Ремонт отводов и вводов — Средний ремонт трансформаторов
При осмотре отводов обращают внимание на их изоляцию и качество соединений (паек). Признаками плохого контакта отводов, работающих в масле, являются потемнение изоляции и отложение на их поверхности черной спекшейся массы. Дефектные соединения перепаивают и изолируют до требуемой толщины бумажной лентой или лентой из лакоткани; закрепляют основную изоляцию одним слоем тафтяной ленты. Ленты при изолировании накладывают обычно в полуперекрытие так, чтобы каждый последующий слой перекрывал предыдущий на половину ширины ленты. Лента должна ложиться плотно, без морщин и пропусков.
Вводы 35 кВ и ниже при ремонте снимают с крышки бака, тщательно осматривают и проверяют состояние фарфоровых изоляторов, уплотняющих прокладок, исправность резьбы на токоведущих стержнях и гайках. Поврежденные фарфоровые изоляторы заменяют, токоведущие части и детали крепления при обнаружении дефектов восстанавливают. После чистки и промывки ввод собирают и устанавливают на старое место; резиновое прокладки, как правило, заменяют новыми.
В настоящее время в эксплуатации еще находится большое количество трансформаторов с вводами армированной конструкции. Если при осмотре обнаруживают течь масла через армировочную замазку или трещину в изоляторе, такие вводы заменяют съемными (разборными). В отдельных случаях их переармировывают, используя для склеивания фарфорового изолятора с фланцем глетоглицериновую или магнезитовую замазку. Паяные и сварные части вводов опрессовывают и проверяют на просачивание мыльным раствором. Забитую резьбу на гайках восстанавливают прогонкой метчиком, на стержне — плашкой.
Весь ввод перед установкой проверяют на герметичность гидропрессом, создавая в нем избыточное давление трансформаторного масла 0,15—0,2 МПа при температуре 60—70°С в течение 1 ч.
Ремонт крышки
На крышках трансформаторов до III габарита включительно вводы, переключающие устройства, краны и другие части крепят приваренными к ней шпильками. Поэтому после чистки и протирки крышки все шпильки осматривают и при необходимости ремонтируют. Изогнутые шпильки выпрямляют, имеющие излом или плохую резьбу заменяют новыми. Для это го сверлят в крышке отверстие, нарезают метчиком соответствующую резьбу, заворачивают шпильку и с обратной стороны приваривают ее к крышке электросваркой. Особенно тщательно уплотняют и крепят подъемные шпильки трансформаторов, у которых они через отверстия в крышке выступают наружу для навинчивания на них рымов 1 (рис. 12). Крышку 5 при среднем ремонте обычно не демонтируют с активной части. Для замены асбестового уплотнения 4 сначала измеряют расстояние от полки ярмовой балки до крышки. Далее отвинчивают со шпильки 8 рым 1, гайку 2 и снимают шайбу 3. Опуская нижнюю гайку 7 с шайбой 6 на 30—40 мм ниже их нормального положения, стальным крючком извлекают старое уплотнение. После этого подтягивают крепление нижних концов подъемных шпилек на ярмовых балках и приступают к уплотнению верхних. Для уплотнения применяют асбестовый шнур, который расплетают на отдельные пряди, пропитывают их бакелитовым лаком, выдерживают в течение 15—20 мин на воздухе и наматывают с обеих сторон крышки 5 по ходу гайки на резьбу шпильки до толщины, обеспечивающей плотное прилегание асбеста к шпильке и крышке с таким расчетом, чтобы после затяжки гаек уплотнение полностью заполнило зазор между шпилькой и крышкой. Далее надевают шайбу 3 и, контролируя мерной рейкой расстояние между крышкой и ярмовой балкой, затягивают до отказа гайки 2 и 7, подбивая выступающий асбест под шайбы и обрубая его излишки зубилом. Для предотвращения ослабления гайку 7 кернят.
Рис. 12. Уплотнение подъемной шпильки на крышке
Далее на крышке устанавливают ранее демонтированные устройства: вводы, приводы переключателей, штуцер баллона термосигнализатора и др. Их монтируют до или после установки крышки на бак в зависимости от того, скреплена она механически с активной частью или нет. Так, например, у трансформаторов с вводами на стенке бака или на крышках, жестко скрепленных с активной частью, их монтируют до установки крышки на бак, а у трансформаторов с вводами на крышке, не скрепленной с активной частью,— после крепления ее к баку. Иногда в зависимости от размеров и масс устройств часть их крепят на крышке до установки, а остальную часть — после установки ее на бак. Для них заготовляют резиновые прокладки с внутренним диаметром на 8—10 больше диаметра отверстий в крышке, одну сторону прокладки смазывают клеем № 88, выдерживают на воздухе в течение нескольких минут и приклеивают на поверхность крышки насухо протертую, по месту установки устройства.
Прокладки располагают симметрично относительно отверстий; нарушение симметричности приводит к неравномерности уплотнения, выдавливанию прокладки, течам масла. Особую осторожность и аккуратность следует соблюдать при монтаже
вводов. Перед установкой их тщательно осматривают и протирают чистой салфеткой, смоченной растворителем. Необходимость протирки, особенно поверхности изолятора, расположенной под крышкой, объясняется тем, что загрязнение и влага на его поверхности резко снижают сопротивление изоляции, и, чтобы протереть их после сборки трансформатора, потребовались бы повторные разборочно-сборочные работы.
Съемный ввод, например класса 35 кВ с припаянной к отводу шпилькой (рис. 13, а), устанавливают на крышке и такой последовательности: через отверстие в крышке 8 с приклеенной прокладкой 9 вынимают из бака отвод 10 со шпилькой 1 ввода. На бортик шпильки укладывают электрокартонную шайбу 5; пропускают через фарфоровый изолятор 6 шпильку с отводом, укладывают на верхний торец изолятора резиновую прокладку 4 и прижимают ее латунным колпаком 3. На шпильку надевают латунную втулку 2 и, навинчивая на нее гайку, уплотняют ввод. Закрепив и уплотнив контактную шпильку в верхней части ввода, приступают к его креплению к крышке кулачками 7.
Рис. 13. Установка на крышке съемного ввода 35 кВ со шпилькой, припаянной к отводу: а — общий вид, б — крепление кулачками
У трансформаторов I—III габаритов изолятор ввода прижимают кулачками 7 с помощью шпилек 11 (рис. 13, б), приваренных непосредственно к крышке 8: на приклеенную к крышке прокладку 9 устанавливают изолятор 6, надевают на шпильки кулачки, а на них фасонный (стопорный) фланец 13 и навинчиванием на шпильки гаек 12 притягивают изолятор к крышке.
В трансформаторах IV габарита и более мощных кулачки прижимают к изолятору болтами, вворачиваемыми в промежуточный фланец, приваренный к крышке: устанавливают на фланец с прокладкой изолятор, кулачки и фасонный фланец, затем через кулачки пропускают болты и„ вворачивая их в резьбовые отверстия фланца, притягивают ввод к крышке.
Рис. 14. Подсоединение демпфера (компенсатора) к вводу
При креплении вводов кулачками следует особое внимание уделять равномерности перекрестной затяжки. Невыполнение этого условия может привести к перекосу, сколам и трещинам изолятора. Отводы с демпферами подсоединяют к собранным и установленным на крышке вводам, соблюдая такую последовательность: окончательно закрепив гайками 8 (рис. 14) на крышке 7 ввод 9, отвинчивают со стержня 1 гайки 2 и 3, снимают шайбу 4, надевают на стержень демпфер 10 отвода 11, затем шайбу 4 и рукой навинчивают гайку 3 до момента прижатия демпфера вместе с шайбой 5 к гайке 6. Далее удерживая гайку 6 одним ключом, другим до отказа затягивают гайку 3, а затем контргайку 2. Последнюю операцию, являющуюся одной из ответственных, следует выполнять с большой осторожностью: ни одна из деталей крепления (шайба, гайка) или инструмент, особенно при работе над баком с установленной активной частью, не должны попасть в него, соединение должно иметь плотный надежный контакт.
Источник
Ремонт трансформаторов — Ремонт отводов, бака, крышки, расширителя и арматуры
Содержание материала
7. Ремонт отводов
В трансформаторах с неисправными обмотками часто повреждается (частично или полностью) бумажно-бакелитовая изоляция отводов (обуглены отдельные места или вся изоляция отводов). Удаление поврежденной изоляции отводов осуществляется в такой последовательности: отсоединяют отвод от переключателя и обмотки; снимают с него поврежденную изоляцию; надевают новую бумажно-бакелитовую изоляционную трубку; соединяют отвод с обмоткой и вводом или контактом переключателя. Эти работы выполняет обычно обмотчик-изолировщик. Однако при тяжелых авариях трансформатора может быть повреждена не только изоляция, но и токопроводящий проводник отвода (оплавляется проводник отвода, нарушается пайка в месте соединения отвода с демпфером). В таких случаях повреждение устраняет электрослесарь, изготавливая новый отвод или восстанавливая соединение отвода с демпфером.
При нарушении соединения отвода с демпфером напильником очищают концы отвода и демпфера от остатков припоя, а затем соединяют пайкой. Соединение демпфера с шиной отвода может быть выполнено и сваркой.
8. Ремонт бака, крышки, расширителя, термосифонного фильтра и арматуры
Баки и крышки трансформаторов повреждаются редко. При ремонте трансформаторов проверяют состояние сварных швов бака, протекает ли масло из арматуры, целость резьбы крепежных деталей, наличие и состояние уплотняющих прокладок, крепление фланца предохранительной трубы на крышке, целость мембраны предохранительной трубы. Замеченные неисправности устраняют. Поврежденные участки сварного шва вырубают зубилом и, очистив от грязи и масла, сваривают вновь; протекание масла в местах соединения циркуляционных труб с баком устраняют чеканкой, а из пробкового крана — притиркой пробки абразивными порошками; крепежные детали (болты, гайки, винты) с сорванной резьбой заменяют новыми; уплотняющие резиновые прокладки заменяют прокладками из маслостойкой резины; поврежденную стеклянную диафрагму, установленную на предохранительной трубке, и прокладку, потерявшую упругость, заменяют новыми. Внутреннюю полость предохранительной трубы очищают от грязи, протирают тряпками и промывают чистым трансформаторным маслом. Поврежденную или потерявшую эластичность резиновую прокладку между фланцем предохранительной трубы и крышкой бака заменяют прокладкой, изготовленной из листа маслостойкой резины толщиной не менее 8 мм.
Расширитель, термосифонный фильтр, воздухоосушитель и маслозапорную арматуру разбирают, очищают от шлама и грязи, промывают в трансформаторном масле, а затем собирают. Покрытые ржавчиной поверхности очищают стальными щетками и окрашивают. В фильтрах и воздухоосушителях заменяют силикагель (свежим или восстановленным). Газовое реле, термометрический сигнализатор, пробивной предохранитель и другие контрольные и защитные приборы ремонтируют в соответствующих лабораториях (электротехнической, контрольно-измерительных приборов и др.).
Отремонтированные и изготовленные сборочные единицы и детали после проверок и испытаний поступают в отделение сборки.
Источник
Ремонт трансформаторов — Ремонт вводов
Содержание материала
6. Ремонт вводов
В эксплуатации находится большое количество трансформаторов с армированными вводами для обмоток НН и ВН. Вводы трансформатора работают в тяжелых условиях. В то время, когда часть ввода, находящаяся внутри бака, нагревается до 70 °С, другая его часть, возвышающаяся над крышкой, может подвергаться воздействию отрицательной температуры (—35 °С и ниже), а также агрессивных веществ из атмосферы. На изоляторы вводов действуют атмосферные явления (грозовые разряды), в десятки и сотни раз превышающие номинальные напряжения трансформатора и даже испытательные напряжения изолятора. Наиболее часто в армированных вводах повреждаются армировочные швы в месте соединений фарфоровых изоляторов с металлическими фланцами. Это объясняется тем, что при воздействии на изолятор переменных температур в швах возникают значительные механические усилия, обусловленные различными коэффициентами расширения фарфора и металла. Разрушение швов может вызываться и электродинамическими силами. Они действуют на вводы, если через их стержни часто проходят токи короткого замыкания.
При ремонте трансформатора вводы тщательно осматривают. Если на поверхности изолятора имеется не более двух (на одной вертикальной линии) сколов площадью до 1см2 и глубиной до 1мм, дефектные места промывают, а затем покрывают двумя слоями бакелитового лака, просушивая каждый слой в сушильном шкафу при 50 — 60 °С. Изоляторы с большим количеством дефектов заменяют новыми.
Вводы, армированные швы которых разрушены не более чем на 30% по окружности, ремонтируют, очищая поврежденные участки и заливая их цементирующим составом. При значительных разрушениях армированного шва ввод переармируют. Для этого фасонным зубилом разрушают старую замазку и удаляют ее. Если замазка не поддается зубилу, ее предварительно смачивают 5 %-м раствором плавиковой или 30%-м раствором соляной кислоты. Работу с растворами кислот выполняют в защитных очках и перчатках из кислотоупорной резины.
Старую армировочную замазку ввода удаляют и путем разрушения после предварительного нагревания. Для этого ввод помещают в термошкаф и в течение 1,5 — 2ч выдерживают при 450 — 500°С, а затем легкими ударами по фланцу удаляют замазку.
Переармировку ввода (рис. 9) выполняют следующим образом. Очистив изолятор ввода от пыли и грязи, а его фланец от остатков старой замазки, собирают ввод и устанавливают его вертикально в приспособление, которое состоит из стальной нажимной плиты толщиной 5 мм, двух вертикальных стальных шпилек диаметром 10 — 12 мм с гайками и деревянной опорной плиты толщиной 40 — 50 мм. Далее приготавливают порцию цементирующей смеси (140 мае. ч. магнезита, 70 мае. ч. фарфорового порошка и 170 мае. ч. раствора хлорного магния) и вливают ее тонкой струей до полного заполнения пространства между изолятором и фланцем. После затвердевания замазки (12 — 15 ч) ввод освобождают из приспособления, очищают от брызг магнезита и окрашивают армированный шов нитроэмалью 642 или 1.201. Вводы армируют в помещении при температуре не ниже 10 °С.
Рис. 9. Ремонт ввода трансформатора: а — сборка; б — переармировка; I — колпачок; 2 — токопроводящий медный стержень; 3 — фарфоровый изолятор; 4 — резиновая маслостойкая прокладка; 5 — фланец; 6, 7 — гетинаксовая и стальная шайбы; 8 — гайка; 9, 11 — нажимная и опорная плиты; 10 — шпилька
Вводы трансформатора должны быть герметичны, поэтому переармированный ввод испытывают на специальном приспособлении: с помощью ручного гидравлического насоса создают избыточное давление (400кПа) трансформаторного масла, подогретого до 70 °С Продолжительность испытания составляет 30 мин.
Источник