Системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха Ауди А4-2000
Системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха
Общая информация и меры безопасности
Схема контура кондиционера воздуха
1 — Вентилятор
2 — Испаритель
3 — Расширительный клапан
4 — Резервуар
5 — Вентилятор конденсатора
6 — Конденсатор
7 — Компрессор
а — Наружный воздух для охлаждения конденсатора
с — Не охлажденный воздух, идущий через вентилятор
d — Охлаждённый воздух, идущий в салон
А — Высокое давление, газообразный
В — Высокое давление, жидкий
С — Низкое давление, жидкий
D — Низкое давление, газообразный
Корпус отопителя с теплообменником и дополнительным нагревателем
1 — Отопитель
2 — Труба возврата охлаждающей жидкости
3 — Труба подачи охлаждающей жидкости
4 — Держатель труб охлаждающей жидкости
5 — Болт
6 — Крышка для труб охлаждающей жидкости
7 — Хомуты
9 — Теплообменник отопителя
10 — Крышка (автомобили без дополнительного нагревательного элемента). Крышка соответствует крышке дополнительного нагревательного элемента, проходы для штекера закрыты герметично
11 — Дополнительный нагревательный элемент. Только дизельные модели, не оборудованные дополнительным нагревателем, работающем на топливе
12 — Пробка
13 — Пробка
14 — Пробка. Удаление конденсата у автомобилей с кондиционером
Элементы системы кондиционирования воздуха салона
1 — Вентилятор вытяжки воздуха
2 — Компрессор К/В
3 — Муфта К/В
4 — Конденсор
5 — Датчик температуры окружающего воздуха
6 — Датчик давления К/В
7 — Аккумулятор
9 — Ограничитель
10 — Клапан высокого давления
11 — Клапан низкого давления
12 — Заслонка подачи/циркуляции воздуха
13 — Датчик температуры воздуха во впускном воздуховоде
14 — Фильтр
Снятие испарителя кондиционера воздуха
1 — Защёлка
2 — Кожух отопителя К/В
3 — Защёлка
4 — Заслонка подачи/циркуляции воздуха
5 — Сетка впускного воздуховода
7 — Центральная заслонка
8 — Заслонка обогрева ножного колодца
9 — Заслонка регулировки температуры
Обратитесь также к Разделу Отопитель, вентиляция и кондиционер воздуха.
Работы с системой кондиционирования должны выполняться специалистами.
Свежий воздух для системы отопления и вентиляции засасывается электровентилятором. Перед поступлением в салон воздух очищается фильтрами грубой и тонкой очистки.
Кондиционер воздуха способен как подогревать (в радиаторе отопителя) и охлаждать (в испарителе кондиционера), так и осушать поступающий в салон воздух. В сырую погоду, поступающий свежий воздух предварительно охлаждается, после чего вновь нагревается до заданной температуры. При этом происходит конденсация излишней влаги воздуха, т.е. его осушение. Таким образом устраняется запотевание стёкол.
Затем воздух распределяется по вентиляционным соплам в салоне автомобиля.
Через радиатор отопителя постоянно проходит горячая охлаждающая жидкость системы охлаждения двигателя. Для регулирования расхода воздуха в салоне автомобиля встроенный вентилятор свежего воздуха может работать на нескольких ступенях.
Если свежий воздух снаружи засасываться не должен, например, при низком качестве воздуха, система может быть переключена на режим циркуляции. В этом режиме в салоне циркулирует только внутренний воздух. Если это продолжается достаточно продолжительное время, стёкла внутри салона запотевают.
Кондиционер состоит из отопителя и холодильника. Холодильник кондиционера — из компрессора, конденсатора, дросселя, испарителя, ёмкости с хладагентом и трубопроводов. В системе циркулирует хладагент (тип R134а), который, в зависимости от температуры и давления, может находиться в жидком или газообразном состоянии.
Компрессор кондиционера приводится во вращение от коленчатого вала двигателя с помощью ребристого ремня. Он создаёт давление до 30 атм. в контуре охлаждения установки, вследствие чего хладагент, представляющий собой газ, нагревается. В конденсаторе хладагент охлаждается наружным воздухом (не поступающим в салон).При этом разогретый хладагент конденсируется, превращаясь в жидкость. Имея большое давление, он пропускается через дроссель, в результате чего его давление падает. После этого хладагент испаряется, одновременно сильно охлаждаясь. В испарителе хладагент отбирает тепло от продуваемого через него воздуха. Воздух охлаждается. Охлаждённый воздух поступает в салон автомобиля. В результате нагревания в испарителе хладагент превращается в газ и под низким давлением поступает в компрессор, после чего процесс циркуляции повторяется.
A—Клавиши регулирования температуры со стороны водителя B—Обогрев (обдув) стёкол C—Клавиши вентилятора D— Клавиши распределения воздуха E—Клавиши регулирования температуры со стороны переднего пассажира F—Клавиша циркуляции воздуха G—Выключение системы отопления |
Левый дисплей служит для индикации заданной температуры со стороны водителя, а правый для индикации заданной температуры со стороны переднего пассажира.
Все режимы кондиционера включаются и выключаются нажатием клавиш. При включённом режиме в соответствующей клавише горит диод.
Фильтр в значительной степени сокращает количество содержащейся в наружном воздухе пыли, пыльцы, газов и т.д.
Элемент фильтра меняйте в соответствии с Графиком технического обслуживания.
При сильном загрязнении воздуха может потребоваться более частая замена фильтрующего элемента.
|
Сторона переднего пассажира
|
Фактическое значение температуры отображается в виде сегментной индикации расположенного над клавишами дисплея.
В режиме максимальной теплопроизводительности на дисплей выводится индикация МАХ. При минимально установленной температуре (наружная температура) на дисплей выводится индикация MIN.
Более продолжительным одновременным нажатием клавиш (-) и (+) со стороны водителя или переднего пассажира происходит переключение значения температуры для водителя на сторону переднего пассажира и наоборот. Новая установленная температура выводится на индикацию соответствующего дисплея. Существует возможность возврата к ранее установленной температуре. Для этого водитель или передней пассажир должны заново установить температуру на своем дисплее.
Обогрев (размораживание) стёкол
Максимально быстро размораживает и осушает ветровое и боковые стёкла.
|
Температура регулируется автоматически. Максимальная подача воздуха осуществляется преимущественно по каналам 1 и 2.
Нажатием клавиши режим циркуляции воздуха выключается.
Может уменьшаться и увеличиваться частота вращения вентилятора.
|
Фактические обороты вентилятора отображается в виде сегментной индикации расположенного над клавишами дисплея.
Рекомендуем, при движении с малойскоростью, включать вентилятор на малую мощность.
Для предотвращения попадания в салон загрязненного наружного воздуха включите нажатием клавиши режим циркуляции (F).
Можно изменять режим распределения воздуха.
Возможно как раздельное, так и комбинированное манипулирование клавишами ,
и
, (D). Три клавиши имеют следующее назначение. Номера соответствуют соплам и дефлекторам.
Подача воздуха к стёклам
Весь расход воздуха реализуется по каналам 1 и 2. В отличие от режима количество воздуха не изменяется.
Подача воздуха со стороны панели приборов
Весь расход воздуха реализуется с подачей через дефлекторы 3 и 4 панели приборов, а также центральной консоли сзади.
Подача воздуха в пространство для ног
Весь расход воздуха реализуется через приточные каналы 5 и сопла под передними сиденьями.
|
Выключение режима циркуляции
|
В режиме циркуляции доступ воздуха извне перекрывается, а его объём распределяется в салоне по кругу. Режим циркуляции рекомендуется включать в следующих ситуациях:
При движении через тоннель или в транспортной пробке для предотвращения попадания наружного воздуха в салон.
|
Кроме того, вентилятор снова включается повторным нажатием клавиши , а также нажатием клавиши вентилятора или регулирования температуры (+).
Сопла и дефлекторы
Панель приборов: расположение воздушных сопел и дефлекторов
Подача воздуха (3) и (4) может регулироваться следующим образом:
Дефлекторы (3) и (4)
|
Воздух может поступать, в зависимости от выбранного варианта распределения (B) и (D) — нагретый, не нагретый или охлаждённый наружный воздух.
Сопла воздуха пространства для ног расположены под передними сиденьями. Управление ими осуществляется вместе с соплами (5).
Рекомендации по настройке
Обогрев ветрового и боковых стёкол
|
Предотвращение запотевания ветрового и боковых стёкол
Сегментная индикация вентилятора на дисплее IIIII или IIIIII.
Клавишами регулирования температуры (A) и (E) при необходимости немного увеличьте температуру.
Клавиши распределения воздуха установите в положение и
,
или
.
Ускоренный прогрев салона
Сегментная индикация вентилятора на дисплее IIIIII.
Воздухораспределитель в положение и
Регулятор температуры в положение МАХ.
Откройте дефлекторы 3.
Комфортабельный режим отопления салона
Когда стёкла очистятся, и в салоне установится нужная температура, рекомендуется настроить систему следующим образом:
Сегментная индикация вентилятора на дисплее III или IIII.
Регулятор температуры (-) (+) настроить на нужную производительность отопителя.
Воздухораспределитель установите в положение или нажмите
.
Дефлекторы 3 и 4 регулируются по желанию.
Режим подачи наружного воздуха
В описанном ниже варианте настройки через дефлекторы 3 и 4 поступает не нагретый наружный воздух:
Клавишей вентилятора (+) установите нужный режим (IIIIII соответствует максимальному поступлению воздуха).
Клавишу регулирования температуры (-) на MIN.
Откройте дефлекторы 3 и 4.
Органы управления кондиционером
Назначение
Регулирование температуры со стороны водителя и переднего пассажира
Ручной режим циркуляции
Выключения кондиционера (альтернативно с )
Автоматический режим циркуляции (альтернативно с OFF)
Коррекция оборотов вентилятора
Подача воздуха к стёклам
Подача воздуха со стороны панели приборов
Подача воздуха в пространство для ног
Кондиционер в любое время года автоматически поддерживает заданную температуру в салоне автомобиля.
Рекомендуемая всесезонная типовая настройка:
|
Такая настройка обеспечивает максимально быстрое создание в салоне комфортного микроклимата. Поэтому отступать от нее есть смысл только в том случае, если это диктуется собственным самочувствием.
Кондиционер представляет собой комбинацию отопителя, вентилятора и холодильника, работающих в автоматическом режиме. Кондиционер обеспечивает понижение влажности и охлаждение воздуха в салоне.
Кондиционер полностью автоматически поддерживает заданный температурный режим в салоне автомобиля. Для этого автоматически изменяются температура и количество поступающего по приточным каналам воздуха, а также распределяются воздушные потоки. Кондиционер реагирует также на солнечное излучение и поэтому не требуется ручная корректировка. По этой причине автоматический режим почти во всех случаях представляет собой оптимальный вариант хорошего самочувствия в автомобиле в любое время года.
В режиме охлаждения влажность воздуха в салоне понижается. Благодаря этому предотвращается запотевание стёкол.
При высокой наружной температуре и влажности с испарителя может капать конденсированная вода, образуя под автомобилем лужу. Это нормально и не является признаком разгерметизации!
В холодную погоду вентилятор включается только после прогрева охлаждающей жидкости до нужной температуры. Исключение составляет режим обогрева ветрового стекла.
При резком трогание с полностью выжатой педалью акселератора компрессор кондиционера отключается на некоторое время для реализации полной мощности двигателя.
Компрессор отключается при слишком высокой температуре охлаждающей жидкости для обеспечения нормального охлаждения двигателя в условиях экстремальной нагрузки.
Фильтр тонкой очистки
Фильтр (состоящий из фильтра микрочастиц и активированного угля) в значительной степени сокращает количество содержащейся в наружном воздухе пыли, пыльцы, газов и т.д.
Элемент фильтра меняйте в соответствии с Графиком технического обслуживания.
|
В автоматическом режиме поддерживается заданная температура и снижается влажность воздуха в салоне. Температура, количество и распределение воздуха регулируются автоматически по критерию наискорейшего достижения и последующего поддержания нужной температуры в салоне. При этом обеспечивается автоматическое реагирование на колебания температуры наружного воздуха, а также на воздействие солнца.
Данный режим возможен только в температурном диапазоне от +18°С до +29°С. При установленной температуре менее +18°С на дисплее появляется индикация «LO». При температуре более +29°С появляется индикация «HI». В конечных положениях «LO» и «HI» система постоянно работает в режиме максимальной хладо- или тепло производительности. При этом не происходит регулирование температуры.
|
Индикация установленной температуры выводится на расположенный над клавишами дисплей.
Обогрев (размораживание) стёкол
Максимально быстро размораживает и осушает ветровое и боковые стёкла.
|
Температура регулируется автоматически. Максимальная подача воздуха осуществляется преимущественно по каналам 1 и 2.
Нажатием клавиши режим циркуляции и экономичный режим (ECON) выключаются.
Ручной режим циркуляции
В режиме циркуляции в значительной степени предотвращается попадание в салон автомобиля загрязненного наружного воздуха.
Включение режима циркуляции
|
Выключение режима циркуляции:
|
В режиме циркуляции доступ воздуха извне перекрывается, а его объём распределяется в салоне по кругу. Режим циркуляции рекомендуется включать в следующих ситуациях:
При движении через тоннель или в транспортной пробке для предотвращения попадания наружного воздуха в салон.
Экономичный режим ECON
Экономичный режим способствует экономии топлива.
|
В режиме ECON не работает компрессор. Функция отопителя и вентилятора регулируется автоматически. «ECON» означает «экономия». Топливо экономится благодаря отключению холодильного агрегата (компрессора).
Помните, что в режиме ECON температура в салоне не должна быть ниже наружной температуры. В противном случае воздух не будет охлаждаться, и не будет снижаться его влажность. В результате могут запотеть стёкла.
Включением режима ECON автомобиля с дизельным двигателем отключается дополнительный отопитель, и тем самым экономится топливо.
Автоматический режим циркуляции
Клавиша автоматического режима циркуляции
Сенсор качества воздуха определяет повышенную концентрацию вредных веществ в наружном воздухе и автоматически включает режим циркуляции.
Включение режима циркуляции
|
Выключение режима циркуляции
|
Автоматический режим циркуляции должен быть включён по возможности всегда.
Устройство готово к эксплуатации через 30 секунд после включения зажигания/запуска двигателя. В данный промежуток времени в автомобиль поступает только наружный воздух.
Степень загрязненности наружного воздуха оценивается расположенным в кондиционере сенсором качества воздуха, который, в зависимости от уровня загрязненности, подает команду очистки воздуха с помощью серийно устанавливаемого фильтра вредных веществ или команду включения режима циркуляции. При высокой концентрации вредных веществ кондиционер автоматически переключается в режим циркуляции и, тем самым, перекрывается доступ наружного воздуха в салон. При снижении степени загрязненности наружного воздуха в салон снова начинает поступать наружный воздух.
Максимальная продолжительность автоматического режима циркуляции составляет 12 минут. При запотевании стёкол сразу нажмите клавишу .
При определённых условиях эксплуатации (например, программное положение или
) автоматический режим циркуляции выключается. В режиме ECON и температуре менее -8°С время автоматического режима циркуляции ограничивается двенадцатью (12) секундами.
Переключение единиц измерения температуры
Индикацию температуры можно переключить со шкалы Цельсия на шкалу Фаренгейта и наоборот.
|
Включение и выключение кондиционера OFF
|
|
Кроме того, кондиционер снова включается также нажатием одной из клавиш вентилятора или регулирования температуры.
Коррекция оборотов вентилятора (-) (+)
Могут уменьшаться и увеличиваться заданные автоматикой обороты вентилятора.
|
Кондиционер автоматически регулирует частоту вращения вентилятора в зависимости от температуры в салоне. Количество воздуха можно регулировать также по желанию вручную. Фактическая частота вращения отображается в виде сегментной индикации расположенного над клавишами дисплея.
Сопла и дефлекторы
Подача воздуха, (см. илл. Панель приборов: расположение воздушных сопел и дефлекторов) может регулироваться следующим образом:
Дефлекторы (3) и (4)
|
Подача воздуха регулируется в зависимости от выбранного режима управления автоматически или вручную. Может подаваться нагретый, не нагретый или охлаждённый наружный воздух.
Воздушные сопла пространства для ног задних пассажиров расположены под передними сиденьями. Управление воздухом осуществляется вместе с соплами (5).
|
Возможны следующие виды настройки:
- Heizung ein/luftung ein: оперативное включение автономного отопителя/вентилятора
- Timer 1 2 3: Включение актуального таймера
- Xx:xx/xx.xx.: время включения
- Dauer xx Min: длительность работы для актуального таймера или для пользования без таймера
- Incl. motor: остаточное тепло для прогрева двигателя
В режиме «Incl. motor» (только некоторые модификации автомобиля) часть тепла автономного отопителя дополнительно используется для прогрева двигателя.
Выбор таймера, установка времени и длительности включения
Настройка автономного отопителя вентилятора осуществляется через FIS.
Дисплей FIS приборной доски: меню Hizen/Luften, установлена длительность работы для Timer 3
|
Установка времени включения
|
Установка продолжительности работы
|
После включения автономного отопителя вентилятора через меню Heizung ein или Luftung ein (оперативное включение отопителя или вентилятора) или дистанционным радиоуправлением актуализируются установленные параметры длительности работы таймера 1.
Максимальное время предварительного программирования автономного отопителя/вентилятора составляет 30 дней. При вводе значения, превышающего данную цифру, маркер настройки устанавливается на максимально возможную дату.
При установке уже истекшей даты маркер настройки возвращается на индикацию сегодняшней даты. Если введённое время часов (таймера) уже истекло, то происходит автоматическое переключение на завтрашнюю дату.
Таймер включает автономный отопитель/вентилятор в заданное время.
Дисплей цифровых часов: включён таймер
После выборки таймера, установки времени, и длительности включения включите функцию таймера следующим образом:
|
Приведённые в рабочий режим таймеры представлены на дисплее цифровых часов в виде следующих символов:
— Автономный отопитель
— Автономный вентилятор
После настройки таймера оба символа выводятся на индикацию дисплея часов одновременно.
При работе автономного отопителя или вентилятора соответствующий символ мигает.
Возможно также оперативное включение автономного отопителя/вентилятора.
В меню Hizen/Luften (отопитель/вентилятор) выберите строку Heizung ein (оперативное включение отопителя) или Luftung ein (оперативное включение вентилятора).
|
Длительность работы после оперативного включения определяется заданной настройкой времени таймера 1 (Timer 1).
Автономный отопитель/вентилятор можно выключить также вручную.
|
Возможно также радиоуправляемое включение или выключение автономного отопителя/вентилятора.
Дистанционное радиоуправление автономным отопителем/вентилятором
|
|
Замена элементов питания
Дистанционное радиоуправление автономным отопителем/вентилятором: замена элементов питания
|
Режим работы (автономный отопитель или автономный вентилятор) определяется в результате сравнивания температуры, установленной Вами соответствующими органами управления системы отопления/вентиляции или кондиционера, с фактической температурой в салоне.
Длительность работы автономного отопителя/вентилятора определяется заданной настройкой времени таймера 1 (Timer 1).
Если Вы хотите вновь включить автономный отопитель/вентилятор после истечения времени его работы, то необходимо нажмите вначале клавишу выключения (3) и только затем клавишу включения (1).
При отключении клавишей (3) около трёх секунд горит контрольная лампа (2) передатчика.
Для быстрого нагревания салона автомобили с дизельным двигателем комплектуются дополнительным отопителем. Дополнительный отопитель включается и выключается автоматически в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, при температуре наружного воздуха менее +5°С и работающем двигателе.
Дополнительный отопитель для экономии топлива можно выключить нажатием клавиши кондиционера.
Существует возможность электрообогрева подушек и спинок передних сидений, а также обоих задних боковых сидений.
Фрагмент панели приборов: рифлёные регуляторы обогрева сидений
Задняя центральная консоль: рифлёные регуляторы обогрева сидений
|
|
Для включения обогрева соответствующая рифлёная рукоятка выводится из положения 0 и поворачивается с установкой в один из шести возможных температурных диапазонов.
Задние сиденья обогреваются только при нахождении на них пассажиров.
|
|