Ремонт задних мостов автобусов
Ремонт передних осей
Передние оси автобусов «Икарус» — прежде всего у современного семейства «Икарус-200» — представляют собой жесткую конструкцию модели ЛиАЗ-А4.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Если устанавливают старую крышку, через имеющееся в ней отверстие 0 7 мм проверить глубину отверстия. Этот параметр потребуется при регулировке (размер а).’
Затем, используя выколотку 0 6 мм, удалить опорный палец вместе с регулировочными пластинами. Установить крышку на водило без резинового уплотнения кольца и опорного пальца и замерить расстояние b между полуосью и крышкой, после чего может быть определен размер х по формуле х = Ь — а.
Регулировочные пластины следует подбирать таким образом, чтобы их суммарная толщина и размер опорного пальца были на 0,5—1,0 мм меньше значения х.
После этого регулировочные пластины и опорный палец установить в крышку, вставить уплотнительное кольцо и закрепить болтами крышку на водиле сателлита.
Ремонт и замена колесного редуктора
При снятии колесного редуктора сначала необходимо выполнить операции, рассмотренные ранее, а именно снять полуось. Затем, удалив крепежные болты, снять водило с использованием двух болтов Ml2, ввернутых в выполненные для этих целей отверстия.
Осмотреть снятое водило. Его следует разбирать только в том случае, если обнаружены признаки выхода из строя какой-либо детали, в частности при повреждении зубьев шестерен, их износе, чрезмерном люфте шестерен на планетарной оси, несвободном их вращении и т. д. Если имеется намерение проверить состояние подшипников сателлита, то следует осторожно постукивать по планетарной оси до тех пор, пока из роликового подшипника не покажется поверхность оси.
Если в замене деталей необходимости нет, ось сателлита следует установить на место без разборки, поскольку не вызванная необходимостью разборка планетарного механизма чрезмерно сокращает его долговечность!
Если нужно выполнить полную разборку снятого планетарного механизма, действовать необходимо следующим образом:
— уложив водило на торец, соответствующим приспособлением выпрессо-вать оси сателлитов в сторону фиксаторного шарика;
— извлечь из водила сателлиты вместе с роликовыми подшипниками, дистанционным и разделительным кольцами;
— не рекомендуется перемешивать сателлиты и относящиеся к ним детали. Детали, снятые с одного места, должны быть помечены таким образом, чтобы при сборке они попали на прежние места.
После тщательной очистки необходимо отдельно проверить оси сателлитов, подшипники, отверстия шестеренок и их поверхность.
При обнаружении задиров, чрезмерного износа или начинающихся трещин необходимо дефектную деталь заменить.
В случае замены роликовых подшипников необходимо иметь в виду следующее:
— завод-изготовитель при сборке узлов и поставках запасных частей применяет подшипники производства двух фирм;
— подшипники обе выпускающие фирмы подразделяют на три группы в зависимости от допусков роликов;
— в одном случае сепараторы роликов имеют маркировку А, В и С, в другом (у другой фирмы) они различаются по красной, синей или белой полосе на оберточной фольге;
— в заводских условиях при сборке одного моста в него устанавливают подшипники, имеющие идентичную маркировку; при ремонте допускается использование подшипников с любыми обозначениями, но все подшипники на одной стороне планетарного механизма должны иметь одно и то же обозначение. Только при этом условии планетарный механизм будет работать безупречно.
При ремонте и хранении запасных подшипников необходимо внимательно следить за тем, чтобы подшипники с различными обозначениями и их ролики не перемешивались.
Сборка. Рекомендуется следующий порядок сборки:
— смазав ролики тонким слоем консистентной смазки, поместить их в сепараторы, а затем два подшипника и находящееся между ними разделительное кольцо ввести в отверстие шестерни сателлита;
— установить в водило шестерню сателлита в сборе, а затем дистанционные кольца с обеих сторон;
— в отверстие водила и шестерни сателлита ввести центрирующую оправку, которая направит ось сателлита и помешает смещению дистанционных колец в процессе напрессовки, что могло бы сделать невозможной установку оси сателлита.
При запрессовке оси сателлита необходимо следить за тем, чтобы гнездо шарика фиксатора оси находилось на одной линии с таким же гнездом на водиле. Когда нижний край гнезда, находящегося на оси сателлита, достигнет водила, в него (гнездо) нужно поместить шарик-фиксатор, а затем запрессовать ось до упора.
Снятие и установка коронной шестерни и ее опоры
Снять коронную шестерню и опору можно только после удаления подшипников ступицы колеса.
Операция должна выполняться в следующем порядке:
— вывесить мост, остальные колеса застопорить в обоих направлениях; снять колеса и диски ступиц колес;
— вывернуть колесные гайки; описанным выше способом удалить полуось и водило;
— снять стопорную пластину 26 гайки опоры коронной шестерни и специальным ключом вывернуть эту гайку.
Снятие опоры 8 и одновременно коронной шестерни выполнять следующим образом.
В отверстие цапфы 25 установить выпрессовочную плиту, затем кольцо съемника двумя болтами М10 крепят к опоре коронной шестерни и стаскивают ее вращением ходового винта.
Коронная шестерня после снятия стопорного кольца легко отделяется от ступицы.
Снятые детали после тщательной промывки и очистки должны быть внимательно осмотрены при хорошем освещении. При обнаружении чрезмерного износа, признаков заеданий или трещин они должны быть заменены.
Сборка и установка выполняются в последовательности, обратной разборке:
— на опору коронной шестерни специальной оправкой напрессовать внутреннюю обойму конического роликового подшипника;
— на опору установить коронную шестерню и в канавку ввести стопорное кольцо;
собранную таким образом опору насадить на цапфу и, осторожно постукивая резиновым молотком, подать ее вперед до упора в распорную втулку.
При установке опоры коронной шестерни следить за тем, чтобы масло-сливное отверстие после установки моста оказалось в нижнем положении. . Затем оправку приспособления через отверстие в опоре ввести в цапфу таким образом, чтобы качающаяся шайба оказалась в горизонтальном положении (это положение целесообразно отметить на ходовом винте), а затем после поворота ходового винта на 180° качающаяся шайба под действием собственного веса примет прежнее положение.
Ходовой винт застопорить у находящегося в конце отверстия под ключ и, вращая удлиненную гайку, выпрессовать опору коронной шестерни на первую припасовочную поверхность (примерно 25 мм). Затем снова легко продвигать ступицу по цапфе, совершая при этом легкие вращательные движения, что позволит привести опору и шлицевую распорную втулку в такое положение, при котором становится возможной дальнейшая напрес-совка.
После посадки опоры до отказа гайку отпустить, ходовой винт приспособления развернуть на 180°, подать его внутренний конец вверх и извлечь приспособление. Затем навернуть гайку 28 опоры и динамометрическим ключом затянуть ее с моментом 900— 1200 Н-м и тщательно застопорить. (Опорную плиту необходимо использовать и при затяжке осевой гайки.)
Ремонт и замена ступицы колеса и цапфы
Затем, приподняв, снять ступицу колеса, на которой остаются внешние обоймы конических роликовых подшипников, а также пружинный сальник.
Сальник удалить с помощью длинной выколотки, а для снятия внешних обойм подшипников использовать подходящий для этого съемник.
Выпрессовать с цапфы распорную шлицевую втулку. Если это не удается сделать рукой, ее можно выбить выколоткой, конец которой упереть в отверстие распорной втулки, не имеющей шлицев.
Остающуюся на цапфе внутреннюю обойму подшипника выпрессовать с помощью съемного приспособления, составленного из соответствующих элементов.
Выпрессовку упорного кольца 20 следует выполнять с использованием соответствующего приспособления, упомянутого выше, причем вместе с кольцом сходит также обойма сальника, закрепленная на нем болтами.
Если резьбовой конец цапфы имеет повреждения, посадочные места подшипников изношены или заклинены, цапфу необходимо снять и заменить. После удаления крепежных болтов цапфы резиновым или сделанным из мягкого металла молотком слегка постучать по цапфе, после чего ее легко можно будет снять.
Сборка. Поcле проверки состояния деталей произвести сборку, которая выполняется в последовательности, обратной разборке. В случае установки новой цапфы следует использовать и новое уплотнение, а его установочные отверстия развернуть под установочный штифт ремонтного размера, развернуть отверстия картера моста, а затем запрессовать штифты.
Упорное кольцо и внутреннюю обойму конического роликового подшипника перед сборкой рекомендуется нагреть в масле до 60-80° и запрессовать до упора на цапфу с помощью специального приспособления, состоящего из двух частей.
Верхняя часть этого приспособления применяется для запрессовки шлицевой части распорной втулки.
Специальный инструмент следует применять и для запрессовки внешних обойм подшипников.
Осевой зазор подшипников ступиц колес регулируют с помощью регулировочных прокладок, помещаемых между распорной втулкой и внутренним коническим подшипником. Осевой зазор должен быть в интервале 0,03-0,08 мм. Для его установки изготавливают регулировочные прокладки следующей толщины: 0,1; 0,25; 0,3; 0,5; 1,0; 2,05 мм.
Суммарная толщина пластин должна быть подобрана таким образом, чтобы после установки ступицы колеса и опоры коронной шестерни и затяжки гайки опоры, выполненной с заданным моментом, осевой зазор имел установленную величину.
Дальнейший ход сборки соответствует рассмотренному в предыдущих разделах.
Необходимо также обратить внимание на то обстоятельство, что после установки колес затяжка колесных гаек должна выполняться особенно тщательно, с соблюдением заданного усилия.
Источник
Ремонт задних мостов автобусов
Автобусы комплектуется задними мостами производства ООО «Рязань Автоагрегат» (сокр.»РАА») или ОАО «КААЗ»
Устройство мостов не имеет существенных отличий.
При обслуживании заднего моста проверяется уровень масла в картере и производится замена масла, проверяется крепления фланцев полуосей, картера редуктора, муфты подшипников ведущей шестерни, гайки фланца ведущей шестерни, очищается сапун, проверяется герметичность уплотнений моста, проверяется регулировка подшипников ступиц колес.
Заливка масла в картер моста производится через заливное отверстие 15 (рис. 1).
Масло заливается до появления течи:
— из контрольного отверстия в задней крышке картера (для моста «РАА»);
— из наливного отверстия (для моста «КААЗ»).
Сливается отработанное масло после предварительного прогрева агрегата через сливное отверстие при снятой пробке заливного отверстия.
Для заднего моста производства ООО «РязаньАвтоагрегат» при проведении первого ТО-1 и первого ТО-2 рекомендуется проверить затяжку гайки крепления фланца ведущей шестерни главной передачи. Момент затяжки гайки должен быть равен (350. 440) Нм.
Подшипники главной передачи, боковой зазор и контакт в зацеплении шестерен отрегулированы на заводе и, как правило, не требуют регулировок в эксплуатации.
Их регулировка нужна при замене каких-либо деталей или при большом износе подшипников и требует особой тщательности. Неправильная регулировка приводит к ускоренному износу шестерен главной передачи.
Увеличенный боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи, получившийся вследствие износа зубьев, уменьшать регулировкой недопустимо, так как это приведет к нарушению взаимного положения приработавшихся поверхностей зубьев и станет причиной повышенного шума или поломки зубьев.
В эксплуатации изменять положение регулировочного винта 1 не рекомендуется.
Регулировку необходимо производить лишь в случае ослабления гайки. Для этого регулировочный винт 1 (мост «КААЗ») нужно завернуть до отказа, затем отвернуть его на 1/6 оборота и законтрить гайкой.
Периодически следует промывать и продувать сжатым воздухом сапун моста. При засорении сапуна может повыситься давление в картере моста и появиться течь масла через манжеты и фланцевые соединения.
Регулировать подшипники ступиц передних и задних колес следует только при увеличении осевого зазора в подшипниках более 0,15 мм или в случае нагрева ступицы из-за чрезмерной затяжки гайки подшипников.
Регулировка затяжки подшипников ступиц задних колес («РАА»):
- Поднять колесо домкратом и убедиться, что тормозные колодки не задевают при вращении колеса за барабан.
- Отвернуть гайки 2 (рис. 2) крепления полуоси, снять конические втулки и вынуть полуось.
Для снятия полуоси ввернуть болты М12 в два специальных отверстия 12.
- Отвернуть контргайку 3 и снять замочную шайбу 4.
- Поворачивая колесо в обоих направлениях, затянуть гайку 5 моментом (60-80) Нм.
- Отвернуть гайку 5 на (1/4-1/3) оборота до совпадения штифта гайки с одним из отверстий в замочной шайбе 4.
- Затянуть контргайку 3 моментом затяжки (250-300) Нм.
При правильной регулировке колесо должно вращаться равномерно и свободно в обоих направлениях.
Регулировка затяжки подшипников ступиц задних колес («КААЗ»):
- Поднять домкратом задний мост так, чтобы шины не касались пола.
- Вынуть полуось 16 (рис. 3), ослабив контргайку и ввернув болт-съёмник 4.
- Отвернуть контргайку 7, снять стопорную шайбу 8 и, ослабив гайку 6 крепления подшипников на (1/3-1/2) оборота, проверить, свободно ли вращается колесо. В случае тугого вращения колеса устранить причину (задевание тормозных колодок, заедание сальника и т.п.).
- Затянуть гайку 6 крепления подшипника ключом с воротком длиной (350. 400) мм усилием руки до тугого вращения колеса на подшипниках.
Затянутое таким образом колесо после толчка рукой должно сейчас же остановиться.
- Отпустить гайку 6 крепления подшипников на 1/8 оборота.
- Установить стопорную шайбу 8 и убедиться, что стопорный штифт 5 вошел в одну из прорезей шайбы 8.
Если штифт не входит в прорезь, провернуть гайку в ту или другую сторону для того, чтобы штифт вошел в ближайшую прорезь стопорной шайбы.
- Навернуть и затянуть контргайку 7. При правильной затяжке колесо должно свободно вращаться без заметного осевого люфта.
- Вставить полуось 23, установить пружинные шайбы и затянуть гайки шпилек 9 крепления полуоси.
Смазка подшипников ступиц задних колес автобусов ПАЗ-32053-07 с мостом производства ОАО «КААЗ» производится трансмиссионным маслом, поступающим из картера заднего моста по кожухам полуосей.
При смене масла в заднем мосту наполнение полости ступиц производить поднятием правого и левого колеса поочередно на высоту не менее 200 мм.
Не следует добавлять другие масла в ступицы задних колес.
Смазка подшипников ступиц задних колес автобусов ПАЗ-4234 с мостом производства ОАО «КААЗ» производится консистентной смазкой Литол-24.
Смазка подшипников ступиц задних колес («РАА») выполняется, в зависимости от конструкции ступицы, в двух вариантах:
— со смазыванием подшипников консистентной смазкой;
— со смазыванием маслом, применяемым для редуктора заднего моста.
Внешне различить ступицы можно по наличию или отсутствию пробки 6.
Если пробки нет, то подшипники следует смазывать консистентной смазкой.
При наличии пробки применяют то же масло, что и для главной передачи. В этом случае для замены масла следует поднять домкратом колесо, отвернуть пробку 6, повернуть колесо отверстием вниз и слить масло.
Повернуть колесо отверстием вверх и залить 0,6 л масла.
Для замены смазки подшипников ступиц передних и задних колес, в случае применения консистентной смазки, ступицы следует снять. Ступицы следует снимать осторожно, чтобы не повредить манжету 9.
Подшипники тщательно промыть и заложить смазку между роликами и сепараторами равномерно по всей полости подшипников, а также нанести тонкий слой смазки на внутреннюю поверхность манжеты.
Возможные неисправности заднего моста и методы устранения неисправностей
Повышенный шум
— Неправильная регулировка зацепления шестерен главной передачи
— Износ или задиры зубьев шестерен
Заменить неисправные детали
— Нарушение регулировки или износ подшипников
Отрегулировать или заменить неисправные детали
Большой угловой люфт ведущей шестерни
— Износ шлиц полуосей
Заменить неисправные детали
— Износ зубьев шестерен
Заменить неисправные детали
— Нарушение регулировки или износ подшипников
Отрегулировать или заменить неисправные детали
Течь масла
— Износ сальников, ослабление затяжки или засорение сапуна
Заменить неисправные детали, затянуть болты, очистить сапун
Источник