Хроники Фрилансера — ТавроБлог
архив mytavria.org.ua
Проблемы стартера и аккумулятора в автомобилях Таврия и Славута, а также электрооборудования ответственного за пуск мотора (обновлено)
Итак, что же делать если стартер не работает совсем или работает из рук вон плохо, машина заводиться через раз и постоянно приходиться держать себя в напряжении, а вдруг опять не заведется … Попробуем разобраться во всех основных причинах по порядку.
Первая причина такого рода неурядиц — АКБ, или попросту аккумулятор. На автомобили Таврия и Славута устанавливается аккумулятор емкостью 44 ампер-часов. В последние модели ставился так называемый «Виват» (Донецкий машиностроительный завод «Астра» ТМ «Виват»), если у вас в машине стоит эта модель АКБ, — знайте, что срок службы у него максимум го, полтора. Далее его придется заменить.
Вообще срок службы аккумуляторной батареи сильно зависит от производителя. Обычный интервал — От 1.5 до 4 лет. Очень редко какая батарея «выхаживает@ больший срок.
Определиться с состоянием аккумулятора достаточно просто. Достаточно проверить напряжение покоя на нем и плотность электролита, замерять напряжение на нагрузочной вилке.То есть практически, если у вас гаражно-кооперативные условия, под рукой необходимо иметь вольтметр и ареометр.
В случае если у вас машина не заводиться, можно попробовать простейший метод проверки. Включить «дальний», обогрев заднего стекла и печку и быстро замерять напряжение на АКБ. Если у вас напряжение просело более 10,5 вольт, то АКБ нуждается в профилактической подзарядке.
Такая проверка, безусловно, не самая точная качественная, но в гаражных условиях достаточно практичная. Найти нагрузочную вилку обычно будет проблемой, хоят если поставить себе цели и обойти местный автомобильный рынок, то может и купите этот прибор.
Что же делать, если Таврия не заводиться? А ехаьт надо? Традиционно можно попросить АКБ у «соседа». При этом как правило АКБ от ВАЗов просто не влезут на посадочное местов Таврию. Поэтому можно (аккуратно!) снять запаску, поставить донор около моторного щита, подсоединить его паралельно штатному АКБ.
Обратите внимание, что если стартер при этом начнет издавать щелкающие звуки, это означает одно из двух. Либо у соседа тоже севший АКБ. Либо же провода, которыми вы подключили донора, — слишком хлипкие для такой операции. Тут можно посоветовать только запускать карбюраторную машину толкачем. В моем случае помогло три бутылки пива 🙂 то есьт три соседа и пару метров толкания машины.
Конечно, необходимо помнить, что необходимо в первую очередь подключать плюс донора к плюсу вашего АКБ и надежно заизолировать место соединения. Например обмотать изолентой или поместить в кулек. Чтобы при толкании машины клема не соскочила и не начался пожар. «Землю» следует подключать в последнюю очередь.
Идем Дальше. Считаем. что с аккумулятором все в порядке. А стартер при этом совсем не хочет крутиться. тут уже поможет вольтметр. Необходимо замерить напряжение на верхней клемме втягивающего реле (к ней подходит плюсовой провод с аккумулятора) и напряжение на проводе. которое подходит к втягивающему сбоку. При этом нужно включить «стартер» на замке зажигания.
Если нет напряжения на верхней клемме (к ней подходит плюсовой провод с аккумулятора), то скорее всего вина в отсутствии контакта на клемме аккумуляторf, либо же в самом проводе.
Если нет напряжения на боковой клемме (зелёный провод). Проблема в замке зажигания, либо в реле стартёра. Реле на стартёр стоит не на всех моделях Таврий. Располагается, обычно, за катушкой. Рядом с реле включения вентилятора. Предохранителей в этих цепях нет.
Если напряжение везде есть, а стартёр не работает, либо работает плохо, то прежде чем снимать стартёр — проверьте массу между кузовом автомобиля и двигателем. В Тавриях и Славутах масса на мотор подается по толстому проводу к шпильке крепления разъёма средней части коробки с картером сцепления. Место соединения не принципиально — главное что бы была надёжная масса. Никакие окисления на клеммах и соединениях не допустимы.
Теперь непосредственно стартер.
Проблемы со стартером можно условно разделить на две группы — стартер вообще не работает, либо работает, но нужные обороты не развивает.
Сначала первая группа поломок.
Втягивающее: его работа проверяется просто — до снятия стартёра с автомобиля замкните толстой отвёрткой верхнюю клемму с нижней. В случае если стартер начнёт вращаться — виновато втягивающее. Иначе — на втягивающее не грешите. Ремонт втягивающего реле не рекомендую — качественных запчастей не найдёте (пятаки и пр.). Только замена. Втягивающие бывают двух видов: старого образца (до 93 года включительно) и нового образца (с 94 и до сих пор). Отличаются способом крепления к передней крышке.
Щётки. На 100 % поломок — вина щёток в 80 %. Если давно их не меняли, но разбираете стартёр — меняйте их без сожаления. Для их замены крайне желателен мощный паяльник.
Якорь. Выходы из строя якоря крайне редки. Проверить работоспособность можно только на специальном стенде. В условиях ремонта в гараже — только методом установки нового якоря.
Статор. Выходит из строя, обычно, если стартёр работает продолжительное время. Например при заклинивании замка зажигания в режиме «стартёр». При поломке статора симптомы разные — от полного отказа, до резкого снижения оборотов. Диагностика — отсоедините тонкий проводок, крепится небольшим болтом к стенке, маленький болт там единственный, не перепутаете, и «прозвоните» на корпус стартёра. Отдельно обмотки лучше не менять. Продавцы на рынке очень часто разбирают новые стартера на запчасти и обмотка стоит столько же, сколько и обмотка с сборе с корпусом стартёра.
Бендикс. Немного особняком. Стартер вращается, а мотор нет. Из особенностей — не покупайте «польских» или ещё каких нибудь бендиксов. Только оригинальные. Родом они из Херсона. Не оригинальные бендиксы довольно быстро «убивают» венец маховика.
Окисление крепления щеток к задней крышке стартера. Довольна редкая поломка, но зато чисто «Таврийская». Лечится только заменой крышки.
Вторая группа поломок. Стартёр медленно вращается.
Втулки. Первый признак — на «холодную» стартёр работает нормально, на «горячую» очень плохо. Вплоть до отказа. С втулками есть маленькая особенность. Присущая только Таврии. Оригинальные (заводские) втулки очень тяжело найти. Поверьте, то что предлагают в магазинах и на рынках на 99% не оригинал. Втулки сделанные в кустарных условиях очень сильно отличаются по качеству. Но практически все они долго ездить не будут. Ещё одна особенность таврийского стартёра — деформация передней крышки. Поэтому при «разворачивании» втулок на необходимый диаметр обязательно используйте развертку с возможностью центрирования по задней втулке. В идеале поменять переднюю крышку на новую (втулка там уже установлена, причём оригинальная). Несмотря на кажущуюся расточительность — в итоге получится очевидная экономия. И это без учёта потраченных нервов и времени. Обратите внимание на износ якоря под втулку — если существенный (визуально), то якорь к токарю на проточку.
Окисление или частичное разрушение щёток.
Частичный пробой статора. Диагностика выше.
Якорь. Диагностика выше.
Износ или разрушения шайб на якоре и как следствие большой осевой люфт якоря.
Перекос стартера при установке. Термин «перекос» не совсем верный. Это следствия заводского брака — отверстия под крепление стартёра расположены слишком близко к маховику. Между бендиксом и маховиком почти нет зазора. Сопровождается «нездоровыми» звуками в работе стартёра. Лечится пропиливанием круглым напильником отверстий под крепления в КПП. Не пугайтесь, корпус магниевый и пилится легко. Пропиливать надо в сторону от маховика. При установке необходимо «отодвигать» стартёр. Проблема присуща машинам выпущенным в 93 — 95 гг.
Отдельно хотелось бы упомянуть о разновидностях стартеров для Таврии.
На конвейер поставляет Херсонский «Электромаш». Так же на конвейер поставлялись стартера от Daewoo Tico с модифицированной передней крышкой. Цены на запчасти к этому стартёру, например на бендикс, сопоставимы с ценой на херсонский стартёр в сборе, поэтому ремонт их обычно сводится к замене стартёра и установке родного херсонского.
Так же выпускались стартера в Болгарии и вроде бы в Белоруссии, но насчёт последнего я не уверен. Этих стартеров поставлялось крайне мало и только в запчасти.
И напоследок. Заявленный заводом ресурс стартёра 120 тыс. км. Поэтому если достигли такого пробега и начались проблемы со стартером — меняйте его в сборе.
Источник
Хроники Фрилансера — ТавроБлог
архив mytavria.org.ua
РЕМОНТ СТАРТЕРА ТАВРИИ
Стартер, как это не странно, является одной из самых качественных деталей всего
электрооборудования «Таврии». Вот, например, что писал когда-то журнал «За рулем», на эту тему:
«И наконец, о стартерах производства ЭМЗ (Херсон). Для них не характерно низкое качество изготовления, как для большинства иных приборов электрооборудования с Украины…»
на данный момент стартера к таврии выпускает ОАО Электромаш.
Подробные данные про техосмотр и конструкцию стартера таврии вы найдете на этой странице тех. руководства:
Эта статья содержит далеко не исчерпывающий объем данных. Здесь нет замены бендекса (обгонной муфты). Тут нет проверки обмоток ротора, так как я не имею в распоряжении омметра и прибора для контроля короткозамкнутых витков. Однако я думаю, что здесь можно найти что-то другое, чего возможно нет в других руководствах
Обратите внимание, что начиная с 2006 года «Электромаш» начал выпускать стартер обновленного образца. Он отличается верхней крышкой, приводом бендикса, втягивающим реле (оно без «ушей»). Конструкция привода бендекса сделана более громоздкой, но менее бесшумной (гипотетически). В данной статье про особенности этого стартера не идет речь, что однако не означат, что в будущес мы не вернемся к этому вопросу и не дополним материал.
Итак, конструктивно стартер на «Таврии» можно поделить на следующие составные части:
- Верхняя крышка со втягивающим реле
- Нижняя крышка
- Статор
- Ротор с обгонной муфтой (бендексом) в сборе
Верхняя и нижняя крышка, а между ними статор, стягиваются двумя длинными болтами. Собственно и разбор всей конструкции начинается именно с откручивания этих болтов. Советую не особо усердствовать, если они «не пойдут» сразу. Лучше залейте на ночь такой стартер ВД-40 и повторите завтра. Если же вы сорвете такой болт, тут тривиальное руководство, коим безусловно и является данный манускрипт, вам скорее всего — не поможет, извините, я предупредил.
Итак выкрутили болты, сняли верхнюю и нижнюю крышки. При этом вы успели словить все четыре пружины, которые прижимают контактные угольки к ротору. Я забыл про них сказать, извините, не надо спешить делать, не прочитав абзац до конца.
К верхней крышке прикручено втягивающее реле, — снимите его, оно будет только мешать, да и вообще его следует разобрать. Зачем разбирать? Потому, что «Таврия».
Итак у вас в руках оказалась верхняя крышка и ротор. Вставьте ротор, во втулочку и посмотрите какой там люфт. Если он есть, — выбиваем втулку и меняем ее. На следующих пару фото изображена последовательность выбивания втулки. Я использовал головку от набора «Стенли», но в принципе можно взять любую, лишь бы диаметр подошел.
Замечание, — не старайтесь выбить втулку сразу, действуйте размеренно. Выбили немного, — посмотрите или втулка не расслаивается. Само собой, — при выбивании положите верхнюю крышку на край стола. Обратите внимание, — что втулка стартера, бронзо-графитовая, достаточно хрупкая. Не надо ее колотить со всей силы. А вдруг она вам еще будет нужна, для каких-то других дел 🙂
рис. 1. Выбиваем втулку из верхней крышки
Рис. 2 Выбив пару миллиметров, — проверяем, или ничего не погнулось, отламалось
Рис. 3 выбили втулку до конца, на фото старая втулка и оправка (головка)
После того, как втулка выбита, — проверяем ее посадочное место и проходим по нему полукруглым надфилем. Далее забиваем новую втулку.
Замечение по поводу новой втулки:
Старые мастера проваривают втулки в машинном масле, я рекомендую вам делать так же. Дело в том, что бронзографит впрнципе материал пористы, поэтому с помощью такой процедуры вы продолжите жизнь вашем4у стартеру.
Замечание 1.
Если вы имеете тики, — лучше будет сажать втулки именно с их помощью. А идеально это делать с помощью пресса. Кроме того, желательно контролировать внешний диаметр втулки, поскольку не все они сделаны идеально и имеют примерный диаметр. И еще — не надо давить со всех сил, — убитое гнездо означает большие затраты.
Кук (Таврия.орг.юа) : часто втулки имеют примерный диаметр,не всегда она полезет,а если полезет,хана гнезду. Посадка там должна быть таки прессовая,но не с диким натягом.Поэтому я все их протачивал на оправках.
Будьте готовы к тому, что купленная вами втулка будет перекашиваться, упрямится и вообще не захочет вставать на место. Тут есть только один совет. Не бейте по ней молотком, подкладывайте — старую втулку или кусок алюминия, а лучше брусок из дерева. И сделав пару ударов, смотрите, или втулку не перекосило в отверстии. Я для проверки прямого угла использовал жену. Ваша, может вас по…, так что эта процедура — творческая.
Замечание:
Я уже писал, что лучше тиками, но при наличии понимания процесса и опыта … ну вы поняли, — бегом за тисками 🙂
Работа эта требует аккуратности и сноровки. С первого раза, первый раз в жизни, втулку забить сложно, почти невозможно Поэтому мой совет, — сразу покупайте несколько втулок на запас, для экспериментов так сказать.
Рис. 4 Вставляем втулку, и с помощью оправки забиваем ее.
Можно использовать деревянный брусок или же старую бронзографитовую втулку.
Рис. 5 Часть втулки вошла в посадочное отверстие, дальше добиваем втулку, чтобы она стала в уровень с крышкой, — то есть не было выступа.
Что делать, если втулка «не идет». Она в принципе не пойдет, как бы вы не суетились. «Тайна» состоит в том, что надо немного обработать край, которым вы вставляете втулку в посадочное отверстие.
Посмотрите. на втулку будет след от перекоса, т.к. она мягче чем алюминиевый корпус стартера. Скосите около 0,1 мм, под углом 10-20 градусов, начав с противоположной стороны, относительного того края, где идет перекос. Также можно немного пройтись по посадочному отверстию, сделав его шероховатым, и немного снять материал. Не надо делать здоровую дырищу, пару движений надфилем — вполне хватит. тут лучше недо-, чем пере- …
Повторюсь еще раз, — будьте аккуратны. Ведь один сильный удар, — и верхнюю крышку можно идти покупать новую. А это около 15-20USD. Оно вам надо? Лучше не спешить.
Развертка установленной втулки
Новоустановленную втулку необходимо обязательно обработать специальным образом, чтобы обеспечить достаточную точность обработки ее внутренней поверхности под вал. Выполняется данная операция так называемой разверткой. Я использовал для этой операции регулируемую развертку, каждый раз проверяя размер отверстия с помощью ротора. Конечно желательно при развертке обеспечить соосность/перпендикулярный оси отверстий в верхней и нижней втулках.
Замечание 2:
Идеально разворачивать все в станке, так проще сделать все соосно и красиво. Я вижу эту операцию так, — собираем стартер, без ротора, крепим его в фрезерные тиски и протачиваем насквозь обе втулки. Ну или точим отдельно крышки, тогда — может возникнуть несоосность. Поэтому если вы хотите идеала, — в ищите подходящий фрезерный станок.
Рис. 6 «Разворачиваем» верхнюю втулку
Нижняя крышка и ее втулки.
С нижней крышкой ситуация более веселая. Там прикреплен изолятор для статорных контактов, который лучше снять, перед любыми манипуляциями с оной деталью. Выбивается и вставляется втулка аналогично верхней. Однако следует учесть что ее высота несколько ниже чем у верхней втулки, поэтому возможно возникнет необходимость обработать торец этой детали надфилем.
Рис. 7 «Нижняя» втулка.
Само собой разумеется она также «разворачивается».
Втягивающее реле
Стартер запускается с помощью сильнотокового реле, которое крепится к его верхней крышке. Снимаем его, откручиваем контакт от статорной обмотки. Как правило эта деталь никогда не ломается, поскольку там поломаться просто нечему, но очень часто народ ее меняет. Почему так получается?
Очень просто, — вместо замены реле, достаточно его один раз разобрать и почистить/смазать. Дело в том, что контакты болты и контактный пятак имеют очень большой ресурс. Реально эта деталь тоже не ломается. Но к сожалению от попадания влаги, грязи и срабатывания реле, контактные поверхности быстро корродируют.
Рис. 8 «Болт» и «Пятак» втягивающего реле после 2-х лет работы.
Поэтому разбираем реле, для этого надо запастись паяльником средней мощности (40-60Ватт), отпаять провода катушки от крышки реле и разобрать все реле. Рекомендуется зачистить поверхность болтов и пятака последовательно 100-й, 400-й,1000-й шкурками, до блеска или хотя бы чистого состояния. Чем более плоские поверхности вы получите тем больше будет работать «втягивающее».
Рис. 9 Очищенные части втягивающего реле
Конечно, перед сборкой стоит смазать детали, и не забыть поставить поставить кольцо-прокладку и пружину на место.
Сборка стартера не отличается сложностью, необходимо лишь верно выставить дистанционные шайбы. Необходимо обеспечить отсутствие продольного люфта, для проверки чего достаточно потрусить в руках собранный стартер. Максимальный продольный люфт составляет 0,7 мм. Лично я бы рекомендовал делать как можно поменьше!
Проверка
Собранный стартер должен прокручиваться за бендекс, с небольшим нагятом, поскольку все-таки ротор сдерживается угольными контактами , которые поджимаются пружинами. В идеале его можно крутить одним пальцем.
Якорный вал не должен выходить за поверхность верхней крышки. При включении стартера без нагрузки он должен быстро разгоняться до высоких оборотов и крутиться равномерно без заедания и посторонних звуков. При этом втулки не должны разогреваться.
РЕМОНТ СТАРТЕРА ТАВРИИ : 61 комментарий
Пишите на форум, тут сложно вам объяснить все нюансы.
да нет причину нашел, теперь другая проблема, купил новый стартер, установил, но машину не завел, после того как зарядил аккумулятор, машина все же завелась и то с помощью затядного устройства, выехал проехал примерно 10км, после того, как заглушил двигатель завести его не смог, стартер вел себя как будто не хватает мощности аккумулятора, обьясните в чем причина такого поведения стартера ( стартер изготовлен заводом ЕЛЕКТРОМАШ)
Может аккумулятор сел.
подскажите пожалуйста, при запуске двигателя стартер молчит, но контрольные лампы, никаких звуков он тоже не издает, что это может быть?
2Николая, — я совершенно не понял смысла вашего комментария. Если вы объясняетесь в основном на украинской, пишите лучше на рідній мові. В нас на блозі не верховна зрада, зрозуміємо.
Если двигатель не заводится стартер работает даже при выключенном зажигании пока не не снимешь клему акб
Если отпаялись провода, может был настолько сильный перегрев, что вал выгнут. Но вероятность этого крайне низкая, конечно.
Втулки перепробовал разные, даже делал с щеток электродвигателя, одно и тоже, такое впечатление что вал дугой выгнут, дело в том что стартер так получилось что работал минут пять, заклинил замок. вот после этого началась вся вот эта херня, корпусины переднюю и заднюю растачивал на координатно — расточном в ось. А по ламелям, вал достался в наследство, что с ним делали не знаю,стартер с ним работал через раз, крутит потом стал пальцем поправил работает, провода что оттошли видно визуально. Пайка вообще это надежно? Долго будет служить или всетаки ставить новый якорь? Спасибо
Что-то не так с качеством втулок, или с поверхностью вала. Она должна быть идеальной. А если — имеет тращины, тогда беда — втулку «профрезерует» моментально.
Ну пропаяли, — так и надо. Только странно, как они отошли, и почему.
Здравствуйте.
Проблема тоже как у т.Руслана заднюю втулку менял каждую неделю разбивало на 0,8-0,9 мм, при этом втулка бендекса стерта в ноль Проверял якорь в центрах биение 0,15,зажал за обмотки примерно 0,6-0,7мм, почему загадка, Нашел Бу якорь работает нормально, Но вопрос ламели якоря можно как то востановить, отходят провода, (я их пропаял) надолго ли?
Заранее спасибо
Теперь понятно — стартер расположен на КПП а не на двиг (как на тавре). Действительно не подойдет — еще и принцип расположения опор вала другой.
Источник