- Способы ограничения распространения трещин в металлоконструкциях
- Ремонт трещин в сварных металлоконструкциях
- В связи с чем ремонт трещин не дает результатов?
- Последовательность заварки трещины
- Выполнение ремонта без заварки
- Сварной шов
- Каталог
- Горячие и холодные трещины при сварке
- Содержание:
- Виды трещин
- Горячие
- Холодные
- Кристаллизация
- Предупреждение появления трещин
- Ликвидация трещин
- Сварка при ремонте автомобиля
- Интересное видео
Способы ограничения распространения трещин в металлоконструкциях
- неправильной конструкцией металлического объекта (это влечет за собой концентрацию напряжения),
- различными дефектами монтажа,
- воздействием на металлическую конструкцию переменного тока и иными.
Нередко после образования трещин возникают и более серьезные дефекты, кои в свою очередь способны привести к общему разрушению металлоконструкции. В связи с этим крайне важно своевременно обнаружить и трещины в металле. Благодаря этому значительно продлится срок конструкции и уменьшится вероятность появления непредвиденных ситуаций.
Ремонт трещин в сварных металлоконструкциях
Ремонт трещин в металлоконструкциях
В подобных конструкциях трещины обычно устраняют посредством сварки. Однако зачастую одной только сварки бывает недостаточно, поскольку трещины могут пойти по металлу далее. В таких случаях по оба конца трещины создают своеобразные уловители для трещин, представляющие собой отверстия, способные задержать ее рост в случае последующего развития. В особенности это касается листового либо профильного металла – для этих материалов обязательно следует выполнять отверстия-уловители.
В связи с чем ремонт трещин не дает результатов?
Как было сказано выше, заварка трещин без дополнительного выполнения специальных отверстий не способно принести желаемых результатов. Если контролировать трещину лишь в одной из сторон, то выявить ее конец будет невозможно. Посему необходимо выполнить отверстия-уловители обязательно с двух сторон. Диаметр трещин определяется толщиной металла (если металл имеет толщину 25мм, то отверстие должно иметь диаметр также 25мм).
Заварка трещин в металлоконструкциях
Последовательность заварки трещины
- При заварке трещин крайне важна последовательность действий. Их порядок следующий:
- определяют примерные концы трещины,
- отступают от концов примерно на полтора сантиметра и просверливают отверстие соответствующего толщине металла диаметра,
- разделяют кромку трещины для сварки,
- заваривают трещину, отверстие оставляют,
- зачищают начало и окончание шва, снимают его усиление более 1мм.
Выполнение ремонта без заварки
Ремонт трещин в металлоконструкциях без сварки
В случае, когда размер трещины относительно площади элемента весьма мал, данный дефект зачастую можно исправить только одним сверлением. Та трещина, которая была обнаружена и засверлена на концах своевременно, как правило, далее не разрастается.
Сварной шов
В случае обнаружения дефекта на сварном шве, требуется только восстановить сам сварочный шов и перевести его непрерывно к целому участку шва. При желании восстанавливаемый участок можно укрепить. При сварке трещин проваривать соединение следует так, чтоб оно плавно переходило в неповрежденный участок.
Источник
Каталог
Рекомендации
При выполнении ремонтных работ ручной дуговой сваркой приходится заваривать различные виды трещин, а также всевозможные технологические отверстия, в том числе резьбовые. Посоветуйте, пожалуйста, как это делать правильно и эффективно?
Заварка трещин. Как показывает опыт, заварка (ремонт) трещин без соответствующей подготовки может вызвать их мгновенное распространение даже при незначительных нагрузках и снижении температуры. Поэтому подготовку кромок под сварку и наложение сварных швов при заварке ручной дуговой сваркой проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 5264 и ГОСТ 11534. Если форма и размеры ремонтных швов не вписываются в стандартные, то в каждом конкретном случае их вычерчивают с учетом особенностей и размеров элементов, а затем заносят в КТД и паспорт изделия.
Перед разделкой необходимо тщательно осмотреть трещину, точно определить ее концы (границы трещины хорошо проявляются при нагреве их газовой горелкой до температуры 100-150°С), накернить их, затем засверлить сверлом диаметром 6-10 мм, а при толщине детали более 100-125 мм — сверлом диаметром 20-25 мм. Сверление выполнять так, чтобы центр отверстия совпадал с концом трещины или был на 3-5 мм дальше трещины. Когда отверстия на концах трещины высверлить невозможно (дрель не помещается в конструкции), по согласованию с технологами, на полностью разгруженных или сжатых элементах отверстия прожигают газокислородным пламенем, отступив от конца трещины на 50-80 мм. Для лучшего провара отверстия в конце трещины следует раззенковать на 1/2-1/3 толщины стенки. Разделку трещин и выборку металла можно производить как механически, так и дуговым способом — специализированными электродами марки АНР-2 без зачистки кромок разделки или воздушно-дуговой строжкой угольными электродами, что требует обязательной абразивной зачистки. Несквозные трещины необходимо разделывать на глубину, превышающую глубину их залегания не менее чем на 3 мм.
При заварке защемленных трещин (не выходящих на кромку) даже в конструкциях из низкоуглеродистых сталей рекомендуют перед сваркой произвести подогрев газовой горелкой мест, расположенных непосредственно за концами трещин. В отдельных случаях при высокой жесткости конструкции, большой толщине элементов, отсутствии специализированных сварочных материалов сварочные работы следует производить, если позволяют размеры, с предварительным подогревом до температуры 200-250°С всей детали с последующим замедленным охлаждением в песке или путем укрытия асбестовой тканью.
Если трещина имеет длину более 300 мм, ее следует заваривать обратноступенчатым способом с длиной отдельной ступени 150-200 мм (рис. 1). При этом каждую отдельную ступень заваривают в направлении от кромки к концу трещины. После полной заварки трещины производят подварку корня шва с обратной стороны, предварительно подрубив вершину шва до полного удаления наплывов, шлака и черновин.
Рис. 1. Схема заварки трещины длиной более 300 мм
Если невозможно подварить шов с обратной стороны, то разрешается выполнять швы без подварки с обязательным соблюдением проектного зазора между кромками. Во время сварки таких швов нужно внимательно следить за проваром кромок на всю толщину, применяя в таких случаях по возможности остающиеся подкладки, плотно прилегающие к стенкам.
При многослойной сварке заполнение участков производят «горкой» или «каскадным способом». При заполнении участков шва «горкой» вначале наплавляют первый слой на небольшом участке, затем второй, который полностью перекрывает начало первого слоя. Затем в таком же порядке наплавляют третий и четвертый слои, образуя таким образом «горку» (рис. 2).
Рис. 2. Последовательность наложения валиков способом «горка»
Разница по ширине и высоте сварного шва в разных сечениях допускается не более 2 мм при условии плавного перехода от одного размера к другому. В случае заварки дефектного участка шва (после вырубки) допускается разница по ширине до 4 мм относительно невырубаемого шва. При этом должен быть обеспечен плавный переход от одного размера к другому. При заварке трещины по сварному шву концы ее должны быть засверлены, а ранее наплавленный металл — полностью удален.
При заварке трещин, проходящих по заклепочным соединениям или в конструкциях, укрепленных жесткими связями, необходимо удалить по одному ряду заклепок или связей с обеих сторон трещины. После заварки трещины поставить удаленные заклепки или связи. Если трещина доходит до заклепки, то последняя также должна быть удалена перед сваркой.
Заварка и обварка отверстий. Заварку отверстий в зависимости от их диаметра и глубины можно производить путем вварки вставок, сплошной заплавки и приварки накладки.
Отверстия диаметром 50 мм и более следует заваривать путем вварки конусообразной вставки (рис. 3), изготовленной из того же металла, что и деталь. Вставку перед вваркой необходимо прихватить в трех местах, затем обварить по периметру.
Рис. 3. Схема вварки конусообразной вставки в отверстие диаметром более 50 мм
Рис. 4. Схема подготовки отверстия под заварку зенкованием
Рис. 5. Схема подготовки отверстия под заварку путем установки перегородки
Отверстия, глубина которых больше двух диаметров, перед заваркой следует раззенковать (рис. 4) или перегородить пластиной толщиной 2-4 мм (рис. 5) из малоуглеродистой стали. Разрешается заваривать такие отверстия, применяя пробки в последовательности, указанной на рис. 6.
Рис. 6. Схема заварки отверстия с помощью пробок
Отверстия диаметром менее 15 мм перед заваркой нужно рассверлить до диаметра 18-20 мм. При наличии в завариваемом отверстии резьбы последнюю удаляют сверлом, диаметр которого на 1,5-2 мм больше наружного диаметра резьбы.
Перед сваркой стенки отверстия должны быть очищены от ржавчины, грязи и масла. Если отверстие не перегораживают пластиной, то его с одной стороны необходимо закрыть огнеупорной подкладкой, флюсовой подушкой и т. п.
Заварку отверстий рекомендуют производить в нижнем положении наложением круговых валиков электродом, наклоненным к стенке под углом 30-40°. Если отверстие перекрывают с одной стороны накладкой, то последнюю приваривают с двух сторон по периметру (снаружи и со стороны отверстия).
Обварку отверстий с целью уменьшения размеров по диаметру производить электродуговой сваркой в один слой по всей толщине стенки с напуском на кромки.
При вертикальном положении стенки с обвариваемым отверстием сварку целесообразней производить по окружности в два приема с движением электрода снизу вверх (рис. 7).
Рис. 7. Схема обварки отверстия с целью уменьшения размеров
Источник
Горячие и холодные трещины при сварке
Содержание:
Согласно ГОСТу 30242 все дефекты разделяют на шесть групп. Первая из них целиком принадлежит трещинам. Дефект шва, называемый трещиной, — это несплошность в виде разрыва металла. В месте образования появляется очаг напряжения, который при эксплуатации изделия приведет к дальнейшему разрушению.
Поэтому трещина считается недопустимым дефектом и подлежит устранению. Место образования трещин бывает, как в самом шве, так и в околошовной зоне, где сохраняется термическое влияние. Увидеть этот дефект нетрудно при визуальном осмотре. Для уточнения вида и ее размеров можно использовать лупу с большим увеличением. Ее приходится применять обязательно для обнаружения микротрещин.
Виды трещин
Существуют две разновидности трещин: первая их них называется горячей или высокотемпературной, а вторая — холодной или низкотемпературной. Каждая из них имеет градацию по другим признакам. Горячие и холодные трещины при сварке делятся по направлению — продольные, поперечные, могут быть радиальными или находиться в кратере валика. Горячие трещины образуются в металле при очень высокой температуре — более 1000°С, а для холодных достаточно более низкого значения в 200-300°С.
Горячие
Горячие трещины — это, по определению, разрушения межкристаллического характера. Цвет излома имеют темный, а форму — извилистую. Окисление является сильным.
Причины образования горячих трещин при сварке:
- Деформации, вызванные укорочением.
- Жидкие прослойки между зернами.
- Невозможность перемещения деталей для правильного остывания, что происходит при их слишком сильной фиксации.
- Нарушение связей между зернами из-за наличия элементов с низкой температурой затвердевания.
- Присутствие примесей и включений. Особенно влияют сера и фосфор.
Горячие трещины при сварке имеют следующую последовательность образования:
- после прекращения нагрева горячий металл начинает понемногу охлаждаться;
- при определенной температуре в сварном шве начинают образовываться кристаллы, между которыми имеются прослойки в жидком виде;
- происходит возрастание напряжений, приводящих к понижению деформационной способности шва и зоны вокруг него.
В результате неодинаковой усадки шва и свариваемого материала после охлаждения возникают внутренние напряжения, вызывающие появление трещин в разных направлениях.
Холодные
Холодные трещины при сварке образуются в теле самого шва и рядом. Они располагаются в продольном и поперечном направлениях под любым углом ко шву. Излом имеет светлый оттенок. Время появления — период остывания деталей. Трещины могут появляться, начиная с температуры 300 °С, поэтому их называют холодными в отличие от горячих.
Наиболее распространенные места появления холодных трещин — корень шва и место, где стыкуются валик и свариваемый металл. Такой вид трещин может появляться не только на поверхности, но и внутри металла. Их протяженность может быть небольшой. Обнаружить внутренние трещины более сложно.
Холодные трещины не имеют такого сильного разветвления, как у горячих. Меньшим является и их раскрытие. При реакции с кислородом воздуха их цвет становится коричневым или голубоватым. Высокопрочные и низколегированные стали являются наиболее уязвимыми.
Холодные трещины при сварке — причины возникновения:
- Слишком сильное соединение свариваемых деталей.
- Маленький диаметр электрода, не соответствующий толщине свариваемых деталей.
- Несоблюдение технологии сварки.
- Повышенное содержание углерода.
- Слишком быстрое охлаждение.
- Наличие внутренних напряжений.
- Неправильный выбор электрода.
При возможности следует избегать ситуаций, когда образуются холодные трещины при сварке.
Кристаллизация
Кристаллизацией называется процесс, состоящий в образовании кристаллов. Это происходит при переходе металла из состояния жидкого в твердое. Именно это и происходит при сварке металлических изделий.
Этот процесс в сварном шве приводит к деформированию металлов и образованию трещин. Какие виды трещин образуются при кристаллизации сварного шва? Горячие, которые имеют второе название кристаллизационные, могут появиться в металлическом шве на последней стадии кристаллизации. При этом температура близка к солидусу, когда происходит исчезновение последних капель жидкого металла.
Предупреждение появления трещин
Существуют определенные меры, уменьшающие вероятность возникновения различных видов трещин:
- Уменьшение жесткости соединения свариваемых деталей.
- Подбирать ширину сварного шва, соизмеримую с толщиной деталей.
- Значение сварного тока должно соответствовать рекомендуемому данному виду соединения. Превышение приведет к перегреву.
- Сварочную проволоку выбирать с небольшим содержанием серы и углерода.
- Соблюдать угол наклона электрода.
- Шов не должен быть слишком узким.
- Применение многопроходного способа сваривания. Однопроходные швы являются менее прочными.
Не лишним будет предварительный нагрев свариваемых деталей.
Ликвидация трещин
В нормативных материалах указаны меры борьбы с дефектами, в том числе трещинами. Основной метод — сварка трещин. Перед заваркой необходимо произвести подготовку. Она состоит в осмотре повреждения и определении его длины. Окончания трещины высверливают, а при невозможности выполнить эту операцию прижигают концы. Перед началом операции исправляемую область можно слегка подогреть. Если длина трещины составляет более 300 мм, то имеет смысл применить обратноступенчатый метод.
Сварка при ремонте автомобиля
Одной из главных частей автомобиля является головка блока цилиндров. От ее исправности зависит работа двигателя. При образовании в этой детали трещины для ремонта применяется ее заварка. Сварка трещин ГБЦ производится электросваркой. Возможно также применение газовой сварки. После окончания сварки шов покрывают эпоксидной пастой.
Интересное видео
Источник