Сервис строительной техники. Основные тенденции и проблемы
Пять лет назад покупка техники в редких случаях сопровождалась заключением договоров на полное послепродажное сопровождение (сервис) строительного оборудования. $50–100 в час — стоимость услуг сервисного инженера плюс оплата авиаперелета из Москвы до угольного разреза — казались неоправданно высокими. Все изменилось за какие-нибудь три-четыре года.
Чтобы получить новый бульдозер европейской, американской или японской сборки, требуется несколько месяцев ждать его поставки. Дилеры расширяют штат сервисных служб, поскольку покупатели ждут полного комплекса услуг не только на время действия гарантии, но и в дальнейшем. Клиент еще готов ждать прихода техники, но отсутствие на складе необходимой запчасти вызывает раздражение и непонимание, как и сообщение о том, что все специалисты заняты, поэтому ремонт строительной техники будет отложен.
Все зависит от прогноза продаж
Опрос «КС» показывает — крупнейшие иностранные компании, работающие в Сибирском регионе, серьезно относятся к стоящим перед ними задачам. Они стремятся обеспечить покупателей производительным оборудованием, а также полной сервисной поддержкой. Достижению мировых стандартов — любой ремонт за 24 часа — препятствуют не только сложные погодные условия, отсутствие хорошего транспортного сообщения, высокие накладные расходы, но и другие факторы.
|
Надежный сервис, качество диагностики и ремонта все чаще становятся основными причинами выбора поставщика спецтехники. При этом чем выше уровень технического обслуживания, тем лучше дела у дилера. Большое число машин позволяет организовать полноценное сопровождение контрактов, завезти в регион необходимые запчасти и комплектующие, не заставляя покупателя ждать их прихода из-за рубежа. Можно набрать и обучить персонал, закупить инструмент, арендовать офисы.
«Главное — это время реагирования сервисных инженеров на возникшие проблемы заказчика», — говорят в компании «Восточная Техника» («ВТ», официальный представитель компаний Caterpillar, Terex O & K на территории Западной и Восточной Сибири, Якутии и севера Дальнего Востока). Дилер, осуществляющий послепродажную поддержку, по мнению технического директора «ВТ» Павла Лысенко, должен стремиться максимально исключить внеплановые простои (минимум 80% всех простоев машины должны быть плановыми), работать на опережение, а не реагировать на проблемы, которые у клиента уже возникли.
«Технические подразделения компании нацелены на поддержание работоспособности техники на протяжении всего ее жизненного цикла, — комментирует технический директор ООО «КОМЕК МАШИНЕРИ« (официальный дистрибьютор Komatsu Ltd. на территории Уральского федерального округа и Западной Сибири) Александр Муравьев. — Для нас главный критерий того, что сервис достойный — удовлетворенность клиента, на которую в первую очередь влияют скорость сервисного отклика на запрос, наличие запасных частей на складе, качество оказанных техническими специалистами услуг».
Руководитель сервисной службы Сибирского филиала компании «Либхерр-Русланд» Максим Гандзюк добавляет: «Организация сервисной службы нацелена на повышение эффективности эксплуатации парка имеющихся машин. Помимо точного определения условий работы каждой единицы, сервис включает в себя отбор предполагаемых приемов диагностики и ремонта, анализ причины поломки, выбор наилучшего логистического пути для доставки запчастей».
Однако на сокращение времени простоя оборудования и удешевление стоимости ремонта влияет не только сервис. Если в регионе работают погрузчики и бульдозеры четырех-пяти крупных производителей, они будут обеспечены запчастями и квалифицированным персоналом гораздо лучше, чем когда поставщиков 20–30. Желание инвестировать в сервис строительной техники подкрепляется устойчивым прогнозом сбыта, если он не благоприятен, наращивать инвестиции в сопровождение никто не станет.
Рядом с крупными заказчиками
Большинство поставщиков начинало с открытия филиалов рядом с компанией, закупившей большую партию машин. «Наличие сервисного филиала зависит от парка оборудования, который находится на обслуживании, — отмечают в компании «Восточная Техника«. — Нет смысла открывать сервисные отделения на территории, где парк маленький. Наша задача — предложить оптимальное решение, чтобы оно было выгодно нам, клиенту и обеспечивало работоспособность оборудования». Пример, Кузбасс — регион, где у «ВТ« большой пакет заключенных сервисных контрактов на полное сервисное сопровождение строительной техники в количестве нескольких сотен единиц. Здесь функционируют два отделения компании, ориентированных именно на сервис — в Белове и Междуреченске, общее количество технического персонала — более 40 человек. На Дальнем Востоке, в Магадане и Якутии популяция техники Caterpillar меньше, машины разбросаны на большом пространстве, поэтому здесь персонал в основном проводит работы по диагностике и ремонту, обслуживание же машин заказчик выполняет сам».
Рост объема продаж экскаваторов и другой техники приводит к тому, что сервис непрерывно развивается, характерный пример: парк машин компании «Норильский никель». Сначала специалисты «ВТ» выполняли полное сервисное обслуживание оборудования, работающего под землей, затем заказчик обратился с предложением дополнить его и надземным оборудованием (всего 60 машин), что потребовало расширить штат специалистов. «Сейчас у нас работают 16 сервис-инженеров, планируем принять еще около 20 человек для того, чтобы обеспечить весь объем работ», — говорит Павел Лысенко. Точно так же заключение договора на полный сервис с компанией РУСАЛ привело к открытию двух сервисных отделений «ВТ» — в Белогорске и Ачинске (девять сервисных инженеров).
«Если заказчик покупает большое количество машин, которые эксплуатируются в определенном месте, тогда мы принимаем решение именно под его потребности, — рассказывают в компании «КОМЕК МАШИНЕРИ» («КМ»). — Есть несколько примеров, когда вахту открывали прямо на месте эксплуатации техники. Наиболее заметные проекты — открытие сервисного представительства на Тарньерском (УГМК), Талаканском месторождениях (ОАО «Сургутнефтегаз«) и других». Различие по обслуживанию клиентов в большей степени связано с количеством единиц техники Komatsu и необходимостью постоянного присутствия сервисных специалистов на объекте. При заключении контракта на покупку техники клиентам одновременно предлагается оказание услуг по полной сервисной поддержке строительного оборудования силами сервисных специалистов «КМ». Это помогает снять вопросы организации и содержания собственного сервисного подразделения, отпадает необходимость иметь склад запасных частей и расходных материалов».
Открытие сервисного филиала «Либхерр-Сервис Кузбасс» компании «Либхерр» в 2005 году в первую очередь было нацелено на сервис строительной техники ОАО «Кузбассразрезуголь» (КРУ). В настоящее время на предприятиях этой угледобывающей компании работает 44 машины «Либхерр»: Следующим шагом стало открытие нового склада запасных частей на территории Краснобродского угольного разреза, также входящего в структуру КРУ.
Кадры необходимо готовить
Другая проблема, с которой в России столкнулись все дилеры, — нехватка сервисных инженеров. Специалиста по продажам можно подготовить за полгода-год, инженера, осуществляющего сервис строительной техники — за пять лет, при том что у него уже есть хорошее базовое образование. Однако пять-семь лет назад престиж технических специальностей был крайне низок, и те кадры, которые сейчас можно было бы обучить диагностике дизелей, заняты в сферах, весьма далеких от регулировки впрыска и сгорания топлива.
Рост заказов на поставку оборудования, который отмечают все дилеры, потребовал увеличения штатов персонала, поэтому каждая из компаний самостоятельно занимается вопросами обучения и подготовки. В «КОМЕК МАШИНЕРИ» отмечают, что в течение 2008 года общая численность сервисных специалистов на Урале и Западной Сибири увеличится практически вдвое (как за счет расширения штатов в существующих филиалах, так и в связи с открытием новых). В таких условиях главный акцент решения кадрового вопроса — развитие собственных программ. Помимо ежегодного обучения, которое проходит каждый специалист технической службы в сервис-центре Komatsu в Москве, в 2007 году был также открыт специальный центр в Екатеринбурге, нацеленный на повышение квалификации специалистов, осуществляющих сервис в регионах.
«Восточная Техника», располагающая сетью представительств от Новосибирска до Петропавловска-Камчатского, проводит набор еще в вузах. «На подготовку будущих инженеров расходуем большие средства, — говорит Павел Лысенко. — Организуем минимум два-три тренинга в год по пять дней плюс привлекаем к участию в ремонтах на действующих предприятиях. Все студенты проходят двухгодичную программу обучения. Есть перечень курсов, которые необходимо освоить, чтобы вырасти от ученика до сервисного инженера. Первых студентов для прохождения специализации «ВТ» приняла еще три года назад. В 2007-м был заключен договор с Сибирским государственным университетом путей сообщения, цель — совместная подготовка будущих квалифицированных инженеров. Открыт учебный класс, в котором обучаются студенты СГУПСа и работники «ВТ». Сейчас в компании задействованы более 90 дипломированных «сервисников».
В компании «Либхерр-Русланд», Новосибирский филиал которой открылся два года назад, кадровая проблема также актуальна. «Мы увеличиваем количество сервисных инженеров в регионе. Исторически первым у нас появилось подразделение «Либхерр-Сервис Кузбасс», сегодня, помимо сотрудников этого подразделения, сервисом машин на предприятиях Сибири занимаются 17 человек. Все они прошли обучение непосредственно на заводах «Либхерр«, плюс к этому ежегодно в Россию приезжают инструкторы для обучения как персонала заказчика, так и наших сервисных инженеров», -говорит Максим Гандзюк.
Дилеры расширяют инфраструктуру
Технические специалисты понадобятся поставщикам зарубежной техники и на других объектах. «В 2008 году начнем строительство большого цеха в Новосибирске, — говорит Павел Лысенко. — Это будет значительный проект, направленный на выполнение плановых ремонтов машин и отдельных узлов. При необходимости будем привозить для ремонта компоненты и из других регионов. Мы находимся на такой стадии развития, когда нам нужно организовывать большие цеха по ремонту. Планируем открыть такие цеха по ремонту экскаваторов в Магаданском крае и Иркутской области. Сейчас идет выбор площадок. В ближайшие годы в сервис строительной техники будет инвестировано $20 млн».
Компания «Либхерр» начала строительство большого сервисного центра в Москве. «Предприятие позволит значительно улучшить логистику и поднять на более высокий уровень номенклатуру и качество предоставляемых услуг. Есть план дальнейшего развития в Кузбассе, -поясняет Максим Гандзюк. — Уже намечено, что в регионе будет не только склад, но и сервисный центр, который практически ни в чем не будет уступать московскому». Кроме того, компания «Либхерр» планирует начать строительство в Нижегородской области предприятия по производству компонентов для землеройной и строительной техники.
«За последние два года компания «КОМЕК МАШИНЕРИ« открыла филиалы в Новосибирске, Новом Уренгое и Сургуте. Расширение зоны присутствия обеспечивает сокращение времени сервисного отклика. В 2008 году запланированы открытия сервисных представительств в Нягани, Омске, Челябинске, Тюмени, Томске. Кроме того, откроется филиал в городе Лабытнанги», — сообщают в «КМ».
Поставщики машин расширяют сеть региональных складов для хранения наиболее ходовых запчастей. Помимо них, склады узлов и комплектующих в России открывают и сами производители оборудования. Так, у «Восточной Техники« в Новосибирске есть большой склад запчастей, а в сентябре 2007 года компания Caterpillar запустила в эксплуатацию собственный склад в Москве. «Либхерр-Русланд» открыла в Кузбассе в мае этого года крупный консигнационный склад запчастей для снабжения, помимо Кемеровской области, Красноярского края и Новосибирской области. Наращивает объем запчастей и «КОМЕК МАШИНЕРИ», только за последний год запасы запчастей и комплектующих на складах в филиалах компании выросли в 2,5 раза. Все это приводит к сокращению сроков поставки запчастей.
Покупатель бывает не прав
Вести бизнес в России — занятие не из простых. От иностранного партнера требуется открывать склады запчастей, приближая их к местам дислокации машин, строить цеха по проведению сложных ремонтов, обучать операторов тонкостям работы с техникой, закупать дорогостоящий инструмент, устраивать презентации оборудования и так далее. Одним словом — вкладывать средства, рассчитывая на будущую отдачу, удивляясь при этом нежеланию российских операторов соблюдать правила эксплуатации и регламент управления дорогостоящей техникой, считаясь с увольнениями подготовленных сервисных инженеров, не готовых заниматься ремонтом машин на 30–40-градусном морозе; учитывая непогоду, способную сорвать график поставок, и недоумевая, что потенциальные покупатели, поддавшись искушению, время от времени приобретают недорогую технику неизвестных производителей, рассчитывая на чудо. Чудес однако нет. Потребителей, разрывающихся между желанием купить высокопроизводительную технику и стремлением заплатить дешево, ждет разочарование.
Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!
Источник
Ремонт строительной техники мероприятия
Система технического обслуживания и ремонта строительных машин
Чтобы строительные машины работали бесперебойно и безотказно на строительных объектах и не вызывали по причине их поломки простои строительных бригад, необходима соответствующая система их планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта. Эта система представляет собой совокупность организационно-технических мероприятий предупредительного характера, проводимых периодически в плановом порядке и направленных на поддержание машин в работоспособном состоянии, обеспечивающем их нормальную производительность и безопасность эксплуатации.
В комплекс организационно-технических мероприятий, предусматриваемых системой планово-предупредительного ремонта (ППР), входят работы по техническому обслуживанию строительных машин и по их ремонту.
Система технического обслуживания строительных машин. Техническое обслуживание (ТО) строительных машин представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предупреждение преждевременного сверхнормативного износа деталей и сопряжений машин, что достигается своевременным проведением регулировочных работ, смазкой машин, выявлением возникших неисправностей, обусловленных эксплуатацией машин, и устранением их.
В соответствии с назначением, объемом и составом предупредительных работ и периодичностью их проведения техническое обслуживание строительных машин подразделяют:
на ежесменное;
периодическое;
сезонное.
Ежесменное техническое обслуживание осуществляется экипажем машины регулярно перед началом смены, во время перерывов в работе и в конце смены по окончании работы. Оно включает в себя:
осмотр, смазку, заправку и опробование машины до начала работы;
осмотр, смазку, в некоторых случаях очистку, крепление деталей и регулировку механизмов в процессе работы в течение смены;
очистку, осмотр, крепление деталей, регулировку механизмов, опробование машин по окончании работы в конце смены.
В зимнее время дополнительно в конце смены у отдельных машин удаляется вода из системы охлаждения двигателя.
Периодическое техническое обслуживание строительных машин проводится после отработки ими количества часов паспортов технической эксплуатации, регламентированного заводами-изготовителями. При проведении периодических ТО выполняются работы, предписанные в паспортах технической эксплуатации машин. К ним относятся осмотр, прочистка, смазка основных узлов машины, опробование их и машины в целом и сверка параметров технического состояния машины с требуемыми согласно техническому паспорту машины. Периодическое ТО производится по плановому графику, как правило, в условиях стационарных мастерских.
Сезонное техническое обслуживание строительных машин состоит в подготовке и обеспечении их работы в зимнее время.
Система ремонта строительных машин. Ремонт строительных машин состоит в осуществлении комплекса технических мероприятий, восстанавливающих их первоначальную работоспособность посредством устранения возникающих неисправностей, восстановления и замены деталей, узлов, агрегатов. В зависимости от назначения, характера и объема ремонтных работ различают ремонт:
текущий;
капитальный.
При текущем ремонте заменяют и восстанавливают отдельные части машин с последующей регулировкой соответствующих узлов и агрегатов. В результате проведения текущего ремонта обеспечивается гарантированная работоспособность машины до проведения очередного ее планового ремонта. Текущий ремонт машин выполняют в стационарных мастерских специальными рабочими — ремонтниками. При необходимости к ремонтной работе могут привлекаться и машинисты ремонтируемых машин.
При капитальном ремонте строительные машины разбираются полностью, изношенные детали, узлы и агрегаты в за-
висимости от степени износа ремонтируются или заменяются новыми. После сборки машины производится опробование ее под нагрузкой и необходимое регулирование. В принципе после качественного капитального ремонта должно быть обеспечено полное или близкое к нему восстановление технических параметров и эксплуатационного ресурса строительной машины.
Капитальный ремонт строительных машин осуществляется, как правило, на ремонтных предприятиях. Для осуществления качественного ремонта машин необходима достаточно широкая номенклатура соответствующего оборудования, контрольно-измерительных приборов. Поэтому качество капитального ремонта, проводимого в мастерских машиноэксплуатационных организаций, обеспечить сложнее, а затраты на ремонт выше, так как меньше возможностей полной загрузки оборудования и контрольно-измерительных приборов.
Ремонт строительных машин производится с применением следующих методов: индивидуальный; агрегатный; комплектный.
При индивидуальном методе отремонтированные износившиеся детали и узлы ставятся на машину, с которой они были сняты. Машина в этом случае простаивает, пока ремонтируются ее изношенные детали и узлы.
При агрегатном методе снятые с машин детали и узлы ремонтируются обезличенно, а на ремонтируемую машину ставятся уже отремонтированные детали и узлы из оборотного фонда. Машина в этом случае находится в простое существенно меньше, так как она не ожидает пока ее детали и узлы будут ремонтироваться.
При комплектном методе строительная машина расчленяется на части (комплекты), представляющие собой автономные совокупности агрегатов и узлов. При наработке нормативного ресурса эти комплекты периодически заменяются на капитально отремонтированные. Для этого на ремонтном предприятии должен быть создан оборотный фонд соответствующих комплектов.
Годовые и месячные планы-графики. Техническое обслуживание и ремонт строительных машин проводят в соответствии с разрабатываемыми годовыми и месячными планами-графиками. Исходными данными для составления планов-графиков являются данные о числе часов, отработанных машинами, объеме выполненных ими работ со времени последнего обслуживания и ремонта, а также данные о проведении периодических ТО машин. В годовом плане-графике помимо установления числа проводимых всех видов ремонта и ТО строительных машин определяется потребность в материальных ресурсах и затратах труда на их осуществление.
1. Что такое структура парка строительных машин и какими показателями она характеризуется?
2. Что такое степень физического износа строительных машин и как она определяется?
3. Каким способом рассчитывается потребность в строительных машинах в составе ПОС на строительство комплекса объектов?
4. Как рассчитывается потребность в строительных машинах в составе ППР при возведении отдельных объектов?
5. Как рассчитывается потребность в строительных машинах на сформированную годовую программу работ строительно-монтажной организации?
6. Какие показатели применяются при оценке степени использования строительных машин?
7. Как организуется учет работы строительных машин?
8. Назовите формы организации эксплуатации машин в строительстве.
9. Назовите формы предоставления машин и механизмов строительно-монтажным организациям машинопрокатными базами, управлениями механизации, лизинговыми компаниями.
10. В чем состоит суть аренды и лизинга строительных машин, предоставление их на правах услуг?
11. Что входит в понятия «малая механизация», «строительно-монтажный инструмент», «технологическая оснастка», «организационная оснастка» в строительстве?
12. Что такое нормокомплект строительно-монтажного инструмента?
13. Какие организационные формы эксплуатации средств малой механизации и строительно-монтажного инструмента применяются в строительстве?
14. Раскройте понятия «техническое обслуживание», «текущий ремонт», «капитальный ремонт» строительных машин и другой строительной техники?
15. Как организуется техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт техники и машин в строительстве? Назовите методы ремонта строительных машин.
16. Как рассчитывается плановое число всех видов технического обслуживания, текущего и капитального ремонта по наличному парку строительных машин и как это учитывается при определении потребности в строительных машинах?
17. Раскройте содержание месячных планов-графиков проведения капитального ремонта и технического обслуживания строительных машин.
Источник