- Обязана ли УО проводить текущий ремонт без решения общего собрания
- УО отремонтировала подъезд по решению общего собрания
- Суд признал протокол общего собрания недействительным
- УО обязана проводить текущий ремонт раз в три-пять лет
- Текущий ремонт выполняется вне зависимости от решения ОСС
- Решение суда об обязании провести работы по текущему ремонту жилого дома, компенсации морального вреда и взыскании штрафа № 2-2772/2017
- Решения судов по спорам с жилищно-коммунальными компаниями
Обязана ли УО проводить текущий ремонт без решения общего собрания
В Жилищном кодексе РФ закреплено, что решение о проведении текущего ремонта общего имущества принимают собственники помещений в доме на общем собрании. Узнайте, должна ли управляющая организация, по мнению суда, ремонтировать подъезды в доме в отсутствие решения собственников и почему.
УО отремонтировала подъезд по решению общего собрания
Управляющая организация в Кемерово получила протокол общего собрания собственников с решением о текущем ремонте общего имущества дома – одного из подъездов (ч. 4.1 ст. 44 ЖК РФ). Протокол был подписан членами счётной комиссии и председателем Совета многоквартирного дома.
В протоколе ОСС было указано, что ремонт проводится за счёт средств собственников. Они должны были ежемесячно вносить дополнительную плату в адрес УО до полного погашения затраченной на работы суммы. Стоимость ремонта подъезда составила 68 000 рублей. УО согласно решению ОСС включила в счета за ЖКУ дополнительный платёж.
Собственники созвали внеочередное общее собрание и отказались платить за ремонт. На этом собрании они узнали о протоколе ОСС, согласно которому действовала управляющая организация. Оказалось, что такого собрания не проводилось, собственники помещений в доме о нём не знали и не голосовали.
Суд признал протокол общего собрания недействительным
УО отказалась делать перерасчёт, поскольку представленный ранее протокол не был оспорен. Один из собственников направил в суд иск с требованием признать протокол ОСС о проведении ремонта за счёт владельцев помещений недействительным, а ремонт оплатить из собственных средств УО (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).
Собственники в суде доказали, что не были извещены о проведении общего собрания в соответствии с ч. 4 ст. 45 ЖК РФ, не присутствовали на нём и не голосовали по заявленным вопросам. Председатель Совета МКД подтвердила, что ОСС не проводилось, а документы она подписала за себя и за членов счётной комиссии.
Суд признал протокол общего собрания собственников недействительным, и УО пришлось вернуть собственникам деньги, которые они оплатили согласно дополнительным начислениям.
УО обязана проводить текущий ремонт раз в три-пять лет
После признания протокола ОСС о проведении текущего ремонта недействительным, управляющая организация подала в суд на председателя совета МКД с требованием возместить 68 000 рублей за ремонт подъезда.
Суды первой и апелляционной инстанций иск управляющей организации отклонили. Их решения основывались на следующих аргументах:
1. По условиям договора, заключённого между УО и собственниками помещений в многоквартирном доме, управляющая организация обязана за плату содержать в надлежащем состоянии и ремонтировать общее имущество дома (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
При этом размер платы определяется в размере, позволяющем содержать общее имущество в соответствии с требованиями законодательства РФ (п. 29 ПП РФ № 491).
2. Надлежащее состояние общего имущества МКД – это соблюдение характеристик надёжности и безопасности дома, жизни и здоровья граждан, сохранности имущества, а также соблюдение прав и интересов собственников помещений в доме (п. 10 ПП РФ № 491).
Чтобы обеспечить такие условия, УО должна проводить техническое обслуживание дома, осмотры, контрольные проверки и текущий ремонт (ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ).
3. Текущий ремонт подъездов должен проводиться с периодичностью раз в 3–5 лет в зависимости от физического износа МКД (п. 3.2.9 постановления Госстроя от 27.09.2003 № 170).
4. Все текущие работы для надлежащего содержания общего имущества МКД считаются предусмотренными в договоре управления. Управляющие организации обязаны выполнять их вне зависимости от наличия такого условия в договоре или решения общего собрания собственников (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
Принимая во внимание данные требования законодательства РФ, судьи установили, что управляющая организация была обязана провести текущий ремонт в подъезде за счёт средств, ежемесячно собираемых с жителей дома согласно договору управления.
Причинно-следственных связей между поддельным протоколом, подписанным председателем Совета дома, и ремонтом подъезда суд не установил. Поэтому судьи отклонили требование УО взыскать с председателя сумму ущерба, равную стоимости ремонта.
Текущий ремонт выполняется вне зависимости от решения ОСС
Управляющие организации и ТСЖ, отвечающие за содержание общего имущества многоквартирных домов, не должны ждать обращения жителей с требованием провести текущий ремонт или решения общего собрания собственников.
УО следует помнить, что:
- Текущий ремонт общего имущества МКД должен проводиться раз в 3–5 лет (п. 3.2.9 постановления Госстроя от 27.09.2003 № 170).
- Обязанность проводить ремонт возложена на УО договором управления и нормами ЖК РФ, № 384-ФЗ, ПП РФ № 491, постановлением Госстроя № 170 и не зависит от наличия решения общего собрания собственников помещений в МКД.
- На проведение текущего ремонта, порядок финансирования которого определён в договоре управления, не требуется принятие дополнительного решения ОСС. Обязанность проводить такие работы лежит на управляющей организации, даже если собственники отказались от проведения текущего ремонта (апелляционное определение Алтайского краевого суда от 06.09.2017 по делу № 33-9061/2017).
- Суд, рассматривая иски к УО о непроведении ремонта, не принимает во внимание доводы о том, что организация приступила к управлению дома недавно и все дефекты и нарушения содержания общего имущества имелись ранее. Данные обстоятельства не снимают с УО, управляющей на момент обращения собственника в суд домом, обязанности по выполнению текущего ремонта (апелляционное определение Алтайского краевого суда от 06.09.2017 по делу № 33-9061/2017).
За ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома УО может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ за управление МКД с нарушением лицензионных требований.
Также суды удовлетворяют требования собственников о возмещении управляющей организацией морального ущерба и выплаты штрафа за отказ выполнить работы по текущему ремонту по ст. ст. 14, 15, ч. 6 ст. 13 № 2300-I «О защите прав потребителя» (решение Подольского городского суда МО от 28.09.2017 по делу № 2-2453/2017, апелляционное определение Алтайского краевого суда от 06.09.2017 по делу № 33-9061/2017).
Источник
Решение суда об обязании провести работы по текущему ремонту жилого дома, компенсации морального вреда и взыскании штрафа № 2-2772/2017
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 сентября 2017 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Климонтовой Е.В.,
при секретаре Юткиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чигрина Валерия Валерьевича к обществу с ограниченной ответственностью «Святогор» об обязании провести работы по текущему ремонту жилого дома, компенсации морального вреда и взыскании штрафа,
Чигрин В.В. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к обществу с ограниченной ответственностью «Святогор» (далее – ООО «Святогор») об обязании провести работы по текущему ремонту жилого дома, компенсации морального вреда и взыскании штрафа, мотивируя свои требования следующим.
Истец является собственником однокомнатной квартиры №, расположенной в доме . Ответчик ООО «Святогор» является управляющей компанией, обслуживающей дом истца.
Ответчик ненадлежащим образом обслуживает дом, требующий проведения текущего ремонта. Согласно акту весеннего осмотра жилого дома от 21.03.2017, ответчику необходимо выполнить текущий ремонт в виде окрашивания металлической двери входа в подъезд № дома , нижняя часть которой имеет отслоение краски, следы ржавчины и коррозии, что приводит к разрушению металла и последующей замене двери.
Ссылаясь на ч. 2, 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» просит обязать ответчика провести текущий ремонт жилого дома в виде окрашивания металлической двери входа в подъезд № дома ; взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда и штраф в размере 50% от взысканной судом денежной суммы.
Определением суда от 24.08.2017 прекращено производство по гражданскому делу в части обязания произвести текущий ремонт в виде окрашивания металлических перил пандусов и скамейки перед подъездом №, ремонта дорожного покрытия перед подъездом № (трещина в дорожном покрытии), в связи с отказом Чигрина В.В. от иска в этой части.
Истец Чигрин В.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в иске. Пояснил, что управляющая компания ненадлежащим образом выполняет свои обязанности по содержанию многоквартирного дома, что нарушает его права как жителя и собственника части общего имущества этого дома.
Представители ответчика ООО «Святогор», в лице директора Елчева С.П. и Стыцюк С.В., действующей на основании доверенности от 05.04.2017, с иском не согласились, просили в его удовлетворении отказать в полном объеме, подробно обосновав свою позицию в представленном суду отзыве.
Выслушав истца Чигрина В.В., представителей ответчика ООО «Святогор» Елчева С.П. и Стыцюк С.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
В силу ч. 1, 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом, в том числе, должны быть указаны перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы (п. 2, 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что истцу Чигрину В.В. на праве собственности принадлежит однокомнатная квартира, общей площадью 44,1 кв.м, расположенная по адресу: , где он зарегистрирован с 01.09.2014.
Многоквартирный жилой дом построен, на основании разрешения на ввод в эксплуатацию дома как объекта капитального строительства, выданного администрацией города Ульяновска от 30.12.2013 №, введен в эксплуатацию и передан застройщиком для осуществления содержания и обслуживания помещений в ООО «ТК «Святогор», которое приняло на свой баланс указанный дом, в том числе, инженерные сети и места общего пользования.
С 01.01.2015 управление многоквартирным жилым домом на основании решения общего собрания собственников помещений от 16.12.2014 осуществляет ООО «ТК «Святогор».
В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Органом управления многоквартирным домом, в силу ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, которое проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Все решения на общем собрании собственников многоквартирного дома принимаются большинством голосов и являются документами, подтверждающими итоги голосования. Итогом общего собрания многоквартирного дома является протокол общего собрания.
Из смысла ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании, влекущими за собой юридические последствия.
В соответствии с Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений многоквартирного дома на их общем собрании должны утвердить перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества исходя из требований, установленных Правилами, и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290.
Согласно пункту 3.1.3 договора управления многоквартирным домом от 20.01.2016 ответчик оказывает услуги по содержанию и выполняет работы по ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с приложениями № 1 и № 2 к указанному договору, в которых определены выполняемые работы и установлен размер платы за такие работы.
На основании протокола № 2 общего собрания собственников помещений дома от 16.12.2014 выбрана управляющая организация по управлению многоквартирным домом – ООО «Святогор» и утверждён размер платы за ремонт и содержание общего имущества многоквартирного дома на 2015 год в размере 21,74 руб. с одного квадратного метра общей площади жилого помещения ежемесячно.
Согласно протоколу № 4 общего собрания собственников жилых помещений в доме от 20.01.2016 решение об определении размера платы за ремонт и содержание общего имущества принято не было, Перечень работ и услуг по содержанию общего имущества в доме (приложение № 1 к договору) и Перечень работ по текущему ремонту общедомового имущества ((приложение № 2 к договору), предлагаемые управляющей организацией, собственниками жилых помещений утверждены не были.
Поскольку собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, в соответствии с ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер такой платы был утвержден органами местного самоуправления исходя из необходимых видов услуг и работ, установленных в объеме не менее чем минимальный перечень, с учетом нормативных правовых актов, устанавливающих требования к содержанию общего имущества собственников помещений (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей), а именно постановлением администрации города Ульяновска от 27.09.2016 № 2700 в размере 23,58 руб. с одного квадратного метра в месяц с 01.10.2016.
Согласно пп. «а» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил).
В соответствии с п. 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпунктах «д(1)» и «л» пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно — услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В силу п. 18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Виды работ по текущему ремонту, сроки проведения работ определяются собственниками многоквартирного дома, источником финансирования таких работ являются взносы собственников, уплаченные по строке «содержание и текущий ремонт». Вместе с тем, перечень работ по текущему ремонту многоквартирного дома общим собранием собственников дома не утвержден, источник его финансирования не определен.
Единолично истцу Чигрину В.В. право требования произвести текущий ремонт в жилом доме не принадлежит, поскольку согласно п. 4.1 ч. 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится исключительно к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, данный вопрос не может решаться единолично одним жильцом без учета решений общего собрания собственников дома и закрепленных договором правоотношений с утвержденной платой за ремонт и иные услуги по обслуживанию дома.
Согласно части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в силу части 1 статьи 56 данного Кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Таким образом, на истце и на ответчике в равной степени лежало бремя доказывания выдвигаемых ими доводов и возражений.
Вместе с тем, стороной истца доказательств о необходимости проведения работ по текущему ремонту в виде окрашивания металлической входной двери входа в подъезд № дома не представлено, какой либо аварийной ситуации, требующей немедленного устранения, судом не установлено.
Анализируя указанные выше нормы закона, а также представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца Чигрина В.В. об обязании ответчика произвести работы по текущему ремонту жилого дома в виде окрашивания металлической двери входа в подъезд № дома как не основанных на законе.
Доводы истца Чигрина В.В. о ненадлежащем обслуживании ООО «Святогор» многоквартирного жилого дома, равно как и указывающих на незаконность действий ответчика по делу своего подтверждения не нашли. Действия ООО «Святогор» не противоречат действующему законодательству.
То обстоятельство, что в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела управляющая организация выполнила часть работ, заявленных истцом в иске, на правильность выводов суда не влияют.
Поскольку в удовлетворении основного требования истцу Чигрину В.В. отказано, следовательно, не имеется оснований и для взыскания с ООО «Святогор» компенсации морального вреда, поскольку нарушения прав истца при обслуживании многоквартирного дома судом не установлено,
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 103, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
в удовлетворении исковых требований Чигрина Валерия Валерьевича к обществу с ограниченной ответственностью «Святогор» об обязании провести работы по текущему ремонту жилого дома, компенсации морального вреда и взыскании штрафа отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Климонтова
Решения судов по спорам с жилищно-коммунальными компаниями
В производстве суда находится гражданское дело по иску Чаловой О. Н. к АО «Ростовводоканал» об обязании произвести перерасчет платы за пользование коммунальными услугами. В обоснование иска указано, что на основании договора купли-продажи от . Ч.
Истец Рябчиков Е.А. обратился в суд с иском к ООО «Жилищно-коммунальная система» о возмещении материального ущерба. В обоснование исковых требований указал, что 19.02.2017г. Безуглов Д.В., которому доверено управление принадлежащим ему автомобилем.
Источник