Ремонт во время гонки

Как механикам удаётся так быстро менять колёса в болидах Формулы-1

Пит-стоп

Пит-стоп это кратковременная техническая остановка автомобиля во время гонки для заправки его топливом, замены колёс с шинами, смены водителей, а так же проверки технического состояния автомобиля и если требуется, то возможного ремонта.

Наверняка многие из вас видели пит-стоп в гонках Формула-1 и видели, как во время пит-стопа все колёса болида Формулы-1 меняются за считанные секунды. Такой скорости замены колёс болида Формулы-1 удаётся достичь не только благодаря согласованной работе всех членов команды механиков, но и благодаря ещё двум вещам, без которых это было бы не возможно:

Колёсная гайка

В отличие от обычных автомобилей, колёса которых крепятся к ступице несколькими длинными болтами, колёса болида Формулы-1 крепятся всего одной специальной гайкой. Более того, в современных болидах Формулы-1 эту гайку возможно только либо закрутить, либо открутить, но невозможно полностью извлечь из колеса. То есть, старое колесо болида Формулы-1 демонтируется вместе с гайкой, после чего на его место монтируется новое со своей гайкой, которую механикам остаётся только закрутить. Интересно и то, что гайки закручиваются в обратную от вращения колеса сторону, что не даёт им открутиться в том случае, если в спешке их закрутили недостаточно хорошо. Благодаря этому гайка сама дозакручивается во время движения на большой скорости.

Пневматический гайковёрт

Само собой разумеется, что для быстрого откручивания и закручивания описанных выше специальных гаек требуется не менее специальный инструмент и такой инструмент есть. Этим инструментом является пневматический гайковёрт, но он немного не такой, как пневматические гайковёрты, применяемые на обычных шиномонтажах.

Во-первых, кроме того, что пневматический гайковёрт для откручивания и закручивания гаек колёс болидов Формулы-1 оснащён специальной насадкой, скорость вращения его шпинделя составляет 13 000 оборотов в минуту, а крутящий момент 3 500 Нм.

Во-вторых, после того, как механик открутил гайку, пневматический гайковёрт автоматически переключается в режим закручивания, что существенно экономит время.

В-третьих, все пневматические гайковёрты для Формулы-1 производит только Dino Paoli, итальянский разработчик и производитель различных типов гайковёртов для автомобильного спорта. Стоимость одного такого пневматического гайковёрта в среднем составляет около 9 000 американских долларов.

Задачи механиков команды Формулы-1

Во время пит-стопа для замены колёс болида Формулы-1 вокруг него собирается команда из двадцати механиков и у каждого из них своя задача.

Двое механиков с домкратами, находящихся спереди и сзади, отвечают за подъём и опускание болида. Ещё двое находятся по бокам болида и обеспечивают его поперечную устойчивость в то время, когда он поднят и идёт процесс замены колёс.

Непосредственно для демонтажа старых и монтажа новых колёс болида задействуются ещё двенадцать механиков, по три на каждое колесо. Один работает пневматическим гайковёртом, другой убирает старое колесо, а третий подаёт новое.

Кроме них ещё два механика прочищают воздухозаборники болида и проверяют целостность его аэродинамического обвеса. Так же ещё один механик стоит с огнетушителем и последний это старший механик, выпускающий болид с пит-стопа на гоночную трассу после того, как убедится, что все необходимые работы успешно завершены.

Стоит отметить, что в зависимости от требуемых работ количество задействованных на пит-стопе механиков и обязанности некоторых из них могут отличаться.

В среднем замена колёс болида Формулы-1 занимает от 2,5 до 3,0 секунд, а мировой рекорд составляет 1,82 секунды. Рекорд был установлен командой Red Bull Racing в 2019 году.

Понравилась публикация? Поделись!

Источник

Мусс для мотошин. Преимущества, недостатки и особенности использования

В мотокроссе широко распространены безвоздушные наполнители шин. Причиной этому послужило несостоятельность шин противостоять дорожной агрессии.

Читайте также:  Учиться по ремонту обуви

Впервые технология «Bib Mousse» была представлена компанией Michelin в 1984 году. Собственно Mousse в переводе с французского означает — пена, чем по сути и является наполнитель.

Сегодня существует множество производителей муссов. Это как известные компании — Pirelli и Dunlop, так и малоизвестные Risemousse и Gibson.

Принцип действия предельно прост — вместо камеры с воздухом вставляется наполнитель из специальной бутилкаучуковой смеси, которому не страшны микропорезы или проколы. При этом его плотность эквивалентна давлению 0,9-1,2 Бар.

Совсем недавно произошел показательный пример того как «мусс» позволил гонщику продолжить гонку несмотря на повреждение шины. На соревновании «Дакар-2021» мотогонщик Тоби Прайс наехал на препятствие, что привело к повреждению шины. Несмотря на это, отремонтировав шину с помощью стяжек в полевых условиях, гонщик смог продолжить гонку и проехал еще 800 км. При этом ехал он с такой скоростью что успел занять второе место! Это с учетом потраченного на ремонт времени.

Эта технология специально разработана для внедорожного использования и не годится для повседневного использования, так как имеет маркировку NHS (Non Highway Service) — не для дорожного использования.

Преимущества и недостатки

✅ Не боится повреждений и проколов во время заезда. Это безусловно основное преимущество за которое его и используют.

✅ За счет постоянной плотности мусса нет перепадов «давления»

❌ Небольшой срок хранения и эксплуатации.

❌ Валкость мотоцикла во время управляемости. Подлом боковины покрышки во время экстремальных маневров.

Рабочее давление

Давление или правильнее сказать упругость мусса зависит от его предназначения. Золотой стандарт от Мишлен — Bib Mousse не может похвастать таким разнообразием разной жёсткости как например муссы от итальянской компании «Risemousse».

В зависимости от того для каких типов заездов вы планируете использовать мусс можно определиться с давлением.

Компания «Risemousse» так же представила интересное решение — адаптивный мусс. Вы можете менять его жёсткость убирая и устанавливая специальные вставки, которые и придают большую жёсткость.

Источник

Техника ралли: беседуем с командой Kramar Motorsport

Как все устроено – от оснащения машин до приемов гонщиков? Продолжаем говорить о технологиях в автоспорте: в этот раз о классическом ралли рассказывает спортивная команда Kramar Motorsport.

Техника дрифта: беседуем с командой «ЛУКОЙЛ РейсингДрифт Тим»

Команда Kramar Motorsport, образованная в 2013 году Александром Крамаренко, представлена в разных дисциплинах автоспорта: классическое ралли, кольцевые гонки, дрифт и автокросс. Так что технический персонал имеет за плечами действительно большой опыт. В классическом ралли команда выступает в Чемпионате и Кубке России. В абсолютном зачете на автомобиле Ford Fiesta Proto, а в зачете 1600Н на автомобилях LADA-2105.

Ралли – это захватывающие нюансы

Роман Перевезенцев, менеджер команды:

« Классическое ралли, на наш взгляд, одна из самых интересных дисциплин автоспорта. Здесь много захватывающих нюансов. Соревнования проходят по перекрытым дорогам общего пользования, то есть именно там, где в обычное время могут ездить автомобили (а не на построенном асфальтовом кольце или специально найденном бездорожье). Помимо этого пилоты едут по своей стенограмме, так что скорость прохождения спецучастка во многом зависит от слаженной работы и взаимопонимания экипажа. Машины стартуют с интервалом в одну минуту, и борьбу за время гонщик ведет сам по себе, никто не мешает экипажу, и нет обид на соперников, что кто-то не дает показать хорошую скорость, как это бывает, например, в гонках с общим стартом.

Для борьбы за «абсолют» в Чемпионате России у нас автомобиль Ford Fiesta Proto – все сделано по последним техническим требованиям РАФ. На нем выступают экипажи Александр Крамаренко/Алексей Аксаков и Алексей Аксаков/Алексей Антипов.

Для зачета 1600Н мы построили три автомобиля Lada-2105. Эти машины мы сдаем в аренду на соревнования. На них очень интересно ехать, мощные моторы под 200 л .с. и привод на заднюю ось дают незабываемые ощущения. При этом затраты на ремонт и восстановление машины после соревнования, по сравнению с проектами на базе иномарок, минимальные. Во время гонок всегда есть вероятность повредить спортивную машину, так что, выбирая отечественную «пятерку», можно найти золотую середину между удовольствием от участия в соревнованиях и потраченными на это финансами.

Читайте также:  Кому нужен косметический ремонт

Также можно заранее обговорить страховую сумму, то есть мы можем застраховать машину, и в случае аварии гонщику не придется ничего оплачивать сверх этой суммы. Мы сдаем «Жигули» в аренду с их обслуживанием на соревнованиях за 1500 руб. за 1 км СУ (включена доставка машины, ее обслуживание на соревновании, бензин, спортивные колеса, прохождение административных и технических проверок).

Для участия в ралли необходимо иметь лицензию пилота, медицинскую справку, права и экипировку. Перед соревнованием участникам необходимо ознакомиться с трассой, написать стенограмму, по которой потом им предстоит ехать. У нас в команде есть опытные гонщики, которые всегда помогут».

Техническое оснащение

Для обслуживания спортивных автомобилей команды построен и оборудован спортивный бокс. Его площадь составляет 450 квадратных метров, и он оснащен тремя подъемниками. Команда имеет все необходимое для ремонта и подготовки спортивных машин: различный инструмент, сварочный аппарат, моторный и токарный цех с фрезерным ЧПУ и токарными станками. Также есть жестяно-покрасочный участок, склад и мойка. Kramar Motorsport стараются выполнять все работы своими силами.

Специально подготовлены автомобили технического обслуживания, выезжающие на соревнования, и прицепы для доставки автомобилей (спортивные машины не могут передвигаться по дорогам общего пользования). В качестве техничек выбраны Mercedes-Benz Sprinter, которые команда масштабно переделала под свои цели.

В частности сзади сделан отдельный отсек для спортивных колес, куда может поместиться до 20 штук. В среднем отсеке есть верстак, ящики для запасных частей. В каждую техничку установлен генератор на 220 вольт и компрессор. Команда всегда возит с собой весь необходимый инструмент, сварку и приспособления для установки сход-развала на машине.

Каким должен быть автомобиль для ралли

Самое важное при подготовке машины к классическому ралли – это, конечно, ее безопасность. Устанавливаются и потом проверяются перед каждым соревнованием на автомобиле: каркас безопасности, спортивные сиденья, ремни, огнетушители, выключатель массы и так далее по большому списку.

Также важна надежность машины — прохождение трассы на предельной скорости подразумевает очень большие нагрузки на кузов и технику.

Баланс мощного мотора, надежности автомобиля и стоимости его подготовки – очень сложная задача.

Какие работы входят в список обязательных при подготовке автомобиля для ралли? Первым делом – работы по кузову. Это его проварка (усиление) и установка каркаса безопасности, увеличение колесных арок – для того, чтобы колеса их не задевали при полном ходе подвески.

Мощность двигателя увеличивают установкой турбокита, конструируется надежная система охлаждения. При этом нужно понимать, что мощность мотора – важная составляющая, но не единственная. Дело в том, что на ралли ее ограничивают техническими требованиями.

Например, на Ford Fiesta Proto объем мотора составляет 2 литра, а на турбине установлен рестриктор 34 мм , что ограничивает мощность до отметки в 330 лошадиных сил. На автомобилях Lada-2105 мощность 200 лошадей. Что касается КП, есть вариант использования кулачковой коробки, но для аренды предлагаются машины со стандартной коробкой передач без ее изменений.

Очень важны характеристики подвески, тормозная система, вес автомобиля и т.д. Необходимо еще и реализовать всю имеющуюся мощность, пройти все повороты на максимально возможной скорости и тормозить как можно позже и эффективнее.

По подвеске: ставятся более длинноходные амортизаторы с возможностью быстрой регулировки для изменения их характеристик при настройке на тестах перед гонкой. Тормоза должны быть надежными и эффективными, для этого меняется главный тормозной цилиндр, трубки, суппорты, тормозные колодки и диски – на специальные, предназначенные для использования в автоспорте.

Что касается веса, «Лада-2105» весит около 950 кг . Команда не проводила дополнительных работ по облегчению кузова или использованию более легких компонентов, так как все это ведет к значительному увеличению стоимости спортивной машины, что не является плюсом для прокатного варианта. На Ford Fiesta Proto (созданной, напомним, для «абсолюта» в Чемпионате России по ралли) проведена большая работа по облегчению машины, использованы карбоновые детали, легкие защиты и прочее «фишки» для снижения веса.

Читайте также:  Ремонт автостекол полушкина роща

Гонка: подготовка, процесс, анализ

Подготовка к будущим соревнованиям начинается, как только закончились соревнования текущие. Сразу после гонки каждая машина диагностируется, заказываются сломанные детали, и как только они приходят, стартует подготовка машины к следующей гонке.

Одинаковых трасс не бывает. Покрытие дорог, их характер и погодные условия всегда разные, поэтому перед гонкой на тестах коллектив подстраивает конкретную машину под конкретные условия. Меняя характеристики амортизаторов, настройки подвески и блокировок трансмиссии, инженеры добиваются оптимальных показателей.

С автомобилем Ford Fiesta Proto при подготовке к соревнованиям обычно работают два автомеханика, с Lada-2105 – один. Непосредственно на гонках с Ford Fiesta Proto работают четыре человека: менеджер (координатор), инженер и два механика. Координатор отправляет заявки и в целом занимается всеми документами, бронирует гостиницу, контролирует соблюдение командой расписания соревнований, так как все мероприятия проходят в строгом соблюдении временных ограничений. Механики привозят и готовят автомобиль, проверяют его после тестов, а также проверяют и ремонтируют его на самой гонке. С «Жигулями» работают два механика.

Инженер с пилотами (инженер занимается всеми машинами команды) настраивают работу подвески на тестах перед соревнованием, коллектив проверяет работу всех узлов и мотора.

На этапе все необходимое оборудование, инструмент и запчасти находятся в автомобилях техпомощи (они же на прицепе привозят спортивные автомобили на соревнование): палатки, из которых формируется зона команды в паддоке, свет, домкраты, инструмент, сварочный аппарат, приборы для контроля и установки сход-развала, запчасти и расходные материалы.

В случае каких-либо поломок механики стараются менять не одну деталь, а целые узлы, поэтому наличие всех важных элементов очень важно и напрямую влияет на результат гонки.

Что интересно, ремонт во время ралли можно производить только на сервисной зоне, так что главное, чтобы машина добралась до «сервиса». Тогда механики вполне могут ее восстановить, даже за то короткое время, которое отводится на сервис (обычно 30 или 45 минут максимум). Вполне возможно успеть сделать замену КП, редуктора, амортизаторов, гнутых рычагов и других элементов.

Связь члены команды держат по телефону. Раньше были рации, но сейчас, с развитием мобильной связи, почти везде можно дозвониться, и рации утратили свою актуальность. Во время прохождения спецучастка, который составляет примерно 10- 15 километров (всего за гонку 6-10 участков, время суммируется и определяется результат), связи с пилотами нет, они сосредоточены на прохождении трассы.

Проводится анализ прохождения каждого спецучастка. Цель – найти потери в скорости и возможные варианты улучшения при изменении настроек автомобиля, поэтому на тестах особенно важна телеметрия. Также изучаются показания работы двигателя и других систем.

На Lada-2105 установлен электронный блок управления ДВС АБИТ c возможностью записи данных, которые потом используются при анализе прохождения трассы. На Ford Fiesta Proto используется ЭБУ и телеметрия Motec, плюс в салоне стоят видеокамеры, направленные на трассу и на пилотов.

Когда команда возвращается с соревнований, снова проводится тщательный анализ гонки. Инженер, механики и пилоты пытаются разобраться в причинах поломок или плохих результатах. Даже если кажется, что все прошло хорошо, всегда есть возможность анализа и улучшения как технической, так и пилотажной составляющей. Подробный анализ проводится по данным телеметрии, видео с гонки и ощущениям пилота. Также команда проводит анализ результатов своих пилотов на отдельных спецучастках относительно других пилотов. Спецификации автомобиля и полученная информация о том, что происходило на гонке, обязательно сохраняются для анализа и подготовки к будущим соревнованиям.

Нюансов множество, так в чем же залог успеха? Успех приходит при кропотливой работе и правильной подготовке. Очень важны абсолютно все составляющие: быстрый гонщик, конкурентоспособная надежная машина, квалифицированные механики и инженеры.

Источник

Оцените статью