Ремонт деталей механизмов тормозов ЗИЛ-130
Блок цилиндров компрессора. Блок изготовлен из серого чугуна СЧ 18-36 (ГОСТ 1418—54). Твердость — НВ 170—229. Основные дефекты блока приведены в табл. 73.
Трещины на рубашке охлаждения блока цилиндров компрессора целесообразно ремонтировать газовой сваркой. Перед сваркой накер-нивают и засверливают концы трещины сверлом 0 4 мм. Трещину расфасовывают по всей длине под углом 90—120е на толщину стенки, используя для этой цели пневматическую зачистную машинку типа ШР2 со шлифовальным кругом ПП 100 X 10 X 20 К4 № 125-80СТК. Для сварки применяют горелку ГС-53 с наконечником№3 и присадочный пруток из серого чугуна марки Б(ГОСТ 2671—44) 0 3 мм или пруток из серого чугуна с содержанием 2,5% кремния. В качестве флюса применяют буру безводную (№2В4О7). После сварки блоки компрессора выдерживают в томильной яме с электроподогревом и горячим песком до остывания и зачищают место сварки заподлицо с основным металлом.
Сварочный шов должен быть плотным, без непроваров, пористости, раковин, шлаковых включений. После ремонта блока проверяют плоскость прилегания головки. При проверке на плите щуп 0,05 мм не должен проходить. При превышении коробления блок шлифуют на плоскошлифовальном станке ЗБ-71М с магнитной плитой по плоскости прилегания головки и плоскости крепления блока к картеру до устранения коробления. При этом высота блока цилиндров должна быть не менее 91,6 мм.
Пробоины и трещины на стенках рубашки охлаждения блока компрессора заделывают эпоксидной смолой так же, как и на блоке цилиндров двигателя.
При сколах ушков фланца крепления блока к картеру зачищают место облома под углом 45—60о под наплавку и вскрывают отверстие со сколом. Разделку выполняют машинкой ШР2 с использованием шлифовального круга ПП 100 X 10 X 20 К4 № 125-80 СТК- Горелкой ГС-53 с наконечником № 4 наплавляют обломанное место ушков фланца до прежнего контура с припуском на торце 1,0—1,5 мм.
После сварки плоскость фланца зачищают заподлицо с основным металлом, а контур фланца — по шаблону. По кондуктору сверлят отверстие диаметром 10,5 мм в месте старого наплавленного отверстия и шлифуют на плоскошлифовальном станке с магнитной плитой плоскость прилегания фланца к картеру компрессора до устранения коробления. При этом высота блока должна быть не менее 91,6 мм.
Изношенные цилиндры расстачивают под ремонтные размеры: первый размер 60,4+0,03жж,, второй—60,8+0,03мм. Для расточки мож-
но применять вертикально-расточный станок с установленным в головку резцом 12 X 12 мм с пластинкой ВК8, или токарный станок 1К.-62 с приспособлением для расточки цилиндров. Далее зенкуют фаску 1 X 15о со стороны крепления головки блока и фаску 4 х 15е со стороны крепления блока цилиндров к картеру. Расточенные последовательно цилиндры хонингуют предварительно и окончательно на хонинговальном станке с чистотой поверхности 9.
Овальность и конусность цилиндров после окончательной обработки допускаются не более 0,03 мм. Больший диаметр конуса допускается в нижней части цилиндра. Оси цилиндров должны быть перпендикулярны к плоскости, сопрягающейся с картером компрессора. Допустимое отклонение должно быть не более 0,03 мм на длине 100 мм.
При задирах или износах цилиндров, выходящих за пределы ремонтных размеров, цилиндры компрессора гильзуют. На вертикально-расточном или токарном станке цилиндры растачивают под гильзу до диаметра 64,0+0,03 мм. Гильзы в отверстия блока можно запрессовать под гидравлическим прессом ГАРО типа 208. Гильзованные цилиндры растачивают и хонингуют под номинальный диаметр 60,0+0,03 мм, соблюдая технические условия на обработку.
Риски и задиры на рабочей поверхности седла впускного клапана устраняют притиркой, выдерживая чистоту поверхности Ю и неплоскостность не более 0,02 мм. При расстоянии от привалочной плоскости блока до торца седла более 3,7 мм заменяют седло, предварительно проверив отверстие под седло. Диаметр отверстия должен быть в пределах 17+0,02 мм. При износе отверстия во втулке плунжера ее заменяют на новую.
Поврежденную резьбу М8 кл.2 в отверстиях под болты или шпильки крепления головки блока восстанавливают постановкой ввертыша. Отверстие с дефектной резьбой рассверливают до диаметра 10,1 мм на глубину 18 мм и зенкуют фаску 1 X 45. В рассверленном отверстии нарезают резьбу М12 кл.2 на глубину 15 мм, ввертывают ввертыш и рас-кернивают в двух противоположных точках. В отверстии ввертыша нарезают резьбу М8 кл.2.
Коленчатый вал компрессора. Изготовлен из стали 45. Шатунные шейки закалены на твердость НRС 52—62. Остальные поверхности имеют твердость НВ 179—229. Основные дефекты коленчатого вала приведены в табл. 74.
Перед ремонтом коленчатого вала исправляют центровые фаски и проверяют погнутость вала. Биение коренных шеек, шейки под шкив и шейки под маслосгонную резьбу не должно превышать 0,05 мм. При большем биении вал правят гидравлическим прессом.
Изношенные коренные шейки можно восстанавливать хромированием или осталиванием. Перед хромированием шейки шлифуют на круглошлифовальном станке 3153М шлифовальным кругом ПП300х20х75Э № 20-2561-6М2К. Шейки хромируют до диаметра 35,10 мм и окончательно шлифуют до диаметра 35+0,02+0,03 мм. При износах больше
диаметра 34,У мм шейки коленчатого вала осталивают или восстанавливают вибродуговой наплавкой.
Изношенные шатунные шейки перешлифовывают под ремонтные размеры: первый размер 28,2-0,021 мм, второй размер 27,9-0,021 мм.
Шатунные шейки коленчатого вала компрессора при износах, превышающих ремонтные размеры, осталивают или наплавляют с последующей обработкой под номинальный размер.
Овальность и конусность коренных шеек допускается не более 0,01 мм, а образующие шатунных шеек должны быть параллельны осям коренных шеек с точностью 0,02 мм на всей длине.
Шероховатость поверхности коренных и шатунных шеек должна быть соответственно 7 и 8б.
Изношенное отверстие под уплотнитель задней крышки картера восстанавливают постановкой втулки. Отверстие растачивают на токарном станке 1Б61 до диаметра 29+0,045 мм на глубину 18 мм. В расточенное отверстие ручным прессом ГАРО 274 запрессовывают ремонтную втулку. В запрессованной втулке подрезают торец заподлицо с основным металлом, растачивают отверстие до диаметра 25+0,033 мм и снимают центровую фаску 3 X 30о.
Изношенную конусную шейку под шкив протачивают на конус 1 : 8 до размера малого диаметра конуса 19-0,2 мм, а затем наплавляют в среде углекислого газа вибродуговым способом либо способом ручной дуговой сварки. Сварку ручным способом выполняют электродом ОММ5 0 3 мм при постоянном токе силой 100—140 а. Наплавленная конусная поверхность должна иметь размер больше номинального на 2—2,5 мм на сторону. Наплавленную шейку протачивают на конус 1 : 8 предварительно и окончательно под номинальный размер и на горизонтально-фрезерном станке 6М-80Г фрезеруют фрезой диаметром 19+2+1,5 мм сегментную шпоночную канавку шириной 5-0,010-0055 мм и глубиной 5,6+0,16 мм, выдерживая размер 11 мм.
При износе шпоночного паза его заваривают и фрезеруют новый паз номинального размера.
Поврежденную резьбу под гайку крепления подшипника зачищают до металлического блеска, не стачивая резьбу, наплавляют шейку с поврежденной резьбой до диаметра 35,8 мм на вибродуговой установке ВНИИАТ или КУМА-5М без жидкостного охлаждения.
Техническая характеристика режимов наплавки
Напряжение, в — 12—14
скорость подачи, м/мин — 1,3
угол наклона, град — 40
Шаг наплавки, мм/об — 3
Скорость вращения детали, об/мин 6
Наплавленную шейку обтачивают до диаметра 33-0,08-0,25 мм на длине 14 мм, снимают фаску 2,5 X 45°, протачивают канавку шириной 3 мм до диаметра 30 мм и нарезают резьбу МЗЗ х 1,5 кл. 2. По оставшемуся шпоночному пазу на шейке подшипника фрезеруют шпоночный паз на резьбовой шейке.
При срыве или износе резьбы М14 х 1,5 под гайку крепления шкива резьбовой конец протачивают до диаметра 11-0,2 мм, устанавливают заглушку в отверстие под шплинт и заваривают проточенную шейку до диаметра 17 мм электродом ОММ503 мм при постоянном токе 100—140 а. Наплавленную шейку протачивают до ди14Го;24 мм и нарезают резьбу М14 X 1,5 кл. 2. Перед нарезанием резьбы высверливают алюминиевую заглушку и восстанавливают отверстие 03,5 мм под шплинт.
Источник
Разборка механизмов тормозов ЗИЛ-130
Для разборки компрессор ( рис. 161) устанавливают на стенд, где расшплинтовывают и отвертывают гайку 47 и спрессовывают шкив 43 с шейки коленчатого вала.
Затем снимают впускной патрубок 62 подвода воздуха и регулятор давления с прокладками, предварительно отвернув их болты крепления к блоку цилиндров.
Предварительно отвернув гайки 31, снимают головку 30 цилиндров с прокладкой 29, из которой вывертывают две пробки / нагнетательных клапанов, вынимают пружины 3 клапана 4, вывертывают седла 5 нагнетательных клапанов и снимают пружины 9 впускных клапанов 51.
После установки компрессора на стенде картером вверх отвертывают болты крепления крышек шатунов и вынимают поршни в сборе с шатунами из блока цилиндров. Для предотвращения разу комплектации после снятия вкладышей 26 шатунных подшипников крышки шатунов
Рис. 161. Компрессор:
1 — пробка нагнетательного клапана; 2, 13, 20 и 29— прокладки; 3— пружина нагнетательного клапана; 4—нагнетательный клапан; 5—седло нагнетательного клапана; 6 — прокладка седла нагнетательного клапана; 7—головка компрессора; 8 — направляющий стержень пружины впускного клапана; 9—пружина впускного клапана; 10, 25, 46, 63 и 66—болты;
И, 44, 45, 49, 61 и 70 — шайбы; 12 — задняя крышка картера компрессора; 14—упорная гайка; 15—замочная шайба упорной гайки; 16 — стопорноеГкольцо заднего подшипника; 17 — задний шариковый подшипник коленчатого вала; /8—картер компрессора; 19—шпилька крепления блока цилиндров компрессора; 21 — блок цилиндров; 22 — шатун; 23 и 48 — шплинты; 24 — гайка; 26 — вкладыши шатунных подшипников; 27 — маслосъемное кольцо; 28 — компрессионные кольца; 30 — головка цилиндров с нагнетательным клапаном в сборе; 31, 36, 47 и 71 — гайки; 32 — порш-иевой палец; 33—поршии; 84—втулка верхней головки шатуна; 35—шпилька крепления головки компрессора; 37 — коленчатый вал; 38—передний шариковый подшнпник$коленча-того вала; 39—шпонка крепления шкива; 40 — передняя крышка картера компрессора; 41 — сальник передней крышки; 42 — ступица шкива; 43—шкив; 50 — направляющая впускного клапана; 51— впускной клапан; 52—пружина коромысла впускных клапанов; 53—коромысло впускного клапана; 54 — шток впускного клапана; 55 — гнездо штока; 56 — плунжер; 57—ушютнителъиое «кольцо плунжера; 58 — седло впускного клапана; 59—втулка плунжера; 60—прокладка впускного патрубка; 62—впускной патрубок подвода воздуха к компрессору; 64 — пружина уплотнителя: 65—уплотнитель задней крышки компрессора; 67—прокладка нижней крышки; 66 к 69 — шпильки; 72 — нижняя крыщка картера компрес-
соединяют с шатунами. Поршень 33 отсоединяют от шатуна, предварительно выпрессовав палец 32. С поршней снимают компрессионные 28 и маслосъемное 27 кольца, а из верхней головки шатуна выпрессовывают втулку.
Из отверстий блока цилиндров вынимают пружину 52, коромысло 53 впускных клапанов, штоки 54 с гнездами 55 и плунжеры 56 с уплотни-тельными кольцами 57.
Для снятия задней крышки 12 картера компрессора отвертывают болты 10 ее крепления и вынимают уплотнитель 65 с пружиной 64. Затем отгибают усик замочной шайбы 15, отвертывают упорную гайку 14, которую снимают с шайбой.
Для снятия передней крышки 40 отвертывают болты крепления, а затем выпрессовывают из ее отверстия сальник 41.
Рис. 162. Регулятор давления: 1—пробка регулятора давления; 2. 19 и 22 —уплотнительные кольца; 3 — регулировочная гайка; 4, 13, 21 и 29—шайбы; 5 — пружина диафрагмы; 6 и 11 — прокладки; 7 — нижний корпус; 8 и 15 шплинты; 9 — шток диафрагмы; 10—уплотнительное кольцо штока; 12—диафрагма регулятора давления; 14—гайка штока; 16—толкатель клапана; 17— пружина толкателя клапана; 18—верхний корпус регулятора давления; 20 — втулка; 23—седло клапаиа; 24—клапан регулятора давления; 25 — пружина клапана; 26—пружина седла клапана; 27 — винт’крепления нижнего корпуса; 28—-болт крепления регулятора; 30—штуцер; 31 — пробка; 32 — воздушный фильтр; 33 — кольцо фильтра; 34—кольцо пробки фильтра; 35—пробка фильтра
Картер компрессора устанавливают на стол пресса передним концом вниз, а затем последовательно выпрессовывают коленчатый вал 37 из картера с подшипником 17, а с коренной шейки коленчатого вала спрессовывают подшипник 38.
Для разборки регулятора давления отвертывают пробку 1 ( рис. 162) верхнего корпуса 18 и вынимают пружины 26 и 25 седла клапана и клапана, клапан 24 регулятора давления, уплотнительное кольцо 22 с седлом 23 и регулировочной прокладкой.
Затем отвертывают и снимают втулку 20 с уплотнительным кольцом, верхний корпус 18 регулятора с пружиной 17 и толкатель, пред-
варительно отвернув винты 27 его крепления.
Предварительно отвернув пробку 35, вынимают из отверстия нижнего корпуса 7 воздушный фильтр 32 и снимают кольца 33 и 34.
Расшплинтовав и отвернув гайку 3, снимают шайбу 4, пружину 5 и шток 9 в сборе с диафрагмой 12 и уплотнительными кольцами 10.
Разборка тормозного крана на узлы
Отвернув болты крепления, снимают крышку 24 ( рис. 163) корпуса рычагов и прокладку 23 корпуса. Затем, удалив шплинт и вынув палец, снимают с большого рычага 25 тягу 28 в сборе с крышкой 24 корпуса. После этого с тяги 28 снимают крышку корпуса, а с крышки — защитный чехол 29.
Затем, отвернув стяжной болт 32, снимают рычаг 30 ручного привода, отвертывают болты 27 крышки 26 валика рычага и легкими ударами молотка с медным бойком по торцу валика 31 рычага ручного привода подают его вперед, выпрессовывают крышку 26 и вынимают валик 31 из корпуса 36 рычагов. Ослабляя контргайки 22, вывертывают регулировочные болты 21 штока 20 и большого рычага 25. Аналогично вывертывают упорный болт 33 рычага ручного привода.
Отвернув болты, снимают с корпуса 14 тормозного крана корпус 36 рычагов и прокладку 38 корпуса рычагов. Вынимают шплинты 39, выпрессовывают ось 40 и вынимают из корпуса 36 малый рычаг 37. После этого выпрессовывают ось и снимают со штока 20 большой рычаг 25.
Затем, отвернув болты крепления, снимают: верхнюю 11 и нижнюю 9 крышки в сборе, возвратные пружины 56 диафрагмы, диафрагму 53 в сборе с направляющими 50 диафрагмы и выпускными седлами 51 клапанов. Из гнезда корпуса 14 вынимают малую уравновешивающую пружину 47 в сборе со стаканом 44.
Отвернув винты 41, снимают с корпуса 14 крышку 42 выпускного отверстия и уплотнитель 43.
После этого, сжав большую уравновешивающую пружину 17, со штока 20 снимают: стопорные полукольца 15, упорную шайбу 16 и пружину 17. Предварительно вынув шток 20 из направляющей 18, отвертывают стопорную гайку 19 и вывертывают направляющую штока 18 из корпуса тормозного крана.
Разборка узлов тормозного крана
Разборка верхней крышки. Отвернув пробку 10, из гнезда крышки вынимают уплотнительную прокладку 57, впускное седло 63 клапана, клапан в сборе и прокладки 57. Вынув чеки 55, снимают со стержня 64 клапана малую и большую шайбы 59 и 61, пружину 62 и конус 60 клапана.
Разборка нижней крышки. Отвернув контактную колодку 3 включателя стоп-сигнала, вынимают из гнезда крышки 9 прокладку 6 контактной колодки и диафрагму 7 включателя сигнала. Затем из корпуса контактной колодки 3 вынимают основание 5 контакта и пружину 4 основания. В дальнейшем разборку ведут аналогично технологическому процессу разборки верхней крышки.
Разборка стакана малой уравновешивающей пружины. Установив стакан 44 на подставку к столу гидравлического пресса, снимают уравновешивающую пружину 47 и из кольцевого паза стакана вынимают
Рис. 163. Тормозной кран:
1 — гайка клеммы включателя стоп-сигнала; 2, 13, 16— шайбы; 3 — контактная колодка включателя стоп-сигнала; 4— пружина основания контакта; 5 —основание контакта; 6— прокладка контактной колодки; 7 — диафрагма включателя стоп-сигнала; 8, 10 — пробки; 9 — нижняя крышка; 11 — верхняя крышка; 12 — болт; 14 — корпус тормозного крана; 15 — стопорное полукюльцо опорной шайбы штока; 17 — большая уравновешивающая пружина; 18 — направляющая штока; 19 — стопорная гайка; 20— шток; 21 — регулировочный болт; 22 и 34 — гайки; 23 — прокладка; 24 — крышка корпуса рычагов; 25 —большой рычаг; 26 — крышка валика рычага; 27 — болт крышки; 28 — тяга привода тормозного крана; 29 — защитный чехол: 30 — рычаг ручного привода; 31—валик рычага; 32 —стяжной болт рычага; 33 — упорный болт рычага; 35 — ось большого рычага; 36 — корпус рычагов; 37—малый рычаг; 38 — прокладка корпуса рычагов; 39— шплинт; 40 — ось малого рычага; 41 — винт; 42 — крышка выпускного отверстия; 43 — уплотнитель; 44 — стакан малой уравновешивающей пружины; 45 — пятка стакана; 46 — регулировочная прокладка; 47 — малая уравновешивающая пружина; 48 — опорная шайба; 4# —стопорное кольцо; 50 — направляющая диафрагмы; 51 — выпускное седло клапана; 52 — прокладка; 53 — диафрагма; 54 — гайка диафрагмы; 55 — шайба диафрагмы; 56 — возвратная пружина диафрагмы; 57 — уплотнительные регулировочные прокладки; 58 — чека клапана; 59 — малые шайбы клапана; 60 — конусы клапана: 61 — большие шайбы клапана; 62 — пружина клапана; 53 — впускные седла клапана; 64 — стержень
стопорное кольцо 49. Затем, сняё нагрузку пресса, разбирают ста* кан 44, вынимая последовательно опорную шайбу 48, малую уравновешивающую пружину 47 и регулировочную прокладку 46.
Разборка диафрагмы. Отвернув гайку 54 диафрагмы, снимают с седла 51 клапана шайбу 55, диафрагму 53 и из направляющей 50 диафрагмы вынимают выпускное седло 51 клапана и прокладку 52.
После разборки детали в специальной таре промывают в моечной машине при температуре моющего и ополоскивающего раствора 75—80о С и обдувают сжатым воздухом.
Рекомендуются следующие составы моющего и ополаскивающего растворов (в кг на 100 л воды):
Источник