышка картера; 12 — стяжной хомут рулевой колонки; 13 — провод; 14 — пружина сальника; 15 — сальник рулевого вала; 16 — контргайка регулировочного винта; 17 — регулировочный винт; 18 — боковая крышка; 19 — роликовый подшипник вала сошки; 20 — двойной ролик; 21 — вал сошки; 22 — бронзовая втулка; 23 — сальник; 24 — картер рулевого механизма; 25 — гайка крепления рулевого колеса; 26 — ступица рулевого колеса; 27 — роликовый цилиндрический подшипник рулевого вала; 28 — рулевая колонка; 29 — рулевой вал.

При сборке рулевого механизма с двойным роликом автомобиля ГАЗ-51 выполняют следующие операции:

  1. Запрессовывают в картер бронзовую втулку 22 с натягом 0,04—0,10 мм и развертывают ее разверткой под размер шейки вала рулевой сошки с расчетом получения зазора 0,025—0,1 мм.
  2. Устанавливают наружное кольцо верхнего роликового подшипника 10 в картер с зазором 0,01—0,07 мм.
  3. В верхний конец рулевой колонки устанавливают роликовый цилиндрический подшипник 27, а в нижний — пружину 14 с сальником 15; надевают колонку на шейку верхней крышки 11 картера и закрепляют ее стяжным хомутом 12.
  4. Снизу картера рулевого механизма вставляют рулевой вал с червяком 8 и двумя роликовыми коническими подшипниками, ставят наружное кольцо 6 нижнего подшипника и привертывают нижнюю крышку 2 с регулировочными прокладками 5 толщиной 0,12 мм (пергаментные) и 0,25 мм (картонные).
  5. На шлицы рулевого вала надевают рулевое колесо и закрепляют гайкой 25.
  6. Проверяют затяжку подшипников червяка. При правильной затяжке усилие, приложенное по касательной к окружности рулевого колеса, необходимое для поворота рулевого вала, должно равняться 0,3—0,5 кг. При отсутствии динамометра затяжку проверяют вращением вала, который должен легко вращаться и не иметь заметного осевого зазора.
  7. В боковую крышку 18 запрессовывают роликовый цилиндрический подшипник 19 и ввертывают регулировочный винт 17 вала рулевой сошки 21.
  8. Соединяют вал рулевой сошки (в сборе с роликом) с регулировочным винтом, устанавливают вал в картер и привертывают боковую крышку 18 с уплотняющей прокладкой.
  9. Устанавливают на конец вала сошки сальник 23, уплотняющее войлочное кольцо 1 в обойме, сошку и закрепляют ее гайкой.
  10. Производят регулировку зацепления ролика с червяком, для чего червяк ставят в положение, при котором ролик будет находиться посредине червяка (движение автомобиля по прямой).
Читайте также:  Ремонт компрессора кондиционера автомобиля муфт

В этом положении перемещают сошку в плоскости ее качания при работе и измеряют величину перемещения конца сошки.

Если это перемещение более 0,8 мм, то регулировку зацепления следует производить винтом боковой крышки. После окончания регулировки проверяют легкость вращения рулевого вала, который должен повертываться от усилия 1,6—2,2 кг, приложенного по касательной окружности рулевого колеса, затем устанавливают на регулировочный винт стопорную шайбу и завертывают контргайку винта.

Рис. Проверка степени затяжки подшипников рулевого вала.

При сборке рулевого механизма с тройным роликом автомобиля ЗИС-150 выполняют следующие операции:

  1. Запрессовывают в картер рулевого механизма и в боковую крышку бронзовые втулки и развертывают их разверткой. Со стороны сошки в картер устанавливают пробковый сальник 3 и шайбу сальника 4, которую в трех местах отгибают.
  2. Устанавливают в картер наружное кольцо верхнего роликоподшипника, вставляют рулевой вал с червяком и подшипниками 8, наружное кольцо нижнего роликоподшипника и привертывают крышку 5 со стальными регулировочными прокладками 6.
  3. Сверху в рулевую колонку устанавливают сальник 11, шарикоподшипник 12, пружину, вставляют шпонку 13 в рулевой вал, надевают рулевое колесо и закрепляют его гайкой.
  4. Регулируют затяжку подшипников червяка прокладками нижней крышки так, чтобы усилие для поворота вала, приложенное по касательной к окружности рулевого колеса, составляло 0,3—0,8 кг по динамометру.
  5. Вставляют в картер вал рулевой сошки 25 в сборе с трехрядным роликом и привертывают боковую крышку 19 с уплотняющей прокладкой. На крышку устанавливают резиновые уплотняющие кольца 21.
  6. Надевают на вал сошки регулировочные стальные кольца и упорную бронзовую шайбу. Завинчивают до отказа фасонную гайку, надевают рулевую сошку и проверяют правильность зацепления ролика с червяком. Для этого червяк и ролик устанавливают в среднее положение (движение автомобиля по прямой) и проверяют величину движения конца сошки (нормально должно быть не более 0,8 мм). При этом усилие для поворота вала, приложенное по касательной к окружности рулевого колеса, должно равняться 2,5 кг.
  7. После регулировки зацепления фасонную гайку закрепляют стопорной пластиной.

Рис. Рулевой механизм автомобиля ЗИС-150:
1 — кронштейн крепления картера рулевого механизма; 2 — втулка вала рулевой сошки; 3 — пробковый сальник; 4 — шайба сальника; 5 — нижняя крышка; 6 — регулировочные прокладки подшипников червяка; 7 — крышка кронштейна; 8 — роликовые конические подшипники червяка; 9 — пробка; 10 — трубка провода сигнала; 11 — сальник; 12 — шарикоподшипник; 13 — шпонка; 14 — каркас рулевого колеса; 15 — рулевая колонка; 16 — провод звукового сигнала; 17 — рулевой вал; 18 — картер рулевого механизма; 19 — боковая крышка картера; 20 — стопорная пластина; 21 — резиновые уплотняющие кольца; 22 — регулировочные стальные кольца; 23 — упорная шайба; 24 — фасонная гайка; 25 — вал рулевой сошки; 26 — продольная балка рамы; 27 — рулевая сошка.

Источник

Оцените статью