ТЕПЛОВОЗ ТЭМ2
Тепловоз ТЭМ2: Руководство по эксплуатация и обслуживанию ПО «Брянский маш — строит, з-д». Изд 2-е, перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1983 — 239 с.
В руководстве изложены основные правила эксплуатации и обслуживания, а также даны рекомендации по регулированию, определению и устранению неисправностей отдельных узлов и агрегатов тепловоза ТЭМ2.
Предназначено для локомотивных бригад и работников депо, связанных с эксплуатацией и ремонтом тепловозов
1. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ТЕПЛОВОЗА И ЕГО ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Тепловоз ТЭМ2 с электропередачей служит для выполнения маневровой работы, но может быть использован и для магистральной службы.
Оборудование тепловоза смонтировано на главной раме, которая установлена на двух трехосных тележках. Масса главного строения передается на каждую тележку через четыре опоры скольжения. Тяговое усилие от тележек на главное строение передается через два шкворня, расположенных по центрам тележек. Конструкция передней и задней тележек отличается только наличием на задней тележке привода скоростемера на правой буксе средней оси. Все оси тележек ведущие.
Кузов тепловоза (капотного типа) состоит из пяти основных частей: холодильной камеры, кузова над двигателем, кузова над аппаратной камерой, кабины машиниста и кузова над аккумуляторным помещением. Кузов над двигателем (съемный) и кабина машиниста имеют термо- и шумоизоляцию. Для доступа к агрегатам и узлам тепловоза, а также для монтажных работ в кузове имеются боковые двери и люки в крыше.
В кабине машиниста расположен пульт, на котором установлены приборы управления, а также контрольно-измерительные приборы, характеризующие работу силовой установки. Кроме того, в кабине имеется оборудование, создающее удобство управления одним машинистом без помощника.
Для обогрева в зимнее время в кабине установлены калорифер и батарея обогрева ног машиниста. В аппаратной камере, расположенной перед кабиной машиниста, установлены электрические аппараты.
В дизельном помещении размещены дизель-генератор, компрессор и другие вспомогательные агрегаты.
Дизель-генераторная установка является источником постоянного тока. Электрический ток поступает в электродвигатели, приводящие в движение колесные пары через зубчатую передачу.
Тяговый генератор предназначен также для пуска дизеля. При этом генератор работает в режиме электродвигателя, получая питание от аккумуляторной батареи, расположенной в отдельном помещении за кабиной машиниста. Аккумуляторная батарея служит также для освещения тепловоза на стоянках. От вала тягового генератора вращающий момент передается через муфту компрессору и через клиноременные передачи на привод двухмашинному агрегату и вентилятору охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки тепловоза.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Краткое описание тепловоза и его техническая характеристика
1.1. Основные технические данные тепловоза ТЭМ2
2. Общие положения
2.1. Топливо, вода, смазка
2.2. Экипировка топливом, маслом, водой и песком
2.3. Порядок слива воды из системы
2.4. Порядок слива масла из системы
2.5. Контроль за состоянием масла и воды
3. Подготовка тепловоза к работе
3.1. При выезде из депо и при смене бригад
3.2. После стоянки дизеля свыше суток
3.3. Подготовка к работе нового тепловоза или после заводского ремонта (после консервации)
3.4. Проверка последовательности действия электроаппаратуры
3.5. Пуск дизеля
3.6. Осмотр тепловоза после пуска дизеля
3.7. Прогрев дизеля и работа на холостом ходу
4. Эксплуатация тепловоза
4.1. Трогаиие тепловоза с места и уход за ним в пути следования
4.2. Остановка дизеля
4.3. Особенности эксплуатации дизеля
4.4. Постановка тепловоза в депо в летнее и зимнее время
4.5. Характеристика и виды технического обслуживания и ремонтов тепловозов
4.6. Технические обслуживания ТО-1, ТО-2
4.7. Техническое обслуживание ТО-3.
4.8. Текущие ремонты ТР-1, ТР-2, ТР-3
5. Уход за узлами и агрегатами тепловоза
5.1. Дизель и вспомогательное оборудование
Меры предупреждения пригорания поршневых колец
Защита дизеля при понижении давления масла
Очистка фильтров
Замена масла в регуляторе частоты вращения коленчатого вала дизеля
Контроль работы форсунок
Обслуживание топливных насосов с нагнетательными клапанами новой конструкции
Указания по регулировке дизеля
5.2. Воздухоочиститель и экранный глушитель шума на всасывании дизеля
5.3. Искрогаситель и уход за ним
5.4. Уход за фрикционной муфтой включения вентилятора холодильника
5.5. Уход за клиноременной передачей
5.6. Регулятор давления
5.7. Приводы холодильника дизеля
5.8. Регулирование температур воды и масла дизеля и воды, охлаждающей наддувочный воздух
Автоматическое регулирование
Ручное регулирование температур воды, масла дизеля и воды наддувочного контура посредством дистанционного управления холодильником при отключенной автоматике
Особенности регулирования температуры масла и воды в зимнее время при отключенной автоматике
5.9. Электрооборудование
Тяговый генератор
Тяговый электродвигатель
Вспомогательные электрические машины
Электрическая аппаратура
5.10. Экипажная часть
Уход за экипажной частью
Колесные пары
Роликовые буксы
Моторно-осевые подшипники
Вкладыши моторно-осевых подшипников
Рессорное подвешивание
Тяговая передача
5.11. Воздушная система тормоза
5 12. Рычажная и тормозная передачи
5.13. Песочная система
5.14. Уход за тифоном
5.15. Включение и отключение топливоподогревателя
5.16 Уход за приводом скоростемера
5.17. Уход за пакетными муфтами привода компрессора и привода двухмашинного агрегата
6. Возможные неисправности в работе тепловоза, их причины и способы устранения
6.1. Пуск дизеля
6.2. Зарядка аккумуляторной батареи
6.3. Трогаиие тепловоза с места
6.4. Следование тепловоза с поездом
6.5. Компрессор
6.6. Кран машиниста № 394
6.7. Кран вспомогательного тормоза № 254
6.8. Регулятор давления № ЗРД
7. Консервация и расконсервация тепловоза
7.1. Постановка тепловоза в запас до 15 суток
7.2. Постановка тепловоза в запас более чем на 15 суток
7. 3. Консервация дизеля
7.4. Консервация деталей, узлов и других агрегатов тепловоза
8. Подготовка тепловоза к работе в условиях зимы
8. 1. Объем и сроки отепления узлов и деталей тепловоза
8.2. Порядок отепления узлов тепловоза
9. Электрическая схема тепловоза ТЭМ2
9.1 Силовая цепь
9.2. Питание цепей управления и освещения
9.3. Запуск дизеля
9 4. Возбуждение вспомогательного генератора и подзарядка аккумуляторной батареи
9.5. Возбуждение возбудителя и тягового генератора
9.6. Работа схемы при движении тепловоза
9.7. Управление ослаблением возбуждения тяговых электродвигателей
9.8. Управление холодильной камерой
9.9 Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛСН)
9.10. Работа схемы по системе двух единиц
9.11. Работа схемы при управлении с дополнительных пультов
9.12. Включение прожекторов и электродвигателя калорифера
9 13. Контроль сопротивления изоляции низковольтной цепи
9.14. Ограничение тока тягового генератора
9.15. Защита дизеля, генератора, тягового электродвигателя
10. Порядок осмотра тепловоза
11. Таблица положений вентилей и кранов при эксплуатации тепловоза
12. Регулировка электрической схемы
Регулировка электрооборудования запуска и цепей управления и освещения
Настройка электрической передачи
13. Работа и обслуживание устройств управления тепловозом одним лицом
13.1. Электрическое оборудование
13.2. Проверка и ремонт контроллера, проводимые при техническом обслуживании и текущем ремонте тепловоза
13.3. Перечень возможных неисправностей контроллера и методы их устранения
14. Бесконтактный регулятор напряжения БРН-ЗВ
14.1. Устройство и работа регулятора
14.2. Порядок настройки регулятора
14.3. Способы нахождения и устранения неисправностей
14.4. Способы проверки элементов электрической схемы регулятора
15. Фильтр тонкой очистки масла
Приложения:
1. Карта смазки тепловоза
2. Сведения о пломбах, установленных на дизеле
3. Технические данные электрических аппаратов
Источник
Ремонт та обслуживание тэм 2
ТЕПЛОВОЗЫ ТЭМ2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТО-2
3.1. Общие требования
3.1.1. При техническом обслуживании ТО-2 выполняются обязательные работы, предусмотренные настоящим Руководством, а также дополнительные, выявленные на данном тепловозе. Объемы дополнительных работ устанавливаются сменным мастером пункта технического обслуживания локомотивов совместно с прибывшей локомотивной бригадой с учетом записей в журнале технического состояния тепловоза формы ТУ-152. В случаях определения сложных ремонтных работ по устранению выявленной неисправности и отсутствия возможности их выполнения в условиях ПТОЛ тепловоз направляется мастером на ремонт в депо. Перечень таких неисправностей утверждается начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги.
3.1.2. При обнаружении нарушений и невыполнения технического обслуживания ТО-1 локомотивными бригадами мастер ПТОЛ должен производить запись в журнале формы ТУ-152 и докладывать начальнику депо. Ответственные агрегаты и устройства, обеспечивающие безопасность движения поездов, кроме исполнителей, должен осматривать мастер.
О выполнении технического обслуживания ТО-2 мастер делает отметку, ставит штамп, дату и удостоверяет своей подписью устранение неисправностей против каждого пункта записи в журнале технического состояния тепловоза. Выдача тепловозов под поезда без такой отметки запрещается. За качество технического обслуживания ТО-2 тепловозов несут ответственность мастер и исполнитель.
3.1.3. Руководители локомотивного отдела отделения дороги и локомотивного депо обязаны систематически контролировать работу пунктов технического обслуживания локомотивов, качество и своевременность обслуживания тепловозов, условия работы ремонтных бригад и обеспечивать своевременное пополнение неснижаемого технологического запаса материалов и запасных частей.
3.1.4. Нормы периодичности и продолжительности ТО-2 по сети железных дорог устанавливаются ОАО «РЖД», для каждого депо – начальником железной дороги в пределах нормативов ОАО «РЖД».
3.1.5. Техническое обслуживание ТО-2 тепловозов производится в строгом соответствии с требованиями действующих инструкций (положений) по охране труда и пожарной безопасности.
3.2. Дизель и вспомогательное оборудование
3.2.1. При работающем дизеле проверяется:
работа дизеля, механизмов и агрегатов тепловоза визуально и на слух, повышенная вибрация, шум, посторонние стуки, биение, нагрев не допускаются;
герметичность масляной, топливной, водяной и воздушных систем;
величина давления топлива, масла;
показания контрольно-измерительных приборов;
работа и действие тормозного оборудования в соответствии с требованиями действующей Инструкции по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава;
действие системы пескоподачи, звуковых сигналов и стеклоочистителей;
устойчивость работы регулятора частоты вращения коленчатого вала дизеля (установка рукоятки контроллера в нулевое положение не должна приводить к неустойчивой частоте вращения), подача смазки жиклерами;
поступление масла к подшипникам турбокомпрессора;
работа редуктора вентилятора и фрикционной муфты, открытие и закрытие жалюзи.
Обнаруженные неисправности устраняются.
3.2.2. При остановленном дизеле проверяется:
уровень масла в картере дизеля, компрессоре и проворачиваются на 2-3 оборота рукоятки щелевого фильтра;
уровень воды в расширительном баке;
нет ли заеданий реек топливных насосов;
надежность крепления механизмов и агрегатов;
состояние колес вентиляторов холодильника, тяговых электродвигателей;
состояние и натяжение приводных ремней вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей и двухмашинного агрегата;
легкость вращения вала топливно-подкачивающего агрегата и состояния соединительной муфты.
3.2.3. Сливается отстой из топливного бака и картера дизеля и конденсат из воздушных резервуаров.
Обнаруженные неисправности устраняются.
3.3.1. При работающем дизеле продувается сухим сжатым воздухом тяговый генератор, проверяется правильность показаний контрольно-измерительных приборов, работа регулятора напряжения, наличие тока зарядки аккумуляторной батареи, работа тягового генератора, двухмашинного агрегата и всех вспомогательных электрических машин. После остановки дизеля проверяется на ощупь нагрев подшипников всех электрических машин.
3.3.2. При остановленном дизеле открываются смотровые люки тягового генератора, двухмашинного агрегата, тяговых электродвигателей для производства осмотра.
Осматриваются коллекторы, протираются изоляторы щеткодержателей, заменяются поврежденные и изношенные щетки, устраняются следы перебросов, прочищаются дорожки между коллекторными пластинами жесткой волосяной щеткой, после чего коллекторы продуваются сухим сжатым воздухом. Разрешается зимой во время снегопадов на открытых стойлах ПТОЛ при отсутствии записей в книге технического состояния локомотивов нижние и боковые крышки смотровых люков тяговых двигателей не открывать.
В доступных местах проверяется состояние перемычек, выводных кабелей, их крепление и защита от перетирания изоляции, а в весенний период – чистота сетчатых фильтров всасывающих горловин вентиляционных каналов. Проверяется крепление подшипниковых щитов электрических машин, состояние смазочных трубок их подшипников. Целостность брезентовых воздуховодов тяговых электродвигателей, надежность крепления их к горловинам остова, надежность крепления крышек моторно-осевых подшипников, крышек коллекторных люков, сменных пластин опорных носиков.
В зимнее время сливается конденсат из шапок моторно-осевых подшипников, проверяется состояние снегозащитных устройств.
3.3.3. Выполняется ревизия электроаппаратов, подгары контактов зачищаются. Проверяется крепление контактов, проводов, шунтов и других деталей электроаппаратов, ослабевшие соединения крепятся. Переключением контроллера с основного и дополнительного пультов управления проверяется легкость и четкость срабатывания контакторов. Проверяется соответствие плавких предохранителей электрической схеме.
Выполняется ревизия аккумуляторной батареи. Замеряется уровень электролита каждого элемента и при необходимости добавляется дистиллированная вода. Проверяется крепление и целостность перемычек. Разрешается выпуск тепловозов из технического обслуживания ТО-2 не более чем с двумя отключенными элементами аккумуляторной батареи.
Проверяется исправность световых сигналов и освещения.
3.3.4. Измеряется сопротивление изоляции электрических цепей тепловоза мегаомметром на 500 В. Сопротивление изоляции должно быть не менее:
цепей управления и возбуждения относительно корпуса – 0,25 МОм;
силовой цепи относительно корпуса, цепей управления
и возбуждения – 0,5 МОм.
Перед измерением сопротивления изоляции отключается аккумуляторная батарея и блоки, содержащие полупроводники и электролитические конденсаторы, датчики электротермометров.
Проверяется исправность световых сигналов и освещения, неисправные лампы заменяются.
Обнаруженные неисправности по электрооборудованию тепловоза устраняются.
3.4. Экипажная часть, тормоз, автосцепные устройства и
3.4.1. По прибытии тепловоза на ПТОЛ проверяется нагрев буксовых и моторно-осевых подшипников. При обнаружении повышенного нагрева открывается передняя крышка буксы для ревизии подшипников в соответствии с требованиями действующей Инструкции по содержанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Снимается крышка (шапка) моторно-осевого подшипника (МОП), имеющего повышенный нагрев, производится осмотр деталей узла. При незначительном нагреве из-за недостатка смазки и отсутствии задиров или других повреждений шейки оси колесной пары, вкладышей МОП, разрешается, после ревизии, произвести замену смазки и польстера с отметкой в журнале ТУ-152 и выдать тепловоз в эксплуатацию. При повторном нагреве данного узла или выявлении задиров более 0,5 мм, трещин во вкладышах, а также задиров шейки оси более 0,3 мм колесно-моторный блок заменяется на ремонтной позиции (опускной канаве) депо. Перемещение тепловоза в депо для замены колесно-моторного блока с удаленного ПТОЛ разрешается с выключенным тяговым двигателем и следованием по перегону (участку) с уменьшенной скоростью, обеспечивающей безопасность движения. При этом МОП заливается осевым маслом, соответствующим сезону до полной вместимости, согласно верхнему уровню и устанавливается новый пропитанный польстер.
3.4.2. Проверяется состояние рам тележек, при этом обращается особое внимание на отсутствие трещин в сварных швах и швах поперечных балок, кронштейнах подвешивания тяговых двигателей, кронштейнах для буксовых поводков.
Состояние колесных пар должно соответствовать требованиям действующей Инструкции по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм.
3.4.3. Проверяется состояние кожухов тяговых редукторов и их крепление. Ослабшие болты крепятся, обнаруженные трещины завариваются, неисправные крышки заправочных горловин ремонтируются. При необходимости добавляется смазка в моторно-осевые подшипники и кожуха зубчатых передач.
3.4.4. Проверяется состояние деталей рессорного подвешивания: балансиров, подвесок пружин, пружин, листовых рессор, хомутов рессор.
3.4.5. Проверяется состояние и крепление предохранительных устройств тормозной рычажной передачи и рессорного подвешивания, путеочистителей и приемных катушек локомотивной сигнализации.
3.4.6. Выполняются работы по техническому обслуживанию и ремонту автосцепного устройства в соответствии с требованиями действующей Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава.
3.4.7. Проверяется состояние деталей тормозной рычажной передачи. Тормозные колодки, имеющие износ более нормы, заменить. Регулируется выход штоков тормозных цилиндров, а также проверяется действие ручного тормоза. Выполнить работы, предусмотренные действующей Инструкцией по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава.
3.4.8. Обслуживание и при необходимости ремонт автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН), устройств поездной и маневровой радиосвязи производится в соответствии с действующими Инструкциями и Правилами ЦШ о порядке пользования и их техническому обслуживанию, скоростемера и его привода – действующей Инструкцией по эксплуатации и ремонту локомотивных скоростемеров и приводов к ним.
3.4.9. Работы по обслуживанию средств пожаротушения производятся в соответствии с требованиями действующей Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе.
3.4.10. Выполняются работы по смазке тепловоза согласно приложению 3 настоящего Руководства.
3.4.11. После окончания технического обслуживания тепловоз обтирается, проверяется укомплектованность и исправность инвентаря и инструмента. При работающем дизеле проверяется работа агрегатов и контрольно-измерительных приборов, главные резервуары продуваются. Особое внимание уделяется на устранение течи воды, масла, топлива во всех соединениях.
Начальником локомотивного депо устанавливается окончательный перечень работ при техническом обслуживании ТО-2 в зависимости от местных условий эксплуатации и фактического технического состояния тепловозов и утверждается начальником службы локомотивного хозяйства. При этом особое внимание уделяется проверке оборудования, обеспечивающего безопасность движения, и деталей, у которых наблюдается повышенный износ или ненадежность их работы в период эксплуатации тепловоза. Список таких деталей утверждается начальником локомотивного депо и вывешивается на пункте технического обслуживания локомотивов.
Локомотивным бригадам запрещается принимать тепловоз после технического обслуживания ТО-2 без проверки работы всех агрегатов, отметки в журнале технического состояния тепловоза о произведенном техническом обслуживании ТО-2 и выполнении всех работ по устранению неисправностей.
Принимаются тепловозы после технического обслуживания ТО-2 локомотивными бригадами порядком установленным действующей Инструкцией по техническому обслуживанию тепловозов в эксплуатации.
Источник