- UAZ 31514 ЗМЗ-51432 2.2t Дизель › Logbook › Замена рулевой сошки не дожидаясь её отрыва
- Технологический процесс восстановления вала сошки рулевого механизма с роликом в сборе
- Обзор химического состава, механических, технологических и эксплуатационных свойств легированной стали, из которой изготовлена деталь. Технологический маршрут ремонта вала сошки рулевого механизма с роликом. Выбор оборудования и технологической оснастки.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
UAZ 31514 ЗМЗ-51432 2.2t Дизель › Logbook › Замена рулевой сошки не дожидаясь её отрыва
Думаю многие слышали, как на Патриотах лопаются рулевые сошки из за ослабления их конструкции проточкой под шкворень. Кто не в курсе, настоятельно рекомендую статью уважаемого в УАЗоводских кругах Хасана ( Waxoyl ).
Да и прошлогодний поиск люфтов в рулевом, выявил изрядный изгиб рычага гуром, при рулёжке стоя на месте.
Так как СТО22 сошка выполнена без ослабляющей проточки, то для неё требуется длинный шкворень. Довольно удобно и выгодно всё это приобрести комплектом. Что и было сделано в знаменитом в широких кругах УазПотребСоюзе ( UazPS ), в Москве, на Ижорской.
В комплекте с сошкой идёт как длинный шкворень, так и необходимые расходники:
рычаг поворотного кулака 1шт;
шкворень удлинённый 1шт;
прокладка рычага (картон) 1шт;
разрезной конусный сухарь 4шт.
У меня уже пару лет бегают шкворни от СТО22 и люфт возникал только один раз, примерно через пару тысяч, после установки «бронзовых шкворней», пробега.
Если вы при сборке резьбовых соединений вы используете медную или графитовую смазку, то всё у вас разбирается легко и без применения кувалды. Исключение составили только конуса рулевых наконечников. Причём из сошки на кулаке палец легко вылетел а вот из сошки на рулевой машинке пришлось изрядно «машкой» полупить. Даже испереживался за целостность подшипников в рулевом редукторе.
Источник
Технологический процесс восстановления вала сошки рулевого механизма с роликом в сборе
Обзор химического состава, механических, технологических и эксплуатационных свойств легированной стали, из которой изготовлена деталь. Технологический маршрут ремонта вала сошки рулевого механизма с роликом. Выбор оборудования и технологической оснастки.
Рубрика | Производство и технологии |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 07.02.2016 |
Размер файла | 333,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Исходные данные для разработки технологического процесса
1.1 Характеристика детали
1.2 Технические требования к дефектации детали
1.3 Технические требования к отремонтированной детали
2. Технологическая часть
2.1 Выбор рационального способа восстановления детали
2.2 Выбор технологических баз
2.3 Технологические схемы устранения дефектов
2.4 Технологический маршрут восстановления детали
2.5 Выбор оборудования и технологической оснастки
2.6 Выбор режимов обработки
2.7 Расчет норм времени
3. Требования охраны труда
4. Конструкторская часть
4.1 Назначение и устройство приспособления
4.2 Принцип действия приспособления
Список используемой литературы
Автомобильный транспорт занимает ведущее положение в удовлетворении постоянно растущих потребностей народного хозяйства нашей страны в перевозках пассажиров и грузов.
Развитие автомобильного транспорта может быть достигнуто путем совершенствования организации использования автомобильного парка и за счет увеличения выпуска новых автомобилей. Однако одним из наиболее эффективных способов для увеличения автомобильного парка страны является ремонт автомобилей, поэтому его развитию и совершенствованию в нашей стране уделяется большое внимание.
В процессе эксплуатации автомобиля его надежность и другие свойство постепенно снижаются в следствие изнашивания деталей, а также коррозии и усталости металла, из которого они изготовлены. В автомобиле появляются различные неисправности которые устраняют при техническом осмотре и ремонте.
Ремонт представляет собой комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий и их частей.
Основным источником экономической эффективности ремонта автомобилей является использование остаточного ресурса их деталей. Около 70 — 75% деталей автомобиля, поступивших в ремонт могут быть использованы повторно без ремонта, либо после небольшого ремонтного воздействия. К ним относятся большинство наиболее сложных, металлоемких и дорогостоящих деталей автомобиля. Стоимость восстановления этих деталей не превышает 10 — 15% стоимости их изготовления. При этом чем сложнее и дороже деталь, тем ниже затраты на ее восстановление. Себестоимость ремонта автомобилей и их составных частей обычно не превышает 60 — 70% стоимости новых аналогичных изделий. При этом достигается большая экономия металла и ресурсов, исключаются затраты, связанные с получением заготовок, поискам и разработок новых месторождений металлов. При восстановлении деталей сокращаются расходы, связанные с обработкой детали, так как при этом обрабатываются не все поверхности детали, а только те, которые необходимо ремонтировать.
Восстановление деталей является одним из основных источников повышения экономической эффективности авторемонтного производства.
Цель курсового проекта — разработать технологический процесс восстановления детали — вал сошки рулевого механизма с роликом в сборе.
1. Исходные данные для разработки технологического процесса
1.1 Характеристика детали
Вал сошки рулевого механизма с роликом в сборе № 24-3401060-01 и находится в картере глобоидного рулевого механизма. На валу имеются цилиндры, на которые устанавливается сошка и передается вращающий момент. Также имеется с резьбой конец для крепления сошки к валу посредством гайки. На другом конце выполнено отверстие для стопорного кольца и установки регулировочного винта. На валу установлен ролик, имеется поверхность под сальник и поверхность для втулки вала, для установки в корпус картера.
Вал сошки изготовлен из конструкционной легированной стали 35х ГОСТ 4543-71. Химический состав, механические, технологические и эксплуатационные свойства стали приведены в таблицах 1-3.
Таблица 1 — Химический состав стали 35х ГОСТ 4543-71
Наименование и марка материала
Химический элемент и его процентное содержание, %
Таблица 2 — Механические свойства стали 35х ГОСТ 4543-71
Наим. и марка материала
Временное сопротивление при растяжении ув, МПа
Предел текучести ут, МПа
Относит. удлинение, д5, %
Ударная вязкость бн, кДж/м 2
Твердость без термической обработки, МПа
Таблица 3 — Технологические и эксплуатационные свойства стали 35х ГОСТ 4543-71
Наименование и марка материала
Свариваемость при восстановлении
1.2 Технические требования на дефектацию детали
Таблица 4. — Карта технологических требований на дефектацию детали
Карта технических требований на дефектацию детали
Наименование детали: Вал сошки рулевого механизма с роликом в сборе
Номер детали: 24-3401060-01
Материал: сталь 35х ГОСТ 4543-71
Способ устранение дефекта и средства контроля
по рабочему чертежу
допустимый без ремонта
Износ шеек вала под втулки картера
Калибр-скоба HE 30X
Износ резьбы М221,5-6h
Осмотр резьбовой калибр HE M221,5-6h
Повреждение не более 2х ниток резьбы
1.3 Технические требование к отремонтированной детали
Таблица 5 — Технические требования к отремонтированной детали
Повреждение не более двух ниток
Основными поверхностями вала сошки рулевого механизма с роликом в сборе, подвергшимися износу, являются износ шеек вала под втулки картера и износ резьбы должны отвечать требованиям рабочего чертежа, а именно:
— диаметр рабочей поверхности вала должен быть . Размер соответствует 6 квалитету точности.
— восстановленная резьба не должна иметь сколов, срывов и прочих дефектов. Наружный диаметр резьбы 22 мм, шаг резьбы 1,5.
2. Технологическая часть
2.1 Выбор рационального способа восстановления детали
сталь вал технологический ремонт
Для восстановления вала сошки рулевого механизма с роликом в сборе можно использовать следующие способы восстановления детали.
Изношенные шейки вала восстанавливают хромированием до номинального размера или шлифуют под номинальный размер бронзовых втулок, устанавливаемых в картере. Смятую или сорванную резьбу на конце вала полностью удаляют резцом, затем наплавляют сваркой металл, протачивают под требуемый размер и нарезают новую резьбу. Резьбовые отверстия картера, имеющие повреждения, заваривают и просверливают, а затем нарезают новую резьбу.
Для восстановления наружной резьбы M22Ч1,5 применяются следующие способы: срезаем изношенную резьбу до 20 мм, наплавляем метал наплавкой до 24 мм. Затем протачиваем стержень до 22,5 мм нарезаем резьбу плашкой M22Ч1,5.
2.2 Выбор технологических баз
Технологическая база — это поверхность (ось, точка) детали, посредством которой производится ее ориентация на станке или в приспособлении относительно режущего инструмента.
В качестве технологической базы при восстановлении вала рулевой сошки с роликом в сборе и износ резьбы принимаем центровые отверстия и поводковый патрон.
Поверхности детали, выбранные в качестве технологических баз, обеспечивают соблюдение принципов постоянства и единства баз, так как они являлись технологическими базами при изготовлении штока
2.3 Технологические схемы устранения дефектов
Таблица 6 — Выбор способа восстановления детали
Способ устранения дефекта
Наименование и содержание операции
Шероховатость, Ra, мкм
Износ шеек вала под втулки картера
Шлифовать шейки для удаления износа и восстановления формы
Хромируем шейки вала сошки
Шлифуем шейки вала сошки в номинальный размер
Износ резьбы М221,5
Проточить изношенную резьбу
Наплавить изношенную поверхность
2.4 Технологический маршрут восстановления детали
Таблица 7 — Технологический маршрут ремонта, оборудование и оснастка
Наименование и содержание операции (по переходам)
Приспособление и вспомогательный инструмент
1 Установить деталь в центр и поводковый патрон, закрепить.
2 Точить изношенную резьбу, выдерживая размер 20Ra = 12,5мкм
Токарно-винторезный станок модели 16К20
Патрон поводковый ГОСТ 13334-67
Проходной резец Т16К6 ГОСТ 1889-95
Штангенциркуль ШЦ-1-125-01 ГОСТ 166-88
1 Установить деталь в патрон и центр, закрепить;
2 Наплавить наружную поверхность детали, сбивая шлаковую корку и выдерживая размер 24
Наплавочная головка мод. А580М
Проволока Нп 50 ГОСТ10543-82
Молотки слесарные стальные 39 2621 ГОСТ 2310
Штангенциркуль ШЦ-2-160-0,05 393311 ГОСТ 166-88
1 Установка детали патрон и центр;
2 Точить поверхность выдерживая размер 22,5 мм;
Токарно-винторезный станок модели 16К20
Патрон поводковый ГОСТ 13334-67
Проходной резец Т16К6 ГОСТ 1889-95
Штангенциркуль ШЦ-1-125-01 ГОСТ 166-88
1 Установить деталь в центр и поводковый патрон.
2 Нарезать резьбу М221,5
Тиски Startul ST9400-150
Поводковый патрон ГОСТ 13334-67
Калибр кольцом М22Ч1,15 6h ПР ТМ
1.Установить деталь в патрон и центр, закрепить 2.Шлифовать изношенные шейки, выдерживая размер 3 Снять деталь
Станок кругло шлифовальный 3У12А
Патрон поводковый ГОСТ 13334-67
Скоба 37,83 мм ГОСТ 18355-73
Хромирование 1 Установит деталь в подвеску и закрепить. 2 Хромировать поверхность шеек выдерживая размер мм 3 Снять деталь
Гальваническая установка 385600
Зажим механический GH-122505
Скоба индикаторная СИ 0-65
1 Установить деталь в патрон и центра, закрепить;
2 Шлифовать в номинальный размер
Станок кругло шлифовальный 3У12А
Центра ГОСТ 13212-79. Патрон поводковый ГОСТ 13334-67
1 Контролируем размер
2 Резьбу M22Ч1,5-6h
Микрометр НИ 10-50-0,01 ГОСТ868-82
2.5 Выбор оборудования и технологической оснастки
От правильного выбора оборудования и технологической оснастки зависит производительность и качество обработки детали, экономное использование производственных площадей, механизации и автоматизации ручного труда, электроэнергии и в итоге себестоимости ремонта изделия.
Выбор станка для точения шеек вала. Исходя, из имеющихся данных наиболее приемлемым вариантом будет использован токарно-винторезный станок модели 16К20, проходами резца из твердого сплава.
Выбор установки для хромирования поверхности шеек. Исходя, из имеющихся данных наиболее приемлемым вариантом будет использование гальванической установки № 385600. Выбор станка для шлифования под номинальный размер. Работа может быть выполнена шлифовальным кругом . Исходя из габаритных размеров детали, пользуясь паспортными данными станков, выбираем кругло-шлифовальный станок марки 3У12А. Выбор станка для наплавки изношенной резьбы. Резьба М221,5. Исходя, из имеющихся данных наиболее приемлемым вариантом будет использование токарно-винторезного станка 16К20. Мощность двигателя — 10кВт; КПД станка — 0,75.
Выбор инструмента для нарезания резьбы. Наиболее приемлемым вариантом будет использование плашки.
Выбор режущего и слесарного инструмента произведён исходя из анализа его производительности и экономичности; целесообразности его применения в условиях данного технологического процесса.
2.6 Выбор режима обработки
005 Токарная операция, шлифовать изношенную резьбу вала сошки.
Определить режим точения на токарно-винторезном станке марки 16К20.
Исходные данные: материал детали — сталь 35Х, диаметр поверхности до точения d = 22, диаметр поверхности после точения d = 20. По нормативам принимаем резец токарный проходной упорный из твердого сплава.
010 Наплавка вибродуговая. Наплавить наружную поверхность детали выдерживая d =
Определить режим наплавки на токарно-винторезном станке 16К20.
Исходные данные: материал детали — сталь 35Х; диаметр поверхности до наплавки d = 20 мм; диаметр после наплавки d = По нормативам принимаем проволоку Нп 50 ГОСТ10543-82.
015 Токарная операция, точить поверхность резьбы вала сошки выдерживая размеры детали.
Определить режим точения на токарно-винторезном станке марки 16К20.
Исходные данные: материал детали — сталь 35Х, диаметр поверхности до точения d = 24, диаметр поверхности после точения d = 22,5. По нормативам принимаем резец токарный проходной упорный из твердого сплава.
020 Нарезание резьбы, нарезаем резьбу до номинального размера.
Определить режим нарезания резьбы плашкой.
Исходные данные: материал детали — сталь 35Х, диаметр поверхности до нарезания d = 22,5, диаметр поверхности после нарезания d = 22Ч1,5. По нормативам принимаем плашку М22Ч1,5.
025 Шлифовальная операция, шлифовать изношенные шейки выдерживая размеры детали.
Определить режим шлифования.
Исходные данные: материал детали — сталь 35Х, диаметр поверхности до шлифовки d = 31,94, диаметр поверхности после шлифовки d = 31,90. По нормативам принимаем круг шлифовальный ПП 60032305.
030 Хромирование, хромировать поверхность шеек выдерживая размер.
Параметры режима обработки следующие, p-плотность осажденного металла, p=7,1 г/дм3, h-толщина слоя, h=0,13 мм.
Исходные данные: материал детали — сталь 35X; диаметр поверхности до хромирования d = 31,90 мм; диаметр после хромирования d = 32,3 мм.
035 Шлифование, шлифовать в номинальный размер
Исходные данные: материал детали — сталь 35Х; диаметр поверхности до шлифовки d = 32,3 мм; диаметр после шлифовки d = мм. По нормативам принимаем круг шлифовальный ПП 60032305.
2.7 Расчет норм времени
В зависимости от вида обработки основное время рассчитывается по определенным формулам. Основное время на хромирование:
где h — толщина слоя покрытия, мм. Принимаем h=0,13 мм;
— плотность осажденного металла г/см 3 (для стали );
Dк — плотность тока на катоде, А/дм 2 . Принимаем Dк =60 А/дм 2 [4];
С — Электрохимический эквивалент, г/Ач (при хромировании С=0,32);
— коэффициент выхода металла по току (для хромирования ). Принимаем .
Вспомогательное время на операцию , мин:
где tв.у — вспомогательное время на установку-снятие детали, мин, [3];
tв.п — вспомогательное время, связанное с каждым переходом, мин, [3];
tв.з — вспомогательное время, связанное с замерами детали, мин, [3];
Оперативное время tоп, мин:
Дополнительно время , мин:
где аорг-тех, аотл — процент от оперативного времени соответственно на организационно-техническое обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности, %, [3].
Штучное время , мин:
tшт = 264,06+0,97+60=325,03 мин.
Основное время на нарезание резьбы плашкой:
где Lр.х — длина рабочего хода плашки, мм, Lр.х = 30 мм;
n — частота вращения плашки, мм, [2];
nхх — частота вращения шпинделя при обратном ходе, мм, [2];
i — число проходов, мм. Применяем i = 2 мм, [5];
S — шаг резьбы, мм, или подача, мин -1 , S = 1,5.
Вспомогательное время на операцию , мин:
где tв.у — вспомогательное время на установку-снятие детали, мин, [3];
tв.п — вспомогательное время, связанное с каждым переходом, мин, [3];
tв.з — вспомогательное время, связанное с замерами детали, мин, [3].
Оперативное время tоп, мин:
Дополнительно время , мин:
где аорг-тех, аотл — процент от оперативного времени соответственно на организационно-техническое обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности, %, [3].
Штучное время , мин:
3. Требования охраны труда
Перед началом работ необходимо привести в порядок рабочую одежду, убрать волосы под головной убор, приготовить необходимый инструмент, предохранительные приспособления (очки, наушники, респиратор), осмотреть станочное оборудование, инструмент, определить их исправность и готовность к использованию. Перед пуском станка необходимо проверить наличие и исправность: приводных ремней, валиков, приводов и др., а также токоведущих частей аппаратуры; заземляющих устройств; устройств для крепления инструмента. Режущий, измерительный, крепежный инструмент и приспособления должны быть разложены в удобном для пользования порядке. Работать разрешается только исправным инструментом, приспособлениями и применять их строго по назначению.
Требования безопасности во время работы: не допускается работать на станках в рукавицах или перчатках, а также с забинтованными пальцами без напальчников; устанавливать и снимать режущий инструмент можно только после полной остановки станка. При обработке деталей следует применять режимы резания, указанные в операционной карте для данной детали; охлаждать режущий инструмент мокрыми тряпками и щётками запрещено.
По окончании работы работник должен: выключить оборудование, привести в порядок рабочее место, убрать со станка стружку, инструмент, приспособления, очистить станок от грязи, вытереть и смазать трущиеся части станка, сложить готовые изделия, заготовки, другие материалы и индивидуальные средства защиты на отведенные для них места; специальную одежду и специальную обувь положить в личный шкаф для специальной одежды.
Во время работы хромировочной ванны на электродах обильно выделяются пузырьки кислорода и водорода, увлекающие электролит и образующие над ванной туман из распыленного электролита. Хромовый ангидрид и его растворы относятся к вредным веществам, поражающим кожу и слизистые оболочки дыхательных путей. Основными средствами борьбы с этой вредностью являются: усиленная вентиляция, нанесение на поверхность электролита в ванне барьерного слоя и снижение концентрации хромового ангидрида в электролите.
В основе усиленной вентиляции является местное удаление испарений электролита путем устройства по бортам ванны щелевого отсоса с таким объемом удаляемого воздуха, чтобы его скорость над серединой ванны превышала бы скорость подъема паров электролита. Расчет этой вентиляции должен производиться по специальному положению.
4. Конструктивна часть
4.1 Назначение и устройство приспособления
Спроектированное приспособление — задняя бабка станка 16к20 имеет конусное отверстие для установки центра, который поддерживает заготовку. Также используется для закрепления инструмента (например, свёрл, зенкеров, разверток) для обработки детали по оси с внешней стороны. Приспособление состоит из корпуса расположенного на плите. Бабка крепится к станине при повороте рукоятки с помощью эксцентрика, тяги и планки. Винты регулируют степень ее закрепления. Корпус может смещаться в поперечном направлении винтовой парой. Выдвижная пиноль с центром перемещается маховиком через винтовую пару. Пиноль закрепляют поворотом рукоятки. Заднюю бабку специальным прихватом можно соединить с кареткой суппорта для получения механической подачи. Задняя бабка имеет специальное пневматическое устройство, создающее воздушную подушку, что облегчает ее перемещение по направляющим и снижает их износ.
4.2 Принцип действия приспособления
Задняя бабка опирается на направляющие станины нижней поверхностью плиты. Плиту делают плоской, с выступом посередине для направляющих станины трапецеидального сечения или с канавками для направляющих треугольного сечения. При работе задняя бабка всегда должна быть жестко закреплена на станине болтом, проходящим через корпус и упирающимся снизу своей головкой в поперечину (скобу). Выступ поперечины должен находиться в щели между направляющими станины станка. Для цилиндрической обточки задняя бабка должна быть установлена так, чтобы ось ее пиноли была параллельна направляющим призмам станины, а ее центр строго совпадал с центром передней бабки. В связи с различной длиной обрабатываемых изделий заднюю бабку часто приходится передвигать вдоль станины. Чтобы при закреплении не перекосить ее, выступ плиты точно пригоняют к вертикальным плоскостям направляющих станины. Поперечное перемещение задней бабки производится винтом.
В ходе выполнения данного курсового проекта был разработан технологический процесс восстановления детали — вал сошки рулевого механизма с роликом в сборе № 130-2905605 с использованием ресурсосберегающих технологий и рациональных способов ремонта, новых материалов, применением прогрессивного режущего инструмента и средств контроля, высокопроизводительного оборудования и средств механизации.
Подобрано оборудование, составлена технологическая документация, выполнены ремонтный, сборочный чертежи детали и приспособления соответственно.
Были закреплены, усовершенствованы и пополнены знания и навыки, полученные в процессе обучения по организации и выполнению ремонтных работ автомобильных деталей на ремонтных участках производства.
Список использованных источников
1 Марочник сталей и сплавов. Сорокин В.Г. и др. М: Машиностроение, 1989.- 640 с.
2 Общемашиностроительные нормативы режимов резания для технического нормирования работ на металлорежущих станках. ч.1, 2. М.: Машиностроение, 1974.
3 Ремонт автомобилей. Курсовое проектирование: Пособие С.А. Скепьян, 2011.-235с.
Источник