- Разновидности и установка шатунов на велосипед
- Шатуны велосипедные: общие сведения
- Типы шатунов и способы их крепления
- Демонтаж и установка шатунов
- Ремонт шатуна велосипеда
- Все о велосипедах
- Замена шатуна на велосипеде: как устранить неполадку
- Причины замены шатуна
- Типы шатунов
- Виды крепления
- Замена шатуна велосипеда с помощью съемника
- Снятие шатунов без съемника
- Выбор
Разновидности и установка шатунов на велосипед
6 минут Автор: Михаил Скворцов 2276
Велосипедный шатун (педальный рычаг) – знакомая и значимая деталь трансмиссии. Является связующим звеном при передаче усилий на кареточный вал и передние звезды. Исправное состояние и надежное закрепление шатунов на каретку гарантирует максимальную эффективность передачи крутящего момента и безопасность движения.
Шатуны велосипедные: общие сведения
Трансмиссия велосипеда имеет пару шатунов, расположенных по обе стороны от каретки. Детали устанавливаются на кареточном валу с помощью специальных креплений. В зависимости от производителя и типа велосипеда, крепления различаются, и чуть позже обязательно об этом поговорим.
Шатунная пара вместе с передними звездами образует систему. Она может быть разборной и неразборной. Первый тип встречается на бюджетных моделях велосипедов, включая односкоростные дорожники. Здесь износ звездочек развивается одновременно с усталостью материала рычагов. В случае преждевременной поломки шатунов система полностью подлежит замене.
По стандарту звезды располагаются справа по ходу движения, следовательно, к звездочкам закреплен правый шатун. На байках среднего и высокого уровня звездочки могут меняться отдельно от шатунной пары. Его можно снять и, таким образом, заменить лишь часть системы – изношенные звезды.
Шатунная пара и каретка – самые нагруженные узлы велосипедной трансмиссии, так как напрямую принимают толкательно-вращательные усилия от ног велосипедиста. В изготовлении деталей используются материалы:
- закаленная сталь;
- алюминий;
- титан;
- углеродное волокно (профессиональный шоссейный байк).
Значительную роль в динамике передвижения играют вес и форма шатунов. Производители стараются сделать их максимально легкими и компактными. Так, для уменьшения веса внутри детали специально делаются полости. Идея принадлежит японскому производителю Shimano:
Разобрать систему обычным гаечным ключом не получится, для этого потребуется специальный съемник шатуна. При вдавливании инструмента деталь свободно откручивается с оси каретки, не повреждая ее.
Типы шатунов и способы их крепления
Динамика движения на велосипеде зависит от многих факторов, в том числе и длины педальных рычагов. Размеры варьируются от 150 до 185 мм. Чем длиннее шатун, тем меньше частота педалирования и больше сила вытягивания, и наоборот. Эта закономерность помогает подобрать оптимальный размер для удобного катания.
На гонных велосипедах ставятся удлиненные рычаги более 177.5 мм, на трековых моделях предпочтительны укороченные детали. Традиционно длина шатунов на взрослый байк колеблется от 165 до 185 мм. Подростковые, детские и трековые модели оснащаются короткими рычагами размером от 150 до 177.5 мм. Диапазон 165 – 177.5 мм можно считать неким универсалом для всех моделей.
Тип шатунов по способу установки и демонтажа:
- монолитные (односоставные) – рычаги интегрированы с валом каретки (BMX и детские модели);
- двусоставные: правый шатун + ведущие звездочки, левый рычаг отдельно;
- разборные: правый шатун крепится к звездам с помощью болтов, распространенная конструкция на большинстве моделей (можно разобрать систему и заменить только изношенные звезды или рычаги).
Крепление к валу каретки бывает:
- под клин (ромб) – устаревшая конструкция встречается на старых моделях и детских велосипедах;
- под квадрат – фиксация на квадратных наконечниках оси, подтяжка производится с помощью гаек внутри входной полости рычага, снаружи устанавливается пластиковая защита-пыльник (встречается на бюджетных дорожных велосипедах);
- шестигранное – установка и фиксация шатунов с помощью шестигранного ключа (распространенная конструкция на скоростных моделях);
- шлицевое: ось имеет сквозную полость, на креплениях к шатунам диаметр увеличен, рычаги сопряжены канавками с выступами на валу (шлицы) и затягиваются шестигранниками.
Какая резьба нарезается на шатунную пару и в какую сторону крутить съемник при разборке системы? Резьба на оба рычага правая: раскручивание против, закручивание – по часовой стрелке.
На внешней стороне рычага находится отверстие для педали. Традиционный размер ключа для снятия и установки – 15 мм. Резьба на педалях направлена только по ходу движения. В комплекте педали помечаются буквами R и L. Поставить левую педаль на правый шатун и наоборот не получится.
Демонтаж и установка шатунов
Зачем надо снимать шатуны? Причин может быть несколько:
- поменять изношенные звезды на разборной системе;
- переборка и ремонт каретки (снятие рычагов лишь предыстория);
- подтягивание (эффективнее будет именно с полным снятием и установкой).
Трогать систему просто так не рекомендуется, хотя для тренировки в обслуживании велосипеда приветствуется. Главное ‒ потом правильно все установить на место.
Ход работы:
1.Снять защитную заглушку.
2.Вставить съемник внутрь полости и скрутить фиксирующую гайку. Если гайка идет плохо, сбрызнуть WD-40 или другой смазкой. В случае имбусового крепления подбираем соответствующий ключ.
3.Вставить съемник в шатун другим концом и ввинтить до упора в резьбу.
4.Закрутить болт инструмента при помощи гаечного ключа.
5.Шатун выдавится с вала.
6.Делаем все, что нужно, и приступаем к обратной установке.
7.Очистить и смазать место крепления рычага к оси каретки.
8.Надеть шатун на вал, вставить съемник и с усилием закрутить в обратную сторону.
9.Надеть фиксирующую гайку и заглушку.
Внимание! Закручивать максимально крепко, иначе при езде шатун будет люфтить.
Достаточно прозрачный вопрос, как снять шатуны, если под рукой имеется съемник. Гораздо интереснее этот процесс выглядит без использования этого инструмента.
Несколько кустарных методов:
- Скрутить фиксирующие болты и выкатить велосипед на прогулку. При длительном максимальном нагружении шатуны должны отвалиться сами. Правда, есть риск повредить крепления.
- Выбить молотком с отверткой. Наконечник обмотать мягкой тканью. Направлять удары по направлению «против часовой стрелки». Делать очень аккуратно, иначе можно повредить резьбу и подшипники каретки.
- Надрезать и сорвать крепление. Варварский метод для снятия неисправных деталей.
Какой из этих способов выбрать? Самое верное решение – купить новый съемник, тем более стоит он недорого.
Устройство системы достаточно простое, и поменять ее компоненты реально самостоятельно. Для снятия шатунов потребуется съемник и немного свободного времени. Немаловажную роль играет отслеживание состояния системы, чтобы вовремя поменять изношенные компоненты. Поэтому не забываем проводить визуальную диагностику своего велосипеда.
Источник
Ремонт шатуна велосипеда
Обслуживание и ремонт шатуна велосипеда в компании ВелоМастерская по доступным ценам!
Шатун велосипеда – составная часть устройства, отвечающего за преобразование возвратно-поступательного движения в процесс вращения заднего колеса. Другое название – рычаги педалей. Механизм не может работать автономно, а только в комплексе с рамой, звездочкой и кареткой.
Материалы для изготовления шатунов:
В целях уменьшения веса конструкции производители выпускают разнообразные облегченные формы. Существуют модификации с наружной канавкой, пустотелые, замысловатой формы. Это не отражается на параметрах прочности рычагов. Шатуны из стали могут выпускаться в форме цельных и трубчатых рычагов. Шоссейные велосипеды оснащаются цельными шатунами, спортивные и горные в большинстве модификаций имеют полые облегченные рычаги.
Алюминиевые шатуны производятся при помощи метода ковки, холодной или горячей, полые рычаги изготавливают только холодной ковкой. Карбоновые рычаги могут иметь однородную структуру или основу из титана или алюминия.
Предусмотренная длина шатунов – 150-185 мм.
Односоставные. Два шатуна и вал, объединенные в монолитную конструкцию. Используются на детских велосипедах и ВМХ.
Двусоставные. Объединенные в единое целое ведущие звезды, правый шатун и вал каретки.
Трехсоставные. Разборная конструкция из отдельных звезд, рычагов, опорных ножных площадок, вала каретки.
Распространенные неисправности шатуна:
- прогиб или скручивание стержня,
- срыв резьбы отверстия малой головки,
- разнашивание посадочного места,
- перелом стержня.
В нашей веломастерской опытные инженеры выполняют все виды ремонтных работ, связанных с устранением неисправностей шатуна. К нам можно обратиться, если необходим ремонт резьбы шатуна велосипеда, настройка и отладка вращения педалей, установка нового педального узла, профилактическое обслуживание.
При восстановлении сорванной резьбы мы рассверливаем в малой головке отверстие. Стальную втулку изготавливаем отдельно на токарном станке. В ней нарезается резьба с таким же шагом, как у резьбы педальной оси. Втулку с резьбой мы запрессовываем в отверстие и фиксируем специальной шпилькой. После этого осуществляется пропайка втулки латунным припоем и зачистка малой головки. Затем резьба прорезывается метчиком, одновременно метчик и отверстие смазываются олифой.
Восстановление поврежденного стержня производится при помощи тисков, молотка, стального прутка, металлической плиты и наковальни. После правки проверяется параллельность осей головок и перпендикулярность в отношении торцовых плоскостей. Эти виды работ целесообразно проводить в условиях мастерской силами опытных специалистов.
Источник
Все о велосипедах
Рассказываем обо всем, что связано с велосипедами
Замена шатуна на велосипеде: как устранить неполадку
Велосипедный шатун — это рычаг, передающий усилие с педали велосипеда на вал каретки для осуществления вращения заднего колеса. Детали редко теряют работоспособность, только разнашиваются посадочные места или изгибаются, переламываются в случае аварии. Чтобы устранить неисправность, заменить запчасть, лучше обратится к специалистам в мастерскую. Хотя не сложные работы по техническому обслуживанию, такие как замена шатуна, можно выполнить самостоятельно.
Причины замены шатуна
Шатуны — это одна из деталей велосипеда, которые подвергаются постоянным сильным нагрузкам. Они простой конструкции, не требующие особой регулировки, поэтому сложностей с заменой не возникает. При необходимости и наличии нужных инструментов это не сложно выполнить даже в домашней мастерской.
В процессе эксплуатации велосипеда могут возникнуть причины, когда требуется замена пальцев шатунов или всей детали:
- механические повреждения;
- регулировка и ремонт каретки;
- замена звезд на шатуне в случае разборной конструкции;
- периодическое подтягивание шатунов потребует их снятие;
- очистка и промазывание посадочного места после езды под дождем, если попали песок и влага.
Чтобы не повредить детали в процессе ремонтных работ, понадобится специальный съемник (пресс). В случае его отсутствия, достаточно стандартных инструментов: шестигранники 8 и 10, накидной ключ 4, молоток.
Важно: Съемник используют для демонтажа не только шатуна, но и других узлов (каретки, педалей), поэтому профессиональные мастера рекомендуют велосипедистам включить его в собственный набор инструментов.
Типы шатунов
Производители выпускают стандартные велошатуны трех видов, различающихся своими преимуществами, например, надежностью, простотой в обслуживании или ценой:
- Односоставный. Система отличается монолитной конструкцией, объединяющей вал и оба рычага. Ее применяли на первых велосипедных моделях, а в настоящее время устанавливается на детских моделях и BMX. Такой неделимый узел утяжеляет изделие, зато очень надежное и простейшее соединение. Это толстый металлический прут, изогнутый в разные стороны под прямым углом. В случае повреждения необходимо менять весь комплект, а вот особые инструменты для этого не требуются.
- Двухсоставный. Также давно известная система, представляющая собой жестко скрепленные правый шатун и ведущую звездочку, а также приваренный к ним вал каретки. В этой конструкции отдельным остается левый рычаг, зафиксированный на свободном конце вала. Такой механизм некоторое время не применяли, пока современные производители не решили усовершенствовать каретку подшипниками больших размеров.
- Трёхсоставный— современный, самый распространенный вид конструкции. В ней разделяются все детали: вал каретки, передние звездочки по одной, шатуны для педалей и сами топталки.
Производители создали новейшую нестандартную роторную систему шатунов RS4X . В этой конструкции рычаги расположены с небольшим смещением, что позволило увеличить КПД и мощность железного коня, при этом уменьшить нагрузку на суставы велосипедиста. Единственным недостатком является высокая цена модели.
Виды крепления
Способ замены педального рычага и сложность работы зависят от вида крепления на валу каретки:
- Клиновидный штифт (ромб)— устаревший способ скрепления, сохранившийся на экземплярах советского производства. Сейчас встречается только на бюджетных моделях и детских двухколесниках. При необходимости заменить такой шатун, просто откручивают гайку и выбивают скрепляющий клин, подложив на него дощечку, если не планируется его тоже менять. Поставить новый рычаг на место, отрегулировать и жестко закрепить клин, чтобы не возник люфт, но без лишнего усилия, чтобы не повредить детали.
- Квадрат— это классический вариант крепления, при котором оба шатуна крепятся клином на плоскостях квадратного сечения.
- Шестигранник— также делается со скосом или сужением для заклинивания шатуна. Увеличение количества граней на торце вала снижает нагрузку на ось каретки.
- Шлицевое соединение— в такой системе вал каретки выполнен со сквозным отверстием по оси, а на закругленных торцах вала выполнены восемь выступов. Чтобы разобрать такое соединение, съемник не понадобится, так как его не во что упереть. Монтируют шатуны большим полым болтом на 10 под шестигранник.
Место крепления защищают от пыли, грязи и воды с помощью пыльника — это металлическая, пластиковая или резиновая заглушка.
Замена шатуна велосипеда с помощью съемника
Пошаговая инструкция:
- Удалить защитную заглушку (пыльник). Ее можно подковырнуть или выкрутить отверткой.
- Открутить болт (или гайку), которым шатун прикреплен к оси каретки с помощью шестигранника или торцевого ключа.
- Вставить съемник и убрать фиксирующую гайку. Если она не поддается, то обработать ее смазочным средством.
- Переставить съемник в шатун другим концом и провернуть до упора.
- Закрутить болт гаечным ключом. Вращая винт по часовой стрелке, добиться, чтобы шатун сдвинулся с «насиженного места».
- Шатун выдавить с вала.
- Прежде чем приступить к обратному процессу, необходимо тщательно вычистить и смазать все поверхности креплений.
- Поместить шатун на вал и, используя съемник, надежно прикрутить.
- Зафиксировать соединение гайкой и защитить заглушкой от загрязнений.
Важно: Закручивать детали следует максимально крепко, иначе шатун при движении будет люфтить. В тоже время, не стоит прикладывать слишком много усилий, чтобы не испортить резьбу.
Снятие шатунов без съемника
Заменить шатуны можно, даже не имея специальных инструментов. Но на это уйдет больше сил и времени, а положительный результат не гарантирован. Можно подпилить втулку рычага болгаркой, затем с помощью пробоя и молотка удалить деталь.
Или поступить следующим образом:
- Раскрутить болты, соединяющие шатун и каретку.
- Обильно смазать места крепления WD-40, обычной тормозной жидкостью или густым смазочным составом.
- Быстро прокатится на велосипеде 200-300 м, максимально нагружая шатуны.
- Твердым тупым предметом, лучше деревянным молотком, выбить шатун. Он должен легко удалиться.
- Монтаж производят в обратном порядке.
Важно: Можно нагреть место сопряжения с кареткой горячей водой или феном, но ни в коем случае не использовать горелку – этим повредите механизм, особенно если он из пластика.
Выбор
При покупке шатуна следует обратить внимание на технические характеристики и назначение велосипеда:
- Материал. Педальные рычаги изготавливают из алюминия, стали, титана или карбона. Титановые и карбоновые детали встречаются редко, чаще в спортивных байках. Изделие может быть полностью однородным либо с алюминиевыми или титановыми вставками. Состав материала повлияет на стоимость велосипеда.
- Форма. Производители постоянно совершенствуют формы деталей. Стальные изделия изготавливают цельными или полыми. Первые предназначены для шоссейников, а вот трубчатые устанавливают на горных и спортивных байках. Пустотелые облегченные детали не теряют жесткости и прочности.
- Размер. Длину шатуна измеряют от оси каретки до центра педали. Она зависит от стиля поездки, роста человека и личных предпочтений. Стандартные значения установлены в интервале 145–180 мм. Значение параметра производители указывают на внутренней стороне детали. Важным показателем для велосипедистов является каденция. Это параметр, зависящий от количества оборотов за определенное время. Высокое значение он принимает у коротких шатунов. Поэтому для гоночных моделей нужны короткие рычаги, а для горных — длиннее.
- Q-фактор. Это расстояние между плоскостями, которые описывают головки шатунов при вращении. Давление на педали будет оптимальным, если усилия прилагать перпендикулярно к поверхности. Например, у горных моделей фактор должен быть высоким. При массовом производстве байков уникальность конкретного человека учесть невозможно. Но профессиональные спортсмены стараются подбирать Q-фактор с учетом индивидуальных особенностей.
- Популярность бренда, выпускающего велосипеды и запчасти к ним, также имеет большое значение.
Такую не сложную задачу, как замена шатуна на велосипеде можно решить самостоятельно, имея инструменты. Но для устранения серьезных неисправностей и замены узлов лучше обращаться в профессиональную мастерскую.
Источник