- Вопрос недели: Должен ли Водоканал ремонтировать и устранять аварии на не принадлежащих им сетях водоотведения?
- Ремонт водопроводных сетей организации
- 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- 2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СООРУЖЕНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ
- 3. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. СТРУКТУРА РЕМОНТНОГО ЦИКЛА
Вопрос недели: Должен ли Водоканал ремонтировать и устранять аварии на не принадлежащих им сетях водоотведения?
Интересует позиция арбитража: должны ли ремонтировать и устранять аварии ресурсоснабжающие организации (в частности Водоканал — в сфере водоотведения) на не принадлежащих им сетях водоотведения, не переданных им в ином порядке (возможно бесхозяйных).
Сообщаю Вам следующее:
Водоканал, как организация водопроводно-канализационного хозяйства, является лицом, ответственным за ремонт и устранение аварий на водопроводных и канализационных сетях, если поврежденные или подлежащие ремонту водопроводные и канализационные сети принадлежат ему на праве собственности или ином законном основании и (или) находятся в границах его эксплуатационной ответственности.
В случае, если указанные сети не принадлежат организации водопроводно-канализационного хозяйства (водоканалу) на праве собственности или ином законном основании и не находятся в границах его эксплуатационной ответственности, то бремя содержания указанных сетей (в том числе, ремонт и устранение аварий) в силу ст. 210 ГК РФ возлагается на их собственника или иного законного владельца.
Положение о распределении обязанностей по эксплуатации бесхозяйных сетей содержится в пунктах 5, 6 статьи 8 Закона № 416.
Так, согласно п. 5 статьи 8 Закона № 416 в случае выявления бесхозяйных водопроводных и канализационных сетей, эксплуатация таких объектов осуществляется организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Следовательно, в случае, если орган местного самоуправления не определил организацию, которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных сетей, а также не передал по передаточному акту указанные сети организации водопроводно- канализационного хозяйства, то лицом, на которое возложена обязанность по содержанию (эксплуатации) названных сетей является орган местного самоуправления.
Обоснование:
В статье 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций. В частности, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией (подпункт «г» пункта 34 Правил N 644).
В силу подпункта «в» пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее — Правила N 644), на организацию водопроводно-канализационного хозяйства возложена обязанность обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
Из анализа приведенных норм права следует, что обязанность по обеспечению эксплуатации (в том числе, ремонт и устранение аварий) водопроводных и канализационных сетей, возлагается в силу закона на организацию, осуществляющую водоснабжение, при условии, что либо указанные сети находящихся в границах его эксплуатационной ответственности либо принадлежат ей на праве собственности или ином законном основании.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 644, граница балансовой принадлежности — это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании; граница эксплуатационной ответственности — это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 основополагающим при определении границы балансовой принадлежности является установление факта принадлежности объектов водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей владельцам по признаку собственности или владения на ином законном основании.
При этом в случае, если указанные сети не принадлежат на праве собственности или ином законном основании иным лицам и не значатся также и в реестре муниципальной собственности, необходимо исходить из следующих положений действующего законодательства.
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Следовательно, организация на своей территории водоснабжения входит в обязанность органов местного самоуправления.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны осуществлять водоснабжение и водоотведение населения, принимать меры к надлежащему обслуживанию водопроводных и канализационных сетей, принимать меры по обращению бесхозяйных сетей в муниципальную собственность, которые, по сути, не подпадают под легальную дефиницию такого имущества, приведенную в пункте 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, согласно которой бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Следовательно, то обстоятельство, что в городе есть водопроводные и канализационные сети, числящиеся как бесхозяйные, не свидетельствует о том, что они действительно являлись таковыми, поскольку в силу закона они подлежат отнесению к муниципальному имуществу после выполнения определенных процедур.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Положение о распределении обязанностей по эксплуатации бесхозяйных сетей содержится в пунктах 5, 6 статьи 8 Закона № 416.
в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Таким образом, обязанность по обслуживанию и ремонту бесхозных водопроводных и канализационных сетей возложена на органы местного самоуправления.
Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.
Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, подготовленных с использованием СПС КонсультантПлюс, по вопросу
Ответ подготовил эксперт Линии консультаций
Источник
Ремонт водопроводных сетей организации
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА
Дата введения 1990-07-01
РАЗРАБОТАНО НИИ коммунального водоснабжения и очистки воды АКХ им. К.Д.Памфилова (В.М.Берданов, И.В.Кожинов, В.И.Александрова, Ю.Б.Пашаев), ПО «Росводоканал» Минжилкомхоза РСФСР (Н.Н.Карзухин, А.А.Терехов), УкркоммунНИИпроектом (А.Т.Кривцов, И.А.Абрамович, И.Б.Каминский).
УТВЕРЖДЕНО Протоколом N 13-8 заседания Секции инженерного оборудования и инженерных сооружений Научно-технического Совета Госстроя РСФСР от 01.06.89 и Управлением жилищно-гражданского строительства Госстроя УССР от 21.09.89, N 2/329
ВВОДИТСЯ В ДЕЙСТВИЕ с 1 июля 1990 года взамен «Положения о проведении планово-предупредительного ремонта водопроводно-канализационных сооружений», утвержденного 25 декабря 1967 года (М., Стройиздат, 1968 г.).
ВНЕСЕНО Минжилкомхозом РСФСР, Миижилкомхозом УССР и утверждено Госстроем РСФСР и Госстроем УССР.
Регламентирует порядок и сроки проведения ремонтных работ на коммунальных предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства, вопросы их планирования, финансирования и организации. Даны классификация ремонтных работ, перечень основных работ и межремонтных сроков по сооружениям, трубопроводам и оборудованию предприятий водопроводно-канализационного хозяйства.
Для коммунальных предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, а также проектных организаций, связанных с проектированием водопроводных и канализационных сетей, сооружений и объектов.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.2. Положение определяет порядок планирования, организации и финансирования планово-предупредительных ремонтов (ППР) на коммунальных водопроводно-канализационных предприятиях (в дальнейшем — предприятий ВКХ) и обязательно для применения указанными предприятиями.
Положением регламентированы требования по проведению ППР применительно к специальным технологическим инженерным устройствам предприятий ВКХ — трубопроводам, сооружениям и оборудованию. При организации ППР в части теплоэнергетического и электроэнергетического оборудования, средств автоматики и телемеханики следует руководствоваться соответствующими отраслевыми Положениями о системе ППР.
1.3. Настоящее Положение учитывает основные требования «Правил технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест» и «Правил по технике безопасности».
1.4. Ответственность за внедрение и строгое выполнение системы ППР в соответствии с настоящим Положением возлагается на главного инженера предприятия ВКХ.
1.5. Система ППР — это совокупность организационных и технических мероприятий по надзору и всем видам ремонта трубопроводов, сооружений и оборудования на предприятиях ВКХ, проводимых периодически по заранее составленному плану.
Основные задачи системы ППР на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства — предупреждение преждевременного износа трубопроводов, сооружений и оборудования и поддержание надежности их работы, снижение затрат и повышение качества проведения ремонтных работ для обеспечения бесперебойной подачи воды, соответствующей требованиям ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая», отвода и очистки до установленных водоохранных требований сточных вод.
1.6. Система ППР предусматривает проведение следующих практических мероприятий:
— определение перечня сооружений и оборудования, подлежащего ремонтам;
— определение вида и характера ремонтных работ;
— определение содержания ремонтных работ;
— определение продолжительности межремонтных периодов, структуры ремонтных циклов для различных видов сооружений и оборудования с учетом специфики их работы;
— планирование ремонтных работ;
— организацию проведения ремонтных работ;
— обеспечение технической и сметной документацией;
— обеспечение ремонтных и эксплуатационных работ необходимыми материалами, запасными частями;
— организацию производственной базы для выполнения ремонтных работ, в том числе организацию центральных ремонтных баз, ремонтных цехов, мастерских и ремонтных бригад (обеспечение их необходимым оборудованием, ремонтной оснасткой и рабочей силой);
— организацию службы ППР;
— применение новейших методов ремонта с использованием механизации и методов восстановления изношенных деталей;
— внедрение правил эксплуатации сооружений и оборудования, а также техники безопасности;
— организацию контроля ухода за сооружениями, оборудованием;
— организацию контроля качества ремонта.
2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СООРУЖЕНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ
2.1. За правильное обслуживание и бесперебойную работу сооружений и оборудования предприятия ВКХ отвечает дежурный персонал. Техническое обслуживание производится в соответствии с «Правилами технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест» (М., Стройиздат, 1979 г.), и «Правилами техники безопасности при эксплуатации систем водоснабжения и воодоотведения населенных мест» (М., Стройиздат, 1979 г.), инструкциями заводов-изготовителей и с соблюдением санитарных требований.
2.2. В целях своевременного выявления неисправностей, износа и других недостатков в сооружениях и оборудовании, кроме дежурного обслуживания, должны проводиться периодические осмотры (О), как общие, частичные, так и внеочередные.
Периодические осмотры (О) представляют собой комплекс профилактических мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятных условий работы сооружений и оборудования, своевременное предупреждение появления неисправностей.
2.3. Периодические осмотры (О) проводятся по графику, утвержденному главным инженером предприятия.
2.4. Периодические осмотры осуществляются техническим руководителем цеха, участка совместно с обслуживающим персоналом, а в необходимых случаях и ремонтным персоналом.
2.5. В процессе осмотра производится опись всех замеченных дефектов, которая заносится в журнал осмотров и ремонтов оборудования и сооружений (см. табл.2.1).
Наименование и ведомственная принадлежность предприятия ВКХ _____________
Журнал осмотров и ремонтов оборудования, сооружений и строений
Дата перио- дического осмотра
Наименование оборудования, сооружения или строения, регистра- ционный номер
Характер необходимого ремонта (текущий, капитальный, перечень намеченных работ)
Наме- чаемые сроки (начало и окончание работ)
Подпись лица, ответ- ственного за ремонт
время начала и окончания ремонта
продолжи- тельность ремонта (в днях или часах)
N актов и дата приемки объектов после ремонта
2.6. Во время осмотров проверяют состояние оборудования и сооружений, производят чистку, промывку, продувку и другие профилактические работы.
2.7. На основании записей, сделанных в журналах осмотров и ремонтов, составляется дефектная ведомость, в которой указываются неисправности и меры, необходимые для их устранения (см. табл.2.2.).
Наименование и ведомственная принадлежность предприятия ВКХ _____________
Дефектная ведомость N
(указать наименование и вид ремонта)
Дата состав- ления
Характе- ристика и регистра- ционный номер объекта ремонта
Описание дефектов с указанием единицы измерения и объема работ
Наме- чаемый вид ремонта
Сроки исполнения ремонта
Наименование и количество полезного выхода материалов от разборки
Необходимые детали и материалы
Подпись лица, производившего осмотр
2.8. Выявленные во время периодических осмотров дефекты устраняются по возможности немедленно или подлежат устранению при очередном текущем или капитальном ремонте в зависимости от характера дефекта.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ.
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. СТРУКТУРА РЕМОНТНОГО ЦИКЛА
3.1. Планово-предупредительный ремонт трубопроводов, сооружений и оборудования предприятий ВКХ представляет комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление эксплуатационных свойств сооружений или оборудования в целом и их отдельных конструктивных частей и элементов.
3.2. Ремонтные работы по сооружениям и оборудованию подразделяются на два вида: текущий и капитальный.
3.3. Текущий ремонт является основой нормальной эксплуатации (в пределах расчетного срока) сооружений и оборудования. Своевременное и качественное проведение текущих ремонтов предохраняет сооружения и оборудование от преждевременного износа и значительно сокращает расходы на производство капитальных ремонтов.
3.4. Текущий ремонт сооружений и оборудования предусматривает проведение работ по систематическому и своевременному предохранению частей сооружений и оборудования от преждевременного износа путем осуществления профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.
3.5. Затраты на текущий ремонт сооружений и оборудования относятся на эксплуатационные расходы предприятия.
3.6. Текущий ремонт производится регулярно в течение года по графикам, составленным службами эксплуатации предприятий ВКХ на основании осмотров сооружений и оборудования, а также заявок работников, ответственных за эксплуатацию сооружений и оборудования.
3.7. В объем текущего ремонта включаются:
а) профилактические работы, заранее планируемые;
б) дополнительные работы, выявленные в процессе эксплуатации (непредвиденные работы, аварийный ремонт).
3.8. Ремонтные работы в объеме текущего ремонта, производимые в процессе капитального ремонта, осуществляются за счет амортизационных отчислений на капитальный ремонт.
3.9. Текущий ремонт осуществляется силами ремонтных цехов или постоянных ремонтно-строительных бригад, либо эксплуатационным персоналом предприятия.
3.10. Перечень работ и периодичность проведения работ по текущему ремонту приведены в разделе 9.
3.11. Капитальный ремонт сооружений и оборудования представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на восстановление или замену изношенных конструкций и деталей или оборудования, сооружений, трубопроводов.
3.12. Капитальный ремонт зданий, сооружений и трубопроводов производится по годовым графикам, составленным на основании данных технических осмотров персоналом ремонтно-строительных организаций или ремонтных бригад предприятия ВКХ.
3.13. Капитальный ремонт оборудования и сооружений может быть комплексным или выборочным.
Комплексный — предусматривает ремонт оборудования и сооружений в целом, а выборочный — предусматривает ремонт отдельных конструкций.
3.14. Выборочный капитальный ремонт проводится по мере износа отдельных конструкций и в случаях;
а) когда комплексный ремонт может вызвать перебои в работе отдельного цеха или предприятия в целом;
6) при значительном износе отдельных конструкций, угрожающем сохранности всего сооружения;
в) при экономической нецелесообразности проведения комплексного ремонта (снос здания, прекращение эксплуатации предприятия, предполагаемая реконструкция и т.п.).
3.15. При проведении выборочного капитального ремонта в первую очередь предусматривается ремонт тех конструкций, от которых зависит нормальное ведение технологического процесса, а также конструкций, от исправности которых зависит соблюдение правил техники безопасности и сохранность отдельных частей и оборудования. Перечень основных работ и примерная периодичность проведения капитального ремонтa сооружений даны в разделе 9.
3.16. Капитальный ремонт осуществляется за счет амортизационных отчислений, предназначенных на эти цели.
3.17. К работам, выполняемым за счет средств капитального ремонта, могут относиться:
а) наладочные работы по установке приборов учета расхода и измерения необходимых параметров воды, газа, осадка;
б) работы по автоматизации и переходу на дистанционное управление производственных процессов;
в) наладочные работы, проводимые в целях интенсификации и оптимизации технологического режима;
г) работы по реконструкции, расширению, благоустройству и техническому перевооружению, обновлению оборудования, заменяющие капремонт и повышающие эксплуатационную эффективность;
д) работы по перебуриванию малодебитных скважин;
Источник