- Шеринг по-новому: как оставить науку ради сервиса аренды электросамокатов и зарабатывать 2,6 млн рублей в месяц
- Новая бизнес-модель и запуск в пандемию
- Привлечение инвестиций и планы на будущее
- Что ждет индустрию транспортного шэринга дальше
- Самокатошеринг: инструкция по применению
- Определяемся с форматом: станции или free-float
- Регистрация самокатошеринга
- Закупка оборудования
- Франшиза или собственные разработки
- Разработка IT-решений
- Продажи и маркетинг
- Персонал
- Финансовые показатели
- Доходная часть
- Краткое резюме
Шеринг по-новому: как оставить науку ради сервиса аренды электросамокатов и зарабатывать 2,6 млн рублей в месяц
«С наукой в России я уперлась в потолок, поэтому у меня было два варианта: либо поступать на PhD и развивать академическую карьеру за рубежом, либо искать себя в другой сфере дома», — рассказывает Ксения Прока, основательница сервиса «Мой самокат». В итоге переезжать в США на докторскую программу девушка все-таки не стала: не захотела оставлять родственников и препятствовать развитию бизнеса мужа в России.
Прока проработала восемь лет в Институте международной экономики и финансов ВАВТ: с 2014 года — младшим научным сотрудником, а с 2019 года — заместителем директора. Тем не менее, ни регулярные зарубежные командировки, ни стабильная зарплата в 200 000 рублей не удержали ее на престижной работе. «Я не тот человек, которого можно мотивировать зарплатой: для меня самое важное — это вклад, который я могу принести этому миру», — говорит Прока. В феврале 2020 года она уволилась и к марту начала развивать собственное дело — сервис аренды электросамокатов.
У предпринимательницы не было никакого опыта в бизнесе, поэтому первое время ей помогал муж: сейчас он параллельно развивает свое направление в сфере общепита и участвует в управлении компанией супруги.
Новая бизнес-модель и запуск в пандемию
О создании своего бизнеса в области электросамокатов супруги начали задумываться еще три года назад. Интерес к самокатам возник достаточно спонтанно, когда они думали об открытии собственного дела: это новое на тот момент направление показалось им достаточно перспективным. Сначала они хотели открыть офлайн-магазин, но решили, что конкурировать с онлайн-площадками, которые зачастую предлагают более дешевые самокаты из-за серого импорта, вряд ли получится.
Идея с арендой пришла после похода в «МВидео». «Мы поняли, что не готовы покупать себе электросамокат больше, чем за 20 000 рублей: мы никогда им не пользовались и не до конца уверены в его технических характеристиках. При этом, аренда помогла бы понять, насколько подходит этот вид транспорта не только нам, но и другим людям», — рассказывает Прока. Так после увольнения из научного института девушка начала развивать свой бизнес.
Основное отличие стартапа от конкурентов заключается в том, что сервис предлагает помесячную аренду транспортного средства от 2700 рублей/месяц (около 4,6 рублей/час), а не поминутную как, например, кикшеринг-компании вроде Whoosh или Samocat Sharing (средняя стоимость их сервисов составляет от 5 рублей/минута, то есть не менее 300 рублей/час). Заявку на электросамокат пользователь оставляет онлайн, а устройство привозят ему на дом или в офис. В стоимость услуги также входят заботы по ремонту транспортного средства в случае поломки; зарядка самоката ложится на плечи арендатора.
«Есть ощущение, что срок окупаемости у модели помесячной аренды будет достаточно долгим. Я уверен, что такой проект найдет свою аудиторию, но насколько большой она будет и какой размер рынка у такого проекта, пока сказать сложно», — комментирует бизнес-модель проекта Дмитрий Чуйко, один из основателей сервиса Whoosh. Вопреки этому мнению, «Мой самокат» вышел на точку безубыточности уже в июне — спустя два месяца после начала работы.
Стартовый капитал бизнеса Ксении Проки составил около 2,4 млн рублей. Супруги вложили в него равные доли, девушка пожертвовала своими накоплениями на учебу в США. Закупка партии из 150 китайских самокатов обошлась в 1,7 млн рублей. Оставшиеся деньги ушли на запчасти в случае поломки, аренду офиса, регистрацию компании, подключение онлайн-кассы и разработку портала для подачи заявок.
«В начале у нас, конечно, не было нескольких миллионов для создания крутой онлайн-платформы, интеграции личного кабинета с CRM-системой: мы фиксировали все в Google-таблицах, ссылки на оплату отправляли вручную», — вспоминает Прока. Система подписки заработала в автоматическом режиме только с 15 мая. «Сейчас все работает гораздо лучше, чем в апреле, но мы все равно хотим совершенствовать нашу систему, а хорошие разработчики стоят дорого».
Еще в феврале, на стадии разработки, предпринимательница запланировала запуск проекта на апрель 2020 года. 29 марта московская мэрия ввела обязательный режим самоизоляции и старт оказался под угрозой. Во-первых, первоначальная целевая аудитория проекта — молодые люди и активные жители столицы — оказалась заперта дома, во-вторых, искать сотрудников без личного контакта оказалось практически невозможно.
Тем не менее, Прока решила не сдаваться и запустила сервис 9 апреля: она переориентировала контекстную рекламу в «Яндексе» на пеших курьеров и первый месяц работала самостоятельно — и как служба клиентской поддержки, и как представитель сервиса доставки, и как сотрудник ремонтной службы. В итоге первые продажи «Мой самокат» сделал уже 10 апреля. Также компания запустила акцию «Приведи друга» — и спрос среди курьеров начал стремительно расти.
«Мы, если честно, немного боялись активно развивать это направление, потому что не было понимания уровня амортизации самокатов: все-таки курьеры катаются на них достаточно активно и в любую погоду», — говорит Прока. По этой причине сервис также таргетировался и на простых пешеходов через Instagram.
В апреле сервисом активно пользовались 21 курьер и 41 обычных клиентов, к концу мая — 52 курьера и 233 обычных пешехода. К июню на самокаты сервиса пересело уже 550 человек, а сама компания вышла на точку безубыточности.
К тому моменту Прока уже начала нанимать персонал и увольнять первых сотрудников. «Нам очень не везло с соискателями на клиентский сервис: от нас ушло шесть сотрудников, потому что они либо не понимали суть проекта, либо были конфликтными и сеяли негатив в коллективе, а кто-то просто ленился», — делится она.
Основной проблемой запуска в пандемию, помимо поиска сотрудников (окончательно команда из восьми человек сформировалась только к сентябрю), оказались задержки в поставке самокатов. Однажды водителей, которые везли их в Москву, оставили на двухнедельный карантин в Новосибирске, поэтому предпринимательнице пришлось докупать похожие модели в столице. По ее словам, проблемы с логистикой имеют место и сейчас. Также дополнительные хлопоты доставляет нестабильный курс.
Привлечение инвестиций и планы на будущее
В мае 2020 года к семейному бизнесу присоединился еще один партнер. Хороший знакомый Ксении и ее супруга давно хотел поддержать близкий ему по духу российский проект, и его выбор пал на «Мой самокат»: так проект получил 3 млн рублей в качестве инвестиций. Долю, которую получил первый инвестор, предпринимательница не раскрывает. В июне частью команды стал еще один партнер: с ним основатели познакомились на онлайн питч-сессии. Его доля и объем инвестиций также не называются, однако, по словам Ксении, сейчас ее семье принадлежит больше 50% компании. Это подтверждаются информацией из системы СПАРК. По данным в системе (последние изменения вносились в августе 2020 года), Ксении и ее супругу, Алексею Миронову, принадлежит по 33,75% в уставном капитале компании, что в сумме дает 67,5%. Двум другим совладельцам, Артему Сербовке и серийному предпринимателю Евгению Галиахметову, принадлежат по 22,5% и 10% соответственно.
По словам Ксении, в «Мой самокат» нет пассивных инвесторов: у каждого — своя зона ответственности. Сама девушка отвечает за операционные процессы и клиентский сервис, а ее партнеры делят между собой стратегическое планирование, разработку и развитие бизнеса.
Сейчас стартап ориентируется и на физических лиц, и на бизнес. По словам Проки, компания заключила соглашение с российским ИТ-гигантом (его название пока держится в секрете). Параллельно сервис развивает и франшизное направление: в августе «Мой самокат» запустился в Казани, подписал соглашения с франчайзи из Санкт-Петербурга и планирует выходить на краснодарский рынок. «Сейчас считать рынок наполненным наверное рано. Да, в Москве или в Санкт-Петербурге есть точки, где слишком много самокатов, но еще много таких, где их не хватает», — комментирует общую ситуацию на рынке Дмитрий Чуйко, сооснователь Whoosh.
«Мы сами молодой проект и только тестируем гипотезы, поэтому нам интересно посмотреть, как проект будет работать и развиваться в других регионах», — поясняет Ксения: франчайзи проекта закупают транспортные средства самостоятельно, выплачивая компании паушальный взнос в 500 000 рублей (в него входит разработка всей ИТ-инфраструктуры: от лендинга до его интеграции с CRM-системой) и роялти в 5%.
На сентябрь 2020 года в сервисе зарегистрировано больше 1500 пользователей, из них 800 человек арендуют электросамокаты. По данным, предоставленным Прокой, ежемесячная выручка компании составляет около 2,6 млн рублей (в летний период стоимость самокатов составляет 3300 рублей/месяц, в низкий сезон — 2700 рублей/месяц, при этом, есть и модели за 4300 рублей/месяц). Около 700 000 рублей уходит на амортизацию, примерно 650 000 рублей — на содержание офиса и зарплаты клиентского сервиса, сервисный центр обходится в 150 000 рублей, на рекламу и разработку тратится примерно полмиллиона. Таким образом, операционная прибыль проекта составляет около 600 000 рублей: она реинвестируется в рост компании, закупку новых электросамокатов. Всю прибыль Прока вкладывает в развитие проекта.
«В Москве сезон для самокатов длится месяца два, и это еще достаточно долгий период. Поэтому как самостоятельный бизнес он не может быть очень интересным. Если же он является одним из сервисов, который предоставляет компания в рамках линейки своих услуг, дотируется или субсидируется извне, то, конечно, у него есть перспективы. И дело тут не в том, что самокаты плохие или хорошие, просто Россия — большая, и климат у нас жесткий, континентальный с ярко выраженной сезонностью», — дает свою оценку Николай Козак, генеральный директор «Делимобиль».
Тем не менее, в ближайших планах стартапа Ксении Проки — привлечение первого раунда инвестиций и выход на зарубежные рынки, а также тестирование системы подписки для гаджетов и предметов мобильности (Ксения не уточняет конкретные продукты).
«С экономической точки зрения наиболее оправдан шэринг либо товаров с высокой стоимостью и невысокой частотой использования, либо товаров, которые покупатель хочет протестировать перед принятием решения о покупке, например, детских колясок сегмента премиум. Если говорить о конкретных гаджетах, то это могут быть дроны, VR-шлемы, игровые приставки, дорогостоящие спортивные тренажеры и оборудование, профессиональное музыкальное оборудование и прочее», — комментирует потенциальные возможности для аренды Александра Дорф, основательница сервиса «Беру!».
Что ждет индустрию транспортного шэринга дальше
Александра Дорф считает, что после пандемии будут расти «ранее просевшие» сервисы, которые помогают людям соблюдать дистанцию, например, каршеринги как альтернатива общественному транспорту. Эту позицию поддерживает и Николай Козак. По его мнению, шэринг в принципе будет медленно, но верно вытеснять частные транспортные средства.
«Стратегия развития городов — в создании комфортной среды для людей, для бизнеса и для экологии, поэтому количество частного транспорта будет снижаться, а количество историй, связанных с шэрингом — увеличиваться. У рынка есть колоссальные перспективы из-за смены поколений и паттернов клиентского поведения, соответственно. На место поколения, для которого было принципиально важно владение машиной, квартирой, яхтой или велосипедом, приходят те, кому хочется получать эмоции и использовать краткосрочно те вещи, которые раньше было принято приобретать», — говорит Козак.
По словам Дмитрия Чуйко, в ближайшем будущем мы можем увидеть новые транспортные средства, которые получится использовать и в холод, и во время дождя. «Думаю, что такие транспортные средства будут компактными — на 1-2 человек максимум. Это выгодно и городам, и пользователям, как с точки зрения стоимости, так и с точки зрения экологичности», — говорит предприниматель.
Источник
Самокатошеринг: инструкция по применению
Стартовые вложения (3 станции)
В 2020 году самокатошеринг видится отличным вариантом бизнеса, ведь сейчас арендовать двухколесные средства передвижения не только выгодно, но и модно. По полочкам о том, что нужно для старта.
Самокатошеринг, или краткосрочная аренда самокатов на мускульной и электрической тяге — настоящий тренд последних лет. Интересно, что одними из первых услугу проката недорогих двухколесных транспортных средств смогли реализовать предприниматели из России. Выходец из Калининграда Василий Быков, создавший в свое время небезызвестную сеть платежных терминалов Qiwi, в 2016-ом основал компанию Samocat Sharing, которая занялась выпуском станций проката самокатов. Идею предприимчивого бизнесмена отечественные инвесторы поначалу приняли с холодком, однако россиянину удалось привлечь к проекту партнеров из Финляндии.
Сейчас Samoсat Sharing является крупнейшим провайдером самокатошеринга в России — компании принадлежит сеть из более чем 122 точек аренды.
Однако настоящий толчок к развитию индустрии дал успешный стартап скандально известного бывшего топ-менеджера Uber Трэвиса Вандерзанена. В 2016-ом он был уволен со своего поста по подозрению в промышленном шпионаже, но не опустил руки и всего год спустя запустил в американской Санта-Монике первую станцию аренды самокатов под брендом Bird. На сегодняшний день это один из наиболее крупных провайдеров самокатошеринга в мире.
Пользователи самокатошеринга видят в возможности краткосрочной аренды решение проблемы с так называемой «последней милей» — зачастую на то, чтобы добраться от станции метро или другого общественного транспорта до конечного пункта назначения у них уходит довольно много времени. В будние дни самокат позволяет «с ветерком» и недорого добраться на встречу деловым людям (средний возраст арендатора составляет от 25 до 45 лет) и студентам (это вторая по популярности категория клиентов). В выходные клиент немного другой — электросамокаты берут в аренду детям ради развлечения.
Определяемся с форматом: станции или free-float
Для начала предлагаем выбрать формат самокатошеринга, по которому вы планируете вести бизнес. Существует две наиболее распространенных модели сдачи самокатов в аренду — с использованием специализированных парковочных станций и так называемая модель free-float.
С первым форматом все в принципе ясно — пользователь может завершить аренду только после того, как припаркует самокат на станции. А вот в случае с free-float самокат можно после использования оставить где угодно (при условии что это место входит в географически разрешенную зону парковки). Такой формат наиболее популярен в Штатах, где клиенты «бросают» самокаты именно там, где им удобнее всего. При этом в вечернее время любой желающий может заработать на том, чтобы забрать самокат к себе домой и зарядить его.
В России изначально больше прижился первый вариант, во многом благодаря позиции чиновников в этом вопросе. Например, мэр Москвы Сергей Собянин высказался с резкой критикой модели free-float, отметив что «бесстанционный прокат приведет к тому, что площади у станций метро, центральные улицы, входы в университеты и крупные бизнес-центры будут захламлены» неиспользуемыми самокатами. Также оставленные в любой точке города самокаты становятся более легкой добычей для злоумышленников и вандалов.
Поэтому мы рекомендуем остановить свой выбор все же на более традиционном формате самокатошеринга — с использованием стационарных парковок.
Регистрация самокатошеринга
Для того, чтобы официально зарегистрировать свой бизнес необходимо открыть ООО, указав следующие коды деятельности ОКВЭД:
77.21: Прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров. Сюда входят прокат товаров для отдыха и спортивного снаряжения: туристических судов, каноэ, парусных шлюпок, велосипедов, пляжных шезлонгов и зонтиков, другого спортивного инвентаря, лыж.
77.29: Прокат и аренда прочих предметов личного пользования и хозяйственно-бытового назначения.
71.40.4: Прокат инвентаря и оборудования для проведения досуга и отдыха.
Закупка оборудования
Клиенту, как правило, предлагается на выбор два типа самокатов: электрические и на мускульной тяге.
Электросамокаты более востребованы рынком, однако требуют обновления раз в 1-2 года. Об этом не стоит забывать, учитывая амортизацию купленной техники. Лучше покупать более качественные и «неубиваемые» модели, которые обладают повышенным ресурсом и закладывать соответствующие затраты в бюджет на будущее.
Самокаты на мускульной тяге. С точки зрения предпринимателя самокат на мускульной тяге выгоднее — чем проще, тем лучше. С одной стороны аренда самоката на мускульной тяге принесет меньше денег компании, да и ремонта такое транспортное средство тоже время от времени требует. Однако, по сути, после устранения мелких неисправностей, его можно продолжать снова сдавать в аренду, не тратясь на закупку нового самоката.
Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Стоимость приобретения готовой станции у поставщика составляет от 390 до 450 тысяч рублей. К слову себестоимость производства одной станции, по словам Samocat Sharing, составляет порядка 300 000 рублей. То есть немного сэкономить можно, однако только в том случае, если вы собираетесь закупать сразу большое количество станций проката. Одна станция обычно включает слоты для установки 10 самокатов — это и мускульные и электрические модели.
Франшиза или собственные разработки
На текущий момент у предпринимателя, решившего попробовать себя в сфере самокатошеринга, есть два варианта развития сценария. Первый — купить готовую франшизу действующего провайдера услуг, второй — попытаться самостоятельно реализовать все бизнес-процессы в компании. У обоих направлений развития есть свои плюсы и минусы.
С одной стороны франшиза может стать неплохим вариантом — особенно для предпринимателя, который хочет только попробовать себя в этом деле, не обременяя себя большими вложениями. В таком случае можно рассчитывать на готовые IT-решения, в том числе готовое отлаженное мобильное приложение под iOS и Android, а также систему отслеживания местоположения самокатов через GPS. Однако при этом не стоит забывать, что работая по франшизе вам придется отдавать часть выручки в виде роялти и паушальных взносов головной компании.
Открытие своего самокатошеринга с нуля потребует больших инвестиций на старте, однако и пожинать плоды своей деятельности вы будете самостоятельно. При этом можно более креативно подойти к организации бизнеса, внедрив технологии и решения, которых нет у конкурентов.
Разработка IT-решений
Стоимость разработки приложения под самокатошеринг может варьироваться в зависимости от подрядчика, который будет заниматься его реализацией. Обычно лучше всего обращаться в такие компании, среди кейсов которых есть похожие реализованные проекты — например в сфере проката велосипедов или каршеринга. Средняя стоимость разработки составит порядка 300 000 рублей.
Помимо разработки приложения для пользователей необходимо будет заняться его продвижением в Apple Store и Play Market. Обычно такую услугу может предложить и непосредственно сам разработчик ПО, и специалисты, работающие по аутсорсингу.
Сайт должен наглядно демонстрировать пользователям преимущества от использования сервиса, выбранные тарифы и предлагаемые модели, а также давать возможность оперативно зарегистрироваться. Разработка сайта потребует небольших затрат в размере 10-15 000 рублей, после чего необходимо провести его SEO-оптимизацию под поисковые системы.
Все самокаты необходимо оснастить датчиками GPS, которые позволят дистанционно контролировать их местоположение. Стоимость системы составит порядка 3-5 тысяч рублей. Таким образом оснастить модулями слежения парк из 10 самокатов обойдется не дороже 50 000 рублей.
Продажи и маркетинг
Продвижение бизнеса охватывает два направления — оффлайн и онлайн.
Оффлайн. С первым все понятно — яркая станция проката сама по себе привлекает внимание прохожих, а нанесенные на самокатах сайт и телефон службы поддержки позволят пользователям узнать больше информации и зарегистрироваться на сервисе. Часто станции проката размещаются вблизи бизнес-центров, станций общественного транспорта либо учебных заведений — что позволяет привлекать потенциальных покупателей благодаря большому трафику с высокой концентрацией целевой аудитории.
Онлайн-маркетинг предполагает продвижение в соцсетях, на тематических форумах города или порталах по активному отдыху, в информационных СМИ. В продвижении услуги хорошо работает сотрудничество с местными блогерами, которые смогут донести преимущества самокатошеринга до вашей целевой аудитории, опробовав сервис на себе. В самокатошеринге, ка и в более «взрослом» каршеринге, неплохо зарекомендовали себя различные акции с накоплением бонусных баллов и промокодами. Например, акция «Приведи друга», при которой пользователь, рекомендовавший сервис новому клиенту, получает скидку на последующие поездки.
Контекстная реклама. Ввиду невысокой пока конкуренции в регионах стоимость показов и кликов в контекстной рекламе “Яндекс.Директ” и Google Adwords относительно невысока. При ограниченном геотаргетинге интернет-рекламы бюджет на продвижение можно ограничить 20 000 — 30 000 рублей.
Сотрудничество с мэрией. Зачастую инициативу самокатошеринга поддерживают местные власти, предоставляя возможность продвигать услугу на форумах и различных мероприятиях по развитию транспортной инфраструктуры. Вообще для чиновников самокатошеринг — отличный способ решить некоторые транспортные проблемы города, поэтому при грамотном подходе не должно возникнуть вопросов со стороны администрации при согласовании размещения станций.
Персонал
Нанимать большое количество персонала на первых порах не только нецелесообразно, но и невыгодно. Все работы в сфере IT проводятся в основном сторонними подрядчиками — это и разработка программного обеспечения, и настройка рекламной компании.
В штате необходимо держать техника, который займется обслуживанием станций, зарядкой и мелким ремонтом самокатов. ФОТ составляет порядка 25 000 рублей, а гибкий график работы позволит рассматривать соискателей среди студентов очных отделений ВУЗов.
Также необходимо взять сотрудника колл-центра, который будет отвечать на звонки клиентов, вести группы компании в соцсетях и т. д. Фонд оплаты труда менеджера по работе с клиентами составляет от 30 000 рублей.
Финансовые показатели
Предлагаем подробнее рассмотреть, сколько можно заработать на самокатошеринге. Затраты на открытие бизнеса на начальном этапе будут формироваться исходя из следующих статей расходов:
Закупка 3 станций проката. Стоимость одной стационарной станции проката на 10 самокатов составляет, как мы уже упоминали выше, порядка 400 000 рублей. Открывать только одну станцию смысла нет — во-первых доходы будут минимальны, а во-вторых не будет точного понимания в каком месте лучше идет бизнес. Открыв одну станцию проката и прогадав с местоположением, предприниматель может разочароваться в бизнесе. Минимум три станции проката уже смогут дать «среднюю температуру по больнице». Итого 3 станции в общей сложности на 30 самокатов обойдутся в 1 200 000 рублей.
Разработка программного обеспечения. Поскольку в нашем сегодняшнем обзоре мы рассматриваем модель самостоятельного ведения бизнеса (не по франшизе), необходимо учитывать затраты на разработку приложения. Средний прайс среди компаний-разработчиков за выполнение такого проекта — порядка 300 000 рублей.
Закупка мебели и оргтехники: 50 000 рублей;
Аренда офиса: 15 000 рублей;
Запуск рекламных кампаний онлайн и оффлайн: 50 000 рублей.
Итого первоначальные инвестиции при запуске проекта из 3 станций в различных районах города составят 1 615 000 рублей. При этом стоимость открытия одной станции не превышает полумиллиона.
Ежемесячные затраты составят порядка 100 000 рублей:
Реклама: 30 000 рублей;
Аренда офиса: 15 000 рублей;
ФОТ: 55 000 рублей
В дальнейшем при запланированном износе самокатов возможен мелкий ремонт, на который также будут закладываться затраты в бюджете.
Доходная часть
Теперь о главном. Сколько может принести одна станция самокатошеринга?
Выручка. По словам представителей этой ниши, в месяц одна станция проката способна приносить от 30 000 до 150 000 рублей. Если станцию удалось разместить в очень оживленном месте (например у станции метро) один самокат берется в аренду в 5−6 раз в день. Длится поездка примерно около часа. Брать за точку отсчета можно сумму в 100 рублей за поездку. Если средний дневной трафик у станции колеблется около тысячи человек, каждый самокат станут арендовать в среднем трижды в день.
Таким образом, десятка самокатов может «привозить» по 3 тысячи рублей выручки в день, либо 90 000 рублей в месяц. С трех станций можно иметь 270 000 рублей.
Чистая прибыль. За вычетом расходов это 150-170 тысяч в месяц. То есть отбить вложения у владельца самокатошеринговой компании получится за сезон-полтора.
Срок окупаемости составляет в среднем 10 месяцев, однако не стоит забывать про сезонность этого бизнеса. Зимой либо в промозглую осеннюю погоду желающих пользоваться сервисом найдется немного. В зависимости от города и региона сезон активных поездок может длиться от 7 до 10 месяцев.
Краткое резюме
В 2020 году самокатошеринг видится отличным вариантом для старта бизнеса, ведь сейчас арендовать двухколесные средства передвижения не только выгодно, но и модно. Но не ждет ли эту нишу повторение ситуации с многочисленными вейп-шопами, которые на волне трендов на испарители открывались в большом количестве, какое то время зарабатывали, а теперь остались не у дел? Время покажет, однако одно остается очевидным — даже без модных тенденций мегаполисов аренда самокатов крайне удобная услуга, которая однозначно имеет право на будущее.
Источник