Ремонт ваз 21099 система охлаждения

Устройство системы охлаждения ВАЗ 21099

Если в конструкции любого двигателя внутреннего сгорания не предусмотреть отведение тепла от нагревающихся деталей, то он не проработает и четверти часа.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 21099 типична для современных автомобилей – она жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Машины этой модели оснащались как карбюраторными, так и инжекторными моторами. Рассмотрим сначала устройство системы охлаждения ВАЗ 21099 с карбюраторным двигателем, после чего останется только отметить незначительные изменения, привнесённые в неё на инжекторном моторе.

Устройство системы охлаждения ВАЗ 21099 Карбюраторного двигателя

Итак, Вы запустили холодный мотор. Топливо, сгорая, нагревает цилиндры двигателя и камеры сгорания ГБЦ. Как головка, так и блок пронизаны сетью каналов, заполненных охлаждающей жидкостью (ТОСОЛом).

Циркуляцию ОЖ обеспечивает насос 17 («помпа»), приводимый в действие ремнём ГРМ. Нагретый ТОСОЛ выводится из ГБЦ через выходной патрубок 25, соединённый с ней каналом и через помпу снова попадает в блок. При этом, если открыт кран отопителя 21, жидкость прогревает (охлаждаясь сама) радиатор печки 22. И так по кругу, называемому малым.

При увеличении температуры ОЖ открывается клапан термостата 29 и ТОСОЛ начинает двигаться уже через радиатор 12 (по большому кругу).

Так как ТОСОЛ значительно увеличивается в объёме при нагреве, то нужно компенсировать недостаток пространства. Для этого есть расширительный бачок 1. Если бы его не было в системе, то в результате избыточного давления, как минимум, сорвало бы со штуцеров патрубки отопителя или радиатора.

Контролирует давление в системе клапан крышки расширительного бачка 2, предотвращая как потери жидкости, так и её преждевременное закипание.

Если температура жидкости поднимается до 99 о С, замыкаются контакты датчика 9 и включается электровентилятор 15 радиатора. С 1998 года датчики выпускаются с усиленными контактами, поэтому включение вентилятора происходит без дополнительного реле в монтажном блоке.

Для контроля температуры в ГБЦ вкручивается датчик температуры 28, сигнал от которого выводится на указатель в приборном щитке.

Для подогрева карбюратора от впускной трубы отводится шланг 23.

Отличительные особенности системы охлаждения 8-миклапанного инжекторного двигателя

Их немного (на рисунке отмечены жёлтыми стрелками):

  • в выпускной патрубок ГБЦ 26 установлен дополнительный датчик температуры 5, сигнал от которого подаётся на ЭБУ двигателя. Поэтому отсутствует датчик включения электровентилятора – сигнал о подаче на него питания подаёт контроллер;
  • в расширительном бачке установлен датчик контроля уровня ОЖ 29;
  • шланг 23 от подводящей трубы помпы подогревает не карбюратор, а корпус дроссельной заслонки.

Несмотря на столь незначительные отличия, первые владельцы инжекторных «девяносто девятых» недоумевали, как поломка термостата или датчика температуры связана с увеличившимся расходом топлива. Объясняется это тем, что в ответ на неверный сигнал о температуре ЭБУ мог увеличить время открытия форсунок – как на холодном моторе. По аналогии с карбюратором это похоже на езду с «выдернутым подсосом».

Неисправности системы охлаждения ВАЗ 21099 и их причины

Неэффективная работа системы отвода тепла, следствием которой становится перегрев мотора, вызывается:

  • ухудшением теплообмена;
  • нарушением циркуляции ОЖ.

Недостаточное охлаждение радиатора

Плохой теплообмен связан с налётом из грязи, постепенно образующемся на внутренней стороне трубок. Происходит это по причине несвоевременной замены ОЖ, а также из-за низкого её качества. Грязь в трубопроводах уменьшает и их пропускную способность.

Читайте также:  Аптечка для ремонта бескамерных шин арк г

Забитые грязью ячейки, образованные пластинами радиатора, также

Изнутри систему можно промыть специальными средствами, без демонтажа её элементов, ячейки снятого с машины радиатора очищаются струёй воды и сжатым воздухом.

Нарушение или отсутствие циркуляции ОЖ

Самая распространённая поломка – заклинивание клапана термостата. Если это происходит, то ТОСОЛу преграждается путь к радиатору – либо полностью, либо частично, в результате чего жидкость циркулирует преимущественно по малому кругу. Вышедший из строя термостат ремонту не подлежит и заменяется новым.

Иногда проблемы возникают из-за паровоздушных пробок, которые образуются из-за подсоса воздуха в трубопроводы через неплотные соединения во время остывания мотора.

Воздух выводится через наиболее высокую точку – через шланги подогрева карбюратора или дроссельного патрубка.

И, наконец, отсутствие циркуляции может быть связано с поломкой помпы – разрушением или проворачиванием относительно вала её крыльчатки. Ремонт насоса – дело неблагодарное, поэтому он подлежит замене.

Источник

Система охлаждения ВАЗ 21099

Система охлаждения ВАЗ 21099 играет важнейшую роль. Она забирает в себя лишнее тепло работающего двигателя, который без узла охлаждения быстро поднимет внутреннюю температуру. Благодаря системе охлаждения двигатель не перегревается и не закипает. С перегретым двигателем автомобиль просто не сможет продолжать движение.

В данной системе, как и в других, могут случаться поломки. Почти все их можно исправить своими руками, не обращаясь на СТО. Рассмотрим неисправности и их причины в системе охлаждения ВАЗ 21099. Начнём с устройства охлаждающего узла.

Принцип работы СО

Для начала определимся, что включает в себя система охлаждения ВАЗ 21099 (инжектор, карбюратор):

  • расширительный бачок;
  • подводящий и отводящий патрубки;
  • впускные и выпускающие трубы;
  • впускной и выпускной патрубок;
  • блок цилиндров;
  • шланги;
  • термостат;
  • температурный датчик;
  • электрический двигатель;
  • электро вентилятор;
  • радиатор;
  • клапаны;
  • сливные пробки;
  • температурные датчики;
  • бачки радиатора;
  • газоразместительный механизм;
  • ремень;
  • винты, подшипники, болты;
  • поршни;
  • крышки, держатели, корпус.

Механизм работы охладительного узла:

  1. Начинается охлаждение двигателя после того, как температура доходит до 93 градусов. Внутри блока цилиндров есть градусник, он сигнализирует о повышении температуры.
  2. Включается насос, он гоняет ОЖ по магистралям. Нагревшись, она идёт к радиатору.
  3. Благодаря его трубчатой системе, жидкость быстрее охлаждается.
  4. Лопасти вентилятора вращаются и остужают тепловой носитель.
  5. Этот цикл повторяется многократно.
  6. ОЖ не только охлаждает, но и помогает двигателю быстрее набрать рабочую температуру. Для этого она движется по малому кругу, и разогрев происходит значительно быстрее.

Охлаждающая жидкость

Охлаждающий узел размещён внутри двигателя. Это устройство
закрытого типа. Внутри залита охлаждающая жидкость. Как правило, в систему заливают тосол или антифриз. Некоторые автовладельцы экономят и вместо охлаждающей жидкости заливают воду. Из–за неё все механизмы быстро приходят в негодность. Такая экономия не только бесполезна, но и опасна для автомобиля. Кроме того, при низких температурах вода быстро замерзает и автомобиль не заводится. Приходится разогревать его, теряя время.

Лучше всего от износа защищает антифриз. В его составе имеется карбоновая кислота. Она обволакивает механизмы, тем самым препятствует образованию ржавчины на металлических деталях и трещин на резиновых патрубках и трубках. Антифриз бывает трёх видов: зелёный, синий, красный. Зелёный идентичен по составу тосолу. Красный – самый эффективный. Хорошая охлаждающая жидкость имеет такое же значения для системы охлаждения, как хороший бензин для двигателя.

Если с системой охлаждения возникли проблемы, а руки не доходят до ремонта, то лучше возить с собой небольшую канистру антифриза и в случае выброса, долить его в расширительный бачок.

Следует помнить о сроках замены ОЖ. Делать это лучше не реже раза в год – полтора. В зависимости от пробега автомобиля. В магазине проверяйте дату выпуска жидкости. Если через некоторое время после замены она поменяла цвет, значит, Вы приобрели подделку. Сразу сливайте её, промывайте систему водой и заливайте новую.

Читайте также:  Ремонт поршня судового двс

Признаки, причины неисправностей

Прежде чем начинать ремонт системы охлаждения (не важно, карбюратор это или инжектор), нужно запастись схемой. Кроме этого, в зависимости от вида ремонта потребуются:

  • детали на замену;
  • набор отвёрток;
  • WD 40;
  • набор ключей;
  • плоскогубцы;
  • чистая ёмкость;
  • тосол;
  • герметик;
  • набор головок с удлинителями;
  • ветошь.
  • датчик показывает высокую температуру;
  • двигатель быстро перегревается и долго набирает рабочую температуру;
  • происходит выброс ОЖ;
  • падение уровня тосола;
  • разгерметизация системы;
  • нет циркуляции в системе охлаждения;
  • запах жидкости охлаждения в салоне.

Причинами этих проблем становятся:

  • поломка одного из механизмов;
  • бракованные детали;
  • некачественная охлаждающая жидкость;
  • изношенность механизмов;
  • ДТП.

Профилактические меры

Начинать замену системы охлаждения ВАЗ 21099 (инжектор, карбюратор) нужно только после полного остывания двигателя. Иначе есть риск получить ожоги. Вне зависимости от поломки, вначале сливают антифриз. Если Вы планируете залить обратно его же, то сливайте в чистую ёмкость. Далее процедура ремонта производится в зависимости от причины поломки.

Для профилактики неисправностей важно соблюдать следующие меры:

  • вовремя заливать только качественную ОЖ;
  • следить за состоянием механизмов узла;
  • своевременно менять изношенные трубки и патрубки;
  • контролировать температуру двигателя, при исправной СО она будет не выше 93 градусов.

Как говорилось выше, неисправный охлаждающий узел не позволит эксплуатировать автомобиль. В любой момент может произойти выброс ОЖ, а также запросто вскипит двигатель. Ремонт владельцам авто обходится в серьёзную сумму. Поэтому важно при первых признаках неисправности, проводить ремонт. Это сбережёт ваше время, средства, здоровье.

Источник

Ваз 2109 циркуляция охлаждающей жидкости

Система охлаждения двигателя – важный конструктивный элемент автомобиля. Ее неисправность приводит к плохому прогреву двигателя до требуемой температуры, что становится причиной плохой работы печки, потери мощности и снижения ресурса силового агрегата. С другой стороны, система двигателя может перегреваться, что провоцирует поломку цилиндро-поршневой группы.

1 – элемент в виде пробки для бака расширения; 2 – бак для расширения; 3 – шланг отвода жидкости из патрубка; 4 – шланг проходящий между радиатором и бачком расширительным; 5 – шланг отводящий от радиатора; 6 – бачок с лева от радиатора; 7 – трубка алюминиевая; 8 – системы заглушки; 9 – бачок с права от радиатора; 10 – пробка для слива; 11 – середина радиатора; 12 – кожух для электрического вентилятора; 13 – пластиковые крылья электрического вентилятора; 14 – электрический двигатель; 15 – насосный шкив зубчатый; 16 – крыльчатка насоса; 17 – ремень привода вала распределительного; 18 – блок для двигателя; 19 – насосная труба; 20 – шланг для радиатора с подводящей функцией; 21 – шланг радиатора отопителя с функцией отвода; 22 – шланг подводящий охлаждающую жидкость к дроссельному патрубку; 23 – выпускной патрубок; 24 – шланг для заправки; 25 – шланг радиатора отопителя с функцией подвода; 26 – термостат; 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 28 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости.

Система охлаждения ваз 21093,2109,21099 выполняет отбор тепла от подверженных нагреву деталей двигателя, путем принудительной циркуляции. А инжектор дозирует поступление топлива. Конструктивно система охлаждения ваз инжектор состоит из:

  1. насос охлаждающего вещества,
  2. моноблочный термостат,
  3. электровентилятор обдува радиатора,
  4. радиатор с бачком расширения,
  5. трубопроводы, патрубки, сливные пробки.

Как работает система охлаждения ваз 21093,2109,21099

Привод насоса охлаждения работает от ремня ГРМ. Общий объем системы, включая печку, равен – 7,8 л. Контроль температуры выполняется с помощью датчика, установленного на рубашку блока цилиндров. Указатель температуры выводится на панель приборов.

В процессе работы двигателя ваз жидкость с рубашки блока переходит в радиатор (где происходит отбор тепла) или в термостат (короткий контур – для прогрева мотора). Далее, жидкость нагнетается насосом в рубашку охлаждения силового агрегата ваз инжектор. По трубопроводам обеспечивается циркуляция и подогрев топливной смеси во впускном коллекторе и зоне дроссельной заслонки.

Система охлаждения с помощью патрубков сообщается с радиатором печки салона ваз 21093,2109,21099. Насос охлаждающей жидкости центробежный. Система оборудована разборным трубчато пластинчатым радиатором с пластиковыми баками.

Внутренняя поверхность радиатора увеличена путем применения алюминиевых трубок и охлаждающих пластин, он не имеет заливного отверстия, долив выполняется в расширительный бачок. В котором также установлен датчик включения электровентилятора. Бачок имеет пробку заливной горловины с клапанами (впускной и выпускной). Для слива жидкости охлаждения из системы откручивают сливные пробки бачка, блока цилиндров, радиатора.

Читайте также:  Ремонт эбу акпп лексус

Особенности работы вентилятора и термостата ваз 21093, 2109, 21099

Электровентилятор включает в себя электродвигатель и четырех лопастную крыльчатку, лопасти которой имеют переменный угол наклона и шаг для снижения уровня шума. Для повышения КПД система вентилятора ваз оборудована кожухом, прикрепленным на кронштейнах.

Электровентилятор монтируется на резиновых втулках. Срабатывание вентилятора происходит благодаря сигналу датчика, установленного в бачок радиатора. При этом величина температуры замыкания контактов примерно 99’С, а отключения вентилятора 94’С.

Термостат системы обеспечивает первоочередной прогрев двигателя и регулирует тепловой режим. Оптимальная величина температуры охлаждающей жидкости – в пределах 90-98’С. Термостат включает корпус и крышку, завальцованых совместно с клапаном.

Особенности системы охлаждения ваз инжектор

Охлаждение в автомобилях 21093,2109,21099 жидкостное, но нужно понимать что радиатор охлаждается потоком набегающего воздуха и вентилятором, который повышает интенсивность охлаждения. Также часть тепла отводится радиатором отопителя салона автомобиля в при низких температурах.

Расширительный бачок предназначен для компенсации объема жидкости при нагревании, для долива и контроля уровня тосола.

Система термостата обеспечивает регулировку температурного режима, предварительный прогрев двигателя ваз, первоначальный подогрев салона зимой и только потом обеспечивает включение большого контура охлаждения.

Датчик температуры обеспечивает управление системой охлаждения, позволяет контролировать температуру двигателя и регулируют работу вентилятора.

Весь цикл работы системы охлаждения контролируется с помощью системы управления силовым агрегатом, учитывающей все температурные параметры. Она определяет оптимальные условия включения и время работы конструктивных элементов системы.

Диагностика системы охлаждения двигателя ваз 21093, 2109, 21099 и определение неисправностей

В случае возникновения проблем, связанных с системой охлаждения двигателя, следует определять причины начиная с наиболее вероятных и простых:

  • Наличие утечки охлаждающей жидкости – для начала проверяют уровень жидкости в системе. В автомобилях 21093,2109,21099 это выполняется по индикатору уровня или при осмотре расширительного бачка.
  • Если уровень поменялся, то осмотрите моторный отсек на наличие подтеков. Как правило, основные причины: изношенные патрубки и хомуты, поврежденный радиатор охлаждения мотора или печки.
  • В случае перепадов струи в бачке при 3000об/мин. Необходимо выполнить проверку циркуляции жидкости. Для этого отворачивается крышка расширительного бачка и определяется равномерность поступления тосола. Причинами плохой циркуляции может оказаться забитая система или неисправность циркуляционного насоса.

Причины перегрева двигателя ваз

  1. Неисправный термостат может вызывать перегрев двигателя. Если на прогретом моторе верхний патрубок – горячий, а нижний холодный, – термостат заклинило и тосол проходит только по малому кругу. Или же термостат будет включать только большой круг, что не позволит мотору ваз прогреваться до необходимой рабочей температуры. В таком случае термостат следует заменить.
  2. Еще одной причиной чрезмерного нагрева двигателя может быть завоздушивание системы охлаждения, в таком случае систему нужно продавить и устранить воздух со всех полостей.
  3. При высокой температуре не включается вентилятор – проблемы с датчиком температуры, реле вентилятора или с жгутом проводов к нему.
  4. Иногда забиваются соты радиатора, что резко снижает интенсивность теплообмена. Необходимо произвести дательную чистку радиатора, ее нужно выполнять аккуратно, во избежание повреждения сот.

Вот основные причины, которые влияют на качественную работу системы охлаждения двигателя ваз 21093,2109,21099, с их помощью можно определить и устранить неисправности, обеспечив надежную и долговечную работу мотора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Оцените статью