Ремонт стульев с пружинами

Технология ремонта мягкой мебели

Работы, выполняемые при ремонте пружинных сидений дивана и других аналогичных по конструкции изделий, можно разделить на три стадии: 1) разборка изделия; 2) ремонт металлической сетки и правка пружин; 3) сборка изделия с устранением дефектов.

Каждая из указанных стадий состоит из нескольких операций.

Снятие верхнего обойного материала. Материал, годный для повторного использования, нужно снимать осторожно, чтобы не порвать его, предварительно вынув гвозди. Если же обойный материал для дальнейшего употребления не годен, его можно отрывать вместе с гвоздями.

Снятие набивочного материала. Распороть шпагатные швы и выбрать, по возможности не перемешивая, весь набивочный материал (вату, волос, мочало, поролон), затем перебрать его.

Снятие бортовой ткани и пружин. Распороть и удалить шпагат, вытащить гвозди. Снять бортовую ткань и, если возможно, привести ее в порядок для повторного использования. Отделить парусину от пружин. Удалив гвозди, отделить парусину от рамы сиденья и, если возможно, починить ее. Перерезать шпагат, связывающий пружины, и снять их. Не обязательно удалять всю шпагатную перевязку и снимать все пружины, можно ограничиться тем местом, где требуется произвести ремонт. Если пружины установлены не на металлической сетке, а на поперечных деревянных брусьях, их можно не снимать.

Ремонт металлической сетки. Перед ремонтом сетки или другого основания под пружины снять слой парусины, покрывающий основание. Натянуть и закрепить проволокой ослабленные места металлической сетки. Если же сетка пришла в негодность, заменить ее новой.

Выпрямление пружин. Выпрямить пружины так, чтобы их кольца были перпендикулярны их вертикальной оси, а высота пружин обеспечивала бы необходимую осадку и упругость. Негодные пружины заменить. Пружины, установленные на поперечных деревянных брусьях, можно выпрямлять на месте (не снимая).

Натягивание сетки и парусины. Новую проволочную сетку натягивают на раму изделия рядами — сначала продольные ряды, затем поперечные. По сетке натягивают (с внутренней стороны изделия) парусину или мешковину сначала по длине, затем по ширине и прибивают ее к раме обойными гвоздями. Парусин должна быть натянута ровно и туго.

Установка и крепление пружин. Выправленные пружины устанавливают на парусину, параллельными рядами — по ширине в 4 ряда и по длине в 8 рядов. Каждую пружину пришивают (иглой) прочным шпагатом в четырех местах одновременно к мешковине и к металлической сетке за нижние кольца. Для того чтобы пружины при осадке не звенели, нужно положить между ними и в них (между кольцами) мочало, паклю или другой мягкий настилочный материал. Передний ряд пружин устанавливают вплотную к переднему бруску рамы.

Перевязка пружин. Пружины перевязывают шпагатом (или бечевкой) не толстым, но прочным. Против каждого ряда пружин и между рядами в раму каркаса нужно забить толевые гвозди на половину их длины. К гвоздям, вбитым против рядов пружин, привязывают отрезки шпагата (бечевки), которые должны иметь такую длину, чтобы ее хватило на перевязку всего ряда пружин в прямом и обратном направлениях.

В первую очередь перевязывают и приосаживают поперечные ряды пружин.

Пружины первого ряда (у передней части рамы) сначала перевязывают со стороны рамы за четвертое или пятое кольцо от верха пружины, затем на другой стороне пружины за второе кольцо от верха (рис. 18, а).

Рис. 18. Схема перевязки пружин: а — поперечная; б — продольная.

Пружины второго ряда перевязывают сначала за второе кольцо сверху, затем за верхнее кольцо на другой стороне пружины.

Следующие пружины (третьего ряда) перевязывают за верхние кольца.

Пружины заднего ряда перевязывают с внутренней стороны за верхнее кольцо, а с наружной стороны (со стороны рамы) за третье или за четвертое кольцо от верха.

Не обрезая шпагат, привязывают его к гвоздю, оставляют конец, предназначенный для обратной перевязки, и, после того как что проделано для всех восьми поперечных рядов пружин, проверяют и выравнивают установку их, при этом необходимо следить за тем, чтобы не было сдвинутых с места или наклоненных пружин. После этого нужно перевязать по первому разу продольные ряды, так же как и поперечные, только крайние пружины перевязывают сначала (со стороны рамы) за третье или четвертое кольцо от верха пружин, а затем (с другой стороны пружины) за верхнее кольцо (рис. 18, б).

После того как сделана поперечная и продольная перевязка пружин по первому разу, снова проверяют и выравнивают ряды пружин. Вслед за этим следует перевязать пружины по второму разу в обратном направлении оставшимися концами шпагата сначала поперечные, затем продольные ряды.

Этой перевязкой, осуществляемой узлом за верхние кольца, связывают продольные и поперечные ряды пружин между собой. После двойной перевязки каждого ряда пружин концы шпагата, укрепленные на гвоздях, натягивают и гвозди забивают до отказа.

Читайте также:  Работа ученик мастера по ремонту акпп

Еще раз проверяют установку пружин, прочность их крестя образной перевязки и вслед за этим приступают к перевязке косыми рядами (по диагонали), при которой пружины перевязывают узлами за верхние кольца.

Концы всех отрезков шпагата прочно прибивают гвоздями к раме.

В результате всей перевязки получается, что пружины перевязаны вдоль, поперек и по диагонали, при этом каждая пружина укреплена шпагатом в восьми местах. Такая перевязка называется восьмиузловой.

Это вполне прочная система крепления пружин (рис. 19).

Рис. 19. Восьмиузловая перевязка пружин: а — общая схема; б — узел.

Иногда применяют и шестнадцатиузловую перевязку. Передний ряд пружин должен быть укреплен. Для этого к верхним кольцам пружин со стороны переднего борта рамы привязывают прямой металлический прут диаметром 5-8 мм. Концы его загибают и привязывают по углам за две пружины каждого бокового, крайнего ряда (рис. 20).

Рис. 20. Схема расположения металлического прута: 1 — передний борт; 2 — пружина; 3 — металлический прут.

Покрытие парусиной. Перевязанные пружины сверху покрывают парусиной (мешковиной), которую следует равномерно и туго натянуть и прибить к раме обойными гвоздями. К парусине тонким шпагатом пришивают крылья бортов. После этого парусиновое покрытие при помощи кривой иглы пришивают к верхним кольцам пружин.

Обработка бортов. По парусиновому покрытию нужно разложить слой набивочного материала (пакли, мочала, поролона и др.) и покрыть его опять парусиной (мешковиной). Этот верхний слой парусины временно прибивают к раме обойными гвоздями с четырех сторон, гвозди забивают на половину их длины.

Оба слоя ткани с набивкой между ними прошивают шпагатом кривой иглой.

Затем временно вбитые гвозди вытаскивают, по бокам подкладывают стружку или мочало, обертывают этот набивочный материал краями верхнего полотнища, подгибают края под набивочный материал и прибивают всю заготовку обойными гвоздями к раме с трех сторон (задней и двух боковых).

Передний борт выполняют так же, как и задний, но не прибивают гвоздями к раме, а подворачивают и пришивают шпагатом к железному пруту и к наружной части верхних колец переднего ряда. Борта должны быть тугими, для этого их следует уплотнить набивочным материалом и два-три раза прошить шпагатом.

Укладка набивочного материала. Поверхность сиденья прошивают шпагатом (крупными стежками — петлями) и одновременно под петли укладывают набивочный материал (мочало, волос). Чтобы он не сбивался и не сползал к краям, сверху укладывают тонкий слой ваты.

Обивка лицевым мебельным материалом. По слою ваты расстилают ткань, предназначенную для лицевой обивки изделия. Эту мебельную ткань временно прибивают (не на всю длину гвоздей) по ширине с одной стороны и натягивают в длину с противоположной стороны. Затем поочередно с каждой стороны вытаскивают гвозди, подправляют (подравнивают) набивочный материал у бортов и снова натягивают обивочную ткань по ширине и длине.

Вслед за этим необходимо еще раз натянуть обивочную ткань с одновременной подправкой набивочного материала у бортов и прибить ткань как можно прочнее к коробке с трех сторон. Ткань прибивают обойными гвоздями сначала по ширине с одной стороны, затем по ширине с другой стороны и с задней стороны. После этого сиденье перевертывают и прибивают мебельную обивку к передней кромке рамы гвоздями через 20 мм. Края обивки подгибают, углы обивочного материала подвертывают внутрь сиденья и зашивают нитками.

Указанный выше порядок и объем работ необходим тогда, когда требуется капитально отремонтировать изделие, включая частичную смену пружин и ремонт основания для них.

В каждом отдельном случае объем работ определяется в зависимости от конкретных дефектов изделия, подлежащих устранению.

Источник

Реставрация пружинного сиденья кресла, стула

Традиционный способ достижения пружинности и мягкости сиденья стула (кресла) заключается в определенном расположении различных материалов на пружинном переплете. Проверенная временем последовательность расположения слоев материала обеспечивает упругость и постоянную первоначальную форму сиденья на долгое время. Для восстановления формы и мягкости реставрируемого сиденья необходимо перевязать пружины, то есть закрепить их на опорных ремнях в определенном положении. Изношенность ремней, как правило, является причиной полного демонтажа сиденья, замены разрушенных ремней на новые, обметочной перевязки пружин, нового покрытия пружинного переплета.

При замене старых ремней первый новый ремень укрепляют в центре задней стороны каркаса сиденья и натягивают в перпендикулярном направлении на переднюю, а дополнительные попеременно с каждой стороны. Подробно технология крепления ремней была рассмотрена ранее. В зависимости от высоты применяемых пружин ремни, используемые в качестве основания для них, закрепляют по-разному: при небольшой высоте пружин ремни закрепляют на верхние кромки царг, при больших — на нижние, и тогда пружины оказываются внутри царги (рис. 44).

Читайте также:  Образец договора по ремонту крыльца

Рис. 44. Закрепление пружин на нижние кромки царги

Фото 1. Стул (Меб-184) до реставрации

Фото 2. Стул (Меб-184) после реставрации

В нашем случае будем считать: при небольшом размере пружин ремни прибиты обойными гвоздями сверху каркаса царги (рис. 45).

Рис. 45. Закрепление ремней сверху каркаса царги

Внутренняя конструкция сиденья стула или кресла обычно состоит из пяти-семи пружин, имеющих по крайней мере пять спиралей (колец). Пружины с меньшим количеством спиралей менее эффективны в упругости и пружинности. В старинной мебели, как правило, используют пружины двух видов: конусные и двойные винтовые. Конусные пружины имеют большое кольцо вверху, другие сужаются до самого маленького. Двойные винтовые имеют в центре пружины самую узкую спираль. Первые считаются жесткими, а вторые обладают различными степенями жесткости, которая определяется размером спирали на перехвате. Чем меньше спираль в центре, тем жестче пружина.

В современной мягкой мебели применяются цилиндрические кольцевые пружины и плоские зигзагообразные. Кольцевые обычно делаются из тонкой стальной проволоки. Такие пружины в старинной мебели почти не применяются.

Расположение и закрепление пружин на пересечении двух полосок ремней должны производится таким образом, чтобы концы пружин были обращены к центру сиденья. Прикрепляют их к ремням с помощью кривой иглы с длинным крученым шпагатом в четырех точках за нижнее кольцо. Укрепляющие стежки на ремнях вокруг кольца делают так, чтобы последний стежок попал на заднюю часть кольца и оказался близким к кольцу следующей пружины. Шпагат не обрывают при переходе от одной пружины к другой и после пришивания последней пружины шпагат закрепляют прочным двойным узлом, а излишки обрезают (рис. 46,47).

Рис. 46, 47. Пришивание пружин шпагатом

После того как пришиты пружины на каждом пересечении ремней, приступают к следующей операции — выполнение пружинного переплета, который включает два вида перевязки: осадочного переплетения и обметочного.

Для перевязки пружин концы шпагата закрепляются гвоздями с большим шляпками на расстоянии примерно 1,5 см от кромки царги. Гвозди длиной 3-4 см забивают не до конца по центру каждого ряда пружин. Концы шпагата обивают вокруг этих гвоздей на один-два оборота и затягивают их (рис. 48,49, 50).

Рис. 48, 49, 50. Укрепление перевязочного шпагата

При выполнении пружинного переплета традиционно используют простые обметочные петли и двойные петли, простые и двойные петельные узлы (рис. 51).

Рис. 51. Петельный узел и обметочная петля
1- простая петля
2- двойная петля
3 — простой узел
4- двойной узел

При осадочном переплетении шпагатом делают простую петлю вокруг проволоки верхнего кольца пружины, получают подвижный узел, что позволяет осадить пружину на нужную высоту и установить ее в вертикальном положении. Осадочную перевязку пружин рекомендуется производить от себя по направлению к противоположной стороне царги кресла. Сначала осаживают все поперечные ряды пружин, затем продольные. Концы шпагата после осадки каждого ряда пружины закрепляют гвоздями, забитыми не до конца на каркасе сиденья (гвозди забивают до конца после завершения операции стягивания пружин) (рис. 52, 53).

Рис. 52. Осадочное переплетение

Pиc.53. Обметочное переплетение

Обметочное переплетение выполняют в том же порядке, как и при осадочном. Закрепляют положение пружин узловым переплетением, при этом шпагат завязывают вокруг кольца пружины неподвижными простыми или двойными петельными узлами. Концы шпагата также закрепляют на каркасе сиденья. При выполнении пружинного переплета необходимо добиваться того, чтобы все шпагаты имели равномерное тугое натяжение, а узлы крепко завязаны.

При реставрации пружинного сиденья, так же как и при его первоначальном изготовлении, используют различные варианты перевязки конусных пружин в зависимости от конструкции каркаса сиденья, количества и размеров пружин. Различные схемы перевязки можно увидеть при подготовке сиденья к реставрации, после снятия набивочного и настилочного материалов старинной мебели. Чаще всего пружины перевязывают в продольном, поперечном и диагональном направлениях с закреплением каждой пружины восемью узлами (рис. 54).

Рис. 54. Закрепление пружины восемью узлами

В отдельных случаях пружины перевязывают в поперечном и продольном направлениях с четырьмя узлами. Иногда при этом выполняют промежуточную перевязку с закреплением одним или двумя шпагатами между рядами пружин (рис. 55, 56).

Рис. 55, 56. Закрепление пружины четырьмя узлами

Следующим этапом реставрации сиденья кресла является обеспечение его мягкости и придания ему определенной формы. Для этого готовый пружинный переплет сиденья покрывают покровной тканью (мешковиной), которая обеспечивает опору для набивочного материала (конского волоса) и удерживает его от выпадения в пружины. Чтобы точно подогнать мешковину на сиденье, сначала ее натягивают руками и прибивают гвоздем посередине каждой из сторон царги. Затем натягивают мешковину по диагонали от угла к углу. Если мешковина натянута хорошо и ровно, то по периметру с подогнутыми краями прибивают ее к царге 1,5 см обойными гвоздями с равномерным шагом примерно 40 мм. По углам складывают концы припуска друг над другом и закрепляют также гвоздями (рис. 57, 58).

Читайте также:  Ремонт шпинделя токарного станка 16к20

Рис. 57. Покрытие переплета тканью (мешковиной)

Рис. 58. Закрепление покровной ткани

Затем мешковину пришивают к верхним концам каждой пружины в трех-четырех местах, используя при этом изогнутую обивочную иглу с тонким крученым шпагатом. Начинают пришивать с угловой пружины, проводя иглу сверху вниз через мешковину по внешней стороне кольца пружины и назад по внутренней стороне кольца. Для закрепления первого стежка завязывают скользящий узел. Планируют каждый последующий стежок таким образом, чтобы проделываемый стежок находился вблизи смежной пружины. Когда к пружинам будет пришита вся мешковина, шпагат затягивают прочным узлом (рис. 59).

Рис. 59. Пришивание мешковины к концам пружины

Далее на покровную мешковину, натянутую на пружины, укладывают слой набивочного материала (конский волос) (рис. 60). Конский волос, как правило, используют старый, хорошо сохранившийся; предварительно его моют и расчесывают. Все слишком твердые и махрящиеся куски волос удаляют. Набивочный материал можно разложить на сиденье под заранее сделанные петли-стежки, как написано ранее, но можно сначала уложить слой конского волоса, а потом его пришить (прикрепить) к мешковине. Укладывают волос по всей поверхности сиденья слоем примерно в 5 см с небольшим утолщением посередине, формируя при этом плотное равномерное покрытие. В этом случае набивку пришивают изогнутой иглой с длинным крученным шпагатом, направляя иглу вниз через набивку и мешковину и под наружным изгибом верхнего кольца пружины. Таким образом пришивают набивку из конского волоса по всей поверхности сиденья, делая по одному стежку на пружину.

Рис. 60. Укладка слоя конского волоса

Уложенный набивочный материал покрывают вторым куском мешковины и временно прикрепляют его обойными гвоздями к верхним краям царги (рис. 61).

Рис. 61. Временное покрытие волоса мешковиной

После этого прошивают набивочный слой, заключенный между двумя покровными мешковинами, насквозь с помощью двухконцевой иглы и крученного тонкого шпагата сначала вдоль борта на расстоянии примерно 15 см от края, а затем посредине сиденья. Шаг стежка должен быть примерно 200 мм. После прошивки набивочного материала вытаскивают гвозди, временно закрепляющие вторую мешковину, и дополнительно подкладывают под нее плотным слоем набивочный материал для образования бортов. Затем края этой мешковины натягивают и прибивают окончательно обойными гвоздями (примерно, 1,5 см) с шагом 3-4,5 см. Углы должны быть при этом тщательно заделаны, выровнены и зашиты шпагатом (рис. 62, 63).

Рис. 62, 63. Формирование борта и окончательное закрепление мешковины

Подготовленные на краях сидения слои набивочного материала простегивают, как показано на рис. 64. Шаг стежка должен быть 1,5-2 см. Борт, простеганный таким образом, должен быть ровным, тугим, без завалов и нависания. При этом в середине сидения образуется впадина. Чтобы придать сидению правильную форму, впадину заполняют слоем подбивочного материала, как показано на рис. 65 (листы длинноволокошюго хлопка-ваты толщиной до 20 мм, волокна растительного происхождения и другие).

Рис. 64. Прошивка борта

Кроме того, подбивка покрывает поверхность деревянной царги для смягчения их краев. Часто при реставрации старинной мебели оставляют хорошо сохранившиеся первоначальные набивки и подбивки. Повторное использование их целесообразно как с точки зрения сохранения подлинности, так и потому, что эта набивка или подбивка уже сформировала форму сидения.

Рис. 65. Формирование правильной формы сиденья

Иногда отреставрированное мягкое сидение обтягивают облицовочной тканью непосредственно на слой подбивки, но старинные кресла почти всегда покрывались подкладной из хлопчатобумажной ткани, которую туго натягивают и прибивают обойными гвоздями или пришивают к бортам прочными нитками (рис. 66).

Рис. 66. Покрытие подкладной ткани

Последним этапом реставрации мягкого сиденья кресла является обтягивание его облицовочной тканью (рис. 66). Эта ткань должна быть натянута на сиденье с соблюдением симметрии рисунка ткани без перекосов и морщин. Края ткани подворачивают и прибивают к каркасу кресла обойными гвоздями с интервалом 1,5-2,5 см или без подвертки, если позволяет плотность обивочной ткани. Край облицовки с обойными гвоздями закрывают декоративной тесьмой, приклеенной столярным клеем и закрепленной в некоторых местах страховочными гвоздиками с «невидимыми» головками. Тесьму, в зависимости от конкретного реставрируемого экспоната, иногда пришивают тонкими цветными нитками к краю обивочной ткани или закрепляют с помощью декоративных гвоздей.

Рис. 67. Обивка сиденья облицовочной тканью

Источник

Оцените статью