6. Назначение и правила обслуживания наземного оборудования
Обслуживание скважин, оборудованных штанговыми скважинными насосными установками
Станок-качалку устанавливают на фундамент либо монолитный (бутобетонный или железобетонный), либо сборный (железобетонный или металлический). По окончании монтажа всего оборудования проводят обкатку станка-качалки на холостом ходу в течение трех часов. Затем присоединяют штанги и пускают станок-качалку в работу под нагрузкой.
По истечении первых нескольких дней работы следует осмотреть все резьбовые соединения и подтянуть их. В первые дни эксплуатации требуется систематически контролировать состояние сборки, крепления подшипников, затяжки кривошипных и верхних пальцев на шатуне, уравновешивание , натяжение ремней, отсутствие течи масла в редукторе, соответствие мощности и скорости вращения вала электродвигателя установленному режиму и т. п.
При обходе и осмотре насосных скважин необходимо проверять состояние клиноременной передачи; состояние валовых подшипников СК; крепление головки шатуна и пальца кривошипа; поступление смазки к трущимся поверхностям; работу сальника (ежесуточно надо подтягивать сальник до едва заметного нагрева штока); нефтяные и газовые линии (устранить пропуски); состояние территории вокруг станка-качалки и скважины (очистить от грязи и нефти); периодически (один раз в 2—3 месяца) общее состояние установки (крепление СК” узлов и т. п.).
Обнаруженные дефекты следует немедленно устранить.
В процессе эксплуатации необходимо регулярно проверять и смазывать узлы станка-качалки в соответствии с инструкцией их эксплуатации.
12.5. Обслуживание скважин, оборудованных установками центробежных электронасосов
Перед монтажом установки центробежного электронасоса скважину необходимо тщательно подготовить. Для этого ее промывают, то есть очищают от грязи и песчаной пробки, и шаблонируют (проверяют проходимость ствола) колонну от устья до глубины, превышающей глубину спуска агрегата на 100—150 м. Длина шаблона составляет 10 м, а диаметр на 3 мм превышает максимальный диаметр погружного агрегата.
Погружной агрегат спускают на НКТ с использованием вышки или мачты (см. гл. 16). Для этого применяют также специальный пьедестал и хомут-элеватор. Погружное оборудование монтируют непосредственно на устье скважины. Во время спуско-подъемных операций на скважине используется кабельный ролик, через который кабель направляется к устью. Его подвешивают на поясе вышки или мачты на высоте 4—5 м. Для самопогрузки и транспортировки кабельных барабанов, насосов и двигателей, станций управления и трансформаторов используются автомобильные агрегаты типа АТЭ-6. Перемотку кабеля, погрузку, выгрузку и транспортировку кабельных барабанов осуществляют с помощью установки типа УПК-200 (санный и колесный варианты).
При свинчивании НКТ необходимо следить, чтобы подвешенная колонна не проворачивалась. В противном случае кабель, закрученный вокруг труб, увеличивает общий диаметральный размер погружной части установки и при спуске может получить механическое повреждение. В процессе спуска через каждые 300 м необходимо измерять сопротивление изоляции двигателя скабелем. При резком снижении сопротивления изоляции спуск агрегата необходимо прекратить. Минимальное допустимое сопротивление изоляции всей установки после спуска агрегата в скважину составляет 10 Ом.
Для измерения электрических параметров УЭЦН и их технического обслуживания имеются автомобильные полевые лаборатории бесштанговых насосов типа ПЛБН-64, а для ремонта средств телемеханики и автоматики нефтепромыслов—автомобильный агрегат типа АРСТА-1.
Монтаж заканчивают установкой оборудования устья скважины и всего поверхностного оборудования.
В процессе эксплуатации погружные электронасосы не требуют постоянного ухода за ними. Наблюдение заключается в следующем:
не реже одного раза в неделю измеряют подачу насоса;
еженедельно измеряют напряжение и силу тока электродвигателя;
периодически очищают аппаратуру станции управления от пыли и грязи, подтягивают ослабевшие и защищают подгоревшие контакты, проверяют затяжку болтов на клеммах трансформатора (обесточенных);
устраняют негерметичности трубопроводов.
Неполадки в работе скважины могут быть вызваны отложениями песка, парафина и солей, вредным влиянием газа. Методы борьбы такие же, как и при других рассмотренных способах эксплуатации.
Борьба с вредным влиянием газа на работу ЭЦН осуществляется так. Увеличивают глубину погружения насоса под динамический уровень, в результате чего возрастает давление на приеме и, как следствие, уменьшается объемный расход свободного газа за счет сжатия, т. е. увеличивается растворимость газа в нефти. На глубине, где давление на приеме насоса равно давлению насыщения нефти, весь газ растворен в нефти и его вредное влияние прекращается. Однако для этого дополнительно задалживаются НКТ, кабель, требуется насос, развивающий большой напор.
В настоящее время научно-технический прогресс развивается в направлении использования ЭЦН, предназначенных для работы при повышенном входном газосодержании . Для этого в ЭЦН первые 10—15 рабочих ступеней (рабочих колес и направляющих аппаратов) устанавливают на повышенную подачу газожидкостной смеси. В промысловых условиях это легко осуществить, использовав рабочие ступени от насоса тех же габаритов но с большей подачей, испытываются насосы с газовыми центробежными сепараторами на приеме. При этом отделившийся газ поступает в затрубное пространство и перепускается на устье в выкидную линию.
Для эксплуатации скважин при наличии агрессивной среды используют установки в коррозионностойком исполнении. В целом УЭЦН в зависимости от количества агрессивных компонентов, содержащихся в откачиваемой жидкости, выпускают обычного исполнения (механических примесей до 0,1 г/л), износостойкого (механических примесей до 0,5 г/л) и коррозионно-стойкого (Н2S до 1,25 г/л и рн=6,0—8,5). Содержание воды в продукции должно быть не более 99%. Разработаны установки ЭЦН, оснащенные системой ТМС-3.
Установки выпускаются в исполнении для умеренного климата. Допускается их применение в районах с холодным климатом. Для районов с холодным климатом установки комплектуются соответствующими трансформаторами.
При нарушении работы скважины (резком снижении или прекращении подачи насосом), а также при снижении сопротивления изоляции до 0,05 МОм погружной агрегат извлекают из скважины. Для этого выключают установку и рубильник-предохранитель, отсоединяют кабель от станции управления и приступают к ремонту скважины. При необходимости заглушить скважину применяют только обратную промывку. Для освобождения НКТ от жидкости перед подъемом в колонну НКТ сбрасывают ломик диаметром 53 мм. Ломик ударяет по удлиненному концу штуцера сливного клапана, отламывает его в месте надреза и открывает отверстие для слива жидкости из НКТ. Тогда подъем труб проводится без разлива жидкости. Сломанный штуцер впоследствии реставрируют или заменяют новым.
11.13. Автоматизированный контроль
и управление скважинами, оборудованными штанговыми
скважинными насосными установками
Автоматизация скважины, оборудованной ШСНУ, может быть местной (локальной) и дистанционной. При местной автоматизации насосные скважины оснащаются станцией управления тип БУС-ЗМ, электроконтактным манометром типа ВЭ-16РБ и манометром для контроля затрубного давления. Станция управления состоит из следующих основных частей:
силовой части, предназначенной для управления электродвигателем станка-качалки;
блока управления и защиты, обеспечивающего формирование сигналов управления, контроль состояния оборудования станка-качалки и формирование сигнала аварийного отключения;
первичного преобразователя давления, предназначенного для формирования аварийного сигнала при повышении или понижении давления в выкидном трубопроводе.
Такая система автоматизации обеспечивает:
автоматическое управление электродвигателем станка-качалки в аварийных случаях (при обрыве штанг и поломках редуктора, при то-ковых перегрузках, коротких замыканиях и обрывах фаз, неисправностях насоса);
отключение электродвигателя по импульсу от электроконтактного манометра при аварийных ситуациях на групповой замерной установке;
индивидуальный самозапуск станка-качалки после
перерыва в снабжении электроэнергией;
программный запуск и остановку электродвигателя при периодической эксплуатации скважины.
Аварийное состояние устанавливается с помощью анализатора потребляемой мощности электродвигателем. При помощи анализатора мощности можно получить информацию для диагностики скважинного оборудования (поломка клапанов, обрыв штанг, заклинивание плунжера). Предусмотрено и ручное управление работой станка-качалки.
Имеются также система контроля уровня жидкости в скважине типов СКУ-1Мм“Эхо” с глубиной измерения до 3000 м при давлении газа в затрубном пространстве до 15 МПа.
В случае местной (локальной) автоматизации при передаче информации на небольшие расстояния (в пределах скважины, куста скважин или установки) применяют пневматические и электрические преобразователи, которые входят в конструкции датчиков. Для передачи информации на большие расстояния между контролируемым пунктом (КП) и пунктом управления (ПУ) применяются средства телемеханики, которые передают информацию в видедискретных (цифровых) сигналов, представленных кодовыми комбинациями, то есть используются аналогоцифровые и цифроаналоговые преобразователи. При местной и дистанционной автоматизации датчики технологических параметров измеряют значения этих параметров и позволяют получить на выходе стандартный (аналоговый) сигнал, пропорциональный этому значению. Средства телемеханики являются одним из компонентов автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУ ТП).
Для телемеханизации технологических объектов в нефтяной промышленности (скважин групповых замерных установок и кустовых насосных станций) применяют систему телемеханики ТМ-620. Эта система включает в себя пункт управления и контролируемые пункты. Она обеспечивает телеуправление двухпозиционными исполнительными устройствами ТУ, телеизмерение интегральных (дебит) ТИИ и текущих (давление и др.) ТИТ значений параметров, телединамометрирование (телеконтроль) ТД, телесигнализацию аварийного состояния объектов ТСА, телесигнализацию состояния двухпозиционного объекта ТСС, а также двухстороннюю телефонную связь.
Система рассчитана на работу по кабельной двухпроводной линии связи. Число таких линий связи (направлений)—до 15. К каждому направлению может подключаться до 15 пунктов контроля. Максимальная дальность действия составляет 60 км. Система питается от сети переменного однофазного тока 220 В промышленной часто гы 50 Гц. Конструктивно пункт управления выполнен в напольных шкафах, а пункты контроля — в навесных шкафах.
Совместно с системой ТМ-620 работает устройство телединамометрирования частотное УТЧ. которое позволяет получать масштабное изображение динамограммы на экране динамоскопа, а также цифровую регистрацию или запись на магнитной ленте для дальнейшей обработки на ЭВМ. Устройство состоит из приемно-.преобразовательного блока, частотного датчика линейных перемещений и частотного датчика угловых перемещений. При работе в режиме дистанционного динамометрирования приемно-преобразовательный блок устанавливается на шасси автолаборатории.
Система телемеханики типа ТМ-660Р “Хазар” в качестве линии связи имеет выделенный радиоканал с одной или двумя несущими частотами, выделенную кабельную и воздушную линии.
Прогресс электронной техники привел к необычайно быстрой смене элементных баз устройств автоматики — от электромагнитных реле к полупроводниковым приборам, затем к интегральным микросхемам и поставил вопрос о применении микропроцессоров. Разрабатываются объектно-ориентированные микропроцессорные комплексы, позволяющие дистанционно управлять кустами (группой) скважин с механизированной (газлифтной, насосной) добычей нефти, что обеспечит широкое внедрение автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) в нефтедобыче.
Источник
Ремонт средств наземного оборудования
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и стандартизации от 27 ноября 2012 г. N 1223-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31812-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2013 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 Стандарт разработан на основе применения ГОСТ Р 53543-2009
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты.» В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на новые или модернизированные средства наземного обслуживания общего и специального применения, предназначенные для обслуживания самолетов и вертолетов гражданского назначения, и устанавливает общие технические требования к этим средствам.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 2.103-68 Единая система конструкторской документации. Стадии разработки
ГОСТ 2.114-95 Единая система конструкторской документации. Технические условия
ГОСТ 2.503-90 Единая система конструкторской документации. Правила внесения изменений
ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 2.602-95 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы
ГОСТ 2.603-68 Единая система конструкторской документации. Внесение изменений в эксплуатационную и ремонтную документацию
ГОСТ 2.610-2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов
ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования
ГОСТ 9.302-88 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля
ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору
ГОСТ 9.306-85 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Обозначения
ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования
ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.020-76 Система стандартов безопасности труда. Электрооборудование взрывозащищенное. Термины и определения. Классификация. Маркировка
ГОСТ 12.2.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования
ГОСТ 12.2.049-80 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие эргономические требования
ГОСТ 12.2.058-81 Система стандартов безопасности труда. Краны грузоподъемные. Требования к цветовому обозначению частей крана, опасных при эксплуатации
ГОСТ 12.2.063-81 Система стандартов безопасности труда. Арматура промышленная трубопроводная. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.085-2002 Сосуды, работающие под давлением. Клапаны предохранительные. Требования безопасности
ГОСТ 12.4.124-83 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты от статического электричества. Общие технические требования
ГОСТ 14.201-83 Обеспечение технологичности конструкции изделий. Общие требования
ГОСТ 15.001-88 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения
ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 20.39.108-85 Комплексная система общих технических требований. Требования по эргономике, обитаемости и технической эстетике. Номенклатура и порядок выбора
ГОСТ 27.003-90 Надежность в технике. Состав и общие правила задания требований по надежности
ГОСТ 27.410-87 Надежность в технике. Методы контроля показателей надежности и планы контрольных испытаний на надежность
ГОСТ 2349-75 Устройства тягово-сцепные системы «крюк-петля» автомобильных и тракторных поездов. Основные параметры и размеры. Технические требования
ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости
ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 17822-91* Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от устройств с двигателями внутреннего сгорания. Нормы и методы испытаний
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 51318.12-2012, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 18677-73 Пломбы. Конструкция и размеры
ГОСТ 21130-75 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры
ГОСТ 21480-76 Система «Человек-машина». Мнемосхемы. Общие эргономические требования
ГОСТ 21752-76 Система «Человек-машина». Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования
ГОСТ 21753-76 Система «Человек-машина». Рычаги управления. Общие эргономические требования
ГОСТ 21786-76 Система «Человек-машина». Сигнализаторы звуковые неречевых сообщений. Общие эргономические требования
ГОСТ 22269-76 Система «Человек-машина». Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования
ГОСТ 22613-77 Система «Человек-машина». Выключатели и переключатели поворотные. Общие эргономические требования
ГОСТ 22614-77 Система «Человек-машина». Выключатели и переключатели клавишные и кнопочные. Общие эргономические требования
ГОСТ 22615-77 Система «Человек-машина». Выключатели и переключатели типа «Тумблер». Общие эргономические требования
ГОСТ 23000-78 Система «Человек-машина». Пульты управления. Общие эргономические требования
ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования
ГОСТ 23216-78 Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний
ГОСТ 23945.0-80 Унификация изделий. Основные положения
ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения
ГОСТ 25907-89 Устройства буксирные автомобилей. Общие технические требования. Методы испытаний
Источник