- Настройка заднего переключателя скоростей на велосипеде
- Инструменты:
- Причины ухудшения работы заднего переключателя:
- Регулировка заднего переключателя скоростей на велосипеде
- Возможные ошибки при настройке заднего переключателя
- Видео по настройке заднего переключателя:
- Как отремонтировать задний переключатель Shimano или SRAM
- Направляющие ролики изнашиваются
- Пыльная смазка в роликах переключателя
- Почему нельзя набивать смазку в ролики заднего переключателя
- Как отремонтировать задний переключатель велосипеда
- Где можно купить задние переключатели и запчасти за пол-цены?
- Wiggle и CRC
- Цены и доставка
- Бесплатная доставка
- Почему два сайта, а не один какой-то определенный?
- Где купить?
Настройка заднего переключателя скоростей на велосипеде
Очень частая проблема с которой сталкиваются велосипедисты это нечеткая работа заднего переключателя. Сегодня попробуем разобраться как же его настроить с нуля или отрегулировать, если настройки сбились.
Данная статья подойдет для для настройки всех переключателей shimano, sram, campagnolo, microshift и других в не зависимости сколько у вас скоростей на велосипеде начиная от 2 и кончая 11 скоростными блоками звезд на заднем колесе.
Инструменты:
Из инструментов, которые вам могут понадобиться это крестовая отвертка и возможно шестигранник или ключ на 10 или 8 в зависимости от переключателя. Также очень удобно работы проводить на специальной велостойке, но без нее вы тоже справитесь.
Причины ухудшения работы заднего переключателя:
1. Отсутствие обслуживания. Чаще всего переключатель при покупке велосипеда работает четко и без нареканий, но посоле сезона эксплуатации можно заменить ухудшение работы или даже соскакивания цепи с крайних звезд. В 70% случаев помогает настройка заднего переключателя, но иногда и это не помогает, тогда следует заменить тросик и рубашку, так как они забиваются грязью и мешают плавному ходу тросика в рубашке. Обычно ТО велосипеда делают раз в год, в которе включена настройка переключателей.
Иногда для экономии смазывают тросик солидолом или любой другой смазкой и получается на время улучшить работу, но в последствии смазка притягивает к себе пыль и работа снова ухудшается, поэтому придется проделывать такую процедуру чаше чем этого бы вам хотелось.
2. Износ самого переключателя. Все когда-нибудь ломается и переключатель на велосипеде не исключение. Чаше всего изнашиваются оси параллелограмма переключателя из-за чего образуется небольшой люфт, который не дает правильно настроить переключение.
3. Износ звездочек переключателя. Со временем изнашиваются пластиковые звездочки из-за чего цепь уже не держится на них, что приводит к плохой работе переклюка. Также оси звездочек могут изнашиваться и звездочка будет излишне болтаться на оси, что приводит к ухудшению переключения.
4. Кривой петух или сам переключатель. Когда вы падаете или задеваете что-то переключателем, то чаше всего гнется (ломается) петух, так как он сделан специально из более слабого сплава чем сам переключатель (чтобы сохранить целой более дорогую запчасть). Искривление не дает вставать цепи ровно, что сводит старания по настройке перекидки к нулю. Читай как выпрямить петух своими рукам.
5. Проблемы с тросиком. Иногда при установке или при падении тросик может сильно изогнутся, после чего место изгиба будет препятствовать плавному движению тросика в рубашке. В этом случае требуется его замена.
Так же бывает, что тросик разлохмачивается (вот почему следует использовать наконечники тросов) и в последствии одна из стонких нитей начинает отделяться от основного пучка, в итоге препятствует нормальному движению тросика в рубашке. Иногда может порваться одна нить в тросике и тоже не давать нормально работать, тут можно вычленить ее из основного пучка по все длине тросика. Но самым лучшим вариантов будет заменить тросик на новый.
Если тросик был установлен новый, то иногда через некоторое количество километров (около 100 км.) можно заметить ухудшение переключения — это из-за того, что тросик немного растягивается. В этом случае немного нужно будет подтянуть болт натяжения тросика.
Важно! Если хоть одна из 5 проблем у вас присутствует, настроить переключатель идеально будет не возможно!
Регулировка заднего переключателя скоростей на велосипеде
После того как мы исключили все 5 возможных проблем с задним переключателем можем приступить к его настройке. Я взял велосипед с задним переключателем shimano и поделил всю настройку на 8 этапов:
1. На манетке скидываем на самую большую скорость (которая соответсвует самой маленькой звезде на блоке ведомых звезд). Крутим педали, чтобы цепь оказалась на маленькой звезде. (теперь вы понимаете почему так удобно работать со стойкой)
У меня на манетке не показываются цифры, но поверьте положение индикатора стоит на «цифре» 9. Что соответствует самой маленькой звезде на кассете.
Во время настройки заднего переключателя на ведущих звездах (передних) цепь лучше расположить там, где вы ее чаше всего используете. Обычно это центральная звезда на системе из 3 звезд.
2. Ослабляем шестигранник или болт, который держит тросик.
3. Закручиваем до упора, а потом возвращаем на один виток назад все регулировочные барашки натяжения троса, которые находятся на переключателе и на манетке (иногда на велосипедах регулировочный винт один, чаще всего он находится на переключателе, реже на манетке).
В моем случаем регулятор натяжения троса находится только на манетке. На фото видно как я кручу барашек.
4. Натягиваем рукой тросик (изо всех сил тянуть не нужно, главное чтобы он не провисал и был натянут по всей своей длине) и закручиваем держащий тросик болт.
5. Совмещаем центр роликов лапки переключателя с центром самой маленькой звезды на велосипеде. Некоторые для прохождения этапов 5 и 6 снимают цепь для более точной настройки. Я в этом необходимости не вижу, можно не снимать, особенно если у вас переключатель не самого топового уровня, типа шимано tourney, acera или alivio.
Собственно все это перемещение переключателя происходит с помощью регулировочных винтов с буквами «H» и «L».
Крутим винт «H» отверткой до тех пор, пока центры роликов на лапке переклюка и маленькой звезды не совпадут и переходим к следующему этапу.
На фото я показал красную линию, по которой можно увидеть, что ролик переключателя находится под малой звездой на кассете, а значит крайнее положение настроено верно.
6. Переключаем на манетке на самую маленькую скорость (цифра 1), которая соответствует самой большой ведомой звезде. Крутим педали, чтобы цепь перешла на крайнюю звезду. И также совмещаем центр роликов лапки с центром самой большой звезды. Все это совмещение происходит с помощью винта «L».
На манетке индикатор переключения скорости на цифру 1, если цифр нет в самое крайнее положение, что должно соответствовать самой большой звезде на кассете.
По сути дела винты «H» и «L» служат в роли крайних ограничителей для вашего переключателя, что позволяет цепи не слетать во время движения и сохранять вам жизнь.
7. Скидываем опять на самую большую скорость. Не забываем крутить педали 🙂 Цепь должна оказаться на самой маленькой звезде. Далее переключаем на одну скорость и крутим педали, если цепь не перескакивает или перескакивает не сразу значит вам нужно немного выкрутить регулировочный винт, который регулирует натяжение троса (получается мы натягиваем трос).
Далее опять проверяем и переключаем с самой большой скорости на одну ступень ниже (если 8 скоростная кассета, то с 8 на 7 скорость), если переключение произошло сразу, поздравляю вы настроили переключатель! Можете проверить, оставшиеся скорости также легко и четко будут переключаться как вверх так и в низ!
Цепь должна перескочить на соседнюю скорость. В моем случае это 9 скоростная кассета. Переключаю с 9-ки на 8-ку.
8. Настраиваем расстояние от самой большой звезды до ролика переключателя. Это расстояние должно быть около 4 мм, если расстояние будет больше четкость переключения будет снижена. За регулировку этого зазора отвечает регулировочный винт на переключателе. Выкручивая винт расстояние уменьшается, вкручиваем увеличивается. настройка производится на самой большой звезде соответствует цифре 1 на вашей манетке.
Возможные ошибки при настройке заднего переключателя
Вопрос: А что, если я выкрутил до конца регулировочный винт, а цепь так и не переключает на 1 скорость ниже?
Ответ: Скорее всего вы плохо натянули тросик рукой из этапа 4 или вы сделали это при не достаточно закрученных регулировочных винтах натяжения тросса из этапа 3, а также возможно вы натягивали тросик не на самой большой скорости на манетке описанное в этапе 1.
Вопрос: Я дошел до этапа 7, но цепь оказалась не на самой маленькой звезде почему?
Ответ: Возможно вы слишком сильно натянули тросик руками в этапе 4, в этом случае попробуйте немного ослабить натяжение троса регулировочным винтом. Если цепь все-таки не перейдет на крайнюю малую звезду следует повторить этапы с 1 по 4.
Видео по настройке заднего переключателя:
Поделитесь своим опытом настройки переключателей в комментариях.
Источник
Как отремонтировать задний переключатель Shimano или SRAM
Если при езде начинает что-то щелкать, и передачи переключаются нечетко – то обычно мы начинаем регулировать задний переключатель. Иногда это не помогает, и это означает, что пора отремонтировать задний переключатель скоростей.
На самом деле может получиться так, что отремонтировать его не получится. Это бывает, если переключатель затянуло в спицы и рамка перекосилась. Иногда, сама рамка начинает люфтить вправо-влево, и уже невозможно точно выставить ролики над звездами задней кассеты.
Если же все ок, и рамка прямая, и люфта нет – то здесь уже стОит посмотреть на сами направляющие ролики. Они могут либо сточиться, либо начать люфтить на осях и давать “восьмерку” при вращении.
Направляющие ролики изнашиваются
Убить можно и ролики. Я с этим столкнулся и на своем Scapin MTB, и на Trek Eqinox E7. Причем, они были убиты весьма оригинальными способами.
На переключателе Shimano XT (MTB-шный байк) ролик треснул из-за неправильного переключения. Вариантов могло быть два: либо переклюк сразу перекинули больше, чем на три звезды, либо переключили передачи под давлением могучих ног. В результате ролик подклинило – и он треснул. Я попытался его склеить при помощи суперклея – и таким образом починить задний переключатель – но это помогло ровно на 2 поездки. После чего я просто его поменял на новый.
Пыльная смазка в роликах переключателя
Второй вариант изношенных роликов более утонченно-извращенный. Я уже писал о том, что предыдущий хозяин Trek Eqinox E7 просто мазал толстый слой солидола на цепь. И этот солидол мало того, что цеплял пыль, он еще и набивался во все щели. То есть такая абразивная смазка попадает во все подшипники. После разборки ролика я увидел, что он забился в латунный подшипник скольжения.
В результате подшипник разбило-расточило (зубья на ролике были абсолютно целые) и ролик начал люфтить на оси. Он люфтил до такой степени, что в крайнем левом положении доставал до одной звездочки, а в правом – до второй. При этом сам переключатель стоял на месте. И, чтобы отремонтировать задний переключатель – придется покупать новые ролики.
Так же я пару раз видел “в ноль” сточенные ролики, зубчики которых напоминали острые “иголки”. Это уже происходит от того, что либо цепь на велике попалась низкого качества, либо хозяин не занимался чисткой и смазкой велосипедной цепи – в результате цепь растягивалась и “съедала” пластиковые зубья. Я забодался бороться с растягиванием цепи и заказал себе CAMPAGNOLO RECORD – цепь на 8500 километров. В данный момент на ней проехал около 4000 км – работает как часы, фатального вытягивания не наблюдается.
Почему нельзя набивать смазку в ролики заднего переключателя
Обратите внимание, что ролики заднего переключателя идут с подшипниками двух типов. Первый – бывают с подшипниками качения, второй – подшипник скольжения. Причем, подшипники скольжения бывают двух видов – латунные и керамические. В латунные подшипники можно аккуратно забить смазку и закрыть колпачками. В керамические – набивать смазку категорически не рекомендуется. Пыль, всегда попадающая в подшипник, и налипающая на смазку, сточит ваш керамический подшипник буквально за несколько месяцев. Керамический подшипник должен быть сухой, и без смазки. В противном случае, вам опять придется думать, как починить задний переключатель 🙂
Итак, мне пришлось доставать новые ролики от Shimano XT (благо у меня был комплект “на всякий случай” – и ставить вместо убитых. Внешний (Narrow) новый ролик оказался на промподшипнике, старый был просто на латунном подшипнике скольжения. Новый направляющий ролик (Guide-G-Pulley) оказался на керамическом подшипнике, то есть практически вечный, если не смазывать 🙂
Чтобы предотвратить “съедание” ролика растянутой цепью, можно воспользоваться очень интересным приемом – ротация трех цепей и замена каждые 700 км. В результате – мы примерно втрое увеличим пробег как роликов, так и звездочек на велосипеде. Если же вы не уследили за цепью, и попали на замену звездочек – посмотрите, как можно легко снять кассету звездочек с заднего колеса велосипеда.
Как отремонтировать задний переключатель велосипеда
Рамка на переключателе Shimano 105 сделана из алюминия, поэтому затягивать болты крепления сильно нельзя. Был взят любимый фиксатор резьбы, нанесен на болтики. После этого болтики были плотно вкручены в отверстия. Очень внимательно следите за усилием, повторюсь. Просто если сорвете резьбу в алюминиевой рамке – то отремонтировать задний переключатель велосипеда уже не получится, и резьбу будет очень сложно восстановить. Можно, конечно, будет вкрутить туда обычный болт с гайкой, но это как-то некошерно 🙂
В результате всех работ получаем собранный задний переклюк, полностью готовый к работе 🙂 Ставим переключатель обратно на велосипед, и регулируем его. Как легко отрегулировать задний переключатель велосипеда можно почитать здесь.
Где можно купить задние переключатели и запчасти за пол-цены?
Wiggle и CRC
Есть два замечательных сайта, на которых я делаю покупки велосипедных запчастей в 90% случаев. Это Wiggle, и Chain Reaction Cycles (CRC). Несмотря на то, что оба этих сайта находятся в Великобритании – у них очень четко отлажена система доставки в Россию. Они работают через EMS – а по России EMS работает крайне быстро.
Запчасти и ролики к задним переключателям скоростного велосипеда на сайтах Wiggle и CRC
Цены и доставка
За доставку деталей из Великобритании вам придется заплатить всего лишь от 350 рублей, это сравнимо с ценами из наших интернет-магазинов при пересылке обычной Почтой России по нашим внутренним направлениям. По времени – иногда выходит даже и быстрее, порядка 5-7 дней, так как работают они через EMS.
По ценам – там почти всегда дешевле чем в соседнем веломагазине и реально всегда дешевле, чем в наших интернет-магазинах. К тому же там бывают честные скидки. На первую покупку там тоже предоставляется скидка (иногда до 20%) – просто загляните на главную страницу.
Бесплатная доставка
Самое интересное, что вы можете получить бесплатную доставку, если купите запчастей на определенную сумму – она обычно указана на сайте. У меня был случай, когда посылка весом 11,5(!) килограммов (в ней был турботрейнер-велотренажер) приехала из Великобритании абсолютно бесплатно.
Если бы доставка была платной – мне бы пришлось заплатить за эту доставку около 70 долларов. Сильно подозреваю, что они сработали себе в минус – но заработали очень лояльного клиента.
Хотите скидки на передние и задние переключатели от 60 до 80 процентов? – Легко! Просто внимательно следим за распродажами 🙂
Почему два сайта, а не один какой-то определенный?
Просто потому, что у них практически всегда есть скидки на определенные группы товаров. Смотрите и там, и там. И если я, к примеру, искал тот же велостанок-турботрейнер – то на Wiggle в тот момент их не было со скидками, а на CRC – были. 130 евро вместо 280 – есть разница?
Или, вообще анектодичный случай. Я купил гидравлические дисковые тормоза Hayes профессиональной линейки со скидкой 60%. Передний – на Wiggle, задний – на CRC. Просто у них так были сделаны скидки – ну а я этим воспользовался 🙂
А может, у них был расчет, что если чел покупает передний за пол-цены и задний за полную цену – то прибыль все равно останется. Не знаю. Но – система одновременного поиска на двух сайтах сработала отлично – два профессиональных тормоза по цене (меньше) одного стоят на моем велике.
Где купить?
Поэтому – для покупки задних переключателей и других запчастей вы можете смело переходить и на Wiggle: задние переключатели и запчасти к ним; и на ChainReactionCycles: запчасти для переключателей и задние переключатели. Либо можете нажать на картинки – и разделы с запчастями откроются в новых вкладках.
Удачных и недорогих покупок!
Поделитесь в комментариях, что у вас ломалось в заднем переключателе – ролики или сама рамка?
Алекс “На Байке” Сидоров
Блюдо дня: Качели под водопадом 🙂 Интересно – вода включается в зависимости от положения качелей, или приходится “попадать” в промежутки?
Источник