Ремонт системы охлаждения трансформатора

СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ОХЛАЖДАЮЩИХ УСТРОЙСТВ

Теплота, выделяющаяся в обмотках и магнитопроводе работающего трансформатора, рассеивается в окружающую среду. Переход теплоты с поверхности обмоток и магнито-провода к охлаждающему маслу происходит, вследствие разности температур между ними. Теплопередача обеспе­чивается непрерывной естественной или принудительной циркуляцией масла внутри трансформатора. Естественное движение нагретых и холодных слоев масла объясняется их.разной плотностью. В окружающую среду тепло отво­дится конвекционными потоками воздуха у стенок бака и излучением. Теплопередача конвекцией происходит со всей поверхности бака, труб и охладителей и зависит от разнос­ти температур бака и воздуха, от конфигурации и площа­ди охлаждаемых поверхностей. Чем свободнее доступ воз­духа к охлаждаемой поверхности, тем интенсивнее тепло­передача.

Теплопередача путем излучения (а она составляет для трансформаторов с гладкими стенками баков около 50 %’ общей теплопередачи) зависит от температуры излучающей поверхности и ее состояния. С закрытой трубами и охла­дителями поверхности излучения не происходит, что связа­но с прямолинейным распространением лучистой энергии.

Системы охлаждения. Предусмотрены следующие сис­темы охлаждения масляных трансформаторов и условные обозначения: масляное охлаждение с естественной цирку­ляцией масла внутри бака и воздуха снаружи — М; мае ляное дутьевое охлаждение с естественной циркуляцией масла — Д; масляное дутьевое охлаждение с принудитель­ной циркуляцией масла — ДЦ; масляное водяное охлажде­ние с принудительной циркуляцией масла и воды — Ц.

Трансформаторы с естественным масляным охлаждением (система М) при очень малой мощности (не превышающей 25 кВ-А) выпускают­ся с гладкими баками. Поверхность баков таких трансформаторов до­статочна для отвода тепла. С ростом мощности трансформаторов по­является необходимость искусственного увеличения площади охлаж­дающих поверхностей. Одним из конструктивных решений является применение баков с охлаждающими трубами.

Стальные трубы (предварительно согнутые) располагают вертикаль­но, параллельно стенке бака, и приваривают изнутри бака. Трубчатые баки имеют трансформаторы мощностью 1,6 МВ’А включительно.

Для трансформаторов мощностью 1,6—10 MB-А применяются ра­диаторные баки. На гладкие баки навешиваются трубчатые охладители (радиаторы), позволяющие получать значительно большие поверхности охлаждения, чем у баков с охлаждающими трубами. Схема естествен­ной циркуляции масла в трансформаторе с радиаторами показана на рис. 7.15. Каждый радиатор представляет собой самостоятельный узел, присоединяемый своими патрубками к патрубкам бака. Между фланцами патрубков устанавливаются плоские краны. Кранами поль­зуются в том случае, когда радиатор выводится в ремонт или снимает­ся с трансформатора, заполненного маслом. После снятия радиатора на краны ставят стальные заглушки.

У трансформаторов мощностью более 10 MB-А периметр бака ока­зывается недостаточным для навешивания необходимого количества радиаторов. Тогда вместо естест­венного применяют принудитель­ное дутьевое охлаждение, при ко­тором теплопередача радиаторов увеличивается на 40—50 % по сравнению с теплопередачей при естественном охлаждении. Интен­сивность теплопередачи повыша­ется за счет ускорения движения охлаждающего воздуха. Дутье осуществляется вентиляторами-крыльчатками (рис. 7.16).

Трансформаторы с дутьевым охлаждением допускают работу с отключенным дутьем, если нагрузка менее номи­нальной, а температура верхних слоев масла не превыша­ет 55 °С.

При аварийном отключении всех вентиляторов обдува работа трансформатора с номинальной нагрузкой допуска-

ется в зависимости от температуры окружающего воздуха в течение ограниченного времени:

Работа трансформаторов с нагрузкой выше номиналь­ной возможна только с включенным дутьем независимо от температуры масла и окружающего воздуха.

Управление дутьем, т. е. включение и отключение элек­тродвигателей вентиляторов, производится вручную и авто­матически. Автоматическое включение дутья осуществля­ется при помощи контактов термометрического сигнализа­тора ТСМ-100. Дутье автоматически отключается при снижении температуры масла до 50 °С.

Схема автоматического пуска и остановки двигателей вентиляторов по температуре масла дополняется автомати-

кой включения дутья при достижении номинального тока трансформатора и отключения дутья —при снижении тока нагрузки ниже номинального.

У мощных трансформаторов и автотрансформаторов дутьевое охлаждение не обеспечивает полного отвода тепло­ты потерь. В этих случаях применяется система воздушно-масляного охлаждения с принудительной циркуляцией мас­ла с помощью насосов и интенсивным обдувом охладите­лей вентиляторами, установленными на охладителях (рис. 7.17).

Охладители представляют собой спаренные друг с другом калори­феры. Каждый калорифер состоит из нескольких рядов труб, развальцованных в трубных досках или вваренных в них. Нагретое масло из верхней части бака забирается электронасосом и прогоняется через охладитель. Охлажденное масло возвращается в нижнюю часть бака и перемещается вверх благодаря конвекции.

Для увеличения теплоотдачи у крупных трансформаторов, выпус­каемых отечественной промышленностью, движение масла внутри трансформатора упорядочено: охлажденное масло подается по спе­циальным трубам к определенным частям обмоток, в результате чего создается организованная циркуляция масла по охлаждающим кана­лам. Такая система направленной циркуляции масла в обмотках более эффективна. Трансформаторы с искусственным охлаждением могут экс­плуатироваться только при работающих вентиляторах дутья, насосах циркуляции масла и с включенной сигнализацией о прекращении подачи масла и остановке вентиляторов обдува.

При остановленном принудительном охлаждении не обеспечивается охлаждение трансформатора, даже если он не несет нагрузки. В случае прекращения принудительного охлаждения трансформатор мощностью до 250 MB-А мо­жет оставаться в работе с номинальной нагрузкой в тече­ние 1 ч, если температура верхних слоев масла не достигла 80 °С. Если трансформатор уже работал с предельной тем­пературой 80 °С, то с выходом из работы охлаждающего устройства он может нести номинальную нагрузку в тече­ние 10 мин или находиться в режиме XX не более 30 мин. По истечении указанного срока трансформатор должен быть отключен.

Управление двигателями системы охлаждения преду­сматривается автоматическое и ручное. Схема автоматиче­ского управления обеспечивает:

включение основной группы охладителей при включе­нии трансформатора в сеть;

увеличение интенсивности охлаждения включением до­полнительного охладителя при достижении номинальной нагрузки или определенной температуры масла в транс­форматоре;

включение резервного охладителя при аварийном от­ключении любого из работающих;

включение резервного питания двигателей насосов и вентиляторов при исчезновении напряжения или его сни­жении ниже 85 %, а также переключение питания с резерв­ного источника после восстановления напряжения в основ­ной сети.

Ручное управление двигателями всей системы охлажде­ния и каждого охладителя производится ключами управления, положение которых проверяется внешним осмотром перед включением трансформатора в сеть.

Читайте также:  Ремонт схема ufo atsfi 01

Система масловодяного охлаждения с принудительной циркуляцией масла и охлаждающей воды является наибо­лее эффективной, но менее удобной в эксплуатации, чем рассмотренная выше система с принудительной циркуля-

цией масла. Для ее применения необходим мощный источ­ник водоснабжения и должны предусматриваться меры по предотвращению замораживания водяных магистралей, насосов и прочей аппаратуры в зимнее время. Система ох­лаждения (рис. 7.18) состоит из одного или нескольких водяных маслоохладителей, двух-трех маслонасосов, тру­бопроводов, измерительной и защитной аппаратуры. Горя­чее масло из верхней части бака трансформатора перека­чивается центробежными насосами через маслоохлади­тель, охлаждается в нем циркулирующей водой и возвращается в нижнюю часть бака.

Маслонасосы устанавливаются по ходу масла перед маслоохладителем, чтобы исключить подсосы воды в мас­ло в случае образования неплотностей и трещин в масло­охладителе. С этой же целью давление масла в маслоох­ладителе поддерживается выше давления воды не менее чем на 20 кПа. Охлаждающая вода подается из водопровод­ной сети или из естественных водоемов (рек, озер),

Включение в работу масловодяного охлаждения произ­водится после включения трансформатора в сеть: сначала включают в работу масляный насос и проверяют циркуля­цию в маслоохладителе, затем подают охлаждающую во­ду и проверяют соотношение давлений воды и масла. При необходимости производится регулирование давления. Маслоохладители в системе масловодяного охлаждения снижают температуру масла на 10—15°С и способны под­держивать температуру верхних слоев масла при номи­нальной нагрузке на уровне 50—55 °С. Поэтому подачу охлаждающей воды в маслоохладители производят при температуре масла не ниже 15 °С. Отключение масловодя­ного охлаждения производится после отключения транс­форматора от сети: сначала прекращают доступ воды в маслоохладитель, а затем отключают маслонасос.

Нагрузка трансформатора с системами охлаждения Ц и ДЦ при отключении части работающих охладителей дол­жна быть уменьшена пропорционально числу отключенных охладителей:

Обслуживание систем охлаждения заключается в на­блюдении за работой и уходе за оборудованием, исполь­зуемым в системах охлаждения. Осмотры систем охлажде­ния оперативным персоналом производятся одновременно с осмотром трансформаторов. При осмотрах проверяется; отсутствие течей масла из систем охлаждения; работа охла­дителей по их нагреву, определяемому на ощупь (у транс­форматоров с охлаждением ДЦ — по нагреву и по показа­ниям манометров, установленных вблизи маслоперекачивающих насосов); отсутствие нагрева, шума и вибрации маслоперекачивающих насосов; работа адсорбционных фильтров (ощупыванием рукой); состояние креплений маслопроводов, насосов и вентиляторов; работа вентиля­торов — по отсутствию вибрации, скрежета и задеваний крыльчаток за кожух.

Уход за оборудованием систем охлаждения включает в себя устранение обнаруженных при осмотрах неисправ­ностей, замену износившихся деталей (лопаток, крыльча­ток, подшипников), чистку охладителей и вентиляторов, смазку подшипников, контроль сопротивления изоляции электродвигателей. При уходе за охладителями системы охлаждения Ц выполняются периодические очистки труб и водяных камер от ила и других отложений на поверхно­стях охлаждения.

Эффективность работы систем охлаждения в целом проверяется по температуре верхних слоев масла в транс­форматоре. При исправном охлаждении и номинальной на­грузке максимальные температуры верхних слоев масла не должны превышать: в трансформаторах с охлаждением М и Д — 95 °С; с охлаждением ДЦ — 75 °С и с охлаждени­ем Ц—70 °С.

Дата добавления: 2016-04-06 ; просмотров: 3346 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Ремонт элементов системы охлаждения мощных силовых трансформаторов

Параллельно с ремонтом и сборкой активной части трансформатора производят ревизию, ремонт и подготовку к сборке и монтажу всех его наружных частей: элементов системы охлаждения (охладителей, радиаторов, дутьевых вентиляторов, маслопроводов, задвижек и кранов), а также бака, расширителя, предохранительной трубы, термосифонного фильтра и воздухоосушителя.
Для охлаждения мощных силовых масляных трансформаторов применяют дутьевую ДЦ или масляно-водяную Ц системы охлаждения с принудительной циркуляцией масла и дутьевую Д с естественной циркуляцией масла.

Система охлаждения ДЦ

Система охлаждения ДЦ (ее называют масло-воздушной) состоит из нескольких параллельно работающих охлаждающих устройств. Одно из них может быть резервным и включаться автоматически в случае отключения одного из работающих устройств. Но могут работать одновременно все охлаждающие устройства независимо друг от друга.
Каждое охлаждающее устройство (рис. 1) имеет масляный электронасос 3, который через всасывающий маслопровод забирает горячее масло из верхней части бака трансформатора и прогоняет его через охладитель 1 напорный маслопровод в нижнюю часть бака. На каждом охладителе установлено по два дутьевых вентилятора 2. Мощность электродвигателей вентиляторов и профиль крыльчаток выбраны с таким расчетом, чтобы обеспечивался необходимый теплообмен. Вентиляторы устанавливают на раме охладителя на вибропоглощающих резиновых подкладках.
Масло в охладителе циркулирует по трубкам диаметром 16— 22 мм, с толщиной стенок 1,5—2 мм. Трубки в зависимости от типа
охладителя применяют стальные с оцинкованной поверхностью или алюминиевые. Поверхность трубок — оребренная. Исполнение оребрения может быть различным: в виде тонких стальных пластинок, обвитой стальной ленты, проволочной стальной спирали или цельнокатаных ребер на алюминиевых трубках. Более высокой теплоотдачей обладают трубки с намотанной стальной спиралью и алюминиевые трубки с цельнокатаными ребрами.

Рис, 1. Общий вид выносного охлаждающего устройства ДЦ:
1 — охладитель, 2 — вентилятор ЦАГИ типа МЦ-8, 3 — бессальниковый масляный электронасос ЭЦТ-63/10, 4 — трехжильный кабель КРПТ, 5 — опорная стойка

Параллельно с каждым охладителем включен адсорбный фильтр (на рисунке не показан). Масляные электронасосы — центробежные бессальниковые мощностью 2,6— 2,9 кет — применяются двух типов: угловые (всасывающий и нагнетательный патрубки расположены -под углам 90°) и прямоточные (оба патрубка расположены по одной оси). Электронасосы встраивают непосредственно в верхнюю или нижнюю часть охладителя (электродвигатели погружены в масло).
Контроль за циркуляцией масла в охладителе осуществляется с помощью струйного реле.
Основные элементы реле — заслонка со стрелкой, поворачивающаяся по направлению струи масла, и ртутный контакт, который при внезапном прекращении циркуляции масла замыкается, подавая сигнал на щит управления станции. Осмотр и наладку струйного реле производят в лаборатории.
Система охлаждения ДЦ по конструктивному исполнению может быть навесная, когда охлаждающие устройства укреплены на баке трансформатора аналогично радиаторам системы охлаждения Д, и выносная. В последнем случае охлаждающие устройства укреплены на опорных стойках 5 (рис. 91) на отдельных фундаментах на расстоянии 4—6 м от бака трансформатора и соединяются с ним маслопроводами с условном проходом 100—125 мм. Обе системы работают одинаково, однако более эффективной по теплообмену является выносная система охлаждения.
Ранее Запорожский трансформаторный завод собирал охладители ДЦ из калориферов типа КФБО-11 со спирально-ленточным оребрением стальных труб. Батарея, скомпонованная из четырех калориферов, соединенных последовательно (по маслу), имеет один общий насос 6к-12а с электродвигателем мощностью 10 кет. На четыре калорифера установлено два вентилятора, каждый из которых продувает воздух через два сближенных между собой калорифера. Опыт работы и экспериментальная проверка показали, что такая система недостаточно эффективна. Поэтому в настоящее время (по предложению ЦКБЭНЕРГО) в трансформаторах, оборудованных батареями калориферов КФБО-11, спаренные охладители разделяются на отдельные секции и каждый калорифер обдувается отдельным вентилятором. Это позволило повысить тепловую нагрузку одного охлаждающего устройства до 245 кет (вместо 160 кет до модернизации), а при установке калориферов на отдельном фундаменте (вне бака трансформатора) — до 270 кет.
Если при отключении дутья трансформатор с системой охлаждения Д может длительно работать при нагрузке, равной 2/3 номинальной, то при отключении маслонасосов и вентиляторов в циркуляционных системах трансформатор не допускают к работе даже на холостом ходу. В случае аварии в системе охлаждения трансформатор немедленно отключают. Поэтому к надежности вентиляторов, насосов и аппаратуры управления в циркуляционных системах предъявляются особенно высокие требования.
Система охлаждения ДЦ управляется автоматически; для этой цели устанавливают на баке трансформатора или отдельно шкафы ШАОТ. Основное назначение шкафов ШАОТ — в зависимости от нагрузки трансформатора автоматически включать и отключать рабочие и резервные охлаждающие устройства, защищать при коротких замыканиях электродвигатели вентиляторов и насосов и автоматически подключать и отключать резервные источники питания. Кроме того, шкаф ШАОТ обеспечивает сигнализацию в случае отключения электродвигателей вентиляторов и насосов, а также при включении резерва и отключении трансформатора. Проверку схемы и все наладочные работы по автоматике производит лаборатория.
Демонтаж и ремонт системы охлаждения ДЦ включает следующие основные операции: перекачку масла из охладителей в заранее подготовленную емкость, демонтаж и разборку трубопроводов, промывку охладителей горячим маслом (температура 60—70° С), замену прокладок, замену сорбента в адсорбционном фильтре, ревизию насосов и вентиляторов обдува, устранение течей масла, опрессовку системы охлаждения. Все эти работы производят на месте установки трансформатора только при наличии соответствующих условий и благоприятной погоды. Попадание пыли или влаги в систему охлаждения может привести к аварии трансформатора.
В процессе демонтажа охладителей и трубопроводов на них навешивают соответствующие бирки, чтобы после окончания ремонта трансформатора охладители и трубопроводы можно было быстро вновь скомпоновать в прежнем положении. Все фланцы охладителей и трубопроводов после их демонтажа немедленно плотно закрывают заранее подготовленными заглушками или промасленными деревянными пробками.
При ремонте охладителей учитывают их невысокую механическую прочность. При необходимости их кантовки соблюдают осторожность, так как строповка охладителей с перекосами может вызвать деформацию трубок и нарушение сварных швов. По тем же соображениям перед укладкой охладителей на подготовленный настил тщательно выравнивают горизонтальную плоскость деревянного настила.
При установке новых охладителей тщательно продувают охладительные трубки сжатым воздухом и промывают их горячим маслом.
Качество промывки определяют по электрической прочности промывочного масла в стандартном маслопробойнике. При установке новых трубопроводов их внутреннюю поверхность очищают с помощью ерша, изготовленного из пучка стального троса или стальной сетки, свернутой в виде рулона.
После очистки трубы продувают сжатым воздухом, дополнительно очищают тряпками, смоченными в бензине, и протирают насухо. Внутреннюю полость труб окрашивают эмалью 624с или 1201; если нет эмали, покрывают двумя слоями бакелитового лака.
При сборке системы охлаждения так же, как и при разборке, принимают меры по предотвращению попадания во внутренние полости трубопроводов и охладителей пыли и влаги.
Собранную систему охлаждения заполняют маслом из отдельного специально подготовленного бака или непосредственно из бака трансформатора в соответствии с заводскими инструкциями. Для заполнения системы охлаждения слегка отвертывают задвижки, чтобы проток масла был небольшим. Воздух удаляют полностью из системы путем открывания специальных пробок в охладителях.
После заполнения системы в течение часа проверяют герметичность охладителей маслом, нагретым до 50—60° С. Калориферы со стальными трубками испытывают избыточным давлением 3 ат, с алюминиевыми — 2 ат. Испытание давлением (рис. 2) производят при закрытых задвижках на баке с помощью специального, вспомогательного небольшого бака 4 с чистым горячим маслом и отдельного масляного насоса 1 (обычно ручного типа БКФ-4). Результаты гидравлического испытания считают удовлетворительными, если в течение часа давление снизится не более чем на 10%.
Чтобы масло, оставшееся на стенках трубок, не воспламенилось, трещины в стальных трубках калориферов заваривают под вакуумом или в среде углекислого газа. Наиболее удобно трещины заделывать холодным способом специальной пластмассой или эпоксидной замазкой.
Особое внимание обращают на качество очистки системы охлаждения. Даже небольшое количество загрязнений или воздуха, оставшихся в системе охлаждения и проникших в бак трансформатора, могут вызвать электрический пробой между токоведущими частями. В некоторых конструкциях трансформаторов патрубки нагнетательных труб в баке расположены напротив токоотводов, иногда выполненных голыми шинами, поэтому попадание на голые шины занесенных вместе с напорной струей масла различных посторонних включений вызывает пробой изоляционного промежутка между шинами.
Чтобы воздух и другие посторонние включения не попали на части, находящиеся под напряжением, проверяют систему охлаждения заранее, до подключения трансформатора под напряжение. При этом включают на 3—6 ч все охлаждающие устройства. Одновременно проверяют, нет ли в адсорбных фильтрах воздуха, вращаются ли крыльчатки вентиляторов против часовой стрелки (если смотреть на электродвигатели со стороны крыльчатки), и нет ли вибрации охладителей. Если вибрация более 110 мм, крыльчатки вентиляторов балансируют. Чтобы устранить передачу вибрации от вентиляторов на трубки охладителя, целесообразно электродвигатели с крыльчатками устанавливать на отдельном каркасе.

Читайте также:  Инструмент для ремонта шин велосипеда


Рис. 1. Схема промывки и опрессовки охладителей на фундаменте:
1 — масляный насос, 2 — манометр, 3 — охладитель, 4 — бак с горячим маслом, 5 — задвижка, 6 — временный маслопровод, 7 — подставка

При установке новых охладителей с встроенными бессальниковыми насосами применяют для промывки системы посторонний насос. Дело в том, что в бессальниковых насосах масло проходит непосредственно через статор электродвигателя, поэтому при попадании ржавчины или других случайных металлических включений в обмотку электронасос может легко повредиться. Промывка системы с использованием собственных насосов допустима только в том случае, когда предварительно пропускают масло через фильтр- пресс или центрифугу.
После испытания гидравлическим давлением и промывки всей системы вспомогательный бак отсоединяют от охлаждающего устройства, а систему охлаждающих устройств и трубопроводов подсоединяют к баку трансформатора.

Система охлаждения Ц

Масляно-водяная система охлаждения Ц (рис.3) принципиально отличается от системы охлаждения ДЦ. Все оборудование системы Ц устанавливают в закрытом отапливаемом помещении, специально выстроенном вблизи трансформатора или занимающим часть машинного зала электростанции.
Тепловые потери трансформатора отводят с помощью масляно- водяных теплообменников, называемых маслоохладителями. Маслоохладители (их может быть несколько в зависимости от мощности трансформатора) и масляные насосы (их бывает обычно два-три плюс один резервный) соединяют между собой параллельно. На рисунке показаны один маслоохладитель 9 и один насос 2. Насосы и маслоохладители соединены с баком трансформатора 1 двумя общими маслопроводами— всасывающим и напорным.


Рис. 3. Схема масляно-водяной системы охлаждения трансформатора: 1 — трансформатор, 2 — центробежный масляный электронасос, 3 — задвижка, 4 — адсорбер, 5 — термометры для масла, 6 — термометры для воды, 7 — водомер, 8 — манометр для воды, 9 — маслоохладитель, 10 — манометр для масла, 11 — расходомер для масла (дифманометр), 12 — сетчатый фильтр

Читайте также:  Ремонт лакокрасочного покрытия металлоконструкций

Основными частями маслоохладителя являются корпус 5, верхняя 1 и нижняя 13 водяные камеры и трубная система 7. Вода проходит через трубную систему, состоящую из латунных, если вода речная, или мельхиоровых, если вода морская, труб, ввальцованных в днище водяных камер. Масло проходит снаружи трубной системы, омывая противотоком трубки с водой.
Маслоохладители серии МП (МП-21, МП-37 и МП-65) Каунасского завода «Пяргале» выполнены конструктивно для вертикальной установки, и их принято называть колонками. Последняя конструкция предусматривает горизонтальную установку маслоохладителя.
Ремонт маслоохладителей и всех других элементов системы Ц включает в основном те же операции, что и системы ДЦ, т. е. ремонт и чистку трубной системы, промывку и чистку трубопроводов и фильтра, замену прокладок, замену сорбента в адсорбере, ревизию насосов и электродвигателей, устранение течей масла и воды.

Система охлаждения Д

Система охлаждения Д состоит из трубчатых радиаторов, навешенных на бак трансформатора и соединенных с ним верхними и нижними патрубками. Масло циркулирует по трубкам радиаторов под действием конвекции за счет разности температур масла в баке на уровнях этих патрубков и охлаждается благодаря обдуву труб вентиляторами.

Рис. 4. Схема трубчатого маслоохладителя МП-65:

1 — верхняя водяная камера, 2 — верхняя трубная доска, 3 — латунная компенсирующая шайба, 4 — выходной патрубок для масла, 5 — корпус маслоохладителя, 6 — кожух, 7 — трубная система для воды, 8 — перегородки для направления масла, 9 — входной патрубок для масла, 10 — нижняя трубная доска, 11 — входной патрубок Для воды, 12 — выходной патрубок для воды, 13 — нижняя водяная камера с двумя отсеками

В процессе эксплуатации наружные поверхности труб радиаторов покрываются плотным слоем загрязнений, который не только портит внешний вид трансформатора, но и снижает эффективность работы системы охлаждения.

Наружный слой загрязнений труб радиатора удаляют ультразвуковой очисткой или погружением его в ванны с 10—15%-ным раствором едкого натра. Щелочной раствор подогревают до 60—70° С и перемешивают, пропуская через ванну воздух или пар. После очистки в щелочном растворе радиатор промывают проточной водой. Чтобы щелочной раствор не попал внутрь радиаторов, в них создают избыточное давление 0,1 ат или их заранее испытывают на герметичность избыточным давлением 0,5 ат. Избыточное давление создают сжатым воздухом, при этом следят по манометру, чтобы в течение 5—10 мин оно не снижалось.
Во многих трансформаторах старых выпусков вентиляторы установлены в межтрубном пространстве самих радиаторов. Исследования показали, что ранее применяемые легкие (массой 0,4 кг) крыльчатки не обеспечивают должного обдува радиаторов. Мощность электродвигателей вентиляторов позволяет заменить их более мощными крыльчатками серии МЦ (массой 1,3 кг); при этом отвод тепла увеличивается в среднем на 20%. Но более тяжелые и мощные крыльчатки даже при небольшом небалансе, например при разных углах наклона лопастей, или если одна лопасть несколько тяжелее другой, вызывают сильную вибрацию радиаторов. При вибрации нарушается герметичность уплотнений и сварных соединений радиаторов, кроме того, ускоряется износ подшипников электродвигателей.
При замене крыльчаток электродвигатели вентиляторов устанавливают на специальных кронштейнах, закрепленных на стенке бака трансформатора, и подвергают крыльчатки динамической или, в крайнем случае, статической балансировке на круговых или двух призматических ножах. При статической балансировке крыльчатка, закрепленная на специально изготовленном валике и установленная на два опорных ножа, в любом положении не должна поворачиваться. Если одно крыло имеет меньшую массу, чем другое, его уравновешивают, приваривая стальную пластину или напаивая его оловом. Статическая балансировка только частично уменьшает вибрацию. При различных наклонах лопастей вибрацию можно устранить только динамической балансировкой.
В объем ремонта дутьевых вентиляторов входит разборка и чистка электродвигателей. Осматривают состояние ротора, статора, подшипников. Измеряют сопротивление изоляции обмотки статора мегомметром 1000 в. Испытывают электрическую прочность изоляции обмотки статора относительно корпуса и между фазами приложенным напряжением 1 кВ переменного тока промышленной частоты или мегомметром 2500 в в течение не менее 1 мин.
При ремонте основных элементов системы охлаждения производится ревизия, осмотр и ремонт, а при необходимости — замена гидрозапорной арматуры. Задвижки и краны тщательно очищают от грязи и ржавчины, устраняют выявленные при осмотре дефекты и меняют сальниковые уплотнения и прокладки. Гидравлическое испытание производят с помощью ручного насоса давлением 3 ати в течение 15—20 мин.

Источник

Оцените статью