В школе собирают деньги на ремонт. Это законно?
На родительском собрании снова просят сдать деньги на нужды класса. Покрасить стены, купить тетради, новые маркеры, тряпки, оплатить труд рабочих — выливается в красивую сумму. А что, деньги из бюджета не выделяют? Как разобраться с добровольно-принудительными сборами, рассказывает юрист Юлия Лапина.
Вопрос. Мы пришли в школу, а нам говорят, что в классе нужно сделать ремонт. Учительница готова этим заниматься, но стены нужно покрасить, купить новые парты, все вымыть. Либо делать своими силами, либо нанимать рабочих, что, естественно платно. То есть вопрос, будем мы это делать или нет, не ставится. А имеет ли школа вообще право собирать деньги на устройство кабинета?
Ответ. Конституция РФ предоставляет каждому ребёнку право получить среднее школьное образование бесплатно. Это значит, что вы не должны платить:
- за учебники и, внимание, рабочие тетради к ним;
- за ремонт школы, класса;
- за приобретение школьного инвентаря;
- и прочие расходы, которые обязана нести сама школа.
Это по закону. На практике же всё иначе. Родители должны потратить львиную долю своего бюджета на сборы ребёнка в школу — и позаботиться о том, чтобы класс был отремонтирован, они тоже вроде как должны. В противном случае всех несогласных ждёт порицание тех родителей, которые согласны на всё.
Не хочется быть «белой вороной»: а вдруг это отразится на ребёнке?
Но и платить тоже не хочется: на рабочие тетради к учебникам сдай немножко, на ремонт класса сдай немножко, на подарки учителям — и вот уже набегает приличная сумма. А если в семье не один школьник?
Школы получают финансирование из бюджета. Из него платится зарплата учителям, закупается мебель, ремонтируется школа. Или не ремонтируется, и тогда выделенные средства плавно перетекают в графу «Экономия», из которой в конце года формируется так называемая тринадцатая зарплата.
Что не так с начальной школой и как изменить её к лучшему? Отвечает педагог и директор
Получается, что школа экономит, а расплачиваются родители. Несправедливо, правда? Кроме того, и незаконно!
Запрет на какие-либо сборы в школах и детских садах закреплён в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе № 273 «Об образовании в РФ». Если родители желают оказать материальную помощь школе, то руководство школы должно создать специальный расчётный счёт для благотворительных взносов и принимать денежные средства только через заключение договора на благотворительность. Повторяю — это дело сугубо добровольное. В большинстве случаев сборы на нужды класса или школы происходят не напрямую от руководства школы, а через родительский комитет.
В нашей стране не существует ни одного правового акта, который обязывал бы сдавать деньги в родительский комитет
Как не платить ненужные сборы и при этом не стать заложником ситуации?
Прийти на приём к директору школы и поинтересоваться, выделило ли государство деньги на ремонт школы в этом году, далее попросить бюджет за прошлый год и смету на текущий (по факту школа должна раскрывать свою финансовую отчётность на официальном сайте).
Если для директора такое намерение покажется жалобой или некорректным поведением, можно аргументировать так: «Это не жалоба, а желание помочь. Если потребуется, я могу написать обращение в Комитет по образованию о том, что школе требуется ремонт. Могу в Роспотребнадзор и в Санэпидемслужбу написать о том, что в таких условиях детям учиться невозможно. Их здоровье в неотремонтированном помещении может точно пострадать. А без парт сидеть просто нельзя!»
Как выбрать школу для будущего первоклассника: программы, рейтинги, курсы подготовки
Побеседуйте с родителями из вашего класса, лучше с каждым по отдельности. Обычно в группе большинство поддерживает позицию лидера, и неважно при этом, согласны они с ним или нет. Когда вы будете один на один, это поможет объяснить родителю, что сборы незаконны, что школе деньги на ее нужды выделяются в обязательном порядке, что классную очень жаль, но школа сама должна решать насущные материальные вопросы. Заручитесь поддержкой большинства. Поверьте, в наше нестабильное время найдется мало желающих тратиться на то, на что и так выделяются средства из бюджета.
Если всё же миром решить вопрос не удалось, переходим к плану Б — жалобе в департамент образования при администрации района или в прокуратуру района
Нужно описать ситуацию; если боитесь негативной реакции и влияния такого действия на ребенка, стоит вписать требование о неразглашении информации о заявителе.
Если на вас начнёт давить родительский комитет, напомните им про уголовную ответственность за вымогательство. Скажите, что все разговоры о понуждении к сборам вы записываете на диктофон. И, кстати, родительский комитет с его решениями не имеет никакой юридической силы.
Фото: Shutterstock / Коллаж: Вика Шибаева для «Мела»
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Источник
Конспект родительского собрания на тему «Бережём школьное имущество»
Конспект родительского собрания студентки 4 «Г» группы
Цель: повышение педагогической грамотности родителей в области воспитания у детей бережного отношения к школьному имуществу.
1. Образовательная: повысить ответственность родителей за воспитание у детей ответственности, бережности по отношению к школьному имуществу.
2. Развивающая: развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения.
3. Воспитательная: развивать доброжелательные отношения между родителями, воспитывать чувство любви и уважения к своему ребенку.
Оборудование: презентация, карточки (с проблемой, причинами, путями решения), фломастеры, памятки.
Этапы родительского собрания
Мотивация родителей на работу.
-Добрый день, уважаемые родители!
-Я рада приветствовать вас в нашей школе.
— Начать нашу встречу я бы хотела со слов замечательного писателя Роберта Фулема. Он говорил: «Не тревожься о том, что дети тебя никогда не слушают; тревожься о том, что они всегда за тобой наблюдают».
-Как вы понимаете его высказывание?
— И внимание, которое вы уделили сегодняшней нашей встрече, говорит о том, что вам не безразлично воспитание наших детей.
— Сегодня мы поговорим о порче школьного имущества детьми.
— Какую цель поставим перед собой?
— Спасибо за ваши предположения, я с вами согласна.
Цель нашей встречи: повышение педагогической грамотности родителей в области воспитания у детей бережного отношения к школьному имуществу.
— Не столько важно, чтобы дети слушались тебя, нужно показывать им правильное поведение личным примером
Родители выдвигают предположения
Познакомить родителей с темой собрания.
-У нас в школе произошла такая ситуация.
-Учитель увидела, что ученик канцелярским ножом вырезает на парте свои инициалы.
-Подумайте в группах, как будет звучать проблема, которую мы сегодня будем решать на родительском собрании.
-Но для начала вспомним, что такое проблема.
-В словаре Ожегова проблема-это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования .
Напоминаю, что проблема должна начинаться со слова «почему». Итак, на работу вам 1 минута.
— Спасибо, за работу. Объединив все ваши варианты, у нас может получиться такая проблема.
Проблема: Почему ученик портит школьное имущество? (вывешиваю проблему на доску – в виде песочных часов)
— Вы согласны с формулировкой проблемы? Хорошо.
— Я бы хотела вам привести данные, которые были получены в ходе исследования в нашей школе.
50 учащимся начальных классов было задано 4 вопроса на которые дети доложены были ответить.
Я бы хотела обратить ваше внимание на следующие вопросы:
1. Рисовал ты в классе: на стульях, партах?
На этот вопрос 30 опрашиваемых ответили да.
2. На вопрос «Хотите ли вы чтобы в вашем классе была чистота?» Все дети ответили положительно.
3. На вопрос «Как вы относитесь к сломанной мебели в школе?» Почти 20 учеников ответили, «плохо», 10 учеников «безразлично»
4. Сделаете ли вы замечание тому кто портит имущество школы. 20 учеников ответили «да»
— Таким образом, можем сделать вывод, что данная проблема актуальна для нашей школы.
— Для решения этой проблемы предлагаю вам воспользоваться методом «Песочные часы».
-Сейчас я вам предлагаю выявить возможные причины, почему в школе возникла такая проблема.
-Я предлагаю вам подумать и написать возможные причины на песчинках.
-Будем работать в паре. Напоминаю пишем крупными печатными буквами, разборчиво. На работу вам 2 минуты
-Я вижу вы уже готовы поделиться со своими ответами. Вывесите их на доску, в верхнюю часть песочных часов. Итак, у нас вышли такие причины:
1) недостаточное воспитание в семье
2)привлечение внимания (демонстративное поведение)
3) применение канцелярских принадлежностей не по назначению
-Хорошо, я согласна с вашими причинами и исходя из них выявите возможные пути решения. К каждой причине по 2-3 пути решения. На работу 3 минуты
— Напишите их на песчинках и прикрепите в нижнюю часть песочных часов.
· Классный час «Школа — наш 2 дом»
· Родительское собрание на тему «Береги школьное имущество»
· Беседа с родителями ребенка
· Индивидуальная беседа с психологом
· Организация игр на сплочение
· Дать детям роль ответственных за сохранность мебели в кабинете в самоуправлении класса
· Инструктаж «Правильное использование канцелярских принадлежностей»
· Родительское собрание «Принадлежности к школе»
· Классный час «Используй по назначению»
-Посмотрите на наши часы, можем сделать вывод, что при правильном подходе к проблеме, причины всегда перетекают в пути решения, безвыходной ситуации не бывает.
Источник
Могут ли родители собрать родительское собрание сами по поводу ремонта класса.
Могут ли родители собрать родительское собрание сами по поводу ремонта класса.
Ответы на вопрос:
Могут ли родители собрать родительское собрание сами по поводу ремонта класса
Мы не пригласили на собрание администрацию, чтобы не выглядело это поборами, но нас обвиняет управление образования, что мы не имеем права без администрации решать такие вопросы.
Ответы на вопрос:
В ст. 44 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» перечислены права и обязанности родителей обучающихся:
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Возможно, локальными нормативными актами школы предусмотрена обязанность родителей приглашать администрацию на родительское собрание по вопросу ремонта. Ознакомьтесь с этими правилами.
Источник