Ремонт металлоконструкций подъемно-транспортного оборудования с применением сварки
Степанов Анатолий Михайлович
главный сварщик ИКЦ «Альтон»
Номер журнала:
Рубрика:
Территориальный уполномоченный орган Единой системы оценки соответстия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору
ИКЦ «Альтон»
В процессе эксплуатации подъемно-транспортного оборудования (ПТО), особенно после отработки им нормативного срока службы, нередко возникает необходимость выполнения ремонта металлоконструкций ПТО с применением сварки. В значительной мере это относится к грузоподъемным кранам.
К проведению сварочных работ на опасных производственных объектах (ОПО) предъявляются особые требования, все аспекты этой деятельности жестко регламентированы соответствующими нормативными документами. К выполнению сварочных работ допускаются только специалисты, аттестованные в соответствии с ПБ 03-273-99 «Правила аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства» и РД 03-495-02 «Технологический регламент проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства». Порядок применения сварочных материалов, технологий и сварочного оборудования при выполнении ремонтных работ установлен требованиями РД 03-613-03, РД 03-614-03, РД 03-615-03. Контроль качества сварных соединений, выполненных при ремонте технических устройств на ОПО, должен осуществляться только лабораториями неразрушающего контроля, аттестованными в соответствии с требованиями ПБ 03-372-00 «Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля».
В соответствии с вышеперечисленным каждая организация, которая в состоянии квалифицированно провести ремонтные работы с применением сварки, качественно оформить ремонтную документацию, должна располагать аттестованным персоналом (сварщиками и специалистами сварочного производства для обеспечения разработки и надзора за соблюдением технологических процессов сварки), сварочными технологиями, аттестованными по соответствующим направлениям деятельности, должна применять сертифицированное сварочное оборудование и материалы, располагать аттестованной лабораторией неразрушающего контроля. Эти требования известны практически всем владельцам опасных производственных объектов, поэтому порой их желание «сэкономить» на ремонте оборудования, выполнить ремонт силами непонятно кого из непонятно чего, приводит к противоположным результам. После таких «ремонтных» работ часто технические устройства не только не приводятся в исправное состояние, а напротив, еще больше ослабляются, когда, например, сварной шов буквально перерезает несущую металлоконструкцию стрелы крана. К тому же, эти работы никак документально не оформляются и поэтому закономерно, что при первой же проверке со стороны Ростехнадзора или экспертном обследовании «отремонтированное» место приходится ремонтировать заново.
Участок по ремонту подъемно-транспортного оборудования Инженерно-консультационного центра «Альтон» на протяжении более десяти лет выполняет ремонтные работы с применением сварки на различных типах грузоподъемных машин. Работы выполняются специалистами сварочного производства 1, 2, 3 и 4 уровня, имеется более 20 аттестованных технологий сварки, приобретены самые современные сварочные аппараты, оценка качества работы проводится лабораторией неразрушающего контроля и диагностики, аттестованной по 8 методам контроля. Накоплен большой опыт в этой области деятельности, и на некоторые вопросы организации ремонта ПТО хотелось бы обратить внимание коллег и владельцев подъемных сооружений.
Как правило, необходимость ремонта подъемно-транспортного оборудования (ПТО) с помощью сварки возникает после проведения экспертизы промышленной безопасности технического устройства и составления специалистами экспертной организации ведомости дефектов. В ведомости дефектов производится описание и указывается местонахождение дефекта, а непосредственно на металлоконструкции дефект указывается мелом или маркером. Случается, что из-за определенных обстоятельств (загрязненность металлоконструкции маслом, смазкой и т.п.) дефектное место не отмечено, а в ведомости дефектов словесное описание его расположения выполнено некорректно, поэтому находить дефектное место приходится самой ремонтной группе. Представляется целесообразным, чтобы специалисты, занимающиеся ремонтом, владели определенными навыками и знаниями в области экспертного обследования.
Иногда дефект металлоконструкции располагается в труднодоступном месте, и для его устранения требуется демонтаж какого-то другого оборудования или элементов ПТО, которые затрудняют доступ к дефектному месту. Это обстоятельство, естественно, не отражено в ведомости дефектов и может быть обнаружено только при выезде специалиста по ремонту на место планируемых работ. Поэтому иногда лучше перестраховаться, проведя предварительный осмотр предполагаемого ремонта, чтобы правильно и в полной мере определить весь предстоящий объем работ, а также в ряде случаев преду-смотреть оснащение ремонтной группы необходимым специальным инструментом.
При выполнении ремонта ПТО иностранного производства возникают значительные трудности при подборе как сварочных электродов, так и металла для накладных элементов, различных вставок, заплат и т.п. В некоторых случаях в паспорте на грузоподъемную машину не указывается отечественный аналог стали, из которой изготовлены металлоконструкции, хотя такое требование есть в нормативной документации, а указанная в паспорте иностранная марка стали отсутствует в существующих марочниках. Тогда необходимо провести химический анализ стали металлоконструкции, после чего идентифицировать ее применительно к отечественным маркам.
Необходимость ремонта автомобильных кранов таких марок, как «DEMAG», «LIEBHERR», поднимает ряд существенных проблем, одна из которых – это сложность приобретения сварочных электродов. Материал стрел этих кранов представляет собой высокопрочную сталь с ?в?790?940МПа, а в торговую сеть электроды с такими показателями не поставляются. Приходится оформлять заказ весом не менее 100 кг, что с учетом зарубежного происхождения указанных электродов из легированной стали намного увеличивает стоимость ремонта. Отечественные электроды для сварки высокопрочных сталей не всегда подходят по свойствам, также довольно малодоступны и дороги, а приобретение для ремонта основного материала с такими характеристиками – это очень сложная задача.
При проведении ремонтных работ на месте установки технического устройства у ремонтной организации нередко возникают сущест-венные трудности, связанные с неудовлетворительной подготовкой объекта к ремонту. Владельцем оборудования часто не выполняется необходимый объем работ по очистке и демонтажу оборудования, не обеспечиваются технологические условия для проведения сварочных работ и элементарные бытовые условия для работы ремонтной бригады.
К настоящему времени значительно расширились технические возможности участка по ремонту подъемных сооружений ИКЦ «Альтон». На специально оборудованной производственной базе имеется все необходимое оборудование для производства монтажных и демонтажных работ, выполняются станочные работы, обеспечивается защита рабочего места сварщика от влияния погодных условий и низких температур, что особо актуально для ремонта самоходных кранов в осенне-зимний период.
ИКЦ «Альтон» приглашает владельцев грузоподъемных кранов, подъемников, вышек, лифтов, эскалаторов, канатных дорог к взаимовыгодному сотрудничеству и напоминает, что проведение своевременного и качественного ремонта металлоконструкций технических устройств с применением сварки является одним из наиболее существенных факторов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию подъемно-транспортного оборудования.
г. Ижевск, ул. Красная, 133, тел.: (3412) 78-47-05, 51-08-55
Источник
Ремонт технических устройств с применением сварки
Согласованы
письмом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 08.04.08 N КП-25/369
РЕКОМЕНДАЦИИ
по применению РД 03-615-03 (Порядок применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов)*
* Материалы подготовлены Национальным агентством контроля и сварки (HAKC) с участием специалистов: Н.П.Алёшин, В.Ф.Лукьянов, Н.П.Четверик, А.С.Орлов, А.И.Прилуцкий, А.H.Жабин, А.Н.Жмотов, В.В.Шефель, В.И.Беспалов, B.H.Бродягин, С.В.Головин, В.Г.Гребенчук, С.А.Курланов, Н.Д.Курносова, Р.Д.Кузеев, Ю.Г.Людмирский, В.В.Маркин, А.А.Орлова, H.H.Потапов, А.И.Семенов, С.И.Феклистов.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий документ составлен по результатам анализа и систематизации опыта работ по производственной аттестации технологий сварки (наплавки), используемых при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств опасных производственных объектов в соответствии с требованиями Порядка применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов (РД 03-615-03), и содержит рекомендации, которые разъясняют некоторые положения указанного документа и унифицируют методологию выполнения и оформления работ.
Основные параметры аттестуемых технологий сварки (наплавки), критерии определения области распространения результатов аттестации, методов контроля и видов испытаний, предусмотренные в данном документе, базируются на национальных нормативных и руководящих документах по сварке и дополнены требованиями документов, регламентирующих процессы сварки для конкретных технических устройств опасных производственных объектов. В целях гармонизации процедур проведения производственной аттестации технологий сварки (наплавки) в данном документе учитываются положения международных стандартов.
1.3. Документ предназначен для применения:
Национальным Агентством Контроля и Сварки (НАКС) — при разработке организационно-методических документов и проведении экспертизы документов, представленных аттестационными центрами;
аттестационными центрами (АЦ) — при подготовке и проведении производственной аттестации технологий сварки (наплавки);
организациями-заявителями — при подготовке и участии в проведении производственной аттестации технологий сварки (наплавки).
1.4. Под аттестуемой технологией сварки (наплавки) следует понимать комплекс работ, включающих подготовку изделия к сварке, предусмотренных соответствующей производственно-технологической документацией по сварке (наплавке) (ПТД) при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции конкретных технических устройств опасных производственных объектов и выполняемых одним способом сварки.
ПТД, определяющая аттестуемую технологию сварки, должна быть представлена в виде технологических инструкций и карт технологического процесса выполнения сварного соединения или элемента сварной конструкции, включающих исчерпывающие сведения об основных операциях и параметрах технологического процесса. ПТД должна содержать требования к подготовке сварного соединения к сварке, сварочным материалам, оборудованию (сварочному, сборочному и вспомогательному), предварительному и сопутствующему подогреву, к параметрам процесса сборки и сварки, в том числе к последовательности выполнения прихваток, швов и отдельных слоев, к термической обработке после сварки, методам контроля, объему контроля, требования к качеству и др.
Основанием для разработки ПТД по сварке (наплавке) должны служить нормативные документы, определяющие общие требования к соответствующим опасным техническим устройствам (РД, ПБ, СНиП, СП, СТО), проект производства работ, чертежи с указаниями технических требований по сварке.
Аттестация технологии должна производиться для каждого способа сварки раздельно. Допускается аттестация технологии, в которой используется несколько способов сварки (наплавки) в случае последовательного применения нескольких способов сварки (наплавки) при выполнении одного сварного соединения (наплавки), то есть при комбинированных методах сварки (наплавки).
1.5. При разработке программ и проведении производственной аттестации технологий сварки (наплавки) рекомендуется различать три вида технологий.
Вид I — технологии, базирующиеся на использовании универсального сварочного оборудования, а применяемый основной материал, конструкция и размеры свариваемых деталей полностью воспроизводят производственные условия применения технологии при сварке контрольных сварных соединений (далее по тексту — КСС).
Например, производственная аттестация технологии ручной дуговой сварки кольцевых стыков трубопроводов при изготовлении или монтаже; производственная аттестация технологии автоматической сварки под флюсом продольных швов труб (сосудов) при изготовлении; производственная аттестация технологии автоматической сварки под флюсом стыковых и угловых швов при изготовлении и монтаже строительных металлоконструкций и конструкций стальных мостов; производственная аттестация технологии сварки арматуры, арматурных и закладных изделий железобетонных конструкций.
Вид II — технологии, базирующиеся на использовании специализированного сварочного оборудования или на применении сварочных материалов, предназначенных специально для данной технологии.
При этом применяемый основной материал, конструкция и размеры свариваемых деталей позволяют полностью воспроизвести производственные условия применения технологии при сварке КСС только при условии использования сварочного оборудования и (или) сварочных материалов, указанных в ПТД.
Например, производственная аттестация технологии сварки продольных или спиральных швов при изготовлении труб и оборудования, кольцевых стыков трубопроводов на трубосварочных базах с использованием специализированного сварочного оборудования, производственная аттестация технологии автоматической сварки под флюсом горизонтальных стыков резервуаров при их монтаже, производственная аттестация технологии механизированной контактно-дуговой сварки в заводских условиях при шиповании экранных труб котлов, производственная аттестация технологии термитной сварки выводов электрохимической защиты (ЭХЗ) магистральных и промысловых трубопроводов.
Вид III — технологии, применяющиеся при сварке (наплавке) конструктивно-сложных узлов технических устройств. Такие технологии не могут быть полностью воспроизведены при сварке типовых КСС. Например, производственная аттестация технологии сварки (наплавки) элементов конструкций технических устройств при ремонте в процессе эксплуатации, когда на качество сварного соединения оказывает существенное влияние состояние металла; производственная аттестация технологии приварки элементов конструкций к корпусу изделия с использованием усиливающих воротников, когда на качество сварного соединения оказывает существенное влияние жесткость конструкции.
Вид технологии сварки (наплавки) определяет условия разработки программы производственной аттестации и выбора конструкции КСС.
1.6. Учитывая накопленный опыт выполнения сварочных работ при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции различных технических устройств опасных производственных объектов, а также исходя из специфики требований при определении области распространения результатов производственной аттестации, схожести параметров и критериев однотипности свариваемых конструкций все технические устройства сгруппированы в следующие четыре типа:
тип I — технические устройства, состоящие из трубопроводов и оборудования;
тип II — технические устройства, состоящие из листовых конструкций или конструкций из профильного проката;
тип III — технические устройства магистральных и промысловых трубопроводов;
тип IV — технические устройства, состоящие из арматуры, арматурных и закладных изделий железобетонных конструкций.
1.7. При производственной аттестации технологий сварки (наплавки) рекомендуется одновременно выполнять аттестацию технологий ремонта дефектных сварных соединений, если ремонт дефектных сварных соединений выполняется по технологиям, применяемым при изготовлении и (или) монтаже. Для аттестации таких технологий ремонта достаточно в процессе аттестации технологий, применяемых при изготовлении и (или) монтаже, выполнить на КСС дополнительно операции по ремонту, предусмотренные программой производственной аттестации. При этом работы по ремонту должны быть включены в технологические карты.
Если технология ремонта дефектных участков шва отличается от технологии, применяемой при изготовлении, монтаже, и (или) выполняется по отдельным технологическим картам, то аттестация технологии ремонта должна выполняться отдельно.
1.8. Технологии сварки (наплавки), используемые при изготовлении технических устройств опасных производственных объектов (трубопроводов, оборудования) зарубежными производителями для поставки в Россию, а также используемые при изготовлении технических устройств опасных производственных объектов (трубопроводов, оборудования) зарубежными производителями на территории России, должны пройти аттестацию в соответствии с РД 03-615-03 и настоящими Рекомендациями.
В тех случаях, когда эти технологии имеют подтверждение соответствия по соответствующим международным стандартам, предусмотренным контрактом , допускается оформление аттестации технологии на основании заключения АЦ с учетом представленных результатов испытаний.
Конкретные международные стандарты и форма признания должны быть предусмотрены контрактом или соответствующим заключением экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.9. Применение рекомендаций, дополняющих положения РД 03-615-03, должно быть согласовано с заявителем при разработке рабочих программ аттестации.
2. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И КРИТЕРИИ ОДНОТИПНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ (НАПЛАВОК)
2.1. Производственная аттестация технологии сварки (наплавки) должна проводиться для каждой группы однотипных производственных сварных соединений (наплавок), выполняемых организацией-заявителем в соответствии с представленной к аттестации ПТД.
Понятие однотипных сварных соединений позволяет минимизировать объем работ при производственных аттестациях технологий сварки (наплавки).
2.2. Однотипность производственных сварных соединений — это характеристика схожести условий выполнения сварных соединений (наплавок).
2.3. Однотипность производственных сварных соединений характеризуется набором признаков однотипности и диапазоном значений этих признаков, при этом состав набора признаков определяется в зависимости от способа сварки и типа технических устройств.
Признаки однотипности — это основные параметры, характеризующие условия выполнения сварных соединений. Основные параметры — это такие параметры технологического процесса сварки (наплавки), изменение значений которых за пределы области однотипности вызывает необходимость проведения новой аттестации.
2.4. Однотипными сварными соединениями следует считать группы сварных соединений (наплавок), имеющие общие основные параметры и критерии однотипности, указанные в действующих нормативных документах (НД) для соответствующих технических устройств, а в случае отсутствия в НД таких указаний — установленные в настоящем разделе.
2.4.1. В одну группу однотипных сварных соединений (наплавок) могут быть объединены производственные сварные соединения (наплавки), выполняемые только одним способом сварки (наплавки) с учетом применяемого технологического варианта. Перечень и обозначение способов сварки (наплавки) и процессов, применяемых при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств опасных производственных объектов, приведены в приложении 1.
Аттестация технологий с применением способов сварки (наплавки), не вошедших в данный перечень, должна производиться по программам, согласованным с комитетом по аттестации сварочных технологий и утвержденным НАКС.
2.4.2. Производственные сварные соединения, выполняемые комбинированной сваркой (наплавкой) с последовательным применением двух или нескольких способов сварки (наплавки), при аттестации должны выделяться в отдельные группы однотипных сварных соединений (наплавок).
2.4.3. В одну группу однотипных сварных соединений (наплавок) могут быть объединены производственные сварные соединения (наплавки) деталей из материалов одной группы (одного сочетания групп).
При этом в одну группу допускается объединять сварные соединения (наплавки) деталей из материалов различных марок одной группы, если требованиями НД для сварки (наплавки) указанных деталей разрешается применение сварочных (наплавочных) материалов одних и тех же марок (одной или нескольких).
Группы и сочетания групп материалов, применяемые при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств опасных производственных объектов, приведены в приложении 2.
2.4.4. Применение марок (сочетания марок) сварочных (наплавочных) материалов для сварки (наплавки) одной группы однотипных производственных сварных соединений определяется требованиями НД применительно к основным материалам, представляющим группу однотипных производственных сварных соединений.
Если для ручной дуговой сварки (наплавки) покрытыми электродами требованиями НД предусмотрено применение электродов определенных типов без указания их марок, то требования настоящего пункта допускается относить не к маркам, а к типам электродов.
Если НД предусмотрено выполнение сварных соединений с предварительной наплавкой кромок и (или) сваркой корневой части шва другими сварочными (наплавочными) материалами (по сравнению с предусмотренными для заполнения основной части разделки), то определения настоящего пункта следует относить отдельно: к сварочным (наплавочным) материалам, применяемым для указанных наплавок кромок (сварок корневой части шва), и к сварочным (наплавочным) материалам, используемым для заполнения основной части разделки (в том числе при комбинированной сварке).
2.4.5. При соблюдении требований пп.2.4.1-2.4.4 в одну группу однотипных сварных соединений, выполняемых дуговыми способами сварки (наплавки), могут быть объединены производственные сварные соединения, имеющие следующие общие основные параметры.
2.4.5.1. Номинальная толщина свариваемых деталей в зоне сварки. При этом в одну группу допускается объединять стыковые сварные соединения с номинальной толщиной стальных свариваемых деталей в пределах одного из диапазонов, приведенных в табл.1.
Источник