Ремонт рыболовной катушки нева

Ремонт инерционной катушки своими руками

Ремонт инерционной катушки своими руками дело нехитрое, это не безынерционку разобрать, куда входит порядка сотни элементов. Родиной и тех, и других является Великобритания, где инерционку называют centre-pin fishing reel – катушка на центральной оси.

По прошествии столетий она сильно видоизменилась не только в плане элементов, но и материала изготовления, став из деревянной металлической. Сменилось и название — rotating drum reel, что переводится как вращающийся барабан. На сленге еще ее называют centre-pin, и английские рыболовы прекрасно понимают, о чем идет речь.

Тормоза для инерционной катушки

Чем проще устройство инерционки, тем неприхотливее она в эксплуатации и обслуживании. Одно дело, если катушка состоит из корпуса, оси и барабана, другое, если механизм обладает различными системами, включая тормозную, о чем мы писали в статье «Как работает инерционная катушка на подшипниках».

Тормоз-трещотка инерционки

В обычных барабанках российского производства он находится с обратной стороны колеса и схож с язычком, работающим на два положения. В деактивированном виде язычок не входит в контакт с шестеренкой, потому барабан беспрепятственно вращается. Если его сдвинуть, язычок зацепится за зубцы шестерни, и сопротивление вращению колеса будет зависеть от жесткости пружины.

Из-за характерных звуков подобный тормоз и получил свое название. Считается, что подобной системой удобно пользоваться новичкам для избегания перебега колеса, когда заброс сходит на нет. На большинстве инерционок величину торможения можно отрегулировать.

Правда, есть одно «но»… Довольно часто тонко отрегулировать тормоз попросту не получается, в связи с чем барабан приходится подтормаживать вручную. У европейских аналогов не существует абсолютно никакой тормозной системы.

Фрикцион инерционки

Нередко инерционные катушки снабжаются фрикционным тормозом, вот только не всегда он поддается регулировке, как у катушки «нельма». У этого девайса он просто активируется движением рычажка, а в работу включается при нагрузке около двух килограммов.

В продаже возможно отыскать и катушки с регулируемым фрикционом. Нельзя не упомянуть такую функцию, как стопор обратного хода. Его назначение – предохранение от самопроизвольного разматывания лесы при транспортировке. Опытные рыболовы умудряются пользоваться им при изымании из водоема крупных экземпляров рыбы либо при лове дорожкой.

Итак, подведем итог, для чего катушке требуется тормозная система:

  • Для предотвращения перебега колеса при закидывании снасти. Это не так актуально для поплавочных снастей, однако вопрос стоит остро у спиннингистов.
  • Во избежание перебега барабана при резкой поклевке и вытаскивании рыбы из водоема. Резкий рывок рыбины способен вырвать рукоятку из рук спиннингиста и привести к образованию бороды.
  • Для четкой фиксации барабана во время транспортировки.

Наиболее просто работает фрикционный тормоз, который в некоторых моделях напоминает автомобильную колодку. Если рыболов давит на верхнюю часть колеса, он внутренней частью щеки входит в контакт с колодкой. Меняя силу надавливания, можно регулировать скорость подтормаживания.

Как отремонтировать «невку» своими руками

Ремонт инерционной катушки невская выполняют в том случае, если края колеса начинают цепляться за корпус. Лечится это заменой подшипника небольшого диаметра 12-14 мм.

Выворачиваются винты в количестве трех штук, крепящих крышку. Зенкером либо сверлом высверливается отверстие под подобранный подшипник. Само собой, что лучше применить специализированный зенкер, имеющий прямую заточку, направленную по оси вращения барабана. Он способен обеспечить пресс-посадку под свой диаметр.

Высверловка осуществляется по толщине шарикоподшипника, однако не стоит забывать о положении защелки, учитывая ее работу. В принципе, про нее можно забыть, правда, в этом случае придется вращение колеса контролировать только вручную. При этом установить и зафиксировать барабан возможно дополнительно стопорной планкой.

Крепят ее на корпусе, что не совсем удобно, однако, как говорится, дело привычки. Запрессовав подшипник с помощью инструмента и установив крышку на место, пробуем плавность хода. Если все сделано правильно, он должен быть мягким, с отсутствием люфта.

Кстати, можно сделать небольшой тюнинг невской катушки — шестеренку под трещотку посадить на небольшие болтики, удалив заклепки. Для этого берется мечик подходящего диаметра и в отверстиях нарезается резьба. Шляпки у болтиков стачиваются практически под корень, затем ножовкой по металлу делаются пропилы под плоскую отвертку.

Еще одна хитрость, несколько облегчающая жизнь рыболову. Если безынерционка за один оборот рукояти выбирает порядка 0,7-0,8 м лесы, то инерционная барабанка в два раза меньше. Ручки у невской расположены широко, а вот если вторую пару сместить к оси, то катушку будет вращать полегче и побыстрее. Правда, при этом снизится мощность, однако для этого первая пара ручек и оставляется, чтобы быстро перейти на них в случае вываживания крупной рыбины.

Читайте также:  Ремонт бетонных крылец расценка

Источник

Переделка катушки Невской.

Admin

Администратор

Запись в дневнике разместил пользователь gress22, 30 авг 2016.

Невская — одна из самых популярных инерционок , это всем известно. Популярность её , даже несмотря на значительные недостатки, основана на общей надёжности, простоте обслуживания и лёгкости вращения (ну когда она только-что почищена-смазана). Самый главный недостаток — это значительные радиальные биения, из-за которых она при забросе колотится ,как параноик в припадке. Следующие недостатки: не очень удобные ручки, не очень прочные спицы барабана, и как вишенка на торте — рычаг быстросъёма. Промышленность выпускала Невки в разные года разного качества — от откровенно плохих, до хороших. И ни одной отличной за все года. Вот такая се ля вя.
Вобщем несколько лет назад у меня скопилось десятка полтора Невок разной степени «убитости»,
и встал вопрос — что же с ними делать. Потенциал у катушки великий, если бы к ней были приложены правильные руки нашей промышленностью. Так-как правильных рук не нашлось — пришлось самому заняться.

Первый вариант , который хочу показать, похоже всё-таки делался промышленностью. За всё время я встречал всего лишь пару-тройку таких катушек с одним лейблом и примерно одних годов — начала 80х. Может,конечно, это была ограниченная партия

Видно, что установлены два подшипника. Один в ступице внизу, второй в колпаке вверху. Ось штатная — 5мм. Радиальные биения присутствуют, но вполне допустимы по сравнению с вариантом без подшей. Вобщем — вполне удовлетворительный вариант. Я когда-то сам такое делал. Занимался ремонтом «мясорубок» и там подшы 5х8 присутствовали. Из убитых и вытаскивал.
Вобщем — изготовить такое самому несложно. Нужны пара подшипников 5х12 и 5х8, немного терпения и твёрдая рука
Сверлом на 12 рассверлить низ ступицы, сверлом на 8 — колпак. С колпаком немного проблемно — его трудно зажать. Но если хорошо взять пассатижами — вполне реально.
Достоинства этого способа:
Быстро, просто, достаточно надёжно, сохраняется быстросъём (кому это важно)
Недостатки:
Радиальные биения всё-равно есть, хотя и не напрягают сильно
Через щель рычага быстросъёма внутрь ступицы попадает грязь-песок. Поэтому всяко нужна периодическая чистка-мойка-смазка катушки
Проблемно было достать такие подшипники, хотя на сайтах продающих разного рода радиоуправляемые игрушки типа вертолёты-машинки-корабли сейчас уже вполне реально такие подшы купить. Цена примерно 40-80 руб штука. Маркировка подш MR125ZZ ( 5x12x4 ) и MR85ZZ ( 5x8x2.5 ) ZZ в обоих случаях обозначает : закрытые с двух сторон
Именно этой катухе я сделал только ручки.

Текстолитовый пруток на 13мм. Верх немного снят для облагораживания. Размер ручки 13х20. В качестве оси болт 4х45. У нас он продаётся как «Болт М4х45 подушки глушителя ВАЗ-2101». Вот такой

Основное отверстие в ручке 4.1мм, далее концевой фрезой или сверлом на 9мм высверлить на глубину 5-7мм под шляпку болта. Поставить шайбу обязательно. Смазать, у текстолита есть приятная особенность — он впитывает смазку, и поэтому не скрипит практически. Фиксируется двумя гайками. Кстати — нижние пластиковые чашки , в которые вставлялись штатные ручки , я срезаю в плоскость. Они вообще-то предназначены чтоб леска за ручки не закручивалась, но по-моему мнению особой пользы в этом плане от них нет. Поэтому — режу
Общий вес барабана увеличивается на 10-11 грамм из-за болтиков. Вполне допустимо
Вопчем — это самый простой и доступный вариант модернизации
На днях сделаю фото процесса более сложного варианта. Чертежи-размеры нужны будут?

Приходится пропустить вариант средней сложности.Как буду делать — сниму весь процесс. А пока самый трудоёмкий

Итак — вот из этой катухи буду делать эксклюзив Замечу только — у меня нет под руками станочного парка, поэтому вся технология разрабатывалась для применения минимума инструментов. Мне хватает отвёрток да ручной дрели. Вполне хватает, хотя и много ручной работы.

Для начала всю катушку необходимо разобрать , естественно. Стойки барабана аккуратно высверливаю — они больше не нужны. Клёпки трещётки также

Трещотку аккуратно снимаем
Вот весь барабан разобраный на составляющие

Главное — при проведении всех операций стараться не погнуть щёки барабана. Но если вдруг погнули, или изначально переделываете катушку с мятым барабаном — его можно поправить , отстучав между двумя листами фанеры. Только это громко

Дальше: рассверливаю и зенкую отверстия на внутренней щеке и на трещотке под потайные болтики М3

Предварительная сборка-подгонка. Сверлю и режу резьбу в ступице

Когда всё окончательно подогнано — можно собирать катушку полностью. Все болтики сажу на краску

Ручки делаю по одной технологии. Я её выше описывал

Ось меняю на латунную диаметром 6мм. Потому как катухи я всё-ж для рыбалки делаю. А у нас специфика такая: заброс тяжёлой снасти 30-50гр — проводка метров 50-100-150 — выматывание. Иногда с кучей водорослей

Колпак , закрывающий втулку сверху, теперь имеет только защитную и декоративную функцию. Никаких регулировок не предусмотрено, незачем. Иногда меня просят сделать гайку фигурную — отказываю. Всё-таки колпак — это фирменный признак Невки, поэтому «должон быть». )
Его придётся немного доработать — высверлить внутри сверлом на 18-20мм место под фиксирующую гайку, что на оси находится

Читайте также:  Ремонт инсталляции geberit непрерывно течет

Ну и всё — окончательная сборка . и на рыбалку

ПС. Возможно придётся ещё подрезать по ширине установочную лапу катушки. Всё-таки штатная ширина для современных удилищ великовата.
ППС. Подшипники использую именно в этой 686ZZ — 6х13х5мм. Подши , а также стойки и титановые болтики покупаю на АлиЭкспресс.
ПППС Вся работа занимает не торопясь часа три-четыре
ППППС Это ещё не окончательный вариант, есть идеи упростить сборку
Ссылки на Али

Первое видео по переделке Невской

Источник

Ремонт безынерционной катушки – анализ более 10 поломок и руководство по разборке/сборке

Неисправности снастей делают процесс рыбалки некомфортным и раздражающим. Рассмотрим, как производится разборка и ремонт катушки для спиннинга.

Частые неисправности катушек:

  1. Скрип катушки
  2. Шум внутри катушки
  3. Механизм катушки клинит под нагрузкой
  4. Самосброс дужки лесоукладывателя
  5. Отказ стопора обратного хода
  6. Повреждения бортика шпули
  7. Обрывы лески под гайкой фрикциона
  8. Подача лески спиралью
  9. Неравномерное наматывание лески
  10. Самозатягивание фрикциона

Если вы хотите более подробно разобраться в теме выбора катушек для спиннинга, советуем наш интересный обзор — ссылка.



Скрип катушки

В случае возникновения постоянных скрипов внутри катушки необходимо смазать её детали. Конечно, определить, какие именно детали требуют смазки, не так-то просто, потому оптимальным вариантом в такой ситуации будет процедура полного смазывания всего механизма катушки. При наличии хотя бы элементарных навыков в разборе, чистке и процессе смазывания внутренностей катушки никакие сложности возникнуть не должны. Как разобрать, почистить и смазать катушку читайте в статье — Обслуживание катушки.


Как разобрать

Главное правило при разборке, особенно если вы делаете это впервые: все снимаемые детали механизма раскладывайте по порядку, в направлении слева на право. Так при сборке вы не запутаетесь и соберете его правильно.
Перед тем, как разобрать катушку, тщательно протрите ее от грязи, песка и рыбной слизи ватным диском, смоченным теплой водой. При сильных загрязнениях можно в воду добавить немного жидкого мыла. Для удаления загрязнений в труднодоступных местах воспользуйтесь пинцетом или ватной палочкой. Не используйте агрессивные бытовые очищающие средства. Если поверхность не очищается мылом, можно удалить грязь спиртом или бензином. Пренебрежение этапом внешней очистки затруднит разборку катушки.

  1. Для начала нужно снять все легко разборные внешние элементы. Первой откручивается гайка фрикциона, после снимается шпуля.
  2. Затем вы увидите установленные мелкие шайбы и шестеренки, которые обязательно нужно раскладывать в том порядке, в котором вы их снимаете.
  3. После снимите ручку.
  4. Теперь приступайте к разборке самого катушечного механизма: отверните зажимную гайку. Это легко сделать при помощи плоскогубцев или ключа. Снимите ее вместе с подкладкой.
  5. После этого снимите ротор.
  6. На нем нужно снять дужку и разобрать механизм, позволяющий ей защелкиваться, так же разберите ролик лесоукладывателя.
  7. Сейчас можно разбирать и сам корпус катушки. Для начала нужно отвинтить болт рычага, переключающего обратный ход, затем снять тумблер.
  8. После этого нужно вынуть заглушку, так же с помощью отвертки удалив болт.
  9. Затем снимите стенку катушки, она снимается с усилием, скорее всего, ее нужно будет подцепить пинцетом.
  10. Теперь вы добрались до главного механизма катушки – это бегунок и две шестеренки, обеспечивающие вращение. Если он работает и разборку катушки вы совершаете в профилактических целях, то достаточно почистить механизм ватной палочкой, не вынимая содержимого. Просто удалите старую смазку, тщательно очищая каждый зубчик.
  11. Конечно, если внутренности механизма сильно загрязнены, то все детали необходимо снять и прочистить.

Сборка катушки производится в обратном порядке, к тому же необходимо в процессе постоянно проверять правильность установки деталей.

Неравномерное наматывание лески

Иногда возникает небольшой казус, заключающийся в неравномерном наматывании лески, когда на шпуле образуется передний или же задний конус.

Эту мелкую погрешность можно легко исправить следующим образом: намотка лески конусом вниз устраняется путём снятия одной шайбы с основного вала катушки, а проблема с направлением конуса лески вверх – наоборот путём добавления ещё одной шайбочки.

Самосброс дужки лесоукладывателя

Достаточно распространенная проблема, когда дужка лесоукладывателя самостоятельно сбрасывается в положение для подмотки лески, что зачастую может приводить к плачевным последствиям. Для устранения этой проблемы сначала стоит попробовать потуже подтянуть болты, с помощью которых и крепится дужка. Если такая простая процедура не поможет, следует придать большей упругости пружине под крышкой. Это можно сделать путём установки прокладки на стержень или же просто поставить новую, более жесткую пружинку.

Шум внутри катушки

Если вы услышали неестественные звуки, исходящие из катушки, желательно сразу же прекратить эксплуатацию изделия. Появление шумов может быть связано с тем же загрязнением, а также с поломкой подшипников или иных деталей. Дальнейшие действия – разбор катушки и последующее смазывание или замена поврежденных деталей, в зависимости от конкретной проблемы.

Где отремонтировать?

Большинство поломок легко устраняются в полевых или домашних условиях, своими руками. Трудноустранимые поломки ликвидируются в условиях специализированных мастерских. В случае появления малейших неисправностей или подозрительных шумов в катушке спиннинга, необходимо немедленно приостановить эксплуатацию устройства и сразу приступить к ликвидации проблемы. Продолжение работы с неисправным устройством может привести к окончательной поломке или дорогостоящему ремонту.
Читайте: Ремонт спиннинга своими руками

Читайте также:  Мастер по ремонту холодильников оборудование

Механизм катушки клинит под нагрузкой

Когда при подмотке лески отчётливо слышны стуки внутри катушки, она периодически заедает и вовсе клинит под некоторой нагрузкой, можно смело говорить о повреждении механизма главной передачи. Скорей всего потребуется замена ведущей и ведомой шестерней на новые.

Повреждение шпули катушки

Наличие повреждений на бортике может существенно повлиять на дальность заброса, и, естественно, только негативным образом. Также из-за царапин и неровностей шпули часто страдает и сама используемая леска, сокращается срок её эксплуатации.

Поэтому после обнаружения таких дефектов поспешите устранить их путём шлифовки и полировки поверхностей. В некоторых современных катушках на бортик шпули наносится специальное напыление из твердого металлического сплава, которое желательно оставить на месте.

Важная статья по данной теме: лучшие катушки для спиннинга

Какие материалы применяются для изготовления корпуса

При изготовлении катушки для спиннинга чаще используется 2 материала — пластик и металл. Ее корпус может быть сделан из следующих сплавов:

  • Полимерные — для дешевых изделий.
  • Сплавы из алюминия + углепластик — по средней цене.
  • Титан + магний — для катушек премиум-класса.

Важно! Дорогие катушки изготавливаются из прочных легких сплавов (титана, алюминия, латуни, бронзы). В итоге удочки служат долго, а работа механизма — равномерная, беззвучная и легкая.

Обрывы лески под гайкой фрикциона

В катушках с передним фрикционом фиксирующая гайка находится чуть-чуть выше кромки шпули, всего на каких-нибудь 1-2 мм. Из-за этого часто леска зацепляется за гайку и попадает под кромку, что приводит к запутыванию и обрывам. Чтобы ликвидировать данную проблему, нужно разобрать катушку, снять гайку и шайбочки фрикционного тормоза, и заменить фетровою прокладку на тонкую прокладку из пластика.

Ремонт катушки у специалиста

В сложных ситуациях с целью ремонта любимой модели катушки лучше обратиться за помощью к специалисту, за спиной которого уже десятки отремонтированных и правильно настроенных катушек. Мастера, занимающиеся ремонтом спиннинговых катушек, имеют в своём распоряжении широкий ассортимент деталей для изделий любой категории, а потому наверняка у них найдётся, чем заменить поврежденный элемент вашей модели. Опытный специалист может осуществить не только непосредственно сам ремонт, но и смазать попутно детали, провести точную регулировку главной пары шестерней.

Уход и профилактика поломок

Уход и профилактика поломок безынерционки отнюдь не сложны.

Важно! Рыболов должен счесть за правило обязательное предсезонное техническое обслуживание девайса, а также элементарную поверхностную очистку и удаление влаги с изделия после каждого завершения рыбалки.

К тому же стоит следить за аккуратной транспортировкой механизма, не допуская ударов и его падений. На самих же рыбалках не стоит класть удилища с катушками на песок, а также стараться как можно меньше опускать девайс в воду. Внимание и бережное отношение к снасти в целом надолго продлевает эксплуатационный потенциал каждого элемента орудия, включая и рассмотренную нами безынерционную катушку.

Смазка катушки

Ещё одна причина поломок катушек – отсутствие смазки внутренних механизмов. После каждой чистки от песка и грязи детали необходимо смазывать. Используемое для этого дела масло должно быть не слишком густым, без различных присадок, которые могут повредить детали из пластика. Естественно, лучше прикупить специальное масло, предназначенное именно для смазывания катушек.

Бережная эксплуатация и периодическое техобслуживание продлят жизнь катушки и защитят её от поломок. Если же последние всё-таки возникли, нужно своевременно заняться ремонтом на ранней стадии, чтобы мелкая проблема не превратилась в большую или вовсе критическую.

Автор статьи: Иванов Виталий Леонидович, 2021 год.

Тюнинг мультипликатора своими руками

Мультипликаторы Abu Garcia Ambassadeur получили звслуженное признание по всему земному шару, о чем мы писали в статье «Катушка мультипликатор для чего создали чудо инженерной мысли». При желании можно подобрать недорогой вариант, который будет отличаться надежностью и простотой механизма.

Любой увлеченный рыболов имеет большое желание держать в руках самое совершенное устройство. И уж сделать это своими руками при определенной сноровке не составит особо труда, при этом не вкладываясь в дорогостоящие модели. Небольшой тюнинг позволит получить желаемое.

Под тюнингованием рассматривается замена отдельных агрегатов мультипликатора на более качественные, после чего катушка станет если не топовой, то близкой к этому. Механизм классических бочонков вполне легко позволяет это сделать. Скажем больше, рыболов при желании может произвести такой тюнинг, что станет возможен самый разнообразный лов самой различной рыбы.

Кстати, имеется масса кампаний, специализация которых – тюнингование рыболовных катушек. Рассмотрим, как можно изменить до неузнаваемости мультипликатор для джерка AG 5601 C4.

  • сначала необходимо заменить все элементы привода лесоукладывателя;
  • также подлежит замене червячный вал с одним подшипником на такой же, но с двумя;
  • далее меняется пластиковая шестеренка, находящаяся в боковой крышке. Новая должна иметь шарикоподшипник;
  • возможна замена лесораспределителя на изготовленный из пластика, но с нитридотитановой вставкой;
  • дополняя обгонную муфту, не помешает установка храповика, которого изначально там нет.

Что еще можно тюнинговать, так это самые важные элементы механизма – подшипники оси барабана. Именно от них зависит не только надежность работы катушки, но и ее дальнобойность. Возможно даже смонтировать гибриды из металлокерамики, когда при стальной обойме шарики изготовлены из керамики.

Источник

Оцените статью