Ремонт силовых установок автомобиля

Ремонт двигателя: что, как, к чему! Основные принципы и методы

Многие автомобилисты сталкивались с понятием ремонт двигателя автомобиля. Но не все понимают, в чем заключается данный процесс. Отремонтировать свой автомобиль под силу не каждому автовладельцу, поскольку многие просто не знают, какая технология ремонта автомобильного двигателя. Данная статья, расскажет об основных процессах восстановления силового агрегата.

Общие понятия ремонта двигателя

Ремонт бензиновых двигателей — достаточно сложный процесс восстановления изношенных узлов и деталей силового агрегата до первоначального состояния или приближенного к нему. Этот процесс, включает в себя множество операций и зависит от типа и класса мотора.

В процессе эксплуатации транспортного средства многие автолюбители, не обращают внимание на обслуживание, которое играет весьма важную роль на состояние силового агрегата, а также на его ресурс. Впоследствии, может случиться так, что ремонт бензинового двигателя будет невозможен. Поэтому, на восстановление силового агрегата влияет не только физический износ, но и то как за ним ухаживают.

В каких случаях проводят ремонт силового агрегата

Рассмотрим, в каких случаях придется проводить ремонт двигателя:

  • Износ и выработка деталей свыше 80% ресурса.
  • Появление механических повреждений основных компонентов силового агрегата.
  • Поломка, связанная с неправильной настройкой или техническим обслуживанием.
  • Прочие причины, которые могли вызвать неисправности.

Как же классифицировать ремонт бензиновых двигателей:

  1. Поточный ремонт. Это ремонт изношенных деталей, которые в процессе эксплуатации имеют ресурс ниже, чем основной силовой агрегат.
  2. Технический ремонт двигателей. Проводится при проведении поточного технического обслуживания для плановой замены изношенных элементов.
  3. Внеплановый ремонт двигателей автомобилей. Это неожиданная поломка силового агрегата, которая вызвана некачественным проведением ТО, запасными частями или другими причинами, которые повлекли проведения восстановительных операций по мотору.
  4. Плановый ремонт. Его еще называют капитальный ремонт. Проводится, обычно, согласно пробегу автомобиля, когда исчерпан ресурс силового агрегата.

С чего начать

Многие автомобилисты задаются вопросом — с чего начать ремонт бензиновых двигателей? Ответ достаточно прост — необходимо определить признаки: а вообще необходим ли ремонт узла, или проблема кроется в чем-то другом? Для этого придется провести ряд диагностических процедур. Они делятся на 2 типа: электронные и механические.

Электронная диагностика может показать необходим ли ремонт авто в части электроники и есть ли вообще проблемы. Для этого проводится проверка электронного блока управления двигателем, а также состояние всех датчиков и соединений. Если проблемы не выявлено, то не стоит и лезть далее, поскольку можно создать проблему, которую придется решать.

Механическая диагностика потребует много времени, сил и знаний. Для проведения этой операции, в интернете есть инструкция, но в этой статье постараемся объяснить все намного детальнее и понятнее. Если в процессе проведения диагностических операций были обнаружены проблемы, то придется разбирать и проводить ремонт бензиновых двигателей.

Кстати для этого есть руководство по ремонту двигателя, которое выпускает завод изготовитель, как в бумажном, так и в электронном виде. Итак, рассмотрим процесс ремонта машины, а точнее ее силового агрегата более детально.

Демонтаж и разборка

Первый процесс — демонтаж силового агрегата с автомобиля и его разборка. В каждом конкретном случае, двигатели снимаются по-разному. На это влияют следующие показатели: привод, расположение мотора, количество цилиндров, конструктивные особенности кузова, тип коробки передач и прочие.

Например, демонтировать силовой агрегат с Жигулей или отечественного производства грузовика намного легче, чем с остальных автомобилей. В них имеется меньше электронных устройств, поэтому демонтаж проводиться достаточно легко и просто.

Например, дизельные двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 демонтируются с автомобиля за 10-12 часов, а их иностранные аналоги — за более чем 36 часов. Та же ситуация и с процессом разборки, который может занимать у Жигулей от 3 часов и машин иностранного производства от 10 часов.

К процессу разборки стоит относиться тщательно, поскольку именно в этот момент и проводиться первые диагностические операции. Автолюбитель, если он проводит ремонт двигателя своими руками, должен осмотреть визуально наличие повреждений, трещин и прочих дефектов на силовом агрегате и его компонентах.

Читайте также:  Сроки капитального ремонта двигателя автомобиля

Дефектовка элементов

Следующим этапом станет дефектовка, которая определит признаки неисправности, а также покажет, в каком состоянии находится механика. В чем же заключается данная процедура:

  • Промер коленчатого вала на размер, твердость, прогиб и центровку.
  • Диагностика состояния плоскости и корпуса блока цилиндров.
  • Состояние поршневой группы.
  • Изношенность элементов и корпуса головки блока цилиндров.
  • Другие показатели.
  • Целесообразность ремонт мотора.

Мойка

Двигатель, ремонт которого неизбежен, нуждается в мойке блока и его составляющих. Этот процесс проводится при помощи горячего керосина или специальных средств под давлением. Это позволяет вымыть всю металлическую стружку, грязь и прочие ненужные элементы, которые скопились в процессе эксплуатации.

Запасные части

Когда проведения диагностика и определены все детали, которые подлежат замене, стоит заказать необходимые запасные части, поскольку перед их установкой на двигатель требуется подготовка. Зачастую, когда проводится ремонт бензиновых двигателей, меняются следующие запасные части:

  • Коренные и шатунные вкладыши.
  • Поршневая группа.
  • Пальцы шатунов.
  • Втулки шатуна.
  • Масляный фильтр и насос.
  • Помпа или ее ремонтный комплект.
  • Впускные и выпускные клапаны.
  • Маслосъемные кольца.
  • Комплект прокладок.
  • Направляющие втулки и седла клапанов.
  • Прочие детали.

Шлифовка блока и коленвала

Следующим этапом проведения ремонтно-восстановительных работ является шлифовка коленчатого вала, а также плоскостей блока и головки. При помощи плоскошлифовального и фрезерного станков проводится приведения плоскости ГБУ и блока в зеркальную поверхность. Как правило, убираться может: 0,05мм, 0,1мм, 0,25мм, 0,5 мм, 1мм и более толщины изделия.

Что касается шлифовки коленчатого вала, то существует виды ремонта для этого узла:

Вид ремонта Толщина, мм Эффективность по сравнению с новым
Ремонт № 1 0,25 80-90%
Ремонт № 2 0,50 70-75%
Ремонт № 3 0,75 65-70%
Ремонт № 4 1,00 50-55%
Ремонт № 5 1,25 40-45%
Ремонт № 6 1,50 Меньше 30%
Ремонт № 7 2,00 Не применяется с 1995 года

Ремонт головки блока

Ремонт головки блока одна из самых несложных операций в процессе проведения капитального ремонта двигателя. Проводить ее рекомендуется, конечно, на автосервисе, но многие автомобилисты, после ремонтных операций по Жигулям, проводят ремонт ГБЦ иномарок самостоятельно. Итак, что же входит в процесс капитального ремонта головки блоки цилиндров:

  1. Замена распределительного вала (или нескольких, если их 2 и более на автомобиле).
  2. Замена клапанов, как выпускных, так и впускных.
  3. Замену направляющих втулок.
  4. Смену седел и маслосъемных колпачков.
  5. Аргонное сваривание, при наличии трещин или нарушений герметичности.
  6. Прочие работы связанные с ремонтом ГБЦ того, или иного типа.

Вспомогательные работы

К вспомогательным работам стоит отнести опрессовку и центровку сцепления. Первый — это процесс, при котором определяется герметичность головки и блока цилиндров. При помощи керосина заполняется внутренняя часть двигателя, предварительно закрыв все дыры. Если утечки не обнаружено, то двигатель полностью герметичен, если же есть трещины, то необходимо их заварить.

Второй процесс подразумевает выставление центробежной силы сцепления по отношению к коленчатому валу. Как правило, проводиться на специальном стенде, который есть не на всех автосервисах. Сцепление прикрепляется к коленчатому валу и проводится их совместная балансировка. Это поможет уменьшить износ и трение.

Сборка узла

Сборка узла проводится при помощи стенда, который позволяет крутить двигатель на 360 градусов. Итак, рассмотрим, последовательность проведения операции:

  • Установка вкладышей и «укладка» коленчатого вала.
  • Установка шатунов и поршневой группы.
  • Установка в правильное положение бугелей, а также их окончательная затяжка.
  • Монтаж Прокладок и крышек, закрывающих мотор.
  • Установка масляного насоса и помпы.
  • Монтаж шкива коленвала.
  • Установка головки (головок) блока цилиндра.
  • Монтаж поддона.
  • Сборка мелких узлов.
  • Установка топливной аппаратуры.
  • Прочие работы по сборке.

Этот процесс достаточно трудоемкий и тяжелый, поэтому рекомендуется его доверить профессионалам.

Обкатка и испытания

Финальным этапом капитального ремонта двигателя становиться его обкатка и испытание. Лучший способ обкатать двигатель — это комбинированный, о котором мы писали в одной из статей. Для наиболее эффективной работы силового агрегата, необходимо его обкатывать, как на горячую, так и на холодную.

Во многих иностранных странах, помимо обкаточного стенда, существует испытательный стенд, который при помощи большого количества датчиков и показателей проводит испытание двигателя и определения ресурса после проведения ремонтно-восстановительных работ. К сожалению, на территории СНГ таких стендов нет, поскольку считается, что их использование экономически нецелесообразно.

Читайте также:  Комплектация при ремонте машин

Вывод

Провести капитальный ремонт современного двигателя своими руками без наличия специальных дорогостоящих стендов практически нереально. Можно делать только поточные ремонты, типа замене датчиков и то не на всех транспортных средствах. А вот провести собственноручный ремонт силового агрегата — ВАЗ или ГАЗ вполне реально, что по этот день и делают автомобилисты, которые владеют такими транспортными средствами.

Источник

Основные правила эксплуатации и уход за силовой установкой

Технология обслуживания силовой установки состоит из ухода за двигателем и узлами его крепления, капотом, жалюзи, воздушным винтом, за системами охлаждения, управления, всасывания, выхлопа, запуска, зажигания и за топливной и масляной системами.

Уход за двигателем и его установкой. Необходимо систематически следить за состоянием узлов крепления двигателя к моторной раме и резиновых амортизационных втулок, проверять сварные швы и узлы моторной рамы, не допуская образования в них трещин, своевременно выполнять осмотры и регламентные работы по двигателю и его агрегатам, предусмотренные инструкцией по эксплуатации двигателя.

Уход за капотом. При систематических осмотрах следует очищать капот от копоти, масла и грязи салфеткой, смоченной в бензине. Полагается проверять состояние заклепочных швов (не ослаблены ли заклепки), состояние узлов капота (нет ли трещин и деформаций), проверять состояние замков и надежность их закрытия, следить за появлением наклепов на обшивке, свидетельствующих о том, что она касается деталей двигателя (зазоры должны быть не менее 5 мм).

Необходимо проверять зазор между трубкой передней части капота и кольцом жалюзи, который должен быть не менее 3 мм.

Рис. 100. Средний пульт и механизм стопорения: 1 — табло; 2 —каркас пульта; 3 — рукоятка управления створкой маслорадиатора; 4 —рычаг управления шагом винта; 5 — рычаг управления наддувом; 6 —рукоятка управления жалюзи капота; 7 — рукоятка стопора; 8 — рукоятка управления подогревом карбюратора; 9 —кронштейн; 10 — рукоятка управления пожарным краном; 11 — разделительная перегородка; 12 — демпфирующая пружина; 13 — ось; 14, 16 — штоки; 15 — стопор; 17, 20, 21 — тормозные диски; 18, 19 — упорные втулки; 22, 24 — гайки; 25 —упорный диск

Уход за жалюзи и системой охлаждения двигателя. Систематически следует промывать и смазывать шарнирные соединения, проверять работу механизма управления жалюзи, не допускать трения створок о диски и кольцо жалюзи, проверять зазор между створками при закрытом положении жалюзи, который допускается до 2 мм, а между отдельными створками до 4 мм (обеспечение зазора достигается регулировкой длины тяги управления).

Необходимо следить за состоянием и креплением дефлекторов двигателя и за зазорами между дефлектором и головкой цилиндра.

Уход за воздушным винтом. Для обеспечения нормальной эксплуатации винта необходимо проводить предполетные, послеполетные и периодические осмотры его состояния. После первого полета, после 10 ч работы и регулярно после каждой двухсотчасовой наработки следует производить подтяжку гаек крепления винта. Момент затяжки 10 -2 кгс×см.

Перед и после каждого полета следует осматривать лопасти: рабочую часть пера, оковку и прикомлевую часть. Поверхности лопастей должны быть ровными и гладкими, без каких-либо срывов лакокрасочного покрытия, забоин и открытых мест древесины. Замеченные дефекты покрытия необходимо устранять.

Недопустимы для эксплуатации лопасти с большими, глубокими продольными трещинами в покрытии, являющимися следствием трещин в самой древесине или в местах ее склейки. Лопасти с такими трещинами необходимо снимать с эксплуатации и отправлять в ремонт.

Во время эксплуатации наиболее часто повреждается оковка лопастей. Небольшие вмятины на оковке глубиной до 5 мм, появляющиеся вследствие попадания в плоскость вращения винта мелких предметов, не влияют на аэродинамические качества винта. Такие винты допускаются к дальнейшей эксплуатации. Лопасти с более глубокими повреждениями оковки, сопровождаемые трещинами, должны сниматься с эксплуатации и отправляться в ремонт. Механические повреждения лопастей могут в основном возникать при работе винта на земле, поэтому должны быть приняты все меры для предохранения покрытия лопастей и оковки от повреждений при запуске, пробе двигателя и рулении.

Перед запуском двигателя необходимо очистить площадку перед винтом от посторонних предметов — гравия, мелких кусочков льда и т. д. При наземной работе винта следует оберегать лопасти от случайных ударов. При затяжке винта на валу двигателя недопустимо подкладывать под конец лопасти козелки или стремянки; лопасть следует поддержать руками.

Читайте также:  Текущий ремонт автомобилей схема

Особенно осторожно необходимо обращаться с задней кромкой лопасти, которая легко может смяться под действием местных нагрузок и ударов. При длительных стоянках самолета на винт следует надевать брезентовый чехол.

Лакокрасочное покрытие лопастей винта при высокой температуре портится, поэтому комлевую часть лопасти следует оберегать от чрезмерного нагрева при подогреве двигателя в холодную погоду. Для этого нужно покрыть чехлом двигатель так, чтобы горячий воздух не попал на винт.

В тех случаях, когда требуется подогреть втулку винта (загустело масло в цилиндре), лопасти винта следует тщательно изолировать от горячего воздуха.

Допускаются в эксплуатацию винты с лопастями, имеющими мелкие повреждения лакокрасочного покрытия: небольшие поперечные трещины, кольцевые трещины по буртику металлического стакана, трещины по кромке металлической окантовки и потертости лакокрасочного покрытия на оковке.

Уход за системой управления двигателем. При уходе за системой управления двигателем необходимо:

— систематически проверять состояние и контровку соединений проводки управления двигателем;

— следить за тем, чтобы рычаги на пультах управления при отклонении в крайние положения не упирались в колодочки пультов;

— при крайних отклонениях рычагов на пультах рычаги на карбюраторе должны становиться на упоры (их регулирование производится путем изменения длины тяги ввертыванием или вывертыванием вилки наконечника);

— кожухи тросов не должны иметь резких перегибов и вмятин, на участках движения наконечников кожухи тросов должны быть прямолинейными.

Уход за системой всасывания. Необходимо систематически следить за креплением подогревателя к карбюратору, исправностью работы тяги управления заслонкой (она должна вращаться без заеданий и трений), чистотой пылефильтра, креплением всасывающих патрубков, не допуская ослабления затяжки гаек.

Уход за системой выхлопа. При уходе за системой выхлопа следует следить за состоянием выхлопного коллектора двигателя, проверять надежность его крепления к двигателю, надежность затяжки хомутов в разъемах патрубков. При обнаружении прорывов газов в соединениях нужно производить подтягивание хомутов, а при необходимости заменять прокладки под хомутами.

Полагается проверять, нет ли трещин в сварных швах, а также не прогорели ли детали коллектора, наличие зазоров между коллектором и деталями двигателя (зазоры должны быть не менее 3 мм).

Уход за системой запуска. При уходе за системой запуска необходимо следить за герметичностью системы запуска, состоянием трубопроводов и их соединений, надежностью работы пусковых клапанов, герметичностью их крепления на цилиндрах, правильностью регулировки распределителя сжатого воздуха, а также проверять заливную систему на герметичность при работе заливочным насосом.

Уход за масляной системой. Полагается систематически следить за состоянием маслобака, фильтров, трубопроводов и шлангов, чистотой дренажных трубок, герметичностью соединений маслосистемы.

Течь в системе следует устранять подтягиванием гаек и заменой трубопроводов. При необходимости необходимо регулировать давление масла и менять масло согласно инструкции по эксплуатации двигателя.

Систематически нужно следить за чистотой масла: при обнаружении в масле металлической стружки или твердых частиц полагается слить все масло, выяснить и устранить причину их появления, промыть систему бензином и заправить чистым маслом.

Уход за системой зажигания. В процессе эксплуатации необходимо следить за исправностью проводов низкого и высокого напряжений, переключателями и пусковой катушкой. Провода должны быть заправлены в коллектор и иметь специальные наконечники.

Запрещается наращивать провода высокого напряжения, допускать оголение проводов и нарушения экранировки.

При необходимости замены проводов нужно следить за правильным присоединением их к зажимам и их заделкой, не допускать перегибов под острыми углами.

При осмотрах переключателей необходимо следить, чтобы на клеммах и зажимах не было нагара, грязи, масла. Зажимы и контакты следует протирать салфеткой, смоченной в бензине; нагар зачищать стеклянной шкуркой.

Уход за топливной системой. В процессе эксплуатации необходимо:

— систематически проверять герметичность, крепление и контровку агрегатов и трубопроводов топливной системы (герметичность системы от обратного клапана до карбюратора проверять, создавая давление 0,2— 0,3 атм. в течение 2—3 мин. заливочным шприцем);

— не герметичность устранять подтягиванием гаек и заменой трубопроводов;

— соединение трубопроводов между собой и с агрегатами осуществлять на смазке БУ;

— при работе двигателя проверять давление в системе.

ГЛАВА 9. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И
ЭКСПЛУАТАЦИЯ САМОЛЕТА НА ЗЕМЛЕ

Источник

Оцените статью