Ремонт углепластикового удилища своими руками продольная трещина

Ремонт спиннинговых удилищ при различных поломках

Динамичный спиннинговый лов для многих рыболовов является любимым хобби и основным видом рыбалки. Разнообразие интересных приманок, зачастую настырный, хитрый и крупный хищник в трофее, с которым приятно бороться на вываживании, постоянно вовлекают в ряды спиннингистов новых приверженцев стиля. Но как известно, кроме приятных и радостных моментов ловли бывают и форс-мажорные ситуации, одной из которых является поломка удилища. В этом случае спиннингисту не стоит отчаиваться, ведь ремонт спиннинга вполне реальная процедура, которую при знании некоторых приёмов можно самостоятельно произвести в домашних условиях.

Независимо от конструктивных особенностей удилища ремонт сломанного телескопического спиннинга или более распространённой штекерной снасти схож по своей сути и требуют одного и того же инструмента и ремонтных расходных материалов. В предлагаемой читателю статье мы рассмотрим основные виды поломок снасти с дельными и проверенными практикой подходами для их устранения.

Как отремонтировать спиннинг своими руками

Прежде чем приступить к ремонту спиннинга своими руками стоит запастись набором нехитрого инструмента, в состав которого входят: ножовочное полотно, канцелярский нож и небольшие по размеру плоскогубцы. Под рукой должна быть газовая горелка, обычно для этих целей используют самую маленькую конфорку бытовой газовой плиты, и зажигалка. Для работ понадобится мелкоабразивная наждачная бумага, алмазный надфиль с мелкой насечкой, а также эпоксидный клей и водостойкий прозрачный лак. На роль обезжиривателя склеиваемых поверхностей сгодится растворитель. Клеить и выполнять лакировку поверхностей удобно жёсткой рисовальной кистью.

В перечень материалов, помогающих отремонтировать спиннинг, входит капроновая нить диаметром от 0,5 до 1,5 мм, углепластиковые, отслужившие свой век, старые колена бывших в употреблении удочек (необязательно спиннингов). Также будут востребованы пробки с бутылок сухого или шампанского вина и комплекты разнообразных по диаметру пропускных колец. Ремонтные операции удобно производить на обычном письменном столе с наличием яркой настольной лампы. Хорошее освещение помогает заметить мелкие трещины, которые оставшись упущенными, негативно влияют на качество ремонта.

С представленным выше комплектом оборудования и материалов можно достаточно быстро и надёжно произвести мелкий ремонт бланка снасти. В случае же серьёзной поломки есть варианты замены колена на новое или передачи снасти в руки мастера-родбильдера, специализирующегося на восстановлении современного рыболовного оборудования.

Ремонт полой вершинки спиннинга

Заломы вершинки — наиболее частый дефект спиннинговой снасти. Рассмотрим частный случай, когда сломался кончик спиннинга полой структуры. Суть ремонтной операции заключается в соединения отломавшейся части с остальным бланком. Для реализации восстановления залома потребуется отыскать подходящий по диаметру шпигот. Шпигот — это отрез длиной 13–15 см от старого колена. При этом диаметр подбираемой вставки, должен плотно входить в оба полых конца залома. Выбрав удовлетворяющий условиям качественного соединения шпигот, проводят подготовительную операцию, суть которой заключается в торцевании кромок залома. В процессе торцевания кромок ножовочным полотном их подрезают до ровных плоскостей и шлифуют наждачной бумагой.

Подготовленный отрез углепластиковой заготовки обильно смазывают клеем и вставляют в сломанное колено, стягивая залом как можно плотнее, до минимальных размеров зазора, получаемого в результате соединения. Ремонт спиннинга продолжаем нанесением на стык водостойкого лака и намоткой поверх этого слоя капроновой нити. Аккуратно наложенную на стык нить остаётся пропитать всё тем же лаком, а дождавшись полного застывания клея и покрытия, что произойдёт не ранее чем через одни сутки, зашлифовав неровности и заусенцы приступать к испытанию снасти. Как правило, такого рода работа полностью восстанавливает функционал снасти, немного жёстче делая её строй.

Как починить монолитный кончик спиннинга

Некоторые модели спиннингов имеют монолитное окончание квивертипа. Заломы таких колен нередки, но и отремонтировать сломанный спиннинг не составит больших затруднений. Если кончик заломался на расстоянии в 5–10 см от тюльпана, применяют методику соединения стыка посредством трубки. Как и в случае с восстановлением полого бланка потребуется углепластиковая вставка от старого колена. Только в варианте с монолитным строением вершинки диаметр подбираемой трубки должен позволять отрезанной по размеру заготовке одеваться поверх деформированных частей колена.

Отторцевав концы залома, далее, для лучшей адгезии, поверхность проходят наждачной бумагой до получения видимой бархатистости и обезжиривают растворителем. После высыхания растворителя наносят клей и кончики вставляют в подготовленную заранее трубку, плотно прижимая торцы. После высыхания клея края ремонтной трубочки подчищают надфилем, покрывая стык водостойким лаком. На практике бывает так, что сломался спиннинг непосредственно у последнего колечка, прямо у окончания тюльпана. Эта поломка вообще не вызывает затруднений в последующем восстановлении.

Методика ремонтных работ начинается с нагрева отломанной вершинки, на которой надет тюльпан. При нагреве клей выгорит, и соединительная трубочка конечного кольца станет свободной. Сам же кончик квивертипа зачищают наждачной бумагой, приводя диаметр в соответствии с диаметром соединительной трубочки тюльпана. Соединительные элементы обезжиривают и склеивают между собой.

Важно! Тюльпан должен с натягом садиться на кончик квивертипа.

Если это условие не соблюдается, предварительно на вершинку накладывают слой пропитанной эпоксидным клеем капроновой нити и уже после высыхания подмотки осуществляют монтаж кольца. Насаженный на клей тюльпан, вернее место стыка, закрывают витками всё той же капроновой нити и покрывают слоем влагостойкого лака. После такой манипуляции спиннинг остаётся работать на прежних параметрах, практически не теряя в чувствительности с полностью восстановленной первоначальной заводской надёжностью.

Читайте также:  Ремонт маски для дайвинга

Ремонт рукоятки

Обрадуем спиннингиста таким фактом, что восстановление рукоятки намного проще, чем ремонт кончика спиннинга. На самом деле, большинство моделей спиннингов снабжаются комфортной по тактильным ощущениям пробковой рукоятью. Пробка — довольно мягкий и крохкий материал и в процессе эксплуатации снасти происходит выкрашивание, растрескивание и сколы на поверхности рукоятки, которые не только портят внешний вид снасти, но и доставляют неудобства во время ведения лова. Отремонтировать возникающие дефекты можно пробковой крошкой, которую получают, дробя винную пробку на, как можно меньшие по своим размерам фракции.

Ремонт спиннингов начинают с обработки сколов и иных дефектов рукояти очисткой поверхности от загрязнений и нанесением слоя обезжиривателя. Пробковую крошку засыпают в небольшую по объёму ёмкость и тщательно перемешивают с водостойким клеем до густой пластичной массы. Полученный состав пластиковой лопаткой наносят на дефектные места, плотно вдавливая ремонтную смесь в структуру рукоятки. После высыхания клея поверхность приводят в идеальный вид шлифовкой мелкоабразивной наждачной бумагой. Исправленные дефекты, устранённые по данной методике, на долгий срок продлят комфортную и удобную эксплуатацию отреставрированной снасти.

Как починить колено спиннинга

Ремонт колена спиннинга производят в двух случаях: при полной поломке нижней части штекера и при появлении на бланке продольных трещин. Устранение поломки бланка более серьёзная восстановительная операция, но по принципу исполнения схожая с методикой ремонта вершинки спиннинга своими руками. Для начала определяемся со структурой строения колена, которое может быть полым или монолитным по конструктиву. Полые бланки восстанавливаются внедрением вставки во внутреннюю часть хлыста. Монолитный бланк ремонтируют, надевая из подобранной по диаметру углепластиковой трубки наружную муфту. Проклеенные клеевым составом соединения усиливают армированием.

Важно! Армирование выполняют из капроновой нити двухслойной намоткой.

Перед первым слоем, место соединения внутренней трубкой, промазывают клеем и плотно мотают нить виток к витку на длину, перекрывающую стык не менее чем на 5 см с каждой стороны дефекта. После высыхания наносят второй слой нити, опять-таки, пропитывая армирующий слой клеевым составом. С наружной муфтой данные манипуляции выполняют на границах обоих стыков. После просушки, ремонт хлыста заканчивают лакировкой восстановленной поверхности. Трещины устраняются выполнением операции армирования. Пропитанную клеем нить наматывают на дефектную поверхность, выходя за границы трещины не менее чем на 3 см, после полного высыхания накладки, подвергая зону ремонта шлифовке и чистовой лакировке.

Ремонт пропускных колец

Ремонт спиннинга может быть связан с дефектом пропускных колец. В кольцах частой поломкой является истирание поверхности вкладышей, выводящих со строя шнур, а также деформация опорной ноги или всех ножек с полным отламыванием кольца от бланка. Для замены вкладыша потребуется покупка подходящего по диаметру и типажу вставки кольца. Дефектное кольцо при помощи нагрева зажигалкой аккуратно извлекают из металлической обоймы острым кончиком ножа. Обойму очищают от остатков старого клея, элементарно выжигая лишнее содержимое, и заливают свежим клеевым составом, после чего вставляют новый вкладыш. Остатки клея удаляют, не допуская шероховатостей на поверхности кольца, и комфортно продолжают использовать спиннинг.

Кстати, точно по такой же методике производят и ремонт тюльпана, с деформированной поверхностью вкладыша. Полная замена кольца начинается с удаления старого элемента бланка. Для этого применяют открытый огонь, нагревая и выжигая с поверхности хлыста лак и армирующий слой, прижимающий ножки кольца к бланку. Удалив дефектное кольцо, поверхность подвергают полной очистке от остатков армирования, завершая процесс шлифовкой. После обезжиривания, место крепления пропускного кольца покрывают эпоксидным клеем и устанавливают кольцо. При установке нового пропускного кольца в обязательном порядке контролируют соосность установки элемента с остальными кольцами.

Важно! Расположение колец должно находиться на одной прямой линии бланка.

Крепление опор кольца с бланком осуществляют капроновой нитью, пропитанной эпоксидкой. Ножки к бланку туго притягивают ниткой плотным наложением ровных витков. После застывания клея, места крепления обрабатывают мелкоабразивной наждачной бумагой и покрывают водостойким лаком.

Действия, приводящие к поломке удилищ

Чтобы исключить ремонт спиннинговых удилищ, обратим внимание рыболова, на ряд наиболее часто возникающих ситуаций, приводящих к поломке снасти. Не всегда сам процесс ловли приводит снасть в негодность. В большей мере этому способствует неосторожность при транспортировке и хранении спиннинга. Так довольно-таки часто рыболов ломает коленья спиннинга прямо в автомобиле при складировании вещей и невнимательности при закрывании дверей, когда снасть попадает в зону зажима боковой двери или багажника. При движении спиннингиста по берегу наклонённая к земле снасть наверняка станет лёгкой жертвой залома квивертипа от соприкосновения её с любым из препятствий не замеченных рыбаком на пути, будь то ветки или даже небольшой бугорок земли.

Читайте также:  Ремонт насоса сцн 75 70

Трещины на хлыстах появляются в результате падения удилища на твёрдый борт лодки, удара о бетон дамбы или перила мостка с которого ведут лов. Графитовые и углепластиковые удилища особенно боятся такого рода резких нагрузок. Бывает обидно, когда в суматохе ещё не успев даже разобрать спиннинг, до этого небрежно брошенный при выгрузке на берегу, рыболов сам же и наступает на снасть, приводя её в негодность. При осуществлении ловли больше всего деформируют спиннинги неграмотно подобранные избыточные массы приманок и захлёсты, возникающие от технических ошибок при забросах. Нередко, особенно начинающие рыболовы, обламывают вершинки снасти пытаясь поднять из воды увесистый и сильно сопротивляющийся трофей.

Как защитить спиннинг от поломки

Несмотря на то, что иногда починить спиннинг достаточно просто, лучше всего предотвратить поломку, выполняя некоторые несложные правила хранения и эксплуатации снасти. При транспортировке к месту лова и хранении спиннинга в межсезонье спасти снасть от поломок поможет наличие твёрдого тубуса. Приспособление надёжно защищает удилище от микроударов и заломов кончика. Затраты на приобретение тубуса с лихвой окупятся спокойствием за сохранность снасти.

В остальном же, рыболову стоит следить за допустимыми параметрами бланка нагрузками, исключая применение критичных по массе приманок. При забросах обращать внимание на расположение шнура, исключая захлёсты. Выбирать места лова с возможностями свободного, не стеснённого ветками или иными препятствиями заброса. Передвигаясь по береговым линиям в поисках перспективного для охоты места, держать снасть с поднятым к верху квивертипом, исключая случайные зацепы.

Источник

РЕМОНТ УДИЛИЩ В «ДОМАШНИХ» УСЛОВИЯХ

Сломанное любимое удилище – это всегда большое расстройство. Ведь после поломки рыболов теряет «рабочий инструмент».

Во многих, но не во всех случаях, можно провести сносный по качеству ремонт непосредственно дома, своими силами.

Прежде чем приступить к ремонту, нужно оценить как техническую возможность самого ремонта, так и его целесообразность. Сначала нужно оценить именно целесообразность. Может получиться так, что материальные и трудовые затраты на ремонт превысят стоимость самого удилища. Если вы проживаете в крупном городе, в котором функционирует несколько рыболовных магазинов, то приобрести недорогую удочку вместо поломанной не составит большого труда, да и не нанесет ощутимого финансового удара. Иное дело, если вы поломали длинное маховое или штекерное удилище, приобретенное на выставке, по каталогу или по случаю и за приличные деньги. Тогда первым вопросом становится замена сломанного колена.

Теоретически это возможно, но только если сильно повезет. Во-первых, повезет, если вы приобрели удилище непосредственно у производителя, который позаботился о запчастях. Во-вторых, может повезти, если вдруг удастся подобрать колено от другого удилища. Даже если брать колена от одного удилища и заменять ими колена другого удилища, сделанного на одном и том же производстве, то все равно должно повезти, чтобы они стыковались. Хотя такие случаи и бывают.

Прежде чем приступить к ремонту, нужно точно оценить его возможность. Для того чтобы помочь это сделать, рассмотрим несколько наиболее распространенных типов поломок поплавочных удилищ и методов
ремонта.

На первом месте, безусловно, стоят поломки, которые произошли из-за неаккуратного обращения с удилищем.

Чаще всего на удилище наступают. Наступают обычно на середину колен. Если сломано одно колено, то проще, а вот если наступили и продавили несколько колен, то дешевле удилище выбросить и купить новое. Очень часто удилище придавливают дверью автомобиля. Такие случаи характерны, когда рыбалка плавно перетекает в расслабленный отдых, а сборы домой проводятся уже в темноте. Я лично видел колено удилища, сломанное в семи местах. Колено никак не хотело «залезать» в автомобиль и его постепенно пропихивали, каждый раз пытаясь закрыть дверь. И так – семь раз.

На втором месте стоят поломки, которые произошли во время перегруза удилища. Перегруз удилища возникает тогда, когда используются очень тяжелые оснастки, когда длинным и недостаточно мощным удилищем пытаются забросить оснастку против сильного ветра, а также во время попытки заброса оснастки с зацепленным за кусты крючком и во время попыток оборвать оснастку после «мертвого» зацепа с помощью удилища.

Во время перегруза излом колена происходит обычно в нижней его трети. Такие поломки подлежать достаточно простому ремонту. Для этого алмазным инструментом (любой другой инструмент не режет углеродное волокно, а ломает его) торцуют срез. Получают укороченную нижнюю часть колена. Верхнюю часть сломанного колена вставляют в нижнюю часть и подгоняют заход. Заход подгоняют, укорачивая нижнюю часть верхнего обрезка до тех пор, пока длина сопряжения не будет составлять три диаметра в месте стыка. Так стыковать сломанное колено можно даже на рыбалке.

Читайте также:  Теплосеть письмо по ремонту

В том случае, если колено сломано практически в середине, есть одна тонкость в ремонте. Для того чтобы максимально снизить вес колена после ремонта, нужно торцевать тонкий обломок и уже после этого обрезать торец толстого обломка до тех пор, пока заход обломков не станет нужной длины.

После подгонки обрезков их лучше склеить между собой капелькой водостойкого клея, но можно и не клеить.

Отремонтированное таким образом удилище имеет несколько другой строй, но ловить им можно неограниченно долго, то есть до второго непредвиденного случая.

Хуже обстоит дело, если произошло расщепление колена в верхней его части, с торца колена или если сломано комлевое колено. В этом случае применяется бандаж. Бандажирование сломанного колена также применяется при ремонте колен штекерных спиннингов и матчевых удилищ.

Провести самостоятельный ремонт в домашних условиях можно по следующей технологии. Сломанное колено нужно насадить на какую-либо оправку. Реально это может быть более тонкое колено удилища.

Для того чтобы потом отремонтированное колено снять с оправки, ее следует покрыть разделительным слоем.

В качестве такого слоя можно использовать полиэтиленовую пленку, но лучше воспользоваться смазкой.

Наилучшие результаты получаются, когда используется воск. Но достать натуральный воск относительно сложно, намного проще запастись восковой натиркой для полов. Смазка наносится на оправку по всей длине. На оправку со смазкой одевается колено, и можно приступить к ремонту. Берется тонкая, не толще 0,12 мм, стеклоткань. Можно взять кусочек стеклоткани, которая используется как электроизоляция или как теплоизоляция. Стеклоткань нужно обязательно отжечь на электроплите. Во время отжига происходит удаление парафиновых замасливателей с поверхности стеклоткани. Отжигать можно и на открытом огне, нужно только не перегреть стеклоткань, чтобы стекловолокна не начали плавиться. Если вы все же нечаянно прожгли ткань, то ее нужно заменить, иначе прочность бандажа будет низкой. После подготовки ткани можно приступить к изготовлению связующего. В качестве такового лучше использовать эпоксидную смолу, причем смолу, которая рассчитана на полимеризацию в течение не менее 10–12 часов. Чем медленнее пойдет полимеризация, тем прочнее будет соединение. Смола смешивается с отвердителем в той пропорции, которая рекомендуется в инструкции к ней. Смешивать очень удобно в крышечках из полиэтилена, которые используются для закрывания банок. Смолу тщательно перемешивают. Делать это лучше, поставив крышечку на теплую батарею отопления. Подогретая смола будет иметь меньшую вязкость и лучше пропитывать стеклоткань.

Из стеклоткани вырезается раскрой. Размеры раскроя делаются такими, чтобы бандаж перекрывал трещину колена по длине на 3–4 сантиметра с каждой стороны. Ширина стеклоткани должна быть такой, чтобы обернуть колено в месте излома приблизительно четыре раза. Раскрой ткани пропитывают подготовленной смолой и аккуратно обматывают излом. На следующем этапе стеклоткань нужно закрепить и уплотнить. Для этого используется лавсановая пленка. Удобно использовать старую магнитофонную ленту, причем узкую. Ленту нужно обязательно класть на стеклоткань той стороной, на которой нет магнитного слоя, иначе потом ее будет очень трудно снимать. Лента кладется виток к витку, причем с нахлестом и при постоянном натяжении. При этом избыток смолы будет выдавливаться на поверхность. После обмотки, которая называется опрессовкой, избыток смолы снимают тряпкой. На следующий день, прежде чем снять ленту, имеет смысл прогреть отремонтированное место. Для этого можно использовать фен или другой источник горячего воздуха. После прогрева прочность соединения возрастет. Можно поступить и по другому. Снять ленту, просто смотав ее, прогреть ремонтное место. В этом случае колено можно греть уже до температуры 100–120 градусов в течение получаса. При более высокой температуре смолы бытового назначения могут поменять прочностные характеристики, и лучше не рисковать.

Нужно отметить, что ремонт колена в домашних условиях не обеспечит полного восстановления прочности материала. Смолы холодного отверждения боятся воздействия влаги, поэтому придется после каждой рыбалки колено сушить. Но в целом такой способ ремонта обеспечивает нужную прочность и надежность.

Отдельные проблемы возникают, когда происходит излом самого верхнего колена. Если кончик не пустотелый, то его следует или заменить, или укоротить до места излома. Попытки ремонтировать с помощью бандажа приносят удовлетворительные результаты лишь в тех случаях, если удается состыковать обломки с помощью кусочка очень тонкостенной и легкой трубки. Но, как правило, ничего хорошего из такого ремонта не получается.

Все дело в той дополнительной массе, которая заключена в самой трубке. Каждый грамм лишнего веса на конце удилища очень сильно изменяет строй. Если происходит слом кончика спиннинга, а обычно место слома находится близко к тюльпану, лучше всего укоротить спиннинг до места излома и переставить тюльпан. Очень редко требуется еще переставить и следующее, ближнее к тюльпану пропускное кольцо. То же можно сказать и об удилищах с кольцами.

Источник

Оцените статью