Отражение в учете расходов на ремонт и дооборудование основных средств
Автор: Т. П. Кочнова, к. э. н., заместитель директора департамента бухгалтерского учета Минобрнауки РФ.
По каким критериям работы можно отнести к ремонту или дооборудованию объекта основных средств и как отражать в бухгалтерском учете указанные операции, разъясняет на конкретных примерах заместитель директора департамента бухгалтерского учета Минобрнауки РФ.
Вопрос:
Как определить, по каким критериям работы можно отнести к ремонту или дооборудованию объекта основных средств?
Работы, которые проводятся в целях поддержания основного средства в рабочем состоянии, пригодном для его дальнейшего использования, относятся к ремонту.
При этом дооборудование включает работы, вызванные (ч. 2 ст. 257 НК РФ):
изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств;
повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
Затраты на дооборудование объекта основных средств относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта (п. 27 Инструкции № 157н[1]):
после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ;
при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта (срока полезного использования, мощности, качества применения и т. п.) по результатам проведенных работ.
При этом результат работ по ремонту, не изменяющий стоимость объекта основного средства (включая замену его элементов), подлежит отражению в его инвентарной карточке путем внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учета.
Расходы на ремонт объекта основных средств не относятся на удорожание его стоимости, а списываются на фактические затраты учреждения.
В соответствии с Указаниями № 65н[2] расходы учреждения отражаются следующим образом:
расходы на ремонт относятся на КВР 244 (текущий ремонт) или КВР 243 (капитальный ремонт), в увязке с подстатьей 255 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ;
приобретение запасных частей осуществляется по КВР 244 в увязке со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Таким образом, если в результате произведенных работ функциональные свойства и качество использования объекта основных средств остались прежними, то расходы на замену и установку отдельных элементов в составе основного средства могут являться расходами на проведение ремонта.
Пример 1.
Для установки на автомобиль учреждения у поставщика были приобретены запасные части (КПП, трансмиссия) стоимостью 30 000 руб. Расходы на оплату работ автомастерской составили 7 000 руб.
Все затраты отнесены на накладные расходы в рамках деятельности по выполнению государственного задания.
Запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в машинах и оборудовании, учитываются на счете 105 36 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» (п. 118 Инструкции № 157н).
Списание запасных частей, израсходованных в ходе ремонта, производится на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).
Работы по ремонту отражаются на основании акта приемки-передачи выполненных работ и акта приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103).
В бухгалтерском учете учреждения будут сформированы следующие записи в соответствии с положениями Инструкции № 174н[3]:
Приобретены запасные части для установки на автомобиль
Погашена задолженность перед поставщиком
18 (статья 340 КОСГУ)
Списаны установленные на автомобиль запасные части
Приняты обязательства перед исполнителем за работы по замене запчастей
Погашена задолженность за произведенные работы по ремонту автомобиля
4 201 11 610 18 (подстатья 225 КОСГУ)
Следует отметить, что Минфин в Письме от 09.11.2016 № 02-06-10/65577 указал, что бывшие в употреблении запасные части к транспортным средствам, аккумуляторные батареи к машинам и оборудованию, а также отработанные смазочные масла учитываются в установленном порядке по оценочной стоимости (п. 34 Инструкции № 174н):
Дебет счета 2 105 34 340 (2 105 36 340)
Кредит счета 2 401 10 180
Пример 2.
Дополним условия примера 1. К бухгалтерскому учету принят бывший в употреблении КПП, оценочная стоимость которого комиссией по поступлению и выбытию активов определена в размере 10 000 руб.
Затем КПП было передано на условиях самовывоза утилизирующей организации, стоимость услуг которой составила 10 000 руб. По соглашению сторон расходы на утилизацию были зачтены на стоимость утилизируемого КПП.
Предлагаем для отражения взаимозачета расчетов между учреждением и утилизирующей организацией использовать счет 304 06, который применяется для формирования операций, отражение которых не предусмотрено на иных счетах учета Единого плана счетов (п. 281 Инструкции № 157н).
В бухгалтерском учете учреждения будут сформированы следующие записи:
Приняты на учет бывшие в употреблении запчасти
Начислена выручка от реализации
Начислены расходы, связанные с утилизацией
Зачтены расчеты с утилизирующей организацией
Списаны с учета переданные в утилизацию запчасти
В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н решение об изменении первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в том числе в результате проведенного дооборудования, принимается комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения. На основании акта приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103) производится запись в инвентарной карточке о завершенных работах по его дооборудованию и изменении стоимости данного объекта.
В общем случае работы, связанные с дооборудованием объекта основных средств, влияют на характеристики его использования.
Расходы на дооборудование зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря учитываются на счете 106 01 «Вложения в основные средства» с последующим включением в первоначальную стоимость основного средства (п. 130 Инструкции № 157н).
Расходы учреждения по дооборудованию автомобиля отражаются по КВР 244 в увязке со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (Указания № 65н).
Пример 3.
Согласно условиям договора на специализированный автомобиль бюджетного учреждения здравоохранения будет установлено дополнительное оборудование, при этом функциональные характеристики транспортного средства будут улучшены. Стоимость установленного оборудования составила 50 000 руб., стоимость работ – 20 000 руб. Расходы осуществляются за счет субсидии на выполнение госзадания.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения будут сформированы следующие записи:
Принята к учету стоимость работ по дооборудованию автомобиля
Источник
Особенности учета затрат на ремонт основных средств
Ремонт основных средств— это что?
Ремонт основных средств (ОС) — процесс, имеющий отношение как к собственному, так и к арендованному имуществу. Он проводится в целях осуществления поддержки или восстановления работоспособности ОС. Процедура ремонта состоит из устранения возникших неисправностей, замены износившихся частей или отдельных узлов объекта. В зависимости от периодичности и объемов осуществляемых работ ремонт может быть:
Однако ни в коем случае процесс ремонта не должен приводить к изменению основных технических характеристик или назначения ремонтируемого объекта, поскольку такое изменение уже будет расцениваться как модернизация (реконструкция), учитывать которую необходимо по совершенно иным правилам (п. 2 ст. 257 НК РФ).
Проведение ремонта в отличие от модернизации (реконструкции) никак не отражается ни на первоначальной, ни на остаточной стоимости объекта. Все расходы по ремонту, какова бы ни была их величина, принимают к учету в периоде его завершения. Однако такие расходы требуют экономического обоснования и документального подтверждения (письма Минфина РФ от 24.03.2010 № 03-03-06/4/29, от 25.02.2009 № 03-03-06/1/87).
Ремонт может быть осуществлен:
- привлеченным контрагентом,
- собственными силами,
- смешанным способом.
С 2022 года на смену ПБУ 6/01 чиновники утвердили 2 новых ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Согласно новым стандартам учет ОС нужно вести по новым правилам. Начать применение стандартов можно и раньше, закрепив новые учетные положения в учетной политике.
Как правильно учитывать затраты на капитальный, текущий и неплановый ремонт ОС при применении ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Документальное оформление ремонта
Проведению ремонта предшествует составление:
- дефектной ведомости, отражающей состояние объекта, которая может быть сделана в 1 экземпляре, если ремонт осуществляют собственными силами или смешанным способом, и оформляется в 2 экземплярах, если ремонт делает сторонний контрагент;
О том, какой может быть форма дефектной ведомости, читайте в материале «Составляем правильно дефектный акт — образец».
- сметы на ремонтные работы, составленной либо сторонним контрагентом, либо собственным подразделением, осуществляющим ремонт;
- приказа руководителя на проведение ремонта, в котором отражаются сроки выполнения ремонтных работ, силы, его осуществляющие, и, при необходимости, решения по замене временно отсутствующих ОС;
- договора на ремонт, если его будет делать сторонний контрагент;
- накладной на внутреннее перемещение ОС, если объект ремонтируется в собственном подразделении.
О правилах оформления такой накладной читайте в статье «Унифицированная форма № ОС-2 — бланк и образец».
По завершении ремонтных работ оформляют:
- акт о приемке объекта из ремонта;
О том, как заполнить такой акт, читайте в материале «Унифицированная форма № ОС-3 — бланк и образец».
- накладную на внутреннее перемещение ОС, если объект ремонтировался в собственном подразделении;
- запись о произведенном ремонте в инвентарной карточке ОС.
Пример оформления такой записи смотрите в образце к статье «Унифицированная форма № ОС-6 — бланк и образец».
Как списать материалы на ремонт ОС, узнайте в КонсультантПлюс. Авторитетное мнение экспертов К+ смотрите в Готовом решении, получив бесплатный пробный доступ.
Отражение ремонта в бухучете
Учет затрат на ремонт основных средств в БУ различается в зависимости от того, каким способом выполняются ремонтные работы.
При осуществлении их собственными силами (т. е. одним из вспомогательных подразделений) на выполнение таких работ в соответствующем подразделении открывают заказ, на который в течение всего времени, пока идет ремонт, собирают прямые затраты, с ним связанные:
Дт 23 Кт 10, 69, 70.
Если имеет место привлечение для части работ сторонних контрагентов (т. е. смешанный способ ремонта), то к перечню счетов, отражаемых в этой проводке по кредиту, добавится счет 60. При этом может возникнуть и проводка по выделению НДС, если услуги стороннего контрагента облагаются этим налогом:
В общую сумму затрат по заказу на ремонт добавятся также распределяемые по окончании каждого месяца накладные расходы вспомогательного подразделения, выполняющего ремонт:
По завершении ремонта, что будет зафиксировано актом о приемке объекта, затраты, собранные на счете 23 по соответствующему заказу, спишутся на накладные расходы по содержанию того подразделения, в котором используется побывавшее в ремонте ОС:
Дт 25 (26, 44) Кт 23.
Когда ремонт осуществляется только силами стороннего контрагента, затраты по нему в учете появятся лишь на дату подписания акта о приемке объекта из ремонта и сразу будут отнесены на накладные расходы по содержанию того подразделения, в котором используется побывавшее в ремонте ОС, с выделением указанного в документах НДС:
Дт 25 (26, 44) Кт 60;
В проводке по учету завершенных затрат на ремонт для обоих вариантов (собственными или сторонними силами) в перечне счетов, указываемых по дебету, могут присутствовать также счета 23 и 29, если учет накладных расходов на них организован котловым способом или на отдельных субсчетах этих счетов. В прямые затраты расходы по ремонту ОС включить нельзя, поскольку во время ремонта объекты в производстве не участвуют.
Согласно действующим правилам бухучета резерв на ремонт ОС в БУ не создается. Ранее это можно было делать, но с 2011 года такая возможность из Методических указаний по бухучету ОС, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н, исключена (приказ Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н).
Учет ремонта в налоговом учете
В НУ ведение учета затрат на ремонт основных средств возможно 2 способами (ст. 260 НК РФ):
- Так же, как и в БУ, т. е. путем включения затрат в расходы в периоде завершения ремонта (п. 1).
- Через создание резерва (п. 3). Размер отчислений в него определяется в особом порядке, установленном п. 2 ст. 324 НК РФ. Общая сумма резерва имеет ограничения, но может накапливаться в течение нескольких налоговых периодов. Если резерв создается, то все расходы на ремонт учитывают, относя их на уменьшение этого резерва. И только если его сумма превышена, расходы по ремонту можно учесть непосредственно в затратах.
Подробнее о создании и использовании резерва на ремонт ОС в НУ читайте в материале «Создание резерва на ремонт основных средств (нюансы)».
Решение о создании или несоздании резерва в НУ необходимо закрепить в учетной политике. Если решено его создавать, там же прописывается алгоритм расчета суммы резерва и период, на который он формируется.
Поскольку действующие правила бухучета не предусматривают возможности создания резерва на ремонт ОС, между данными БУ и НУ в части резерва, формируемого для целей НУ, возникнут разницы.
Итоги
Ремонт ОС заключается в осуществлении мероприятий, направленных на поддержание работоспособности основных средств, но он не должен приводить к изменению технических характеристик или назначения ОС. Расходы по ремонту учитывают в затратах в размере фактических сумм по завершении ремонтных работ вне зависимости от того, чьими силами ремонт осуществляется: собственными или привлеченными. Обязательно документальное обоснование необходимости проведения ремонта. В НУ допустимо создание резерва на ремонт, но это приводит к возникновению разниц между БУ и НУ.
Источник