Ремонт топливораздаточной колонки азс
К техническому обслуживанию колонки допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности, изучившие настоящее руководство по эксплуатации, эксплуатационную документацию на её составные части и имеющие квалификационную группу по электробезопасности не ниже третьей.
Обслуживание топливных колонок на АЗС необходимо осуществлять без вскрытия опломбированных агрегатов и механизмов, которые могут повлиять на метрологию. Для содержания колонок в рабочем состоянии в весь период эксплуатации нужно проводить следующие мероприятия по техническому обслуживанию:
- ежедневное техническое обслуживание;
- еженедельное техническое обслуживание;
- ежемесячное техническое обслуживание;
- ежегодное техническое обслуживание.
Виды технического обслуживания топливораздаточных колонок
Колонки, это средства измерения, соответственно они подлежат надзору Госстандарта. Надзор производится с периодом 1 раз в год, а также внепланово – при проведении ремонта колонок, по заявлению потребителя, во время проведения внепланового контроля. При каждодневном техобслуживании, необходимо выполнение следующих проверок:
- проверка отсутствия мехповреждений корпуса колонки и раздаточного пистолета;
- проверка яркости табло;
- проверка отсутствия мехповреждений топливораздаточного рукава и стекла табло;
- проверка отсутствия подтекания масла в гидравлике;
- проверка состояния заземления. Зажимы данных устройств должны быть надежно затянуты, и не иметь ржавчины. При необходимости их нужно очистить и смазать смазкой;
- проверка наличия и целостности пломб.
- проверка натяжения ремней электродвигателей и насосов;
- проверка целостности корпуса оборудования и оплеток электрокабелей;
- проверка состояния крепёжных элементов. Болты, гайки, винты должны быть надежно затянуты;
- проверка производительности колонки;
- проверка состояния заземления. Зажимы данных устройств должны быть надежно затянуты, и не иметь ржавчины. При необходимости их нужно очистить и смазать смазкой;
- проверка наличия и целостности пломб.
Во время еженедельного технического обслуживания производится выполнение работ по ежедневному уходу, а также дополнительные работы:
Во время проведения еженедельной проверки должна быть проведена генеральная уборка, колонку необходимо очистить от грязи, пыли, следов масла и вымыть.
Во время ежемесячного технического обслуживания производятся еженедельные проверки, а также дополнительно выполняется:
- проверка надёжности электрических соединений;
- проверка надежности крепления колонки к фундаменту;
- проверка болтовых соединений деталей и сборочных единиц, при необходимости соединения подтягиваются.
При проведении ежегодного профилактического обслуживания проводятся проверки, как и во время ежемесячного обслуживания, а также проверка работы колонки во всех режимах с определением величины отклонения и ремонта частей. Все техническое обслуживание проводятся без демонтажа, в месте эксплуатации. Периодичность ремонта выбирается в зависимости от условий и интенсивности эксплуатации. Список работ при текущем ремонте, и периодичность проведения ремонта приводится в ремонтной документации. Техобслуживание узлов колонок проводится в соответствии с рекомендациями, привёдёнными в документации на составные части.
Техобслуживание и ремонт агрегатов, опломбированных органом Госстандарта, требующих снятия пломб, проводится на производстве, имеющем поверочные средства в соответствии с ГОСТи в соответствии с методикой поверки МИ 1864-88. Но при согласовании с Госстандартом возможно проведение поверки в месте эксплуатации колонки. Все данные о техобслуживании заносятся в формуляр. Перед проведением технического обслуживания колонка отключается от источника питания. При проведении техобслуживания топливной колонки для АЗС необходимо соблюдение правил пожарной безопасности, принятых для АЗС или заправочных пунктов. При разборке колонки на месте её эксплуатации необходимо слить масло из гидросистемы с соблюдением требований по защите экологии, т. е. пролив масла возле колонки строго запрещён.
При проведении работ по техобслуживанию должен применяtтся только искробезопасный инструмент. Запрещается разводить открытый огонь и электрические нагревательные приборы для разогрева узлов колонки в холодное время года. Меры безопасности во время технического обслуживания узлов колонки разъясняются в соответствующих документах.
Источник
Возможные неисправности ТРК и способы их устранения
Неисправность | Возможная причина | Способ устранения |
Производительность колонки меньше номинальной | 1. Ослабла пружина перепускного клапана. | Подтянуть пружину или заменить. |
2. Зависание одной-трех лопаток ротора насоса. | Промыть лопатки и проверить свободное движение их в пазах. | |
3. Износились торцы лопаток ротора насоса. | Заменить лопатки. | |
4. Износились ротор, крышки и корпус насоса. | Заменить детали на новые или восстановить изношенные детали. | |
5. Износ рабочего колеса. | Заменить рабочее колесо. | |
6. Засорилась сетка фильтра. | Промыть стакан фильтра. | |
После непродолжительной остановки колонка не засасывает топливо | Не работает приемный клапан резервуара. | Промыть и притереть седло к клапану, а в случае шарикового клапана, выровнять кромку и притерать шарик. |
Насос внезапно прекратил подачу топлива | Лопнула пружина перепускного клапана. | Заменить пружину. |
Заклинило насос | Рассыпался шарикоподшипник. | Заменить шарикоподшипник. |
В индикаторе проходят пузырьки воздуха и газа | 1. Негерметичность во всасывающем трубопроводе. | Проверить герметичность всасывающего трубопровода и устранить неисправность. |
2. Засорилось отверстие в штуцере газоотделителя. | Прочистить отверстие. | |
Не держится уровень топлива в индикаторе | Неисправен верхний обратный клапан. | Подогнать, а в случае необходимости заменить тарелку клапана, проверить плотность ее прилегания к седлу. |
Погрешность выдаваемой дозы топлива превышает допустимую | Нарушена регулировка счетчика жидкости. | Провести тарировку колонки. |
Колонка передает топливо, не тарируется | 1. Сработалось зеркало золотника. | Выровнять сопрягающиеся плоскости и притереть. |
2. Износились уплотнительные поршневые манжеты. | Заменить манжеты | |
3. Износились овальные шестерни. | Заменить шестерни на новые. | |
Электродвигатель не набирает номинального числа оборотов | 1. Электродвигатель перегружен в результате заеданий в насосе или в соединении его с двигателем. | Снять насос, проверить на легкость вращения и устранить заедание. |
2. Напряжение электросети ниже номинального. | Принять меры к повышению напряжения в сети. | |
Электродвигатель гудит, но не вращается | Нет одной фазы в подводящей электросети. | Проверить целостность предохранителей на щите, сгоревший заменить. |
Продолжение таблицы 3.17
Неисправность | Возможная причина | Способ устранения |
Вал счетчика жидкости вращается, а счетное устройство не работает | 1. Нарушено соединение муфты счетчика жидкости и счетного устройства (сломан или выпал штифт муфты). | Поставить штифт. |
2. Нарушено соединение передающих шестерен в результате выпадения штифта или отхода гитары. | Поставить штифт, отрегулировать и закрепить гитару шестерен. | |
3. Заклинило пару шестерен. | Отрегулировать свободный ход шестерен, а в случае износа заменить шестерни. | |
Подтекание топлива через сливную трубку раздаточного крана при открытом положении ручного клапана и при отсутствии напора топлива в колонке | 1. Засорен отсечной клапан. | Отрегулировать клапан. |
2. Повреждена поверхность тарелки отсечного клапана. | Заменить тарелку отсечного клапана. | |
3. Недостаточно затянута пружина отсечного клапана. | Подтянуть пружину регулировочной гайкой. | |
4. Зависание штока отсечного клапана. | Устранить зависание. | |
Подтекание топлива через сливную трубку при закрытом положении ручного клапана | 1. Засорился ручной клапан. | Промыть клапан. |
2. Повреждена поверхность тарелки ручного клапана. | Заменить тарелку. | |
3. Зависание штока ручного клапана. | Устранить зависание. | |
Отсечной клапан раздаточного крана не открывается при давлении свыше 0,02 МПа | Неправильная регулировка отсечного клапана; пружина отсечного клапана сильно затянута. | Вращением гайки отрегулировать открытие отсечного клапана. |
Из атмосферной трубки поплавковой камеры газоотделителя вместе с воздухом идет топливо | 1. Лопнул или нарушена герметичность поплавка в газоотделителе или поплавковой камере. | Заменить или запаять поплавок. |
2. Неисправна запорная игла поплавка газоотделителя. | Исправить иглу. | |
Перегрев подшипника, часто сопровождающийся шумом | 1. Загрязнен подшипник или смазка. | Промыть подшипник, заменить смазку. |
2. Велика нагрузка на подшипник. | Проверить соединение электродвигателя с насосом. | |
Вибрация электродвигателя | Дефект соединения электродвигателя с насосом. | Проверить соединение и крепление электродвигателя и насоса. |
Электродвигатель перегревается | Напряжение электросети выше номинального. | Принять меры к снижению напряжения электросети до нормы |
В соответствии с назначением и характером выполняемых работ существуют три вида ремонта колонок:
Текущий ремонт предусматривает частичную их разборку, восстановление или замену изношенных и поломанных деталей. Потребность в текущем ремонте выявляется при профилактическом обслуживании и в процессе эксплуатации. В процессе ремонта проводятся необходимые регулировочные работы.
Средний ремонт предусматривает замену или восстановление одного или нескольких узлов (агрегатов), а также базовых деталей с выполнением технологически более сложных, чем при текущем ремонте операций.
Текущий и средний ремонт проводятся непосредственно на месте установки колонки. При этом желательно не разбирать узел (агрегат), вышедший из строя, а заменять его новым, отремонтированным, из обменного фонда. При таком методе ремонт ускоряется, а вышедший из строя узел (агрегат) ремонтируется в более удобных условиях в мастерских.
Капитальный ремонт имеет целью восстановление всех технических параметров. При капитальном ремонте колонка подлежит полной разборке и ремонту или восстановлению всех узлов. Капитальный ремонт, как правило, ведется в мастерских или на заводе.
Текущий и средний ремонт обычно осуществляется силами слесарей- механиков, обслуживающих АЗС. Рабочее место слесаря-механика должно быть оборудовано всем необходимым для обеспечения качественного и быстрого проведения технического обслуживания и ремонта. На нем должен быть установлен слесарный верстак с тисками, стеллаж для хранения деталей и узлов, комплект слесарного, монтажного инструмента и приспособлений, образцовые мерники 2-го разряда вместимостью 10 и 50 л.
В интересах наиболее четкой организации и лучшего проведения ремонтных работ обычно придерживаются следующего порядка:
· установление последовательности разборки;
· разборка оборудования на узлы и детали;
· выявление характера и величины износа деталей, их отбраковка и определение деталей, подлежащих замене;
· выбор способов восстановления изношенных деталей;
· сборка узлов и оборудования с необходимой подгонкой;
· проверка, регулировка и тарировка.
Неисправности выявляют внешним осмотром оборудования и его отдельных узлов, опросом лиц, работающих на данном оборудовании, а также путем контрольного пуска колонки.
МАСЛОРАЗДАТОЧНЫЕ КОЛОНКИ
3.3.1. УСТРОЙСТВО И ОБОРУДОВАНИЕ
Требования к маслораздаточным колонкам определены ГОСТом 4.103: номинальный расход масла должен обеспечиваться при высоте всасывания не менее 3 м, высоте раздаточного крана над уровнем земли до 2 м и расположении отдельных блоков колонки на расстоянии до 20 м; тонкость фильтрования должна составлять 250 мкм.
Маслораздаточную колонку с насосной установкой монтируют в отапливаемом помещении, поскольку они могут работать лишь при температуре не ниже +8°С.
Колонка состоит из (рис. 3.13):
· раздаточного крана с рукавом.
СЧЕТЧИК МАСЛА — поршневого типа, четырехцилиндровый. Предназначен для измерения и учета количества выданного масла по показаниям стрелок и суммарного счетчика. За один полный оборот большой стрелки выдается 1 л, а за один полный оборот малой стрелки — 10 л масла. Итоговые результаты выдачи показывает суммарный счетчик роликового типа с максимальным пределом измерения 999,9 л. После каждой выдачи стрелки вручную устанавливают в нулевое положение.
НАСОСНАЯ УСТАНОВКА состоит из шестеренчатого насоса, приводимого в действие электродвигателем, гидравлического аккумулятора, фильтра, автоматического выключателя с манометром, обратного и предохранительного клапанов. Весь агрегат смонтирован на чугунной плите. На всасывающем трубопроводе установлен клапан с грубым сетчетым фильтром. Основной фильтр смонтирован на нагнетательной линии насоса. В фильтре имеется пробка для слива масла из системы и удаления воздуха из всасывающей магистрали.
Гидравлический аккумулятор соединен трубопроводом с автоматическим выключателем плунжерного типа, который служит для автоматического управления электродвигателем в процессе работы насосной установки.
Манометр предназначен для контроля давления в аккумуляторе и для регулировки автоматического выключателя и предохранительного клапана.
Электрический двигатель включается и выключается автоматически с помощью магнитного пускателя.
Предохранительный клапан регулируется в пределах 1,6. 1,7 МПа для предохранения гидравлической системы в случае неисправности автоматического выключателя.
При выдаче масла, давление в системе поддерживается 1,2. 1,3 МПа. При прекращении выдачи, когда клапан раздаточного крана закрыт, давление в системе возрастает до 1,4. 1,5 МПа. При этом контакты автоматического выключателя размыкаются и электродвигатель останавливается. Давление в системе при этом поддерживается гидравлическим аккумулятором. При повторной выдаче масла, когда клапан раздаточного крана открыт, масло сначала выдается за счет давления в гидравлическом аккумуляторе. Давление в системе при этом падает. При понижении давления до 0,8. 1,0 МПа контакты автоматического выключателя вновь замыкаются и включают электродвигатель насоса.
Для заполнения гидравлической системы маслом и удаления из нее воздуха, следует вывернуть пробку из тройника всасывающего трубопровода и залить масло через отверстие во всасывающий трубопровод и насос. Затем следует завернуть эту пробку, а пробку фильтра отвернуть на 2-3 оборота и включить насосную установку.
Рис. 3.13. Технологическая схема малораздаточной колонки:
1 — манометр; 2 — автоматический выключатель; 3 — предохранительный клапан; 4 — счетчик; 5 — фильтр-сетка; 6 — раздаточный кран с рукавом; 7 — шестеренчатый насос; 8 — электродвигатель;
9 — обратный клапан; 10- гидравлический аккумулятор; 11 — фильтр; 12- корпус колонки
Особенности монтажа:
· насосная установка монтируется в непосредственной близости от резервуара с маслом в помещении, обеспечивающем температуру не ниже +17 °С;
· место расположения насосной установки должно обеспечить минимальную высоту всасывания и устойчивую работу при температуре +8 °С;
· гидравлическая система заполняется маслом, для чего необходимо: вывернуть пробку из тройника всасывающего трубопровода и залить масло, завернуть пробку на тройнике и вывернуть пробку на фильтре на 2-3 оборота, включить установку до поступления из фильтра чистого без пузырьков воздуха масла, и завернуть пробку.
После монтажа маслораздаточную колонку проверяют на герметичность, точность отпуска масла и производительность.
Подготовка к работе:
· заполнить гидравлическую систему маслом и удалить воздух; для этого следует вывернуть пробку из тройника всасывающего трубопровода и залить масло;
· завернуть пробку и отвернуть на 2-3 оборота пробку фильтра;
· включить насосную установку;
· после того, так масло пойдет ровной струей, без пузырьков воздуха, т.е. после заполнения гидравлической системы маслом электрический двигатель автоматически выключается;
· удалить воздух из счетчика, для чего: снять крышку маслоколонки и вывернуть на 3-4 оборота пробку, расположенную в вертикальной плоскости блока между двумя верхними цилиндрами; после того, как масло без воздуха пойдет, пробку завернуть. При закрытом запорном клапане раздаточного крана давление в системе не должно падать;
· включить колонку и убедиться в исправной работе насоса, счетчика и раздаточного крана.
При пробном пуске следует учитывать, что суммарный счетчик показывает нарастающий итог отпущенного масла и возврату в исходное положение не подлежит.
Обслуживающему персоналу необходимо проверить места соединений и уплотнений и в случае подтекания масла устранить течь.
Запрещается эксплуатировать колонку с погрешностью счетчика более нормы установленной эксплуатационной документацией.
Порядок отпуска масла:
· установить нулевое положение;
· извлечь раздаточный кран из отверстия корпуса колонки и вставить его наконечник в горловину картера. Нажатием на рукоятку раздаточного крана открыть запорный клапан и произвести заправку;
· контроль за количеством выданного масла осуществляется наблюдением за показаниями стрелок счетного устройства;
· электродвигатель останавливается автоматически после отпуска нужной дозы и закрытии запорного клапана;
· после окончания выдачи масла раздаточный кран вставить в отверстие корпуса колонки.
Возможные неисправности колонок и способы их устранения приведены в табл. 3.18.
Источник