Ремонт стартера ваз гранта
Стартер можно снять сверху из моторного отсека, так и снизу
Подготавливаем автомобиль для выполнения работы. Отключаем минусовую клемму аккумулятора.
Отсоединяем колодку провода от вывода тягового реле
Сдвигаем резиновый защитный колпак и головкой на 13 откручиваем гайку
Снимаем наконечник провода с контактного болта тягового реле
Головкой на 13 откручиваем три гайки крепления стартера
Отверткой прокручиваем шестерню привода
Шестерня должна прокручиваться в одном направлении с валом привода, а в другом на валу привода.
Если это не так, заменяем привод.
Шестерня привода должна легко сдвигаться по валу.
Для проверки работы стартера соединяем проводами: плюсовой вывод аккумулятора соединяем с верхним контактным болтом тягового реле, а минусовой провод с корпусом стартера.
Отверткой перемыкаем верхний контактный болт и управляющий вывод тягового реле.
При этом шестерня должна выдвинуться и включиться электродвигатель стартера.
Чтобы проверить электродвигатель стартера, соединяем плюсовой провод аккумуляторной батареи с нижним контактным болтом тягового реле, а минусовой вывод с корпусом стартера.
При этом электродвигатель стартера должен заработать.
Для проверки втягивающего реле соединяем проводами плюсовой вывод аккумулятора с управляющим выводом тягового реле, а минусовой вывод с корпусом стартера.
При этом шестерня привода должна выдвинуться, если шестерня не выдвигается, то тяговое реле неисправно.
Головкой на 13 откручиваем гайку нижнего контактного болта тягового реле и снимаем с него наконечник провода
Крестовой отверткой откручиваем два винта крепления тягового реле
Снимаем втягивающее реле.
Вынимаем из передней крышки пружину и якорь тягового реле
Ключом на 8 откручиваем два болта
Отделяем корпус и переднюю крышку
Извлекаем из корпуса якорь с щеткодержателем и задней крышкой
Крестовой отверткой откручиваем два винта
Снимаем заднюю крышку.
В гнезде подшипника задней крышки установлена волнистая пружинная шайба
Снимаем изолированные щетки со щеткодержателя
Снимаем крышку планетарного редуктора
Вынимаем три сателлита планетарного редуктора
Снимаем резиновую заглушку
Нажимая пальцем на торец вала привода, вынимаем привод в сборе из передней крышки
Двумя отвертками разжимаем проушину опоры и снимаем рычаг привода.
Опираем торцевую поверхность короной шестерни на деревянный брусок.
Расположив губки рожкового ключа на 13 на ограничительном кольце хода шестерни привода и, ударив молотком по ключу, спрессовываем ограничительное кольцо
Поддеваем отверткой запорное кольцо и снимаем его.
Снимаем ограничительное кольцо хода шестерни привода
Снимаем обгонную муфту с шестерней привода в сборе
Отверткой сдвигаем из проточки вала стопорное кольцо и снимаем его
Снимаем с вала привода коронную шестерню планетарного редуктора
Вставляем две металлические пластины между подшипником и коллектором якоря и опираем их на губки тисков
Нанося удары молотком через выколотку из мягкого металла в торец вала, спрессовываем подшипник.
Проверяем якорь и коллектор якоря. Омметром проверяем замыкание якоря на его сердечник.
Коллектор зачищаем мелкой наждачной шкуркой.
Проверяем щетки на износ.
При износе щеток меняем щеткодержатель в сборе.
Сборку стартера проводим в обратной последовательности.
Щеткодержатель монтируем до установки якоря в статор.
Перед установкой щеткодержателя на коллектор якоря снимаем пружины всех четырех щеток, чтобы щетки установились в направляющие.
Для этого, отогнув четыре фиксатора держателя пружины
После установки щеткодержателя на коллектор якоря устанавливаем пружины и загибаем фиксаторы держателей пружин.
Устанавливаем заднюю крышку и крепим к ней щеткодержатель.
На шестерни планетарного редуктора наносим смазку ШРУС-4.
Ограничительное кольцо хода приводной шестерни устанавливаем на стопорное кольцо при помощи раздвижных пассатижей
При установке корпуса на якорь придерживаем ручкой молотка якорь от притягивания его постоянными магнитами статора и опускаем корпус на заднюю крышку
Источник
Стартер Лада Гранта: ремонт, замена, диагностика, выбор
При повороте ключом в сердцевине зажигания ток от аккумуляторной батареи подается на стартер. Последний приводится в движение, проворачивает коленчатый вал для запуска мотора, воспламенения горючей смеси.
В исправном состоянии мотора достаточно 2 – 3 проворота для запуска. Отклонения от нормы — признаки нестабильной работы.
Порой владельцы сетуют на качество изготовления стартера. Мол, не выхаживают более 50 – 60 тыс. км на отечественных авто. Однако мало кто из автолюбителей знает и умеет корректно пользоваться пусковым устройством.
Чтобы избежать ряда поломок соблюдайте следующие рекомендации:
- При очередном запуске силового агрегата удерживайте ПУ не более чем на 10 – 15 секунд. Повторная активация не ранее чем через 30 сек. Частая непрерывная работа ПУ приводит к перегреву обгонной муфты, преждевременному износу.
Водителю на заметку. Если первые три попытки подряд оказались безуспешные, тогда ищите причину в проводке, системе зажигания, топливной аппаратуре.
- После запуска силовой установки тот час выключайте стартер, отпустив ключ в сердцевине замка зажигания;
- Мастера, автолюбители не рекомендуют использовать ПУ для временного передвижения на машине. Зачастую так делают неопытные водители, когда разряжена аккумуляторная батарея, повреждение в цепи электрического питания.
Общая информация
Стартером называют электрический мотор, работающий на постоянных магнитах, имеющий электромагнитное двухмотоблочное тяговое реле и планетарный редуктор. Их корпуса изготавливают из стали, на корпусе закрепляется шесть магнитов, а сам корпус и крышки стягиваются несколькими болтами. Вал якоря стартера переводят в режим вращения два подшипника, один из которых, шариковый, устанавливают у коллектора, второй, подшипник скольжения – рядом с приводом. Благодаря редуктору происходит передача крутящего момента к валу привода стартера.
Вал привода оборудуется обгонной муфтой с перемещающейся по шлицам вала приводной шестерней. Именно муфта обеспечивает передачу крутящего момента от стартера к мотору, разобщая эти элементы после запуска мотора. Данное условие обеспечивает надлежащую защиту стартера от возможных повреждений, которые он может получить по причине высокой частоты своего вращения.
Реле предназначено для введения шестерни привода в зацеп с зубцами механизма маховика коленвала, а также для активизации электропитания стартера. Таким образом, поворачивая ключ в замке, водитель начинает процесс подачи электротока к стартеру от АКБ. Стартер приводится в движение и проворачивает коленвал, запуская мотор и воспламеняя горючую смесь.
После пуска мотора число оборотов коленвала начинает расти, однако, муфта предохраняет стартер от получения повреждений. После того, как водитель вернет ключ в замке в положение «зажигание», произойдет обесточивание обмотки реле и его якорь вернется в свое исходное положение, при этом контакты реле разомкнуться, а шестерня привода выйдет из зацепа с зубцами маховика. В это же время силовые контакты, подающие электроток к обмоткам мотора стартера, разомкнутся.
Помимо этого, стартер является одним из самых мощных энергопотребителей на автомашине, при пуске мотора потребляемый им электроток достигает 400 А и более. По этой причине все электросоединения между стартером и АКБ должны иметь надежный контакт.
Элементы, которыми оснащают Гранты, аналогичны стартерам, используемым ВАЗом на других своих авто предыдущих поколений. При нормальном состоянии двигателя для пуска будет достаточно двух-трех проворотов. На отклонения от нормы укажет любой из имеющихся признаков нестабильного функционирования. Возможные неисправности привода и реле стартера поможет выявить осмотр, проведенный после разборки детали.
Разборка, переборка, ремонт
Разборка стартера не представляет особой сложности:
- отсоединить втягивающее реле;
- вывернуть шпильки корпуса;
- освободить заднюю крышку с щеткодержателем;
- вынуть якорь из статора;
- снять крышку теперь со стороны редуктора;
- вытащить 3 планетарные шестерни — заменить, если повреждены зубья или игольчатые подшипники;
- вынуть пластиковую рычажную опору — обязательно без следов износа, иначе заменить;
- вытащить редуктор — смазать шестерни на этапе обратной сборки;
- снять стопор, затем сбить ограничительное кольцо вала, используя подходящую оправку;
- снять бендикс с привода, почистить до блеска — желательно использовать средство для карбюратора;
- поддеть и снять стопорную шайбу, вытащить с опоры вкладыш;
- вывернуть винты и разобрать щеткодержатель;
- вынуть щётки, поддев фиксаторы отвёрткой;
- собрать и проверить устройство.
Проверка якоря
Особое внимание рекомендуется уделить состоянию якоря.
- На поверхности коллектора не должно быть следов подгорания, рисок и других дефектов. При их обнаружении, рекомендуется обработать ламели абразивом с мелким размером. Если шероховатости значительные, а слюда выступает между пластинами — коллектор придётся проточить на токарном станке. После чего обязательно прошлифовать стеклянной шкуркой.
Также можно проконтролировать работу втягивающего реле омметром. Первое — определить, не замыкают ли контактные болты на пластину.
Правила эксплуатации стартера
Согласно стандартам АвтоВАЗа для стартеров не регламентируется наработка на отказ, следовательно, этот показатель можно отнести к бесконечным. Но менять их все равно приходится, и связано это с нарушением автовладельцами эксплуатационных правил. Нередко автолюбители жалуются на качество стартеров, указывая, что те не в состоянии выходить больше 50 000 км на автомобилях отечественного производства. Но лишь немногие из них знают, как правильно и корректно использовать данное устройство. Уберечься от целого перечня неисправностей стартера поможет соблюдение нескольких несложных рекомендаций:
- При запуске мотора необходимо удерживать ПУ от 10 до 15 секунд, повторный пуск осуществляется не ранее, чем через полминуты. Частое и непрерывное функционирование ПУ ведет к систематическому перегреванию обгонной муфты, тем самым провоцируя ее преждевременный износ. Помните – при трех подряд неудачных попытках пуска мотора проблему неисправности следует искать в проводке, топливной аппаратуре либо в системе зажигания;
- После пуска двигателя сразу же выключите стартер, для чего вам нужно будет отпустить находящийся в замке ключ;
- Многие опытные автовладельцы не советуют использовать ПУ при временных передвижениях на авто (так довольно часто поступают начинающие водители при разрядке АКБ либо при повреждениях в цепи электропитания).
Авто с КПП или АКПП
Необходимо отключить аккумулятор (гаечный ключ «на 10») и переместить автомобиль на яму. Накидным ключом «на 10» откручивают два винта, удерживающих средний щиток (см. рис.). Затем нужно выкрутить девять саморезов – детали 1, 4 и 5. Здесь подойдёт ключ «на 8».
Источник