Для плавсостава практически любого судна не секрет, что судовые рулевые машины нуждаются в постоянном осмотре, а иногда и в ремонте перед выходом в рейс.
Понятно, что проверку должны пройти все силовые установки, насосные агрегаты и прочие устройства — как главные, так и вспомогательные. Потому что от состояния любого из них зависит слаженная и безопасная работа всего судна. Однако сегодня нам хотелось бы привлечь Ваше внимание именно к вопросам профилактики поломок и, при необходимости, реставрации гидравлических и электрогидравлических рулевых машин.
Именно ремонт рулевых машин на судах различного типа, даже не надолго зашедших к нам, в Азово-Донской и Азово-Черноморский бассейны, — в ряду прочих регламентных или срочных технических работ — ООО «АзовТурбоФлот» готов выполнить для Вас профессионально и в кратчайшие сроки!
Итак, рулевые машины – это совмещенные механизмы и устройства, которые обеспечивают возможность удержать судно на заданном курсе. Иными словами, возможность своевременно и безопасно «переложить руль» — с необходимой скоростью и на строго заданный угол (от так называемой диаметральной плоскости).
Соответственно, от состояния данного устройства зависит безопасность судна и его маневренность. Поэтому осмотр и починку рулевых механизмов необходимо производить своевременно.
В общем случае суть диагностики любого механизма заключена в сравнении параметров, которые замеряли в разное время (и при разных режимах работы). Таким способом не только обнаруживаются проблемы в работе устройства, несоответствие тех или иных параметров проектным значениям, но и определяются типовые места износа или конкретные узлы механизма, ремонт которых потребуется в первую очередь.
Испытание механизмов, которые установлены на судне, проводятся одновременно или по очереди один за другим одинаковой нагрузкой.
В холодное время года диагностика проводится по необходимости. Как правило, желательно её выполнить в теплое время года. Потому что при таких работах отбираются пробы жидкости, чтоб в дальнейшем сделать анализ.
Если говорить о диагностике гидравлического рулевого привода судна, то имеет смысл акцентировать Ваше внимание на двух особенностях:
Чтоб сделать полную диагностику судовых рулевых машин, её необходимо провести на рабочем двигателе. А уже после того, когда машина останавливается можно найти все неисправности. Например, если привод Вашей рулевой машины в неисправном состоянии, его сбой может произойти после того, как заменили рабочую жидкость.
После осмотра и диагностики наша компания в короткие сроки выполняет ремонт и пусконаладочные (послеремонтные) работы. При этом хотелось бы обратить Ваше внимание, что все работы ведутся в строгом соответствии с требованиями и рекомендациями Регистра.
Позволим себе привести отдельные примеры некоторых, возникающих довольно часто дефектов и поломок в узлах электрогидравлических рулевых машин:
Узел: Привод баллера
Трещины в цилиндрах
Устранение трещин производится либо путём полной замены привода; либо с использованием реставрационных технологий, рекомендованных Регистром.
Ослабление посадки втулки в цилиндре
Чаще всего причиной данного дефекта являются задиры, царапины, раковины (брак литья, в том числе) или коррозионные разрушения на поверхности отверстий под втулку.
Устраняют путём зачистки или растачивания мс последующей шлифовкой (при глубине дефектов до 10% номинальной толщины стенки). При большей, чем 10% глубине повреждения стенок применяют заварку или же полную замену втулки.
Отремонтированный и полностью собранный привод баллера должен удовлетворять ТУ на ремонт, а также должен быть подвергнут испытанию.
Например, (для определённых моделей и конструкций рулевых машин) испытания проводятся при гидравлическом давлении в 17МПа рабочей жидкостью (фильтрованное масло турбинное) при t=20-40°С на протяжении 10 мин.
Узел: Насос переменной подачи
Трещины в корпусе насоса
Корпус полностью заменяют. Или производят ремонт по технологии, согласованной с Регистром.
После починки корпус испытывают, заполняя керосином.
Царапины, задиры, коррозионные дефекты передней и задней крышек (для горизонтальных направляющих поверхностей).
Производится зачистка, шабрение (с точностью — минимум 8 пятен на участок 25×25) или шлифовка; замены накладок заменяют.
Ослабление посадки подшипника
Дефект устраняется путём растачивания и запрессовки втулки.
Риски/царапины, натир и прочий износ поверхности цилиндров ротора насоса
Растачивание с последующей притиркой. Или же полная замена поршня и/или ползунов с трещинами.
Крошение или износ баббитовой заливки ползунов
При выкрашивании производят перезаливку (с последующей ультразвуковой дефектоскопией).
Задиры или царапины на поверхности заливки могут быть устранены шабрением.
Собранный и полностью отремонтированный насос должен быть проверен — в том числе и на лёгкость вращения (простейший способ — проворачивание вручную за муфту).
Узел: Гидроусилитель
Царапины (риски), задиры либо иной физический износ (без критических повреждений) на рабочей поверхности цилиндра
Небольшие дефекты исправляют зачисткой.
При более крупных повреждениях и износе применяются:
Трещины в плунжере
Износ направляющих плунжера (так, например, биение направляющих относительно рабочей поверхности не должно превышать 0,02 мм).
Возможные дефекты: | Пути устранения: |
---|---|
|
Понятно, что здесь мы привели лишь малый (и весьма неполный) список возможных поломок . Любой дефектоскопист или специалист-ремонтник нашей компании только исходя из собственного опыта, наверняка, готов буквально сходу привести Вам ещё десяток другой примеров.
Также следует помнить, что в процессе ремонта, как правило, требуется разборка рулевой машины — в объёме, необходимом и достаточном для полного устранения дефектов.
При этом производится, в том числе:
Также Вам потребуется «отдать» специальные нажимные фланцы сальников цилиндров и осуществить дополнительную сдвижку плунжеров (по направлению к днищу цилиндров). И уже только после всех вышеперечисленных технологических операций снять румпель вместе с шарнирами, например.
Сборку же (как отдельных узлов, так и всей рулевой машины) производят в обратном (относительно процедуры разборки) порядке.
А после монтажа производится заполнение жидкостью (маслом) всех рабочих объемов соответствующих механизмов (насосы переменной подачи, цилиндры гидропривода, пополнительные баки и т.д.). При этом важно, чтобы последовательность и технология наполнения выполнялась в соответствии с технической инструкцией завода-изготовителя.
Понятно, что по-настоящему качественные диагностика и ремонт гидравлических рулевых машин на Вашем судне — задачи, которые требуют не только определённых профессиональных навыков, но и соответствующего оборудования.
Компания «АзовТурбоФлот» выполняет ремонт судовых рулевых машин в Азове, Ростове-на-Дону и РО. В течение короткого времени мы выполним все требуемые восстановительные и регламентные работы и дадим гарантию на обслуживание.
С нами можно связаться по номеру телефона, указанным на сайте, приехать к нам в офис или заказать обратный звонок.
Источник
Надежная работа рулевой машины возможна только при ее своевременном и грамотном техническом обслуживании. Техническое обслуживание рулевой машины необходимо осуществлять в точном соответствии с требованиями заводской инструкции и правил технической эксплуатации.
Техническое обслуживание включает в себя комплекс операций, выполняемых в порядке ежедневного вахтенного контроля и обслуживания и планово-периодических работ, объем и периодичность которых устанавливает заводская инструкция.
Принимая вахту на ходу судна, вахтенный механик должен осмотреть рулевую машину и затем осматривать ее периодически во время обходов машинного отделения в период несения вахты (при вахтенном обслуживании СЭУ).
Во время работы рулевой машины необходимо следить за плавностью работы машины (без рывков, ненормального стука и скрипа), контролировать уровень масла в масляной емкости машины, при необходимости смазывать трущиеся части машины. Необходимо также выполнять следующее:
Румпельное отделение — самое кормовое помещение на судне, где на ходу судна наблюдается самая сильная вибрация. В связи с этим необходимо следить за отсутствием слабин, люфтов в соединениях деталей, обжатием крепежа.
При плавании в районах с низкой температурой наружного воздуха и особенно при стоянках в портах в таких районах необходимо следить за температурой в румпельном отделении, которая не должна быть ниже +5 °С. При недостаточном обогреве штатными электрогрелками необходимо обеспечивать обогрев румпельного отделения дополнительными средствами обогрева. Чтобы прогреть масло в системе рулевой машины, необходимо, как минимум, за 4—6 часов до отхода судна запустить насосы рулевой машины и периодически перекладывать руль с борта на борт при управлении им с мостика.
Планово-периодические работы определяются заводской инструкцией. Наиболее характерные из них следующие:
Источник