Перегиб (ч.1)
Стрела для крана-манипулятора, как, впрочем, и для любого другого крана, по сути главный элемент его силовой конструкции. И перегруз – одна из наиболее часто встречающихся причин ее повреждений. КМУ ломается из-за непонимания водителем схем рабочих зон, таблички с изображением которых расположены на стреле. Каждому грузу соответствуют допустимые вылет и угол подъема. Именно несоблюдение этих параметров ведет к поломке стрелы.
Повреждение стрелы означает конец работе и начало убытков, ведь без КМУ машина превращается в обычный грузовик. А еще затраты на ремонт и, самое главное, риск ранения людей при аварии, а это и уголовная ответственность виновников, и потеря имиджа фирмы, за которым может последовать даже ее ликвидация.
Чтобы избежать всех этих несчастий, собственник должен смотреть в будущее и покупать стрелу с запасом: если предполагается поднимать грузы до 2 т – брать КМУ грузоподъемностью 3,2 т. Разница в стоимости КМУ ближайших по грузоподъемности типоразмеров редко превышает 100…150 тыс. руб. Так разве не стоит такой суммы гарантия безаварийной и надежной работы без перегруза КМУ?
Но если поломка все же произошла? Перевозчик, оставшись без грузоподъемного механизма, начинает активно искать, где бы его отремонтировать. А тут как в сказке…
Направо пойдешь
Первое, что приходит на ум, это обратиться на фирменную СТО марки. Обращение в официальный сервис приносит лишь разочарование. И не только финансовое. Инженеры фирменной СТО отказываются ремонтировать стрелы, ссылаясь на то, что этот ответственный элемент конструкции краноманипуляторной установки не может и не должен ремонтироваться априори. Главный довод, как приговор: при любых ремонтных действиях, будь то сварка, гибка, локальный нагрев и т. д., ослабляется конструкция ремонтируемой секции и самой стрелы в целом, что провоцирует ее повторное разрушение. В процессе эксплуатации это приводит к их разрушению с возможным причинением вреда персоналу в рабочей зоне крана. А за травму на рабочем месте работодатель сегодня платит по полной, а скоро станет платить еще больше.
Официальный путь решения проблемы один – заменить погнутый элемент стрелы новым или списать конструкцию в утиль, точнее – продать ее на запчасти. Такой вариант выгоднее, чем сдать КМУ в металлолом.
Однако сегодня не об этом. Вернемся к нашим погнутым стрелам. Один погнутый элемент тянет за собой второй, второй тянет третий, т. е. процесс разрушения стрелы подобен лавине, и остановить ее можно, только сняв нагрузку. Но поскольку механизм подъема груза инертен и реакции оператора также не молниеносны, вместо одной на излом может пойти и две, и три секции. Почему такое происходит? Давшее слабину звено является неким буфером для процесса, т. е., принося себя в жертву, оно спасает другие звенья стрелы от перегруза и разрушения. Так-то оно так, но не станем забывать, что при постоянных перегрузках в материале стрелы активно развиваются микротрещины – происходит усталостное разрушение металла, и как они будут развиваться, не знает никто.
Данной точки зрения – что ремонт стрел крановых установок невозможен – придерживаются не только фирменные сервисные центры, принадлежащие непосредственно как производителям подъемного оборудования, так и СТО, работающим с заводом – производителем КМУ или его официальным представительством на основе договоров, где прописаны и виды возможного ремонта, и их технологии. Отказать в ремонте стрелы крана-манипулятора могут и в ряде мультибрендовых мастерских, которые берутся за ремонт КМУ разных марок. И это неудивительно – работа ремонтников, повлекшая повторный выход установки из строя, делает фирме такой черный пиар, от которого отмыться крайне тяжело. А конкуренция безжалостна к любому слабому звену бизнеса.
- Аргументы «против»
- Современные профилированные стрелы неремонтопригодны как таковые.
- Сделать качественный провар шва внутри профиля, особенно на середине длины секции, не имея сложного, дорогого заводского сварочного оборудования, невозможно.
- Для изготовления профилированной стрелы применяются особые сорта стали, которые сваривают при особых режимах, а процесс идет с применением электродов особого состава.
- Металл стрелы потек, деформировался, растянулся или сжался – придать ему форму, близкую к первоначальной, возможно, но восстановить идеальную геометрию и первоначальную прочность – нет.
- При деформации металла стрелы в нем образуется множество микротрещин и концентраторов напряжения, что делает ремонт данного звена бессмысленным.
Налево пойдешь
А что делать, если нет возможности обратиться в фирменный сервис или нет денег на оплату услуг официалов? Тогда надо обратиться к сторонним организациям, в них недостатка нет. Независимые мастера утверждают, что стрелу КМУ можно не только восстановить рихтовкой, но и заменив деформированную часть. Про рихтовку скажем так – как бы мастера ни старались, а первоначальную геометрию стреле вернуть не удастся ни при каких условиях. Все манипуляции с газовой горелкой для местного разогрева и осаждения растянутого металла приводят лишь к его отпуску и потере прочностных свойств. Это вообще не выдерживает никакой критики. Иными словами, от предложения лучше сразу отказаться.
Второй путь решения проблемы – операционный. Чтобы восстановить стрелу, а точнее пострадавший ее участок, его вырезают и на это место вваривают аналогичный по размерам фрагмент, заимствованный от стрелы крана-манипулятора «донора». Разумеется, аналогичной модели. Совместимость геометрии профиля ремонтируемой стрелы и ввариваемого участка должна быть идеальной. Но и такой путь решения проблемы 100%-ного эффекта не дает, поскольку сложно проварить стрелу изнутри качественно, особенно если речь идет о наложении швов в центральной области звена. И даже если у мастеров имеется сварщик с длинными, тонкими, как щупальца спрута, руками или автомат, позволяющий работать в ограниченном пространстве, то сам сварочный шов, являясь слабым звеном, снижает нагрузку на секцию стрелы и ее грузоподъемность в целом. Все доводы о качественном внешнем шве, даже с наложенными поверх ремонтируемых зон латками, необходимо подвергать сомнению.
Третий путь решения проблемы – «ампутация» поврежденной части секции стрелы. Кажется, что такой путь решения проблемы весьма привлекателен как с точки зрения сохранения прочности конструкции, так и невозможности дальнейшего развития микротрещин, вызванных усталостным напряжением металла. Судите сами. Деформированный участок вырезан, причем с припуском, в котором могли образоваться и сохраниться усталостные напряжения, а оставшаяся от секции стрелы короткая культя будет даже прочнее более длинного, оригинального звена. Чем короче плечо, тем большую нагрузку оно держит. Получается весьма складно! Да только при такой операции нарушается кинематика работы КМУ и требуется внести конструктивные изменения в привод выдвижения стрелы. И это уже не такая простая, как кажется, работа. Для сохранения работоспособности крана-манипулятора ремонтникам приходится не просто менять гидроцилиндр, корректируя длину его штока (рабочий ход), но и учитывать его силовые характеристики применительно к давлению, развиваемому насосом гидравлической системы КМУ.
Не стоит забывать и то, что укороченное звено сокращает рабочую зону КМУ, а значит, крюк не всегда дотянется до находящегося далеко от грузовой платформы груза. Справедливости ради отмечу, что полный вылет стрелы КМУ используется не часто. Еще один недостаток неофициальной технологии ремонта – безболезненно «ампутировать» можно обычно вторую секцию Г-образной стрелы КМУ. Именно она, как свидетельствует практика ремонтных организаций, чаще всего страдает от перегруза. Отметим, что Z-образные стрелы, как правило, ремонтируются только по фирменной технологии, т. е. с заменой погнутой секции на новую или бывшую в эксплуатации.
- Доводы «за»
- Перевозчик за сравнительно небольшие деньги получает отремонтированный кран-манипулятор.
- Время ремонта обычно не превышает 1 месяца, и это очень важно при наличии у перевозчика постоянного пакета заказов.
- Вылет стрелы и зона рабочего покрытия КМУ при ремонте методом «ампутации» деформированного участка сокращаются незначительно, обычно не более чем на полметра. При этом общая прочность конструкции не ухудшается.
- В самом худшем случае – ремонте стрелы путем вваривания ремонтного участка – грузоподъемность КМУ снижается примерно на 30% от номинальной. При этом недостаток грузоподъемности можно компенсировать уменьшением вылета стрелы, на котором производят подъем груза.
Несмотря на необходимость согласовать кинематику выдвижения стрелы при ремонте КМУ методом укорочения одного из колен стрелы, т. е. привязать к новым условиям работы гидроцилиндр выдвижения данной секции, цена ремонтных работ с «ампутацией» деформированной части колена колеблется от 45 до 80 тыс. руб. В самых неблагоприятных случаях она может доходить до 120 тыс. руб. В сравнении со стоимостью новой секции стрелы, которую необходимо предварительно заказать, ждать месяцы и еще стоять в очереди на замену, которая также может растянуться до недели, такой метод ремонта выглядит очень привлекательно.
Ремонт краноманипуляторной установки может быть промежуточным этапом между заказом новой стрелы и ее ожиданием. Как показывает практика, даже на складах фирменных СТО порой нет отдельных секций стрел. И это справедливо не только по отношению к продукции европейских, японских, корейских, китайских производителей КМУ, но и, что самое удивительное, российских.
Современные краноманипуляторные установки не просто имеют значительный запас прочности, позволяющий им без разрушения работать в предельных режимах нагрузки, но и оборудованы приборами и системами безопасности, предотвращающими перегруз КМУ и ее выход из строя, в том числе из-за повреждения стрелы. Однако нарушения правил эксплуатации, в том числе незаконное отключение приборов и систем безопасности, может привести к печальным последствиям, особенно на дешевых и низкокачественных кранах-манипуляторах. Одним из путей возвращения КМУ в рабочее состояние является опять-таки в нарушение законов и правил кустарный ремонт. Несмотря на опасные его последствия, данная услуга предлагается на рынке, и никуда от этого не деться. Вариантов ремонта несколько. Каждый из них имеет свои особенности и степень риска. Но стоит ли экономить и подвергать себя и окружающих опасности?
Источник
Перегиб (ч.2)
(Окончание. Начало см. «ОС» № 1, 2012 г.)
Основная причина перегрузки силовой конструкции крана-манипулятора – его работа с грузами, превышающими предельно допустимые (согласно грузовысотной характеристике КМУ). Об этом мы много писали, как и о том, что необходимо отключить приборы безопасности, чтобы заставить крановую установку работать в режиме перегрузки. То есть оператор должен пойти на преступление в прямом смысле этого слова. Способов обойти заводскую защиту много. Для каждого КМУ найдется свой, максимально эффективный и «незаметный». Кавычки мы поставили не случайно: все тайное рано или поздно становится явным, и о том, что приборы безопасности самовольно выключал оператор установки, на первом же ТО расскажут диагностические приборы – сканеры. Однако современные КМУ, особенно если речь идет о продукции ключевых игроков рынка подъемной техники, изготавливаются с солидным запасом прочности, позволяющим кранам в большинстве случаев выдерживать работу с перегрузкой. Выходит, что кратковременная работа на предельных режимах (разумеется, предел есть всему!) не может нанести установке вреда? В общем и целом – да, при условии, что одновременно с отключением приборов безопасности оператор не увеличил давление в гидросистеме, изменив регулировку предохранительных клапанов. Для чего это делается? Дело в том, что увеличение давления в гидравлической системе КМУ позволяет не только добиться роста мощности крана и, следовательно, его грузоподъемности, но и скорости выполнения операций, читай – производительности. В итоге перевозчик получает возможность сократить время на погрузку-разгрузку и получить дополнительную прибыль, совершив сверхурочные рейсы. Все вроде ясно, но выдержит ли гидроаппаратура в отличие от силовой конструкции КМУ работу с повышенным давлением? Ведь не зря ее производитель предусмотрел в конструкции регулируемые, предохранительные или, как их еще называют, редукционные клапаны.
Как и у любого механизма, у гидравлики, особенно той, что применяется в подъемных механизмах, есть запас прочности, причем весьма большой. Поэтому поднять давление в системе на 20. 30 атм можно без катастрофических последствий для агрегатов системы. Конечно, чудес не бывает, и ресурс узлов, работающих с более высокой нагрузкой, снизится. Вопрос – насколько? Ответить на него непросто, никто из эксплуатирующих и ремонтных организаций подобных экспериментов не проводил. А завод – изготовитель гидравлической аппаратуры данные об испытаниях держит под замком. Если инженеры ограничили давление таким-то определенным значением, значит, именно при нем достигается максимальный ресурс аппаратуры при требуемой мощности и производительности. Кстати, при повышении давления на упомянутые выше 20. 30 атм, скажем, с 200 до 220. 230 атм, может наблюдаться течь гидравлической жидкости через сальники гидроцилиндров (иногда их даже выдавливает!) и уплотнения гидрораспределителя. О том, что под более высоким давлением начинают «сопливиться» золотники б/у аппаратуры, и вовсе молчим. Более того, высокое давление в системе гидропривода может привести к обрыву рукава высокого давления (РВД), который как плеть ударит рабочего и нанесет ему увечья. Но кого это волнует? Особенно если за рулем машины бесправный гастарбайтер. Основное то, что перевозчик, пусть и кратковременно, получает дополнительную прибыль, поскольку его подъемное оборудование быстрее управляется на погрузке-разгрузке, а главное – берет на крюк больший вес. Кстати, специалисты ремонтных предприятий, к которым приходят сломанные установки, как один утверждают, что перевозчик у нас как был, так и остался неграмотный. Если манипулятор «3-тонный», то оператор считает, что этот вес он может поднимать на полностью выдвинутой стреле! А то, что на максимальном вылете ограничение составляет 500 кг, это для него открытие. Увы, обучением специалистов хозяева компаний себя не утруждают. Это подтверждают и продавцы техники, которые проводят тренинги по своим продуктам, зачастую бесплатные. Но кто из перевозчиков откажется от прибыли и отпустит водителя-оператора на бесплатное (!) обучение. Оно и понятно – сегодня человек работает на одного хозяина, завтра на другого, а послезавтра уйдет к третьему. Так стоит ли для конкурентов ковать кадры?
Доктор не приедет
Перевозчику следует помнить, что ремонт крана-манипулятора в большинстве случаев проводится в условиях ремонтной зоны. То есть ждать, когда к вам в парк приедет специально оборудованная техничка с инженерами, не стоит. Такой подход к делу актуален, если речь идет о крупной технике, например карьерных экскаваторах, бульдозерах, а также мощных погрузчиках – машинах, постоянно работающих на одном объекте. Задача доставки их к месту ремонта непростая. Иное дело КМУ. Установка, смонтированная на автомобильном шасси, без проблем сама доедет до места ремонта и обслуживания. Главное это знать – куда ехать.
Из-за того, что производителей краноманипуляторных установок достаточно много, а моделей манипуляторов, находящихся в эксплуатации, и вовсе великое множество, ремонтникам бывает непросто оперативно подобрать необходимые для возвращения в строй конкретного механизма запасные части. Также непросто найти необходимую техническую документацию, согласно которой, например, будет восстановлена настройка клапанов гидравлической системы. Быстрее всего проблемы решаются на фирменных СТО конкретных марок КМУ. Они обычно имеют собственный склад узлов, агрегатов, деталей и даже отдельных, часто востребованных элементов силовой конструкции. Разумеется, с технической документацией, необходимой для проведения обслуживания и ремонта, у «официалов» проблем нет. Их главный недостаток – относительно высокие расценки на работу и запчасти, причем последние только оригинальные. Ни о какой альтернативе не может идти и речи.
Мультибрендовые ремонтные организации берут за свои услуги не так дорого, с удовольствием устанавливают запчасти и используют расходные материалы от альтернативных производителей. В результате стоимость восстановления КМУ по сравнению с официальным сервисом заметно снижается. Остается только вопрос качества выполненных работ и надежности отремонтированной установки. Здесь все будет зависеть как от квалификации персонала, так и от выбора производителя запасных частей и расходных материалов. Не секрет, что в мультибрендовых компаниях часто работают бывшие сотрудники официальных СТО. Следовательно, попав к нужному мастеру, за грамотность ремонта можно не переживать. Кроме того, многие официальные дилеры проводят для своих клиентов бесплатные тренинги по продуктам. Это часть стратегии продвижения товаров на рынке, поэтому владельцы мультибрендовых станций редко упускают возможность поднять уровень своих сотрудников. Что касается запчастей, деталь от альтернативного поставщика, например, тот же клапан, может оказаться оригинальным, так как помимо поставок на сборочный конвейер и в фирменную сеть данный производитель продает ту же самую продукцию под собственным брендом. В последнем случае стоимость детали или узла будет ниже стоимости оригинальной. Словом утверждать, что, обратившись в мультибрендовую компанию, перевозчик не может рассчитывать на качественный ремонт КМУ, по меньшей мере несправедливо. Однако, уходя от «официалов» к «неофициалам», следует помнить, что в большинстве своем они работают по предоплате, так как на «аванс» приобретают запасные части, необходимые для ремонта. По-другому сдать в ремонт технику не получится: ремонтная организация рискует остаться с купленными за собственный счет деталями, если клиент вдруг откажется от ее услуг. И еще: при приемке манипулятора в ремонт с владельца техники мастера потребуют максимально полный пакет технической документации на установку. Если она утрачена или не соответствует реальному состоянию установки, а такое может произойти, если кран уже ремонтировали с применением неоригинальных деталей, подгоняя имеющиеся в наличии по принципу совместимости, то надеяться на быстрый и качественный ремонт не стоит.
Земля слухами полнится
Самый лучший советчик в этом непростом вопросе, как ни странно, брат по несчастью. Однако искать таких на форумах даже при нынешней доступности Интернета, технической оснащенности и грамотности перевозчику нет смысла. Сеть для большинства из них это место поиска клиентов и размещения вывески – странички сайта. Чтобы не бродить в дебрях, достаточно обзвонить пару десятков контор, размещающих объявления о предоставлении данной услуги. А в качестве завершающего аккорда в разговоре попросить координаты перевозчика, которому был произведен подобный ремонт. Бизнесмен человек незаинтересованный и выложит вам всю правду. Часто компании на специальных страничках сайта указывают список «Наши клиенты». Тогда и телефон узнавать не надо. Словом, ориентируйтесь на мнения и опыт людей, уже пользовавшихся услугами данной компании. Это лучший вариант. А что делать, если таковых вы не обнаружили, но иного выхода нет? Тогда попросите показать вам хотя бы часть работ, которые выполняются в ремонтной зоне. Хорошее оборудование, трезвый персонал, наличие инструмента, а возможно, и стендов – хороший знак. Компания, имеющая возможность приобретать орудия труда, умеет зарабатывать деньги, а раз к ней обращаются клиенты, значит, работу здесь производят хорошо, на совесть.
Любая техника периодически нуждается в диагностике и ремонте, даже совершенные в техническом отношении машины производителя Atlas. Плановое техобслуживание и капитальный ремонт КМУ крайне важны для поддержания парка техники в работоспособном состоянии. Профессиональный ремонт, проведенный специалистами компании ЗАО «Коминвест-АКТМ», – лучшее решение для этой цели.
- Сервисный центр ЗАО «Коминвест-АКТМ» предлагает следующие виды услуг:
- ремонт гидроманипуляторов, гидравлических подъемников любой сложности с полной заменой или ремонтом гидроагрегатов;
- диагностику и ремонт электросхем КМУ;
- капитальный ремонт гидрораспределителей, гидронасосов и гидромоторов, притирку золотников;
- ремонт металлических конструкций КМУ, проведение сварочных работ;
- замена масла, смазка шарнирных соединений;
- замена фильтров, ремонт оборудования стрелы;
- покраска и мойка техники.
Наша компания производит не только ремонт КМУ, а выполняет также установку кранов-манипуляторов и проводит гарантийное сервисное обслуживание. Гидравлика и электрооборудование кранов Atlas – это конструктивно сложные устройства, поэтому их ремонт и обслуживание возможны только на специально оснащенных предприятиях. Именно такое оборудование и новейшие технологии используются для ремонтных работ в нашей компании. Мы располагаем собственными производственными помещениями, где производится ремонт КМУ. Причем мы выполняем ремонт КМУ максимально оперативно, понимая, насколько важно не допускать простоя производства из-за ремонта техники. Наша цель – увеличить обращение клиентов в компанию, а не возврат техники, поэтому мы предоставляем самое высокое качество услуг.
Осуществляя ремонт кранов-манипуляторов Atlas, мы используем рекомендованное производителем новейшее диагностическое оборудование. Большой ассортимент запчастей позволяет в короткие сроки устранять всевозможные неисправности и производить ремонтные работы любой степени сложности.
Специалисты ЗАО «Коминвест-АКТМ», имея большой опыт работы, тем не менее постоянно совершенствуют свои знания. Это позволяет гарантировать выполнение всех видов работ на уровне мировых стандартов. На все виды работ мы предоставляем гарантию.
Источник