Ремонт вертикальных горных выработок

Обучение

ТПГВ 10.Ремонт, восстановление и погашение выработок

Ремонтом горной выработки называют работы по исправлению деформированной крепи, расширение сечения выработки, исправление профиля пути и его параметров, исправление водоотливной канавки.
Различают следующие виды ремонта: текущий (частичный), средний, капитальный и восстановление выработки (ликвидация завалов).
При текущем ремонте заменяют отдельные поломанные или деформированные рамы крепи или их элементы, затяжка, заделывают трещины или небольшие вывалы в монолитной крепи, выработки очищают от грязи, подсыпают балласт, устраняют дефекты рельсового пути, ремонтируют и очищают водоотливные канавки.

Способы частичного ремонта деревянной крепи.
а – для замены сломанного верхняка стойки ремонтируемой рамы сшивают досками 2 со стойками соседних рам или подпирают их специальными упорами – вилками 1;
б — в неустойчивых породах сломанный верхняк заменяют под защитой забивной крепи;
в- при замене обеих стоек под верхняк подбивают две временные стойки 3(или ВК-7), а затем сломанные стойки заменяют новыми;
г- при замене одной сломанной стойки – одну временную стойку 3;
д- если установка временной стойки мешает движению транспорта – один конец лома 5 заводят под верхняк соседней рамы, а другой поднимают и прикрепляют скобой 4 к стойке ближайшей рамы;
е- если нужно заменить несколько стоек в соседних рамах – то верхняки ремонтируемых рам поддерживают временными стойками, подбитыми под прогон 6;
ж- для замены лежня в полной крепежной раме под верхняк ремонтируемой рамы устанавливают два коротких продольных прогона 6, опирающийся на временные стойки 3, затем временно удаляют стойки рамы, извлекают поломанный лежень, укладывают новый, устанавливают постоянные стойки, убирают короткие прогоны и расклинивают раму.

Негодные затяжки удаляют по одной, чтобы не допустить вывала породы. Заводят новые, забучивают пустоты.
Ремонт металлической крепи производят аналогично.
В бетонной крепи заделывают трещины и заменяют небольшие участки. Сильно деформированные участки удаляют и образовавшиеся окна заделывают бетоном или железобетоном.
При ремонте рельсового пути подтягивают болты на стыках, заменяют часть рельс, стрелок, шпал, перебивают костыли.
При среднем ремонте производят замену рам, установку промежуточных рам (арок), а так же поддирку почвы без перестилки рельсового пути.
При капитальном ремонте производят сплошную замену крепи, расширение поперечного сечения выработки, поддирку почвы с перестилкой рельсового пути, восстановление или проведение новой водосточной канавки. При замене удаляют струю крепь, выпускают породу, грузят её в вагонетки и устанавливают новую крепь. Если производят подрывку породы, то применят отбойные молотки, БВР, комбайны, поддирочные машины.
Все текущие ремонтные работы должны проводиться согласно мероприятий и правил безопасности.
Все остальные виды ремонта должны проводиться в соответствии с паспортом ремонта.

Поддирочная машина PSU 9000

Поддирочная машина ПМ 1100

Меры безопасности.

Работы, связанные с ремонтом выработки, ремонтом крепи или перекрепке сопряжений выполняют не менее двух рабочих, которые должны быть ознакомлены под роспись с паспортом перекрепления выработки. Начинать работы необходимо в присутствии лица технического надзора.
Крепильщики должны осмотреть рабочее место, проверить качество вентиляции, замерить газ метан. При ремонтных работах в выработках с локомотивной откаткой должны быть выставлены световые сигналы и предупреждающие знаки «Ремонтные работы» на расстоянии тормозного пути, но не менее 80м в обе стороны от места работы.
Кабели и трубопроводы должны быть отсоединены от элементов крепи, уложены на почву и закрыты специальными настилами, чтобы предохранить их от механических повреждений.
В наклонных выработках, оборудованных бесконечной откаткой, ремонт крепи выполняется только после освобождения каната от вагонеток. Допускается оставлять вагонетки, предназначенные для ремонта, при условии их надежного закрепления, а в выработках с концевой откаткой, кроме того – прикрепления их к тяговому канату.

При оборудовании выработок конвейером должны быть приняты меры против случайного включения его в работу.
При угле наклона выработки свыше 18 градусов запрещается выполнять ремонтные работы более чем в одном пункте по её длине.
При проведении ремонтных работ в стволах, уклонах, бремсбергах запрещается подъем и перемещение по ним людей, не занятых на ремонте.
На каждую выработку составляется документ (паспорт), который представляет собой журнал, содержащий все данные о ремонте выработки, объемах и времени выполнения.
Паспорт ремонта состоит из пояснительной записки и графической части.
В пояснительной записке указывают виды нарушений, подлежащих ремонту, причины их вызвавшие, описывают организацию труда и вопросы техники безопасности, приводят расчет трудоемкости и стоимостных показателей выполняемых работ. Особо выделяют мероприятия, направленные на предупреждение развития нарушений крепи и породных обнажений в период выполнения ремонта. Указываются меры контроля. При необходимости выпуска породы и образования пустот обосновывают порядок работ, выполняемых при этом.

Читайте также:  Как ремонт подушек безопасности

В графической части показывают сечение и разрез проектной выработки и указывают основные размеры и особенности применяемой крепи. Обязательно показывают характер нарушенности крепи и породных обнажений с размерами смещений и прогибов крепи, трещин, вывалов и пр. В графической части необходимо показать усиления отдельных элементов ремонтируемого участка и смежных с ним. В графической части должны быть представлены график организации работ и основные технико – экономические показатели.
Паспорт ремонта согласовывают и утверждают в установленном порядке. Все лица, занятые на этих работах должны быть ознакомлены с паспортом под роспись.
После выполнения ремонтных работ паспорт ремонта сохраняют как приложение к паспорту данной выработки.

Восстановление горных выработок.

Восстановление выработок производят после завалов, происшедших по разным причинам. Перед тем как начать работу по разборке завала, необходимо установить его размеры и на границе завала отремонтировать или усилить крепь, для того, чтобы не допустить его дальнейшего распространения. Применяют два способа восстановления выработок: с выпуском породы из зоны завала и без выпуска.

Схема восстановления выработок

В местах заколов в кровле установить дополнительные стойки или распорки
(Рис а) 1, в сводах выложить деревянные костры 2.
Работы по выпуску породы осуществляют под защитой крепи (Рис б), состоящей из бревен длиной 3-5м, уложенных одними концами на ранее установленную крепь, а другими — на обрушенную породу. Применяют также передвижные щиты – платформы (Рис10-2в), состоящие из тележки 1, ручной лебедки 2, предохранительного перекрытия 3, четырех гидравлических стоек 4 и перегружателя 5. По мере уборки породы и установки крепи щит- платформу передвигают.
При высоте свода обрушения до 2м выкладывают деревянные костры, при 2-5м устанавливают распорную многоярусную крепь, при большей высоте – укладывают 3-5 рядов накатника из бревен с насыпкой сверху породы (1-1,5м).
Восстановление выработки с выпуском породы применяют при завалах длиной до 50м. Если завалы более обширные – целесообразно пройти новую выработку.
Восстановление выработок без выпуска породы применяют при завалах большой протяженности и значительной высоты. Обрушенную породу вынимают только в пределах сечения выработки, а остальную породу удерживают, применяя забивную крепь или проходческие щиты.
При возведении забивной крепи (Рис г,д) у забоя устанавливают раму 1, оставляя зазор между верхняком и кровлей, в который забивают клинья 3. когда клинья будут забиты на половину своей длинны , устанавливают промежуточную раму 2, которая служит опорой для кольев. После этого колья забивают на всю длину. Затем под защитой кольев убирают породу. После уборки породы заводят вспомогательный верхняк 4, под который снова устанавливают раму на той высоте, что и раму 1. В промежуток между её верхняком и верхняком 4 забивают колья на половину их длины, устанавливают новую промежуточную раму и т.д.
Вместо деревянных кольев могут использоваться металлические клинья.
Для восстановления выработки составляется паспорт (проект) восстановления выработки, который должен быть подготовлен и утвержден за 5 дней до начала восстановительных работ. В паспорте обязательно предусматривают мероприятия, направленные на предупреждение развитие деформаций при ведении работ по разбору завала ( восстановлению выработки). Все лица, которые будут заняты на восстановительных работах, должны быть ознакомлены с паспортом работ и готовить необходимые материалы и оборудование для проведения восстановительных работ.

Читайте также:  Ремонт дверных замков теплый стан

Погашение выработок.

Погашение выработок – ликвидация горных выработок надобность в которых полностью отпала. Ликвидируемые выработки должны быть изолированы от действующих, а оборудование, крепь, рельсы, трубы – демонтированы для повторного использования, если это экономически целесообразно. Извлечение крепи является сложной и опасной операцией, так как возможно обрушение пород. Поэтому допускается извлечение крепи только механизированным способом с безопасного расстояния и в присутствии лица технического надзора. Применяются специальные машины МИК-2М, МИК-3, КИМ, МРА-1; различные лебедки, которые устанавливаются на расстоянии не менее 8м от участка погашения. В выработках с углом наклона от 15 – 30 градусов извлекать крепь разрешается только снизу вверх, а свыше 30 градусов крепь не извлекают.
Устья выработок изолируют перемычками.
Погашение выработок проводится по специальному паспорту, который составляют и утверждают в установленном порядке. Он предусматривает: средства механизации, организацию работ, безопасное их ведение, контроль за выполнением работ, необходимые мероприятия по предупреждению обрушений и самопроизвольного погашения выработок.
Все работы по погашению выработки ведутся в присутствии лица технического надзора.

Источник

Ремонт крепи горных выработок

118. Прежде чем приступить к работе по ремонту крепи проходчики должны ознакомиться под расписку с проектом проведения и крепления выработки, а также с вносимыми в него изменениями. Ведение горных работ без утвержденного паспорта, а также с отступлениями от него запрещается.

119. Перед началом ремонта наклонных выработок для защиты от возможного травмирования падающими сверху вагонетками и других предметами, необходимо установить выше места работ не менее чем два прочных заграждения, конструкции и места расположения которых утверждаются главным инженером шахты. Одно из заграждений должно устанавливаться в устье выработки, другое – не выше 20 м от места работы.

120. При перекреплении и ремонтных работах в горизонтальных выработках с локомотивной откаткой должны быть выставлены световые сигналы и предупреждающие знаки «Ремонтные работы» на расстоянии длины тормозного пути, но не менее 80 м в обе стороны от места работы.

Запрещается снимать сигналы и знаки, ограждающие места перекрепления выработок и ремонтных работ, до полного окончания их и проверки состояния пути.

121. При перекреплении выработки работы должны производиться в направлении, обеспечивающем безопасный выход к стволу в случае завала в месте работ.

122. При перекреплении выработки с целью увеличения ее се чения или замены крепи, пришедшей в негодность, не разрешается удалять одновременно более двух рам заменяемой крепи. Перед началом работы рабочие должны временно усилить распорками или стойками и расшить рамы, находящиеся впереди и сзади удаляемых.

123. Замена поломанной или прогнившей затяжки производится в направлении снизу вверх, начиная с боков выработки.

124. Перекрепление сопряжений штреков с квершлагами, бремсбергами, уклонами, камерами, ходками и печами должно производиться в присутствии лица участкового надзора.

125. Работы по ремонту стволов должны производиться опытными рабочими с участием бригадира (звеньевого). Необходимость постоянного присутствия при этом инженерно-технического работника в каждом конкретном случае определяется техническим руководителем шахты.

126. При ремонте ствола проходчики должны работать с неподвижного или подвесного полка, соединенного с полком лестничного отделения подвесной лестницей, под защитой перекрытия, установленного на высоте не более 5 м от места работы для защиты от случайного падения сверху предметов.

127. Ниже места ремонта ствол должен быть перекрыт прочным предохранительным полком, исключающим возможность падения в ствол кусков породы, элементов крепи, армировки и инструментов.

128. После ремонта запрещается оставлять на стенках (ребордах) ствола временные подвески, инструменты и т.п.

129. Проходчики, занятые на ремонте крепи ствола, должны работать с предохранительными поясами.

130. При проведении ремонтных работ в вертикальных и наклонных выработках запрещается подъем и передвижение по ним людей, не занятых на ремонте. В указанных выработках с углом наклона более 18 град. запрещается производить ремонтные работы одновременно более чем в одном месте.

131. При спуске и подъеме грузов, предназначенных для ремонта стволов и наклонных выработок, должна быть оборудована сигнализация между местом ведения работ и рукоятчиком-сигналистом или машинистом подъемной установки.

Читайте также:  Содержание текущего ремонта насосов

132. Ремонт наклонных откаточных выработок при бесконечной откатке разрешается производить только при освобожденном от вагонеток канате. Допускается оставлять вагонетки, предназначенные для ремонта выработки, при условии их надежного закрепления специальными скобами, заводимыми за рельсы или подпорки их стойками без освобождения от каната. В выработках с концевой канатной откаткой, кроме того, вагоны необходимо прицепить к тяговому канату.

133. Запрещается сборка рамы металлической арочной податливой крепи из звеньев (элементов), изготовленных из различных типоразмеров спецпрофилей и соединительных хомутов, не соответствующих данному типоразмеру крепи, а также из деформированных невосстановленных звеньев.

134. При замене отдельных деформированных звеньев металлической арочной крепи остальные звенья этой рамы необходимо подкрепить стойками или домкратами.

Работы по ликвидации завалов

135. Работы по ликвидации сплошных завалов в выработках должны производиться в присутствии лица участкового надзора в соответствии со специальными мероприятиями, утвержденными главным инженером шахты, независимо от размера завала по длине выработки.

136. К разборке завала рабочие должны приступить только после усиления рам крепи, примыкающих к месту завала, оборки кровли и боков выработки и установки временной крепи. Выпуск породы необходимо производить частями и находиться при этом под защитой крепи.

137. В слабых и неустойчивых породах разборка завала должна производиться с применением передовой крепи, щитов или специальных способов.

138. Перед разборкой завала необходимо обследовать его состояние, обращая особое внимание на отслоившуюся породу, наличие и размеры трещин и, по мере выпуска породы, следить за состоянием кровли.

Прочие работы

139. Перед наращиванием трубопроводов со сжатым воздухом и противопожарных ставов необходимо полностью перекрыть задвижки и повесить на них таблички «Не включать – работают люди!»

140. Подвеска труб должна производиться не менее чем тремя рабочими. При монтаже трубопровода отверстия на соединительных фланцах следует совмещать при помощи монтажного ломика.

141. Открывать задвижки после наращивания трубопровода следует медленно.

142. Проходчики, назначенные на пост охраны опасной зоны при ведении взрывных работ, не должны выполнять других работ. Без разрешения мастера-взрывника или лица технического надзора, выставивших пост, уходить с поста запрещается.

143. Обметать угольную пыль и осланцовывать необходимо в противопыльном респираторе, находиться при этом с наветренной стороны.

144. Лицам, не занятым осланцеванием, находиться вблизи мест проведения осланцовочных работ запрещается.

145. Работы по уборке пыли на высоте более 2,5 м от почвы производить с помостов, имеющих прочные барьеры с поручнями.

146. Запрещается забеливать электрооборудование, светильники, замерные доски и т.п.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

147. При неисправности машин, оборудования, сигнализации, приспособлений проходчик обязан принять меры по их устранению. Если устранить неисправность своими силами невозможно, необходимо сообщить о ней сменному инженерно-техническому работнику или горному диспетчеру.

148. При срабатывании электрозащиты не производить повторного включения электрооборудования до выяснения и устранения причины.

149. При аварии или возникновении в зоне работы опасных условий необходимо прекратить все операции, покинуть рабочее место и сообщить об этом лицу технического надзора и горному диспетчеру.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

150. По окончании работы проходчики обязаны привести в порядок рабочее место: очистить выработку от горной массы, щепы, мусора; убрать материалы с прохода; очистить рельсовый путь и водосточную канавку; удалить выступающие гвозди в опалубке или деревянной крепи.

151. По окончании смены (если нет перерыва между сменами), рабочий обязан передать прибывшим на смену работникам свое рабочее место, оборудование и приспособления в безопасном состоянии, а при наличии перерыва между сменами – сдать свое рабочее место горному мастеру.

152. При сдаче смены сообщить обо всех недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы: неисправностях в работе оборудования, состоянии выработок.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

153. За невыполнение настоящей инструкции рабочие несут ответственность в зависимости от характера нарушения и наступивших последствий: дисциплинарную, материальную, уголовную.

Источник

Оцените статью