TATRA T 815. Снятие и установка стартера двигателя T3C-928.90/572
Причины снятия и установки
Не происходит правильное вхождение шестерни в венец маховика.
Стартер вообще не работает.
б) Технические условия
1. Правильно присоединить электрические кабели к клеммам стартера.
в) Порядок снятия
Автомобиль установить на горизонтальной площадке, рычаг переключения передач переключить в нейтральное положение и принять меры по предотвращению движения автомобиля.
Перед автомобилем обеспечить достаточно места для поднятия кабины.
Из кабины вынуть все свободные предметы.
Наклонить кабину в переднее положение.
Выключить выключатель „массы“.
Рис. 1.307 Снятие крышки и выхлопного трубопровода
Рис. 1.308 Крепление стартера
Снять переднюю верхнюю правую крышку 1
и выхлопной трубопровод 2.
Отсоединить все кабели 3 с клеммника стартера 1.
Отвинтить треми гайки 2 вместе с пружинными шайбами.
Выдвинуть стартер 1 с посадки в направлении от маховика.
Проверить и почистить поверхности соприкосновения стартера.
г) Порядок установки
В шлицы стартера нанести уплотнительную замазку.
Рис. 1.309 Стартер уплотнение
Насадить стартер 1 в посадку в картере двигателя.
Стартер привинтить к картеру тремя гайками
2 вместе с пружинными шайбами.
Присоединить все кабели к клеммнику стартера 1.
Рис. 1.310 Крепление стартера
Установить выхлопной трубопровод 2 и переднюю верхнюю правую крышку 1.
Включить выключатель „массы“.
Опустить кабину автомобиля в рабочее положение.
Проверить финкционирование стартера.
Рис. 1.311 Установка крышки и выхлопного трубопровода
Источник
TATRA 815
290N9T 42 300 8×8.1R/262
Руководство по ремонту
Часть 15 — ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Номер публикации: 03-0217-RUS/00
Тягач Татра T815. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Описание и основные технические данные
Электрооборудование автомобилей TATRA 815-290N9T — EURO III современно и очень разнообразно, с возможностями для модификации в соответствии с требованиями клиента. Экономичность и надежность двигателя обеспечивается современным электронным управляющим блоком двигателя ТАТРА. Номинальное напряжение электрооборудования составляет 24V, для специальных приборов с номинальным напряжением 12V есть электронный преобразователь напряжения 24/12V.
Источником электроэнергии запуска двигателя и функционирования электрических приборов при неработающем двигателе являются две свинцовые аккумуляторные батареи.
Таб. 15.1 Параметры стартерных батарей
Маркировка батареи
Число / включение
2 шт. / включение в серию
Номинальное напряжение батереи
Номинальная емкость C 20
180 Ачас
Сила тока при –18°C
Вес батареи с электролитом
Диапазон рабочих температур
–30°C до +60°C
Электролит и его плотность при
Водяной раствор серной кислоты
температуре +25 o C при:
— полном заряде батареи
1,28 г.cм -3
— заряде на 75%
1,24 г.cм -3
— заряде на 50%
1,20 г.cм -3
— полном рабочем разряде
1,12 г.cм -3
Проверка зарядки батареи осуществляется информативно с помощью измерения плотности электролита ареометром, более точные результаты и прежде всего возможность зажигания батарей устанавливаются нагрузкой пусковым током или с помощью электронного устройства
С правой стороны за кабиной водителя находится механический разъединитель.
Рис. 15.1 Расположение разъединителя батарей
Рис. 15.2 Позиции разъединителя батарей
(табличка на разъединителе)
Ручное управление разъединителем возможно с правой стороны автомобиля. При вертикальном положении рукоятки разъединитель включен, при горизонтальном – выключен.
Разъединитель прерывает плюсовой (положительный) ( +) полюс батарей с сети автомобиля, минусовый (отрицательный) ( —) постоянно замкнут на каркас автомобиля. Кроме разъединителя батарей, к плюсовому полюсу прямо соединены контуры:
Источником электроэнергии при ходе двигателя является генератор с встроенным регулятором напряжения и с фильтром для помех. Коленчатый (кулачковый) вал двигателя приводит его в движение с помощью клиновидного ремня. Альтернативно используется чешкий генератор PAL 55A или испанский BOSCH 80A.
Taб. 15.2 Параметры генераторов
Производитель генератора
BOSCH Испания
PAL Чешкая Республика
Тип генератора
0 120 468 124
95 15 631
Метод регуляции
„на каркасе“ — минусовая
„на каркасе“ — минусовая
Номинальное напряжение
Рабочее напряжение
Диапазон регулировочного напряжения
26,5 до 28,5 В
26,5 до 28,5 В
Максимальная сила тока
Максимальное число оборотов
8000 мин -1
12000 мин -1
Рабочая температура
— 30 °C до + 95 °C
— 30 °C до + 80 °C
При ходе двигателя напряжение в сети автомобиля должно быть в диапазоне с 26,5 до 28,5 V при различных оборотных и обременяющих режимах генератора. Мощность енератора достаточна для питания электрических приборов автомобиля (без стартера) и для заряда батарей автомобиля. Его функционирование при работе контролируется при помощи контрольных ламп для питания на панели приборов водителя.
Автомобиль оснащен также электрическим преобразователем напряжения 24/12V с мощностью 120 W и штепселем с напряжением 12 V 1, который расположен на центральной панели кабины автомобиля. Этот штепсель будет использоваться для включения других электрических приборов с номинальным напряжением питания 12 V, как напр. совокупность приборов для радиокоммуникации.
Рис. 15.3 Штепсель 12 V
На автомобиле используется электронная система управления блоком двигателя ТАТРА. Система соединена с диагностическим коннектором „TEST“ на панели предохранителей в автомобиле.
Рис. 15.4 Щиток панели предохранителей,
Для запуска двигателя автомобиля используется электрический стартер с электромагнитным разъединением зубчатого колеса. В зависимости от пассивных сопротивлений двигателя и от состояния батарей он потребляет ток около 400 A, приводящего к значительному подогреву стартера и батарей.
Поэтому рекомендуется кратковременное (max. 10 секунд) использование стартера при попытке запуска. Если попытка запуска окажется неудачной, необходимо повторить после перерыва в течение 30 секунд, чтобы батареи „успокоились“. Если температуры двигателя ниже +20 °C автоматично включается режим предварительного подогрева всасываемого воздуха, входящего в двигатель.
Таб. 15.3 Параметры электрического стартера
Производитель стартера
Delco Remy
Тип стартера
IM 641 / T
Номинальная мощность
Номинальное напряжение
Максимальная сила тока
Максимальная сила тока электромагнита
Максимальный момент затяжки
Максимальные обороты
3800 мин -1
Общая/монтажная длина
496/393,5 мм
Монтажная высота
Диаметр электродвигателя
Вес стартера
Для безопасной езды в зимнии период способствуют отопляемые наружные зеркала обратного вида с возможностью дистанционной регулировки с помощью механизма, расположенного на боковой панели водителя. Для регулировки позиции используется один и тот же механизм, и в этом случае для регулировки левого зеркала стрелка должна быть в позиции 1, а для регулировки правого зеркала стрелка должна быть в позиции 2.
Для подогрева воздуха в кабине автомобиля служит независимое отопление AIRTRONIC, WEBASTO или EBERSPДCHER и система зависимого масляного отопления, которая для подогрева воздуха использует температуру моторного масла.
Независимое отопление расположено в кабину, за сиденьем водителя. Оно служит для быстрого подогрева пространства в кабине, особенно перед ездой, в температурном диапазоне с 10 до 30° C.
Контрольная панель независимого отопления расположена на передней панели доски приборов водителя. С ее помощью возможно осуществить программное управление его деятельности.
Легенда: 1 – время по часам, 2 – индикатор работы, 3 – выбор температуры, 4 – кнопка “увеличения“ данных, 5 – кнопка “уменьшения” данных, 6 – кнопка “отопление”, 7 – кнопка “выбор”, 8 – кнопка “часы”, 9 – индикация памяти, 10 – день выбора
Рис. 15.5 Контрольная панель независимого отопления
Легенда: 1 — скорость вентилятора, 2 — дисплей, 3 — рециркуляция воздуха, 4 — индикация наружной температуры, 5 — недействующая, 6 — места притока воздуха, 7 — скорость вентилятора, 8 — кнопка “увеличения” данных, 9 — кнопка “уменьшения” данных
Рис. 15.6 Контрольная панель DIAVIA
При ходе двигателя используется температура смазочного масла двигателя в системе зависимого отопления. Контрольная панель с дисплеем находится на правой боковой доске приборов водителя. Температура настраивается согласно процентному открытию масляного вентиля с “LO” (минимальное открытие) до “HI” (максимальное открытие) на 10%.
Для обеспечения хорошей видимости водителя из кабины автомобиля, автомобиль оснащен системой “дворников” с двухскоростным электрическим стеклоочистителем, с интервальным механизмом циклов и с опрыскивателем ветрового стекла. Управление стеклоочистителем, циклическим устройством и опрыскивателем осуществляется с помощью комбинированного переключателя.
Легенда: 1 — гудок, 2 — опрыскиватель ветрового стекла, 3 — стеклоочиститель, 4 , 7 — фары ближнего и дальнего света, 5 , 6 — указатели поворота правый и левый
Рис. 15.7 Комбинированное устройство управления
Некоторые части системы электрических приборов (генератор, двигатель стеклоочистителя, электромагнитные клапаны, вылючатели, контакты размыкания и т.д.) могут привести к возникновению электромагнитных помех, поэтому они сделаны безопасными в соответствии с нормой ECE R 10.01. Электронные системы стандартно оборудованы глушительными средствами против действия сигналов помех из источников помех.
На панели приборов в кабине водителя есть много позиций для контрольных ламп и выключателей, место которых соответствует универсальной модификации автомобиля – т.е. установлены лампочки или выключатели даже если этот прибор не используется. Для лучшего определения и ориентации водителя контрольные лампочки обозначены унифицированными символами. Сигнализация с помощью контрольных лампочек решена на основе принципа „светлинного сигнала“, т.е. включение света сигнализирует неисправность в соответствующем приборе или включение прибора, которого необходимо через определенное время выключить.
Аналогичную функцию, как и контрольные лампы, выполняют просвечивающиеся кнопки выключателей, которые сигнализируют включенное положение соответствующего оборудования. Легкое просвечивание выключателей помагает водителю обнаружить соответствующий выключатель и во время езды ночью, без необходимости включения освещения кабины. Выключатели тоже обозначены унифицированными символами.
Рис. 15.8 Панель приборов
Контрольные лампы, выключатели, измерительные приборы и другие механизмы контроля расположены в отдельных секциях на панели приборов (См. Рис. 15.9) в соответствии со значением их информации:
секция A: контрольные лампы, выключатели и приборы, которые непосредственно необходимы для управления автомобиля,
секция B: выключатели и управляющие устройства, которые водитель использует только при определенных ситуациях или когда автомобиль не движется
секция C: выключватели и оборудование для применения в специфических случаях,
секция D: оборудование, управляемое в большинстве случаев водителем автомобиля
Распределение контрольных и измерительных приборов в секции A приведено на рисунке.
Легенда: 1 — блок контрольных ламп; 2 — воздушный манометр; 3 — масляный манометр; 4 — указатель уровня топлива; 5
— панель управления независимого отопления; 6 — тахограф (спидометр); 7 — манометр накачивания; 8 — измеритель оборотов;
Рис. 15.9 Контрольные лампы и измерительные приборы
Контрольные лампы находятся на универсальной панели и в зависимости от конкретного оборудования автомобиля. В скобах приведен цвет просвечивания контрольной лампы.
Легенда: 1 , 2 , 3, 4, 28 — не включено, 5 — включение задней противотуманной фары (желтый), 6 — включение фар дальнего света (голубой), 7 — указатели поворота автомобиля (зеленый), 8 — указатели поворота тягача (зеленый), 9 — замок осевых дифференциалов (зеленый), 10 — замок межосевых дифференциалов (зеленый), 11 — неисправность ABS автомобиля (желтый), 12 — неисправность ABS тягача (желтый), 13 — ABS — INFO (если тягач снабжен ABS), 14 — функция ограничителя скорости (желтый), 15 — неисправность в контуре сервоуправления 1 (красный), 16 — неисправность в контуре сервоуправления 2 (красный), 17 — загрязнение воздушного фильтра (белый), 18 — предварительный подогрев двигателя (желтый), 19 — неисправность в заряде батарей (красный), 20 — низкое давление смазочного масла в двигателе (красный), 21 — перегрев двигателя (красный), 22 — неисправность ERCH (красный), 23 — минимальное количество топлива (оранжевый), 24 — незакрепленная кабина (красный), 25 — низкое воздушное давление в рабочем тормозе (красный), 26 — низкое воздушное давление в аварийном тормозе (красный), 27 — включен остановочный тормоз (красный)
Рис. 15.10 Панель контрольных ламп секции A
Распределение выключателей в секции A показано на рисунке.
Распределение выключателей и управляющих устройств в секции B приведено на рисунке.
Легенда: 1 — передние противотуманные фары с контрольной лампой, 2 — задние противотуманные фары с контрольной лампой, 3 — свободный, 4 — выключатель фар, 5 — электрокорректор фар переднего света, 6 — настройка яркости освещения приборов
Рис. 15.11 Выключатели в секции A
Легенда: 1 — подогрев топлива, 2 — свободный, 3 — подогрев наружных зеркал обратного вида, 4 — фары рабочего света задние, 5 — электрический топливный насос, 6 — радио (если в наличности), 7 — управление зависимого отопления и вентиляции, 8 — управление наружных зеркал обратного вида, 9 — включение переднего привода и замка межосевого дифференциала , 10 — включение замков осевых дифференциалов, 11 — свободный, 12 — свободный, 13 — свободный, 14 — ABS участок, 15 — задние оси накачивание, 16 — передние оси накачивание, 17 — кнопка управления функционирования рабочего тормоза
Рис. 15.12 Выключатели и управляющие устройства в секции B
Легенда: 1- предупредительные фары, 2 — не включено, 3 — потолочный свет, 4 — маяк, 5 — трехпозиционные фонари, 6 — зажигалка- штепсель 24V, 7 — штепсель переключателя 12V , 8 — – не включено, 9 — – не включено, 10 —
не включено, 11 — – не включено, 12 — – не включено
Рис. 15.13 Выключатели и управляющие устройства в секции C
Распределение выключателей и управляющих устройств в секции С изображено на рисунке.
Легенда: 1 – крышка коробки с предохранителями
Рис. 15.14 Секция D
В секции D находится коробка с предохранителями.
Автомобиль оснащено стандартным освещением, которое необходимо при экплуатации во время наземных коммуникаций. Использованы дополнительные верхние габаритные фары кабины и боковые габаритные фары.
Таб. 15.4 Перечень использованных электрических лампочек
Источник