- Ремонт тротуаров общего пользования
- Письмо Минфина России от 17 мая 2019 г. N 02-05-11/35432 Об отражении в учете расходов по ремонту дворовых проездов, тротуаров, пешеходных дорожек и иных работ, отнесенных к работам по ремонту дорог общего пользования, капитальному ремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, а также работ по благоустройству
- Обзор документа
- Должна ли УО ремонтировать проезды и тротуары во дворах домов
- УО несёт ответственность за надлежащее содержание общего имущества в доме
- Проезды и тротуары на придомовой территории относятся к общему имуществу собственников в МКД
- УО отвечает за содержание и ремонт дорог и тротуаров на сформированном земельном участке под МКД
- Запомнить
- Рассказываем, как добиться ремонта тротуара 31256
- Чтобы добиться ремонта тротуара
- Пример из жизни
- В заявлении сошлитесь на нарушения следующих законов:
- Если асфальт не восстановлен после коммунальных работ
Ремонт тротуаров общего пользования
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 17 мая 2019 г. N 02-05-11/35432 Об отражении в учете расходов по ремонту дворовых проездов, тротуаров, пешеходных дорожек и иных работ, отнесенных к работам по ремонту дорог общего пользования, капитальному ремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, а также работ по благоустройству
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо и в части своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии со статьей 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) дорожный фонд — часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными Приложением N 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710) (далее — Правила), определены цели предоставления субсидий из федерального бюджета, в том числе на благоустройство дворовых территорий (подпункт «а» пункта 2 Правил).
Абзацем 4 подпункта «а» пункта 7 Правил определено, что благоустройство дворовых территорий включает:
ремонт дворовых проездов;
обеспечение освещения дворовых территорий;
установку скамеек и урн;
иные виды работ, определенные уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципам назначения, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08 июня 2018 г. N 132н (далее — Порядок), расходы дорожного фонда аккумулируются по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)», который включает в себя расходы на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, предоставление субсидий бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на указанные цели, осуществляемые за счет средств дорожного фонда.
Расходы на проведение мероприятий по содержанию территории муниципального образования, а также по проектированию, созданию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (включая расходы на освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм, за исключением расходов на осуществление дорожной деятельности, а также расходов на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, осуществляемых за счет средств дорожного фонда) подлежат отражению по подразделу 0503 «Благоустройство».
Таким образом, согласно Порядку расходы по:
ремонту дворовых проездов, тротуаров, пешеходных дорожек и иные работы, отнесенные к работам по ремонту дорог общего пользования, капитальному ремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, подлежат отражению по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)»;
обеспечению освещения дворовых территорий, установке скамеек, урн, размещению и содержанию малых архитектурных форм и иных видов работ, отнесенных к работам по благоустройству, подлежат отражению по подразделу 0503 «Благоустройство» классификации расходов бюджетов.
Директор Департамента | С.В. Романов |
Обзор документа
Минфин России разъяснил, что расходы по ремонту дворовых проездов, тротуаров, пешеходных дорожек и иным работам по ремонту дорог общего пользования, капремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним отражаются по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» классификации расходов бюджетов.
Расходы по обеспечению освещения дворовых территорий, установке скамеек, урн, размещению и содержанию малых архитектурных форм и иным видам работ по благоустройству следует отражать по подразделу 0503 «Благоустройство».
Источник
Должна ли УО ремонтировать проезды и тротуары во дворах домов
Мы часто пишем о судебных спорах, в которых управляющая организация пытается оспорить предписание органа ГЖН, выданное после проверки. Сегодня читайте о доводах судов, рассматривавших иск УО из Североморска, которая считала незаконным требование надзорного ведомства отремонтировать внутриквартальную дорогу возле МКД.
УО несёт ответственность за надлежащее содержание общего имущества в доме
Судебное дело № А42-8289/2019 началось типично: жительница многоквартирного дома в Североморске пожаловалась в орган ГЖН на плохое состояние дороги во дворе и невыполнение УО своих обязательств по надлежащему содержанию общего имущества собственников.
Ведомство провело внеплановую проверку в отношении сразу 8 домов, которые находились в управлении компании, и вынесло предписание с требованием отремонтировать проезды и тротуары на придомовых территориях: восстановить повреждённые участки.
Управляющая организация не согласилась с таким предписанием и подала в суд иск о признании его недействительным. Компания указала, что у неё нет такой обязанности: в силу закона этим должен заниматься муниципалитет. Проезды и тротуары, которые орган ГЖН требует отремонтировать, не являются общедомовым имуществом, и их восстановление не предусмотрено договором управления. К тому же надзорное ведомство провело проверку и выявило нарушения без соблюдения национального стандарта и без замеров.
Проезды и тротуары на придомовой территории относятся к общему имуществу собственников в МКД
Суд первой инстанции рассмотрел дело, разобрав два основных вопроса:
- Должна ли УО в силу своих обязательств ремонтировать проезды и тротуары у домов, которыми она управляет.
Согласно пп. «е, ж» п. 2 ПП РФ № 491, в состав общего имущества собственников включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учёта, вместе с элементами благоустройства и озеленения.
В утверждённом перечне автомобильных дорог общего пользования Североморска от 28.12.2015 № 1362 спорных дворовых проездов нет, следовательно, у муниципалитета нет обязанности по их содержанию.
В силу ч. ч. 2, 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ, земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении такого права на землю не требуется. При этом, как установил суд, участки под МКД сформированы и проезды с тротуарами находятся в их границах.
Следовательно, они относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД, а за их состояние отвечает управляющая организация. Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведён в приложении № 7 к Правилам № 170: в п. 17 говорится о надлежащем состоянии внешнего благоустройства путём проведения ремонта и восстановления разрушенных участков, в том числе тротуаров и проездов.
- Проведена ли проверка и фиксация нарушений в рамках законодательства.
Согласно п. п. 5.1.3, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, покрытие тротуаров, пешеходных дорожек не должны иметь отдельных разрушений площадью более 0,2 кв.м, а покрытие проезжей части – дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более.
Суд сделал заключение, что не всякое повреждение дороги и тротуара может быть признано недостатком в их состоянии и содержании. При этом в силу п. п. 9.1.1, 9.1.2 ГОСТ Р 50597-2017 контроль характеристик эксплуатационного состояния дорог и улиц осуществляют приборами, включёнными в Государственный реестр средств измерения и прошедшими поверку в установленном порядке.
Согласно представленным в деле документам, орган ГЖН при проведении проверки:
- не устанавливал отклонения покрытии дорог и тротуаров от нормативных требований;
- не использовал какие-либо измерительные приборы, имеющие поверку и сертификат;
- не проводил фотофиксацию, позволяющую наглядно оценить повреждения дорожного полотна;
- не описал повреждения.
Суд заключил, что представленные материалы проверки не являются достаточными и не позволяют суду сделать однозначный вывод о наличии в действиях УО факта ненадлежащего состояния элементов благоустройства придомовых территорий. Следовательно, у органа ГЖН нет фактических оснований для принятия предписания.
Документ был признан недействительным. Орган ГЖН подал жалобу в апелляционный суд, но тот не нашёл оснований для изменения решения первой инстанции.
УО отвечает за содержание и ремонт дорог и тротуаров на сформированном земельном участке под МКД
Надзорное ведомство направило жалобу в кассационный суд, указав, что значительность повреждений покрытия дороги свидетельствует о неисполнении УО своих обязанностей на протяжении длительного периода. Недостатки дорожного полотна возможно установить при визуальном осмотре, без проведения замеров специальными измерительными приборами.
Кассационный суд, согласившись с выводами о том, что УО отвечает за содержание придомовой территории, в том числе за проезды и тротуары, занял иную позицию по вопросу доказанности нарушений в действиях компании. Согласно п. 9.4.2 ГОСТ Р 50597-2017, контроль параметров дефектов, не требующих измерений, осуществляют визуально.
Спорные проезды и тротуары не относятся к автомобильным дорогам общего пользования в понимании ГОСТ 32825-2014. Поэтому проведение замеров повреждённых участков специальными приборами не обязательно. Очевидность и значительность повреждений спорных участков описаны в акте проверки и зафиксированы в фототаблицах.
Размер повреждений покрытия влияет не на принятие решения о необходимости его восстановления, а на срок устранения таких повреждений. Таким образом, как отметил суд, предписание органа ГЖН выдано при наличии достаточных фактических и правовых оснований и является правомерным. Аналогичная позиция поддержана в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.05.2020 по делу № А42-8286/2019.
Суд кассационной инстанции отменил решения коллег и отказал УО в признании предписания недействительным.
Запомнить
Внутриквартальные проезды и тротуары, находящиеся на сформированной придомовой территории МКД, – зона ответственности управляющей домом организации, поскольку являются частью общего имущества собственников. Управляющим организациям и ТСЖ не всегда хватает средств на их содержание и ремонт, ведь в самом доме, особенно если это старый жилфонд, нужно решить немало проблем.
Однако УО и ТСЖ следует помнить, что неудовлетворительное состояние внутриквартального проезда или тротуара у МКД могут стать причиной жалобы жителей, а затем – привлечения к административной ответственности за нарушение лицензионных требований и штрафам по ст. 14.1.3 КоАП РФ до 300 тыс. рублей.
Источник
Рассказываем, как добиться ремонта тротуара 31256
Кто в ответе за разбитый тротуар? В чьи двери стучаться, чтобы добиться его ремонта? Каким должен быть идеальный тротуар? На все эти вопросы вы найдете ответы в нашей публикации. Образцы нужных заявлений вы найдете по ссылке.
ГОСТ требует, чтобы вдоль каждой дороги в населенном пункте был тротуар. Неважно, ходит там один человек в день или тысяча. Все требования к пешеходной дорожке перечислены в ГОСТе Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования».
ГОСТ регламентирует даже ширину тротуара: если он однополосный – минимальная ширина один метр. Если двухполосный – то 1,5 метра. Сколько полос должно быть – зависит от количества пешеходов. Если в час пик по дорожке проходит до 50 человек в час, то одна полоса. От 50 до 1000 человек в час – две. Каждая тысяча пешеходов в час добавляют еще одну полосу шириной не менее 75 сантиметров.
По ГОСТу тротуар должен быть по обе стороны дороги (но только, если и здания – с двух сторон). При односторонней застройке стандарт разрешает делать дорожку только на той стороне, где ходят люди.
Поделитесь с друзьями | Сохраните |