- Срок службы дизель-генератора: чем определяется и как сэкономить моторесурс?
- Как определяется срок службы ДЭС
- Классификация ДЭС по условиям эксплуатации
- Оценка моторесурса
- Как продлить срок службы дизельного генератора
- 7 секретов увеличения срока службы дизельной электростанции
- 1. Как часто нужно проводить техническое обслуживание?
- 2. Зачем проводить техническое обслуживание, если электростанция стоит в резерве и не эксплуатируется?
- 3. Зачем заказывать профессиональное проведение пусконаладочных работ?
- 4. Как увеличить срок службы электростанции до капитального ремонта?
- 5. Какой ЗИП необходим для обслуживания?
- 6. Стоит ли заключать сервисный контракт?
- 7. Как уменьшить стоимость владения ДЭС и сократить риски наступления ремонта?
- Выбираем дизельные генераторы: какой двигатель лучше?
- 1. Режим работы
- 2. Конструкция
- Простая
- Высокотехнологичная
- 3. Ресурс
- 4. Адаптированность к России
- 5. Топливная экономичность
- 6. Распространенность
- 7. Дополнительные преимущества
- Габариты
- Экологичность
- Внешний вид
Срок службы дизель-генератора: чем определяется и как сэкономить моторесурс?
Дизельные генераторы состоят из силовой установки (дизельный двигатель) и альтернатора (генератор переменного тока). Дизельные генераторы применяются в условиях недоступности электрических сетей или как аварийные агрегаты для обеспечения потребителей энергией на период перебоев в электроснабжении.
Как определяется срок службы ДЭС
В инструкции по эксплуатации указан моторесурс дизель генератора — это характерно для всех агрегатов. По мере износа комплектующие подлежат замене, эксплуатация агрегата продолжается.
Ограничением служит выход из строя блока цилиндров, который иногда также восстанавливается. Остальные элементы заменяются до установленных пределов. Для сопрягаемых пар разработан ряд ремонтных размеров, при превышении значения детали утилизируются.
В технической документации указаны конкретные сроки ремонтов и замены деталей. Срок эксплуатации дизельного генератора определяется, исходя из проводимых испытаний и расчетов износа для оптимальных условий эксплуатации.
Классификация ДЭС по условиям эксплуатации
Срок службы дизельной электростанции зависит от условий работы. Модели разделяются на три подгруппы и характеризуются износостойкостью узлов и деталей, следовательно, и ценой.
- ДЭС, предназначенные для аварийного электропитания, характеризуются моторесурсом 2 500 – 5 000 часов. Включаются автоматически или вручную при отсутствии напряжения в стационарной электросети. После выработки ресурса оборудование отправляется на капитальный ремонт.
- Агрегаты для резервного энергопитания рассчитаны на бесперебойную работу в течение 12 000 – 15 000 часов — это ориентировочно 1,5 — 2 года. По истечении срока регламентированной эксплуатации ДГУ подлежат капитальному ремонту, после которого готовы к дальнейшему применению.
- ДЭС постоянного использования эксплуатируются в течение 23 000 – 25 000 часов. После этого проводится капитальный ремонт с заменой изношенных узлов и деталей. До списания оборудования выполняются 2 – 3 капремонта.
Правильный выбор агрегата для решения поставленной задачи поможет сэкономить средства на приобретение и дальнейшее обслуживание ДГУ. Экономически целесообразно покупать мощную ДЭС для обеспечения резервного питания, когда отключение главных и вспомогательных потребителей может привести к аварии или человеческим жертвам (центры управления, медучреждения и др.). Эксплуатация оборудования с превышением нагрузки на постоянной основе приведет к частым поломкам и излишним затратам на ремонт. Срок полезного использования дизельной электростанции можно увеличить, выбрав подходящую модель и эксплуатируя агрегат на рекомендованных нагрузках (50% – 90% от номинальной).
Оценка моторесурса
Техническое состояние оборудования можно проконтролировать, изучив документацию проведенных ремонтов. В сопроводительных документах указываются наработанные часы узлов. На основании этих данных легко рассчитать время и объем следующего ремонта.
Проверка работающего агрегата проводится для определения степени износа групп механизмов.
- Косвенным критерием диагностики работы ДГУ можно считать температуру выхлопных газов при выходе из рабочих цилиндров. Для контроля можно применять как стационарные, так и мобильные (дистанционные) термометры. Максимальная температура указана в инструкции по эксплуатации. Постепенно нагружая ДГУ контролируются параметры выхлопных газов. При критических значениях фиксируется полезная нагрузка — этот показатель и будет допустимым.
- О работе топливной системы и цилиндропоршневой группы судят по цвету выхлопных газов. Черный свидетельствует о снижении работоспособности топливного комплекса, голубой — об избытке смазывающего масла, а белый — о попадании в цилиндр охлаждающей жидкости.
- Применение электронного оборудования при диагностировании крупных дизельных установок дает точную картину состояния узлов. На современных агрегатах такая диагностика выполняется периодически для контроля основных и вспомогательных параметров.
Поскольку ДЭС используется в условиях отсутствия электроснабжения от общей электросети, ее эксплуатация связана со значительными материальными затратами. Электроэнергия, полученная таким образом, является одним из самых дорогих генерируемых ресурсов.
Затраты на эксплуатацию включают стоимость расходных элементов (фильтров, приводных ремней и др.), заменяемых деталей и узлов, ГСМ, но основная статья расходов — это топливо.
Стоимость электроэнергии можно рассчитать, разделив мощность на объем использованного топлива. Умножив это значение на стоимость, получим сумму в денежном эквиваленте. Моточасы на дизельгенераторе играют важную роль в определении экономической эффективности. С увеличением износа деталей показатель падает.
Как продлить срок службы дизельного генератора
Срок безаварийной эксплуатации новых ДГУ составляет в среднем 2 — 5 лет (15 000 – 25 000 м/ч до первого капремонта). Чтобы увеличить ресурс дизельного генератора, необходимо следовать рекомендациям производителя.
- Не нагружать оборудование выше указанных в документации параметров.
- Во время эксплуатации установки следует контролировать рабочие параметры, особенно давление масла и температуру охлаждающей жидкости.
- Следить за уровнем рабочих жидкостей и при необходимости пополнять емкости.
- Использовать масла, рекомендованные заводом-производителем.
- Топливо должно соответствовать рекомендованным параметрам загрязненности и обводненности. Если они превышены, топливо следует предварительно очищать.
Необходимо проводить регламентированное ТО. Его этапы указаны в специальных картах.
Источник
7 секретов увеличения срока службы дизельной электростанции
1. Как часто нужно проводить техническое обслуживание?
Периодичность технического обслуживания ДЭС привязана к регламенту проведения обслуживания, пожалуй, самой важной составляющей ДЭС, ее сердца – дизельного двигателя. В зависимости от модели и марки дизельного двигателя, техническое обслуживание проводится с периодичностью от 125 до 600 моточасов наработки, в строгом соответствии с технической документацией завода-производителя. Если же ДЭС не нарабатывает межсервисный интервал (например, эксплуатируется в режиме резервного источника электроэнергии), то техническое обслуживание необходимо проводить не реже 1 раза в 12 месяцев. Всегда нужно помнить, что помимо обслуживания дизельного двигателя, регламентные работы обязательно необходимо выполнять по электрической части ДЭС и остальным ее компонентам.
2. Зачем проводить техническое обслуживание, если электростанция стоит в резерве и не эксплуатируется?
Во-первых, для того, чтобы ДЭС беспроблемно запустилась в любой момент, необходимо минимум 2 раза в месяц осуществлять ее принудительный запуск на 5-10 минут (желательно под нагрузкой). Это необходимо, чтобы избежать заклинивания трущихся соединений механизмов двигателя и их корродирования (при длительном простое в двигателе может образовываться конденсат).
Во-вторых, если ДЭС долгое время не запускается, технологические жидкости в дизельном двигателе окисляются, теряют свои эксплуатационные свойства и становятся непригодными для эксплуатации.
3. Зачем заказывать профессиональное проведение пусконаладочных работ?
Правильно произведенные пусконаладочные работы (ПНР) позволят в дальнейшем избежать многих проблем с эксплуатацией ДЭС. По статистике нашего Сервисного центра, неквалифицированное подключение и запуск в эксплуатацию ДЭС быстро приводит к появлению проблем в работе станции и уменьшает ее срок службы в среднем на 10-15%.
4. Как увеличить срок службы электростанции до капитального ремонта?
У генераторов на базе отечественных двигателей ресурс до капитального ремонта обычно составляет 10 000 моточасов. Хотя есть неоднократные примеры беспроблемных наработок по 15-20 тысяч моточасов – все зависит от качества обслуживания и квалификации персонала. У станций на европейских и американских двигателях вообще не существует понятия «капитальный ремонт». Для них используется термин «ресурс полезного использования» либо «заявленный срок службы», который может достигать 40 000-60 000 моточасов в зависимости от двигателя в составе ДЭС.
Однако эти цифры не означают, что станция отработает не меньше указанных значений. Это лишь расчетное значение, которое показывает, сколько должна отработать станция при строгом соблюдении руководства по эксплуатации, регламента технического обслуживания с использованием качественных ГСМ и оригинальных расходных материалов. Только при соблюдении указанных правил и привлечении к его обслуживанию квалифицированных специалистов дизель-генератор прослужит вам действительно долго.
5. Какой ЗИП необходим для обслуживания?
Любая дизельная электростанция обязательно требует проведения технического обслуживания с заменой расходных материалов и регулировками. Чтобы заранее иметь все необходимое для своевременного проведения технического обслуживания ДЭС в полном объеме, а также проведения мелкого текущего ремонта, мы рекомендуем приобретать комплекты ЗИП (запасные части, инструменты, принадлежности). Очень важное значение имеет оригинальность расходных материалов и приспособлений. Так, применение неоригинальных фильтров на дизельном двигателе может привести к быстрому выходу его из строя, а как следствие – всей электростанции.
6. Стоит ли заключать сервисный контракт?
При заключении сервисного контракта в рамках одного договора возможна поставка ЗИП, ремонт, плановое и внеплановое проведение технического обслуживания. Имея на руках такой договор, вы всегда сможете рассчитывать на оперативное прибытие квалифицированных специалистов Сервисного центра со всем необходимым инструментом, запчастями и расходными материалами. Сервисный контракт – это когда вы просто занимаетесь своим делом и не думаете об эксплуатации вашей ДЭС.
7. Как уменьшить стоимость владения ДЭС и сократить риски наступления ремонта?
После того как вы определились с целями и задачами, для которых приобретаете электростанцию и получили ее к себе на предприятие, выполняйте следующие простые советы:
— Доверяйте эксплуатацию станции только обученному персоналу.
— Осуществляйте тестовый запуск раз в месяц.
— При проведении ТО используйте только оригинальные расходные материалы и технические жидкости.
— При первых пусках не перегружайте станцию, дайте ей пройти период “обкатки”.
— Следите за чистотой самой станции и в пространстве около нее, не разливайте дизельное топливо и масло, остерегайтесь пыли. Соблюдайте технику безопасности.
Эти простые правила позволят увеличить срок службы вашей станции. При возникновении вопросов обращайтесь в Сервисный центр Компании Дизель, всегда будем рады оказать грамотную техническую консультацию.
Источник
Выбираем дизельные генераторы: какой двигатель лучше?
Скоро на вашем объекте появится автономный источник энергии – дизель-генератор. Вы уже на полпути к покупке. Но в процессе подбора энергоустановки возник резонный вопрос – какой двигатель должен стоять в ее составе?
Универсального ответа на этот вопрос не существует. У каждого дизельного двигателя есть свои плюсы и минусы. Ни одна, даже самая респектабельная, марка, не является исключением. Выбирая электростанцию по двигателю, не стоит ориентироваться исключительно на громкое имя или страну происхождения. Не стоит также делать ставку на высокую или низкую цену. Ваше решение должно основываться на целом ряде критериев. Мы поделимся лишь некоторыми из них – самыми основными.
1. Режим работы
Автономное производство энергии служит разным целям: постоянно снабжать объект электричеством, запитать его в случае аварии, дублировать основной источник энергии или сгладить пики потребления нагрузки. Двигатель для дизельной электростанции стоит выбирать исходя из цели , которую преследуете вы.
Существует несколько режимов работы дизель-генераторов. Мы выделили основную характеристику двигателя, которая потребуется, чтобы справится с каждым из них. Производители двигателей обычно рекомендуют модели, подходящие для того или иного режима. При этом учитывайте, что некоторые марки хороши на малых мощностях, другие – на средних, третьи – на больших.
ESP (Emergency Standby Power)
резервно-аварийный режим
Электростанция включается только в случае внезапного исчезновения энергии в основной сети.
Двигатель должен уметь безопасно и быстро принимать нагрузку.
LTP (Limited Time Power)
режим ограниченной по времени мощности
Энергоустановка страхует сеть от кратковременных блэкаутов. Двигатель в ее составе способен принять максимум нагрузки единовременно.
Двигатель должен быть способен принять 100% нагрузки единовременно.
PRP (Prime Power)
режим основной мощности
Дизель-генератор работает постоянно не на полную мощность или используется как дополнительный источник в энергоемких отраслях промышленности.
Двигатель должен длительное время работать без сбоев.
COP (Continuous Power)
режим длительной мощности
Энергоустановка принимает на себя всю нагрузку во время длительных или часто повторяющихся перебоев в энергоснабжении, особенно на объектах, связанных с транспортом, компьютерной техникой, безопасностью государства.
Двигатель должен показать способность много часов безошибочно работать при полной нагрузке.
2. Конструкция
Простая
Не имеет в составе сложной автоматики.
Высокотехнологичная
Снабжена компьютерными мозгами, датчиками и полезными системами, вроде автоматической очистки клапанов.
Плюсы. Элементарное обслуживание и ремонт таких двигателей под силу каждому, кто разбирается в механике.
Плюсы. Двигатели умеют полностью самостоятельно регулировать свою работу.
Минусы. Простая конструкция не предусматривает никаких дополнительных систем, способствующих продлению жизни двигателя. А также ограничивает вас в возможностях контроля за параметрами его работы.
Минусы. Слишком «навороченные» двигатели часто имеют свойство капризничать по пустякам. А обслужить умный двигатель без подготовки не получится — помощь квалифицированного специалиста обязательна.
Резюме. Двигатели простой конструкции подойдут для работы в отдаленных северных поселках и котельных, на промышленных, сельскохозяйственных и горнодобывающих объектах.
Резюме. Электростанции на сложных двигателях идеальны для объектов транспорта, городской инфраструктуры (офисов, больниц), телекоммуникации (серверов, баз данных) Им не место в глубокой глуши — там, где не будет оказано должного профессионального внимания.
3. Ресурс
Чтобы электростанция прослужила вам дольше, жизнеспособность двигателя не должна подвергаться сомнению. Существует ресурс, заложенный производителем. То время, которое двигатель способен проработать до капитального ремонта. Но эта цифра рассчитана для идеальной среды, создать которую в реальности получается редко. Ведь продолжительность жизни двигателя зависит от условий эксплуатации, топлива, которое вы будете использовать, работы в нештатных режимах, своевременного технического обслуживания. Тем не менее, часть параметров, определяющих долговечность двигателя, вполне реально проверить еще до покупки.
Отсутствие конструкторских недоработок
Не важно, какая технология положена в основу двигателя: новейший проект или традиционная схема. Главное, чтобы разработкой этой технологии занимались профессионалы. Только продуманная система работает, как надо. Узнайте, как обстоят дела с инжинирингом у компании-производителя дизельного двигателя.
Какие компоненты использованы в составе двигателя? Где были произведены блок цилиндров, поршневая группа, топливный насос, турбокомпрессор? Проверьте, что производитель имеет дело только с оригинальными частями и новейшими материалами. Тогда они не подведут в процессе работы.
Отсутствие производственных дефектов – серьезный показатель долговечности двигателя. Обратите особое внимание на то, где, на каких станках и в каких условиях происходит сборка двигателя.
Хорошо если в механизме газораспределения предусмотрены гидротолкатели клапанов и гидронатяжители цепи. Они способствуют снижению ударных нагрузок и продлению жизни мотора.
Недостаточная жесткость блока цилиндров или небольшая производительность маслонасоса влияет на ресурс двигателя не в лучшую сторону.
Отклонение в процессе производства от геометрических особенностей, заложенных инженерами, недопустимо. Оно может повлечь за собой лишние вибрации и повреждения даже износостойких деталей двигателя.
4. Адаптированность к России
Некоторые регионы нашей страны по своему климату и бытовым условиям впору считать экстремальными. Между тем, автономные источники энергии требуются и там тоже. Поэтому, если вы собрались использовать дизель-генератор на суровом Севере или в безлюдной тайге – узнайте, готов ли двигатель к испытаниям. Для этого он должен обладать тремя незаменимыми характеристиками.
Найти в отдаленных регионах рекомендованное производителем топливо бывает крайне затруднительно. Приходится выходить из положения, и заливать то единственное, что доступно. Но дизельное топливо, выпускаемое в России, по многим параметрам не соответствует европейским стандартам (цетановое число, содержание серы). Как отнесется двигатель к такому питанию? Некоторые моторы, особенно иностранные, крайне чувствительны к загрязнению механическими частицами, водой, посторонними химическими элементами. Топливо низкого качества очень быстро приводит к коррозии и выводит весь агрегат из строя. Поэтому выбирайте двигатель, который без колебаний примет любую предложенную солярку или заранее проверьте, сможете ли обеспечить снабжение двигателя жидкостями должного уровня.
Тяжелые условия эксплуатации снижают ресурс и приводят к ускоренному износу поршневой группы. Как поведет себя двигатель в этой ситуации? Потребует ремонта или наотрез откажется работать? В российской действительности благоразумнее отдать предпочтение тому двигателю, чей ремонт не потребует особых навыков и не повлечет длительного простоя оборудования. К тому же, если вы вынуждены использовать некачественное топливо, приготовьтесь часто менять элементы фильтрации топлива и регулировать необходимые узлы. Лучше научиться справляться с этим самостоятельно и отказаться от моделей, которые снабжены топливными насосами высокой точности.
Безопасность запуска двигателя стремится к нулю, когда за окном -50. Хотя, конечно, само исполнение дизельного агрегата (утепленный контейнер и предпусковой подогреватель) поможет справиться с погодными ненастьями. Но для двигателя нахождение на морозе само по себе не должно стать шоком. В этом случае хорошо, если среди его технических характеристик упомянут мягкий зимний запуск.
5. Топливная экономичность
Абсолютное большинство владельцев ДГУ предпочитает экономить на производстве энергии. Поэтому одно из главных требований, предъявляемых к электростанции, – бережливость. Хотя на эту характеристику сильно влияют конструкция установки, условия и режимы эксплуатации, обеспечить экономичность сможет именно правильно выбранный двигатель. Советуем уже на этапе первого знакомство с ним обратить внимание на следующие показатели. Учитывайте, что их замеряют не при полной, а при 50-75% нагрузке на двигатель.
Количество часов, которые сможет проработать двигатель на одной заправке.
Чем выше эта цифра, тем лучше.
Количество топлива, расходуемого за час работы.
Чем ниже эта цифра, тем лучше.
6. Распространенность
Известность — не всегда результат доблести. Но иногда все же широкая популярность может стать преимуществом. Хотя бы тогда, когда марка двигателя хорошо известна:
Электростанция работает эффективно, когда эффективно работает ее двигатель. Чтобы не терять полезные Джоули, лучше выбирать те двигатели, которые были собраны с учетом всех потерь, возможных в энергоустановке. Обращайте внимание на то, как часто используется та или иная марка в составе автономных источников энергии, а лучше – присмотритесь к образцам, спроектированным специально для работы в составе дизель-генераторов. С такими двигателями установка с большей вероятностью будет работать на максимум.
В вашей сфере деятельности
У двигателей, давно представленных на рынке, репутация уже сформирована. Есть марки, зарекомендовавшие себя в службе на нефтяных разработках, на железной дороге, в сельском хозяйстве, на морских судах. Считается, что их характеристики отлично подходят для решения конкретных отраслевых задач. Уделяйте больше внимания тем двигателям, которые принято использовать в вашей сфере деятельности.
В вашем парке техники
Если электрогенератор для вас — очередной экземпляр в целой коллекции техники, то неплохо будет подумать о взаимозаменяемости запчастей внутри парка. Единая марка двигателя на всех агрегатах позволит вам экономить на обслуживании: общаться с одной сервисной командой, держать при себе запас ходовых запчастей, использовать одинаковое топливо. Вообще, если вы давно и хорошо знакомы с тем или иным двигателем, то наверняка заходите увидеть его и в составе дизель-генератора.
В сервисных компаниях
Своевременные диагностика, техническое обслуживание и устранение неисправностей должны стать правилом при общении с дизель-генератором. Эти процессы проходят гладко, если достаточное количество сервисных организаций в курсе, как устроен двигатель вашей установки. Узнайте заранее, сколько авторизованных центров находится поблизости и не являются ли запчасти для выбранной марки большой редкостью на российских просторах.
7. Дополнительные преимущества
Если основные рабочие критерии у нескольких моделей двигателей кажутся одинаковыми, то в поле зрения попадают другие не обязательные, но полезные особенности. Иногда именно они могут стать решающим аргументом в деле выбора. Но чаще все же рассматриваются как приятный бонус.
Габариты
Небольшие размеры двигателя — это плюс. Они обеспечат достаточно пространства внутри электростанции для проведения технических работ или установки дополнительного оборудования. Если к тому же речь идет о моделях большой мощности — это еще и показатель конструкторского мастерства создателей двигателя.
Экологичность
Tier 3 и Евро 5 — это стандарты, регулирующие чистоту и токсичность выхлопных газов. Обратите внимание на двигатели, соответствующие этим показателям, если собираетесь использовать дизельную установку в населенных пунктах, природных заповедниках, охранных зонах или просто беспокоитесь о защите окружающей среды.
Внешний вид
Иметь дело с техникой, внешний вид которой оставляет желать лучшего, неприятно. Пусть даже с ее рабочими свойствами все в порядке. Поэтому если вам не нравится перспектива регулярно наблюдать неаккуратные швы и дефекты покраски, выбирайте образцы, у которых в этой области все безупречно.
Теперь вы знаете, что двигатель, на базе которого собран дизель-генератор, определяет все основные рабочие характеристики энергоустановки. Поэтому к его выбору стоит отнестись с особенной внимательностью. Мы подсказали вам, на каких критериях разумнее всего строить этот процесс. Надеемся, эти советы помогут найти тот самый двигатель, который лучше всего подходит именно для вашего случая. Удачи!
Приложение. Характеристика некоторых двигателей, использующихся в составе ДГУ (дата исследования — 2015 год)
Источник