Ремонт земляного полотна и водоотводных сооружений
Ремонт земляного полотна направлен на обеспечение сохранности геометрической формы его элементов, поддержание в работоспособном состоянии водоприемных, дренажных и водоотводных сооружений, обочин, полосы отвода. Работы, как правило, выполняют в весенне-летне-осенний периоды в объемах, определенных проектом по результатам обследования дороги.
Бровку земляного полотна восстанавливают и укрепляют посевом трав независимо от наличия на обочине укрепления и его конструктивных особенностей. Одновременно устраняют причины, вызывающие ее разрушение.
При ремонте неукрепленных обочин профилируют и планируют их поверхность с приданием поперечного уклона до 50. 60‰. Для подсыпки обочин используют супесчаный, песчаный грунт или аналогичный тому, из которого отсыпана насыпь. Если на обочинах на период проведения ремонтных работ не предусматривается устройство слоев повышенной прочности, следует осуществить травосеяние. В этих случаях ремонтные работы необходимо проводить всроки, обеспечивающие нормальный рост трав и развитие их корневой системы. Укрепление травосеянием применяют при грунтах с показателем кислотности рН>5. Растительный грунт должен содержать необходимые компоненты питательных веществ. Бедные почвы обогащают минеральными и органическими удобрениями, руководствуясь нормами внесения удобрений (табл. 12.3.1), высева семян трав (табл. 12.3.2).
Нормы внесения удобрений
Удобрения | Количество кг на 100 м 2 |
Минеральные: азотные фосфорные калийные Органические — торфокомпост | 3,0 3,0 1,5 100-200 |
Нормы высева семян
Вид граны | Наименование | Количество кг на 100 м 2 |
Низовые Корневищные | Мятлик луговой Овсяница красная Полевица белая | 0,45-0,50 1,00-1,20 0,25-0,30 |
Корневищно-рыхлокустовые | Мятлик луговой Овсяница красная Полевица обыкновенная | 0,45-0,50 1,00-1,20 0,20-0,25 |
Рыхлокустовые | Овсяница луговая Райграс пастбищный Гребенник обыкновенный Пырей бескорневищный | 1,20-1,40 1,20-1,40 0,70-0,90 1,20-1,40 |
На укрепленных обочинах заделывают разрушения покрытий и нижних слоев укрепления, усиливают конструкцию. Эти работы целесообразно совмещать с ремонтом проезжей части. Поперечный уклон обочин делают не менее 40‰. Для ремонта используют материалы, аналогичные принятым в конструкции укрепления или с лучшими свойствами.
При ремонте выполняют работы и по новому укреплению обочин, которое должно учитывать грунтовые и климатические условия, интенсивность и состав транспортных средств. Предпочтение следует отдавать местным материалам и отходам промышленности.
Для снижения расхода строительных материалов и повышения срока службы укрепления в конструкцию вводят прослойки синтетических материалов тканого и нетканого типов, которые могут выполнять функции армирующего, дренирующего или гидроизоляционного слоя, а также защитной прослойки между слоями укрепления (табл. 12.3.3). Толщина полотен тканого и нетканого типов не должна превышать 2. 6 мм, ширина — не менее 0,7 м.
Ориентировочные показатели производства работ при различных вариантах укрепления обочин приведены в табл. 12.3.4. 12.3.6.
Требования к синтетическим материалам
Показатель | Синтетические материалы, применяемые в качестве слоя | |
армирующего | защитного (на контакте с крупнофракционным материалом) | дренирующего и защитного |
Прочность на разрыв, МПа | ||
Модуль деформации при растяжении, Н/см | — | |
Модуль упругости при растяжении, Н/см | — |
Укрепление обочин гравийно-песчаной смесью оптимального состава с применением синтетического материала в рулонах шириной 1,5 м и массой 50 кг (измеритель — 100 м 2 укрепленных обочин при ширине укрепления 2,0 м и толщине слоя 0,15 м)
Вид работы | Состав звена | Трудоемкость, чел.-ч |
Устройство корыта автогрейдером с перемещением грунта на откосы земляного полотна | Машинист 6-го разряда — 1 | 0,23 |
Укладка синтетического материала с отгибом на 0,1 м у кромки покрытия (вручную) | Дорожные рабочие 2-го разряда — 2 | 0,01 |
Разравнивание и планировка гравийно-песчаной смеси автогрейдером за четыре прохода | Машинист 6-го разряда — 1 | 0,25 |
Поливка поверхности слоя гравийного материала водой (из расчета 6% воды от массы материала) | Машинист поливомоечной машины 4-го разряда — 1 | 0,075 |
Подкатка слоя легкими вальцовыми катками за четыре прохода по каждому следу | Машинист 5-го разряда — 1 | 0,22 |
Уплотнение слоя средними катками за 15 проходов по каждому следу | Машинист 5-го разряда- 1 | 0,82 |
Укрепление обочин щебнем с поверхностной обработкой (измеритель — 100 м 2 укрепленных обочин при ширине укрепления 2,0 м и толщине слоя 0,15 м)
Вид работы | Состав звена | Трудоемкость, чел.-ч |
Рыхление грунта обочины кирковщиком, смонтированным на автогрейдере, за четыре прохода по одному следу | Машинист 6-го разряда — 1 | 0,58 |
Устройство корыта автогрейдером с перемещением грунта на откосы земляного полотна | Машинист 6-го разряда — 1 | 0,23 |
Разравнивание и планировка щебня в корыте автогрейдером за четыре прохода | Машинист 6-го разряда — 1 | 0,45 |
Уплотнение щебня самоходным катком массой 5-6 т за 12 проходов по одному следу | Машинист 5-го разряда — 1 | 0,68 |
Розлив битума автогудронатором по норме 1,5 л/м 2 | Машинист 5-го разряда — 1, 4-го разряда -1 | 0,11 |
Россыпь черного клинца автомобилем-самосвалом, оборудованным съемным приспособлением для россыпи, по норме 25 кг/м 2 | Машинист 4-го разряда — 1 | 0,11 |
Уплотнение клинца самоходным катком массой 8-10 т за 10 проходов по одному следу | Машинист 5-го разряда — 1 | 0,56 |
Укрепление обочин асфальтобетоном на основании из щебня фракции 70-120 мм (измеритель — 100 м 2 укрепленных обочин при ширине укрепления 2,5 м и толщине слоя 0,17 м, в том числе 0,04 м — асфальтобетонное покрытие)
Вид работы | Состав звена | Трудоемкость, чел.-ч |
Рыхление грунта обочины кирковщиком, смонтированным на автогрейдере, за четыре прохода по одному следу | Машинист 6-го разряда — 1 | 0,62 |
Устройство корыта автогрейдером с перемещением грунта на откосы земляного полотна | Машинист 6-го разряда — 1 | 0,25 |
Выравнивание кромки с частичной подломкой старого покрытия пневматическим инструментом (25 % всей длины) | Асфальтобетонщики (асфальтировщики) 3-го разряда — 1 , 1-го разряда — 1 | 0,52 |
Разравнивание и планировка щебня в корыте автогрейдером за четыре прохода | Машинист 6-го разряда — 1 | 0,45 |
Уплотнение слоя щебня толщиной 13 см катком массой 8-10 т за 12 проходов | Машинист 5-го разряда — 1 | 0,68 |
Подгрунтовка щебеночного основания жидким битумом по норме 0,5 л/м 2 с помощью автогудронатора | Машинист 5-го разряда — 1, 4-го разряда — 1 | 0,028 |
Укладка асфальтобетонной смеси слоем 4 см асфальтоукладчиком | Машинист 6-го разряда — 1; асфальтобетонщики (асфальтировщики) 5-го разряда — 1, 3-го разряда — 1, 2-го разряда — 1 | 3,08 |
Подкатка слоя легкими катками за 4-6 проходов по одному следу | Машинист 5-го разряда — 1 | 0,33 |
Уплотнение слоя средними или тяжелыми катками за 8. 10 проходов по одному следу | Машинист 5-го разряда — 1 | 0,55 |
При ремонте земляного полотна укрепляют откосы насыпей и выемок в местах оплывов, промоин и т.д. Такие места планируют, предварительно засыпав ямы грунтом, и укрепляют посевом многолетних трав, решетчатыми конструкциями из сборных элементов и др. При потере общей устойчивости откосы уполаживают, устраивают дренаж по специальным проектам.
При ремонте откосов используют рулонные синтетические материалы. Примерные нормы трудовых затрат на некоторые виды укрепления откосов указаны в табл. 12.3.7 и 12.3.8.
Укрепление откосов засевом травой (на 100 м 2 укрепленных откосов)
Вид работы | Состав звена | Трудоемкость, чел.-ч |
Выравнивание грунта на откосах граблями, разбивка комьев, удаление камней (грунт II группы) | Рабочий зеленого строительства 2-го разряда — 1 | 4,4 |
Разметка верха укреплений откосов шнуром | Раб. зеленого строит. 2-го раз. — 1 | 0,67 |
Укрепление откосов засевом травы | Рабочий зеленого строительства 3-го разряда- 1 | 1,15 |
Поливка засеянной площади водой из поливомоечной машины через шланг | Рабочий зеленого строительства 4-го разряда — 1 | 1,2 |
Укрепление откосов решетчатыми конструкциями из сборных
Вид работы | Состав звена | Трудоемкость, чел.-ч |
Устройство упора из железобетонных плит | Дорожные рабочие: 4-го разряда — 1, 2-го разряда — 1 | 0,98 |
Укладка решетчатых конструкций с частичной планировкой поверхности откоса, закрепление элементов штырями | Дорожные рабочие: 4-го разряда — 1, 3-го разряда — 1, 2-го разряда — 2 | 2,3 |
Заполнение ячеек песчано-гравийной смесью, планировка смеси и уплотнение ручными трамбовками | Дорожные рабочие: 3-го разряда — 1, 2-го разряда — 1 | 2,0 |
При ремонте откосов насыпей и выемок выравнивают отдельные участки, восстанавливают нарушенный травяной покров, исправляют укрепленные места. Восстановление травяного покрова на откосах осуществляют путем посева многолетних трав, предварительно покрыв места растительным грунтом и удобрениями. Восстановление разрушенных мест укрепленных откосов выполняют из материалов, использованных в укреплении.
При ремонте земляного полотна восстанавливают деформированные и разрушенные элементы поверхностного водоотвода, системы дренажей, обочины, подпорные стены и откосы, притрассовые резервы с устранением причин деформаций и разрушений.
Водоотводные и нагорные канавы прочищают на всем протяжении ремонтируемого участка, создавая требуемый поперечный профиль и продольный уклон не менее 10‰ особое внимание уделяют заиливающимся низовым участкам.
При постоянном размыве боковых канав ливневыми и талыми водами, подмыве оснований насыпей и выемок, конусов и укреплений малых искусственных сооружений дно, стены канав, выходные русла укрепляют сборными бетонными элементами, мощением, дернованием и другими способами с учетом скорости течения и объема перемещаемой воды, степени размываемости грунтов. Во всех случаях стены канав должны иметь укрепление на 10-15 см выше максимального уровня воды в период пропуска наибольших объемов.
Недостаточно эффективный водоотвод приводит к переувлажнению земляного полотна, поэтому на полосе отвода выполняют планировочные работы. Дно резерва во избежание застоя воды должно иметь поперечный уклон не менее 20‰ в сторону от насыпи и продольный уклон не менее 10‰. Если необходимо пропустить нерасчетное количество воды, делают поперечные выпуски в дополнительную водоотводную канаву, устраиваемую на границе полосы отвода. Размеры выпусков и канав зависят от местных, климатических условий.
При сильном увлажнении насыпей грунтовыми водами на границе полосы отвода следует устраивать продольные дренажные прорези открытого или закрытого типа в зависимости от грунтовых и гидрологических условий по специальным проектам на производство осушительных работ. Наряду с ремонтом открытой водоотводной системы прочищают и ремонтируют поврежденные подземные водостоки, дренажи, дренажные воронки и прорези, промывают заилившиеся дренажи с помощью гидромелиорационных машин. Если обнаружен вынос песка через дренажные трубы, необходимо перестроить приемную часть дрен, усилив щебеночный фильтр. На этих работах целесообразно использовать нетканые синтетические материалы, обеспечивающие долговременную и эффективную работу фильтров. Их следует также применять для новых продольных дренажей закрытого типа. При ремонте дренажа заменяют отдельные дрены или дрены на небольших по протяжению участках дренажа, ремонтируют устья, колодцы, заменяют на отдельных участках фильтровальную обсыпку.
На отдельных пучинистых участках частично заменяют грунт, с использованием в подстилающих слоях рулонных синтетических материалов, инъецируют растворы закрепляющих материалов, выполняют сплошную очистку дренажных устройств и водоотводных канав, на участках с малыми или затяжными продольными уклонами периодически устраивают дополнительные выпуски из боковых канав в сторону полосы отвода.
Источник
Капитальный ремонт земляного полотна и водоотвода
Земляное полотно
3.2.1. При изменении плана и продольного профиля дороги с доведением параметров до норм, соответствующих установленной категории, работы по устройству земляного полотна выполняют согласно проекта на капитальный ремонт. Чтобы создать устойчивые конструкции, не подверженные просадкам, деформациям пучинообразований, оползневым явлениям, обрушениям, сплывам и другим видам разрушений при проектировании следует учесть опыт эксплуатации дороги в местных климатических и грунтово-гидрологических условиях.
3.2.2. При изменении продольного профиля насыпи земляные работы выполняют после удаления и складирования материала дорожной одежды для возможного дальнейшего использования. При смягчении продольного уклона дороги в выемке последовательно выполняют работы по ее уширению вверху, удалению дорожной одежды, уширению выемки в нижней части и углублению.
3.2.3. В условиях систематического подтопления насыпи при разливах рек и таянии снежных отложений, насыпях повышенной снегозаносимости в зимний период на длительных по протяженности участках дороги, обширных и систематических образованиях пучин осуществляют поднятие их высотных отметок. Одновременно для улучшения условий снегопереноса, повышения устойчивости может потребоваться и выполнение работ по уполаживанию откосов.
3.2.4. При поднятии высотных отметок насыпей происходит и их уширение. При выполнении работ по уширению с участков боковых резервов, подлежащих засыпке, обочин и откосов удаляют растительный грунт. При соответствующем технико-экономическом обосновании подлежит удалению также и дорожная одежда, особенно в случаях, если материалы по своему качеству могут быть повторно использованы.
3.2.5. Одновременно с уширением насыпи при поднятии ее высотных отметок, при устройстве переходно-скоростных полос на пересечениях и примыканиях, съездах и подъездах к площадкам остановки, стоянки автомобилей, отдыха, дополнительных полос проезжей части дороги для грузового движения выполняют работы по сохранению или улучшению работоспособности дренирующего слоя.
3.2.6. Уширение насыпи производят послойно от основания с обязательной нарезкой на откосах уширяемой насыпи уступов или штроб для предотвращения сползания грунта с учетом его вида, высотных отметок и поперечного профиля, местных климатических и гидрологических условий. При выполнении работ по уширению применяют грунты, пригодные по своим показателям для укладки в насыпь уширения. На участках, где отмечены пучины, следует устранить причины их образования и использовать для уширения только дренирующие грунты.
3.2.7. Использование при уширении или поднятии высотных отметок насыпи местных материалов и грунтов особых разновидностей (крупнообломочные, галечниковые и гравелистые, золы, шлаки и т.д.) следует обосновать технико-экономическими расчетами.
3.2.8. Для обеспечения равнопрочности уширенной насыпи выполняют уплотнение грунтов уширяемой части до значений Ку ³ 1,0, усиление ее различными армирующими прослойками из геосинтетических материалов, сеток, георешеток (особенно контактной зоны) и т.д. При уширении насыпи в условиях залегания в основании уширяемой части слабых грунтов осуществляют их осушение, при возможности выторфовывание с последующим армированием различными прослойками из геосинтетических материалов, георешеток и др.
3.2.9. При высоком уровне грунтовых вод, значительном увлажнении грунтов насыпи и, как следствие, ее деформациях и разрушениях осуществляют замену грунта рабочего слоя на глубину промерзания дренирующими грунтами, включают при необходимости армирующие, гидроизолирующие или дренирующие прослойки из различных геосинтетических материалов, обеспечивающие осушение земляного полотна, повышение прочности или защиту грунтов рабочего слоя от переувлажнения поверхностными или грунтовыми водами, выполняют замену материала морозозащитного слоя или осуществляют его устройство вновь (при его отсутствии).
3.2.10. На сооружаемых на стадии капитального ремонта пересечениях и примыканиях, площадках для остановки и стоянки автомобилей, в других местах, оговариваемых «Классификацией», при капитальном ремонте дороги земляное полотно и водоотвод выполняются в соответствии с проектом на капитальный ремонт, нормами СНиП 2.05.02-85.
3.2.11. Чтобы правильно назначить противопучинные мероприятия, рекомендуется на пучинистых участках организовать постоянное наблюдение. При осмотре и регистрации пучинистых участков устанавливают:
— местоположение участков (с нанесением их на линейный график дороги);
— протяженность каждого пучинистого участка;
— время вскрытия и затухания пучин;
— состояние земляного полотна, покрытия и водоотводных устройств в пределах пучинистого участка с указанием характера и степени разрушения;
— рельеф местности, грунты земляного полотна, толщину отдельных слоев дорожной одежды, изменение уровня грунтовых вод в различные периоды года, глубину промерзания;
— поперечный профиль дороги с указанием уклонов обочин и откосов;
— способы зимнего содержания, интенсивность и состав движения, применявшиеся ранее эксплуатационные мероприятия по борьбе с пучинами.
3.2.12. Ликвидацию пучин выполняют путем частичной или полной замены грунта рабочего слоя, его укрепления различными материалами, дренирования согласно положений нормативных документов на эти виды работ с последующим проведением мероприятий по предупреждению появления пучин. К числу этих мероприятий относятся увеличение высотных отметок насыпи, полная или частичная замена материала дренирующего слоя, замена или увеличение толщины морозозащитного слоя, применение геосинтетических теплоизолирующих материалов.
3.2.13. На участках, сложенных лессовыми, набухающими и просадочными грунтами, где отмечаются систематическое пучение или просадки грунтов, производят замену пучинистых грунтов непучинистыми на глубину промерзания, характерную для условий ремонтируемого участка, применяют решения по эффективному осушению грунтов.
3.2.14. При увеличении высотных отметок насыпи выполняют работы по устройству капилляропрерывающих, водонепроницаемых, теплоизоли-рующих, защитных и других прослоек в зависимости от их необходимости, в том числе с использованием рулонных геосинтетических материалов.
3.2.15. Ликвидацию деформаций откосов в виде оползней со смещением значительных объемов грунта, обрушений и других разрушений, характерных для потери общей устойчивости, выполняют по специальным проектам, особенно, если разрушения затронули проезжую часть дороги. Для этого используются решения в виде уположения откосов, устройства грунтовых упорных берм, подпорных стенок, в т.ч. сооружаемых с использованием габионов каркасного типа, галерей и других удерживающих сооружений. На месте отмеченных разрушений, прежде всего, выполняют работы по обеспечению пропуска по дороге транспортных средств и недопущения дальнейшего разрушения насыпи (выемки).
3.2.16. При сплывах грунта поверхности откосов высоких насыпей и глубоких выемок целесообразно уположение откосов, использовать такие методы повышения их устойчивости, как закрепление грунтов, устройство защитных экранов из различных решетчатых конструкций, заполненных щебнем или грунтом, осушение грунта земляного полотна, организация сброса поверхностных вод с проезжей части, обочин и др.
3.2.17. На участках дорог, на которых отсутствует, но по результатам обследования отмечена возможность образования значительных деформаций в виде обрушений, оползней и др., необходимо предусматривать различные предупреждающие мероприятия, в том числе повышение сцепления оползневой массы с ложем оползня с помощью шпон, свай, столбов, цементацию оползневых склонов и укрепление подошвы оползней устройством подпорных стенок, контрфорсов и других сооружений удерживающего вида.
3.2.18. На участках дорог, проходящих в горной местности, откосы которых сложены неустойчивыми горными породами (наличие камнепадов, осыпей, обвалов) необходимо выполнить работы по их раскрытию с уменьшением крутизны, выполнить работы по искусственному обрушению отдельных зон, выступов с целью выравнивания поверхности и ликвидации потенциально обвальных мест. Все неустойчивые участки откосов рекомендуется покрывать металлической (пластиковой) сеткой с закреплением ее по контуру анкерами, укрепленными в скальном грунте.
3.2.19. При капитальном ремонте на основе проектов могут сооружаться подъездные пути и дороги к различным объектам обеспечения работ материалами, площадки для складирования материалов, временные объезды ремонтируемых участков и другие объекты обеспечения работ.
3.2.20. После проведения работ по капитальному ремонту участки земель, использованные под устройство временных дорог, подъездов, объездных путей, площадок для складирования грунта и материалов, устройства временных сооружений и т.д. должны быть рекультивированы.
Водоотвод
3.2.21. Работы по возведению и переустройству водоотводных и дренажных сооружений при изменении плана и профиля дороги, уширении насыпи, переустройству и возведению вновь пересечений и примыканий автомобильных дорог выполняют согласно проекта на капитальный ремонт.
3.2.22. При сильном увлажнении грунтов земляного полотна, недостаточной эффективности работы дренирующего слоя дорожной конструкции обеспечение (повышение) ее прочности при капитальном ремонте обеспечивают также путем осушения грунта устройством прикромочного, подкюветного продольного дренажа и других сооружений водоотвода и дренирования грунтов.
3.2.23. Для предохранения земляного полотна от размывов и разрушений на участках с большим продольным уклоном и в местах перехода глубоких выемок в насыпь, в пониженных местах вогнутых вертикальных кривых для сброса воды устраивают искусственные водоотводные сооружения (лотки, устройства ливневой канализации, быстротоки и др.). Конструкция сооружений, располагаемых в пределах обочин, должна быть безопасной в случае наезда транспортных средств.
3.2.24. При капитальном ремонте на участках дорог, где водоотводные и дренажные сооружения показали свою неэффективность, осуществляют переустройство или устройство более совершенных конструкций, в т.ч. с использованием в качестве противозаиливающего элемента для обсыпок нетканых геосинтетических материалов.
3.2.25. При ликвидации пучин на пучинистых участках, помимо указанных в п. 3.2.13 мероприятий, возводят сооружения прикромочного дренажа, водоотвода, используют другие мероприятия по осушению грунта, в т.ч. на основе применения различных геосинтетических дренирующих материалов и геокомпозитов на их основе.
3.2.26. На участках, сложенных лессовыми, набухающими и просадочными грунтами, где отмечается систематическое пучение или просадки грунтов помимо мероприятий по п. 3.2.14 осуществляют эффективный отвод поверхностных вод и защиту от них путем укрепления обочин и откосов, ремонтируют и совершенствуют конструкции и места расположения водоотводных сооружений и дренажных устройств, обеспечивают эффективное дренирование грунтов, отжим от насыпей, находящихся в резерве застойных вод.
3.2.27. При наличии деформаций на откосах высоких насыпей и глубоких выемок их устойчивость помимо мероприятий по п. 3.2.16 повышается путем устройства дренажных скважин, сооружения местных дренажей для перехвата и отвода грунтовых вод и др.
3.2.28. На участках дорог, где по результатам обследований отмечена возможность образования деформаций в виде обрушений, оползней и др. помимо мероприятий по п. 3.2.18 осуществляют устройство поверхностного водоотвода выше и ниже площади предполагаемых разрушений откосов, по возможности, отвод русел вод, способствующих образованию оползня, устройство закрытых и открытых дренажей, дренирующих прорезей, штолен и других сооружений перехвата вод из водоносных горизонтов и их вывода за пределы опасных участков.
3.2.29. При выполнении работ по п. 3.2.6 осуществляют устройство необходимой системы водоотвода и дренирования грунтов для обеспечения прочности и устойчивости земляного полотна и дорожной конструкции на сооружаемом участке.
Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 418 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник