Ремонт тормозов урал некст

Как прокачать тормоза на а/м Урал 4320, 43206, 5557

Перед прокачкой тормозной системы автомобилей Урал 4320, 43206, 5557, нужно убедиться в ее работоспобности.

Проверка тормозной системы

В первую очередь, измерьте на выходе из обоих отделов тормозного крана давление и протестируйте действие тройного защитного клапана (5, см. схему). Чтобы сделать это, контрольные манометры подключите к линии «тормозной кран-пневмоусилитель» и, когда давление будет 650-800 кПа (6.5-8.0 кгс/см²) в пневмосистеме, надавите на педаль тормоза до упора. Давление воздуха по двухстрелочному манометру (1) должно быть таким же, как в системе. Если это не так, то следует испытать полный ход педали и свободный, затем отрегулировать их.

Схема привода рабочей системы тормозов и комбинированного привода тормозов прицепа

После этого повышайте в системе давление примерно до 800 кПа (8.0 кгс/см²), до момента, когда сработает регулятор давления 4, выключите двигатель и выпустите воздух из баллона контура тормозов переднего моста. Когда вы нажимаете на педаль, давление должно быть на первом контрольном манометре = давлению в системе, на втором показывать ноль. Затем, нажимая на педаль тормоза, опустите давление до 500 кПа (5.0 кгс/см²) по манометру и заведите двигатель. Давление воздуха должно подниматься при давлении 560-600 кПа (5.6-6.0 кгс/см²) в баллоне контура тормозов переднего моста. Ту же операцию проведите с контуром тормозов среднего моста и заднего.

В первую очередь, измерьте на выходе из обоих отделов тормозного крана давление и протестируйте действие тройного защитного клапана (5, см. схему). Чтобы сделать это, контрольные манометры подключите к линии «тормозной кран-пневмоусилитель» и, когда давление будет 650-800 кПа (6.5-8.0 кгс/см²) в пневмосистеме, надавите на педаль тормоза до упора. Давление воздуха по двухстрелочному манометру (1) должно быть таким же, как в системе. Если это не так, то следует испытать полный ход педали и свободный, затем отрегулировать их.

Следующий этап – проверка давления на соединительных головках (16, 17). Чтобы сделать это, нужно головку типа «Б» (находится в наборе инструмента с манометром) прикрепить к соединительной головке (18) типа «А». Воздух в сжатом виде должен заполнять тормозную систему пока компрессор (29) не отключится. Контрольный манометр должен показывать давление 500-520 кПа (5.0-5.2 кгс/см²). Затем надавите на педаль тормоза или активируйте стояночный тормоз.

Манометр должен выдать ноль. Второй шаг – проверка функционирования одинарного защитного клапана. Нужно выпустить из всех баллонов (3, 9, 27) воздух и присоединить к баллону (9) контрольный манометр. Затем баллоны заполнить сжатым воздухом, при этом сопоставляя показания двухстрелочного манометра. Воздух в сжатом виде должен идти в баллон (9) после повышения давления воздуха до 550 кПа (5.5 кгс/см²).

Замерьте уровень давления на управляющей (16) соединительной головке и питающей (17) двухпроводного привода: давление в питающей соединительной головке = давлению воздуха в системе, в управляющей головке = 0. Давление в головке управляющей должно соответсвовать давлению в системе, когда включается стояночная система тормоза или нажимается тормозная педаль.

Чтобы пневмопривод работал хорошо, стоит сливать конденсат регулярно из баллонов с воздухом. Операция осуществляется, только если в пневмосистеме есть воздух. Зимой лучше делать это, выгнав автомобиль из теплого гаража. В случае отрицательной температуры и стоянки автомобиля на улице нужно быть внимательнее при сливе конденсата. Если он замерз, то сначала следует разморозить эти места кипятком или паром, но никогда не используйте открытый огонь. После этого система заполняется до условного давления сжатым воздухом.

После проведения операции по регулировке тормозов на всех колесах, установить полуоси и можно заполнять гидросистему тормозной жидкостью. Перед этим нужно основательно почистить от грязи внешние части основных тормозных цилиндров, баков для тормозной жидкости и перепускных клапанов. Когда начнете собирать колесные цилиндры, вам следует смазать поршень, а также внутреннюю сторону цилиндра тормозной жидкостью. Чтобы продлить защиту от коррозии колесных цилиндров, на зеркало цилиндров под колесные колпаки наложите 5 г смазки ДТ-1.

Прокачивать тормоза и заливать в систему жидкость можно только тогда, когда есть воздух в пневмосистеме (7.5 кгс/см2). Для заполнения лучше брать жидкость, которая обозначена в карте смазки. Мешать тормозные жидкости разных производителей не стоит, потому что это может стать причиной увеличения уплотнительных манжетов, отложения осадков и, в итоге, к отказу тормозов.

Этапы прокачки тормозной системы

Прокачивание главных тормозных, колесных цилиндров рабочей тормозной системы происходит следующим образом:

  1. Уберите резиновую заглушку с перепускного клапана основного цилиндра. На клапан натяните один конец трубки, которую можно найти в наборе инструментов. Погрузите в тормозную жидкость свободный конец трубки (ее следует налить в стеклянный сосуд объемом более 0.2 л). Жидкость должна заполнить сосуд наполовину.
  2. Отверните на пол-оборота или на 3/4 перепускной клапан и жмите на тормозную педаль (быстро нажимайте и постепенно отпускайте). Это нужно делать пока из трубки, которая находится в тормозной жидкости, выходит воздух. Прокачивая, постепенно добавляйте жидкость в баки, чтобы не попадал в систему воздух.
  3. До конца затяните перепускной клапан цилиндра, одновременно надавив на педаль.
  4. Прокачайте в определенном порядке колесные тормозные цилиндры: средний левый, задний левый, задний правый, средний правый, передний правый, передний левый.
  5. После заполнения всех цилиндров добавьте жидкость в баки так, чтобы ее уровень был на 1.5-2 см ниже верхней границы наливной горловины и до конца закрутите пробку наливного отверстия.

Следует помнить: если в гидравлическом отделе тормозной системы есть воздух или внушительная щель между тормозными барабанами и колодками, то, если потребуется затормозить, это можно сделать нажатиями на педаль с перерывом между ними в 2-3 с.

Источник

Устройство и ремонт тормозной системы Урала

Тормоза Урал предназначены для плавной регулировки скорости движения грузового автомобиля и экстренной остановки (вне зависимости от уклона дороги и нагрузки). Дополнительные элементы системы обеспечивают удержание машины на стоянке. В конструкции привода имеются разъемы, предназначенные для подсоединения пневматических тормозных механизмов прицепов.

Устройство

Тормозная система Урал состоит из независимых систем:

  • рабочей, имеющей комбинированный привод от пневматической и гидравлической систем грузовика;
  • стояночной;
  • аварийной и дополнительной (горной).

Рабочие тормозные механизмы барабанной схемы полностью взаимозаменяемы. Пневматическая система образует независимые контуры передних тормозов, задней тележки и для прицепа. При нажатии педали, расположенной в кабине, происходит включение всех контуров. Если какая-то магистраль оказывается поврежденной, то замедление обеспечивается оставшимися.

Педаль открывает клапаны в тормозном кране, через который начинается подача воздуха к пневматическим усилителям. Давление воздействует на поршни, затем усилие передается на рабочие элементы главного тормозного цилиндра, который вытесняет жидкость в магистрали. После отпускания педали пружины производят возврат поршней в исходное положение. Дополнительно в магистралях установлены защитные и управляющие клапаны, а также регулятор усилий.

Сжатый воздух поступает от компрессора, установленного на двигателе. Устройство оснащено 2 цилиндрами, работает по принципу одноступенчатого сжатия. Головка и блок компрессора подключены к системе охлаждения двигателя, смазка осуществляется от основной магистрали. Забор воздуха осуществляется из воздушного фильтра дизеля.

Горный тормоз представляет собой заслонку, расположенную в магистрали выпуска отработавших газов.

Устройство оснащено пневматическим приводом, срабатывает от нажатия на кнопку в кабине. При торможении отсекается подача топлива, для этого установлен отдельный исполнительный механизм.

Стояночный тормоз с механическим приводом, воздействующим на барабанный механизм, установлен на трансмиссии. Включение и выключение выполняется при помощи рычага, установленного рядом с сидением водителя. Аварийным контуром служит любой из рабочих. При поломке любого рабочего контура оставшийся узел обеспечивает эффективное замедление.

Неисправности

Неисправности тормозной системы Урал-4320 и аналогичных машин:

  • медленное нарастание давления в ресиверах из-за повреждений корпусов или магистралей;
  • недостаточное заполнение баллонов контуров, причиной является поломка регулирующих клапанов или грязь в магистралях;
  • низкое давление в воздушных емкостях, установленных на прицепном оборудовании, дефект связан с трещинами на деталях;
  • повышенное давление в ресиверах, причиной поломки является выход из строя регулятора давления либо неисправность контрольного манометра;
  • отказ компрессионного тормоза указывает на проблемы с пневматическими клапанами или на поломку заслонки;
  • попадание моторного масла в полости пневматической системы указывает на износ поршневой группы компрессора.

При возникновении неисправностей тормозной системы автомобиля Урал дальнейшая эксплуатация категорически запрещается. Поломку необходимо исправить на месте или отбуксировать машину в зону ремонта при помощи жесткой сцепки.

Как прокачать и отрегулировать

Для проведения регулировки необходимо:

  1. Провернуть эксцентрики до упора, при этом правая деталь вращается по часовой стрелке, а левая — против. Настройка зазора при помощи оси колодок выполняется только в случае износа тормозящей поверхности.
  2. Ослабить положение регуляторов на 30°.
  3. Проверить температуру барабанов в движении. При перегреве или недостаточном замедлении отрегулировать узлы повторно.

Перед тем как прокачать тормозные магистрали, требуется довести давление воздуха в ресиверах до нормы. Поверхности цилиндров и бачков следует тщательно протереть от грязи.

Для удаления воздушных пробок из главных и колесных цилиндров требуется:

  1. Демонтировать защитную крышку, установленную на штуцере перепускного клапана. После этого на трубку надевается шланг, имеющийся в заводском комплекте инструмента.
  2. Подготовить чистую стеклянную или пластиковую емкость, вмещающую не менее 0,3 л жидкости. Заполнить тару тормозной жидкостью на 1/2 и опустить в нее свободный конец шланга.
  3. Отвернуть штуцер клапана на 0,5-0,75 оборота, затем несколько раз энергично нажать на педаль тормоза, отпускание производится плавно.
  4. Манипуляции продолжаются до прекращения выделения пузырьков газа из трубки. Одновременно производится доливка чистой жидкости в расходный бачок.
  5. Утопить последний раз педаль тормоза и удержать ее в этом положении. Завернуть штуцер и установить на место крышку.
  6. По аналогии прокачать цилиндры колес по схеме — средний (левый), затем задний слева и справа. Потом прокачивается узел правого среднего колеса, правое и левое переднее.
  7. После удаления воздуха из всех магистралей следует довести уровень жидкости в расходном бачке и закрыть крышку.

Если требуется замена жидкости, то производится разборка цилиндров. На рабочее зеркало наносится смазка, предотвращающая коррозию.

Источник

Тормозные системы

Автомобиль оборудован раздельными тормозными системами — рабочей, аварийной, стояночной и вспомогательной (износостойкой), антиблокировочной системой (АБС).

Пневматический привод рабочих тормозов

Сжатый воздух из компрессора 26 (рис. 39) поступает в блок подготовки воздуха, в который входит регулятор давления, влагомаслоотделитель, четырехконтурный защитный клапан, регенерационный баллон. Проходя через блок, воздух очищается от влаги, масла и разделяется на контуры:

  • контур передней оси;
  • контур задней оси;
  • контур стояночного тормоза;
  • контур вспомогательного тормоза и потребителей.

При нажатии на педаль тормоза тормозной кран 25 пропускает сжатый воздух из баллонов 5 и 6 заднего и переднего контуров в исполнительные аппараты контуров.

Рис. 39. Схема пневмопривода тормозов:
1 — манометр двухстрелочный; 2 — баллон адсорбера; 3 — блок подготовки воздуха; 4 — датчик падения давления; 5 — баллоны тормозов заднего моста; 6 — баллон тормозов переднего моста; 7 — камера тормозная задняя; 8 — энергоаккумумяторы; 9, 23 — модуляторы АБС; 10, 20 — клапаны ускорительные рабочего тормоза; 11 — датчик включения тормозов; 12 — регулятор тормозных сил; 13 — клапан контрольного вывода; 14 — клапан ускорительный стояночного тормоза; 15 — кран стояночного тормоза; 16 — баллон стояночного тормоза; 17 — клапан обратный; 18 — кран пневматический; 19 — баллон нетормозных потребителей; 21 — камера тормозная передняя; 22 — клапан ограничения давления; 24 — пневмоцилиндр останова двигателя; 25 — кран тормозной; 26 — компрессор; 27 — прибор буксирный; а — к пневмогидроусилителю (ПГУ)

Из нижней секции тормозного крана воздух поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана 20, который пропускает воздух из баллона 6 через клапан ограничения давления 22 и модуляторы 23 в рабочие полости передних тормозных камер 21.
Из верхней секции тормозного крана воздух поступает через регулятор тормозных сил (РТС) 12 в управляющую магистраль ускорительного клапана 10, который пропускает воздух из баллонов 5 через модуляторы 9 в рабочие полости задних тормозных камер 7.
Для диагностики системы во всех контурах установлены клапаны контрольного вывода 13.
На всех воздушных баллонах устанавливаются краны слива конденсата, на баллонах 5 и 6 — пневмоэлектрические датчики 4 падения давления, на ускорительных клапанах 10, 20 — датчики включения рабочего торможения автомобиля, на ускорительном клапане 14 — датчик включения стояночной тормозной системы.

Работа пневмопривода стояночного и аварийного тормозов

Сжатый воздух из баллона 16 (см. рис. 39) поступает к крану 14 управления стояночным тормозом, далее в управляющую магистраль ускорительного клапана 14, в результате чего последний пропускает воздух из баллона 16 в цилиндры энергоаккумуляторов 8.
При торможении стояночным тормозом (рукоятка крана 15 установлена в фиксированное положение ЗАТОРМОЖЕНО) воздух из управляющей магистрали ускорительного клапана 14 выходит в атмосферу. Пружины энергоаккумуляторов, разжимаясь, приводят в действие тормозные механизмы колес.
Кран управления стояночным тормозом имеет следящее действие, которое позволяет регулировать интенсивность торможения автомобиля в зависимости от положения рукоятки крана.
При аварийном падении давления в контуре привода стояночного тормоза пружинные энергоаккумуляторы 8 срабатывают автоматически и автомобиль затормаживается.

Компрессор (рис. 40) поршневого типа, непрямоточный, двухцилиндровый, одноступенчатого сжатия.

Рис. 40. Компрессор:
1 — головка блока; 2 — пробка нагнетательного клапана; 3 — блоккартер; 4, 10 — подшипники; 5, 7 — крышки картера; 6 — уплотнитель; 8 — вал коленчатый; 9 — манжета коленчатого вала; 11 — шатун; 12 — поршень; 13 — палец поршневой; 14 — седло нагнетательного клапана; 15 — клапан нагнетательный; 16 — пружина клапана; а — отвод охлаждающей жидкости; b — подвод охлаждающей жидкости; с — подвод масла

Воздух из впускной трубы двигателя поступает в цилиндры компрессора через пластинчатые впускные клапаны. Сжатый поршнями воздух вытесняется в пневматическую систему через расположенные в головке блока цилиндров пластинчатые нагнетательные клапаны.
Блок и головка охлаждаются жидкостью, подводимой из системы охлаждения двигателя. Система охлаждения компрессора заполняется только при работающем двигателе.
Масло к трущимся поверхностям компрессора поступает по трубке из масляной магистрали двигателя к задней крышке картера компрессора и через уплотнитель по каналам коленчатого вала к шатунным подшипникам.

Техническое обслуживание компрессора
Клапаны, не обеспечивающие герметичность, притереть к седлам, изношенные или поврежденные — заменить. Новые клапаны притереть к седлам до получения непрерывного кольцевого контакта при проверке на краску.
Гайки шпилек крепления головки блока затянуть попарно, начиная со средней диаметрально расположенной пары. Затягивать гайки в два приема, окончательный момент затяжки должен быть 1216 Н·м (1,21,6 кгс·м).
Признаки неисправности компрессора: появление шума и стука, повышенный нагрев, повышенное содержание масла в конденсате, что обычно является следствием износа поршневых колец и уплотнения заднего конца коленчатого вала, шатунных подшипников. Проверку и регулировку натяжения ремня привода компрессора проводить по инструкции по эксплуатации на «Силовые агрегаты ЯМЗ236НЕ2, ЯМЗ236НЕ, ЯМЗ236Н, ЯМЗ236БЕ2, ЯМЗ236БЕ, ЯМЗ236Б».

Кран тормозной двухсекционный подпедальный (рис. 41) предназначен для управления исполнительными механизмами рабочего тормоза автомобиля при двухконтурном тормозном приводе.
Четырехконтурный защитный клапан предназначен для поддержания давления в исправных тормозных контурах при выходе из строя одного из контуров.

Блок подготовки воздуха состоит из влагомаслоотделителя, четырехконтурного защитного клапана и клапана накачки шин.

Рис. 41. Кран тормозной двухсекционный подпедальный:
1 — кран тормозной двухсекционный; 2 — плита; 3 — чехол; 4 — толкатель; Z1 — вывод к РТС и к тормозам среднего и заднего мостов; Z2 — вывод к тормозам переднего моста; V1 и V2 — выводы к воздушным баллонам

Влагомаслоотделитель со встроенным регулятором давления предназначен для выделения из сжатого воздуха конденсата и автоматического удаления его из питающей части привода.
Подаваемый компрессором воздух проходит через вывод «b» (рис. 42) и через кольцевой фильтр 2, где происходит его предварительная очистка от масла и части капельной влаги. Проходя далее через адсорбирующий элемент 5 с цеолитом, сжатый воздух подвергается окончательной сушке. Осушенный воздух поступает в полость С и преодолевая сопротивление обратного клапана 7, подается через вывод «е» в тормозную систему автомобиля. Одновременно воздух подается через вывод «с» в регенерационный баллон через дроссель 6.

Рис. 42. Влагомаслоотделитель со встроенным регулятором давления:
1 — винт; 2 — фильтр; 3 стакан; 4 — колпак; 5 — элемент адсорбирующий; 6 — дроссель; 7 — клапан обратный; 8 — винт регулировочный; 9 — контргайка; 10 — пружина; 11 — поршень уравновешивающий; 12 — клапан; 13 — клапан разгрузочный; 14, 15 — кольца уплотнительные; A, B, C — полости; а — вывод в атмосферу; b — подвод от компрессора; c — вывод в регенерационный баллон; d, e — вывод в систему

При возрастании давления в тормозной системе до давления отключения, открывается разгрузочный клапан 13, давление в полости А падает, обратный клапан 7 закрывается. Нагнетаемый компрессором воздух и сухой воздух из регенерационного баллона через дроссель 6 и адсорбирующий элемент 5, восстанавливая свойства адсорбента, выходит в атмосферу через вывод «а» вместе со скопившимся в полости А конденсатом.
Как только давление в системе понизится до уровня давления включения, пружина 10 уравновешивающего поршня 11 заставляет его переместиться вниз. Впускной клапан 12 закрывается, полость B сообщается с атмосферой. При этом разгрузочный клапан 13 под действием пружины закрывается, и компрессор снова нагнетает сжатый воздух в систему. Разгрузочный клапан 13 также является предохранительным клапаном. Если регулятор не срабатывает при давлении воздуха 650-800 кПа (6,5-8,0 кгс/см 2 ), то при повышении давления в системе клапан 13 открывается, преодолев сопротивление пружины, выпускает поступивший воздух в атмосферу.
Эффективность работы влагомаслоотделителя необходимо периодически контролировать на наличие конденсата в баллонах пневмосистемы. При правильной эксплуатации фильтрующий элемент обеспечивает качественную очистку воздуха в течение двух лет и более. При появлении в баллонах конденсата необходимо заменить фильтрующий элемент (патрон).
Замена производится в таком порядке:

  • очистить поверхность влагомаслоотделителя от грязи;
  • ослабить резьбовое соединение нагнетательного трубопровода;
  • отвернуть (против часовой стрелки) патрон фильтрующего элемента;
  • протереть корпус влагомаслоотделителя;
  • установить новый патрон (100-3511009-10);
  • затянуть рукой (момент не более 15 Н·м (1,5 кгс·м)) патрон;
  • затянуть резьбовое соединение нагнетательного трубопровода.

Перед пуском двигателя необходимо слить конденсат из баллонов.
Для предотвращения замерзания влагомаслоотделителя при эксплуатации в зимнее время остановку двигателя необходимо производить только после срабатывания регулятора давления.

Четырехконтурный защитный клапан предназначен для разделения одной питающей магистрали на два основных и два дополнительных контура; автоматического отключения одного из контуров в случае его повреждения или нарушения герметич­ности, сохранения запаса сжатого воздуха в неповреж­денных контурах, сохранения сжатого воздуха во всех контурах в случае повреждения питающей магистрали.
Сжатый воздух, подведенный к выводу I (рис. 43), проходит через дроссельные отверстия «а» и «d», открывает обратный клапан 15 и через боковые отверстия «b» и «c» в клапанах 3, 13 поступает в выводы контуров II, III и два дополнительных контура.

Рис. 43. Четырехконтурный защитный клапан:
1 — корпус; 2, 6, 10, 14 — пружины; 3, 13 — клапаны; 4, 12 — диафрагмы; 5, 11 — направляющие; 6, 10 — пружины; 7, 9 — крышки; 8 — винт регулировочный; 15 — обратный клапан; I — вывод к компрессору; II, III — выводы в контуры тормозной системы

В связи с тем, что воздух через дроссель­ные и боковые отверстия проходит медленно, рост давления в контурах в первоначальный момент происходит медленно. Пройдя дроссельные отверстия, воздух давит на диафрагмы 4, 12 и, преодолев усилие пружин 6, 10, обеспечивает полное открытие клапанов 3 и 13. В выводах II и III устанавливается давление, равное давлению на выходе I.
Наличие дроссельных отверстий в клапанах 3 и 13 обеспечивает наполнение контуров тормозного привода при очень малом давлении на входе I.
В случае падения давления в одном из контуров, подсоединенных к основным выводам II и III, имеет место падение давления на входе I и в кон­туре, подсоединенном к исправному основному выводу, до давления закрытия клапана неисправ­ного контура. В дополнительных контурах давле­ние сохраняется на первоначальном уровне.
При выходе из строя одного из дополнительных контуров давление на входе I и во всех остальных контурах падает до величины давления закрытия клапана неисправного контура.
Если падает давление на входе I, то в основных выводах II и III давление падает до давления закрытия клапанов 3 и 13. В дополнительных выводах давление остается на первоначальном уровне.

Клапан накачки шин
Подвод давления осуществляется через вывод I (рис. 44). Отбор сжатого воздуха происходит через вывод III клапана (М16х1,5).
При воздействии на торец А золотника 9 усилием 300 Н (30 кгс) рабочая поверхность клапана 1 прижимается к седлу корпуса 3, перекрывая выход сжатого воздуха от вывода I в вывод II. При этом сжатый воздух через кольцевой зазор 4 и отверстие 5 попадает в центральное отверстие золотника 9 и далее в шину автомобиля.

Рис. 44. Клапан накачки шин:
1 — клапан; 2 — гайка контровочная; 3 — корпус; 4 — зазор кольцевой; 5, 7 — отверстия; 6 — клапан предохранительный; 8 — пружина; 9 — золотник; 10 — корпус; 11 — пружина; А — торец золотника; I — подвод воздуха от компрессора; II — вывод к регулятору давления; III — вывод к шинам

При повышении давления сжатого воздуха в выводе III до величины 1,15-1,35 МПа (11,5-13,5 кгс/см 2 ) открывается предохранительный клапан 6 и воздух через отверстие 7 попадает в атмосферу.
При снятии нагрузки с торца А золотника 9 клапан 1 под действием пружины 11 прижимается к торцу корпуса 10, перекрывая выход сжатого воздуха из вывода I в вывод III.

Клапан ускорительный (рис. 45) устанавливается в систему торможения колес переднего и заднего мостов и предназначен для уменьшения времени срабатывания привода тормозов за счет сокращения магистрали впуска сжатого воздуха из воздушного баллона в исполнительный механизм.
К выводу I подается сжатый воздух из воздушного баллона. Вывод II соединен с тормозным краном, а вывод III — с пневматическими камерами тормозов мостов.

Рис. 45. Клапан ускорительный:
1 — камера верхняя; 2 — поршень; 3 — клапан впускной; 4 — пружина; 5 — корпус клапанов; 6 — клапан выпускной; I, II, III, VI — выводы

При отсутствии давления в выводе II поршень 2 находится в верхнем положении. Впускной клапан 3 закрыт под действием пружины 4, а выпускной клапан 6 открыт.
При подаче сжатого воздуха к выводу II от тормозного крана воздух поступает в надпоршневое пространство — камеру 1. Поршень 2 под действием сжатого воздуха движется вниз. Закрывается выпускной клапан, а затем открывается впускной. Камеры, присоединенные к выводу III, заполняются сжатым воздухом из воздушного баллона через вывод I и открытый впускной клапан. Автомобиль затормаживается тормозами мостов.

Рис. 46. Клапан ускорительный стояночной тормозной системы:
1 — корпус верхний; 2 — поршень верхний; 3 — поршень нижний; 4 — клапан выпускной; 5 — клапан впускной; 6 — корпус клапана; I — вывод от ручного тормозного крана; II — вывод от пружинных энергоаккумуляторов; III — вывод атмосферный; IV — вывод от воздушного баллона; V — вывод от тормозного крана

Клапан ускорительный стояночной тормозной системы. К выводу IV (рис. 46) подается сжатый воздух из воздушного баллона. Вывод I соединен с краном аварийного и стояночного тормозов, вывод II — с пружинными энергоаккумуляторами. К выводу V подается управляющее давление от рабочей тормозной системы. При этом воздух из баллона стояночной тормозной системы подается в энергоаккумуляторы.
При приведении в действие рабочих тормозов стояночная тормозная система заблокирована.
При отсутствии давления в выводе I поршень 3 находится в верхнем положении. Впускной клапан 5 закрыт под действием пружины, а выпускной клапан 4 открыт. Через открытый выпускной клапан и вывод II пружинные энергоаккумуляторы сообщены с атмосферой посредством вывода III. Автомобиль заторможен пружинными энергоаккумуляторами. Если при этом автомобиль тормозится рабочей тормозной системой, то в вывод V подается давление от тормозного крана, которое, воздействуя на поршень 2, перемещает его вместе с поршнем 3 вниз. Выпускной клапан 4 закрывается, впускной клапан 5 открывается. Происходит защита рабочего тормоза от совместного усилия от диафрагмы рабочих тормозов и пружины энергоаккумуляторов.

Клапан ограничения давления (рис. 47) предназначен для уменьшения тормозной силы колес передней оси автомобиля при торможении с малой интенсив­ностью, а также для быстрого выпуска воздуха из тормозных камер передней оси при оттормаживании.
Клапан ограничения давления устанавливается в пневмосистеме рабочих тормозов передней оси автомобиля.

Рис. 47. Клапан ограничения давления:
1 — корпус; 2 — тарелка; 3 — пружина; 4, 5, 8, 11 — кольца уплотнительные; 8 — кольцо упорное; 7 — шайба; 9 — крышка; 10 — прокладка регулировочная; 12 — пружина уравновешивающая; 13 — поршень большой; 14 — поршень малый; 15 — клапан впускной; 16 — стержень клапана; 17 — клапан выпускной; 18 — клапан атмосферный; I — вывод к тормозному крану; II — вывод к тормозным камерам; III — вывод в атмосферу

Регулятор тормозных сил (РТС) (рис. 48) установлен на левом лонжероне и механически связан с мостами задней тележки. Регулятор тормозных сил автоматически регулирует давление сжатого воздуха, подводимого к исполнительным механизмам задней тележки (тормозным камерам) в зависимости от осевой нагрузки.
Для установки длины рычага ослабить болт крепления рычага на регуляторе, установить центр шарнира соединительной муфты и затянуть болт.

Рис. 48. Регулятор тормозных сил:
1 — клапан; 2 — поршень; 3 — толкатель; 4 — рычаг (положение для ненагруженного автомобиля); 5 — мембрана; 6 — цапфа шаровая; 7 — поршень фиксирующий; 8 — тяга регулировочная; 9 — кольцо с неподвижными ребрами; 10 — трубка соединительная; I — вход от тормозного крана; II — выход к тормозным камерам; III — атмосферный выход

Для регулировки РТС на порожнем автомобиле довести давление воздуха в пневмосистеме до 0,6 МПа (6 кгс/см 2 ) при нажатой педали тормоза (по манометру в кабине) и, изменяя длину вертикальной тяги 3 (рис. 49) путем перемещения на ней соединительной муфты, установить необходимое давление на выходе из регулятора тормозных сил по табличке РТС в кабине водителя.

Рис. 49. Установка регулятора тормозных сил:

1 — поперечина; 2 — регулятор тормозных сил; 3 — тяга регулировочная; 4 — элемент упругий; 5 — кронштейн на заднем мосту; 6 — рычаг РТС

Давление на выходе проверяется с помощью переносного манометра, присоединенного к клапану контрольного вывода в магистрали подвода воздуха.
Проверить стабильность создаваемого РТС давления путем трехкратного заполнения и выпуска воздуха из пневмосистемы, после чего затянуть хомуты на соединительной муфте. Тяга 8 (см. рис. 48), соединяющая рычаг регулятора с упругим элементом, должна быть установлена вертикально.

Кран тормозной с ручным управлением (рис. 50) предназначен для управления пружинными энергоаккумуляторами.

Рис. 50. Кран тормозной с ручным управлением:
1 — крышка; 2 — рукоятка; 3 — колпачок направляющий; 4 — шток; 5 — ось ролика; 6 — фиксатор; 7 — ролик; 8 — стопор; 9 — седло выпускное клапана на штоке; 10 — клапан; 11 — поршень следящий; 12 — кольцо упорное; 13 — пружина клапана; 14 — корпус; 15 — кольцо уплотнительное; 16 — пружина уравновешивающая; 17 — пружина штока; 18 — тарелка пружины; 19 — направляющая штока; 20 — обойма; 21 — кольцо упорное; 22 — штифт; 23 — пружина; I — вывод к воздушному баллону; II — вывод атмосферный; III — вывод к тормозной камере стояночного тормоза

Уход за пневматическим приводом тормозов

При обслуживании пневматического привода тормозов автомобиля прежде всего необходимо следить за герметичностью системы в целом и ее элементов. Особое внимание следует обращать на герметичность соединений трубопроводов и гибких шлангов и места соединений шлангов. Места сильной утечки воздуха определяются на слух, а места слабой утечки — с помощью мыльной эмульсии. Утечка устраняется подтяжкой соединительных гаек моментом:

  • для трубопроводов диаметром 6 мм — 9,8-12,3 Н·м (1-1,25 кгс·м);
  • для трубопроводов диаметром 10 мм — 21,6-27,5 Н·м (2,2-2,8 кгс·м);
  • для трубопроводов диаметром 15 мм — 49-60,8 Н·м (5-6,2 кгс·м);

Во избежание поломки присоединительных бобышек на тормозных аппаратах момент затяжки штуцеров, угольников и другой арматуры не должен превышать 30-50 Н·м (3-5 кгс·м).
Проверку герметичности следует проводить при номинальном давлении в пневмоприводе 588 кПа (6,0 кгс/см 2 ), включенных потребителях и неработающем компрессоре.
Падение давления в баллонах от номинального не должно превышать 49 кПа (0,5 кгс/см 2 ) в течение 30 мин при свободном положении органов управления и в течение 15 мин после полного приведения в действие органов управления.
Во время срабатывания регулятора давления на разгрузку компрессора происходит продувка адсорбента влагомаслоотделителя сухим воздухом из регенерационного баллона.
Замену фультрующего элемента необходимо производить по мере необходимости, когда в баллонах пневмосистемы обнаруживается наличие конденсата.
При эксплуатации автомобиля необходимо следить за состоянием тяги, упругого элемента и РТС. При техническом обслуживании РТС следует обращать внимание на проверку и регулировку выходного давления (в задних тормозных камерах) при снаряженном автомобиле и когда автомобиль находится под максимальной нагрузкой. Зафиксировав положение штанги с помощью крепежных элементов, нажатием на стержень упругого элемента обеспечивают вертикальное перемещение штанги на величину статического прогиба подвески. При нажатой до конца педали тормоза давление в задних тормозных камерах (на выходе из РТС) должно соответствовать давлению на табличке РТС в кабине водителя. При разнице показаний нужно добиться соответствия путем корректировки длины штанги. После регулировки стержень упругого элемента должен находиться в горизонтальном положении, а штанга в вертикальном.
Уход за обслуживанием энергоаккумуляторов заключается в периодическом осмотре, очистке от грязи, проверке герметичности и работы тормозных камер, подтяжке гаек крепления к кронштейну. Момент затяжки гаек 180-210 Н·м (18-21 кгс·м).
Проверку пружинно­пневматических камер на герметичность проводить при наличии сжатого воздуха в контуре привода аварийного тормоза и в контуре тормозов задних колес.

Запрещается самостоятельная разборка цилиндров для замены деталей.

Пневматический привод тормозов автомобилей скомплектован из пневматических приборов, которые не нуждаются в специальном обслуживании и регулировках. В случае их неисправности разборка и устранение дефектов могут производиться только в мастерских квалифицированными специалистами.

Вспомогательная (износостойкая) тормозная система

Вспомогательный тормоз компрессионного типа предназначен для снижения скорости автомобиля на затяжных спусках. Торможение осуществляют созданием противодавления в выпускных газопроводах двигателя при перекрывании их заслонками.
Тормоз состоит из корпуса 3 (рис. 51) и заслонки. Привод заслонки осуществляется пневмоцилиндром 1, закрепленным с помощью кронштейна на корпусе вспомогательного тормоза.

Рис. 51. Тормоз вспомогательный:
1 — цилиндр пневматический; 2 — вилка тяги привода; 3 — корпус; 4 — заслонка; 5 — рычаг вала заслонки; 6 — шпонка; 7 — палец; 8 — шплинт

При необходимости торможения нажать на кнопку пневматического крана управления вспомогательным тормозом, расположенную на полу кабины. Сжатый воздух подается в пневмоцилиндр, поршень перемещается, закрывая заслонку. При снятии ноги с кнопки крана воздух из цилиндров выходит в атмосферу, штоки под действием возвратной пружины поворачивают рычаги и заслонки в первоначальное положение.
Сблокированный привод одновременно с включением вспомогательного тормоза прекращает подачу топлива. Пневматический цилиндр выключения подачи топлива по конструкции аналогичен пневматическому цилиндру вспомогательного тормоза. При движении с включенным вспомогательным тормозом:

  • не превышать частоту вращения коленчатого вала двигателя более 1900 мин -1 ;
  • не переключать передачи в коробке передач с высшей на низшую при частоте вращения коленчатого вала двигателя, близкой к 1900 мин -1 .

При необходимости снизить частоту вращения коленчатого вала двигателя рабочим тормозом и включить низшую передачу.
При тугом вращении заслонки 4 вспомогательного тормоза снять корпус тормоза с заслонкой, промыть в керосине, продуть сжатым воздухом. Если заедают штоки пневмоцилиндров или кнопка крана, сборочные единицы разобрать, промыть в керосине, заменить неисправные детали, трущиеся поверхности смазать смазкой и установить на место.
Регулировать положение заслонок изменением длины свинчивания L штока пневмоцилиндра с вилкой.
При правильно установленной заслонке шпонка расположена по оси приемной трубы при крайнем верхнем положении поршня пневмоцилиндра.

Антиблокировочная система тормозов

Автомобиль оборудован пневмогидравлическим приводом тормозов с антиблокировочной системой.
Антиблокировочная система предназначена для сохранения устойчивости автомобиля при торможения с повышенной эффективностью при различных коэффициентах сцепления колес с дорогой.
Принципиальная схема расположения компонентов антиблокировочной системы 4S/4M на автомобиле показана на рис. 52.
Система содержит индуктивные датчики 3 частоты вращения колес, четыре электромагнитных клапана (модулятора) 4, установленные в тормозных магистралях перед тормозными камерами, электронный блок управления, закрепленный в кабине под панелью приборов.

Рис. 52. Принципиальная схема расположения компонентов антиблокировочной системы 4S/4M:
1, 11 — кольцо импульсное; 2, 10 — втулки зажимные датчика АБС; 3, 9 — датчик АБС; 4, 8 — модуляторы; 5 — баллон воздушный контура тормозов переднего моста; 6 — баллоны воздушные контура тормозов среднего и заднего мостов; 7 — регулятор тормозных сил; 12, 15 — цилиндры колесные; 13 — клапан ускорительный; 14 — кран тормозной; 16 — клапан ограничения давления

Электромагнитный регулирующий клапан (модулятор) обеспечивает быстрое повышение, снижение или поддержание давления в камерах тормозов в процессе торможения в зависимости от управляющих сигналов электронного блока и создает соответствующее давление в камерах рабочих тормозов, которым определяется необходимый тормозной момент на колесе.

Электронный блок управления является основной частью АБС. Схема подключения блока управления показана на рис. 53.

Индуктивный датчик (рис. 54) устанавливается в тормозных механизмах передних и задних колес. Вращение колес контролируется при помощи импульсного зубчатого кольца напрессованного на ступицу.
Индуктивный датчик состоит из постоянного магнита с круглым стержнем и катушкой. Вращательное движение импульсного зубчатого кольца индуцирует в катушке датчика импульсы напряжения, частота которых пропорциональна скорости вращения колеса. Датчик крепится в специальной втулке. При монтаже датчика не требуется регулировка воздушного зазора.
Перед установкой ступицы на мост индуктивный датчик системы АБС должен быть установлен заподлицо с торцом кронштейна. После установки ступицы и затяжки гаек подшипников колеса датчик дослать при помощи отвертки до упора в импульсное кольцо. Усилие на головку датчика не должно превышать 100 Н (10 кгс).

Рис. 53. Схема подключения блока управления:
1 — блок управления; 2 — лампа контрольная; 3 — реле; 4 — предохранитель 5А; 5 — предохранитель 15А; 6 — выключатель диагностики АБС; а — к модуляторам; b — к датчикам; c — к клемме № 87 реле вспомогательного тормоза

Рис. 54. Установка датчика АБС в колесном узле заднего моста:
1 — ступица колеса; 2 — ротор; 3 — кронштейн датчика; 4 — втулка зажимная; 5 — статор датчика; 6 — суппорт тормоза; 7 — отверстие в суппорте

Работа и обслуживание АБС
Система не требует специального обслуживания, кроме контрольной проверки функционирования и проверки установки датчиков АБС при регулировке или замене подшипников в колесных узлах или смене тормозных накладок.
Для установки минимального рабочего зазора между статором и ротором необходимо статор датчика переместить в зажимной втулке в осевом направлении до упора в венец ротора и провернуть ступицу колеса на 2-3 оборота. При исправной системе контрольная лампа с символом АБС загорается при включении замка-выключателя стартера и гаснет при начале движения, когда автомобиль достигнет скорости 5-7 км/ч.
Если красная лампа с символом АБС не гаснет при скорости движения выше 7-10 км/ч, следует проверить установку датчиков АБС в колесных узлах или обратиться на сервисную станцию для устранения неисправности.

Проверка функционирования АБС:

1. Внешним осмотром убедиться в надежном подключении устройств коммутации (кабелей, разъемов) электронного блока управления модуляторов, датчиков, а также реле и контрольных ламп системы на панели приборов.
2. Включить «массу». Включить замок выключения стартера в положение ПРИБОРЫ. При этом загораются контрольная лампа с символами АБС. При исправной электрической части контрольная лампа должна погаснуть через 2-3 с.
3. Запустить двигатель и довести давление в контурах до нормы 690-800 кПа (6,9-8,0 кгс/см 2 ), нажать педаль тормоза. При этом срабатывают тормозные механизмы, утечек воздуха из системы не должно быть, контрольная лампа горит.
4. Начать движение. При скорости свыше 7 км/ч контрольная лампа гаснет.
5. Разогнать автомобиль до скорости 35-45 км/ч и произвести резкое торможение на покрытии с высоким (асфальт) и низким коэффициентом сцепления (мокрый асфальт).
При этом колеса не должны блокироваться, автомобиль должен замедляться с предписанной эффективностью, при этом слышен характерный звук работы модуляторов тормозного давления (циклический сброс воздуха из камер).

Контрольная лампа должна загораться при повторном включении «массы» и замка выключения стартера в положение ПРИБОРЫ.

Системный режим контроля

В системном режиме определяется конфигурация системы, стираются четыре последние (пассивные) ошибки из памяти электронного блока и производится переконфигурация системы.
Для активизации системного режима необходимо нажать выключатель диагностики 6 (см. рис. 53) на панели приборов и удерживать ее во включенном состоянии от 3 до 6 с. При активизации системного режима происходит автоматическое стирание всех пассивных ошибок, если они были в памяти блока. Признаком этого будет восемь быстрых (длительностью 0,1 с) миганий диагностической лампы. Если имеются активные ошибки, то указанных миганий не последует и будет выдаваться сразу код конфигурации (табл. 1).

Источник

Читайте также:  Ранцевый опрыскиватель жук ремонт насоса
Оцените статью