О проблеме
История Vanos / Double-Vanos.
Повышенная плавность холостого хода, больший крутящий момент, «эластичность» мощности: система double-Vanos регулирует параметры вращения распределительного вала, оптимизируя выработку мощности на всем диапазоне оборотов. Это позволяет улучшить динамические характеристики, повысить топливную экономичность и уменьшить объем токсичных выхлопов на любых скоростях.
Название Vanos образовано от немецкого термина «variable Nockenwellensteuerung», означающего регулируемое управление распределительным валом. Система double-Vanos непрерывно регулирует положение распределительных валов впускных и выпускных клапанов. Это позволяет значительно увеличить крутящий момент на низких оборотах двигателя, повысить мощность, развиваемую на высоких оборотах, а также уменьшить расход топлива и объем токсичных выхлопов.
При низких оборотах двигателя распределительный вал смещается таким образом, чтобы обеспечить более позднее открывание клапанов, поскольку при этом повышается качество работы двигателя на холостом ходу и стабильность развиваемой мощности. По мере роста оборотов двигателя вал смещается в сторону более раннего открывания клапанов. За счет такого смещения увеличивается крутящий момент, сокращается расход топлива и объем токсичных выхлопов. При высоких оборотах двигателя система вновь переходит в режим позднего открывания клапанов, так как при этом двигатель полностью раскрывает свой потенциал мощности.
Система Double-Vanos также управляет количеством выхлопных газов, направляемых во впускной коллектор посредством системы рециркуляции, обеспечивая дополнительную экономию топлива. На этапе прогрева двигателя система функционирует в особом режиме, позволяющем ускорить нагрев каталитического нейтрализатора до рабочей температуры, тем самым снижая объем токсичных веществ в выхлопных газах. Работой системы управляет блок электронного управления двигателем (DME). Революционная технология Vanos была впервые представлена BMW в 1992 году. Технология Double-Vanos применяется на серийных автомобилях с 1997 года.
Проблема № 1
Основная причина неисправности в том, что материал BUNA (резина) из которого сделаны опорные уплотнительные кольца поршня Ваноса, имеет недостаточную стойкость к воздействию температур и агрессивных сред, в результате чего со временем он теряет эластичность и дубеет.
Как следствие появляются зазоры приводящие к негерметичности механизма внутри, в результате для поворота распредвалов требуется гораздо большее давление масла которое возможно при более высоких оборотах, и чем старее Ваш Vanos тем более высокие нужны обороты, а когда давления масла уже не хватает для поворота валов Vanos перестает работать в принципе
Срок службы нового заводского Ванос не большой, ухудшение работы заметно уже на пробеге в 50 тыс. км.
На фотографии ниже видно, что снятые уплотнительные кольца давно уже не имеют ничего общего с резиной 🙂
Политика компании BMW не подразумевает производство и продажу ремкомплектов, возникшую проблему предлагается решать заменой всего узла целиком, стоимость узла ванос составляет 50 т.рублей и более + стоимость работы.
У нас есть решение этой проблемы!
Мы изготавливаем и продаем новые уплотнительные кольца из материалов которые превосходят по своим характеристикам материалы используемые в оригинальных исполнительных узлах Ванос.
Мы используем Teflon и Viton (запатентованные названия компании Du Pont Nemours and the Company (США)) и подшипниковую сталь.
В результате использования высококачественных материалов ресурс работы увеличивается в разы!
Проблема № 2 (Шум Стрекотание Стуки)
Еще одна проблема заключается в том, что игольчатые подшипники и шайба установленные в поршне Ванос со временем изнашиваются, в результате чего появляется люфт и шум при работе двигателя!
Эту проблему также можно решить, необходимо всего лишь заменить стальное кольцо (обойму) наборного подшипника на новое (специально изготовленое), это устранит люфт, а соответственно исчезнет и шум.
Проблема № 3 — Механическое заедание
Код неисправности DME 212 — VANOS: механическое заедание и/или
— небольшая потеря мощности и крутящего момента и/или
— неравномерный холостой ход и/или
— стук в районе исполнительного механизма системы VANOS
Вероятные причины:
1. Обрыв кабеля к электромагнитному клапану. Это повреждение (обрыв/обрез кабеля) возможно, как правило, при неквалифицированном демонтаже головки блока цилиндров.
2. Образование заусенцев/сколов на управляющей кромке управляющего поршня VANOS. (обведен красным).
3. Образование заусенцев/сколов в цилиндрах ванос (причина изношенные уплотнительные кольца и разбитый наборный подшипник в результате чего поршни ваноса перекашивает).
4. Инородные тела/грязь в районе управляющего поршня VANOS.
5. Исполнительный механизм системы VANOS установлен с ошибкой на один зуб.
Решение:
1. Восстановить проводку.
2. Снять электромагнитный клапан VANOS.
Вдавить пальцем управляющий поршень VANOS. Управляющий поршень должен вдавливаться без заедания/заклинивания. Сила пружины должна при отпускании выталкивать поршень обратно. Вдавливать на глубину не более 10 мм (Ход управляющего поршня). Если это не так, заменить управляющий поршень VANOS или обработать мелкой наждачной бумагой края управляющего поршня до устранения заеданий (снять небольшую фаску). Убрать «заусенцы» внутри управляющего цилиндра, можно свернутой в трубочку (абразивным слоем наружу) наждачной бумагой (после процедуры обязательно промыть весь исполнительный узел ванос (например бензином).
3. Если задиры незначительные отшлифовать мелкой наждачной бумагой (2000) до устранения задиров, обязательно заменить уплотнительные кольца и металлическое кольцо наборного подшипника.
4. Очистить от грязи.
5. Отрегулировать механизм ванос.
Проблема № 4 — Механическое заедание 2
— частичная или полная не работоспособность системы Ванос БМВ
Причина:
1. Образование заусенцев/задиров на фланце распредвала (указан красной стрелкой).
Решение:
1. Зашкурить задиры (заусенцы), отшлифовать мелкой наждачной бумагой до устранения задиров фланец распредвала и звезду.
Проблема № 5 — Или что будет если ездить с неисправным Ванос
Что произойдет если во время на отремонтировать Vanos BMW?
Помимо плохой работы двигателя и шума, дальнейшая эксплуатация авто с неисправным Vanos повлечет за собой износ шлицевого вала и звезды (появятся люфты). В итоге образовавшийся люфт будет влиять на положение распредвалов и как следствия неправильный градус открытия (закрытия) клапанов.
В результате вибрация на холостых, вялая тяга, повышенный расход, грохот, нестабильный пуск двигателя, залив свечей, детонация и прочее.
В связи с этим, рекомендуем не затягивать с ремонтом vanos. А если при замене вы заметите люфт в соединении шлицевого вала и звезды, то мы рекомендуем заменить их тоже, после этой процедуры и правильной установки распредвалов, Вы не узнаете Ваш БМВ 🙂
Видео проверка стука колец:
Источник
Замена / ремонт VANOS (Ваноса) BMW
«Добрый день! Меня зовут Александр Севашов. Я приглашаю вас в свой технический центр «BMW запад». Здесь вас ждут качественно новый уровень обслуживания. И тысячи возможностей сделать свой автомобиль инидивидуальным.»
Руководитель технического центра «БМВ запад»
Двигатели BMW обладают своей собственной уникальной системой изменения фаз газораспределительного механизма VANOS (от немецкого Variable Nockenwellensteuerung). Появившись впервые в начале девяностых годов прошлого столетия она без особых изменений дожила до наших дней (первые системы регулировали только впускные клапаны, но позже ваносы начали отвечать и за выпуск). Залогом такой долгой жизни системы стала ее эффективность (значительное снижение расхода топлива, рост мощности и эластичности двигателя), а также относительная простота и надежность исполнительного механизма. Но несмотря на все плюсы у ваносов есть и свои слабые места.
В этой статье мы расскажем, как не «приговорить» VANOS на своем автомобиле раньше времени, как определить первые признаки износа системы, что будет, если несмотря на эти симптомы, продолжить эксплуатацию авто и как не наделать ошибок при диагностике и ремонте системы изменения фаз газораспределения.
Стоимость замены ВАНОС на BMW
Замена исполнительного узла впускных клапанов на примере мотора N20 | 18000 руб. |
---|---|
Замена исполнительного узла выпускных клапанов на примере мотора N20 | 18000 руб. |
Срок службы VANOS на BMW
Система VANOS – это сложный механизм. Разные его части изнашиваются с различной скоростью. Ремкомплекты для этого узла производитель не выпускает, поэтому, например, на старых рядных шестицилиндровых двигателях поколения «M» ориентироваться приходилось на наиболее уязвимые резиновые уплотнительные кольца поршней системы. Как правило они «дубели» уже к 50-60 тысяч километрам пробега.
На двигателях новых семейств «N» и «B» резиновые уплотнители уже не применяются, и замену системы VANOS лучше совместить с заменой цепи ГРМ (то есть на пробеге около 100-120 тысяч километров).
На продолжительность жизни системы VANOS влияет не только пробег, но и сильные перепады температуры (в российский условиях температура двигателя колеблется от -35°C до 115°C). Кроме того, срок службы системы зависит от качества масла (зачастую жидкость может оказаться достаточно дорогой, но неподходящей по вязкости к условиям эксплуатации или типу двигателя), а также от его уровня и интервалов замены.
Признаки неисправности VANOS на BMW
- Затрудненный пуск двигателя (особенно это заметно при минусовых температурах);
- Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу (нарушение фаз газораспределения);
- Шум и стук при работе двигателя (раздается из-под клапанной крышки в передней части двигателя, где находится исполнительный механизм системы VANOS);
- Снижение динамических показателей двигателя (падение крутящего момента);
- Увеличенный расход топлива (нарушение фаз газораспределения);
- Характерный запах отработавших газов из-за повышения токсичности выхлопа (при неисправной системе VANOS катализатор долго прогревается до рабочих температур).
Если не отремонтировать VANOS вовремя
Выход из строя системы изменения фаз газораспределения происходит постепенно и неисправность исполнительного узла VANOS не приводит к моментальной остановке или поломке двигателя. Тем не менее, эксплуатация автомобиля с неисправным ваносом влечет за собой нарушение фаз газораспределения, а это, в свою очередь, приводит к:
Источник
Ремонт Ваноса.
Установка ремкомплекта на двойной Ванос БМВ
Процедура установки ремкомплекта Double Vanos на моторы М52TU, М54 и М56 достаточно проста и не требует никакого специального дилерского инструмента. Кроме того при этой процедуре не сбиваются фазы газораспредиления, как в случае с однованосными моторами М50 и М52. В случае если вы сомневаетесь в своих силах, рекомендуем вам обратиться на СТО, которые смогут проделать эту процедуру с использованием даной инструкции.
Сам Vanos находится в передней части головки блока цилиндров (ГБЦ). Для того чтобы добраться до него и демонтировать для установки ремкомплекта необходимо снять клапанную крышку, снять термомуфту или электровентилятор (в случае с Е46). Все эти процедуры хорошо описаны в TIS.
Вот как будет выглядить ВАНОС после снятия клапанной крышки.
Снятие Vanos
Отсоедините разъем датчика положения распредвала. Для этого нажмите на боковые клипсы и потяните разъем.
Отсоедините разъем соленоида ваноса со стороны выпуска. Для этого нажмите на металлическую клипсу и потяните разъем.
Отсоедините электрический разъем датчика термостата. Для этого нажмите на металлическую клипсу и потяните разъем
Отсоедините разъем соленоида ваноса со стороны впуска. Для этого нажмите на металлическую клипсу и потяните разъем.
Открутите золотник гидравлического шланга ваноса (ключ на 19). Примечание: замените две уплотнительные шайбы при обратной сборке.
Снимите подъемную петлю мотора открутив её от головки блока.
Удалите две крышечки цилиндров ваноса. Для этого необходимо накрыть ремень кондиционера и патрубок радиатора бумажным полотенцем для избежания попадания на них масла. Затем открутите крышку (используйте 8мм шестигранник), но не до конца, подставьте любой контейнер и выньте полностью крышку. Остатки масла выльются в контейнер.
Вытащите два колпачка с поршней ваносов.
Открутите фиксирующие болты поршня ваносов. Внимание . Тут левая резьба. Откручивайте по часовой стрелке (Используйте звездочку Тorx T30). Будьте аккуратны, не сорвите грани звездочки на болтиках. Если болтики сломались, продолжайте снятие узла ваноса с мотора. Сняв ванос вы сможете извлечь поврежденные болты из распредвалов и заменить их на новые.
Открутите 6 болтов крепящих ванос к мотору.
Потяните ванос вперед к радиатору и снимите с мотора. Для избежания попадания масла на ремни, оберните ванос в пластиковый пакет, как показано на фото выше.
Рекомендуется заменить металлическую прокладку между ваносом и мотором.
Разбираем ванос и диагностируем его
На фото выше: ванос впускного вала слева, ванос выпускного вала справа. Внимание: поршни впускного и выпускного ваноса одинаковые и могут быть поменяны местами. Но для лучшей работы узла сохраните поршни на своих местах. Для этого сделайте пометки маркером.
Открутите болты крепящие крышки цилиндров ваносов. Учтите, что со стороны выпускного ваноса есть пружина! Достаньте поршни из цилиндров. Отчистите узел от остатков масла и грязи.
Теперь можно провести диагностику узла. Для этого вставьте каждый поршень в свой цилиндр и подвигайте его по рабочему ходу. Запомните как легко поршни перемещались по цилиндрам со старыми уплотнительными кольцами.
Далее приступим к диагностике подшипников в поршнях
Установите каждый поршень на свое место в распредвале. Зафиксируйте поршень болтом (головка Torx T30) слегка зажав его. Внимание! Левая резьба! Откручивать по часовой стрелке.
Проверьте наличие люфта, как показано на фото выше: зафиксируйте косозубый вал двумя пальцами и пошатайте поршень в разных плоскостях. Допускается лишь наличие радиального люфта (Radial play) , который нужен для правильного функционирования узла. Осевой люфт (Axial play) не допускается и означает, что подшипник прослаблен и требует ремонта.
Устанавливаем шайбу анти-люфт из ремкомплекта
Внимание! Установка шайбы должна быть проведена до установки новых уплотнительных колец.
Если у Вас нет пневматического гайковерта, Вы можете изготовить специальный ключ для удержания поршня ванос в тисках.
С обратной стороны поршней ванос есть специальные зубцы (они используются на заводе при востановлении узлов ванос).
Для изготовления возьмите двух дюймовую металическую трубу.
Снимите фаску по внешнему радиусу.
Нанесите густу смазку на трубу, прислоните поршень ваноса, в местах отметин зубцов сделайте пропилы «болгаркой».
Ключ готов! Зажмите ключ в тисках сверху установите поршень и открутите гайку.
Зафиксируйте поршень в тисках используя специальные мягкие губки или же деревянные проставки. Будьте предельно аккуратны, не повредите поверхность поршня и не перетяните тиски, так как поршень очень хрупкий.
Использую головку на 24, открутите крышку подшипника. Как только вы открутили крышку, ослабьте тиски.
Извлеките наружную шайбу подшипника.
Внимание! Важно не перепутать при сборке детали подшипника.
Извлеките верхний игольчатый подшипник.
Извлеките центральную обойму подшипника.
Достаньте нижний игольчатый подшипник.
Затем извлеките наружную шайбу подшипника.
Тщательно помойте детали подшипника жидкостью для чистки тормозных дисков (растворителем или бензином).
Установите на место шайбу анти-люфт из ремкомплекта.
Соберите детали подшипника в обратном порядке и слегка закрутите крышку.
Зажмите тиски и затяните крышку подшипника. Не затягивайте её с окончательным моментом, так как скорее всего вам прийдется опять разбирать подшипник для подгонки.
Далее опять установите поршень на распредельтельный вал и зажмите его фиксирующим болтом. Теперь нам необходимо проверить наличие нужного радиального люфта (Radial play) . После этого прокрутите поршень по оси проверив тем самым сопротивление качения подшипника. После установки новой шайбы поршень должен крутиться на подшипнике без особого сопротивления. Если подшипник сильно «затянут», то обязательно необходима подгонка центральной обоймы подшипника (см. ниже «Подгонка затянутого подшипника»). Если же поршень все так же имеет осевой люфт и очень легко крутиться на подшипнике, значит нужна подгонка установленой шайбы из ремкомплекта (см. ниже » Подгонка прослабленого подшипника» ).
Подгонка затянутого подшипника:
Опять разберите подшипник и извлеките центральную обойму (шайба, которая находиться между двумя игольчатыми подшипниками).
Разместите лист наждачной бумаги (Р250-Р400) на твердой и ровной поверхности и обработайте на ней шайбу с обеих сторон. Равномерно прошлифуйте пару минут шайбу на наждачной бумаге, отчистите её, соберите подшипник и опять проверьте как крутиться подшипник. При необходимости повторите процедуру подгонки, пока подшипник не будет крутиться без особого сопротивления.
Подгонка прослабленого подшипника:
Опять разберите подшипник и извлеките наружную шайбу (шайба, которую установили из ремкомплекта).
Разместите лист наждачной бумаги (Р400) на твердой и ровной поверхности и обработайте на ней шайбу с обеих сторон. Равномерно прошлифуйте пару минут шайбу на наждачной бумаге, отчистите её, соберите подшипник и опять проверьте осевой люфт и не зажат ли подшипник при кручении. При необходимости повторите процедуру подгонки, до тех пор пока не пропадет осевой люфт, но при этом подшипник должен крутиться без особого сопротивления.
Когда результат по подгонке достигнут, затяните крышку подшипника с моментом 40 Нм.
Замена уплотнительных колец из ремкомплекта
Устранив люфт подшипников поршней ваноса можно приступить к установке новых уплотнительных колечек.
Аккуратно разрежьте старые уплотнительные кольца подходящим режущим инструментом. Будьте предельно внимательны, не повредите рабочую поверхность поршней!
После того как вы разрезали и удалили все уплотнительные кольца, протрите оба поршня бумажным полотенцем, хорошо очистите канавки для колец.
Сначала установите резиновые кольца в канавки.
Проверьте чтоб резиновые кольца (они имеют круглое сечение) не перекрутились на своих местах.
Если установка производится при температуре воздуха ниже 20 градусов по Цельсию, то необходимо положить тефлоновые кольца в теплую воду (40-50С) на пару минут для придания им эластичности. После этого вытереть кольца насухо и установить.
Аккуратно и медленно натягивайте тефлоновое кольцо от одного края поршня к другому.
Далее необходимо провести процедуру первой установки поршня с новыми кольцами в цилиндр. Эта процедура очень важна, так как материал тефлонового кольца должен сжаться в цилиндре и принять нужную форму.
Обработайте моторным маслом стенки цилиндра и верхнюю фаску.
Смажьте большое уплотнительное кольцо на поршне и порерхность возле него.
Установите поршень на свое место примерно под углом 60 градусов, затем проверните и вставьте полностью в цилиндр.
Несколько раз прокрутите поршень в цилиндре и подвигайте его вверх и вниз, чтоб большое кольцо приобрело форму цилиндра. Повторяйте эту операцию, пока тефлоновое кольцо не перестанет проворачиваться в своей канавке.
Вдавите поршень в крайнее нижнее положение и дайте ему постоять так 2-3 мин. Затем достаньте поршень.
Смажьте цилиндр в крышке ваноса моторным маслом.
Смажьте маслом маленькое тефлоновое кольцо на поршне и поверхность возле него.
Слегка пошатывая вставьте поршень маленькой стороной в крышку. Затем проверните поршень несколько раз слегка двигая его вперед назад. Повторяйте эту операцию, пока тефлоновое кольцо не перестанет проворачиваться в своей канавке.
Оставьте поршень в крышке на 2-3 минуты.
Проделайте подобную операцию с другим поршнем.
Опять хорошо смажьте поршня и корпус ваноса перед сборкой.
Установите поршня в крышки согласно отметкам, которые вы сделали ранее маркером.
Установите крышки на место и закрутите болты. Не забудьте про пружину в ваносе выпускного вала. Установите крышки ваносов и прокладки так, чтоб сходились масляные отверстия в корпусе и в прокладке.
Затягивать болты крышек надо накрест.
Собрав узел проверьте ход поршней в корпусе, чтобы не было заеданий. Учтите, что ванос со стороны выпуска имеет пружину, которая создает некоторую нагрузку при ходе поршня.
Замените маленькие резиновые колечки на колпачках поршней.
Установка Vanos
Отчистите все детали и поверхности от остатков масла и грязи. Установите новую прокладку.
Установитк ванос на место. Поршень впускного вала должен быть вдавлен полностью в цилиндр, это упростит установку. После того как ванос плотно прилег к ГБЦ можно закручивать крепеж (усилие 8Нм)
Вдавите впускной ванос в сторону распредвала до упора. Установите на место фиксирующие болты под Torx T30. Затяните их. Внимание! Левая резьба! Закручивать эти болты надо против часовой стрелки! (усилие затяжки 8Нм).
Смажьте новые уплотнительные колечки на колпачках моторным маслом, установите их на место. Прокрутите колпачек, чтоб убедиться в том, что колпачек стоит на месте.
Установите на место крышки ваносов. Затяните их с моментом 50Нм.
Подключите все электрические разъемы, прикрутите на место гидравлический шланг ваноса, соберите все в обратной последовательности используя TIS BMW. Обязательно убедитесь, что на ремнях и на резиновых шлангах нет остатков масла.
После сборки обязательно проверьте уровень масла!
Важно знать, что уплотнительные кольца должны пройти обкатку приблизительно 300 км в городском цикле. Постарайтесь в период обкатки не нагружать мотор высокими оборотами и активной ездой.
Наслаждайтесь ровной работой вашего мотора.
Источник