Не дорого начало, а похвален конец, ремонтируем лодку из пластика
Стеклопластик, материал, из которого они изготавливаются, подвержен сколам, трещинам, вмятинам. Наиболее сильным повреждением является пробоина.
Часто трещины и сколы получаются при лихой швартовке к берегу, когда корпус судна встречается с камнями или другими препятствиями.
Все полученные повреждения пластиковой лодки вполне реально заделать своими руками. Особых приспособлений для ремонта не требуется, важно лишь подобрать правильный расходный материал.
Шпаклевка
Обычно серьезные трещины в корпусе возникают после значительного столкновения лодки. Простые, мелкие трещинки, это, скорее всего, повреждение декоративного слоя.
Повреждение декоративного слоя, мелкие царапины и трещины будет достаточно зашпаклевать.
Более качественно это получится сделать специальными шпаклевками, в состав которых входит стекловолокно. Отличительной чертой таких шпаклевок является повышенная эластичность, позволяющая наносить их аккуратно. Приведу несколько примеров таких шпаклевок:
Любой вид шпаклевки наносится на хорошо подготовленную поверхность, которую необходимо тщательно зашкурить и обезжирить.
Наносят шпаклевку тонким слоем, столько раз, сколько понадобится для достижения желаемого результата. Каждый слой должен подсохнуть, его зашкуривают, и только затем наносится следующий слой.
После шпаклевку покрывают грунтовкой и красят.
Также можно воспользоваться однокомпонентной нитрошпаклевкой типа НЦ -008. Она предназначена для дерева и металла, а также для выравнивания вмятин по эмали, для небольших трещин по наружному слою вполне подойдет.
Гелькоут
В настоящее время доступны многие материалы, которые были малоизвестны. Например, гелькоут – жидкая субстанция, которая наносится поверх стеклоткани со смолой, тончайшим слоем из пульверизатора. После высыхания такой слой гелькоута придаст глянцевый блеск и создаст дополнительную защиту пластику от механических воздействий и агрессивной водной среды.
Гелькоутом заделывают и небольшие трещины. Время его высыхания 20 минут, поэтому разводить его необходимо небольшими порциями. Как только гелькоут изменил вязкость и в нем появились сгустки, работать с ним уже нельзя.
Стеклоткань
Если вы будете делать ремонт пластиковой лодки своими руками, то столкнетесь с разнообразием стеклоткани на рынке.
Стеклоткань выпускается различной толщины, для ремонта подойдут конструкционные ткани, например стеклосатин, стеклосетка. Ещё есть стекломаты. Стекломат – это нетканый материал из рубленого стекловолокна.
Стекломат целесообразно использовать для реставрации больших пробоин или усиления корпуса лодки.
Для латания пробоин или обновления корпуса надо будет взять стекломаты. Простая стеклоткань используется для более мелкого ремонта и для усиления.
Обязательное условие – чистота ткани, если попадает влага, пыль или грязь, то на лодке будут пузыри.
Для того чтобы стеклоткань не разлезлась раньше времени, она обработана парафином, от которого необходимо избавиться. Есть ткани и без парафина, лучше использовать их.
Чтобы убрать парафин стеклоткань нагревают феном.
Если надо очистить от парафина большое количество ткани, например, для укрепления всего корпуса, то её лучше вываривать. Выварить можно так: налить в ведро воды, добавить кальцинированной соды, положить стеклоткань и опустить кипятильник. Это можно сделать и на кухне. Прокипятить ткань 20-25 минут, дать остыть. Парафин всплывет наверх и затвердеет. Ткань вытащить и просушить.
Смола
Для стеклопластика используют как полиэфирную, так и эпоксидную смолу.
Для ремонта пластиковой лодки, берут эпоксидную, так как она лучше «прилипает» к старому корпусу, адгезия у нее выше. Время на застывание у нее 2-3 часа, что позволяет произвести все ремонтные работы.
При изготовлении пластиковых лодок используют полиэфирную смолу, она очень быстро застывает практически за 15 минут становится похожей на стекло.
Для того чтобы смола была достаточно вязкой с ней надо работать при температуре не ниже 20 градусов.
Если смола густая, её можно немного подогреть.
Разводят эпоксидную смолу в соотношении 10:1, где 1 часть отвердителя.
Ремонт
При получении более серьезных повреждений: глубоких царапин, рваных трещин, пробоин пластиковые лодки ремонтируются с использованием стеклоткани, смолы, отвердителя и пластификатора (дибутилфталата).
Лохматые края трещины не надо обрезать, выступающие волокна будут способствовать лучшему сцеплению смолы и корпуса.
Перед ремонтом корпус лодки надо просушить. Хотя и говорят, что пластик не впитывает воду, но это не так.
Так как основным условием для качественного ремонта при работе со смолой является полное отсутствие пыли и мусора, то ремонтные работы лучше проводить в помещении.
Для хорошего затвердения смолы важен температурный режим, оптимальная температура для такой работы 18-20 градусов. Если нет ветра и дождя, то можно ремонтировать на открытом воздухе. Все работы проводить в перчатках.
Чтобы не было подтеков, поверхность, на которую будете клеить стеклоткань, должна быть расположена горизонтально.
Процесс наклеивания стеклоткани будет следующий:
- Очистить корпус шкуркой до неповрежденного слоя стеклопластика, расчищенные края не надо ровнять, лохматые куски обеспечат более тщательное сцепление.
- Добавить в эпоксидную смолу отвердитель.
- Намазать полученной смесью поверхность, которую необходимо обклеить, мазать кистью, смолы не жалеть.
- Приложить сухую стеклоткань и разгладить её, чтобы не было пузырей и заломов.
- Убрать шпателем сверху ткани излишки смолы, очень важно не допускать подтеков.
- Через 3 часа намазать еще один слой, чтобы поверхность была идеально гладкой.
- После полного высыхания зашкурить.
Сверху замазать шпаклевкой для пластика с обязательным обезжириванием всех поверхностей для лучшего сцепления.
Если всё-таки в процессе работы со стеклотканью образовались пузыри воздуха, то их надо разрезать и вновь приклеивать.
Большие пробоины
Если трещина в корпусе глубокая, то пропитанную смолой стеклоткань необходимо заправить в неё как можно плотнее.
Если это пробоина, то клеить стеклоткань надо с внутренней стороны корпуса лодки, а с внешней установить матрицу.
Под матрицей подразумевается деталь, сделанная из пенопласта, которая будет повторять корпус лодки с внешней стороны. Так как понадобится сделать стеклопластиковый слой соизмеримый с корпусом лодки, надо брать толстую стеклоткань.
Процесс заделывания пробоины такой же, как и нанесение слоев ткани на мелкие трещины, только слоёв будет больше и каждый слой требует зашкуривания.
Последовательность ремонта можно посмотреть на видео:

Раньше необходимые компоненты не всегда были в магазине, в настоящее время можно купить весь набор для ремонта. Стоит такой набор около 4000 рублей, включает в себя эпоксидную смолу, отвердитель, стеклоткань, пластификатор.
Народная примета: Нельзя спускать отремонтированную лодку на следующий день,обязательно снова получите царапину или трещину, надо подождать 2 дня, тогда весь сезон пройдет без поломок.
Источник
Striborg.ee
Все о рыбалке в Эстонии, Латвии, Литве, Финляндиии и не только
Ремонт пластиковой лодки
Ремонт пластиковой лодки
Сообщение SergeiS » 09 авг 2007, 23:11
Решил начать эту тему, полезные советы приветствуются
Основной вопрос это восстановление гелькоута, довольно легко повреждаемого покрытия. Несмотря на то, что ремонтировал мелкие повреждения не раз и приходилось наблюдать как делают новые лодки.. что-то я явно упускаю
В общем возникла необходимость перед продажей старой лодки привести в порядок днище в районе транца, неосмотрительно поврежденный почти сразу после покупки лодки. Имели место два или три небольших скола и множественные царапины.
Немного усилил контрастность, чтобы показать количество царапин:
А вот такая потертость возникла на борту от ленты после одной поездки с рыбалки в дождь и по проселочной дороге.
Сообщение SergeiS » 09 авг 2007, 23:44
Был куплен неполный ремкомплект, состоящий из:
гелькоута (Gelcoat) купленного в цвет корпуса
полиэфирной смолы с куском стекловолокна
Вот так выглядит гелькоут без отвердителя:
не покупалась эпоксидная смола для ремонта лодок (Epoxy filler), поскольку она в основном используется для ремонта более масштабных повреждений.
Сообщение SergeiS » 09 авг 2007, 23:51
Все сколы и царапины были зачищены шкуркой и обезжирены.
Затем кисточкой была нанесена полиэфирная смола. Для повреждений большей площади думаю удобней использовать маленький ролик.
Покольку глубина сколов была небольшая, не ставил задачи выравнять поверхность до первоначального состояния.
Если сколы более глубокие и большей площади, надо использовать эпоксидную смолу для заполнения сколов или укладывать вырезанные по размеру заплатки из стеклоткани, вымоченные в полиэфироной смоле. и потом сверху еще наносить слой полиэфирки.
Для тех кто никогда не имел дела с полиэфирной смолой: все работы проводить на улице или в очень хорошо проветриваемом помещении. крайне ядовитая гадость.
После затвердения смолы все выглядело примерно так:
В дальнешем в дело пошла шкурка разных размеров, до 800-й.
Единственное, похоже я либо не очень хорошо перемешал смолу, либо промахнулся с количеством отвердителя.. поначалу шкурка мгновенно забивалась (хотя всегда смачивал водой).
Сообщение SergeiS » 10 авг 2007, 00:01
затем, аналогично был нанесен гелькоут, правда с некоторым запасом по толщине покрытия. Надо заметить, что работы по нанесению полиэфирки и гелькоута надо проводить очень быстро.. максимум минут за 10.
После этого опять работа наждачкой разной зернистости и под конец немного работы полировочной пастой.
В принципе я своей цели достиг и результатом остался удовлетворен.
Что не понравилось: по какой-то причине в местах сколов осталась тонкая желтоватая линия разделяющая основной материал и заплатку. Есть подозрение что края скола надо было предварительно обрабатывать как-то по другому.
Что могу посоветовать тем кто задумает сам делать подобный ремонт:
необходимо иметь среднюю шлифовальную и полировочную машинку. Основное время уходит именно на эти работы и повторять это еще раз вручную я уже не хочу
По каким-то причинам я забыл сделать фотки после окончания ремонта, единственное.. есть фотография борта лодки, где была потертость от стропы. Гелькоут был протерт чуть ближе тени от дерева:
Сообщение olegtsvetkov » 10 авг 2007, 07:54
Сообщение SergeiS » 10 авг 2007, 09:07
Сообщение Pikekiller » 10 авг 2007, 10:42
Сообщение SergeiS » 10 авг 2007, 10:45
Сообщение Pikekiller » 10 авг 2007, 10:58
Сообщение olegtsvetkov » 10 авг 2007, 11:24
Сообщение vadim » 03 сен 2007, 17:09
Сообщение SergeiS » 05 сен 2007, 15:37
Сообщение SergeiS » 07 сен 2007, 16:42
Сообщение SergeiS » 12 сен 2007, 11:01
Нашел еще кусок полезной информации, посвященный ремонту, на сайте eastmarine.ru:
Непосредственно о ремонте. Как правило, требующийся ремонт — это латание царапин, потертостей (часто по килю), маленьких пробоин, дыр и восстановление части корпуса после атаки на бетонный пирс или чего-нибудь подобного. Обо всем по-порядку.
Царапины лечатся заполнением их гелькоутом (здесь и далее предполагается, что ремонтирующий примерно представляет процесс обращения с обьектом ремонта — что нужно взять шкурку, зачистить, обезжирить и т.д.). При нанесении гелькоута не забывайте, что гелькоут не затвердевает сразу сам по себе. До внесения в него катализатора добавьте 5% раствор ваксы (приобретается там же, где и гелькоут). Если гелькоут будет правильно разведен и нанесен, на следующий день вы сможете зашкурить и отполировать поверхность. При мелких сколах, потертостях разделайте поврежденное место (если требуется восстановление толщины пластика), вырежьте заплатки из стекломата и нанесите их на поврежденное место, пропитывая полиэфирной смолой. Далее нанесите гелькоут.
С пробоинами чуть сложнее. Если позволяет толщина, разделайте поврежденное место, снимая меньшую толщину пластика наружу от пробоины и большую внутрь. Восстановите пластик вырезанными из стекломата заплатками (от меньшего размера в центре пробоины к большему размеру). Перед заклеиванием убедитесь, что пластик в том месте, где вы его разделали, сухой. Если толщина в месте пробоины мала, пробоина граничит с жесткостью внутри корпуса или состояние старого ламината вызывает у вас сомнения (пропитан водой, маслом, дизельным топливом, крошится и т.п.) — поступите следующим образом. Постарайтесь высушить, обезжирить, срезать весь разрушенный ламинат как снаружи, так и изнутри корпуса. Разделайте пробоину изнутри и снаружи (ступенчато снимая пластик от пробоины наружу — обычно разделывается наружу от пробоины до размера в 7-9 толщин пластика). Нанесите заплатку сначала внутри, потом снаружи. Бывает, что место пробоины недоступно изнутри корпуса. Тогда (после наружной разделки) внутрь заводится небольшой кусок пластика, надрезанный для возможности его завести внутрь (сам тонкий лист пластика можно получить, отформовав его предварительно на стекле). Лучше, если вы этот кусок предварительно промажете полиэфирной смолой с каким-либо наполнителем (например, с мелом, алюминиевой пудрой или даже мелкими опилками). Притянув этот кусочек пластика снаружи, дождитесь полимеризации смолы. Далее наносите наружную заплатку, которая теперь будет держаться в том числе и на заведенном внутрь пластике с хорошей адгезией.
Пробоины большие, как правило, ремонтируются с восстановлением части корпуса. Часть корпуса восстанавливают либо с применением внутренних закладных деревянных деталей, либо заводя, как было выше описано, внутрь корпуса пластиковые пластины. Тут нужно помнить, что восстанавливая часть обшивки, вы восстанавливаете не только герметичность корпуса, но и прочность. Поэтому при разделке пробоины обратите внимание на то, как чередуются слои стекломата и ровинга. Желательно сохранить эту последовательность.
Встречаются и такие повреждения стеклопластиковых корпусов, через которые люди заходят внутрь, не наклоняясь. Лучше такой ремонт доверить специалистам. Но бывает и так, что таких специалистов в месте эксплуатации судна попросту нет. Тогда ремонт можно выполнить двумя способами. Первый способ заключается в изготовлении внутри корпуса деревянных шпангоутов, возможно связанных продольными связями, и закрытия места пробоины тонкой фанерой (не выступающей по своей глубине за прежнюю обшивку из стеклопластика). Далее наносится стеклопластик (с чередованием стекломата и стеклоровинга) до восстановления требуемой толщины. Второй способ заключается в изготовлении фальшкорпуса из фанеры (листы фанеры крепят снаружи по краям пробоины шурупами к пластику), далее на этой фанере изнутри (предварительно на фанеру наносится разделительный слой из специальной ваксы) выклеивают несколько слоев пластика. Потом фанеру снимают, с фанеры снимают пластиковую деталь, имитирующую часть обшивки. Эту деталь механически крепят на место пробоины и далее восстанавливают толщину пластика.
Всегда после восстановления пробоин лучшим решением будет нанесение гелькоута, даже несмотря на то, что с ним труднее работать, чем с обычной краской (которая, к тому же, не требует ошкуривания и полировки).
Источник