Техническое обслуживание откатных ворот
Функциональные элементы из металла, плотный материал створки, жесткие соединения, минимальное количество подвижных частей. Кажется, что автоматические ворота не подвержены влиянию времени и износу, но даже самый надежный механизм рано или поздно выйдет из строя.
Этому типу преград присущи определенные поломки, которые легко отремонтировать при наличии специальных знаний и опыта. В статье рассказывается, как проводить техническое обслуживание откатных ворот, описываются основные неисправности и методы их устранения.
Преимущества автоматики
Откатные ворота является оптимальным выбором для человека, который ценит свой комфорт и безопасность. Их установка имеет ряд плюсов:
- Рациональное использование полезного пространства;
- Высокая надежность механизмов и электрических соединений;
- Длительный срок службы;
- Управление с пульта избавляет водителя от необходимости покидать салон и двигать тяжелые створки вручную.
Откатные ворота – это лучшая функциональность за свою цену. В отличие от распашных створок, они не ограничивают зону въезда на территорию, а конструкции без верхней планки позволяют ввозить габаритные грузы или использовать кузовные авто.
Регламент работ по обслуживанию откатных ворот
Чтобы снизить вероятность поломки ворот и автоматики необходимо периодически предпринимать определенные меры, которые помогут обеспечить бесперебойное функционирование узлов оборудования. Особое внимание следует уделить подвижным элементам опоры, уловителя и верхней части створок.
Список мер для продления срока службы механизмов
Профессионалы рекомендуют соблюдать следующий регламент работ по обслуживанию откатных ворот:
- Регулярное смазывание подвижных деталей позволит избежать образования ржавчины, обеспечит плавный ход створки без перекосов;
- Содержание линз фотоэлементов в чистоте предотвратит прерывание сигнала. Для протирки используется мягкая ткань, которая не повредит хрупкую деталь;
- Очистка зубчатой рейки и соединенной с ней шестерни поможет избежать заклинивания механизма;
- Контроль подвижек фундамента позволит своевременно отрегулировать уловитель нижней части воротного полотна.
Соблюдение этих простых правил продлит срок службы автоматических ворот, снизит расходы на ремонт или замену неисправных деталей.
Распространенные поломки
Откатные ворота, как и любой механизм, подвержены износу и появлению характерных неисправностей. Чаще всего владельцы автоматических преград сталкиваются со следующими проблемами:
- Скачки напряжения или полное обесточивание системы в связи с поломками электрических элементов;
- Прерывания работы привода из-за неисправностей двигателя;
- Выход из строя приемного или передающего оборудования (антенны, брелока, блока управления);
- Повреждения или нарушение функций фотоэлементов.
Признаками поломки, которые свидетельствуют о необходимости проведения технического обслуживания откатных ворот, являются неполное закрытие или открытие створок, движение полотна рывками, отсутствие ответа на сигналы с пульта дистанционного управления.
Способы устранения неисправностей
Если после нажатия на кнопку открытия ворот они остались в исходном положении, это может произойти по причине выхода из строя управляющей системы. Отсутствует сигнал оборудования или нарушена работа запирающего датчика. Устройство не получает информации о закрытии воротной створки, автоматически блокируя привод. В такой ситуации понадобится удостовериться в функционировании элемента и при необходимости заменить его.
Альтернативным вариантом поломки при сходных обстоятельствах являются проблемы с датчиком системы управления. О неисправности свидетельствует отсутствие щелка реле, подтверждающего прием сигнала. «Лечится» заменой датчика или устройства замыкания электроцепи.
Если у вас установлены механические концевые выключатели, то даже при регулярном сервисном обслуживании откатных ворот конструкция может выйти из строя. Деталь подвержена воздействию влаги при образовании конденсата или естественных атмосферных осадках, она выходит из строя и передает ложную информацию на управляющий блок. Это приводит к неполному раскрытию створки. Оптимальным решением станет замена механических выключателей на магнитные элементы, которые устойчивы к внешнему воздействию.
Попадание влаги во внутреннюю часть устройства приводит к окислению контактов и прерываниям электрического сигнала. Признаком неисправности станет прерывистое движение створки откатных ворот или остановка при частичном открытии. В зависимости от характера поломки для ее ремонта потребуется замена определенной детали. Для предотвращения ситуации в будущем корпус устройства дополнительно герметизируется.
Загрязнение линзы фотоэлемента прерывает или искажает сигнал. Это приводит к неполному закрытию створки ворот из-за получения ошибочной информации. Для устранения проблемы достаточно протереть стекло и следить за его чистотой в дальнейшем.
Отсутствие в системе автоматических откатных ворот защиты от перепадов напряжения приводит к сбросу настроек до заводских параметров, когда наблюдаются прерывания электропитания. Понадобится заново установить пользовательские параметры.
Распространенной причиной целой группы неисправностей являются поломки механического характера, которые появляются вследствие перекосов каркаса или несущей конструкции. Подобные проблемы возникают по ряду причин:
- Первичный монтаж проведен без соблюдения норм строительства;
- Недостаточная прочность основания под заборными столбами или въездной платформой;
- Разрушение, износ и коррозия металлических частей, которые приводят к изменению геометрии конструкции.
Определяются повреждения этого вида в появлении вибраций створки при движении, затрудненном попадании в щель улавливателя или выход из нее, постороннее шумовое сопровождение даже смазанных узлов. Варианты устранения поломки зависят от ее причины. Может понадобиться регулировка конструкции, дополнительная настройка привода, работы по укреплению фундамента или перенос опорных столбов с установкой на прочное основание.
При регулярном обслуживании откатных ворот отдельное внимание необходимо уделять зубчатой рейке и шестерне редуктора. Этот узел обеспечивает движение створки и испытывает самую высокую нагрузку при работе. В случае деформации деталей или изменения их положения относительно друг друга нарушаются функции автоматической преграды.
Она перестает открываться или заедает в середине закрытия. Чтобы избавиться от проблемы необходимо вернуть геометрически правильное положение конструкции. Если на рейке или шестерне отсутствует один или несколько зубцов — потребуется замена всего узла.
Источник
Ремонт откатных ворот
Откатные ворота относятся к наиболее функциональным и оправданным, с экономической точки зрения, типам конструкций, что и обусловливает их высокую популярность. Срок службы откатных ворот является практически неограниченным, так как в их конструкции отсутствуют хрупкие и легко ломающиеся элементы. Их устройство отличается простотой и практической рациональностью, поэтому кажется, что поломок там быть не должно.
Несущие конструкционные элементы таких ворот и их полотно выполнены из материалов, устойчивых к износу, и необходимость в ремонте автоматических откатных ворот возникает крайне редко. Автоматика привода створок таких ворот также не представляет собой ничего сложного. Тем не менее электрический привод и управляющая им автоматика может стать их уязвимым местом.
Основные неисправности
В нормальном цикле откатные ворота работают следующим образом:
- По сигналу, посылаемому от прибора управления, электродвигатель воротного привода заставляет вращаться редукторную шестерню, взаимодействующую с зубчатой рейкой. За счет последней, крутящий момент от шестерни преобразуется в движение этой рейки. Она находится в жестком соединении с воротной створкой.
- После того как эта створка достигнет крайнего положения, в работу включаются концевые выключатели. Они подают сигнал для выключения электродвигателя.
- Закрытие ворот имеет обратный порядок, но при этом срабатывает другая защитная система. Она состоит из фотоэлементов, не позволяющих воротам закрываться, когда в их проеме появляется помеха в виде человека, домашнего животного или проезжающего автомобиля.
Все действие автоматики ворот направлено на создание условий для их безопасного функционирования и исключение возможности получения травм людьми и нанесения повреждений автомашинам.
Поэтому при возникновении сбоев в функционировании сигнальных датчиков происходит остановка ворот. Этому же способствуют срабатывания ложного характера в системе защиты. Ворота могут вовсе не открываться, движутся толчками, не открываются либо не закрываются до конца.
Варианты поломок:
- Если ворота вовсе отказываются открываться, то происходит это по двум причинам. Ими является наличие сбоев в управляющей системе, когда нет передачи или приема сигнала и отказы в работе запирающего датчика. Привод ворот оказывается заблокированным, когда система не получает сигнала «заперто» при закрытой воротной створке. В таком случае необходимо убедиться в исправности запирающего датчика и заменить его в случае неисправности.
- Другой неисправностью может оказаться поломка датчика системы управления, которая выявляется по отсутствию щелчка с реле внутри этого датчика при поступлении сигнала от брелока. Иными словами, датчик неисправен, если отсутствует такой щелчок.
- Откатные ворота могут не открываться или их створка может останавливаться до момента полного раскрытия по причине ложного действия концевых выключателей. В особенности это относится к механическим датчикам. Они имеют свойство изнашиваться с течением времени. Такие датчики отличаются чувствительностью к атмосферной влаге, осадкам, появлению наледи и тому подобным внешним факторам. В этой ситуации ремонтные манипуляции для таких ворот заключаются в замене вышедших из строя концевых выключателей. Лучшим решением проблемы здесь будет установка магнитных датчиков, наиболее устойчивых к воздействию атмосферных факторов.
- Большинство автоматических элементов электроники ворот откатного типа расположены под открытым небом. Они имеют хорошую защиту, но тем не менее при наличии обильных осадков и значительных температурных перепадах может случиться просачивание в них влаги и образование конденсата внутри таких элементов. Характерными признаками сбоев в функционировании электроники ворот в таких случаях являются рывки, и возникновение остановок в момент движения воротной створки или ее перемещение только по одному направлению, а также нестабильная работа электродвигателя.
Дефекты в электронике ворот выявляются посредством мультиметра и устраняются, в зависимости от характера этих неисправностей. В основном это сводится к восстановлению нарушенных контактов, ремонту или замене поврежденных элементов.
- Внезапная остановка воротной створки при закрывании может случиться в результате ложного сигнала от фотоэлементов. Чаще всего причина такой проблемы заключается в их загрязнении. В таком случае необходимости в ремонте ворот не возникает. Достаточно просто промыть эти фотоэлементы спиртом. С целью профилактики рекомендуется проводить такую процедуру примерно один раз в три месяца.
- В регулируемых автоматизированных системах их настройки могут сбрасываться из-за перепадов сетевого напряжения и по некоторым другим причинам. В таком случае пользовательские настройки могут измениться до состояния ручного режима либо «по умолчанию». В итоге требуется новая настройка системы электроники ворот.
- Кроме вышеперечисленных причин электротехнического характера, сбои в функционировании откатных ворот бывают и сугубо механические. Обычно они обусловлены наличием перекосов в их несущей конструкции. Такие перекосы могут возникнуть изначально при нарушениях в процессе монтажа ворот, а могут появиться и в ходе их эксплуатации по причине износа со временем стальных конструкций или под воздействием влаги и температурных перепадов. Последний случай, впрочем, может быть также итогом ошибок в процессе сборки, например, при недостаточной прочности фундамента. Все это вызывает рывки, появление вибраций и возникновение посторонних шумов. Воротная створка перестает точно попадать в ловушку при закрывании. Появляется необходимость в избыточных усилиях по высвобождению створки из этой ловушки в моменты открытия ворот.
Более того, такой перекос в механической части конструкции может привести к чрезмерным нагрузкам на вал привода, что приводит к блокировке двигателя системой защиты. Поэтому требуется устранение таких конструкционных перекосов для создания условий движения створки ворот сугубо по горизонтали.
- Не менее распространенной неполадкой можно назвать нарушение передачи крутящего усилия от шестерни редуктора к зубчатой рейке. Этот узел испытывает особенно серьезные механические нагрузки, которые становятся причиной его износа со временем.
- Основными его неисправностями являются перекосы в области сопряжения шестерни редуктора и зубчатой рейки. Устранение проблемы заключается в регулировке положения этой шестерни относительно рейки. Если имеется существенное изменение геометрии этой рейки, участки, на которых возникли прогибы или вся рейка должны подвергнуться замене.
- Следующим моментом является нарушение центровки, случающееся по причине перекоса воротной створки. Ремонт здесь заключается в возвращении такой створки в геометрически правильное положение. Бывает, что для этой цели достаточно несколько раз подвигать створку взад-вперед перпендикулярно плоскости ее движения. Но при наличии деформаций в несущих конструкционных элементах, следует сначала заняться их устранением.
- Сюда же можно причислить износ зубцов на рейке и шестеренке редуктора. Такая проблема может быть устранена только путем замены всего узла, а профилактикой ее является планомерное периодическое техобслуживание автоматических ворот.
- При несоответствии мощности привода с массой воротных створок или перекосах в несущих конструкционных элементах, сохраняющихся длительное время, происходит разрушение привода, работающего в условиях постоянных перегрузок, возникает необходимость в приобретении нового. Чтобы избежать этого, следует с самого первого момента следить за соблюдением технологии монтажа ворот, выбрать оптимальную мощность электродвигателя для заданной массы и осуществлять непрерывный контроль за состоянием несущих конструкционных элементов.
Профилактическое техобслуживание
Сюда следует отнести мероприятия по содержанию в чистоте механизма ворот на протяжении всего срока его эксплуатации. Особого внимания при этом требуют подвижные узлы, к которым относятся роликовые опоры нижней балки, ловительные ролики и верхние обрезиненные ролики.
Рекомендации:
- При появлении посторонних звуков типа скрипения, скрежета и им подобных, необходимо проявить повышенное внимание, а все подвижные части необходимо регулярно смазывать.
- Линзы фотоэлементов должны регулярно протираться мягкой тканью. Любые посторонние предметы должны сразу же удаляться из зоны действия фотоэлементов.
- Необходимо своевременно очищать от загрязнений и наледи со снегом зимой зубчатую рейку и шестерню редуктора и наблюдать за их техническим состоянием.
- Следует осуществлять контроль за сдвигами фундамента, который даже при его правильной заливке, по весне может несколько сдвинуться. Вследствие такой подвижки, воротное полотно начнет бить по нижнему ловителю или нависнет над ним.
- Балансировка и избавление от перекосов лучше всего могут быть выполнены квалифицированными специалистами из сервисной компании.
Что касается попытки осуществить ремонт откатных ворот своими руками, то для подавляющего большинства владельцев этих систем такие манипуляции вряд ли окажутся по силам по причине их весьма высокой технической сложности.
Такую работу лучше всего доверить специалистам, так как компании, изготавливающие и устанавливающие такие ворота, занимаются также и их ремонтом, и техническим обслуживанием.
О том, что делать если сломался откатной ролик у вотрот, смотрите далее.
Источник