Ведущие мосты трактора Т-150К
Тема: «Ведущие мосты трактора Т—150К».
1). Мосты трактора Т—150К устроены одинаково и во многом подобны заднему мосту ГАЗ—53А. К картеру заднего моста приварены площадке для рессор, а к центру заднего моста – кронштейны с отверстиями для крепления к полураме.
Особенности устройства мостов по сравнению с автомобилем ГАЗ—53А следующие. Более массивные конические шестерни меньше деформируются, поэтому против ведомой шестерни нет упорного подпятника, а у вала ведущей шестерни нет задней опоры. Зацепление конических шестерён – не гипоидное.
В дифференциале повышенного трения две фрикционные муфты, которые во время работы частично блокируют его автоматически. Четыре сателлита установлены на двух перекрещивающихся осях, зажатых между половинами корпуса, которые вместе с фланцами стянуты болтами. Между внутренними поверхностями фланцами и полуосевыми шестернями заложено четыре диска фрикционных муфт. Два ведущих диска своими наружными зубчатыми соединениями с зубцами в гнезде фланца, а чередующиеся с ними два ведомых диска надеты на шлицы полуоси.
Во время работы осевыми силами, взаимодействующими от взаимодействия сателлитов, полуосевые шестерни смещаются по шлицам полуоси и сжимают пакеты дисков. В результате крутящий момент от корпуса дифференциала к полуосевым шестерням передаётся не только через сателлиты, но и через фрикционные муфты – происходит частичная блокировка дифференциала. Это значит, что, если одно колесо начинает пробуксовывать, то, как и в обычном коническом дифференциале, сателлиты обкатывают отстающую полуосевую шестерню. При этом фрикционных муфт хотя и проскальзывают один относительно другого, но все же благодаря трению передают другому колесу достаточно большой крутящий момент.
2). С обеих сторон картера ведущего моста приварены фланцы, к которым, привинчены фланцы ступиц конических передач вместе со шлицами колёсных тормозов. Ступицы зафиксированы относительно картера с помощью установочных штифтов.
Конические передачи – конические. Ведущая часть – солнечная шестерня, а ведомая – водило с тремя стеллитами, вращающимися на роликовых подшипниках. Неподвижная коронная шестерня установлена на ступице, которая сидит на шлицах ступицы.
Водило через уплотнительную прокладку привинчена к корпусу, а последний – к фланцу картера, который вращается на конических роликовых подшипниках, установленных на ступице. На болтах, стягивающих фланцы картера и корпуса, имеются свободные резьбовые концы. На них, как и на шпильках, крепятся тормозной барабан и диск колеса.
3). Трансмиссионное тракторное масло заливают в картер конической передачи с помощью нагнетателя через горловину с пробкой по уровень нижней кромки этой горловины. На этом же уровне будет находиться и в картере другой конической передачи и ведущего моста, так как они сообщаются между собой.
4). Конические подшипники регулируют фасонной гайкой. При навинчивании она смещает ступицу по шлицам вместе с подшипником, в результате чего зазор уменьшится. При регулировки подшипников необходимо соблюдать размер 18,9±0,1 мм, контролируя специальным приспособлением и, если нужно, изменить число прокладок.
При проверке конических шестерён, необходимо покрыть несколько зубьев ведомой шестерни медленно сохнущей краской и прокрутив её в обе стороны по пятнам можно определить зацепление зубьев. Пятна должны располагаться посередине на расстоянии не менее 9 мм от малого основания корпуса и занимать не менее половины длины зуба. Протереть до полного стирания краски. Затягивая гайку до упора, отпустить её на 1/8 оборота и законтргаить.
Источник
Ремонт ведущего моста трактора т 150к
Ремонт деталей ведущего моста тракторов Т-150 и Т-150К
Сборка главной передачи ведущего моста тракторов Т-150 и Т-150К
При сборке применяют стенд ОР-6282 ГОСНИТИ, который отличается от стенда ОР-6316 ГОСНИТИ наличием механизма прокручивания главной передачи после ее сборки электродвигателем А02-22-4 через клиноременную передачу и подвижную муфту. Прокручиванием оценивают качество сборки главной передачи.
Техническая характеристика стенда (дополнительно к характеристике стенда ОР-6316 ГОСНИТИ): мощность электродвигателя механизма прокручивания — 1500 Вт, частота вращения вала двигателя — 23,67 с-1, частота вращения приводной головки механизма прокручивания 11,67 с-1.
В комплект стенда входят три приспособления: 1) для измерения монтажного расстояния КИ-6266; 2) для измерения бокового зазора КИ-6264; 3) для измерения величины преднатяга К.И-6262.
Ведущая и ведомая шестерни должны поступать на сборку только в комплекте; нарушение спаренности шестерен, а также комплектовка новых шестерен с бывшими в эксплуатации не допускаются. При установке шестерен, бывших в эксплуатации, разукомплектовывать приработанные шестерни запрещается.
Нарушение спаренности колец роликоподшипников, а также комплектовка новых колец с бывшими в эксплуатации не допускаются. Перед напрессовкой внутренних колец подшипников их нагревают в ванне с маслом до 80. 100°С.
При сборке дифференциала шайбы сателлитов и шестерен полуосей устанавливают стороной с шаровыми углублениями к торцам шестерен.
Метки спаренности на коробках дифференциала совмещают. Главную передачу собирают в такой последовательности. Используя пустотелую наставку, напрессовывают на ведущую шестерню внутреннее кольцо роликоподшипника 7614 (рис. 59, а). Запрессовывают в стакан подшипников наружные кольца роликоподшипников 7614 (рис. 59, б) и 7613 (рис. 59, в). Устанавливают стакан подшипников на ведущую шестерню, устанавливают распорное кольцо и регулировочные прокладки подшипников и напрессовывают внутреннее кольцо подшипника 7613 (рис. 59, г). Устанавливают в крышку корпуса
главной передачи войлочный сальник и резиновую манжету (рис. 59, ё), на стакан подшипников надевают уплотнительные кольца, регулировочные прокладки, маслогонную шайбу, на шлицевой конец ведущей шестерни устанавливают фланец. Запрессовывают стакан в корпус главной передачи (рис. 59, ж). Собирают дифференциал, выполняя следующие операции: напрессовывают ведомую шестерню на коробку дифференциала, запрессовывают в отверстия шестерни и коробки дифференциала стяжные болты и закрепляют гайками с замковыми пластинами; устанавливают на фланцы опорные шайбы шестерен (или по четыре диска трения) и шестерни полуосей, на пальцы дифференциала — опорные шайбы сателлитов и сателлиты; напрессовывают на фланцы дифференциала внутренние кольца роликоподшипников 7517 (рис. 59,5). Дифференциал собирают на специальной подставке (рис. 59, з).
После сборки дифференциала устанавливают его на корпус главной передачи. Устанавливают наружные кольца роликоподшипников, регулировочные гайки, крышки подшипника дифференциала, которые закрепляют прорезными гайками.
Все трущиеся поверхности деталей перед сборкой смазывают.
Рис. 59. Положения приспособлений стенда ОР-6282 ГОСНИТИ во время сборки главной передачи:
а и г — напрессовка колец подшипников на ведущую шестерню; б и в — запрессовка колец подшипников в стакан; д — напрессовка кольца подшипника на фланец коробки дифференциала; е — установка уплотнений; ж — запрессовка стакана в корпус главной передачи; з — подставка для сборки дифференциала.
Источник
Ремонт ведущего моста трактора т 150к
Ремонт деталей ведущего моста тракторов Т-150 и Т-150К
Ремонт корпусных деталей. К основным дефектам корпусных деталей относятся износ поверхностей в местах сопряжений (табл. 42), трещины и изломы, повреждение резьбы, коробление привалочных поверхностей.
Корпуса переднего и заднего мостов трактора Т-150К состоят из двух половин — передних и нижних, штампованных из листовой стали и сваренных между собой двумя продольными швами. Корпус моста трактора Т-150 представляет собой стальную сборочную сварную конструкцию. Корпус главной передачи изготовлен из чугуна ВЧ40-10, его твердость НВ 156. 197.
При трещинах в корпусе моста концы их засверливают напроход сверлом диаметром 3. 4 мм. Трещину разделывают под углом 90 °. Ширина разделки должна быть в 2.. .3 раза больше толщины стенки детали, глубина — на 2. 3 мм меньше толщины стенки в месте трещины. После разделки трещину заваривают электродуговой сваркой электродом ОММ-5-Э42Р-З.ОФ. Сварной шов зачищают и обрабатывают с плавным переходом к основному металлу.
Корпус главной передачи при наличии трещин выбраковывают.
Изношенный шпоночный паз вала ступицы корпуса моста трактора Т-150 наплавляют в среде углекислого газа наплавочной проволокой 1,6 Св-08ГС, используя полуавтомат А-537У. Обтачивают вал до удаления наплывов металла и фрезеруют паз номинального размера. Поверхности под роликоподшипники корпуса моста восстанавливают наплавкой проволокой 2Нп-50, применяя установку ОКС-1031 Б, с последующей термической обработкой.
Изношенные поверхности под штифты корпусов переднего и заднего мостов тракторов Т-150К заваривают электродуговой сваркой элек-тродом ММ-5-Э42Р-3,0Ф, рассверливают до диаметра 15 мм и зенкуют до номинального размера.
Поверхность корпуса главной передачи, изношенную свыше допустимых размеров, восстанавливают местным осталиванием. Для этого отверстие растачивают до диаметра 150,5. 150,6 мм, осталивают, а затем растачивают до номинального размера. При этом поверхность покрытия должна быть ровной, серебристо-белого цвета. Трещины, отслаивания, раковины, поры, темные полосы на поверхности покрытия не допускаются.
Отверстия с поврежденной резьбой рассверливают, нарезают новую резьбу диаметром, на 6 м большим поврежденной, устанавливают ремонтную резьбовую пробку на эпоксидном составе, сверлят в ремонтной пробке отверстие нужного диаметра и нарезают резьбу.
Таблица 42. Размеры изнашиваемых поверхностей корпусных
деталей ведущих мостов
Источник
Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.
Сервисное обслуживание и ремонт мостов трактора Т-150
Передний и задний мосты трактора Т-150К отличаются только корпусами: к корпусу переднего моста с двух сторон приварены накладки для крепления рессор, а к корпусу заднего моста — бугеля для крепления моста к кронштейнам рамы. Оба моста трактора являются ведущими.
С целью повышения проходимости, а также повышения тягово-сцепных качеств трактора в ведущих мостах установлен механизм автоблокировки дифференциала — дифференциал повышенного трения.
Конструктивно передний и задний мост Т-150 одинаковы и отличаются только картерами. Главные передачи мостов взаимозаменяемы.
Рис. 50. Главная передача ведущего моста Т-150
1 — фланец, 2 — гайка; 3 — шплинт; 4 — болт; 5 — шайба: 6 — стакан; 7 — ведущая шестерня; 8 — корпус главной передачи; 9 — корпус моста; 10 — ведомая шестерня; 11 — дифференциал; 12 — подшипник; 13 — крышка подшипника; 11 — полуось; 15 — регулировочная гайка; 16 — регулировочная прокладка, 17 — болт; 18 — регулировочная прокладка, 19 — болт; 20 — крышка; 21,22 — подшипники.
Рис. 51. Главная передача ведущего моста Т-150К в разрезе
в,ж,з — регулировочные гайки; б — фланец; в, д, е, и г — подшипники; г, к — регулировочные прокладки.
К корпусу 9 моста (рис. 50) шпильками прикреплена главная передача, которая состоит из ведущей 7 и ведомой 10 спирально-конических шестерен и дифференциала повышенного трения, собранных в корпусе 8.
Дифференциал служит для передачи крутящего момента к ведущим колесам и обеспечения вращения колес с различными угловыми скоростями. В процессе эксплуатации он не требует регулировки. Не разбирайте дифференциал до полного его износа.
Регулировка зазора в конических подшипниках и контакта зацепления шестерен главных передач ведущего моста Т-150
Зазор в подшипниках 21 и 22 (рис. 50) ведущей шестерни проверяйте индикаторным приспособлением, перемещая ведущую шестерню в осевом направлении из одного крайнего положения в другое.
Если приспособления нет, необходимость в регулировке подшипников проверяйте покачиванием ведущей шестерни за фланец кардана в радиальном и осевом направлениях.
При свободном перемещении ведущей шестерни главной передачи заднего ведущего моста Т-150 в конических подшипниках произведите их регулировку следующим образом:
— Отсоедините конец карданного вала, для чего отвинтите четыре гайки и выньте болты из фланца.
— Отверните шесть болтов 19 крепления стакана к корпусу 8 главной передачи.
— Действуя двумя длинными болтами 4 как съемниками, выньте стакан 6;
— Не разбирая стакана, проверьте правильность установки набора регулировочных прокладок 18 между подшипниками.
— Для этого зажмите фланец стакана, а гайку 2 хвостовика шестерни расшплинтуйте и затяните до отказа.
— Если прокладок больше, чем требуется, ведущая шестерня 7 свободно проворачивается за фланец 1, при этом ощущается перемещение ее в подшипниках.
— Если прокладок недостаточно, затягивание гайки вызывает перетяжку подшипников, вследствие чего ведущая шестерня заднего ведущего моста Т-150К проворачивается очень туго или совсем не проворачивается.
— В этом случае отрегулируйте подшипники, то есть правильно подберите толщину набора регулировочных прокладок, для чего добавляйте прокладки в несколько приемов так, чтобы получить в подшипниках необходимый натяг;
— Отверните гайку 2, снимите фланец 1, крышку 20 корпуса с манжетами, маслоотгонное кольцо и наружный подшипник 22 с внутренним кольцом;
— Выньте или добавьте, в зависимости от необходимости, одну или несколько прокладок;
— Соберите стакан в обратном порядке, не надевая крышку 20, и затяните гайку 2 до отказа так, чтобы одна из ее прорезей совпадала с отверстием для шплинта.
— При затягивании гайки проворачивайте ведущую шестерню главной передачи заднего ведущего моста Т-150 за фланец, чтобы ролики подшипника заняли правильное положение относительно обоих колец;
— Проверьте затяжку подшипников. Натяг в подшипниках должен быть отрегулирован так, чтобы момент сопротивления вращения ведущей шестерни без манжет был 1,4—2,2 Нм (14—22 кгс/см).
— Контролируйте затяжку подшипников.
— Если сопротивление вращению находится в указанных пределах, на торцы вала и гайки нанесите керном метки, чтобы заметить положение гайки относительно торца;
— Отверните гайку, поставьте на место крышку и затяните гайку до положения, отмеченного кериом.
После регулировки зазора в подшипниках ведущей шестерни моста Т-150 для обеспечения правильного зацепления выдерживайте размер 189±0,1.
Для получения размера выньте необходимое количество прокладок 16 (при установке новых подшипников возможно добавление прокладок).
В процессе работы трактора вследствие износа подшипников и зубьев боковой зазор в главной паре увеличивается. Первоначальный зазор при сборке главной передачи с новыми шестернями установлен в пределах 0,17—0,58 мм.
В дальнейшем зазор между зубьями не регулируйте до полного износа главной пары. Зазор в подшипниках ведомой шестерни (дифференциала) регулируйте только при сборке или замене деталей.
Зазор в подшипниках ведомой шестерни (дифференциала) заднего и переднего моста Т-150К и боковой зазор в зацеплении конических шестерен регулируйте одновременно следующим образом:
— Слейте масло из картера моста и колесных редукторов, затем снимите с картеров колесных редукторов крышки и выньте из редукторов солнечные шестерни с полуосями;
— Отсоедините конец карданного вала от фланца 1 (рис. 50) главной передачи, отвинтите шестнадцать гаек и снимите главную передачу в сборе;
— Проверьте зазор в конических подшипниках ведущей шестерни, при необходимости отрегулируйте их и установите ведущую шестерню, выдержав размер 189±0,1 мм.
Для регулировки зазоров в подшипниках и зацепление конических шестерен ведущего моста Т-150:
— расшплинтуйте и отпустите гайки крепления крышек 13 подшипников;
— отпустите регулировочную гайку 15 со стороны зубьев ведомой шестерни;
— проворачивая ведущую шестерню 7 регулировочной гайкой 15, расположенной со стороны торца шестерни, подожмите конический подшипник до получения беззазорного зацепления (ведомая шестерня не вращается) и отпустите ее на 6—8 стопорящих выступов; легким постукиванием по ведомой шестерне со стороны зубьев подожмите кольцо подшипника к регулировочной гайке, при этом ведомая шестерня должна вращаться свободно от руки;
— переместите регулировочную гайку 15 со стороны зубьев шестерни до получения натяга в подшипнике и отпустите ее на 2—3 стопорящих выступа;
— застопорите регулировочные гайки 15 замковыми шайбами;
— затяните до отказа и зашплинтуйте гайки крышки 13 подшипников;
— проверьте боковой зазор в зацеплении конических шестерен моста Т-150, который должен находиться в пределах 0,17—0,58 мм для новой пары.
— Для получения требуемого зазора в зацеплении без изменения зазоров в подшипниках отпустите гайки крышек подшипников ступицы н увеличьте или уменьшите боковой зазор в зацеплении конических шестерен.
— При слишком малом боковом зазоре отпустите регулировочную гайку со стороны торца ведомой шестерни на один стопорящий выступ, а затем подтяните на один стопорящий выступ регулировочную гайку, находящуюся со стороны зубьев ведомой шестерни.
— При слишком большом боковом зазоре подтяните регулировочную гайку со стороны торца ведомой шестерни на одни стопорящий выступ, предварительно отпустив на столько же регулировочную гайку, находящуюся со стороны зубьев ведомой шестерни;
— Затяните до отказа и зашплинтуйте гайки крышек подшипников дифференциала и застопорите регулировочные гайки замковыми шайбами.
Для получения требуемого зазора в подшипниках без изменения зазора в зацеплении шестерен переднего/заднего ведущего моста Т-150 выполните следующие операции:
— отпустите гайки крышки дифференциала со стороны зубьев шестерни;
— увеличьте или уменьшите зазор в подшипниках, отпустив или подтянув регулировочную гайку со стороны зубьев шестерни на один-два стопорящих выступа;
— затяните до отказа и зашплинтуйте гайки крышки подшипника и застопорите регулировочную гайку замковой шайбой.
Проверьте и при необходимости отрегулируйте контакт по отпечатку на рабочей стороне зуба ведущей и ведомой конических шестерен заднего/переднего ведущего моста Т-150К. Для этого зубья ведомой конической шестерни покройте тонким слоем краски.
Отпечаток контакта на вогнутой стороне ведущей шестерни должен составлять 50% длины зуба и располагаться на образующей начального конуса на расстоянии не более 9 мм от наружных кромок зуба у меньшего основания конуса.
При этом на выпуклой стороне зуба при заднем ходе трактора отпечаток контакта должен составлять также не менее 50% длины зуба и не выходить на кромки торцов зубьев.
Нарушать спаренность приработанных шестерен категорически запрещается! В случае выхода из строя одной из шестерен передачи обе шестерни замените новыми.
Разборка главной передачи ведущего моста Т-150
После установки главной передачи на стенд ее разбирают на сборочные единицы. При помощи захвата снимают дифференциал, предварительно сняв регулировочные гайки и наружные кольца конических подшипников.
Выпрессовывают стакан подшипников ведущей шестерни из корпуса главной передачи, предварительно отвернув гайку и сняв шайбу и фланец со шлицевого конца шестерни, а также крышку корпуса в сборе с уплотнением и маслогонное кольцо. Для разборки дифференциала используют подставку.
При этом разъединяют левую и правую коробки дифференциала, снимают с пальцев дифференциала сателлиты и опорные шайбы, а с фланцев коробки дифференциала — две шестерни полуосей с шайбами.
Следует иметь в виду, что в главных передачах тракторов Т-150К, выпускаемых с конца 1974 г., между торцами шестерен полуосей и крышками корпуса установлено не по одной шайбе, а по четыре стальных диска трения автоматической блокировки.
Спрессовывают ведомую шестерню с левой коробки дифференциала, предварительно удалив 12 стяжных болтов. Стакан подшипников ведущей шестерни разбирают в такой последовательности.
Снимают одно кольцо подшипника, а перевернув стакан и заменив съемник, выпрессовывают другое наружное кольцо подшипника. Разукомплектовывать ведущую и ведомую шестерни не допускается.
Сборка главной передачи ведущего моста Т-150
Ведущая и ведомая шестерни должны поступать на сборку только в комплекте; нарушение спаренности шестерен, а также комплектовка новых шестерен с бывшими в эксплуатации не допускаются.
При установке шестерен, бывших в эксплуатации, разукомплектовывать приработанные шестерни запрещается. Нарушение спаренности колец роликоподшипников, а также комплектовка новых колец с бывшими в эксплуатации не допускаются.
Перед напрессовкой внутренних колец подшипников их нагревают в ванне с маслом до 80. 100°С. При сборке дифференциала шайбы сателлитов и шестерен полуосей устанавливают стороной с шаровыми углублениями к торцам шестерен.
Метки спаренности на коробках дифференциала совмещают. Главную передачу ведущего моста Т-150К собирают в такой последовательности.
Используя пустотелую наставку, напрессовывают на ведущую шестерню внутреннее кольцо роликоподшипника 7614. Запрессовывают в стакан подшипников наружные кольца роликоподшипников 7614 и 7613.
Устанавливают стакан подшипников на ведущую шестерню, устанавливают распорное кольцо и регулировочные прокладки подшипников и напрессовывают внутреннее кольцо подшипника 7613.
Устанавливают в крышку корпуса главной передачи войлочный сальник и резиновую манжету, на стакан подшипников надевают уплотнительные кольца, регулировочные прокладки, маслогонную шайбу, на шлицевой конец ведущей шестерни устанавливают фланец. Запрессовывают стакан в корпус главной передачи.
Собирают дифференциал моста Т-150, выполняя следующие операции:
— напрессовывают ведомую шестерню на коробку дифференциала, запрессовывают в отверстия шестерни и коробки дифференциала стяжные болты и закрепляют гайками с замковыми пластинами;
— устанавливают на фланцы опорные шайбы шестерен (или по четыре диска трения) и шестерни полуосей, на пальцы дифференциала — опорные шайбы сателлитов и сателлиты;
— напрессовывают на фланцы дифференциала внутренние кольца роликоподшипников 7517.
Дифференциал собирают на специальной подставке. После сборки дифференциала устанавливают его на корпус главной передачи.
Устанавливают наружные кольца роликоподшипников, регулировочные гайки, крышки подшипника дифференциала, которые закрепляют прорезными гайками. Все трущиеся поверхности деталей перед сборкой смазывают.
Источник