- В Петербурге на год закрывают вестибюль станции «Технологический институт-1»
- Губернатор Петербурга возложил цветы к мемориалу жертвам теракта в метро
- Изменения в режиме работы метрополитена
- Изменения режима работы вестибюлей станций
- Ремонт эскалаторов и пассажирских конвейеров на станциях
- Ремонт пересадочных эскалаторов на станциях
- Три плюс один. Наклонный ход старой «Техноложки» реконструируют
- В Петербурге озвучили сроки ремонта популярной станции метро
- Станция «Технологический институт-1»
В Петербурге на год закрывают вестибюль станции «Технологический институт-1»
В Петербурге с 6 апреля на вход и выход закрывается наземный вестибюль станции «Технологический институт-1». Работы займут не менее 14 месяцев. Вестибюль закроют для работ по замене эскалаторов с частичной заменой конструкций наклонного хода. Вход и выход пассажиров будет осуществляться через наземный вестибюль станции «Технологический институт-2».
Губернатор Петербурга возложил цветы к мемориалу жертвам теракта в метро
«Необходимость реконструкции вызвана нарушением работы гидроизоляции тоннеля наклонного хода станции. В ходе работ будут полностью обновлены строительные конструкции, архитектурные элементы наклонного хода и вестибюля станции под контролем КГИОП», — сообщили в КРТИ.
Проектом предусмотрена замена трех эскалаторов, выработавших свой ресурс, на четыре новые. Это первый проект реконструкции существующей станции метро в Петербурге, в рамках которого будут выполнены работы по замене трех эскалаторов на четыре. Работы выполнит АО «Эн-системс». Проект реконструкции подготовлен ОАО «Ленметрогпиротранс».
Сроки производства работ составляют не менее 14 месяцев. «При этом подрядной организации поставлена задача выполнить работы в максимально короткий срок. Для этого синхронизирована работа подрядчика, КРТИ, Комитета по транспорту, СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства», а также ГУП «Петербургский метрополитен», — подчеркнули в комитете.
«Технологический институт» – совмещенная пересадочная станция 1 и 2 линий Петербургского метрополитена. Станция состоит из двух залов – колонного и пилонного типов, первый из которых был открыт 15 ноября 1955, второй — 29 апреля 1961 года. 15 декабря 2011 года станция внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения. 3 апреля 2020 года на станции открыли табличку в память о жертвах теракта в метро 3 апреля 2017 года.
Источник
Изменения в режиме работы метрополитена
Изменения режима работы вестибюлей станций
- Оперативную информацию о закрытии станций смотрите в Telegram каналеметрополитена
Линия
Вестибюль станции
Изменения в работе
Дни
Нарвская
с 31.05.2021 по 13.08.2021
с 08-10 до 09-15 — вход в вестибюль закрыт;
с 16-40 до 19-00 — вход в вестибюль ограничен
с 06.04.2020
вход и выход через вестибюль станции «Технологический институт-2»
Петроградская
c 05.04.2021 по 06.09.2021
с 07-45 до 10-45 — вход в вестибюль закрыт;
с 17-00 до 19-30 — вход в вестибюль ограничен
Проспект Просвещения
с 01.07.2021 по 31.08.2021
с 07-45 до 08-45 — вход в вестибюль ограничен
c 09.01.2021
вход и выход через вестибюль станции «Площадь Восстания»
Зенит (Новокрестовская)
вестибюль 1 и 2
с 10.06.2021 по 03.07.2021
вестибюли открыты для входа и выхода пассажиров
Обращаем внимание, что в период закрытия вестибюля станции на вход оказание помощи пассажирам из числа маломобильных групп населения не представляется возможным.
Примечания (в течение года):
Линия
Вестибюль станции
Изменения в работе
Дни
Технологический институт-1
закрыт для проведения работ по капитальному ремонту
Невский проспект
вестибюль 2
(выход на канал Грибоедова)
вход закрыт
с 07-30 до 10-00 и
с 16-15 до 18-30
Достоевская
вход и выход закрыт
Площадь
Александра Невского 2
вход и выход закрыт
Ремонт эскалаторов и пассажирских конвейеров на станциях
Линия
Станция (вестибюль)
Даты
Изменения в работе
вестибюля
Нарвская
с 31.05.2021 по 13.08.2021
Московская
вестибюль 1
с 05.05.2021 по 30.06.2021
Петроградская
c 05.04.2021 по 11.06.2021
Садовая
с 06.04.2021 по 15.06.2021
Ремонт пересадочных эскалаторов на станциях
Линии
Пересадочный эскалатор
Источник
Три плюс один. Наклонный ход старой «Техноложки» реконструируют
С понедельника перестала функционировать станция метро «Технологический институт-1». Наклонный ход станции закрылся на вход и выход как минимум на 14 месяцев ради масштабного планового ремонта. На этом метровокзале, открытом в ноябре 1955 года, полностью заменят старые выработавшие свой ресурс эскалаторы и частично — конструкции наклонного хода.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Это технически сложные работы. Впервые на месте трех эскалаторов действующей станции будут установлены четыре новых. Кроме того, в тоннеле восстановят нарушенную гидроизоляцию и обновят архитектурные элементы наклонного хода и вестибюля. Все работы будут вестись под контролем КГИОП, ведь с 2011 года «Технологический институт» находится в едином государственном реестре объектов культурного наследия регионального значения.
Год — срок немалый, однако расстраиваться и готовиться к тотальным неудобствам петербуржцам все же не стоит.
— На движение это никак не повлияет, просто пассажирам первой линии придется в этот период пользоваться наземным вестибюлем станции «Технологический институт-2», переходя туда по пересадочному коридору, — говорит пресс-секретарь Петербургского метрополитена Юлия Шавель. — Ничего экстренного в этом закрытии нет, это плановые работы, и мы к ним готовились давно. Надо понимать, что на проведение конкурса и подготовку проекта уходит, как правило, много времени.
Конкурс на выполнение строительно-монтажных работ на «Техноложке» удался не сразу: его КРТИ проводил начиная с 2018 года. В итоге старт работ перенесли с 1 августа 2019-го на апрель нынешнего года.
Как бы то ни было, проект реконструкции «Ленметрогипротрансом» подготовлен. Реализовать его предстоит компании «Эн-системс». Перед подрядчиком поставлена задача сделать это в максимально короткий срок.
Станция «Технологический институт» — самая большая по размеру на красной ветке, а также первая и единственная в Петербурге кросс-платформенная станция, где на разные стороны приходят поезда двух наиболее загруженных линий. Среднемесячный пассажиропоток «Технологического института-1», по данным 2019 года, превышает 526,1 тыс. человек, «Технологического института-2» — 924 тысячи.
Все, кто переходил с красной ветки на синюю, меняя направление, знают: ширина пешеходного коридора между станциями очень невелика. Оно и понятно: в обычном режиме основная масса пересаживающихся пассажиров едут в том же направлении и всего-навсего пересекают платформу. Теперь ситуация изменится, и всем придется пройти этим коридором. А значит, неудобства все же будут. Но несопоставимые с теми, что горожане испытали, скажем, в период закрытия «Василеостровской» или «Академической».
Следом на ремонт планируют отправить «Маяковскую». Изначально ее хотели закрыть уже с января текущего года, но конкурсы на проведение работ (капремонт трех эскалаторов почти за 20,5 млн рублей, вестибюля и наклонного хода за 375,7 млн руб.) начали объявлять только во второй половине марта. Объем работ тоже немаленький. И чаще всего в техзадании по «Маяковской» встречается слово «гидроизоляция»: первого этажа вестибюля, кровли козырька, натяжной камеры, бетонной крепи наклонного хода, опорных частей фундаментов эскалатора и т. д. Кроме того, будут обновлены фасады станции со стороны Невского проспекта и улицы Марата, служебные помещения вестибюля. А новые конструкции входной группы сделают эту станцию подземки доступнее для маломобильных граждан. Капитально отремонтируют также системы местной вентиляции, освещения и внутренние системы отопления, водоснабжения и водоотведения.
Все это мы получим через 11 месяцев после реального начала работ.
Но и тут петербуржцам волноваться не стоит.
Поскольку на «Маяковской» закроют только эскалаторную зону, пассажиропоток будет перенаправлен на красную ветку, на «Площадь Восстания», у которой, как мы знаем, два выхода. Рабочую и сметную документацию по ремонту «Маяковской» разработала СК «ПСР», проект капремонта эскалаторов — компания «Эс-сервис». Итоги конкурса на проведение СМР планируют подвести уже 17 апреля (если только этот срок не отодвинут из-за карантинных ограничений). Все работы на станции должны быть завершены в апреле 2021 года.
Следом, по планам КРТИ, на реконструкцию может встать «Московская». Здесь планируют закрыть один вестибюль, его ремонт должен начаться в августе текущего года. При этом второй вход на станцию будет работать. Кроме того, в перечне предполагаемых кандидатов на ремонт в 2020 — 2022 годах ранее назывались «Площадь Восстания-1» и «Площадь Ленина-1» (здесь, как можно догадаться, для пассажиров также особых трудностей не предвидится), на 2022 — 2024 гг. — «Чернышевская». Осенью прошлого года на сайте госзакупок было размещено объявление о конкурсе на разработку проектно-сметной документации для станции «Удельная». Сроки начала и завершения ремонта там пока неизвестны, но очевидно, что ее закроют для пассажиров примерно на год, как это было с «Василеостровской» и «Академической».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 060 (6658) от 10.04.2020 под заголовком «Три плюс один».
Источник
В Петербурге озвучили сроки ремонта популярной станции метро
В комитете по развитию транспортно инфраструктуры Санкт-Петербурга (КРТИ) планируют открыть станцию метро «Технологический институт-1» в сентябре 2021 года. Как сообщает пресс-служба КРТИ, к этому моменту на объекте будут завершены все строительно-монтажные работы, запланированные проектом реконструкции.
Наземный вестибюль станции «Технологический институт-1» был закрыт на реконструкцию с апреля 2020 года. Работы по заказу КРТИ проводит подрядчик АО «Эн-системс». Строители завершили обустройство временных инженерных сетей, провели демонтаж эскалаторов и водоотливных зонтов, внутренних перегородок машинного зала, фундаментов под приводные машины эскалаторов, перекрытия вестибюля и бетонных конструкций машинного зала и т.д.
В настоящее время на станции ведутся работы по полной замене эскалаторов с частичной заменой конструкций наклонного хода. Кроме того, проводится реставрация предметов декоративно-прикладного искусства, в частности: восстановление утрат, изготовление недостающих элементов, восстановление деревянных заполнений дверных коробок, очистка и полировка облицовки стен из мрамора.
В соответствии с графиком производства работ, начало монтажа новых эскалаторов запланировано на май 2021 года.
Ранее Смольный анонсировал также открытие станции метро «Зенит», которая была закрыта на годовой ремонт в 2020 году. Станция примет первых пассажиров 2 мая 2021 года. В этот день в тестовом режиме станция будет готова принять футбольных болельщиков команд «Зенит» — «Локомотив». Для обычных пассажиров она будет открыта до конца мая
Источник
Станция «Технологический институт-1»
admin птн, 01/04/2019 — 14:08
Дата открытия: 15 ноября 1955 года
Архитекторы станции: А. М. Соколов и А. К. Андреев
Инженер-конструктор: С. М. Эпштейн
Тип станции: колонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения: 40 метров
Пассажиропоток по станции: 321 493 чел/мес (2016 г.), по станции «Технологический институт» — 2: 1 094 956 чел/мес (2016 г.)
1. Описание станции
Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди Ленинградского метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания» (7 станций, 10,8 км), расположена на Кировско-Выборгской линии (М1) между станциями «Балтийская» и «Пушкинская».
«Технологический Институт-1» стала первой станцией метро расположенной на важной городской магистрали — на Московском проспекте (ранее проспект имени Сталина). Наземный вестибюль станции встроен в специально построенное здание на углу Московского и Загородного проспектов, которое возвели на месте снесённого дома Н. М. Рулёва. В этом здании разместилось управление Петербургского метрополитена. В непосредственной близи расположены Санкт-Петербургский государственный технологический институт, Музей Державина и русской словесности, Молодежный театр на Фонтанке, сад Олимпия.
Перегон от станции «Пушкинская» до «Технологического института» один из самых коротких в Петербургском метрополитене.
Станция «Технологический институт» имеет ряд отличий от остальных станций первой очереди. Во-первых, она самая большая по размеру. Тонкие квадратные в сечении колонны объединены в аркады, отделяющие средний зал от перронов; в центре — небольшое овальное помещение.
Во-вторых, «Технологический институт» является первой пересадочной станцией метро в Ленинграде-Петербурге. Но особенность станции не только в том, что она первый пересадочный узел в метрополитене Северной столицы, но и в том, что она стала первой в СССР кросс-платформенной станцией, то есть станцией, где на разные стороны приходят поезда разных линий, движущиеся приблизительно в одном направлении. Есть информация, что изначально вообще планировали построить одну большую четырёхпутную станцию, однако, впоследствии от такого масштабного проекта отказались, тем более, что и существующая станция по объёму проведённых подземных работ является одним из лидеров в Петербургском метрополитене.
В течение первых шести лет станция функционировала как обычная станция метро — поезда, следующие с «Балтийской», прибывали на правый путь. При вводе в 1961-м году первой очереди Московско-Петроградской линии (Линии 2) была открыта вторая станция — «Технологический Институт-2» с одновременным переключением движения – с «Балтийской» поезда теперь стали приезжать на вторую станцию, а правый путь первой станции стал отправным для составов второй линии. Данная особенность закладывалась ещё при проектировании. Подобное новшество было реализовано впервые в мировой практике (в таком виде), и неудивительно, что в 1958 году совместный проект ещё не построенной станции Соколова и Андреева получил Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе.
11 апреля 1961 года открылась станция «Технологический институт-2», и с этого дня поезда, следовавшие в направлении станции «Площадь Ленина», вместо привычной колонной станции стали прибывать в зал новой пилонной станции, построенной рядом с действующей. Как писала газета «Смена»: «Пассажиров ленинградского метро. утром ожидал сюрприз: по одному из путей — левому от эскалаторов — поезда не ходили. Многочисленные указатели извещали о том, что для проезда в сторону Финляндского вокзала нужно перейти на соседнюю станцию второй очереди».
Архитектура обеих станций тематически связаны — прогресс отечественной науки, только во второй станции это расцвет советской социалистической мысли и технических достижений, а в первой оформление посвящено расцвету отечественной науки.
29 апреля 1961 года, после открытия движения по новой линии (Московско-Петроградской, или 2-й линии), стал работать кросс-платформенный пересадочный узел. Но первые два года, до 1 июля 1963 года, узел работал только вполсилы, так как станция «Технологический институт» Московско-Петроградской линии являлась конечной, и поперечные пассажиропотоки в залах были направлены только в одну сторону. До наших дней это единственный действующий кросс-платформенный узел петербургского метрополитена, хотя запланирован еще один — на станции «Спортивная». Остальные проекты (на станции «Достоевская» и «Обводный канал») реализовать не удалось. Сегодня на просторах бывшего Союза подобные станции есть только в Москве: «Китай-город», «Третьяковская», «Каширская», «Кунцевская», «Парк Победы» и «Петровско-Разумовская», с небольшой оговоркой, сюда можно причислить и нижегородскую «Московскую» (там поезда прибывают на две платформы, расположенные в одном общем зале, а не отдельных станциях).
Схема кросс-платформенного пересадочного узла «Технологический институт».
В переходе со станции «Технологический институт» на станцию «Технологический институт-2» на торцевой стене в начале 1970-х годов была установлена электросветовая схема линий ленинградского метрополитена, показывающая огоньками работающие станции. По мере открытия новых участков на ней появлялись дополнительные элементы. Позже она была заменена на медную, со временем и она перестала отвечать современному количеству станций и не обновлялась с 1995 года и в 2000-х годах при проведении косметического ремонта перехода её было решено демонтировать.
Электросветовая схема в переходе между станциями в 1973 году. На схеме показаны нереализованный проект многоэтажного дома над вестибюлем «Василеостровской», работающая станция «Дачное» и обозначенная, но ещё не действующая станция «Завод „Большевик“». Фото: В. Целик, предоставлено М. Крайновым.
«Технологический институт» — самая большая по объёму пассажирского зала станция первой очереди метро. Ближайший конкурент — «Кировский завод» также сопоставима по объёму, однако по количеству проведённых горных работ «Технологический институт» безусловно лидер.
Тонкие квадратные в сечении колонны объединены в аркады, отделяющие центральный зал от перронов.
Колонны и путевые стены облицованы белым с нежными прожилками уральским мрамором «коелга», что создает впечатление простора и легкости. Фото: 1968 г.
Светлый мрамор стен хорошо сочетается с тёмными плитами пола, для облицовки которого использован полированный слипчинский черный габбро-норит со вставками серого крапчатого гранита из Жежелевского карьера Винницкой области.
Станция в первые дни работы. 1955 г.
Станция в 1958 году.
До 2006 года, пол на платформах был покрыт асфальтом. Фото: Роберт Ньюхаузер, 1985 г.
В 2006 году произведена замена асфальтовых полов в боковых залах на прочный и долговечный натуральный гранит.
На оформление станции, решённой с использованием мотивов ордерной архитектуры, повлияло близкое соседство здания Технологического института, получившего неоренессансный облик в процессе его перестройки в конце 1890-х гг. Станция в 1960 году.
Над аркадами вдоль свода протянулся декоративный фриз, в котором чередуются «позолоченные» вентиляционные решетки и лепные факелы, окаймленные бронзой, завершающиеся хрустальными светильниками.
Светильники вмонтированы в стеклянные узорчатые сосуды, вставленные в специальные желоба на своде.
Светильники в 1955 году.
Первоначально, по эскизному проекту, предполагалось украсить фриз изображениями медали Героя Социалистического Труда и почетных знаков лауреатов Сталинской премии, а светильники установить в хрустальных дугах на своде. В дальнейшем от этой идеи отказались. Как вспоминал А.М. Соколов: «Мы пересмотрели задуманную в проекте систему освещения, при этом, отказываясь от светящихся дуг, старались сохранить идею встроенного освещения. Взгляните наверх, на спрятанные в желобки лампы-бра. Они являются частью декоративной полосы над карнизом».
В путевых залах освещение обеспечивают светильники, похожие на факелы.
Светильники-«факелы» в путевом зале.
Надпись с названием станции на путевой стене.
Сами стены украшены декоративными решётками, через которые осуществляется доступ к кабельным каналам.
В центре подземного вестибюля находится овальный (а точнее, восьмигранный) зал.
Первоначально, его предполагалось посвятить торжеству советской культуры и науки.
На стенах должны были появиться барельефы, отображающие содружество советской науки с производством, а в центре — «мраморная скульптура великого вождя и вдохновителя всех наших побед товарища Сталина — корифея самой передовой в мире советской науки». Как сообщалось, «корифей науки будет изображен в позе мыслителя» (подробнее об этом. Планировалось «воспользоваться опытом мичуринцев по выращиванию растений и цветов при искусственном „дневном“ свете» и окружить скульптуру И.В. Сталина многолетними яркими цветами, вечнозелеными кустарниками и лаврами, которые будут расти под землей так же, как и на солнце.
Вопрос, могут ли растения жить в метро, до конца не изучен. Были попытки поставить горшки с цветами на станциях «Площадь Восстания» и «Ладожская». В Москве на станции «Ботанический сад» прямо на платформе стояли кадки с растениями, и в 1935 году на многих станциях также стояли различные растения, преимущественно модные в то время пальмы, но долго они не простояли. В Париже на станции метро «Лионский вокзал» создан настоящий подземный тропический сад, демонстрирующий современные технологические возможности.
На станции «Технологический институт» ни растения, ни скульптура Сталина не появились. Вместо этого на четырёх пилонах овального зала установили бронзовые медальоны с изображениями «корифеев науки», основоположников научногоко ммунизма: Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Владимира Ленина и Иосифа Сталина. Ещё до начала строительства предусматривалось, что на станции «Технологический институт» будут скрещиваться две линии метрополитена, в связи с этим конструкция станции позволяла создать здесь пересадочный узел, и из центрального овального зала, не поднимаясь на поверхность, попасть на другую линию.
Позднее, при открытии второй линии метро и строительстве перехода на станцию «Технологический институт-2», внешний вид овального зала изменился. Появилась лестница, и несколько красивых колонн с каннелюрами «ушли» в лестничный марш на треть. Позднее сняли барельефы Сталина и Энгельса, которые сейчас находятся в музее метрополитена.
Вид на станцию из овального зала. В правой части фото виден демонтированный позднее барельеф-медальон со Сталиным. Фото 1956 года, из комплекта открыток «Ленинградский метрополитен им. В.И.Ленина». Фото Б.Уткина и Л.Зиверта.
На указателе вверху снимка и над лестницей станции Московско-Петроградской линии в сторону конечной станции «Петроградская» и Кировско-Выборгской линии в сторону конечной «Площадь Ленина» — к ним можно доехать только воспользовавшись переходом. Фотография неизвестных финских туристов.
Сегодня овальный зал украшают лишь два бронзовых медальона с изображениями Маркса и Ленина.
Барельеф с изображением Ленина, размещённый в овальном зале.
Венчает купольный свод стеклянный витраж имитирующий дневной свет. 1995 год.
В краеведческой литературе отсутствуют указания на авторство четырех барельефов. Но с достаточным основанием можно предположить, что портрет Ленина создал художник Николай Александрович Соколов, заслуженный деятель искусств РСФСР и заслуженный художник РСФСР. Изображения его ленинских барельефов украшали денежные знаки советской эпохи. Н.А. Соколов работал на ленинградском Монетном дворе гравёром, а с 1957 года — главным художником. Возможно, он же является автором барельефов Сталина, Маркса и Энгельса.
Лестница ведущая в переход на станцию «Технологический институт-2».
Круглый зал 1986 году.
Вид самого перехода.
Круглый зал до строительства перехода на вторую станцию «Технологический институт».
Важнейшим элементом оформления подземного зала являются размещенные над колоннами 24 бронзовых медальона с портретными барельефами великих деятелей отечественной науки. Между барельефами помещены традиционные научные символы: венки из ветвей пальмы и лавра из листовой латуни, выполненные способом выколотки. Фото 1955 года.
Такими же венками украшено старое здание Московского университета. Тонкий рисунок воспроизвести в отливке невозможно. К моменту, когда сооружалась станция, старинное искусство выколотки сохранилось только в Риге. Мастера из этого города охотно приняли заказ Ленинграда и создали артистически выполненные изделия.
Идея украсить станцию галереей скульптурных портретов великих людей нашей Родины возникла уже на первом этапе. Однако, помимо известных ученых, здесь должны были появиться портреты великих русских поэтов, писателей и художников, в частности А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.Г. Чернышевского, А.Н. Толстого и В.В. Маяковского. Мог появиться на станции и портрет небезызвестного селекционера Лысенко, но в дальнейшем от этой сомнительной идеи отказались.
В результате обсуждений и согласований возник перечень из 28 выдающихся русских и советских ученых, а также основоположников научного коммунизма. Созданием портретов занимался большой коллектив ленинградских скульпторов от прославленных мастеров до начинающих ваятелей. Каждый скульптор создал только один барельеф, но все портреты созданы в одном стиле.
Ниже представлен полный перечень портретов ученых и их авторов, а также фотографии некоторых медальонов. Всего на станции изначально было 28 медальонов — 24 в центральном зале и 4 в круглом.
Правая сторона (1-я, Кировско-Выборгская линия):
1. Иван Федоров (также Иван Федорович Москвитин; ок. 1520–1583) — первый русский книгопечатник, издатель первой точно датированной печатной книги «Апостол» в Русском царстве, а также основатель типографии в Русском воеводстве Польского королевства. Автор барельефа — скульптор Александр Алексеевич Мурзин (1914–2010), заслуженный художник РФ.
2. Николай Иванович Лобачевский (1792–1856) — известный математик, один из создателей неевклидовой геометрии. Автор барельефа — скульптор Татьяна Федоровна Линде (1893–1978).
3. Николай Иванович Пирогов (1810–1881) — хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии. Автор барельефа — скульптор Моисей Абрамович Вайман (1913–1973).
4. Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846–1888) — этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи, называемого Берегом Маклая. Автор барельефа — скульптор Павел Пименович (Пимонович) Черненко (1918–2013).
5. Павел Николаевич Яблочков (1847–1894) — электротехник, военный инженер, изобретатель и предприниматель, создатель дуговой лампы, вошедшей в историю под названием «свеча Яблочкова». Автор барельефа — скульптор Николай Александрович Дмитриев (1922–1960).
6. Александр Степанович Попов (1859–1905) — физик и электротехник, профессор, изобретатель, один из изобретателей радио, статский советник. Автор барельефа — скульптор Арам Арутюнович Айриев.
Переход на станцию «Технологический институт-2»:
7. Илья Ильич Мечников (1845–1916) — микробиолог, цитолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог, один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, теории фагоцителлы, основатель научной геронтологии. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908 г.). Автор барельефа — скульптор Яков Абрамович Троупянский (1878–1955). Во время он Великой Отечественной войны работал в отделе охраны памятников занимался реставрацией и консервированием скульптурных памятников Ленинграда.
8. Климент Аркадьевич Тимирязев (1843–1920) — естествоиспытатель, специалист по физиологии растений, крупный исследователь фотосинтеза, популяризатор и историк науки. Автор барельефа — скульптор Александра Федоровна Гунниус (1890–1977), участница возрождения Большого каскада Петродворца после Великой Отечественной войны.
9. Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927) — невропатолог, физиолог, психолог, исследователь нервной системы человека, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик. В 1907 году основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт — первый в мире научный центр по комплексному изучению человека, ныне носящий его имя. Автор барельефа — Пелагея Николаевна Шурыга (Шурига; 1900–1980).
10. Иван Владимирович Мичурин (1855–1935) — биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники, почетный член Академии наук СССР, академик ВАСХНИЛ. Автор барельефа — Евгений Кузьмич Дмитриев (1927–1994).
11. Александр Петрович Карпинский (1846–1936) — геолог, академик, президент Минералогического общества России, первый выборный президент Российской академии наук. Работы по палеонтологии, стратиграфии и тектонике, петрографии, геологии и полезным ископаемым Урала. Автор барельефа — скульптор Евгения Павловна Крупина (1912–1992).
12. Алексей Евграфович Фаворский (1860–1945) — химик-органик, его работы в области непредельных соединений явились теоретической основой промышленного синтеза каучука в СССР. Автор барельефа — скульптор Роберт Карлович Таурит (1906–1969). Барельеф демонтирован.
Левая сторона (2-я, Московско-Петроградская линия):
13. Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) — ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик, физик, астроном, приборостроитель, географ, геолог, поэт, филолог, художник, историк; статский советник, профессор химии, действительный член Санкт-Петербургской Императорской и почетный член Королевской Шведской академий наук. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь, открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Автор барельефа — скульптор Ефим Аронович Гендельман (1914–1982). Участвовал в реставрации скульптуры дворцов-музеев в Павловске и Пушкине.
14. Иван Петрович Кулибин (1735–1818) — механик-изобретатель из мещан, прозванный «нижегородским Архимедом». Автор барельефа — скульптор Николай Васильевич Дыдыкин (1894–1975), в юности — палехский иконописец. В послевоенные годы участвовал в восстановлении ансамбля «Тритоны» в Петродворце.
15. Сергей Петрович Боткин (1832–1889) — врач-терапевт и общественный деятель, создал учение об организме как о едином целом, подчиняющемся воле. Профессор Медико-хирургической академии, тайный советник, лейб-медик. Автор барельефа — скульптор Валентина Осиповна Пирожкова (1913–1973).
16. Николай Михайлович Пржевальский (1839–1888) — путешественник и натуралист, совершивший несколько экспедиций в Центральную Азию; почетный член Академии наук, генерал-майор. Автор барельефа — скульптор Клавдия Петровна Терентьева.
17. Софья Васильевна Ковалевская (1850–1891) — математик и механик, первая в мире женщина-профессор математики, иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук. Автор барельефа — скульптор Леонид Абрамович Месс (1907–1993).
18. Иван Михайлович Сеченов (1829–1905) — физиолог и мыслитель-рационалист, много лет занимался физиологией межцентральных отношений. Наиболее существенные результаты этих исследований опубликованы в его работе «Физиология нервной системы». Автор барельефа — скульптор Цецилия Иосифовна Дивеева (1914–1960).
Переход на станцию «Технологический институт-2»:
19. Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907) — выдающийся химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог. Профессор Санкт-Петербургского университета; член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Среди наиболее известных открытий — периодический закон химических элементов. Автор классического труда «Основы химии». Автор барельефа — скульптор Александр Михайлович Игнатьев (1912–1998). Заслуженный художник РСФСР. В 1941 г. ушел рядовым в народное ополчение, участвовал в боях на Пулковских высотах, с тяжелым ранением попал в госпиталь и был эвакуирован. После возвращения участвовал в реставрационных работах на Большом каскаде Петергофа.
20. Николай Егорович Жуковский (1847–1921) — механик, создатель аэродинамики как науки. Заслуженный профессор Московского университета, профессор теоретической механики Императорского Московского технического училища; член-корреспондент Императорской Академии наук. Автор барельефа — скульптор Григорий Александрович Черниенко.
21. Сергей Васильевич Лебедев (1874–1934) — ученый-химик, основоположник промышленного способа получения синтетического каучука, академик АН СССР. Автор барельефа — скульптор Александр Григорьевич Овсянников (1913–1993). Участвовал в оформлении станций «Балтийская» и «Нарвская» Ленинградского метрополитена.
22. Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) — ученый-самоучка и изобретатель, основоположник теоретической космонавтики. Автор барельефа — скульптор В.И. Знаменский, в 1955 году — молодой лепщик «Ленметростроя».
23. Иван Петрович Павлов (1849–1936) — физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии (1904 г.). Автор барельефа — скульптор А.В. Менжелис (биографических данных о скульпторе найти не удалось).
24. Алексей Николаевич Крылов (1863–1945) — кораблестроитель, механик и математик, академик Петербургской Академии наук, генерал флота, лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда. Автор барельефа — скульптор Георгий Филиппович Ветютнев (1903–1960). Барельеф демонтирован.
Сегодня на колоннах можно насчитать лишь 22 медальона. Всё дело в том, что по мере развития метрополитена и открытия новых станций потребовались новые служебные помещения. Для возможности устройства помещений линейного пункта для машинистов Московско-Петроградской линии пассажирская зона центрального зала была несколько укорочена. Работы начались в 1989 году, через два проема от торца зала возвели кирпичную стену, укоротив подземный зал. Стену оштукатурили и сначала расписали ее под мрамор «коелга», а в дальнейшем облицевали натуральным камнем. Эти работы, завершившиеся в феврале 1992 г., выполнил облицовщик-полировщик метрополитена Георгий Осипович Левитанус.
Станция в 1960 году, на фото виден демонтированный позднее медальон с изображением Энгельса. Завершает станцию глухой торец оформленный четырьмя торшерами — та самая часть станции которая сейчас отгорожена фальшстеной.
Таким образом, в общей сложности станция лишилась четырёх барельефов: так два барельефа А.Е. Фаворского и А.Н. Крылова оказались внутри служебных помещений и в наши дни они стали экспонатами Музея метрополитена, а ещё два, как уже было написано выше, были демонтированы при строительстве перехода на станцию «Технологический институт-2» (Сталина и Энгельса).
Центральный зал станции в 2005 г.
Пассажиры первых поездов до официального открытия.
Ведущий инженер-механик британских военно-морских сил Джон Бакнолл в ленинградском метро. 1966 год
В перспективе намечается капитальный ремонт наклонного хода станции «Технологический институт-1». Вместо трёх старых эскалаторов установят четыре новых. Для монтажа эскалаторов придется частично разобрать капитальную стену вестибюля со стороны Московского проспекта. В ходе реконструкции, планируется что внешний вид эскалаторов останется прежним, светильники в виде опор с шарами и решетки, установленные на эскалаторе, демонтируют и после реставрации вернут на место. Для новой, третьей, балюстрады изготовят ещё один комплект «по историческим образцам», его отольют из алюминиевых сплавов и анодируют под золотистую бронзу.
Изменится покрытие пола в эскалаторном зале. Изначально оно было асфальтовое, а в 1986 г. его сделали бетонным, с вкраплениями боя керамической плитки оранжевого цвета, что, по мнению экспертов, «не соответствует исторической цветовой гамме и разрушает целостность восприятия помещения». Проектом предусмотрена укладка серого гранита. Турникеты из эскалаторного зала перенесут в переходную камеру, где они размещались исторически. Подобное решение позволит поставить в эскалаторном зале подъемники для людей с ограниченными возможностями. Сроки выполнения этих работ пока окончательно не определены.
Эскалаторы сегодня.
2. Наземный вестибюль
Наземный вестибюль станции расположен на пересечении Загородного и Московского проспектов и встроен в монументальное трёхэтажное здание с мощной коллонадой из высоких колонн с каннелюрами. Цоколь здания облицован блоками из необработанного гранита. В этом же здании находится Управление Метрополитена.
Всего на Загородном проспекте расположены вестибюли трёх станций и все они встроены в здания. Примечательно, что все эти здания имеют непосредственное отношение к метрополитену: над станцией «Владимирская» разместился институт «Ленметропроект», у «Пушкинской» — «Метрострой», в здании станции «Технологический институт» находятся службы Петербургского метрополитена, а в соседнем доме — Управление метрополитена.
Вестибюль станции, встроенный в здание Управления метрополитена в 1956 году. Фото из комплекта открыток «Ленинградский метрополитен им. В.И.Ленина». Фото Б.Уткина и Л.Зиверта.
Здание построено на месте снесённого трёхэтажного доходного дома купцов Рулёвых 1840-х годов постройки. В связи со строительством метрополитена, для сооружения наклонного хода и вестибюля в 1952 году это здание было снесено и на его месте выросло новое монументальное здание бежевого цвета, отлично вписавшееся в окружающую застройку и ставшее украшением Московского и Загородного проспектов.
Дом купцов Рулёвых, Московский проспект, д. 28/76. Снесён в 1952 году, и на его месте возведено новое здание в котором разместился вестибюль станции метро «Технологический институт». Фото 1949 года.
Высокий цокольный этаж выполнен из мощных необработанных рустованных блоков тёмно-красного гранита Токовского месторождения. Фото 1955 года.
Декоративные окна закрыты красивыми решётками. Фото: 1956 года.
Здание управления метрополитена с вестибюлем и здание Технологического института (на заднем плане). Фото: 1959 года.
Вход в вестибюль устроен со стороны Московского проспекта, выход — на Загородный проспект. Фото 1995 года.
Входы и выходы выполнены в виде огромных порталов из полированного гранита той же породы, органично вписавшихся в рустованный камень фасада.
Портал наземного вестибюля, 1955 г.
Стены второго и третьего этажей украшены сдвоенными дорическими колоннами с каннелюрами и отделаны жёлтым известняком. Фото 1957 года, из книги «Ленинград. Планировка и застройка 1945-1957».
Фото 1960 года.
Здание Технологического института и вход в метро в 1963 г.
Комплект панорамных открыток с видами города. 1967 г.
Вид на здание в 1986 году.
Наземный павильон станции «Технологический институт» построен по проекту архитекторов А.М. Соколова и А.К. Андреева.
Александр Михайлович Соколов (1901–1984) — главный архитектор «Ленметропроекта», автор множества статей и книг о ленинградском метрополитене («Путешествие под землей. Ленинградский метрополитен им. В.И. Ленина» (1956 г.) и «Станции ленинградского метро» (1957 г.)), а также фундаментальных трудов по архитектуре: «Архитектура СССР», «Архитектура Ленинграда», «Строительство и архитектура Ленинграда». Он же является архитектором московской станции «Библиотека имени Ленина».
Александр Кузьмич Андреев (1913–2001) — заслуженный архитектор РСФСР, главный архитектор «Ленметропроекта». Являлся главным архитектором первой очереди ленинградского метрополитена, автор проектов станций «Технологический институт», «Кировский завод», «Площадь Ленина», «Парк Победы», «Московские ворота», «Невский проспект», «Гостиный двор», наземного вестибюля «Петроградской».
Верхний вестибюль выполнен в виде круглого зала с высоким куполом, покрытым анодированными металлическими пластинами. Из зала идёт развилка, ведущая к двум разным наклонным ходам: один ведёт на платформу первой станции («Технологический институт-1»), другой — на платформу второй станции («Технологический институт-2») построенной в 1961 году.
Стены и колонны шестиугольного кассового зала облицованы мрамором «коелга», высокий купол декорирован лепкой в виде своеобразной «чешуи».
Выход в город. 1955 год.
Сегодня вместо одной из арочных стен появился проход в эскалаторный зал станции «Технологический институт-2», слева — проход к эскалаторам станции «Технологический институт-1». Эскалаторный зал хотели украсить яшмовыми колоннами, между которыми поставить хрустальные канделябры и скульптуры основоположников отечественной науки.
В итоге, зал облицевали искусственным мрамором красного цвета и украсили декоративным фризом с вентиляционными решетками из анодированного алюминия. 1956 г. Из комплекта открыток «Ленинградский метрополитен им. В.И.Ленина». Фото Б.Уткина и Л.Зиверта
Освещение с помощью люстры и бра.
За нынешними киосками раньше располагались таксофонные кабинки. Фото 1955 года.
3. Строительство станции и проекты
На закрытом конкурсе 1948 г. свои проекты подземного зала станции «Технологический институт» представили действительный член Академии архитектуры УССР Е.И. Катонин, архитекторы А.К. Барутчев и Я.О. Рубанчик, членкорреспондент Академии архитектуры СССР Б.Р. Рубаненко и архитектор Л.Г. Голубовский. Проект Рубаненко—Голубовского из-за обилия скульптуры напоминал музейный зал, вдоль стен на высоких квадратных пьедесталах стояли бюсты ученых.
Городской архитектурный совет рекомендовал к дальнейшей разработке проект Е.И. Катонина «как дающий наиболее приемлемое решение». Чуть позднее, в 1949 г., по заданию «Ленметропроекта» проводится еще один тур закрытого конкурса. В результате бурного обсуждения результатов конкурсов жюри предложило к дальнейшей разработке проект А.М. Соколова и А.К. Андреева. Первоначально в состав авторов входила Раиса Константиновна Овчаренко, но в марте 1950 г. она ушла из «Ленметропроекта».
Изначально планировалось что оформление станции должно было освещать развитие науки и техники, так как была расположена напротив одного их старейших высших технических учебных заведений в стране, чего и было реализовано в итоге.
Авторы проекта станции: Соколов А.М., Андреев А.К. III закрытый конкурс на составление эскизных проектов. II вариант, 1949 год.
Проект как станции, так и вестибюля неоднократно менялся, и наземный вестибюль мог выглядеть совсем иначе. Стены намечалось облицевать гатчинским известняком, наличники порталов украсить чугунными литыми деталями.
В первоначальном проекте предполагалось украсить стены скульптурными барельефами, символизирующими различные отрасли советской науки и культуры. Они явились бы началом развития основной темы торжества советской науки, заложенной в архитектурное оформление станции. В одной из арок кассового зала планировалось поместить огромное живописное панно с изображением Сталина. Вождь в светлом генеральском мундире стоит на вершине беломраморной лестницы, а к нему с распростертыми в радостном приветствии руками устремляются видные советские ученые. Вверху, на фризе под куполом, надпись: «Слава Сталину — великому зодчему коммунизма, корифею науки!».
Авторы проекта наземного вестибюля: А.М. Соколов, А. К. Андреев. 1950-1952 год. Проект принят к осуществлению.
Принятый к реализации с незначительными изменениями проект интерьера наземного вестибюля. Авторы проекта: А.М. Соколов, А. К. Андреев. 1950-1952 год.
Один из вариантов оформления интерьера вестибюля.
1950 год, один из предлагаемых вариантов оформления торцевой стены станции.
1950 год, другой вариант эскиза оформления торцевой стены станции.
Строительство наклонного хода станции на месте снесённого дома Рулёвых. 1952 год.
Станция готова в конструкциях, ведётся подготовка к отделочным работам. 1954-1955 гг.
4. История и происхождение названия
Станция получила своё название по расположенному в непосредственной близости Санкт-Петербургскому государственному технологическому институту (техническому университету) СПбГТИ (ТУ), — одного из старейших вузов России, готовящий специалистов в области химии, химической технологии, биотехнологии, нанотехнологии, механики, информационных технологий, управления и экономики.
Технологический институт основан в 1828 году, в первые годы царствования Императора Николая I как Практический технологический институт. Институт был закрытым учебным заведением, рассчитанным всего на 132 казенных воспитанника, но разрешалось принимать платных пансионеров. Будущие специалисты «для управления фабриками или отдельными частями оных» освобождались от платы за учебу. Высшее техническое образование разделялось тогда только на два отделения: механическое и химическое.
Поступать на государственную службу и получать чины выпускники права не имели. Статус высшего учебного заведения институт приобрел в 1862 году.
В 1930 году состоялась реорганизация высшей школы, и институт объединил многие химические факультеты и кафедры других вузов и стал называться — Ленинградский Краснознаменный химико-технологический институт. В Технологическом институте были созданы первые в стране кафедры «Синтетического Каучука», «Технологии пластмасс» и «Технологии стекла». В институте проводились уникальные разработки по художественному стеклу, покрытиям для иллюминаторов космических кораблей; разрабатывалась технология первого советского алюминия; получали первые блоки лабораторного и промышленного синтетического каучука; разработки для медицины.
В послевоенное время ВУЗ стал именоваться Ленинградским Технологическим институтом имени Ленсовета. C 1991 года ВУЗ носит современное название.
Источники:
1) А. Жданов. «Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции», 2017 г.
2) А.П. Сапаров, Е.П. Серебровская, «Ленинградский метрополитен», 1956 г.
3) А.М. Соколов, «Ленинградское метро», 1957 г.
4) «Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения», 2005
5) «Петербургский метрополитен: из прошлого в будущее» ГМИ СПб, 2013
6) Ш авель Ю.В., Графов Д.Ю. «Петербургский метрополитен — 60», 2015
7) Архив Сергея Бабушкина
8) Архив Михаила Крайнова
Источник