Ремонт седельного устройства jost

Седельно-сцепное устройство “Джост”: особенности и предотвращения поломок

Седельно-сцепное устройство (ССУ) – это механизм для сцепления тягача с прицепом. От этой конструкции зависит надежность и безопасность работы автопоезда. Но для использования ССУ есть ограничения.

Что такое седельно-сцепное устройство

ССУ обеспечивают жесткое крепление полуприцепа или фургона. Этот замок позволяет надежно закрепить и тянуть за собой тяжелую прицепную технику. Он обеспечивает плавность поворота фуры, а также высокую степень управляемости прицепом при маневрировании.

Материалы, из которых изготовлен механизм, не допускают быстрого износа и резких неожиданных перемещений фуры относительно кабины тягача.

ССУ компании JOST

Компания JOST – надежный производитель запчастей для грузовой техники. Модельный ряд ССУ, выпускаемых этой компанией, предназначен для транспорта различных марок.

В зависимости от типа машины применя-ются модели ССУ с нагрузкой 6 – 50 тонн.

Общая характеристика

Детали седельно-сцепных устройств JOST производятся в строгом соответствии с международными стандартами. Каждая модель должна применяться только для предназначенных ей нагрузок, объем которых определяет производитель транспортных средств.

Превышение максимально допустимых параметров, самостоятельное внесение изменений в конструкцию или другое нарушение правил эксплуатации неприемлемо. В ряде стран это может повлечь серьезные штрафы и наказания: лишение владельца транспортного средства или водителя лицензии на грузоперевозки, изъятие удостоверения.

Отличительные характеристики ССУ «Джост» – надежность, безопасность, удобство использования, простота ремонта, длительный срок службы. Входящее в состав узла автоматическое устройство защиты обеспечивает безопасность работы и способст-вует сохранности автомобиля и груза.

При эксплуатации замена производится без демонтажа или разборки самого механизма, легко меняются также антифрикционные пластины. Все модели оснащены запорными ручками и стальными тросами для деблокировки стопора.

Седельно-сцепное устройство jost устроено таким образом, что защищает мастера от грязи в процессе ремонтных работ. Обслуживание некоторых моделей, в конструкции которых отсутствует стальной трос, можно производить одной рукой.

Модели

Маркировка ССУ производства фирмы «Джост» состоит из аббревиатуры JSK и буквенно-цифровой комбинации, в которой зашифрованы его основные параметры.

Все сцепные узлы «Джост» отличаются следующими особенностями:

  • типоразмер по классификации систем стандартизации DIN и ISO;
  • максимальная нагрузка на седло;
  • вес;
  • высота;
  • размер замка (2 или 3,5 дюйма);
  • тип запорной рукоятки (длинная или короткая);
  • максимально допустимое тяговое усилие;
  • тип замка (со шкворнем или без).

Устройство ССУ «Джост»

Независимо от производителя большинство ССУ состоят из следующих элементов:

  • опорный кронштейн;
  • седельная плита;
  • замок;
  • противоизносное кольцо («подковка»);
  • стопорная ручка.

Конструкция

Механизм размещается на опорном кронштейне, который служит основанием. Сам кронштейн устанавливают на монтажной плите на раме тягача.

Некоторые модели ССУ уже оснащены собственной рамой. Эта рама крепится на каркас тягача без дополнительной монтажной плиты.

Седельная плита – это верхняя крышка, под которой расположен замок, «подковка» и другие элементы, обеспечивающие работу сцепного механизма. На эту плиту, вращающуюся вокруг оси шкворня прицепа, намертво закрепленного в замке, приходится основная нагрузка в виде прицепа. Принцип работы стопорной ручки и механизма фиксации шкворня у разных моделей может сильно отличаться.

Сенсорная система безопасности

Некоторые модели «Джост» комплектуются электронной системой безопасности. Набор сенсоров снимает показания с разных точек механизма и передает данные о его состоянии на панель индикации, находящуюся в кабине.

Датчики отслеживают следующие параметры системы:

  • состояние замка;
  • положение шкворня;
  • высота расположения ССУ.

Наличие пневмоприводов и системы датчиков позволяет водителю дистанционно регулировать состояние системы, меняя положение узлов при помощи приводов различной конструкции.

Предотвращение износа

В процессе движения сцепное устройство испытывает много нагрузок в обеих плоскостях. Большинство нагрузок в вертикальной плоскости приходится на массивный кронштейн. А уменьшение горизонтально направленных воздействий и увеличение износостойкости деталей обеспечивает противоизносное кольцо. «Подковка» может быть стальной или выполненной из полимерного материала.

Типы седельно-сцепных-устройств JOST

По принципу работы и варианту сцепки все ССУ делятся на 2 основных типа. Рассмотрим каждый отдельно.

Шкворневые

Наиболее популярная конструкция. Сцепление происходит благодаря замыканию шкворня, закрепленного на раме прицепа, в замке. При сцепке шкворень должен быть помещен в прорезь замка и закреплен стопорными механизмами. В зависимости от типа конструкции таких фиксирующих элементов может быть 1 или 2.

Бесшкворневые

В автопоездах разрешенной массой до 25 тонн могут применяться автоматические сцепные устройства. Они представляют собой сцепное устройство и крепежный кронштейн, объединенные в одном узле.

Зацепление прицепа производится одновременно с его стыковкой с тягачом. Этот процесс происходит автоматически без дополнительной механической фиксации водителем стопорных механизмов.

Читайте также:  Ремонт шлицы юбки накладной деталью

Перемещение ССУ

В процессе работы периодически приходится регулировать седельно-сцепное устройство джост в горизонтальной или вертикальной плоскости. Вертикальное смещение прицепа бывает необходимо при проведении погрузочно-разгрузочных работ или при стыковке прицепа и тягача.

Перемещение прицепа ближе или дальше относительно кабины тягача позволяет равномерно распределить нагрузку на его оси. Это также уменьшает длину тягача с прицепом, что удобно, например, при погрузке на паром. Для этого применяются механические, гидравлические или пневматические приводы.

Также существует ручная регулировка седельно-сцепного устройства джост jost. Стоит отметить, что для использования механического или пневматического привода необходимо отделять фургон от тягача. Гидравлические приводы обеспечивают смещение при сцепленном автопоезде.

Варианты монтажа

Есть два вида монтажа. ССУ часто устанавливают на монтажной плите, закрепляемой непосредственно на раме тягача. Иногда устройства оснащены уже рамами. Эта рама крепится на каркас тягача без дополнительной монтажной плиты.

Где можно купить

Приобрести седельно-сцепные устройства можно как на сайтах бесплатных объявлений, так и у дилеров. Цена зависит от состояния, марки, назначения, максимальной нагрузки и колеблется от 15 до 150 тысяч рублей.

Подержанные детали выкладываются на сайтах авторазборок. Проверить степень износа, узнать, в каких условиях они применялись, сложно. При сомнениях лучше переплатить и купить новую деталь у надежного дилера.

При выборе ССУ необходимо уделить основное внимание надежности и безопасности при его эксплуатации. Поэтому лучше довериться известным производителям. Опытные автовладельцы отдают предпочтение JOST.

Детальная инструкция видна на видео:

Источник

Седельно-сцепные устройства – конструкция, принцип работы (Часть 2)

Седельно-сцепные устройства – конструкция, принцип работы (Часть 1)

В четырнадцатый раз голоса отданы марки РОКИНГЕР, как лучшему бренду 2018

Популярные ССУ ведущих европейских фирм с антифрикционными накладками из полимерных материалов и канавками для смазки: 1 – малообслуживаемое ССУ Jost JSK 37 C-W; 2 – ССУ Jost JSK 37 C-Z; 3 – ССУ Georg Fisher SK-S 36-20

Устранение зазоров

При эксплуатации ССУ подвергаются воздействию вертикальных нагрузок, тяговых усилий и изгибающих моментов, действующих в плоскости, перпендикулярной продольной оси автопоезда. Вертикальные нагрузки воспринимаются опорными плитами и кронштейнами, тяговые усилия – деталями разъемно-сцепного механизма и сцепным шкворнем, моменты – опорными кронштейнами. В результате воздействия нагрузок детали изнашиваются.

По возможности выбора зазоров, возникающих в результате износа в разъемно-сцепном механизме, ССУ можно разделить на конструкции с легко заменяемыми деталями и устройства с выбором зазоров ручным или автоматическим способом.

Сцепной шкворень-захват (захваты) разъемно-сцепного механизма, опорная плита и подшипники опорных кронштейнов в наибольшей степени подвержены износу, величина которого зависит в первую очередь от условий эксплуатации автопоезда и конструкции полуприцепа. Износ вышеупомянутых деталей увеличивается при эксплуатации автопоездов на извилистых дорогах с большим количеством поворотов, на проселочных дорогах, при работе с полуприцепами-цистернами, самосвальными установками и полуприцепами-тяжеловозами.

Устранить люфт, возникающий вследствие износа, можно разными способами. В некоторых седельно-сцепных устройствах фирм Rockinger и Georg Fisher зазор между сцепным шкворнем и соприкасающимся с ним полукольцом опорной плиты устраняют, поворачивая эксцентриковый палец, установленный в опорной плите, или заменив изношенное полукольцо. В ССУ компаний York и Jost износ деталей компенсируется при поджимании запорных клиньев к сцепному шкворню вручную с помощью винтового механизма или автоматически посредством пружины. Для уменьшения износа подшипников опорных плит компания York применяет на некоторых моделях сайлентблоки из неопрена. Фирма Jost в своих изделиях наряду со стальным использует легкосъемное пластиковое полукольцо («подковку»), которое крепится к опорной плите стальным фланцем, и смазку захвата, работающую от централизованной системы смазки тягача. Наряду с этим ССУ компании Jost могут оснащаться автоматической системой подачи смазки к замковому механизму, смонтированной на опорной плите, а цапфы карданного шарнира седельного устройства с тремя степенями свободы для уменьшения износа снабжают антифрикционными износостойкими втулками.

Расположение ССУ на раме тягача должно обеспечить полное использование грузоподъемности шин тягача

Износ опорной плиты ССУ снижается, если на внешнюю поверхность седла нанести пластичную смазку, для оптимального распределения которой во многих конструкциях сделаны подводящие канавки. Для механизации этого процесса, например, компании Georg Fisher и Jost применяют централизованную систему смазки. Другой способ решения этой проблемы – установка на опорной плите антифрикционных накладок из полимерных материалов, которые по мере износа заменяют новыми.

К преждевременному износу и повреждениям деталей ССУ приводят и динамические нагрузки. Для их гашения изготовители применяют в конструкции ССУ упругие элементы, обычно резиновые. Их устанавливают между опорной плитой и опорными кронштейнами либо между опорными кронштейнами и рамой тягача (фирмы Jost, Georg Fisher, Fruehauf). По мере старения резины эти элементы заменяют. Используются и упругие элементы из пластмасс. Такие элементы обеспечивают возможность незначительного, до ±1,5°…3°, качания тягача и полуприцепа в поперечной вертикальной плоскости, что практически не сказывается на курсовой устойчивости автопоезда.

Читайте также:  Ремонт бесконтактного трамблера ваз 2101

С этой же целью компании Jost и Georg Fisher используют резиновые элементы как для того, чтобы погасить динамические нагрузки, так и чтобы обеспечивались необходимые углы продольного и поперечного качания опорной плиты, а следовательно, полуприцепа. В конструкции вместо металлических поворотных цапф, допускающих качание опорной плиты только вдоль шасси тягача, предусмотрены резиновые втулки, закрепленные на опорной плите. Втулки помимо продольных допускают поперечные перемещения плиты относительно ее кронштейнов на угол ±1,5°. Такая конструкция предохраняет раму тягача и от скручивающих моментов. ССУ с резиновыми упругими элементами рекомендуют устанавливать на седельных тягачах, работающих с полуприцепами-цистернами, которым присуща большая жесткость на кручение.

Автоматическая система подачи смазки замкового механизма

Опорная плита ССУ с канавками для оптимального распределения смазки

Подвижное в подвижном

При эксплуатации порой возникает необходимость переместить седельно-сцепное устройство в горизонтальной или вертикальной плоскости. В первом случае удается оптимально распределить нагрузки по осям и сократить общую длину автопоезда, например, при его перевозке на пароме, или добиться выполнения требований соответствующих национальных норм. Последнее особенно актуально для транспортных компаний США, поскольку нагрузки на оси (тележки) автотранспортных средств определяются законодательством отдельных штатов. Меняя горизонтальное расположение ССУ относительно рамы тягача, можно, перераспределив нагрузки по осям тягача, уложиться в законодательные ограничения разных штатов. При эксплуатации большегрузного автопоезда в тяжелых дорожных условиях (на затяжных подъемах, на участках дорог с пониженным коэффициентом сцепления и т. п.) возникает потребность увеличить сцепную массу тягача, этого легко достичь, если приблизить ССУ к ведущей оси грузовика.

Седельно-сцепное устройство с поджатием запорного клина к сцепному шкворню с помощью винтового механизма

Система смазки захвата и полукольца

Переместить ССУ вдоль рамы автомобиля можно посредством механического, пневматического или гидравлического привода. Управление гидравликой и пневматикой обычно производится из кабины тягача. Механические и пневматические устройства могут работать только без нагрузки, т. е. при отцепленном полуприцепе, а гидравлические работают и с прицепом. Большинство конструкций обеспечивает максимальное перемещение (ход) ССУ на 300…900 мм, впрочем, бывают модели и с ходом до 1850 мм.

Карданный шарнир ССУ с тремя степенями свободы, снабженный антифрикционными втулками

Съемное пластиковое полукольцо опорной плиты

Передвижные ССУ с ручным приводом перемещения выпускают многие европейские и американские изготовители. Конструктивно они выполнены в виде рамы, на которой имеются направляющие с зубчатыми планками и суппорт с установленным на нем ССУ. Запорная ручка посредством системы подпружиненных тяг и рычагов фиксирует или разблокирует передвижение ССУ. Бывают и другие варианты исполнения. Механизмы перемещения монтируют на вспомогательной раме тягача.

Передвижное ССУ с ручным приводом компании Jost

Съемное пластиковое полукольцо опорной плиты

ССУ, перемещающиеся в вертикальной плоскости, т. е. меняющие положение относительно рамы тягача по высоте, находят широкое применение на тягачах, используемых во дворах складских помещений, на погрузочно-разгрузочных площадках фирм, занимающихся смешанными (автомобильно-железнодорожными и автомобильно-водными) перевозками, в морских портах (тягачи типа rо-rо и терминальные тягачи), и в случаях, когда необходимо быстрое переместить полуприцепы на небольшое расстояние с одного места на другое. При этом особое значение приобретает экономия времени на сцепку полуприцепа с тягачом. Дело в том, что для этой процедуры необходимо, чтобы высота опорного листа полуприцепа соответствовала высоте седельно-сцепного устройства. Однако за рубежом высота ССУ, неподвижно закрепленных на раме тягачей, колеблется в пределах 1050…1650 мм (в России – до 1970 мм). Чтобы сцепить тягач с полуприцепом, обычно надо поднять или опустить переднюю часть полуприцепа, что обеспечивается подъемными механизмами опорных устройств. Если в течение рабочей смены тягач работает с полуприцепами разных типов, то операции по регулированию высоты опорного листа полуприцепа занимают много времени и требуют значительных затрат ручного труда. Тягачи, оборудованные подъемными ССУ, позволяют водителю установить их на требуемую высоту, не выходя из кабины, и дают другие преимущества. В частности, полуприцепы, предназначенные для работы с такими тягачами, могут быть оборудованы опорными устройствами простейшей конструкции; сцепка тягача с полуприцепом не требует затрат ручного труда и занимает меньше времени; при маневрировании на складских площадках отпадает необходимость в подъеме опорных устройств полуприцепа, поскольку вместо этого достаточно поднять с помощью ССУ переднюю часть полуприцепа на 200…250 мм и провести необходимый маневр.

Подъемное ССУ с гидроприводом фирмы Jost

ССУ фирмы Georg Fisher, перемещаемое в вертикальной плоскости с помощью пневмоподушки

Не оставили без внимания автостроители Европы и США седельно-сцепные устройства с вертикальным подъемом. Механизм вертикального перемещения ССУ снабжается пневматическими или гидравлическими приводом и работает от компрессора или гидравлического насоса, получающего энергию от двигателя тягача или от электродвигателя, питаемого аккумуляторными батареями. Пневматические (в некоторых случаях пневмоподушки) и гидравлические цилиндры подъема (опускания), число которых обычно не превышает двух, располагают вдоль рамы тягача либо под разными углами к ней. Силовые элементы воздействуют на балансир (раму), на свободном конце которого установлено ССУ. Большинство подобных конструкций обеспечивают высоту подъема до 400 мм, время подъема на такую высоту не превышает 10…12 с.

Читайте также:  Ремонт тяги актуатора турбины тигуан

Упругие элементы из резины, расположенные между опорной плитой и опорными кронштейнами

Резиновые элементы, установленные вместо металлических поворотных цапф

Портовый тягач с подъемным ССУ

Несколько иначе обстоит дело, когда речь идет о портовых тягачах. Седло, установленное на консольной раме, с помощью двух телескопических гидроцилиндров одно- или двустороннего действия перемещается вверх на расстояние от 1000 до 1800 мм или больше в зависимости от пожеланий заказчика. Кроме продольного наклона седло в ряде случаев может иметь и поперечный наклон ±10º, его величина ограничивается гидроклапаном.

Подъемное ССУ фирмы Bartlett Trailer: 1 – рама; 2 – гидроцилиндр; 3, 12 – стойки; 4, 10 – траверсы; 5,9 – поворотные рычаги; 6 – раскосы; 7 – ССУ; 8, 11 – оси

Рекордсменом в этой области стала компания Bartlett Trailer, лидер по выпуску подъемных ССУ в США. Ее изделия достигают 6-метровой высоты подъема. Интерес представляет и техническое исполнение. На раме тягача закреплены две стойки, образующие дополнительную раму, на которой шарнирно на оси 11 (рис 1) смонтированы дугообразные рычаги. Для придания конструкции жесткости они соединены раскосами. На конце дугообразных рычагов на оси 8 установлено седельно-сцепное устройство. Подъем ССУ осуществляется установленным на раме тягача телескопическим гидроцилиндром, верхний конец которого прикреплен к траверсам. Управление гидравлическим приводом подъема полностью автоматизировано с использованием сжатого воздуха или разрежения. Модели фирмы Bartlett Trailer с повышенной высотой подъема успешно справляются с трансформацией обычных полуприцепов в самосвальные. Установив такие устройства на тягач, можно легко поднять и разгрузить полуприцеп с зерном, углем и т. п. При эксплуатации короткобазных и среднебазных полуприцепов, используя механизмы, аналогичные упомянутой выше модели, получают углы опрокидывания полуприцепа в пределах 45°. Это обеспечивает разгрузку большинства сыпучих грузов. О распространенности подъемных устройств свидетельствует тот факт, что только в США несколько фирм выпускают обширную гамму тягачей, оснащенных такими изделиями.

Схема работы автоматического роликового ССУ: а – подача тягача под полуприцеп; б – процесс сцепки; в – тягач сцеплен с полуприцепом; 1 – планка; 2, 6 – фиксаторы; 3, 13 – пружины; 4 – запорный крюк; 5 -ось; 7 – направляющая; 8 – каток; 9 – опорная стойка; 10 – ролик; 11 – поворотный стол; 12 -тяга; 14, 16 – рычаги; 15 – шарнир

Бесшкворневые устройства

Автоматические роликовые (бесшкворневые) устройства, представляющие собой конструкции, в которых в одном агрегате объединено седельно-сцепное и опорное устройства, распространены мало. В этих механизмах поднятие-опускание опорных устройств синхронизировано с процессом сцепки-расцепки. Процесс сцепки-расцепки звеньев автопоезда и соединение тормозных и электрических магистралей осуществляется без выхода водителя из кабины. Автоматические бесшкворневые ССУ устанавливают, как правило, на тягачах, выполняющих внутригородские перевозки на небольшие расстояния со сменой в течение рабочего дня нескольких полуприцепов. Полная масса автопоезда с роликовым ССУ обычно не превышает 25 т, а их грузоподъемность чаще всего находится в пределах 3…12 т. Автоматические бесшкворневые устройства выпускают английские, французские и немецкие фирмы.

Для примера опишем работу одного из таких устройств. На тягаче установлены направляющие, посередине между ними расположены изогнутая планка, два запора крюка и фиксаторы 6 запорных крюков (рис. 2). На полуприцепе смонтированы поворотный стол, направляющие ролики и катки опорного устройства. Процесс сцепки происходит следующим образом. Тягач задним ходом подают под полуприцеп. Направляющие ролики, перекатываясь по направляющим тягача, поднимают полуприцеп, благодаря чему в определенный момент катки опорного устройства отрываются от земли. В процессе дальнейшего перемещения автомобиля задним ходом шарнир опорного устройства изогнутой планкой выталкивается из фиксатора 2, прикрепленного к опорным стойкам. При последующем поднятии опорных стоек пружина 13 запорного механизма опорного устройства растягивается. Верхние части запорных крюков упираются в направляющие ролики и, вращаясь вокруг осей, поворачиваются против часовой стрелки, пока передняя часть запорного крюка, преодолев сопротивление пружины 3, не повернет вниз фиксаторы 6. В это время направляющие ролики уже окажутся захваченными крюками, которые в таком положении заперты фиксаторами 6. Автопоезд готов к движению. Прибыв к месту назначения водитель, используя выведенную в кабину тягу, освобождает эти фиксаторы и подает тягач вперед. Направляющие ролики полуприцепа скатываются по направляющим тягача, пружина 13, сжимаясь, поворачивает рычаги, которые опускают стойки в вертикальное положение, при этом шарнир попадает в фиксатор 2. По такой схеме работает большинство автоматических бесшкворневых устройств.

На российском рынке среди зарубежных изготовителей наиболее заметное место занимают компании Jost и Georg Fisher, встречаются также изделия фирм Fontaine Truck Equipment, ASF, Fruehauf.

Источник

Оцените статью