- Ремонт топливного насоса высокого давления дизельного двигателя
- Устройство прибора
- Внешние проявления топливной недостаточности
- Если есть уверенность в своих силах
- Разборка и устранение утечек
- Ремонт плунжерного механизма
- Сборка и регулировка оборотов
- Проверка давления
- Аварийный ремонт электромагнитного клапана
- Обращение к специалистам
- Ремонт и обслуживание топливных насосов низкого давления автомобилей
Ремонт топливного насоса высокого давления дизельного двигателя
ТНВД в системе питания дизеля. Нарушения в работе прибора, их внешние проявления. Как можно отремонтировать насос своими силами, последовательность действий. Советы для прибегающих к помощи специализированных сервисов.
У любого дизельного двигателя рано или поздно может потребоваться ремонт топливного насоса высокого давления. Как человеческое сердце с годами начинает «барахлить», так и этот аппарат подвержен возрастным изменениям. Наряду с естественным износом деталей, сказывается и заправка некачественным топливом. Дизельные агрегаты в этом плане более чувствительны, чем бензиновые моторы.
Предлагаемая статья поможет владельцам дизельных авто при возникновении проблем с топливным насосом. В ней также приводятся советы: как отремонтировать этот узел своими руками.
Устройство прибора
Топливный насос высокого давления (ТНВД) представляет собой самостоятельный узел системы питания двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в первую очередь — дизельных. Хотя это устройство применяется и на бензиновых моторах с инжекторным впрыском, впервые оно было использовано именно на дизеле.
Главная функция его состоит в создании разницы давлений между напорной магистралью и камерой сжатия, чтобы обеспечить надежный впрыск горючего в полость цилиндра. Но этого мало.
Насос задает также последовательность подачи топлива к рабочим форсункам, то есть выполняет распределительную функцию. Помимо этого, он регулирует объем подачи в зависимости от режима движения (частоты вращения коленвала) и от некоторых других факторов: температура двигателя, включение и выключение кондиционера.
Наконец, подобно тому, как в карбюраторных моторах регулируется угол опережения зажигания, на дизельном двигателе ТНВД автоматически корректирует опережение момента впрыска.
Существуют насосы трех основных типов: рядные, с распределенным впрыском и магистральные. Устройство их рассматривается в отдельной статье. Здесь же стоит упомянуть лишь, что рядные насосы использовались до недавнего времени на грузовых дизельных автомобилях, тракторах и специализированной дорожно-транспортной технике.
Распределительные аппараты устанавливают на все легковые дизельные авто и на некоторые грузовые. Магистральные применяются в современных топливных системах Common Rail. Такие насосы лишены функции распределения топлива, эту задачу выполняет электронный блок управления двигателем (ЭБУ), который согласно программе командует рабочими форсунками.
Внешние проявления топливной недостаточности
Какие могут быть признаки неисправности топливного насоса? Как было сказано в начале статьи, основными причинами потери работоспособности ТНВД являются износ трущихся поверхностей и низкое качество топлива. Здесь можно уточнить, что под низким качеством солярки следует подразумевать и попадание в топливо воды. Ниже перечисляются внешние симптомы неблагополучной работы топливного насоса:
- Затруднен пуск двигателя — скорее всего, наступил износ плунжерной пары (или пар), и насос не развивает нужного давления. Проверяется простым способом. Нужно положить на ТНВД тряпку, полить ее холодной водой и выждать несколько минут. После чего повторить попытку. Если двигатель заведется, значит, причина действительно в износе. При охлаждении происходит уменьшение зазоров в сопряжении и повышается вязкость топлива, в результате чего насос обеспечивает необходимое давление.
- Потеря мощности. Из-за увеличившихся зазоров снижается давление впрыска, ухудшается работа всережимного регулятора оборотов.
- Перегрев двигателя. Причинами могут быть неправильная работа автомата опережения впрыска. В этом случае нельзя откладывать ремонт ТНВД «на потом».
- Растущий «аппетит» силового агрегата. Вызывается утечками топлива, износом плунжерных сопряжений, неправильным углом опережения впрыска.
- Жесткая работа мотора, которая может быть следствием чересчур раннего момента впрыска и неравномерностью подачи солярки в разные цилиндры. Правда последнее на распределительных ТНВД практически невозможно, так что, скорее всего, дело в форсунках.
- Черный выхлоп из выпускной трубы. Причина может быть в слишком позднем угле впрыска горючего.
Если есть уверенность в своих силах
При наличии перечисленных выше признаков необходимо подумать о ремонте топливного нагнетателя. Ниже рассматривается, как устранить некоторые неисправности аксиального ТНВД распределительного типа своими руками.
Следует оговориться, что прежде чем браться за эту работу, следует изучить устройство ремонтируемого агрегата, выяснить — какие могут понадобиться инструменты, потому что в некоторых случаях не обойтись без специальной оснастки, съемника, например.
Также следует приготовить фотоаппарат, чтобы фиксировать каждый этап разборки. В противном случае можно забыть — где находились те или иные детали. Для разборки необходимо приготовить подходящий стол и покрыть его чистой тканью или хотя бы листом белой бумаги. На полу не должно быть мусора, иначе случайно упавшую деталь можно и не найти.
Итак, что может самостоятельно сделать автолюбитель, не имеющий специальной квалификации?
- устранить утечку топлива из корпуса насоса;
- проверить исправность электромагнитного клапана;
- проверить плунжерный механизм подачи горючего;
- проверить автоматический регулятор частоты вращения;
- очистить фильтрующие сетки;
- проверить давление, развиваемое прибором;
- отрегулировать автомат опережения впрыска.
Разборка и устранение утечек
Ниже описывается последовательность действий при самостоятельном ремонте ТНВД. На работающем двигателе отсоединяют тягу, соединяющую педаль газа с рычагом, регулирующим подачу топлива. После чего вручную покачивают рычаг в радиальном направлении, стараясь растянуть возвратную пружину.
Если через кольцевую щель не наблюдается просачивания солярки, значит, уплотнение не изношено. В противном случае требуется восстановительный ремонт сопряжения.
Пока насос еще не снят с двигателя, убеждаются в исправности электромагнитного клапана отключения подачи топлива. Если двигатель пускается и глушится при повороте ключа — клапан исправен. Как поступать в ситуации, когда этот компонент отказывает во время движения, будет рассказано несколько ниже.
Теперь же остается переходить к разборке насоса. Перед тем как отсоединять от агрегата топливные магистрали и электроподводку, необходимо протереть его корпус и соединения смоченной в солярке ветошью, после чего вытереть насухо, чтобы исключить попадание грязи в топливную систему. Снятый насос еще раз промыть, после чего снять крышку и слить с него топливо.
В первую очередь нужно разобрать привод регулировки подачи горючего и произвести ревизию уплотнений, а также оценить степень износа сопряженных деталей. Уплотнительные кольца обязательно меняют. Для этой цели необходимо купить ремкомплект для ремонтируемого прибора.
Что касается изношенных деталей, есть два способа отреставрировать их: восстановить изношенную ось с помощью хромирования, или выточить и поставить в корпус ремонтную бронзовую втулку. Корпус перед этим придется расточить.
Ремонт плунжерного механизма
Далее следует перейти к разборке и ревизии плунжерного нагнетателя. Отсоединяют от корпуса распределительную головку насоса, после чего кладут его шкивом вниз, чтобы не высыпались внутренности. Перед тем как вынуть кулачки, приводную шестеренку и муфту центробежного регулятора, нужно проверить, не заедают ли эти детали при движении, а затем, аккуратно поддерживая их пальцами, извлечь из корпуса.
Ролики, шайбы, оси кулачковой муфты целесообразно пометить маркером, потому что все сопряженные поверхности уже притерлись друг к другу, и будет лучше, если они так и останутся после сборки. После разборки нужно внимательно осмотреть детали на предмет обнаружения сколов или выработки. Сильно изношенные элементы следует заменить новыми.
Степень износа плунжерной пары оценить можно только приблизительно. Работоспособность прецизионного сопряжения проверяется после сборки насоса путем измерения его рабочего давления. Наконец, нужно продуть сжатым воздухом все фильтрующие элементы (сетки), после чего можно собирать насос в обратной последовательности.
Сборка и регулировка оборотов
Когда агрегат будет собран, нужно залить его соляркой, проворачивая вручную приводной валик, после чего можно устанавливать на место и подсоединять топливопроводы, шланги и электропроводку системы управления.
После того как мотор будет заведен, следует убедиться в правильности работы автомата опережения впрыска горючего, в зависимости от давления в полости низконапорного лопастного насоса. На этом блоке имеется свой регулятор холостых оборотов. При необходимости регулируют этот параметр, завинчивая или вывинчивая регулировочный винт.
Перед выполнением этой процедуры рекомендуется запомнить положение винта, сосчитав количество выступающих из контргайки витков резьбы, чтобы, в крайнем случае, вернуться к исходной настройке. В мануале на двигатель указывается требуемое количество оборотов на холостом ходу двигателя. Обычно они понижаются с 1100 оборотов после запуска до 750 — после прогрева дизеля с механической коробкой, и до 850 — на двигателе с автоматом.
Проверка давления
В заключение проверяют давление в напорной магистрали, что является косвенной проверкой состояния плунжерной пары. Для этой цели понадобится манометр, рассчитанный на давление до 350 бар, соединительный шланг для подключения к насосу и переходник, включающий в себя стравливающий клапан.
В качестве измерительного прибора подойдет манометр ТАД-01А или более старый — КИ-4802. Если переходника в продаже не найдется, придется изготовить его самостоятельно.
Конечно, необходимо принимать во внимание размеры присоединительной резьбы, и куда планируется вворачивать соединительный шланг. Для измерения прибор подключают к центральному отверстию распределительного блока или к одному из напорных штуцеров.
После присоединения манометра к ТНВД проворачивают вал насоса с помощью стартера и фиксируют показание стрелочного индикатора. Если прибор показывает больше 250 атмосфер — это нормально (при работающем двигателе давление будет выше).
Аварийный ремонт электромагнитного клапана
Как было обещано выше, несколько слов о том, что делать, если откажет в пути электромагнитный клапан отключения топлива. В этом случае двигатель внезапно остановится. Правда, причин этому может быть несколько. Чтобы отбросить версию неисправности электроклапана, его необходимо исключить из работы, поскольку в нормальном режиме он всегда открыт.
Для этого нужно снять питающий провод, изолировать его от массы, после чего вывернуть клапан, удалить из него наконечник с пружиной и поставить устройство обратно. Если двигатель все равно не заведется, причина, очевидно, — в чем-то другом. Если же мотор запустится, нужно искать неисправность в клапане.
Чтобы делать это не в дороге, нужно сначала добраться до дома. Правда глушить двигатель потом придется грубо, но просто: поставить машину на ручник, включить повышенную передачу и отпустить педаль сцепления.
А затем уже приступать к ремонту. Сначала следует проверить, — не сгорела ли обмотка электромагнита. Для этого соединяют клапан с плюсом аккумулятора с помощью отрезка исправного провода, после чего пытаются завести двигатель. Если он заводится, значит, сгорела обмотка. В противном случае ищут место утечки напряжения с подводящего провода.
Обращение к специалистам
Тем же, кто не имеет желания или возможности делать ремонт ТНВД самостоятельно, следует обратиться на специализированную станцию ремонта топливной аппаратуры. Хотя существуют и дилерские центры, выполняющие обслуживание и ремонт автомобилей определенной марки, топливной аппаратурой они, как правило, не занимаются, поскольку для этого требуется дорогостоящее диагностическое оборудование.
Основным стендом для диагностики и регулировки ТНВД является Bosch EPS-815. На нем проверяются различные параметры, заданные для данного насоса производителем. Например: пусковая подача горючего, объемная подача на различных режимах, давление на выходе и некоторые другие.
При выборе сервиса следует учитывать его надежность. Для этого нужно предварительно приехать на собеседование, где поинтересоваться мнением обслуживаемых клиентов. В таких случаях обращают внимание на историю выбранного сервиса. Как правило, недобросовестные фирмы существуют в сфере услуг не более одного года.
Слабым звеном ТНВД дизельных двигателей является чувствительность их к попаданию в топливную систему воды. Особенно подвержены этому легковые иномарки, для которых вода является главным врагом. Для уменьшения этой опасности зимой нужно поддерживать максимально возможный уровень топлива в баке, чтобы свести к минимуму образование конденсата.
Источник
Ремонт и обслуживание топливных насосов низкого давления автомобилей
Топливным насосом низкого давления, проще говоря бензонасосом, оснащено большинство автомобилей, как бензиновых (на 99%), так и дизельных. В автомобилях до 80-х годов выпуска они, в основном, были механические, приводились в действие толкателем с вала двигателя. Их основная неисправность заключалась в потере герметичности мембран. Кто не помнит постоянную головную боль владельцев Жигулей с бензонасосом.
С начала 80-х производители автомобилей стали ставить электрические бензонасосы. Причем они сперва устанавливались под капотом (например BMW) или под днищем (и сейчас в некоторых автомобилях, преимущественно дизельных, они там устанавливаются). С 90-х топливные насосы низкого давления перекочевали в бензобаки. Основная причина – безопасность. Бензонасос, соединительные к нему трубки и шланги могут течь вследствие повреждения, износа, перепадов температур, если бензонасос расположен в баке – это не так страшно. Тем не менее, это приводит к некоторым проблемам, связанных с ремонтом и обслуживанием насосов.
Рассмотрю некоторые из них. Самая частая проблема – нет симптомов включения топливного насоса.
Во-первых, следует каждому автолюбителю, особенно дизельного автомобиля, определиться, есть ли в его машине насос низкого давления вообще. Во многих дизельных автомобилях он отсутствует, его функции выполняет топливный насос высокого давления (ТНВД), он подсасывает дизтопливо сам к себе. Часто бывают случаи нарушения герметичности топливных трубок, идущих от бака. И даже, если есть микротрещина, ТНВД проще из неё сосать воздух, чем дизтопливо, особенно в морозную погоду.
В этом случае многие делают ошибку – бросаются ремонтировать ТНВД за бешеные деньги. Говорят, вроде течки топлива под машиной не видно, а в форсунки ничего не идет. А утечки дизтоплива может и не быть, для самотека трещина может быть мала, а для подсоса воздуха – достаточно, может быть еще и эффект ниппеля. В этом случае следует снять прямой топливопровод с ТНВД и попробовать подать в него дизтопливо самотеком.
Кстати, это можно, да и в некоторых случаях нужно, делать, если бензонасос у вас действительно сломался в пути, надо доехать до дома либо места ремонта.
Как это проще сделать:
- отсоединить прямой топливопровод;
- в крышке двухлитровой пластиковой бутылки с помощью ножа проделать отверстие по диаметру топливного шланга;
- вставить шланг на длину бутылки в крышку (чтобы при переворачивании бутылки конец шланга был на ее дне) и тщательно закрутить изолентой, лучше скотчем, чтобы не было утечки;
- в бутылку залить дизтопливо (бензин);
- включить зажигание, начать стартовать, перевернув бутылку и выдавливая из нее топливо. Это нужно, чтобы в ТНВД и систему закачать топливо. После того, как автомобиль заведется, топливо начнет быстро уходить в обратку;
- быстро глушим машину, переворачиваем бутылку, следя, чтобы конец шланга все время был в топливе, иначе произойдет завоздушивание;
- открутить топливопровод обратки, надрезать сверху бутылку и вставить в отверстие шланг обратки, чтобы она пополняла уровень топлива.
В большинстве случаев атмосферного давления хватает для работы ТНВД и форсунок, можно доехать до места ремонта, доливая топливо в бутылку.
Второй случай. При включении зажигания в автомобилях обычно на пару секунд включается бензонасос. Это можно определить по жужжанию за задним сиденьем. Если не слышно, следует точнее определить место, где он установлен. Как правило, в седанах – под сиденьем со стороны крышки бензобака, в универсалах – с той же стороны, но в багажнике под ковриками.
Беда, если нет крышки со стороны салона, обеспечивающей доступ к нему. Некоторые водители её вырезают болгаркой сами. Иначе приходится снимать бензобак и подлезать снизу. Так вот, если жужжания нет, сразу грешат на насос. А зря, в половине случаев виноват блок управления двигателем, реле бензонасоса, главное реле, электропроводка либо попросту предохранители. Все это следует проверить.
Иногда проще начать с бензонасоса. Отсоедините фишку от него. Обычно там есть минимум четыре провода: два-три тонких к датчику уровня (поплавку) и два толстых – к насосу.
Один из них (обычно более темного цвета, но не факт) идет на корпус авто, можно прозвонить тестером и определиться какой. Иногда он просто отгнивает где-нибудь в месте крепления под сиденьем. Второй идет к блоку предохранителей и реле. Можно на него подать «плюс» с аккумулятора и на слух проверить, работает ли насос. Если работает, можно, не разбираясь в схеме, подключить этот провод, например, к габаритным огням, так ближе. Включаете габариты, начинает работать бензонасос, заводите и едете. Один мой знакомый уже полгода так катается, всё нет времени толком разобраться.
Если бензонасос не работает напрямую, следует лезть внутрь. Как:
- деревянным или пластмассовым колышком и молотком немного откручиваем пластмассовую крышку насоса против часовой стрелки и далее вручную. Почему не металлической — чтобы не было искрения;
- открутив, аккуратно, чтобы не сбить поплавок, вынимаем насос в сборе и СРАЗУ ЗАКРЫВАЕМ ОТВЕРСТИЕ ЦЕЛЛОФАНОВЫМИ ПАКЕТАМИ, ЗАКРУЧИВАЕМ ОБРАТНО КРЫШКУ. Таким образом, герметичность бака будет восстановлена.
Да, и СРАЗУ ВЫНИМАЕТ НАСОС из автомобиля, сливаем в емкость топливо и просушиваем его. На время ремонта насоса САЛОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОВЕТРИВАЕМ. Только после этого можно приступать к его ремонту;
- проверяем провода и контакты, идущие от насоса к контактам на крышке. Очень часто проблема именно в них. Помню случай, в японце младенческого возраста подгорел контакт внутри насоса, что говорить про старшее поколение французов;
- прозваниваем насос, если не звонится, то под замену. Его следует вынуть из прокладок, отсоединить от фильтра и гофоропатрубков, затем ехать с ним в магазин. Совет: брать только новый, лучше у тех, кто напрямую не признается, что Китай (было пару случаев в практике, что новый поднебесный насос поработал пару минут и сдох, причем уже установленный в бензобак). Не факт, что насос должен в точности соответствовать старому. Обычно он продается с прокладками, вставками и фильтром.
Фильтр, понятно, трогать не надо, а вот прокладки и вставки можно подогнать к корпусу обычными ножницами и ножом;
- устанавливается насос в обратной последовательности. Следите, чтобы при соединении с гофротрубками внутри насоса не образовалось трещин и зазоров.
Помню случай в BMW 7-ке, где-то в гаражах поменяли насос, а авто едет рывками. Причина – трещина шланга внутри насоса.
Опять же про BMW. В этих автомобилях иногда насос при включении зажигания не подкачивает, он начинает работать только при вращении двигателя, причем дает добро на включение датчик коленвала. Если он неисправен, насос не включается.
Вообще, о неисправностях топливной системы, бензонасоса в частности, можно рассказывать долго, неисправность частая, причин много. Помните, в половине случаев, когда автомобиль заглох во время движения, виновата топливная система. Ибо, что нужно для работы двигателя: воздух, топливо и своевременное зажигание.
Забыл совсем, недавно копался в VOLVO. Там проектировщики додумались поставить блок управления бензонасосом, извращенцы. Находится под задним правым подкрылком, его еще поискать надо.
Код ошибки 291B и 291D, симптомы – автомобиль чуть движется, чихает, двоит и т.п. Сняли блок, разобрали – сгнил разъем, нашли куда поставить, не знают что ли, что у нас с неба зимой не снег, а соль идет.
Да, совсем чуть не забыл о профилактике:
- Это почти все знают, но почти никто не выполняет – не надо ездить на мусоре, т.е. при полупустом баке. На западе бак пополняют, когда заполнен на треть. Дело еще и в том, помимо засасывания мусора в топливную систему и бензонасос плохо охлаждается, перегревается, так как не погружен в топливо, а он же погружной.
- Советую один из шлангов топливопровода заменить на прозрачный силиконовый. Мелочь, а как удобно: видно движение топлива, пузырьки, не дай бог.
- При покупке подержанного авто поинтересуйтесь у бывшего владельца, были ли проблемы с насосом, есть ли он вообще, как до него добраться, чуть что, посмотрите по справочникам.
- Если у вас дизельный авто, не поленитесь, установите ручную подкачку топлива – «грушу». Помогает, особенно в зимнее время.
Источник