Выход есть
Пути решения проблем малой механизации
Пути решения проблем малой механизации
Участок MAZAK (Япония) |
Разнообразие средств малой механизации от различных производителей, применяемых сегодня на путевых работах, создаёт критическую ситуацию с точки зрения ремонтопригодности и взаимозаменяемости деталей. Создание специализированных сервис-центров может решить проблему срочных ремонтов и избавить эксплуатационников от траты времени на поиск запасных частей.
На протяжении десятилетий основными поставщиками малой механизации для МПС, а в дальнейшем для ОАО «РЖД» были два предприятия ЗАО «Кубаньжелдормаш» и ОАО «Калугатрансмаш». Эти два узкоспециализированных предприятия выпускают технику для нужд путейцев. Между тем в последние годы появилось множество аналогичной техники производства Украины, Белоруссии, Китая и других стран. В результате сегодня железнодорожники при ремонте, к примеру, инструмента сталкиваются с одним и тем же домкратом грузоподъёмностью 15 тонн, но в десяти и более вариантах изготовления. Как итог – использование в отрасли при путевом ремонте большого количества малой механизации самых разных производителей спровоцировало критическую ситуацию. Путевой инструмент всегда являлся быстроизнашиваемой позицией и всегда можно было выбросить старый домкрат или рихтовщик, заказать новый и продолжать работу. Но сейчас очень большое внимание уделяется оперативности многих служб внутри сети и не всегда «заказать, изготовить, доставить» является оптимальным решением. Да и экономика вопроса заставляет искать другие пути. Выстроить же отлаженную систему поставки запасных частей при таком широком ассортименте одного и того же наименования просто невозможно. И если раньше этому уделялось мало внимания, то сейчас на первый план всё больше выходит ремонтопригодность и взаимозаменяемость деталей и целых узлов, которые позволят в самые сжатые сроки обеспечить техническую оснащённость путевых бригад до принятых норм.
Совместно с департаментом пути и сооружений специалисты предприятия ЗАО «Кубаньжелдормаш» провели анализ использования малой механизации, и выявилось, что большое количество инструмента требует лишь незначительного ремонта, при котором рабочие характеристики и срок эксплуатации останутся на уровне новых образцов. Также при анализе столкнулись с проблемой огромной номенклатуры путевого инструмента на всех без исключения ПЧ и ПМС самых разных производителей. Ещё два года назад этот вопрос очень остро встал на Московской железной дороге, где НЗП принял решение закупать инструмент только у трёх ведущих предприятий отрасли и обязал организовать налаженное взаимодействие работников ПДМ Рязань, занимающихся ремонтом малой механизации со всей дороги, с производителями в целях оперативной поставки запасных частей и документации для качественного и своевременного ремонта. Итогом этих решений стали не только огромная экономия средств компании при закупке нового инструмента, но и сокращение времени на ремонт вышедших из строя агрегатов. Ещё очень значительным плюсом этой совместной работы стало то, что в ходе тесного контакта производителей с теми, кто непосредственно работает с техникой, стали выявляться многие технические вопросы и нюансы, решение которых уже облегчило работу путейцам или увеличило срок службы инструмента и станков.
Это частный пример грамотной организации работы между ОАО «РЖД» и предприятиями-изготовителями, но ведь это работает всего лишь только на одном филиале. Зато на других дорогах не раз и не два путейцы сталкиваются с тем, что отсутствует не только гарантийное обслуживание поступающей новой техники, но и запасные части банально не поставляются.
«Кубаньжелдормаш» на протяжении многих лет вынашивает идею создания сервис-центров по всей сети ОАО «РЖД», что сняло бы с компании необходимость заниматься ремонтом малой механизации.
Не менее актуальной проблемой на сегодняшний день остаётся стремление отдельных специалистов создавать так называемые совместные предприятия с западными компаниями, что больше отвечает моде, чем здравому смыслу. Это тем более удивительно, что на всех сравнительных испытаниях отечественная техника не только ни в чём не уступает западным образцам, но и превосходит её. Более того, не только испытания, но и сама практика путейских работ показывает, что наш инструмент ни в чём не уступает западным аналогам. А уж в соотношении цена и качество российское путевое машиностроение так и вовсе предстаёт победителем. И тем не менее некоторые руководители продолжают настаивать на том, что отечественное машиностроение не способно удовлетворить спрос на качественный инструмент для нужд путейцев. Такая позиция крайне выгодна тем, кто хочет под благими намерениями защитить свои личные интересы. Между тем на международной выставке в Калуге «Путевые машины-2007» президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявил, что отечественные образцы малой механизации ни в чём не уступают западным аналогам, при этом имея цену в два-три раза ниже.
Ещё одной важной задачей сегодняшнего дня предстаёт чёткое регламентирование технической политики со стороны департамента пути и сооружений ОАО «РЖД». Фактически на сегодняшний день предприятия предоставлены сами себе в плане разработки новой техники. Никто не ставит перед отраслевыми предприятиями чётких задач: создавать технику, которая отвечала бы самым современным требованиям. Поэтому и выходит, что предприятия занимаются лишь совершенствованием существующих изделий.
На сегодняшний день только инвестиции в технологии и расширение номенклатуры могут гарантировать машиностроительным предприятиям железнодорожной отрасли хоть какой-то намёк на стабильность. Долгосрочных программ нет, уверенности в завтрашнем дне тоже нет, чёткой, согласованной политики нет, зато есть стремление отдельных специалистов похоронить отечественное путевое машиностроение и под видом «совместных предприятий и новых технологий» закупать западную технику.
Между тем алгоритм работы производителей и потребителя есть, и здесь не нужно «изобретать Америку». Нужен лишь комплексный подход. ОАО «РЖД» должно разработать перспективные требования к конкретной продукции, её типажу и дать реалистичный прогноз платёжеспособного спроса на необходимую машиностроительную продукцию. На основании представленных данных предприятия отрасли могут выполнить оценку потребности в инвестициях для осуществления НИОКР и освоения выпуска продукции новых типов, а также вывода производства на объёмы, удовлетворяющие потребности железнодорожного транспорта, спрогнозировав при этом уровень цен.
По оценкам ОАО «РЖД», для развития железнодорожного машиностроения необходимы средства, существенно превышающие нынешнюю инвестиционную программу компании. Для капитала необходимо создание условий для инвесторов, конкурентоспособных по отношению к другим секторам российской экономики (ТЭК, строительство, торговля и сфера услуг). В качестве одного из основных механизмов привлечения необходимых инвестиций может рассматриваться предоставление со стороны предприятий железнодорожного транспорта гарантии закупок определённого объёма машиностроительной продукции по фиксированным ценам. Обязательства ОАО «РЖД» по закупкам продукции позволят машиностроителям привлечь инвестиции под гарантии стабильных доходов от операционной деятельности.
Однако для существенного повышения инвестиционной привлекательности сектора железнодорожного машиностроения, помимо указанных мер, необходимо осуществление его государственной поддержки. А именно – предоставление налоговых льгот и инвестиционных налоговых кредитов на период реализации инвестиционных проектов, связанных с расширением производства и освоением выпуска новой продукции; капитальные вложения за счёт средств федерального бюджета в развитие государственных машиностроительных предприятий (с учётом финансирования НИОКР); государственные гарантии в отношении стабильности заказа продукции предприятиями железнодорожного транспорта; поддержка экспорта продукции железнодорожного машиностроения в страны ближнего зарубежья.
Учитывая, что отраслевое машиностроение является наукоёмким и технологичным сектором, производящим сложную продукцию с высокой добавленной стоимостью, его государственная поддержка будет иметь высокую эффективность для бюджетов всех уровней, а также для предприятий федерального железнодорожного транспорта и потребителей его услуг.
Повышение инвестиционной привлекательности сектора железнодорожного машиностроения позволит привлечь внимание иностранных инвесторов (производителей) и будет способствовать размещению на территории России совместных производств и локализации выпуска иностранных комплектующих.
Справка «Гудка»
- Закрытое акционерное общество «Кубаньжелдормаш».
Основано в 1933 году. Персонал: 870 человек.
Характеристика предприятия: замкнутый производственный комплекс, включающий в себя конструкторский отдел, технический отдел, литейный, механозаготовительный, сборочный, инструментальный, ремонтный и транспортный цеха, что позволяет планировать и контролировать весь производственный процесс, проходимый изделием (от появления его на чертеже до доставки потребителю).
Основная специализация: подъёмно-транспортное машиностроение, железнодорожное машиностроение, энергетическое машиностроение.
Основные клиенты: ОАО «РЖД», Министерство обороны, ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России».
Источник
Ремонт средств малой механизации ржд
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТЫ СО СРЕДСТВАМИ МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ
1. Общие требования охраны труда
Настоящая «Инструкция по охране труда для работы со средствами малой механизации (рельсорезный, бензомоторный инструмент и т.д.)» разработана на основе нормативных документов по охране труда Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД» по вопросам охраны труда, эксплуатационной и технологической документации, имеющей отношение к средствам малой механизации, и устанавливает основные требования охраны труда для работников, выполняющих работы с использованием средств малой механизации. В дистанциях пути и путевых машинных станциях на основе настоящей Инструкции должны разрабатываться инструкции по охране труда для работников, учитывающие местные условия.
1.1. Перечень средств малой механизации, используемых в путевом хозяйстве Центральной дирекции инфраструктуры, Центральной дирекции по ремонту пути, на работу с которыми распространяются требования настоящей Инструкции, представлен в таблице 1.
Таблица 1 — Перечень средств малой механизации, на работу с которыми распространяются требования Инструкции
С приводом от электродвигателя
С приводом от ДВС
Ленточные с приводом от ЭД
Ленточные с приводом от ДВС
С абразивно-отрезным кругом с приводом от ЭД
С абразивно-отрезным кругом с приводом от ДВС
Портативные с электродвигателем
Портативные с ДВС
С приводом от электродвигателя
С приводом от ДВС
Механизированные ключи шурупогаечные
Портативный от аккумулятора
Портативные с приводом от ДВС
С приводом от электродвигателя
С приводом от ДВС
Станки для установки-снятия упругих клемм
От 12 тс до 18 тс
Портативные с ручным насосом
С приводом от ДВС
Разгонщики рельсовых зазоров
С ручным насосом
Устройство для разрядки Температурных напряжений в рельсовых плетях
Портативные с электродвигателем
Портативные с ДВС
Комплект из 4-ех с электроагрегатом
Гидравлические с ДВС
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. — примечание изготовителя базы данных.
1.2. К работе со средствами малой механизации допускаются мужчины не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, противопожарный инструктаж, обучение, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, электробезопасности.
К работе с применением электроинструмента от передвижной электростанции допускаются работники, имеющие группу по электробезопасности не ниже II, к работе по обслуживанию передвижной электростанции — группу по электробезопасности не ниже III.
1.3. Женщины в соответствии с Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, не допускаются к работе со средствами малой механизации (при превышении установленных норм предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную).
1.4. Работники, выполняющие работы с использованием средств малой механизации, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными производственными факторами должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с положением о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядком проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.
1.5. Для работников со средствами малой механизации, как лиц, обеспечивающих безопасность движения поездов, а также выполняющих работы, связанные с выходом на железнодорожные пути, назначается дополнительное обследование в соответствии с перечнем отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией.
1.6. Работники, выполняющие работы с использованием средств малой механизации должны знать:
правила внутреннего трудового распорядка;
безопасные методы и приемы выполнения поручаемой работы, правила применения средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ);
действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, и меры защиты от их воздействия;
правила нахождения на железнодорожных путях, маршруты служебных проходов по территории станции, структурного подразделения, негабаритные места;
правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО “РЖД»
требования системы информации “Работник на пути”;
правила оказания первой помощи пострадавшим;
место расположения аптечки или сумки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами;
требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности;
место расположения первичных средств пожаротушения (огнетушителей), типы и порядок приведения их в действие;
видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения поездов, знаки безопасности и порядок ограждения возникшего препятствия для движения поездов и места производства путевых работ;
требования настоящей Инструкции.
1.7. Работник, выполняющий работы с использованием средств малой механизации в объеме своих обязанностей должен пройти обучение и проверку знаний:
Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
Правил по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО “РЖД” (при проведении работ на скоростных и высокоскоростных линиях);
Правил по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО “РЖД»;
Правил по безопасному нахождению работников ОАО “РЖД” на железнодорожных путях;
должностной инструкции и других нормативных документов, устанавливающих его обязанности;
правил и инструкций по охране труда;
1.8. При следовании на работу, с работы или передвижениях по территории железнодорожной станции (далее — станции), территории дистанции пути работник должен соблюдать следующие требования безопасности:
переходить железнодорожные пути по специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, дорожкам (настилам), переездам, путепроводам, по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями «Служебный проход», а при отсутствии специально оборудованных мест перехода переходить железнодорожные пути, соблюдая требования безопасности при переходе через железнодорожные пути;
соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов;
следить за передвижением локомотивов, вагонов, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта;
слушать объявления по громкоговорящей связи и сигналы оповещения.
1.9. При нахождении на железнодорожных путях работник должен соблюдать следующие требования безопасности:
проходить вдоль путей по обочине в стороне от пути или по обочине земляного полотна не ближе 2,5 м от крайнего рельса, обращая внимание на движущиеся по смежным путям локомотивы, вагоны и другой подвижной состав;
при невозможности прохода в стороне от пути или по обочине (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время снежных заносов и в других случаях) проход по пути допускается производить с соблюдением следующих требований безопасности:
на двухпутном и многопутном участке необходимо идти навстречу движению поездов в установленном направлении (правильному направлению движения), помня о возможности следования поездов и по неправильному направлению;
на многопутных участках и перегонах, оборудованных двусторонней автоблокировкой, для определения направления движения поездов следует ориентироваться по показаниям светофоров;
переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах, и предварительно убедившись в том, что к месту перехода не приближается подвижной состав (локомотив, моторвагонный подвижной состав, вагоны), дрезина или другое транспортное средство;
при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, разрешается пользоваться переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналах, подаваемых локомотивом перед отправлением состава. Прежде чем сойти с переходной площадки вагона на междупутье, необходимо осмотреть место схода и убедиться в исправности подножек, поручней, а также отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава, и нет ли на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе. При подъеме на переходную площадку вагона и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону;
проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м, при этом надо проходить посередине разрыва;
обходить группу вагонов или локомотивы, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки;
при проходе мостов, тоннелей, мест, где снег расчищен траншеями, работники к моменту подхода поезда должны находиться в нишах, убежищах.
1.10. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:
становиться или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;
подниматься в вагон, дрезину, мотовоз, автомотрису и другие подвижные единицы и сходить с них во время движения (до полной остановки);
находиться на подножках, лестницах и других наружных частях вагона, дрезины, мотовоза, автомотрисы и других подвижных единиц при их движении;
Источник