С т а н д а р т ОАО «РЖД» ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ Общее руководство по ремонту
1 Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» С т а н д а р т ОАО «РЖД» СТО РЖД ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ Общее руководство по ремонту Москва 2006 I
2 Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Проектно-конструкторско-технологическим бюро по вагонам — филиалом ОАО «РЖД» 2 ВНЕСЕН 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением ОАО «РЖД» от 07 июня 2006 г. 1145р 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Учетный регистрационный номер 2006 ОАО «РЖД», Воспроизведение и /или распространение настоящего стандарта, а также его применение сторонними организациями осуществляется в порядке, установленном ОАО «РЖД» II
3 С т а н д а р т О А О «Р Ж Д» ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ Общее руководство по ремонту Дата введения Область применения Настоящий стандарт распространяется на ремонт электрических машин электропоездов и является основополагающим техническим документом при производстве ремонта электрических машин электропоездов в депо и на ремонтных заводах. Он определяет порядок ремонта тяговых электродвигателей и вспомогательных электрических машин, устанавливает виды ремонта и объем работ при каждом виде ремонта, а также объем испытаний электрических машин после их ремонта. Ремонтные размеры деталей, узлов электрических машин и электрических машин в целом устанавливаются нормами допусков и износов, изложенных в приложениях стандарта для каждого типа электрической машины и вида ее ремонта. В приложениях стандарта указан перечень основных действующих Правил, инструкций и инструктивных указаний, прилагаются материалы по техническим данным электрических машин. 2 Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие документы в области стандартизации: ГОСТ ССБТ. Машины электрические вращающиеся. Требования безопасности ГОСТ ССБТ. Процессы производственные ГОСТ Машины электрические вращающиеся. Общие технические условия ГОСТ Машины электрические вращающиеся тяговые ГОСТ Машины электрические вращающиеся. Общие методы 1
4 испытаний ГОСТ Механические вибрации некоторых видов машин с высотой оси вращения 56 мм и более ГОСТ Входной контроль продукции. Основные положения 3 Общие положения 3.1 Стандарт разработан на основе согласованной открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») технической документации на электрические машины. 3.2 Стандарт является обязательным для работников связанных с ремонтом электрических машин электропоездов. Все разрабатываемые технологические инструкции и другие ремонтные документы должны полностью соответствовать настоящему стандарту. 3.3 Взаимоотношения между ремонтными заводами и управлениями железных дорог (депо) по вопросам заводского ремонта электрических машин электропоездов, планам ремонта, гарантийной ответственности за произведенный ремонт определяются «Основными условиями ремонта и модернизации локомотивов, моторвагонного подвижного состава, узлов и агрегатов на ремонтных заводах МПС» (далее — Основные условия ремонта) (п.1 табл. С.1 приложения С). 3.4 Стандарт устанавливает планово-предупредительную систему и объемы ремонта электрических машин электропоездов. 3.5 Стандарт распространяется также на ремонт электрических машин; вышедших из строя из-за повреждений при эксплуатации. Вид ремонта таких машин устанавливается в зависимости от их пробега от начала эксплуатации или предыдущего ремонта, а также характера повреждения их узлов и деталей. 4 Организация ремонта 4.1 Виды ремонта Тяговые электродвигатели и вспомогательные электрические машины электропоездов должны периодически в плановом порядке подвергаться текущему ремонту ТР-3 (далее ТР-3) в депо, среднему ремонту (далее — СР) и капитальному ремонту (далее — КР) на ремонтных заводах. По отдельным указаниям ОАО «РЖД» допускается производство средних и капитальных ремонтов электрических машин в депо Последовательность указанных видов ремонта электрических машин в одном цикле от начала эксплуатации (далее — НЭ) или 2
5 ремонта до ремонта устанавливается следующая: НЭ (или КР) ТР-3 СР ТР-3 КР В среднем, между видами ремонта электрических машин электропоездов, в каждом интервале цикла устанавливается норма пробега в 300 тыс.км. Последовательность видов ремонта и нормы пробегов между ремонтами для отдельных типов машин могут изменяться в соответствии с указаниями ОАО «РЖД» Норма пробега электрических машин от указанной средней величины может отклоняться в сторону уменьшения или увеличения на 20 %. Это позволяет обеспечить совпадение межремонтных пробегов электрических машин в соответствии с регламентированной нормой пробега между ремонтами электропоездов, на которых эти машины установлены В тех случаях, когда на ремонтные заводы поступают электрические машины с пробегом (в пределах от 600 тыс. км + 20 % до 1200 тыс. км минус 20 %, вид ремонта (СР или КР) им должен назначаться по состоянию и согласовываться с ОТК завода и инспекцией ОАО «РЖД». При поступлении на завод электрических машин с пробегом от начала эксплуатации или предыдущего планового заводского ремонта менее 350 тыс. км ремонт магнитной системы должен производиться по техническому состоянию. 4.2 Организация ремонта Детали и узлы электрических машин, замененные новыми или отремонтированными, должны соответствовать нормам (приложения А Ж) Детали и узлы электрических машин, имеющие износы или повреждения, восстановление которых не предусмотрено требованиями стандарта для выполняемого в соответствии с пробегом вида ремонта, ремонтировать согласно требованиям стандарта для более высокого вида ремонта (вместо ТР-3 СР или КР, вместо СР КР). На заводах перевод электрических машин в целом или их остовов и якорей в более высокий вид ремонта допускается по представлению подразделения, отвечающего за определение объема работ и согласованию с ОТК В случаях, когда отдельные нормативы и требования по ремонту деталей и узлов электрической машины не отражены в стандарте, директору завода (главному инженеру), начальнику депо или его заместителю совместно с ОТК и инспектором ОАО «РЖД» предоставляется право под личную ответственность самостоятельно устанавливать их, исходя при этом из технической целесообразности и безусловного обеспечения безопасности движения электропоездов Выпускаемые из ремонта электрические машины должны иметь остовы и якоря, прошедшие одинаковый вид ремонта. Допускается сборка машин из остовов и якорей разного вида ремонта с разницей не более чем на 3
6 один уровень Ремонт электрических машин производить в соответствии с утвержденными чертежами. При ремонте электрических машин выполнять все работы по переделке и усилению отдельных их узлов и деталей в соответствии с чертежами на модернизацию и указаниями ОАО «РЖД». Электрические машины со сроком службы более 25 лет могут ремонтироваться в соответствии с утвержденными ОАО «РЖД» техническими условиями, дополняющими требования стандарта по указаниям ОАО «РЖД» Изготавливаемые узлы и детали электрических машин должны соответствовать техническим условиям и чертежам, согласованным с ОАО «РЖД» на изготовление новых машин. Отдельные детали, предназначенные для установки в ремонтируемые электрические машины, могут иметь размеры в соответствии с нормами допусков и износов (вал, подшипниковый щит и др.) при обеспечении установленных натягов с сопрягаемыми деталями Все отремонтированные или изготовленные узлы и детали перед сборкой машин или перед сдачей на склад, а также электрические машины после сборки должны быть проверены и испытаны в соответствии с установленными нормами, для чего заводы и депо должны иметь соответствующие стенды, приборы, приспособления и инструмент Ответственные детали электрических машин подлежат неразрушающему контролю (в дальнейшем «НК») по перечню и в сроки согласно приложению Р. Кроме того, директора заводов и начальники депо обязаны вводить временно или постоянно контроль деталей, в которых наблюдается появление дефектов. Изготовленные детали и узлы электрических машин маркировать согласно чертежам В процессе ремонта производственные мастера соответствующих цехов и участков должны принимать от бригадиров и исполнителей работы по ремонту и сборке узлов электрических машин. Мастер или бригадир должен участвовать при выполнении следующих работ: а) разборке машин, дефектации остовов, подшипниковых щитов, щеткодержателей, подшипников, полюсных катушек, якорей и вентиляторов; б) проверке остовов и подшипниковых щитов; в) проверке полюсных катушек и сердечников; г) монтажу и проверке катушек в остове; д) проверке щеткодержателей и кронштейнов; е) проверке якорей; ж) сборке сердечников якорей и коллекторов; и) проверке сборки электрических машин; к) проверке комплектности машин, исправности их деталей и электрических машин в целом после ремонта и испытаний. 4
7 Начальники цехов завода (мастера депо) обязаны лично принимать не менее 10 % суточной продукции и предъявлять отремонтированные узлы, якорь, остов и в целом машину приемщику локомотивов (для депо), ОТК завода и инспектору ОАО «РЖД» Предъявление собранной электрической машины из ремонта приемщику локомотивов (для депо), ОТК завода, инспектору ОАО «РЖД» производить до окраски, после испытания, отделки и устранения всех обнаруженных дефектов при осмотре. Приемка электрической машины оформляется актом приемки за подписями начальника цеха, начальника ОТК, инспектора ОАО «РЖД» или мастера депо и приемщика локомотивов Гарантийные сроки службы на электрические машины устанавливаются в соответствии с Основными условиями ремонта (п.1 табл. С.1 приложения С) Узлы и детали, поступившие в ремонт, после разборки и очистки осмотреть. Запись необходимого ремонта электрической машины с указанием фактического состояния ее элементов заносится в ремонтный лист или журнал электромашинного цеха. При отсутствии отдельных узлов и деталей, выявленном в процессе приемки машины заводом или депо, а также об изношенных узлах и деталях, составляется акт за подписью представителя завода и ОТК завода. ОТК должен обеспечить контроль, согласно паспортным данным, за своевременной плановой заменой изоляции якорей и полюсных катушек электрических машин при ремонте Технологические процессы ремонта электрических машин, их узлов и деталей, а также испытания, проводимые после ремонта, должны соответствовать требованиям стандарта, и обеспечивать высокое качество ремонта Каждый случай выхода из строя электрической машины должен расследоваться руководителями депо в установленном ОАО «РЖД» порядке. При расследовании должны выявляться причины, повлекшие за собой повреждения электрической машины, разрабатываться и осуществляться организационно-технические мероприятия по устранению выявленных нарушений и предупреждению их в дальнейшем. При необходимости эта работа должна производиться с участием ремонтных заводов Материалы, полуфабрикаты и запасные части, применяемые при ремонте электрических машин, должны соответствовать стандартам и техническим условиям. На каждую партию материалов, полуфабрикатов и запасных частей, поступающих на завод или в депо должен быть сертификат соответствия или другой документ, подтверждающий качество продукции. Качество материалов, поступающих для ремонта электрических машин, 5
8 подвергать входному контролю в лабораториях в соответствии с требованиями ГОСТ Измерительные приборы, инструменты и устройства для проверки и испытания собранных электрических машин, узлов, деталей и материалов должны содержаться в постоянной исправности и подвергаться периодической калибровке в установленные сроки. Кроме того, приборы и меры по установленным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) перечню и срокам, должны проходить поверку. 5 Меры безопасности 5.1 Обеспечение безопасности производственных процессов производится в соответствии с ГОСТ Обеспечение безопасности труда при ремонте и испытании электрических машин должно производиться в соответствии с требованиями правил по охране труда (п.16 табл. С.1 приложения С). 5.3 Обеспечение безопасности при проведении сварочных работ должно производиться согласно инструкции (п.3 табл. С.1 приложения С). 5.4 Все электрическое оборудование (стенды, приспособления, шкафы, пульты и др.) электромашинного участка должно быть исправным, отвечать паспортным данным, надежно заземлено согласно правилам (п.8 табл. С.1 приложения С). 6 Общие требования к ремонту, транспортированию, хранению электрических машин 6.1 Оформление сопроводительной документации и транспортирование Электрические машины отправлять в ремонт, очищенными снаружи от грязи, комплектно, в собранном виде без подмены деталей. Фланцы муфт тяговых электродвигателей должны быть сняты с валов якорей Электрические машины отправлять в ремонт на завод с техническими паспортами и заявкой на ремонт. В техническом паспорте указать данные о выполненном пробеге от начала эксплуатации и между ремонтами, о проведенных ранее ремонтах и модернизации, о неисправностях электрической машины, если они имели место, а также о причинах отправки машины в ремонт. 6
9 Паспорта, пришедшие на завод и имеющие исправления с нарушениями, считать недействительными и заменить дубликатами. Запрещается отправка электрических машин в ремонт без технических паспортов. В исключительных случаях, при утере технического паспорта, дубликат оформлять в депо или на заводе на основании первичных данных депо, направившего электрическую машину в ремонт. На запрос завода начальник депо, отправивший машину в ремонт, обязан в суточный срок письменно сообщить требуемые данные. После ремонта, телеграмму с первичными данными ремонтное предприятие (завод, депо) прилагает к дубликату паспорта. При отсутствии данных о пробеге электрических машин после ремонта разрешается вид ремонта устанавливать по их техническому состоянию После ремонта оформленный технический паспорт вместе с электрической машиной отправить в депо. В паспорте должна быть сделана запись о виде произведенного ремонта и модернизации. В случае установки нового вала в паспорте должны делаться соответствующие отметки. К паспорту должны прилагаться протоколы испытаний электрической машины Ответственность за сведения, указанные в паспорте, несут производственный мастер и мастер ОТК После снятия неисправной электрической машины, а также после сдачи ОТК отремонтированной машины необходимо: а) смазать консистентной смазкой обработанные, но не окрашенные наружные поверхности; б) обернуть упаковочным материалом, предохраняющим от воздействия влаги, концы валов и закрепить шпагатом; в) плотно закрыть и запереть крышки коллекторных люков; г) закрыть вентиляционные отверстия и люки машин заглушками; д) закрепить между собой и подвязать выводные провода При транспортировании электрические машины должны быть защищены от попадания влаги, загрязнения, механических повреждений и хищений После транспортирования отремонтированных электрических машин в депо, а также перед их установкой на подвижной состав убедиться в отсутствии поврежденных частей и деталей. Необходимо проверить: а) комплектность; б) чистоту машины снаружи и внутри; в) сопротивление изоляции, которое должно быть не менее 3 МОм в холодном состоянии, в противном случае изоляцию сушить; г) чистоту коллекторов, конусов коллекторов, изоляторов и кронштейнов щеткодержателей; д) исправность щеткодержателей, правильность их установки; 7
10 е) состояние щеток, их притирку и нажатие на коллектор; ж) работу машины на холостом ходу. Электрические машины, техническое состояние которых удовлетворяет соответствующим требованиям стандарта, разрешается устанавливать на электропоезда. 6.2 Общие требования к ремонту электрических машин Поступившие в ремонт электрические машины продуть сухим сжатым воздухом под давлением кпа (2-3 кгс/см²). Очистку тяговых электродвигателей в собранном виде производить в моечных установках, в которых в качестве моющей жидкости использовать средства, предназначенные для обмывки изоляции. При использовании других моющих средств принять меры, исключающие попадание жидкости внутрь двигателя. Разрешается очистка машин с помощью скребков, обтирочного материала. Запрещается разборка и ремонт неочищенных электрических машин Выпрессовку и запрессовку подшипниковых щитов, роликовых и шариковых подшипников производить с помощью специальных приспособлений, прессов, индукционных нагревателей или отжимных болтов с равномерным давлением, без перекосов, ударов и повреждений. Запрещается поднимать и передвигать катушки полюсов машин за выводные провода Проходные отверстия под болты и заклепки при относительном их смещении в соединяемых деталях, не допускающем постановку болта соответствующего размера, исправлять рассверловкой или развертыванием, либо заваривать и вновь просверливать При креплении деталей электрических машин запрещается оставлять или устанавливать вновь болты и гайки, имеющие разработанную, сорванную или забитую резьбу, забитые грани головок или трещины. Резьбу болтов, гаек и отверстий для крепления полюсных сердечников, подшипниковых щитов, кронштейнов щеткодержателей, вентиляторов, нажимных шайб коллекторов, кронштейнов подвески проверять резьбовыми калибрами степени точности 7Н и 8g Подшипниковые щиты устанавливать в горловины остова с натягом Подшипниковые щиты должны плотно прилегать к торцовой поверхности остова, общая длина местных неплотностей допускается не более одной восьмой длины окружности. Задиры, заусенцы и забоины на привалочных и посадочных поверхностях не допускаются Радиальный и осевой зазоры в подшипниках должны находиться в пределах норм (приложения А Ж) Ремонт подшипников производить согласно инструкции (п.4 табл. С.1 приложения С). 8
11 6.2.9 Консистентную смазку в подшипники закладывать между роликами и сепаратором, а также между сепаратором и буртами наружного кольца. Внешнее лабиринтное уплотнение и камеру подшипникового узла с каналом заполнять смазкой полностью; вторую камеру заполнять от одной до двух третей ее объема (на одну треть, если она меньше, на две трети, если она больше первой камеры и на одну вторую — при камерах равного объема). Внутреннее уплотнение промазать смазкой. Атмосферные камеры и каналы продуть, смазкой не заполнять Щеткодержатели установить так, чтобы расстояние от них до рабочей поверхности коллектора и до петушков было выдержано согласно нормам, а щетки в обоих крайних положениях якоря оставались на рабочей части коллектора В случаях, когда после настройки коммутации и установки щеток на «нейтраль» возникает необходимость замены кронштейнов (пальцев) или щеткодержателей, производить подбор их по установочным размерам, обеспечивая установку щеток на прежнее место на коллекторе В процессе сборки или на собранной электрической машине необходимо проверять: а) радиальные зазоры в роликовых подшипниках; б) разбег якоря в осевом направлении; в) зазоры между щетками и щеткодержателем; г) равномерность расстановки щеток по окружности коллектора и нажатие на щетки; д) расстояние от корпуса щеткодержателя до рабочей поверхности коллектора; е) зазор между петушками коллектора и щеткодержателем (при наибольшем смещении якоря в сторону щеткодержателя); ж) биение коллектора; и) расстояние по диаметру между серединами сердечников полюсов и расстановку полюсов по окружности якоря; к) положение отверстий под болты кронштейнов относительно осей полюсов тяговых двигателей (при необходимости); л) наличие зазора между щитами и крышками подшипниковых щитов при роликовых подшипниках; м) зазоры между крышкой подшипникового щита и упорной втулкой, между крышкой подшипникового щита и лабиринтным кольцом; н) плотность прилегания подшипниковых щитов к остову; п) торцовое биение подшипников тяговых двигателей; р) прочность крепления болтовых соединений; с) натяг и прочность крепления вентилятора; т) соответствие концов выводных проводов отметке на корпусе. 9
12 После приемки электрических машин головки полюсных болтов, где это предусмотрено конструкцией, залить расплавленной компаундной массой или герметизировать другим материалом, согласно утвержденной документации. На выводные провода машин надеть защитные рукава согласно чертежу. Окрашивание поверхности электрической машины производить согласно чертежу После испытания электрической машины добавить смазку в подшипниковую камеру через трубки маслоподачи по норме добавления в эксплуатации. 6.3 Общие требования по производству сварочных работ Все сварочные работы при ремонте деталей и узлов электрических машин выполнять согласно инструкции (п.3 табл.с.1 приложения С) Сварочные работы должны выполняться сварщиками, выдержавшим периодические испытания и имеющими квалификационный разряд, соответствующий разряду работ Электроды и присадочные материалы, применяемые для сварочных работ при ремонте электрических машин, должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов и технических условий Заварку трещин и вварку вставок на остовах электрических машин, подшипниковых щитах и других деталях производить с учетом уже имеющихся подобных исправлений на данной детали. Для этого, наряду с проверкой частей и деталей машины, надлежит руководствоваться данными технического паспорта Ремонтируемые наплавкой детали электрических машин по наплавляемым поверхностям доводить до размеров новой детали или до ремонтных размеров, с обеспечением восстановления натяга между сопрягаемыми деталями (приложения А Ж) Замену литых и штампованных деталей электрической машины деталями сварной конструкции, а также крепление деталей приваркой, если это не предусмотрено чертежами машины или стандартом, производить только в соответствие с чертежами утвержденными ОАО «РЖД» Детали электрических машин перед сваркой должны иметь температуру, соответствующую температуре помещения, в котором производят сварочные работы, но не ниже температуры + 5 ºС Чисто обработанные поверхности деталей и изолированные части электрических машин, расположенные вблизи места сварки, при ее выполнении, закрывать асбестовым листом или другим подобным материалом во избежание попадания на них брызг расплавленного металла или касания электродом. При сварочных работах не допускать соприкосновение изолированных узлов и деталей с нагреваемым металлом. 10
13 6.3.9 Запрещается производство сварочных работ: а) при несоответствии типа электродов требованиям инструкции или установленной технологии; б) при несоответствии температуры цеха установленным требованиям или наличии сквозняков; в) при неправильной подготовке и разделке швов перед их сваркой; г) если на место сварки попадают вода или масло; д) вблизи свежеокрашенных частей машины, когда краска (лак) еще не высохли; е) при неисправности изоляции токоподводящих проводов; ж) без выполнения мер, предотвращающих прохождение сварочного тока через подшипники качения ремонтируемой машины Сварку обмоток с петушками коллектора производить согласно чертежам и в соответствии с технической документацией, согласованной в установленном порядке. 6.4 Общие требования по сушке и пропитке обмоток электрических машин Перед пропиткой лаком или компаундом якорь, остов, статор с обмоткой, моноблоки, снятые полюсные катушки очистить от загрязнений и высушить. Сушку, пропитку и окраску обмоток производить согласно требованиям чертежей и инструкции (п.5 табл. С.1 приложения С) Сушку обмоток производить в печах с циркуляцией и притоком нового воздуха По окончании установленного времени сушки обмоток сопротивление изоляции проверить мегомметром. Минимальное сопротивление изоляции обмотки якоря, полюсных катушек и компенсационной обмотки (установленных в остове), после пропитки и сушки должно быть, при температуре от плюс 130 до плюс 135 ºС, не ниже 1 МОм. При меньшем сопротивлении изоляции сушку продолжить до получения сопротивления изоляции указанной величины. Запрещается пропитка лаком или компаундом обмоток электрических машин, не прошедших сушку в установленном режиме Полюсные и компенсационные катушки, моноблоки полюсов пропитать в компаунде или лаке в нагретом состоянии. Неснятые катушки тяговых электродвигателей пропитать, наполняя остов лаком, уровень которого должен быть выше катушек Пропитку якорей производить в вертикальном положении в нагретом состоянии. Уровень лака при пропитке не должен доходить до петушков коллектора. Данное требование не распространяется на двухколлекторные якоря Пропитанные якоря и катушки не должны иметь воздушных мешков. Пропитка должна быть сквозной, без скопления непросохшего лака. После пропитки и сушки якорь и катушки покрыть электроизоляционной 11
14 эмалью Поверхность изоляционного конуса коллектора должна быть запечена и покрыта ровным слоем без подтеков электроизоляционной дугостойкой эмалью согласно требованиям чертежа Электроизоляционные лаки, компаунды и эмали, используемые для пропитки и покрытия якорей, полюсных катушек и компенсационных обмоток, должны соответствовать классу нагревостойкости применяемых изоляционных материалов и требованиям чертежей или согласованы для применения ОАО «РЖД» для данного типа электрических машин Находящийся в баках пропиточный лак или компаунд ежедневно перед применением, а также после добавления составляющих компонентов, контролировать по внешнему виду с проверкой вязкости. Не реже одного раза в неделю проверять пропитывающую способность компаундов и количество основы в пропиточном лаке. Контрольные испытания лаков и компаундов, применяемых при ремонте электрических машин, проводить не реже одного раза в месяц на соответствие требованиям стандартов и инструкций Режимы сушки и пропитки обмоток контролировать соответствующими контрольно-измерительными приборами с регистрацией времени сушки, температуры, разрежения, давления и сопротивления изоляции обмоток. Значения показателей записывать на ленте или в специальном журнале. 7 Текущий ремонт (ТР-3) электрических машин 7.1 Общие положения Текущий ремонт (ТР-3) предназначен для восстановления основных эксплуатационных характеристик электрических машин и поддержания их работоспособности в эксплуатации. Текущий ремонт производится после демонтажа электрических машин с электропоезда. Текущий ремонт предусматривает поддержание электрической прочности изоляции машин, проверку, ревизию, дефектацию и ремонт узлов и деталей с доведением их размеров до установленных норм При текущем ремонте должны быть выполнены следующие обязательные работы: а) разборка электрической машины; б) проверка электрической части остова, в том числе межкатушечных соединений и выводных проводов, крепления полюсных сердечников, правильности установки главных и добавочных полюсов и посадки катушек; 12
15 в) сушка пропитка обмоток якорей и статоров, полюсных и компенсационных катушек, с последующим покрытием их электроизоляционной эмалью для электрических машин: 1) состояние которых требует замены бандажей, крепящих обмотку якорей; 2) сопротивление изоляции которых после сушки не соответствует установленным нормам. Пропитку якорей при втором условии производить без замены бандажей и клиньев. Обмотки якорей и статоров, полюсных и компенсационных катушек машин, пропитанные лаками и компаундами, не имеющие указанных выше повреждений, не пропитывать, а покрыть электроизоляционной эмалью согласно инструкции (п.5 табл. С.1 приложения С); г) проверка и ремонт механической части остова (статора) и его деталей; д) обточка, продорожка и шлифовка коллектора; е) ревизия и ремонт подшипниковых узлов, щеткодержателей и их кронштейнов, крышек люков и крепежных деталей; ж) испытания и окраска электрических машин. 7.2 Остова (статоры) и полюсы После очистки и продувки произвести проверку электрической и механической частей остова (статора) Привалочные поверхности вентиляционных окон и коллекторных люков очистить от забоин и заусенцев. Неисправные вентиляционные сетки, а также сетки с размерами ячейки менее 1,5 мм, заглушки и решётки вентиляционных отверстий, козырьки, крышки коллекторных люков ремонтировать, негодные заменить. После ремонта крышки коллекторных люков должны плотно прилегать к остову, легко сниматься и устанавливаться. Прокладки, уплотнения должны быть надежно закреплены на крышках. Внутреннюю поверхность крышек коллекторных люков покрыть электроизоляционной эмалью. Убедиться, что запоры обеспечивают плотное закрытие крышек; при необходимости запоры ремонтировать Осмотреть горловины остова под подшипниковые щиты, проверить диаметр, овальность и конусность горловин. Диаметр горловин под подшипниковый щит определять как полусумму двух диаметров, измеренных по двум взаимно перпендикулярным осям На остове разрешается заварка трещин: а) от отверстий под болты для крепления подшипниковых щитов к кромке якорной горловины; б) у коллекторного люка или вентиляционного окна длиной не более l50 мм и не выходящих на ярмо остова; 13
16 Трещины разделать и заварить, места заварки зачистить, на рабочих поверхностях обработать заподлицо Главные и добавочные полюсы остова осмотреть, проверить исправность их крепления, целостность изоляции и соответствие нормам активного сопротивления обмоток постоянному току. Проверить отсутствие межвитковых замыканий в катушках полюсов Проверить затяжку полюсных болтов ключом и постукиванием молотком. Негодные полюсные болты (оборванные, с изношенными или забитыми гранями головок, с трещинами и т. д.) заменить; ослабленные болты вывернуть и проверить. Пружинные шайбы при смене болтов проверить, негодные заменить. Установка пружинных шайб под головки болтов обязательна. Крепление полюсных болтов производить при подогретых до температуры от плюс 70 до плюс 100 ºС катушках. Головки полюсных болтов, там, где это предусмотрено, залить компаундной массой или другим материалом согласно чертежу Ослабленные диамагнитные угольники, пружинные фланцы и диамагнитные прокладки с трещинами заменить. Выпуск из ремонта полюсных сердечников с поврежденной резьбой не допускается Проверить прочность посадки катушек главных и добавочных полюсов, компенсационных обмоток на сердечниках. Проверку производить при затянутых полюсных болтах по видимым следам смещения (натертость, зашлифованность на пружинных фланцах и поверхности катушек, ослабление диамагнитных угольников на сердечниках добавочных полюсов, наличие ржавчины, трещин между сердечником и катушкой при изоляции «Монолит» и др.), отстукивая по фланцам молотком. Разрешается производить уплотнение полюсных катушек на сердечниках и компенсационных обмоток в пазах прокладками из материала, соответствующего класса нагревостойкости, а также путем набивки между катушкой и сердечником пропитанного эпоксидным компаундом асбестового шнура с последующим покрытием стыков эпоксидным компаундом Неисправные катушки полюсов и компенсационных обмоток (повреждена изоляция) снять с остова и ремонтировать Проверить расстояние по диаметру между серединами сердечников полюсов (межполюсное расстояние) и расстановку полюсов по окружности на соответствие нормам (приложения А Ж). Проверить состояние выводов катушек главных и добавочных полюсов на отсутствие повреждений изоляции, трещин и других дефектов Контактные соединения в цепи полюсов испытать на нагрев двойным часовым током в течение от 3 до 10 мин. (в зависимости от типа двигателя). Надежность контактов определять, сравнивая температуру нагрева различных соединений или по изменению показаний амперметра при покачивании соединений рукой. В соединении с признаками 14
17 неудовлетворительного контакта (перегрев) между наконечниками необходимо снять изоляцию Кабельные наконечники, имеющие признаки перегрева разъединить, зачистить и облудить, а контактные поверхности проверить на плотность прилегания. Негодные наконечники, болты, гайки заменить. Наконечники между собой должны иметь прочное соединение и надежный контакт. Провода, имеющие обрыв жил свыше 10 %, заменить или ремонтировать с перепайкой наконечников Выводные провода и межкатушечные соединения изолировать согласно чертежу. Изолированная часть должна быть плотной и не иметь признаков сползания изоляции провода. С заземляющих проводов снять изоляцию на расстоянии 50 мм от места крепления в остове. Ослабленные бандажи крепления соединений и проводов к скобам остова и между собой заменить Поврежденную изоляцию проводов и межкатушечных соединений восстановить. Восстановление изоляции выводных проводов разрешается, если участок повреждения находится не ближе 200 мм от выводной коробки или остова электрической машины. Восстанавливать поврежденную изоляцию проводов лентой из натуральной резины и лакотканью. Для этого поврежденную изоляцию провода вырезать, по краям срезая на конус на расстоянии от 20 до 25 мм Новую изоляцию накладывать плотно без морщин с перекрытием половины ширины ленты последовательно от одного края вырезанной части к другому. Общая толщина наложенных слоев должна быть не менее толщины основной изоляции. Сверху последнего (лакотканевого) слоя укладывать с перекрытием половины ширины два слоя прорезиненной изоляционной ленты, перекрывающих нижележащие слои и покровную изоляцию от 5 до 10 мм. Разрешается изолировать провода без натуральной резины при применении лакоткани Крепление проводов в остове должно быть прочным и исключать возможность вибрации, истирания с повреждением изоляции, а также напряженного состояния мест соединений. Укреплять провода крученым шпагатом с обязательной дополнительной изолировкой в местах их крепления. Запрещается изгибать провода ближе 50 мм от наконечника и применять для бандажей и крепления проводов в остове киперную и другие ленты, способные вытягиваться Выводную коробку открыть, очистить от загрязнений, осмотреть все детали Негодные изоляторы, (оплавления, сколы и трещины) заменить. Неисправные контактные зажимы, шины, болты, пружины и лепестковые 15
18 шайбы, крышки и уплотнения вводных кабелей ремонтировать, негодные заменить. Обеспечить надёжность уплотнения выводной коробки Выводные шины, имеющие признаки перегрева в месте контакта, отсоединить, зачистить и облудить. Контактные поверхности зажимов очистить от окисной пленки. При необходимости изоляцию шин заменить. Окрасить электроизоляционной эмалью шинный монтаж и внутренние поверхности выводной коробки Провода плотно укрепить в выводных коробках остова и в клицах кронштейна на остове согласно требованиям чертежа. Негодные резиновые втулки (механические повреждения, слабая посадка на проводе или в отверстии остова) заменить. Защитные рукава на выводных проводах должны быть целыми, надежно закрепленными и уплотненными на конце провода и у выводной коробки остова Сушку, пропитку и покрытие эмалью катушек полюсов и компенсационных обмоток производить в остове без их снятия. После пропитки и сушки, нагретые катушки и провода покрыть электроизоляционной эмалью согласно чертежу. Снятые катушки ремонтировать, а затем до постановки в остов пропитать в компаунде или лаке и покрыть электроизоляционной эмалью Лаки, компаунды, эмали должны соответствовать классу нагревостойкости примененных в катушках изоляционных материалов, согласно требованиям чертежей Убедиться в отсутствии сдвига сердечника статора, при необходимости закрепить сердечник штифтами согласно требованиям чертежей При ремонте статоров асинхронных электродвигателей производить проверку крепления обмоток в пазах, а также к специальным кольцам, если они предусмотрены конструкцией. Выпуск электродвигателей с ослаблением статорных обмоток в пазах или в креплениях их лобовых частей запрещается Подшипниковые щиты после очистки проверить. Забоины и задиры на привалочных и посадочных поверхностях зачистить. Подшипниковые щиты, имеющие сквозные радиальные трещины или трещины, ведущие к отколу лабиринтных буртов или привалочной части, а также с трещинами, затрагивающими более 20 % сечения, заменить Отверстия и трубки для смазки подшипников в щитах и крышках щитов прочистить, пробки плотно пригнать к отверстиям. Воздушные (дренажные) каналы в подшипниковых щитах и каналы регулятора подачи смазки продуть сжатым воздухом. Пропитанные войлочные уплотнения установить в лабиринты плотно, так чтобы они выступали из пазов. 16
19 Разрешается: а) производить наплавку изношенных, посадочных поверхностей подшипниковых щитов с последующей обточкой и пригонкой к горловине остова и обеспечением натяга согласно нормам (приложения А Ж). При этом проверку и обработку привалочных и посадочных поверхностей выполнять с одной установки; б) восстанавливать наплавкой или постановкой специальных вварных втулок поврежденные отверстия для болтов крепления подшипниковых щитов и кожухов с последующей их рассверловкой и нарезкой резьбы Внутреннюю поверхность подшипниковых щитов со стороны якоря окрасить электроизоляционным лаком или эмалью. 7.3 Якорные подшипники Проверку и ремонт подшипников производить в соответствии с требованиями инструкции (п.4 табл. С.1 приложения С). Все детали подшипников тщательно очистить и обеспечить предохранение их от загрязнения и коррозии Роликовые и шариковые подшипники подвергнуть визуальному контролю: а) осмотреть всю поверхность каждого ролика (шарика); б) проверить состояние сепаратора, заклепок; в) проверить состояние колец и их беговых дорожек по всей длине При разборке подшипников все ролики и кольца подвергнуть НК в соответствии с инструкцией (п.6 табл. С.1 приложения С), с последующим размагничиванием Внутренние кольца роликовых подшипников подвергнуть НК согласно инструкции (п.6 табл. С.1 приложения С) и при их исправности и нормальной посадке с вала якоря не снимать Негодные роликовые и шариковые подшипники (предельные износы рабочих поверхностей, трещины и изгибы сепаратора и его шайб, раковины, выкрашивание, трещины или отколы роликов, шариков и колец) заменить. Неисправные подшипники (заедания, повышенный шум при вращении, ослабленные или сорванные заклепки) ремонтировать с полной разборкой согласно инструкции (п.4 табл. С.1 приложения С) Допускается восстановление натяга внутренних колец на валу нанесением слоя электролитического железа, цинка, клея или герметика, разрешенного к применению ОАО «РЖД». Толщина слоя цинка, клея или герметика должна быть не более 0,2 мм на сторону, железа не более 0,5 мм. 7.4 Якорь и ротор Убедиться, что в обмотке якоря отсутствуют межвитковые замыкания, проконтролировать целостность обмотки импульсной установкой или другим равноценным методом. Проверить качество пайки обмотки в коллекторе методом падения напряжения. Разница между максимальными и 17
20 минимальными показаниями прибора не должна превышать 20 % значения Проверить состояние бандажей и клиньев. Замене подлежат стеклобандажи, при отстукивании которых молотком массой 200 г возникает глухой звук вследствие отслоения бандажа от якорных катушек, а также стеклобандажи, имеющие ожоги дугой высокого напряжения, расслоения, поперечные трещины, надрывы и вырывы отдельных волокон или полосок по окружности, разрушения волокон нитей на кромках бандажей, трещины во всю толщину стеклобандажа. Допускается считать стеклобандаж исправным: а) при наличии продольных (вдоль волокон) трещин шириной не более 0,5 мм, длиной до 300 мм и глубиной до 1 мм; б) продольных (вдоль волокон) трещин у кромки бурта задней нажимной шайбы шириной 0,5 мм и глубиной до 3 мм; в) если глухой звук при отстукивании молотком массой 200 г возникает на длине до одной трети окружности бандажа. При укладке нового бандажа из стеклобандажной ленты подложить под него прокладку из электрокартона напротив шпоночного паза на конце вала для защиты обмотки от повреждений при снятии бандажа. Поврежденный бандаж резать только в том месте, где уложена прокладка. При наложении бандажа руководствоваться п и п стандарта Вентиляторы якорей осмотреть и проверить их крепление. При ослаблении болтов проверить плотность посадки вентилятора со снятием всех болтов. Предохранительные шайбы заменить. Негодные вентиляторы (ослаблена посадка, трещины, изломы лопастей) заменить, погнутые стальные вентиляторы разрешается выправлять и ремонтировать. Повреждённые сварные швы сварных вентиляторов восстановить сваркой. Посадку вентиляторов произвести с натягом, для чего предварительно нагреть до температуры от плюс 120 до плюс 150 ºС. До установки вентилятор должен быть статически отбалансирован Свободные концы валов электрических машин подвергнуть НК согласно инструкции (п.6 табл. С.1 приложения С). Не снятые внутренние кольца подшипников контролировать на валу Посадочные поверхности валов электрических машин разрешается восстанавливать вибродуговой наплавкой под слоем флюса согласно инструкции (п.3 табл. С.1 приложения С) или постановкой специальных втулок по чертежам, утвержденным ОАО «РЖД» При обработке шеек вала и других частей якоря на станке правильность установки вала проверить относительно наружной поверхности внутреннего кольца подшипника или шейки вала под это кольцо, биение которых не должно быть более установленной нормы. 18
21 Запрещается при обработке шеек вала оставлять на их поверхности отдельные риски от резца глубиной более 0,1 мм, а также допускать подрез галтелей радиусом менее установленным чертежом. Конус вала очистить от заусенцев и забоин. Площадь прилегания конусного кольцевого калибра должна быть не менее 65 % Шпоночные канавки очистить от заусенцев и забоин. Разрешается электронаплавка поврежденных шпоночных канавок с последующей обработкой или уширение их до 1 мм, а также выпиловка трещин в углах канавки при длине их до 10 мм и глубине до 5 мм Неисправную резьбу вала (повреждения, разработка) восстановить нарезкой резьбы ремонтного размера. Разрешается восстанавливать резьбовое отверстие электродуговой наплавкой с последующей обработкой и нарезкой резьбы номинального размера согласно чертежу Лабиринтные, уплотняющие и другие кольца при наличии трещин заменить. Натяг колец на валу должен соответствовать установленной норме. Не допускаются риски и царапины на рабочей поверхности уплотняющих и других колец, работающих совместно с резиновыми сальниками Разрешается восстанавливать электронаплавкой посадочные поверхности лабиринтных и упорных втулок Коллекторные болты должны быть хорошо затянуты и не должны вибрировать при отстукивании. Коллектор, имеющий ослабленные болты или нажимные гайки, нагреть, болты и гайки подтянуть. Подтяжку болтов производить плавно (не более чем на пол-оборота за один прием) с поочередным подвертыванием диаметрально противоположных болтов Рабочую часть коллектора измерить для определения износа по диаметру и проточить с минимальным снятием металла. На торцах коллекторных пластин тяговых двигателей и вспомогательных машин выполнить закругления радиусом 3 мм При обточке коллектора разрешается: а) углублять проточкой канавку у петушков до чертежного размера; б) заплавлять припоем по установленной технологии местные забоины на пластинах коллектора (о чем сделать отметку в техническом паспорте) При обточке коллектора запрещается: а) обтачивать петушки коллектора; б) опиливать рабочую поверхность коллектора; в) устранять местные забоины на пластинах глубиной более 0,5 мм обточкой коллектора Коллектор продорожить на глубину, согласно нормам. При продорожке коллектора запрещается: а) оставлять неподрезанную слюду у стенок пластин; 19
22 б) подрезать стенки пластин или наносить риски на рабочей поверхности коллектора; в) допускать подрезы или забоины на петушках; г) допускать уступы по длине рабочей части коллектора и на дне канавки После продорожки с кромок коллекторных пластин снять фаски по всей длине рабочей части, после чего произвести разделку ламелей с обеих сторон, зачистку заусенцев, и шлифовку коллектора бумагой, полотном с мелким стеклянным зерном или специальным бруском, либо произвести накатку. После обработки очистить коллектор жесткой волосяной щеткой, убедиться в отсутствии межвитковых замыканий с помощью импульсной установки Бандаж на переднем изоляционном конусе коллектора и передний торец коллектора очистить до удаления верхнего слоя лака, протереть чистыми сухими салфетками и покрыть электроизоляционной дугостойкой эмалью не менее двух раз до получения ровной глянцевой поверхности. Негодный ленточный бандаж (ослабление, размотка, вздутия, прожоги, поперечные трещины) заменить наложением стеклобандажной ленты с последующей запечкой или стеклянной ленты с промазкой между слоями изоляционным лаком. Не допускается оставлять щели и углубления между торцом коллектора и краем ленточного бандажа Сушку, пропитку и покрытие эмалью обмоток якорей производить в соответствии с инструкцией (п.5 табл. С.1 приложения С). После пропитки обмотки и обточки коллектора якорь динамически отбалансировать. Балансировку производить на балансировочных станках. Рекомендуется при балансировке устанавливать якоря на станке с опорой на внутренние кольца подшипников При ремонте расщепителей фаз, в случае обрыва не более трех смежных или пяти расположенных в разных местах стержней пусковой или рабочей обмотки, разрешается восстановление их разделкой с последующей заваркой. При обрыве большего количества стержней заменить их В каждом случае после замены или заварки стержней ротор динамически отбалансировать. При осевом перемещении верхней «беличьей клетки» уплотнение последней производить рихтовкой торцовых колец. 7.5 Траверсы, кронштейны и щеткодержатели Снятую траверсу и ее детали после очистки проверить. При необходимости ремонтировать. Износы поверхностей траверсы под стопорные планки и фиксаторы; устранить путем наплавки и последующей обработки. 20
23 Траверсу и перемычки электрических машин покрыть электроизоляционной дугостойкой эмалью Проверить качество изолировки перемычек в местах крепления к скобам траверсы и в местах их выхода через окна; при необходимости заменить перемычки (из кабеля или шины) и изоляционные прокладки Сопротивление изоляции кронштейнов щеткодержателей, измеренное мегаомметром, должно быть не менее 100 МОм. Кронштейны щеткодержателей, имеющие пониженное сопротивление изоляции, просушить до получения сопротивления указанной величины. Неисправные кронштейны (низкая изоляция, пробой изоляции, ослабленные пальцы, трещины, излом корпуса, повреждение резьбовых отверстий) ремонтировать или заменить Неисправную резьбу гребенки кронштейна (механические повреждения не более 20 % площади) ремонтировать (восстановить расчисткой впадин). Корпус кронштейна окрасить электроизоляционной дугостойкой эмалью Негодные изоляторы кронштейнов (трещины, сколотые края, поврежденная глазурь) заменить. Разрешается оставлять изоляторы, имеющие точечные повреждения глазури от воздействия брызг расплавленного металла. Неисправные изоляторы (ослабленные на пальцах) ремонтировать (перепрессовать с наложением дополнительной изоляции). Напрессованный изолятор и изоляция должны быть ниже торца пальца от 0,5 до 3,0 мм. После напрессовки изолятора на палец кронштейна торцовые части изолятора заполнить пластмассой АСТ-Т или эпоксидным компаундом Проверить состояние шпилек для крепления щеткодержателей. Негодные шпильки (механические повреждения резьбы) заменить. Проверить резьбу для крепления перемычек траверс Пальцы кронштейна ремонтировать по утвержденной технологии Пальцы кронштейнов из прессовочного материала АГ-4 очистить шлифовкой, нагреть до + 70 С и пропитать лаком ГФ-95 или ФЛ-98 с запеканием лаковой пленки в печи при температуре от плюс 120 до плюс 130 С в течение 5 часов. В обгоревших местах зачистку произвести на глубину не менее 1мм после снятия обожженного слоя Пальцы кронштейнов после ремонта испытать на электрическую прочность изоляции переменным током 50 Гц в течение 1 мин. напряжением, превышающим на 20 % испытательное напряжение, установленное для проверки отремонтированной электрической машины после ремонта Щеткодержатели разобрать, все детали их очистить от загрязнений и проверить. Корпус щеткодержателя очистить от оплавлений. 21
24 Неисправные детали (трещины, износ более нормы и другие дефекты) восстановить или заменить исправными Разрешается заварка трещин корпусов щеткодержателей газовой сваркой с разделкой их и предварительным подогревом. Заварка трещин у основания прилива для крепления щеткодержателя запрещается Гнезда для щеток, имеющие заусенцы, местные износы или непараллельность относительно поверхности гребенки, восстановить опиловкой с последующим доведением размеров до установленных норм. Разрешается восстанавливать изношенные гнезда гальваническим способом с последующей протяжкой, а также обжатием на специальном приспособлении по калибру При повреждении не более 20 % площади резьбы гребенки щеткодержателя разрешается гребенку восстанавливать расчисткой впадин. Запрещается восстанавливать гребенку путем снятия основного металла При наличии выработки отверстий в корпусе под оси пружин или храповиков более 0,5 мм отверстия заварить с одновременной заваркой отверстий под шплинты и последующей рассверловкой согласно чертежу Оси в местах посадки в корпус щеткодержателя не должны иметь выработку более 0,5 мм. Диаметр отверстий под шплинты должен соответствовать диаметру отверстий в корпусе. В противном случае ось заменить Пружины щеткодержателя проверить, величина нажатия пальцев щёткодержателя должна быть в соответствии с приложением А. Негодные пружины (трещины, ослабленные) заменить Проверить состояние шунтов и крепление их наконечников к контактным планкам и плоским пружинам. Разрешается оставлять гибкие шунты с обрывом не более 10 % жил при отсутствии следов их перегрева. Контактную планку шунта в месте соприкосновения со щеткой запилить. При износе более 10 % толщины контактной планки заменить ее Пальцы в собранном щеткодержателе при нормально натянутых пружинах не должны касаться боковых стенок окна щеткодержателя при новой и изношенной щетке. Поворот пальца вокруг оси должен проходить свободно, без заеданий. Нажатие пальцев щеткодержателя регулировать в пределах норм. Разница между значениями давлений на пальцы щеткодержателей, максимальным и минимальным, для одной электрической машины должна быть не более 10 % номинального значения. 7.6 Сборка электрических машин При сборке электрических машин все окрашенные части должны быть сухими. Якорь и остов внутри протереть чистой сухой салфеткой. 22
Источник