Увод трактора в сторону в процессе торможения и увеличенный ход педалей тормозов свидетельствуют об износе накладок тормозных дисков, нарушении регулировки механизма управления тормозами.
При возникновении указанных неисправностей проверяют полный ход падалей тормозов, который должен быть одинаковым для каждой педали и составлять 70—90 мм. В случае отклонения хода педалей от указанных значений его регулируют (рис. 2.8.3). Отпускают контргайку и, вворачивая в вилку или выворачивая из вилки регулировочный болт, доводят ход педалей до нормы.
Затем проверяют работу тормозов в движении: разгоняют трактор и резко тормозят. По отпечаткам протекторов шин замеряют тормозной путь, длина которого при исправных и правильно отрегулированных тормозах не должна превышать 7 м. В ходе проверки также определяют синхронность срабатывания левого и правого тормозов. Если в процессе торможения трактор «уводит» в сторону, то регулируют синхронность срабатывания тормозов. Когда регулировками добиться синхронности не удается, тормоза снимают и ремонтируют (рис. 2.8.4).
Для снятия левого тормоза предварительно снимают муфту блокировки дифференциала (рис. 2.8.5, 2.8.6). Для снятия правого тормоза отсоединяют правый кронштейн кабины, тяги включения ВОМ и тормозной кран (рис. 2.8.7—2.8.9).
Сняв тормоза, измеряют толщину дисков. Накладки соединительных дисков или соединительные диски в сборе заменяют при износе до толщины менее 11 мм, а нажимные, диски — при износе до толщины менее 10,8 мм.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРОВ ___________________
СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ МТЗ И НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ___________________
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ ___________________
Тормоза трактора МТЗ-1221
Стояночный тормоз МТЗ-1221
На тракторе устанавливается двухдисковый сухой стояночный тормоз уменьшенного типоразмера (диаметром 178 мм), прикрепленный к кожуху правого рабочего тормоза. Тормозные диски (5) (рис. 1) установлены на шлицах вала (3), расположенного внутри вала правой ведущей шестерни бортовой передачи, связанного с крестовиной дифференциала заднего моста.
Управление стояночным тормозом трактора МТЗ-1221 осуществляется рычагом (11), установленным на правой стенке кабины, который фиксируется в затянутом положении защелкой (12) на зубчатом секторе (13). При включении стояночного тормоза крестовина дифференциала блокируется с корпусом заднего моста через вал (3), нажимные диски (2), тормозные диски (5) и кожух (18).
Реверсивные тракторы Беларус МТЗ-1221 имеют гидростатическое управление рабочими тормозами на реверсе, воздействующие на рычаг (4), рис. 2, правой педали тормоза прямого хода, дополнительная реверсивная педаль тормоза (2) воздействует на главный тормозной цилиндр (3), соединенный трубопроводом (1) с рабочим тормозным цилиндром (5), который посредством рычага (6) и тяги (11) воздействует на рычаг (4) правой педали переднего хода. В режиме реверса обе педали тормозов должны быть сблокированы защелкой.
Гидропривод тормозов трактора МТЗ-1221 предназначен для передачи усилия при торможении на прямом ходу и реверсе от рабочих органов (педалей) к исполнительным механизмам (рабочим тормозным цилиндрам) посредствам рабочей среды (тормозной жидкости).
Тип привода тормозов — гидростатический с подвесными педалями. Привод состоит из главных цилиндров, подвесных педалей, кранов, рабочих тормозных цилиндров, рычагов, болтов, рукавов гибких и трубопроводов.
В режиме прямого хода во время нажатия на педали тормозная жидкость из главных тормозных цилиндров трактора МТЗ-1221 поступает через трубопроводы в краны. В кранах поршни перемещаются в крайнее положение и закрывают входы трубопроводов. Далее тормозная жидкость поступает через рукава гибкие в рабочие цилиндры и перемещает их поршни которые через штоки воздействуют на рычаги. Рычаги поворачиваются вытягивая болты, воздействующие на тормоза.
Регулировку тормозов трактора МТЗ-1221 на реверсивном ходу производите в следующей последовательности:
— Проверьте и, если необходимо, отрегулируйте размер 33+2 мм, завинтив упорный болт на указанную глубину. После регулировки упорного болта законтрите гайку. — Отрегулируйте свободный ход педали в пределах 6. 12 мм, что соответствует зазору 1. 2 мм между толкателем главного тормозного цилиндра МТЗ-1221 и поршнем.
Для регулировки выполните следующие операции:
— Расшплинтуйте и снимите палец. — Снимите защитный чехол и отвинтите контргайку на несколько оборотов. — Навинчивая или свинчивая вилку с толкателя, установите свободный ход педали в указанных выше пределах. Полный ход педали при этом должен быть 90. 110 мм. — Законтрите гайку, зашплинтуйте палец и установите на место чехол.
Заполните гидросистему реверса трактора МТЗ-1221 тормозной жидкостью и прокачайте ее, выполнив следующие операции:
— Снимите защитный чехол и заполните компенсационную камеру главного тормозного цилиндра реверса тормозной жидкостью до уровня 10. 15 мм от верхнего края камеры. — Снимите с перепускных клапанов колпачки, наденьте на головку перепускного клапана левого рабочего цилиндра трубку, а свободный её конец опустите в прозрачный сосуд емкостью не менее 0,5 л, наполовину заполненный тормозной жидкостью; — Нажмите 4. 5 раз на педаль тормозов реверса и, удерживая её в нажатом состоянии, отверните клапан левого рабочего цилиндра на 1/2. 3/4 и после полного хода педали, когда часть жидкости с воздухом удалится из системы, заверните клапан и отпустите педаль.
Повторите эту операцию несколько раз до полного удаления воздуха из системы. Снимите трубку с клапана и наденьте защитный колпачок.
— Прокачайте в такой же последовательности гидропривод правого тормоза. Заполните компенсационную камеру главного тормозного цилиндра реверса тормозной жидкостью до требуемого уровня, наденьте защитный чехол главного цилиндра.
На тракторе устанавливается двухдисковый сухой стояночный тормоз уменьшенного типоразмера (диаметром 178 мм), прикрепленный к кожуху правого рабочего тормоза.
Тормозные диски (5) (рис. 1) установлены на шлицах вала (3), расположенного внутри вала правой ведущей шестерни бортовой передачи, связанного с крестовиной дифференциала заднего моста.
Управление стояночным тормозом трактора МТЗ-1221 осуществляется рычагом (11), установленным на правой стенке кабины, который фиксируется в затянутом положении защелкой (12) на зубчатом секторе (13).
При включении стояночного тормоза крестовина дифференциала блокируется с корпусом заднего моста через вал (3), нажимные диски (2), тормозные диски (5) и кожух (18).
Реверсивные тракторы Беларус МТЗ-1221 имеют гидростатическое управление рабочими тормозами на реверсе, воздействующие на рычаг (4), рис. 2, правой педали тормоза прямого хода, дополнительная реверсивная педаль тормоза (2) воздействует на главный тормозной цилиндр (3), соединенный трубопроводом (1) с рабочим тормозным цилиндром (5), который посредством рычага (6) и тяги (11) воздействует на рычаг (4) правой педали переднего хода. В режиме реверса обе педали тормозов должны быть сблокированы защелкой.
Гидропривод тормозов трактора МТЗ-1221 предназначен для передачи усилия при торможении на прямом ходу и реверсе от рабочих органов (педалей) к исполнительным механизмам (рабочим тормозным цилиндрам) посредствам рабочей среды (тормозной жидкости).
Тип привода тормозов — гидростатический с подвесными педалями. Привод состоит из главных цилиндров, подвесных педалей, кранов, рабочих тормозных цилиндров, рычагов, болтов, рукавов гибких и трубопроводов.
В режиме прямого хода во время нажатия на педали тормозная жидкость из главных тормозных цилиндров трактора МТЗ-1221 поступает через трубопроводы в краны. В кранах поршни перемещаются в крайнее положение и закрывают входы трубопроводов.
Далее тормозная жидкость поступает через рукава гибкие в рабочие цилиндры и перемещает их поршни которые через штоки воздействуют на рычаги. Рычаги поворачиваются вытягивая болты, воздействующие на тормоза.
Регулировку тормозов трактора МТЗ-1221 на реверсивном ходу производите в следующей последовательности:
— Проверьте и, если необходимо, отрегулируйте размер 33+2 мм, завинтив упорный болт на указанную глубину. После регулировки упорного болта законтрите гайку.
— Отрегулируйте свободный ход педали в пределах 6. 12 мм, что соответствует зазору 1. 2 мм между толкателем главного тормозного цилиндра МТЗ-1221 и поршнем.
Для регулировки выполните следующие операции:
— Расшплинтуйте и снимите палец.
— Снимите защитный чехол и отвинтите контргайку на несколько оборотов.
— Навинчивая или свинчивая вилку с толкателя, установите свободный ход педали в указанных выше пределах. Полный ход педали при этом должен быть 90. 110 мм.
— Законтрите гайку, зашплинтуйте палец и установите на место чехол.
Заполните гидросистему реверса трактора МТЗ-1221 тормозной жидкостью и прокачайте ее, выполнив следующие операции:
— Снимите защитный чехол и заполните компенсационную камеру главного тормозного цилиндра реверса тормозной жидкостью до уровня 10. 15 мм от верхнего края камеры.
— Снимите с перепускных клапанов колпачки, наденьте на головку перепускного клапана левого рабочего цилиндра трубку, а свободный её конец опустите в прозрачный сосуд емкостью не менее 0,5 л, наполовину заполненный тормозной жидкостью;
— Нажмите 4. 5 раз на педаль тормозов реверса и, удерживая её в нажатом состоянии, отверните клапан левого рабочего цилиндра на 1/2. 3/4 и после полного хода педали, когда часть жидкости с воздухом удалится из системы, заверните клапан и отпустите педаль.
Повторите эту операцию несколько раз до полного удаления воздуха из системы. Снимите трубку с клапана и наденьте защитный колпачок.
— Прокачайте в такой же последовательности гидропривод правого тормоза. Заполните компенсационную камеру главного тормозного цилиндра реверса тормозной жидкостью до требуемого уровня, наденьте защитный чехол главного цилиндра.
Источник
Рабочие тормоза МТЗ-1221 Беларус
На тракторе МТЗ-1221 Беларус применяются трехдисковые сухие тормоза увеличенного типоразмера. Диски левого и правого тормозов (2) (рис.20) устанавливаются на шлицах валов ведущих шестерен бортовых передач заднего моста.
Тормоза состоят из кожухов (1), фрикционных дисков (2), нажимных дисков (4), шариков (5) и стяжных пружин (6).
Привод тормозов — механический. Каждый тормоз управляется отдельной педалью (23).
Предусмотрена блокировка педалей стопорной планкой (24) для одновременного торможения обоих колес. При нажатии на правую педаль тормоза включаются лампы стоп-сигнала.
Рис. 20. Рабочие тормоза и управление (в разобранном виде)
На тракторе МТЗ-1221 Беларус устанавливается двухдисковый сухой стояночный тормоз уменьшенного типоразмера (диаметром 178 мм), прикрепленный к кожуху правого рабочего тормоза.
Тормозные диски (5) (рис.21) установлены на шлицах вала (3), расположенного внутри вала правой ведущей шестерни бортовой передачи, связанного с крестовиной дифференциала заднего моста.
Управление стояночным тормозом осуществляется рычагом (11), установленным на правой стенке кабины, который фиксируется в затянутом положении защелкой (12) на зубчатом секторе (13).
При включении стояночного тормоза крестовина дифференциала блокируется с корпусом заднего моста через вал (3), нажимные диски (2), тормозные диски (5) и кожух (18).
Реверсивные тракторы имеют гидростатическое управление рабочими тормозами на реверсе, воздействующие на рычаг (4), рис. 22, правой педали тормоза прямого хода.
Дополнительная реверсная педаль тормоза (2) воздействует на главный тормозной цилиндр (3), соединенный трубопроводом (1) с рабочим тормозным цилиндром (5), который посредством рычага (6) и тяги (11) воздействует на рычаг (4) правой педали переднего хода.
В режиме реверса обе педали тормозов должны быть сблокированы защелкой.
Рис. 22. Управление тормозами МТЗ-1221.2 на реверсе
— Отрегулируйте ход правой педали рабочего тормоза переднего хода в пределах 115…125 мм;
— расшплинтуйте и снимите палец. Сдвиньте чехол и ослабьте контрогайку вилки;
— вращением вилки отрегулируйте свободный ход педали (3) в пределах 6-12 мм, что соответствует зазору 1…2 мм между толкателем и поршнем главного тормозного цилиндра;
— проверьте уровень тормозной жидкости, который должен быть в пределах 10-15 мм от верхнего торца корпуса цилиндра;
— прокачайте гидростатический привод тормозов в следующем порядке:
— снимите колпачок (10) и наденьте трубку на головку перепускного клапана (9) рабочего цилиндра (5). Свободный конец трубки опустите в сосуд с тормозной жидкостью ;
— отвинтите клапан на 1/2-3/4 оборота, нажмите несколько раз на педаль до появления сопротивления ходу педали и затем, не отпуская педали, завинтите клапан и отпустите педаль. Повторите эти операции до полного удаления воздуха из системы и ощущения «жесткой» педали;
— затяните клапан, снимите трубку, наденьте колпачок. Проверьте уровень тормозной жидкости «Нева-М» и долейте, если необходимо.
— с помощью вилки (8) обеспечьте беззазорное соединение пальца (7) с верхней кромкой паза в крайнем верхнем положении педали (4) и при максимально втянутом штоке рабочего тормозного цилиндра (5).
Мокрые тормоза и муфта блокировки дифференциала заднего моста
Тракторы МТЗ-1221-2 Беларус могут быть укомплектованы многодисковыми рабочими и стояночным тормозами, работающими в масляной ванне.
Муфта блокировки дифференциала заднего моста монтируется в корпусе тормоза и имеет с ним общую масляную ванну, поэтому она также выполнена «мокрой». Устройство тормозов и муфты блокировки показано на рис.23.
Рис. 23. Мокрые тормоза и блокировка дифференциала
Рабочие тормоза МТЗ-1221-2 Беларус – 8-дисковые. Фрикционные диски (2) установлены на шлицевых концах ведущих шестерен конечных передач (16).
Нажимные диски (6) конструктивно подобны применяемым в сухих тормозах, но имеют уменьшенный угол подъема лунок под шарики для обеспечения необходимого усилия сжатия пакетов фрикционных и промежуточных дисков.
Промежуточные диски (3) фиксируются от проворота в корпусах (1, 13) при помощи заплечников, выполненных на наружном контуре.
Герметичность масляных ванн обеспечивается уплотнительными кольцами (15, 24), прокладками (10, 14) и резиновыми чехлами (5, 23). Корпуса снабжены контрольными пробками (22) и сливными пробками (12).
В одном корпусе с многодисковым рабочим тормозом установлен «мокрый» 4-х дисковый стояночный тормоз (8), детали которого унифицированы с деталями рабочих тормозов. «Мокрая» муфта блокировки дифференциала.
Муфта блокировки (17) имеет шесть дисков с металлокерамическими фрикционными накладками, которые установлены на шлицевой ступице (18), связанной с ведущей шестерней конечной передачи (16).
Пакет из шести фрикционных и пяти промежуточных дисков сжимается при подаче масла под давлением в полость диафрагмы; развиваемый при этом момент трения обеспечивает блокирование дифференциала заднего моста.
Муфта выполнена в одном корпусе с рабочим тормозом, имеет общую с ним масляную ванну, уплотнена крышкой (20) и специальным гофрированным чехлом (23) переходника подвода масла (21) в рабочую полость диафрагмы.
Привод управления рабочими и стояночным тормозами – механический – посредством рычагов и педалей.
Приводы управления рабочими тормозами и стояночным тормозом «мокрых» тормозов принципиально не отличаются от применяемых для сухих тормозов соответствующей модели трактора.