Система охлаждения двигателя автомобиля ЗИЛ-131
Рис. 26. Схема системы охлаждения двигателя автомобиля ЗИЛ-131: 1 — кран отопления; 2 — соединительный шланг; 3 — радиатор отопителя кабины; 4 -пробка радиатора; 5 — верхний бачок радиатора; 6 — пробка расширительного бачка; 7 -расширительный бачок; 8 -пароотводящая трубка; 9 — сливной кран; 10 — сердцевина радиатоpa; 11 — нижний бачок радиатора; 12-тяга сливного крана; 13-патрубки жидкостного насоса; 14 — рубашка охлаждения; 15 — шланг от термостата к насосу; 16 — шланг к компрессору; 17 -шланг от компрессора; 18 – термостат
Систему охлаждения (рис.26) этого двигателя составляют жидкостный насос, вентилятор, радиатор с жалюзи, термостат, расширительный бачок, рубашка охлаждения блока и головок блока, рубашка подогрева горючей смеси во впускном трубопроводе, трубопровода и шланги, контрольно-измерительные приборы. В систему охлаждения включается радиатор отопителя кабины и рубашка охлаждения компрессора. Заправочная емкость системы охлаждения 29 л, с расширительным бачком 31л.
Рис. 27. Жидкостной насос двигателя автомобиля ЗИЛ-131: 1 — ступица шкива вентилятор; 2 — вентилятор; 3 — шкив вентилятора; 4 — шкив привода насоса; 5 — шкив: привода компрессора; 6 -масленка; 7 — корпус подшипников; 8 — водосбрасыватель; 7 -корпус насоса; 10 — крыльчатка; 11 — сальник; 12 — обойма сальника; 13 — валик; 14 — конусная втулка; 15 — масленка подшипников вентилятора.
Жидкостный насос (рис.27) установлен на переднем торце блока цилиндров и приводится в действие вместе с насосом гидроусилителя рулевого привода ременной передачей от шкива коленчатого вала. От второго ручья шкива насоса получает привод компрессор.
Ступица шкива насоса закреплена на валу с помощью разрезной конусной втулки 14, шпонки и гайки со шплинтом. Такое крепление обеспечивает возможность подтягивания ступицы при ослаблении посадки шкива. В корпусе насоса имеется отверстие, закрываемое пробкой 6, через которую смазываются подшипники вала.
Вентилятор шестилопастный, с отогнутыми краями лопастей, установлен на двух шариковых подшипниках на валу жидкостного насоса и приводится во вращение вместе с генератором от шкива коленчатого вала. Такой независимый от насоса привод вентилятора позволяет отключать последний при преодолении бродов, не останавливая вращение жидкостного насоса, компрессора и насоса гидроусилителя рулевого привода. Подшипники вентилятора смазываются через масленку 15.
Радиатор трубчато-ленточный трехрядный, имеет заливную горловину, закрытую пробкой без клапанов, верхний бачок радиатора соединен трубкой с расширительным бачком.
Расширительный бачок 7 (см. рис.26) имеет горловину с пробкой 6, пароотводную трубку 8 и кран 9 для слива жидкости, в пробке установлены выпускной и впускной клапаны, поддерживающие оптимальное давление в системе.
Термостат с твердым наполнителем размещен между верхним и нижним патрубками рубашки охлаждения. До температуры 70-83°С жидкость циркулирует по малому кругу; при достижении этой температуры термостат пропускает жидкость в радиатор. Циркуляция по малому кругу сохраняется и при полностью открытом термостате.
Датчик указателя температуры находится в канале впускной трубы двигателя, датчик сигнальной лампы в верхнем бачке радиатора.
При работе двигателя жидкость от насоса направляется к левому и правому ряду цилиндров и через отверстия проходит в головки цилиндров. Эти отверстия расположены так, что жидкость подводится в первую очередь к наиболее нагретым частям головок патрубкам выпускных клапанов и гнездам свечей. Основная часть жидкости вводится у задних торцов головок, что обеспечивает ее движение от заднего к переднему торцу головок. От задних водяных каналов головок жидкость подается во впускные трубопроводы, что обеспечивает подогрев топливной смеси, поступающей в цилиндры двигателя.
Источник
Ремонт системы охлаждения автомобиля зил 131
ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ
СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________
Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131
Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131 — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
В прогретом двигателе охлаждающая жидкость засасывается из радиатора в водяной насос и под определенным давлением по двум нагнетающим патрубкам насоса подается в левый и правый блоки цилиндров и, проходя через окна в межцилиндровых перегородках, охлаждает гильзы цилиндров.
Через отверстия в привалочных поверхностях блока и головки и в прокладке между ними охлаждающая жидкость проходит в головки. Указанные отверстия расположены так, чтобы можно было подвести жидкость к наиболее нагретым частям головок — патрубкам выпускных клапанов и гнездам свечей — и ввести в головки основную часть охлаждающей жидкости у задних торцов головок.
Это обеспечивает дальнейшее продольное движение жидкости от заднего к переднему торцу головок. Затем охлаждающая жидкость по каналам во впускной трубе проходит к патрубку термостата и в радиатор.
Рис.30. Система охлаждения ЗИЛ-131
Продольное движение жидкости в головках обусловлено наличием дозирующей вставки 11 (рис. 30), установленной в задних водоотводящих каналах впускного трубопровода. Наличие отверстия во вставке ограничивает количество охлаждающей жидкости, проходящей через задние водоотводящие каналы во впускной трубе, до величины, обеспечивающей необходимый подогрев топливной смеси в каналах впускной трубы.
Водяной насос ЗИЛ-131 (рис. 31) — центробежный, установлен на переднем торце блока цилиндров.
Перед заправкой смазочным материалом полости подшипников водяного насоса нужно предварительно отвернуть пробу 2, закрывающую контрольное отверстие. Заправку надо проводить до появления свежего смазочного материала из контрольного отверстия, после чего резьбовую пробку следует установить на место.
Рис. 31. Водяной насос (помпа) ЗИЛ-131
Привод вентилятора и водяного насоса осуществляется от шкива коленчатого вала двумя ремнями. При этом передний ремень охватывает шкив генератора, а второй ремень охватывает шкив насоса гидроусилителя рулевого привода.
Натяжение ремней регулируется перемещением генератора и насоса гидроусилителя рулевого привода. При нормальном натяжении прогиб каждого ремня между шкивом вентилятора и натяжным шкивом ,под действием усилия 40 Н (4 кгс) должен быть в пределах 8—14 мм (рис. 32). От шкива вентилятора приводится в действие компрессор.
Рис. 32. Схема проверки натяжения приводных ремней
Вентилятор — шестилопастный, заключен в установленный на рамке радиатора кожух, наличие которого способствует увеличению скорости потока воздуха, проходящего через радиатор.
Радиатор и термостат
Радиатор ЗИЛ-131 — трубчато-ленточный (змейковый), с трубками овального сечения, трехрядный. Пробка (рис. 33) заливной горловины радиатора — герметичная, с двумя клапанами: впускным (воздушным) и выпускным (паровым). Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения давление 100 кПа (1 кгс/см2).
При таком давлении охлаждающая жидкость закипает при температуре 119 °С. Следовательно, повышается эффективность системы охлаждения, и автомобиль можно эксплуатировать в тяжелых условиях более длительное время без закипания охлаждающей жидкости в радиаторе.
Если резиновые шайбы 6 и 11 клапанов пробки радиатора отсутствуют или разрушены, то работа системы охлаждения как герметичной системы прекращается, и охлаждающая жидкость в этом случае закипает при 100 °С.
Впускной клапан, нагруженный менее упругой пружиной, препятствует созданию в системе большого разрежения при остывании двигателя и предохраняет детали радиатора от повреждения. Впускной клапан открывается и сообщает полость радиатора с атмосферой при снижении давления до 1 —13 кПа (0,01—0,13 кгс/см2).
Температура жидкости в системе охлаждения контролируется указателем, установленным на щитке приборов.
Рис. 33. Пробка радиатора ЗИЛ-131
Датчик указателя температуры находится в водяном канале впускного трубопровода.
При достижении температуры охлаждающей жидкости 115 °С на щитке приборов загорается контрольная лампа аварийного перегрева жидкости. В этом случае открывать пробку радиатора следует осторожно, так как при резком открывании возможно выбрасывание горячей жидкости из
горловины.
Термостат ЗИЛ-131 (рис. 34) с твердым наполнителем размещен между верхним и нижним патрубками; он служит для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его от переохлаждения. При прогреве холодного двигателя канал, соединяющий рубашку двигателя с радиатором, перекрыт заслонкой 7 термостата.
Охлаждающая жидкость через перепускной патрубок, соединяющий нижний выпускной патрубок с всасывающей полостью корпуса подшипников водяного насоса, интенсивно циркулирует, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. Эта циркуляция сохраняется и при полностью открытом термостате (положение II).
При температуре охлаждающей жидкости, равной 70—83 °С, активная масса (церезин) 5, заключенная в баллон 1 термостата, плавится, и увеличение ее объема вызывает перемещение штока 5 вверх; при этом открывается заслонка 7, после чего охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор. При снижении температуры уменьшается объем церезина, и заслонка под действием пружины закрывается (положение I).
Рис. 34. Термостат ЗИЛ-131
Жалюзи радиатора служат для регулирования потока воздуха, проходящего через радиатор; управление жалюзи осуществляется из кабины водителя. Ручка управления расположена под щитком с левой стороны кабины. Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку па себя. Закрывать
жалюзи следует при прогреве двигателя, а также при движении в случае понижения температуры охлаждающей жидкости.
Обслуживание системы охлаждения
В радиатор рекомендуется заливать охлаждающую жидкость до нижнего торца трубы горловины радиатора. Затем следует пустить двигатель с малой частотой вращения коленчатого вала (режим холостого хода), после этого проверить уровень жидкости в радиаторе и, если необходимо, долить ее.
Нельзя заливать холодную жидкость в горячий двигатель. В сильные морозы следует утеплять радиатор, используя для этого утеплительные чехлы облицовки радиатора и капота двигателя, и внимательно следить за указателем температуры охлаждающей жидкости.
Для повышения надежности работы системы охлаждения ЗИЛ-131 и предохранения ее от замерзания во время сильных морозов рекомендуется применять специальную охлаждающую низкозамерзающую жидкость (антифриз).
Эта жидкость ядовита, и поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней. Попадание даже небольшого количества этой жидкости в организм может вызвать тяжелое отравление. Применение антифриза упрощает процесс пуска двигателя подогревателем, уменьшает образование на стенках котла коррозии и накипи.
Охлаждающую жидкость из системы охлаждения следует сливать через три крана: кран патрубка радиатора, два крана предпускового подогревателя или два крана в блоке цилиндров, если на двигателе подогреватель не установлен.
При сливе жидкости из системы охлаждения необходимо снять пробку радиатора ЗИЛ-131 и открыть кран отопителя. После слива всей жидкости следует закрыть кран отопителя кабины и открыть его вновь только после заливки жидкости и прогрева двигателя. При использовании в качестве охлаждающей жидкости воды сливать ее в зимнее время следует сразу после останова двигателя.
При сливе охлаждающей жидкости предварительно следует проверить исправность сливных кранов, так как образовавшаяся накипь может перекрыть отверстия кранов, и полный слив жидкости окажется невозможен.
Зимой это может привести к замерзанию жидкости в рубашке блока и разрушению блока цилиндров. Для предотвращения замерзания жидкости необходимо систему охлаждения промыть до наступления морозов. Одновременно надо продуть остов радиатора сжатым воздухом, струя которого должна быть направлена из-под капота наружу.
Сливные краны на двигателе без подогревателя снабжены дистанционным управлением, что облегчает доступ к ним. Рукоятки управления кранами выведены через первую поперечину рамы в переднюю часть автомобиля, под буфер. При необходимости слива охлаждающей жидкости из системы охлаждения рукоятку привода крапа отвертывают на несколько оборотов.
После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля ЗИЛ-131 оставить краны открытыми. Если краны замерзнут в открытом положении, закрывать их следует после заливки жидкости при прогреве двигателя, после того как из кранов потечет жидкость.
При пуске холодного двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя.
Если двигатель холодный, то клапан термостата будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор до тех пор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров; в этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе. Тем не менее при сильных морозах удалять термостат из системы охлаждения двигателя не разрешается.
Следует проверять состояние клапанов пробки радиатора. Необходимо следить за состоянием всех уплотнителей, не допускать течи жидкости из системы охлаждения.
Категорически запрещаются пуск и кратковременная работа двигателя без жидкости в системе охлаждения, а также прогрев двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления остатка ее из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпаданию седел клапанов, прогоранию прокладки головки блока и короблению алюминиевой головки. В тех случаях, когда система охлаждения загрязнена, ее надо промыть.
Качество воды, применяемой для охлаждения двигателя, влияет на его работоспособность и долговечность. Если для охлаждения двигателя применяют чистую мягкую воду, то система охлаждения работает безотказно до капитального ремонта двигателя, при этом не требуется удаления накипи.
Промывать систему охлаждения необходимо после обкатки автомобиля ЗИЛ-131 (1000 км пробега) и 2 раза в год — весной и осенью.
Двигатель и радиатор надо промывать раздельно. Сначала промывают двигатель, а затем радиатор в направлении, обратном циркуляции воды в двигателе. С блока цилиндров опять патрубок вместе с термостатом, вывернуть из блока сливные краны и угольники (по одному с каждой стороны блока) и открыть сливной кран патрубка радиатора. Затем воду под сильным напором из шланга направляют в отверстие патрубка термостата.
Промывать надо до тех пор, пока из отверстий сливных кранов не потечет чистая вода. Сливные краны следует прочистить и промыть отдельно каждый, проверить их исправность и установить на место.
Для промывки радиатора (после обкатки автомобиля радиатор можно не промывать) воду под напором направляют в его нижний патрубок с тем, чтобы она выливалась через верхний патрубок (предварительно на патрубок надо надеть шланг); при этом пробка радиатора должна быть закрыта. После того как сливаемая вода станет совершенно чистой, следует установить шланги, соединяющие блок цилиндров двигателя с радиатором.
В летнее время года необходимо следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Чистить можно струей сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора.
Источник