- Ремонт трансмиссии автомобиля зил
- Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
- Ремонт КПП автомобилей ЗИЛ-130
- ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ
- Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт
- Автомобили ГАЗ
- Автомобили ЗИЛ
- Автомобили КАМАЗ
- Автомобили МАЗ
- Автомобили КРАЗ
- Автомобили УРАЛ
- Ремонт компонентов трансмиссии автомобиля ЗИЛ-4331
Ремонт трансмиссии автомобиля зил
ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ
СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________
Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
Ремонт КПП автомобилей ЗИЛ-130
Разборка КПП ЗИЛ-130 на узлы
Для разборки коробки передач ЗИЛ-130 на узлы используют поворотный стенд, на котором можно одновременно установить пять коробок передач.
Коробку 1 передач фиксируют на стенде зажимами 2 и 5. Рукоятка 4 позволяет поворачивать коробку передач в удобное для разборки положение.
Отвернув болты 15 и 21 (рис. 30) с пружинными шайбами 6, снимают механизм переключения коробки передач и прокладку 23.
Для снятия правой и левой боковых крышек 7 (рис. 31) с прокладками 3 отвертывают Г-образным ключом по шесть болтов 5 с пружинными шайбами 6.
Рис. 30. Детали механизма переключения коробки передач ЗИЛ-130
1—рукоятка рычага переключения передач; 2— чехол рычага; 3— стопор рычага; 4 — рычаг переключения передач; 5, 15, 21—болты; 6—пружинные шайбы; 7—картер рычага переключения передач; 8— ось промежуточного рычага; 9 и 23 — прокладки; 10— гайка оси; 11—предохранитель включения заднего хода; 12 — пружина предохранителя; 13 — шайба предохранителя; 14 — шплинт; 16 — сапун; 17 — промежуточный рычаг переключения первой передачи и заднего хода; 18 — опора рычага; 19 — пружина рычага; 20 — установочная втулка картера рычага; 22— крышка коробки передач; 24 и 39 — заглушки; 25— вилка
переключения второй и третьей передач; 26 — шток переключения второй и третьей передач; 27 — вилка переключения четвертой и пятой передач, 28—шток переключения четвертой и пятой передач; 29 и 33 — шплинтовая проволока; 30-—шток переключения первой передачи и заднего хода; 31—головка штока переключения первой передачи и заднего хода; 32 — стопорный болт; 34 — вилка переключения первой передачи и заднего хода; 35 — шарики замка штоков;
36—штифт замка штоков; 37 — фиксаторный шарик; 38 — пружина фиксатора
Для демонтажа ведущего вала 11 отвертывают болты 17, крепящие крышку 15 подшипника к коробке передач, снимают крышку и прокладку 8 крышки.
При помощи оправки из мягкого металла и молотка смещают вперед ведущий вал 11 с подшипником 12 так, чтобы они вышли из гнезда картера 1 коробки передач, и вынимают роликовые подшипники 10 из шестерни ведущего вала, предварительно сняв стопорные кольцо 9.
Ведомый вал 54 коробки передач ЗИЛ-130 с подшипником смещают назад из картера 1 при помощи оправки из мягкого металла и молотка так, чтобы шариковый подшипник вышел из гнезда в картере коробки передач, и снимают синхронизатор 42 четвертой и пятой передач.
Съемником снимают шариковый подшипник 59 ведомого вала, а рукой — ведущие шестерни 61 и 67 привода спидометра. С шарикового подшипника 59 при помощи двух отверток или съемника снимают стопорное кольцо 60.
Поднимая передний конец картера 1 коробки передач, вынимают ведомый вал 54 в сборе с шестернями и шестерню 53 первой передачи. Для снятия блока шестерен заднего хода вывертывают стопорный болт 5 оси заднего хода, снимают пружинную шайбу и стопор 22 оси.
Съемником снимают ось 21 блока шестерен заднего хода КПП ЗИЛ-130 и вынимают из картера 1 блок шестерен 18 с роликовыми подшипниками 19. Из блока шестерен вынимают роликовые подшипники 19 и распорную втулку 20.
Отвернув четыре болта 17 с пружинными шайбами 6, снимают крышку 24 заднего подшипника промежуточного вала с прокладкой 26. Предварительно отогнув завальцованную часть, отвертывают гайку 25 заднего подшипника промежуточного вала.
При помощи оправки из мягкого металла и молотка спрессовывают промежуточный вал 29 назад настолько, чтобы задний шариковый подшипник 28 и передняя шейка вала вышли из своих гнезд.
При помощи приспособления с заднего подшипника 28 снимают стопорное кольцо 27, а при помощи съемника — задний подшипник 28.
Вынув из картера 1 промежуточный вал 29 в сборе с шестернями, при помощи оправки из мягкого металла и молотка выбивают заглушку 40 и передний роликовый подшипник 38, из гнезда переднего подшипника вынимают при помощи приспособления стопорное кольцо 37.
Рис.31. Детали КПП ЗИЛ-130
1 — картер коробки; 2, 3, 8 и 26— прокладки; 4 — пробка спускного отверстия с магнитом; 5, 17 и 55— болты; 6 и 56 — пружинные шайбы; 7 — крышка люка; 9, 13, 27, 37, 39, 43, 50 и 60— стопорные кольца; 10, 19 и 38—роликовые подшипники; 11 — ведущий вал; 12, 16, 28 и 59 — шариковые подшипники; 14 — гайка подшипника ведущего вала; 15 — крышка подшипника ведущего вала; 18 — блок шестерен заднего хода; 20 и 35 — распорные втулки; 21 — ось блока
шестерен; 22 — стопор оси; 23 — пробка маслоналивного отверстия; 24 — крышка заднего подшипника промежуточного вала; 25 — упорная гайка заднего подшипника промежуточного вала; 29 — промежуточный вал; 30 — шпонки шестерен; 31— шестерня второй передачи промежуточного вала; 32 — шестерня заднего хода промежуточного вала, 33—шестерня третьей передачи промежуточного вала; 34 — шестерня четвертой передачи промежуточного вала; 36—
шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 40 — заглушка; 41—уплотнительное кольцо; 42 — синхронизатор четвертой и пятой передач; 44, 47, 51 и 65 — упорные шайбы; 45—шестерня четвертой передачи ведомого вала; 46-—втулка шестерни четвертой передачи; 48 — шестерня третьей передачиведомого вала; 49 — синхронизатор второй и третьей передач в сборе; 52 — шестерня второй передачи ведомого вала; 53 — шестерня первой передачи
ведомого вала; 54 — ведомый вал; 57 — стопор штуцера; 58 — штуцер; 61 и 67 — ведущие шестерни привода спидометра; 62 и 68—ведомые шестерни привода спидометра; 63—сальник; 64 — фланец ведомого вала; 66 — гайки фланца
Для разборки ведущий вал 11 (см. рис. 31) устанавливают в подставку и закрепляют винтом. Отогнув завальцованный край, отвертывают гайку 14 (см. рис. 31). Затем на прессе при помощи оправки спрессовывают подшипник 12 ведущего вала.
Для разборки ведомый вал КПП ЗИЛ-130 устанавливают в подставку, аналогичную по конструкции подставке для ведущего вала. Применяя отвертку и плоскогубцы, снимают стопорное кольцо 43 и упорную шайбу 44, а затем шестерню 45 четвертой передачи и ее втулку 46.
Потом снимают шестерню 48 и упорную шайбу 47 третьей передачи, синхронизатор 49 второй и третьей передач. Предварительно сняв стопорное кольцо 50 при помощи плоскогубцев и упорную шайбу 51, снимают шестерню 52 второй передачи.
Промежуточный вал 29 устанавливают на подставку и плоскогубцами снимают стопорное кольцо 37. Затем промежуточный вал устанавливают на стол пресса и при помощи оправки спрессовывают шестерни 36, 34, 33, 32 и 31, снимают распорную втулку 35 и зубилом и молотком выбивают шпонки 30.
Отвернув четыре болта 5 (см. рис. 30) с пружинными шайбами 6, снимают картер 7 рычага переключения коробки передач ЗИЛ-130. Закрепив картер 7 в слесарных тисках так, чтобы рукоятка 1 была направлена вниз, отвертывают гайку 10 крепления оси промежуточного рычага.
Придерживая при этом головку оси, снимают с оси пружинную шайбу и ось 8 с промежуточным рычагом 17 переключения первой передачи и заднего хода.
Затем вынимают ось 8 из отверстия рычага 17, расшплинтовывают предохранитель, снимают упорную шайбу 13 предохранителя и вынимают из гнезда пружину 12 и предохранитель 11 включения заднего хода.
После этого свободно вынимают из картера пружину 19, снимают опору 18 рычага, вынимают рычаг 4 переключения передач в сборе и стопор 3 рычага. Дли снятия чехла 2 ослабляют гайку рычага 4 и отвертывают рукоятку 1.
Механизм переключения передач КПП ЗИЛ-130 разбирают в приспособлении, которое позволяет быстро и надежно закреплять крышку при помощи эксцентрикового зажима и прижимного рычага в положение, удобное для разборки.
Разборку механизма переключения передач начинают с расшплинтовки стопорных болтов 32 (см. рис. 30) крепления вилок и предохранительных головок на штоках.
Отвернув стопорные болты крепления вилок и головок штока, воротком передвигают вдоль оси шток 28 переключения четвертой и пятой передач и выпрессовывают заглушку 24 из гнезда.
Передвигая шток 28, снимают вилку 27 переключения четвертой и пятой передач и, придерживая левой рукой фиксаторные шарики 35 замка штока, правой рукой вынимают шток. Аналогичным образом вынимают шток переключения второй и третьей передач, а затем шток переключения первой передачи и заднего хода.
Разборку синхронизатора второй и третьей передач КПП ЗИЛ-130 начинают с засверливания блокирующих пальцев. Для этого синхронизатор устанавливают на подставку и на сверлильном станке сверлом диаметром 12 мм засверливают с двух сторон три пальца на глубину 2 мм.
Для снятия кольца с блокирующих пальцев каретку устанавливают на подставку и спрессовывают кольцо, вынимая при этом фиксаторы, шарики и пружины. Блокирующие пальцы кольца также выпрессовывают на подставке, установив приспособление на стол пресса.
Аналогичным образом выпрессовывают опоры кольца и разбирают второе кольцо синхронизатора. Порядок разборки синхронизатора четвертой и пятой передач аналогичен вышеописанному технологическому процессу.
Сборка коробки передач ЗИЛ-130
Для сборки коробки передач ЗИЛ-130 используют как однопостовые, так и многопостовые стенды. На картере коробки передач закрепляют сменную головку.
Тельфером картер со сменной головкой подают к стенду и закрепляют на каретке. Детали и узлы, используемые для сборки коробки передач, находятся на стеллаже рамы.
В маслоналивное отверстие ввертывают пробку 23 (см. рис. 31), а в спускное отверстие — пробку 4 с магнитом. В гнездо картера 1 при помощи плоскогубцев вставляют стопорное кольцо 39. На передний конец промежуточного вала 29 надевают роликовый подшипник 38.
Затем промежуточный вал 29 в сборе с шестернями вставляют в картер 1, направив последовательно сначала задний конец вала в гнездо шарикового подшипника, а затем устанавливают в наружное кольцо передний конец вала 29 с роликовым подшипником 38 в сборе.
Надев на шариковый подшипник при помощи плоскогубцев стопорное кольцо 27, его запрессовывают на задний конец промежуточного вала КПП ЗИЛ-130.
Затем задний конец промежуточного вала 29 в сборе с подшипником устанавливают при помощи оправки в гнездо картера 1. Гайку 25 навертывают на резьбовой конец вала 29 и затягивают динамометрическим ключом с моментом не менее 25 кГм.
Затем гайку 25 закернивают, вдавив ее край в паз вала 29. Предварительно подсобрав с прокладкой 26 болтами 17 с пружинными шайбами 6, крышку 24 устанавливают на гнездо заднего шарикового подшипника 28, завернув от руки на две — три нитки болты 17.
Окончательно болты завертывают динамометрическим ключом (момент затяжки 2,0—3,5 кГм). При правильной сборке и установке в картер 1 промежуточный вал 29 должен легко вращаться от руки в подшипниках.
Сборку блока шестерен заднего хода КПП ЗИЛ-130 начинают с установки в отверстие блока шестерен 18 роликовых подшипников 19, между которыми располагают распорную втулку 20. Опуская блок шестерен 18 в картер 1, ось 21 блока шестерен вставляют в отверстие картера блока шестерен 18.
Медным молотком запрессовывают ось 21 блока шестерен до упора торца канавки оси 21 с плоскостью картера. Затем стопор 22 закрепляют на картере так, чтобы он входил в канавку оси 21. Болт 5 стопора с пружинной шайбой 6 затягивают динамометрическим ключом (момент затяжки 1,5—2 кГм).
Предварительно подсобрав правую и левую крышки 7 люков с прокладкой 3, болтами 5, пружинными шайбами 6, их устанавливают к люкам картера 1, а болтызавертывают (момент затяжки 1,5—2,0 кГм). Заглушку 40 промежуточного вала устанавливают в отверстие картера 1 и раздают в гнезде при помощи оправки.
В выточку гнезда переднего роликового подшипника 38 устанавливают уплотнительное кольцо 41. Для сборки ведомый вал 54 в сборе устанавливают в картер 1коробки передач. На задний шариковый подшипник 59 специальными плоскогубцами устанавливают стопорное кольцо 60.
Затем шариковый подшипник 59 надевают на вал 54 выточкой под стопорное кольцо наружу. Подшипник 59 при помощи оправки и молотка напрессовывают на вал и в отверстие картера коробки передач ЗИЛ-130.
На выступающий из картера 1 конец вала 54 устанавливают ведущую шестерню 67 спидометра и
оправкой напрессовывают ее до упора в подшипник.
Для сборки ведущий вал 11 в сборе с подшипником 12 устанавливают в гнездо картера. Вынув технологическую оправку, ведомый вал 54 устанавливают так, чтобы его конец вошел в гнездо ведущего вала 11. При помощи оправки в картер запрессовывают подшипник 12 вместе с ведущим валом 11.
Затем устанавливают крышку 15 с прокладкой 8 и привертывают ее к картеру 1 болтами 17 с пружинными шайбами 6. Перед установкой механизма переключения передач на коробку все шестерни и муфты на ведомом валу 54 устанавливают в нейтральное положение.
Затем ставят прокладку 23 (см. рис. 30) и крышку с механизмом переключения передач, направив концы вилок переключения передач в кольцевые пазы шестерен и муфты каретки. После этого механизм переключения передач прикрепляют к картеру болтами с пружинными шайбами.
При правильной сборке все валы и шестерни коробки передач ЗИЛ-130 должны легко проворачиваться от усилия руки, приложенного к хвостовику ведущего вала при любом включенном или нейтральном положении шестерен, без малейших признаков заедания в подшипниках, в зацеплении шестерен и других соединениях.
Источник
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ
Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт
Автомобили ГАЗ
Автомобили ЗИЛ
Автомобили КАМАЗ
Автомобили МАЗ
Автомобили КРАЗ
Автомобили УРАЛ
Ремонт компонентов трансмиссии автомобиля ЗИЛ-4331
Технические характеристики автомобиля ЗИЛ-4331
Основные параметры ЗИЛ-4331
Ширина, мм — 2500
Высота, мм — 2660
Колесная база, мм — 3800
Снаряженная масса, кг — 4790
Количество мест — 2
Количество дверей — 2
Двигатель — ЗИЛ-645, дизельный двигатель, жидкостного охлаждения,
Тип — V-образный, восьмицилиндровый.
Максимальный крутящий момент, Нм (кг/см) – 509(52);
Рабочий объем, л — 8,74
Номинальная мощность, кВт — 136(185)
Трансмиссия и ходовая автомобиля ЗИЛ-4331
Привод — На задние колёса
Коробка передач — механическая
Количество передач — 5 (без демультипликатора) или 9 (с демультипликатором)
— Передняя — Рессорная
— Задняя — Балансирная рессорная
Размер шин — 12.00 R20
Рулевое управление и тормоза ЗИЛ-4331
Тип рулевого управления — Винт-шариковая гайка
Гидроусилитель руля — есть
Тормоза передние — Барабанные
Тормоза задние — Барабанные
Эксплуатационные показатели автомобилей ЗИЛ-4331
Максимальная скорость, км/ч — 90
Объем топливного бака, л — 170
Тип топлива — Дизтопливо
Расход топлива (в городе), л. на 100 км. — 16.0
Сцепление автомобиля ЗИЛ-4331
Основными причинами нарушения работоспособности сцепления ЗИЛ-4331 являются износ или разрушение выжимного подшипника; поломка или потеря упругости пружин демпфера; износ, деформация нажимного диска и другие.
Необходимость ремонта сцепления ЗИЛ-4331 обычно возникает в результате износа фрикционных накладок ведомого диска и муфты сцепления.
Перед снятием и разборкой сцепления наносят метки на корпусе, дисках и маховике для сохранения балансировки деталей при последующей сборке.
При толщине ведомого диска сцепления ЗИЛ-4331 менее допустимой фрикционные накладки заменяют на новые или же заменяют диск в сборе.
Накладки должны быть ровными без трещин и повреждений и прочно приклеены или приклепаны к дискам.
Нажимной диск (корзину) сцепления разбирают при необходимости замены или ремонта его деталей с применением приспособления, состоящего из силового винта и прижима корпуса.
Корзину сцепления ЗИЛ-4331 заменяют при короблении, наличии задиров, глубоких канавок или трещин на поверхности. Рабочую поверхность диска исправляют шлифованием.
Изношенные пальцы, ролики, опорные вилки, сломанные или деформированные пружины заменяют. При установке сцепления на машину используют технологический вал для центрирования ведомых дисков.
Карданные валы и КПП автомобиля ЗИЛ-4331
Основными неисправностями карданных валов ЗИЛ-4331 являются трещины в трубе и сварных швах, изгибы и скручивание вала и опор, нарушение балансировки, износ шлицевых соединений и карданных шарниров.
При текущем ремонте обычно заменяют карданные шарниры. Перед разборкой валов наносят метки для сохранения заводской балансировки при сборке.
В процессе ремонта необходимо контролировать зазор в шлицевом соединении и осевой зазор у крестовины кардана ЗИЛ-4331. После ремонта карданные валы проверяют на биение.
Крестовины карданов и двойных вилок должны легко проворачиваться в игольчатых подшипниках, скользящие вилки должны перемещаться в шлицах без заеданий и заклинивания, валы опор должны вращаться в подшипниках без заеданий.
Основные неисправности коробок передач КПП ЗИЛ-4331 заключаются в нарушении зацепления шестерен, зубчатых муфт, выходе из строя синхронизаторов и других деталей (вилок переключения, фиксаторов, подшипников, валов, манжет и сальников и т. п.).
Ряд неисправностей КПП можно устранить непосредственно на машине.
Например, заменить неисправные детали механизма переключения передач (фиксаторы, вилки и др.). Для определения состояния подшипников валов и шестерен снимают верхнюю и при необходимости боковые крышки.
При обнаружении износа и разрушения подшипников и шестерен, а также значительных перемещений валов коробки передач ЗИЛ-4331 ее снимают и разбирают с помощью съемников.
Изношенные детали заменяют, руководствуясь требованиями технической документации.
После ремонта КПП обкатывают на специальном стенде последовательно на всех передачах, начиная с нейтральной.
Задний мост автомобилей ЗИЛ-4331
Основные отказы заднего моста и редуктора конечной передачи ЗИЛ-4331 заключаются в нарушении зацепления зубьев шестерен, повреждении подшипников, уплотнительных колец, разрушении крышек корпусов.
Зубчатые передачи разбирают при повышенном шуме или стуке в области главной и конечной передач, а также при наличии металлических частиц в масле.
Многие отказы задних мостов и конечных передач, тормозов и механизмов управления можно устранять непосредственно на машине.
При этом разборку производят в пределах, необходимых для устранения неисправности. При сборке редуктора заднего моста ЗИЛ-4331 ведущую и ведомую шестерни устанавливают только в комплекте.
При ремонте трансмиссии основные работы заключаются в восстановлении работоспособности
шестерен.
Так, при ремонте зубчатых передач проверяют состояние и оценивают степень износа зубьев, а также проверяют центровку зубчатых пар, надежность крепления зубчатых колес на валах, состояние элементов смазочной системы, резьбовых и фланцевых соединений.
Необходимость ремонта или замены деталей заднего моста ЗИЛ-4331 устанавливают после измерения боковых и радиальных зазоров в зацеплении.
Зубчатые колеса подлежат замене при износе зубьев по толщине более 20% (при окружной скорости до 5 м/с), а прямозубые колеса при износе более 15 % (при окружных скоростях более 5 м/с).
Заменяют также зубчатые колеса, у которых выкрашено более 30 % площади рабочей поверхности зубьев. Зубчатые колеса с цементированными зубьями заменяют при износе слоя цементации.
Замену изношенных зубчатых колес редуктора заднего моста ЗИЛ-4331 обычно проводят в паре. Ремонт червячного колеса обычно заключается в замене венца.
Правильно собранная цилиндрическая зубчатая передача должна обеспечивать заданные значения межосевого расстояния, радиального и торцевого биений зубчатых колес, радиального и бокового зазоров в зацеплении.
Радиальный и боковой зазоры определяют щупом или с помощью узкой пластины свинца, накладывамой на зубья шестерни цилиндрической и червячной передач и расплющиваемой между зубьями при повороте колеса.
Допустимые значения зазоров шестерен редуктора моста ЗИЛ-4331 приводятся в соответствующих инструкциях. Качество зацепления проверяют по пятну контакта.
У большинства зубчатых колес размер пятна контакта по высоте зуба должен быть не менее 45%, а по ширине — не менее 60 %. При монтаже конических передач дополнительно проверяют перпендикулярность осей шестерен.
После регулировки зубчатых передач их обкатывают и испытывают и на стендах. Шум от работающего редуктора должен быть незначительным, ровным, без стуков и треска.
Источник