Ремонт стабилизатора напряжения 220в своими руками

Ремонт стабилизаторов напряжения

Стабилизаторы напряжения играют роль защитников бытовых электроприборов от неисправностей сети. Они спасают технику от кратковременных и продолжительных превышений уровня напряжения, а также от его просадок. Стабилизатор сам ничем не защищён от неисправности, поэтому временами выходит из строя.

Основные неисправности стабилизаторов

Причины неисправностей стабилизаторов напряжения условно можно разделить на две категории:

  • заводские дефекты и недостатки конструкции;
  • неправильная установка и эксплуатация стабилизатора.

Неисправностей, связанных с встроенными недочётами конструкции, несколько больше, чем с неправильной установкой. Но именно монтаж с нарушением требований чаще всего выводит стабилизатор из строя.

Любой из таких приборов пропускает через себя существенные токи в десятки ампер. Поэтому все они подвержены чрезмерному выделению тепловой энергии и нуждаются в хорошем и непрерывном охлаждении. О том, как установить стабилизатор правильно, тем самым продлив ему жизнь, можно почитать в его описании.

Ещё один вредоносный фактор – это наличие в устройстве стабилизатора (не каждого) большого количества подвижных элементов. К ним относятся электромеханические реле и сервоприводы. Механика не обладает повышенной надёжностью, поэтому очень часто именно она выводит прибор из строя.

Причины поломок

Большинство стабилизаторов имеет в своём составе движущиеся детали. Такие компоненты постоянно находятся в движении и под действием электрического тока. Нередко им приходится испытывать существенные нагрев и вибрацию. Такой режим работы со временем приводит к их усиленному износу и, как следствие, отказу.

В случае с реле его контакты могут начать греться, что вызовет их обгорание и нарушение работоспособности. Механические приводы постоянно подвижны, поэтому их элементы способны расшатываться, а контакт щётки с обмотками ухудшаться.

Неправильная установка способна повредить стабилизатор. Он просто-напросто перегреется от недостатка охлаждающего воздуха. После чего устройство либо выдаст сигнал ошибки и перестанет включаться, либо получит несовместимые с работой повреждения.

Важно! Не стоит блокировать отверстия для вентиляции стабилизатора. Между ними и ближайшим объектом должно сохраняться расстояние хотя бы в 100-150 мм.

Диагностика повреждений

Ремонт стабилизаторов напряжения начинается с оценки его целесообразности. Если вольтаж на выходе аппарата равен нулю, то это ещё не значит, что проблема именно в нём. Возможно напряжение не приходит на сам стабилизатор, поэтому первым делом нужно убедиться в его наличии на входных клеммах. Сделать это можно с помощью любого вольтметра или лампочки на 220 В.

Если проблема не в этом, то следует снять крышку стабилизатора. Сначала строго обязательно нужно отключить входные автоматы и убедиться, что на прибор не приходит напряжение. Затем следует осмотреть стабилизатор на предмет обгорания дорожек платы управления, потемнения проводов, реле и их контактов или разрушения графитовых щёток.

Нелишним будет принюхаться. Если чувствуется запах гари, то следует по возможности выяснить его источник. Часто именно это становится прямым указанием на причину поломки.

Неисправности электромеханических стабилизаторов напряжения

Наиболее распространённая причина поломки электромеханических стабилизаторов заключается в выходе из строя щёточного механизма или сервопривода. Реже встречаются проблемы с управляющей платой, хоть они и свойственны для всех стабилизирующих аппаратов.

Сердцем электромеханического стабилизатора является тороидальный трансформатор с оголённой в одном месте обмоткой. По этому проводящему участку движется с сильным трением графитовая щётка. Через неё же протекают силовые токи потребителя. В результате щёточный узел подвержен как механическому, так и тепловому износу. В случае разрушения он подлежит замене.

Сама механика также может дать сбой. Крепежи щётки, винты и её держатель со временем разбалтываются. В случае обнаружения люфта их следует протянуть. После необходимо убедиться в равномерности прижима щёточного узла к обмотке трансформатора.

Читайте также:  Ремонт вакуумного насоса центрального замок

Ремонт релейных приборов

Ремонт Ресанта аппаратов часто связан с заменой реле. В устройствах от этого производителя их обычно 4 или 5. Восстановление аппаратов такого типа усугубляется тем, что в маломощных стабилизаторах корпус реле изготовлен из непрозрачного пластика. Поэтому нельзя визуально определить, в каком состоянии находятся его контакты. Также маломощные реле неразборные, с них нельзя просто так снять крышку.

Дополнительная информация. То, что реле щёлкает как положено, ещё не означает, что оно исправно. Механическая часть этого компонента может быть в порядки, но он всё равно не будет выполнять свою функцию из-за нагара на контактах.

Второй неблагоприятный фактор заключается в том, что большую часть времени входное напряжение стабилизатора находится в узком диапазоне. Поэтому в основном срабатывают одни и те же реле. Чаще всего они располагаются рядом и подвержены наиболее частым отказам.

Неисправное реле может выдать себя оплавлением корпуса, характерным запахом гари или изменением цвета. Технически его можно попытаться разобрать, почистить контакты и отремонтировать. Но нет гарантий, что после ремонта оно долго прослужит. Поэтому при таких неисправностях реле лучше всего заменить аналогичным или более мощным.

Методика проверки стабилизатора

Явный признак неисправности любого стабилизирующего аппарата – это отсутствие на его выходных клеммах напряжения, в то время как на входных оно присутствует. В таком случае устройство автоматически признаётся сломанным и нуждающимся в ремонте.

Более подробную диагностику может провести только квалифицированный специалист в условиях электротехнической лаборатории. Чтобы убедиться в правильности стабилизации, необходимо одновременно контролировать измерительными приборами вольтаж на входе и выходе прибора. Напряжение на нагрузке, независимо от питающего, должно лежать в узком диапазоне – 220-230 В. Т.е., сколько бы вольт ни приходило на вход стабилизатора, на выходе вольтаж должен оставаться неизменным. Причём это справедливо как для работы аппарата в режиме холостого хода, так и с подключением потребителя.

Сервопривод аппарата и его ремонт

Одной из частых причин выхода из строя электромеханических стабилизаторов является поломка сервопривода. Он представляет собой небольшой электрический двигатель. Задача привода – перемещать щёточный механизм по обмотке трансформатора.

Проблема заключается в том, что новый мотор стоит сравнительно больших денег, поэтому экономически целесообразнее починить имеющийся. В случае механических проблем, таких как заклинивание вала привода, разрушение каких-либо элементов крепления, их можно устранить простыми слесарными работами. Т.е. понадобится протянуть крепежи, перебрать мотор, возможно, заменить втулки или подшипники.

В случае перегорания обмотки привода её можно перемотать. Однако процесс этот трудоёмкий и требует участия электрообмотчика (профессия) с опытом ремонта подобных двигателей.

Повреждения реле

Если на стадии диагностики стабилизатора напряжения была выявлена неисправность реле, то лучшее, что можно сделать, – заменить новым. Так будет гораздо надёжнее. Однако, если принято решение ремонтировать реле, то делать это нужно по следующему алгоритму:

  1. Необходимо прозвонить мультиметром катушку реле. Если она в обрыве, то её нужно перемотать (здесь опять нужен электрообмотчик).
  2. Если катушка исправна, то реле следует разобрать. Делать это нужно крайне осторожно, чтобы не повредить его содержимое.
  3. У разобранного прибора осматриваются контакты на предмет оплавлений, обгораний или потемнений. Если таковые имеются, то их следует устранить надфилем или тонкой пилкой для ногтей. Сгодится что угодно, лишь бы убрать нагар и неровности.
  4. Затем на катушку реле подаётся напряжение, чтобы убедиться, что её нормально-разомкнутые контакты приходят в движение и соединяются. Надёжность работы необходимо проверить омметром. Переходное сопротивление контактов должно быть близким к нулю.
  5. После реле собирается. По возможности оно испытывается под нагрузкой пару часов и в случае успешно пройденных испытаний возвращается обратно.
Читайте также:  Ремонт дизельных двигателей феодосия

Ремонт платы управления

Диагностика и ремонт управляющей платы требуют хотя бы минимальных знаний в электронике. Нужно убедиться, что на все узлы схемы поступает питание. Проверить напряжение на коллекторах выходных транзисторов и на операционном усилителе. Микросхема ha17324a в стабилизаторе напряжения встречается наиболее часто. Она и есть вышеописанный ОУ, на котором следует проверить питание. Затем плата исследуется на наличие вздутых или потёкших конденсаторов (электролитов), пробитых диодов, резисторов в обрыве, сгоревших предохранителей и банально отвалившихся деталей. Особо тщательно осматриваются места пайки компонентов, ведь там возможны трещины. Крупные детали нужно пошевелить рукой, чтобы убедиться, что они надёжно впаяны в плату. Данные проблемы являются наиболее распространённой причиной поломки любого электронного устройства, их нужно искать в первую очередь.

Дополнительная информация. Для точной проверки транзистора его следует выпаять из платы. В противном случае возможен некорректный результат.

Для человека, владеющего знаниями и опытом по ремонту электрики и электроники, наладка стабилизатора напряжения не составит особой сложности. Такая работа в большинстве случаев считается оправданной. Покупка нового устройства обойдётся в разы дороже, чем приобретение деталей для его ремонта.

Видео

Источник

Ремонт стабилизаторов напряжения

Как и любая другая электронная техника, стабилизаторы напряжения подвержены поломкам. Некоторые модели имеют долгий безремонтный срок работы, другие – ломаются чаще. Многое зависит не только от качества выполнения монтажа, но и от продуманности схемотехники.

Наиболее подвержены поломкам агрегаты, которые содержат в себе механические устройства: щеточный узел в электромеханических стабилизаторах и электромагнитные реле – в релейных. Поломки тиристорных устройств случаются гораздо реже и по большей части связаны с аномальными значениями напряжения и некачественными комплектующими.

В объеме одной статьи невозможно предусмотреть все варианты поломок, да и отремонтировать сложную электронную технику способны только высококвалифицированные специалисты. Тем не менее, некоторые случаи повреждений под силу устранить в домашних условиях.

Далее речь будет идти про ремонт стабилизатора Ресанта, как наиболее распространенной марки. Устройства других типов являются либо клонами, либо имеют схожую схемотехнику и внутреннее устройство.

Диагностика повреждений

Всякий ремонт стабилизаторов должен начинаться с визуального осмотра внутренней части устройства. В первую очередь, следует обращать внимание на отсутствие видимых повреждений: обгорания дорожек на плате, выводов элементов, целостность обмоток трансформатора. Часто поломки в стабилизаторе возникают из-за неправильной работы схемы управления, которая вызывается потерей емкости электролитических конденсаторов. Такие элементы обычно имеют вздутый торец корпуса и подлежат первоочередной замене. Пускай, в данный момент они и не послужили причиной поломки, но в другой раз дадут о себе знать. Емкость заменяемых конденсаторов должна быть такой же, как и на оригинале, а рабочее напряжение может превышать необходимое – ничего страшного в этом нет, даже лучше.

Важно! При замене конденсаторов не перепутайте полярность.

Дальнейшие варианты поиска зависят от типа используемого стабилизатора.

Ремонт электромеханических стабилизаторов напряжения

Значительная часть повреждений электромеханических устройств связана с критическим износом щеток сервопривода. Движение щеток по оголенной части обмоток происходит со значительным трением, в результате прохождения токов большой величины через контакт щетка – обмотка происходит разогрев элементов щеточного узла. Все это приводит к разрушению материала щетки. Если при осмотре выявлено, что щетка имеет повреждения, ее износ препятствует плотному прижатию к обмотке, то щетки подлежат замене.

Другой случай поломки – обгорание провода обмотки и замыкание соседних витков электропроводной пылью от щеток. Для восстановления работоспособности нужно очистить оголенную часть обмотки от окислов мелкозернистой наждачной бумагой.

Важно! Шкурку с крупным зерном использовать нельзя, так как борозды на поверхности проводов вызовут сильное искрение и обгорание обмоток и щеток. Главный критерий выбора величины зерна – отсутствие видимых борозд на поверхности провода.

Пыль между витками можно удалить сильной струей воздуха от компрессора. Такой прибор есть не у всех, поэтому можно воспользоваться старой зубной щеткой с жестким ворсом. Работа облегчится, если щетка будет смочена в спирте максимальной концентрации.

Читайте также:  Ppl 1195 u 36w блок питания ремонт

Обратите внимание! Разбавленный спирт, растворители, а особенно воду применять нельзя.

Ремонт релейных стабилизаторов напряжения

В релейных стабилизаторах наименьшую надежность имеют электромагнитные реле. Протекание больших токов через контакты вызывает их обгорание или даже спекание. Последнее опасно тем, что может вызвать короткое замыкание части обмоток автотрансформатора.

Стабилизаторы напряжения Ресанта или аналогичные имеют на плате пять реле, коммутирующие по определенному алгоритму части обмоток автотрансформатора. Преимущественные колебания входного напряжения около одной величины приводят к тому, что постоянно в работе находятся только часть реле, одно или два. Поэтому именно они, прежде всего, выходят из строя.

Поиск неисправного элемента затрудняется тем, что малогабаритные реле низко,- и среднемощных стабилизаторов имеют непрозрачный неразборный корпус. Иногда можно определить неисправное реле путем легкого постукивания по корпусу каждого реле изолированной ручкой отвертки. При механическом воздействии сопротивление между обгоревшими контактами может восстановиться, а спекшиеся контакты – разомкнуться. Найденные реле необходимо менять в обязательном порядке.

Мощные устройства могут иметь реле в прозрачном корпусе, через который визуально наблюдается работа контактных групп. Кроме того, корпус выполнен разборным для возможности очистки. Обгоревшие контакты можно привести в порядок мелкозернистой наждачной шкуркой. Размер зерна должен быть еще меньше, чем при чистке обмоток электромеханических стабилизаторов.

Реле в прозрачном корпусе

В том случае, если визуальный осмотр не выявил повреждений, реле можно выпаять из платы и прозвонить контакты при помощи омметра. Расположение и нумерация контактов приведены на одной из сторон корпуса реле. Между нормально разомкнутыми контактами прибор должен показывать бесконечно большое сопротивление, а между замкнутыми –близкое к нулю. Подав постоянное напряжение 12 В на управляющую обмотку, прозванивают контакты еще раз. Теперь те, что были разомкнутыми, должны замкнуться и наоборот.

Важно! Реле имеют мощные выводы и для пайки требуют использования соответствующего паяльника. Не перегрейте печатные проводники.

Методика проверки стабилизатора

Если имеется ЛАТР – лабораторный автотрансформатор, то можно сильно упростить поиск неисправностей и ремонт Ресанта или другого устройства. Для этого собирают простейшую цепь:

  • Вход ЛАТРа подключают к сети питания;
  • Выход ЛАТРа – ко входу стабилизатора;
  • К выходу стабилизатора подключают вольтметр переменного тока.

Вращая ручку регулировки ЛАТРА от минимального до максимального значений, наблюдают за работой стабилизатора и показаниями вольтметра. В механическом стабилизаторе при изменении входного напряжения должен вращаться вал сервопривода со щеточным узлом, а напряжение на выходе соответствовать номинальному напряжению.

В релейных стабилизаторах можно слышать включение различных реле, а выходное напряжение будет ступенчато меняться с размахом не более 10В при изменении входного от минимально допустимого до максимального.

Ремонт платы управления

Данный ремонт стабилизатора напряжения более сложен и требует знаний работы электронных схем. В релейных и тиристорных стабилизаторах проверке подлежат ключевые транзисторы, управляющие работой симисторов или реле. Проверка транзисторов производится по обычной методике после выпаивания их из платы. Сопротивление между коллектором и эмиттером должно быть бесконечно большим при любой полярности измерения.

Сопротивление база – коллектор и база – эмиттер в одной полярности должно быть также бесконечно большим, а в другой – составлять незначительную величину.

В электромеханических стабилизаторах можно наблюдать отсутствие вращения вала сервопривода при изменении входного напряжения. Причина этого – неисправность операционного усилителя HA17324a. Данная ИМС имеет небольшую стоимость и широко распространена в продаже.

Ремонт стабилизатора напряжения в некоторых случаях возможен своими руками с минимальными затратами времени. Следует учитывать тот факт, что от правильности ремонта может зависеть безопасность членов семьи. Если нет полной уверенности в своих силах, то это дело лучше поручить профессионалу.

Видео

Источник

Оцените статью